Меню

Навстречу солнцу ползет темная свинцовая туча 3 класс

Итоговая контрольная работа по русскому языку 2-4 кл
методическая разработка по русскому языку (2, 3, 4 класс)

Итоговая контрольная работа по русскому языку для 2-4 кл.

Скачать:

Вложение Размер
Контрольная работа по русскому языку 2 класс 14.59 КБ
Контрольная работа по русскому языку 3 класс 13.84 КБ
Контрольная работа по русскому языку 4 класс 17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Административная контрольная работа № 4 (2 класс)

Наступил июль. Стоит сильная жара. Ребята идут в лес. Рядом бежит собака Ласточка. Вот кусты малины. На кустах висят душистые ягоды. Маленькая Оленька любит малину. Вот и полная корзина ягод. Брат Никита несёт плетёную корзину. Сильная жара спала. Надвинулась большая тёмная туча. Пошёл дождь. Ребята быстро бегут к дому. (49с.)

Слова для справок: рядом, корзина.

  1. Разобрать по членам предложения, обозначить части речи:
    I вариант – 2 предложение,
    II вариант – 8 предложение.
  2. Запиши три словосочетания из текста: имя прилагательное + имя существительное.
  3. Подбери и запиши к словам: большой, грустный, тёплый –
    I вариант – антонимы,
    II вариант – синонимы.

Предварительный просмотр:

Административная контрольная работа №4 (3 класс)

В солнечное утро у пруда закуковала кукушка.

Деревья ещё не просохли от утренней росы. Откуковала кукушка. И вот весь сад засвистел, зашумел листьями.

Божьи коровки, птицы взялись за работу. Для птиц настала жаркая пора. С утра до позднего вечера пернатые несут корм в гнёзда.

В эти дни постарайся не гулять по лесу с собакой. Легко спугнуть птиц с гнезда. Погибнут от голода птенцы. (65 сл.)

1. Подберите однокоренные слова: роса, работа.

2. Разобрать слова по составу: засвистел, жаркая, листьями.

3. Первое предложение разберите по частям речи и членам предложения.

4. В последнем предложении укажите род, число, падеж имён существительных.

Предварительный просмотр:

Административная контрольная работа №4 (4 класс)

Навстречу солнцу ползёт чёрная туча. По ней красными зигзагами мелькает молния. Слышатся далёкие раскаты грома. Тёплый ветер гуляет по траве, гнёт деревья, поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь, и начнётся гроза. А тучи уже заволокли солнце.

Темнеет. Первые крупные и тяжёлые брызги ложатся на землю. Ветер утихает. Шумит только дождь, стучит мелкой дробью по сухой дороге. Сверкает молния. Раздаётся раскидистый удар. Вот гром утихает, и раскаты его слышатся издалека. Солнце показывается из-за облаков, заливает лес и поле солнечным светом. В тёплом воздухе пахнет черёмухой, медовой кашкой, ландышами.(90 сл.)

Слова для справок: на встречу , з и гзаг, зав оло кли, из-за, л о жатся.

1. Прочитайте и перед словами каждого ряда запишите слово, от которого образованы однокоренные слова. Выделите в каждом ряду слов ту значимую часть (или части) , с помощью которой образовались новые слова.

1в. (. )-печка, печурка, печник, печной.

2в. (. )-накормить, покормить, выкормить ,перекормить.

2. Прочитай слова и распредели их в группы по частям речи. Запиши слова каждой части речи с новой строки.

Победа, зеленеть, восемь, оно, на, весёлый, дружба, четыре, спать, сон, я, под , к, пятница, счастливый , жёлтый.

3.Подчеркни грамматическую основу (основы) предложения. Укажи падежи имён существительных.

1в. Ночью разлилась река и затопила прибрежный лес.

2в. На пригорке лесной опушки стояла избушка лесника.

Источник

Антон Чехов — День за городом: Рассказ

Девятый час утра.

Навстречу солнцу ползет темная, свинцовая громада. На ней то там, то сям красными зигзагами мелькает молния. Слышны далекие раскаты грома. Теплый ветер гуляет по траве, гнет деревья и поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь и начнется настоящая гроза.

По селу бегает шестилетняя нищенка Фекла и ищет сапожника Терентия. Беловолосая босоногая девочка бледна. Глаза ее расширены, губы дрожат.

— Дяденька, где Терентий? — спрашивает она каждого встречного. Никто не отвечает. Все заняты приближающейся грозой и прячутся в избы. Наконец встречается ей пономарь Силантий Силыч, друг и приятель Терентия. Он идет и шатается от ветра.

— Дяденька, где Терентий?

— На огородах, — отвечает Силантий.

Нищенка бежит за избы на огороды и находит там Терентия. Сапожник Терентий, высокий старик с рябым худощавым лицом и с очень длинными ногами, босой и одетый в порванную женину кофту, стоит около грядок и пьяными, посоловелыми глазками глядит на темную тучу. На своих длинных, точно журавлиных, ногах он покачивается от ветра, как скворечня.

— Дядя Терентий! — обращается к нему беловолосая нищенка. — Дяденька, родненький!

Терентий нагибается к Фекле и его пьяное, суровое лицо покрывается улыбкой, какая бывает на лицах людей, когда они видят перед собой что-нибудь маленькое, глупенькое, смешное, но горячо любимое.

— А-аа… раба божия Фекла! — говорит он, нежно сюсюкая. — Откуда бог принес?

— Дяденька Терентий, — всхлипывает Фекла, дергая сапожника за полу. — С братцем Данилкой беда приключилась! Пойдем!

— Какая такая беда? У-ух, какой гром! Свят, свят, свят… Какая беда?

— В графской роще Данилка засунул в дупло руку и вытащить теперь не может. Поди, дяденька, вынь ему руку, сделай милость!

— Как же это он руку засунул? Зачем?

— Хотел достать мне из дупла кукушечье яйцо.

— Не успел еще день начаться, а у вас уже горе… — крутит головой Терентий, медленно сплевывая. — Ну, что ж мне таперя с тобой делать? Надо идтить… Надо, волк вас заешь, баловников! Пойдем, сирота!

Терентий идет с огорода и, высоко поднимая свои длинные ноги, начинает шагать вдоль по улице. Он идет быстро, не глядя по сторонам и не останавливаясь, точно его пихают сзади или пугают погоней. За ним едва поспевает нищенка Фекла.

Путники выходят из деревни и по пыльной дороге направляются к синеющей вдали графской роще. К ней версты две будет. А тучи уже заволокли солнце и скоро на небе не остается ни одного голубого местечка. Темнеет.

— Свят, свят, свят, — шепчет Фекла, спеша за Терентием.

Первые брызги, крупные и тяжелые, черными точками ложатся на пыльную дорогу. Большая капля падает на щеку Феклы и ползет слезой к подбородку.

— Дождь начался! — бормочет сапожник, взбудораживая пыль своими босыми костистыми ногами. — Это слава богу, брат Фекла. Дождиком трава и деревья питаются, как мы хлебом. А в рассуждении грома ты не бойся, сиротка. За что тебя этакую махонькую убивать?

Ветер, когда пошел дождь, утихает. Шумит только дождь, стуча, как мелкая дробь, по молодой ржи и сухой дороге.

— Измокнем мы с тобой, Феклушка! — бормочет Терентий. — Сухого места не останется… Хо-хо, брат! За шею потекло! Но ты не бойся, дура… Трава высохнет, земля высохнет, и мы с тобой высохнем. Солнце одно для всех.

Над головами путников сверкает молния сажени в две длины. Раздается раскатистый удар, и Фекле кажется, что что-то большое, тяжелое и словно круглое катится по небу и прорывает небо над самой ее головой!

— Свят, свят, свят… — крестится Терентий. — Не бойся, сиротка! Не по злобе гремит.

Ноги сапожника и Феклы покрываются кусками тяжелой, мокрой глины. Идти тяжело, скользко, но Терентий шагает всё быстрей и быстрей… Маленькая, слабосильная нищая задыхается и чуть не падает.

Но вот наконец входят они в графскую рощу. Омытые деревья, потревоженные налетевшим порывом ветра, сыплют на них целый поток брызгов. Терентий спотыкается о пни и начинает идти тише.

— Где же тут Данилка? — спрашивает он. — Веди к нему!

Фекла ведет его в чащу и, пройдя с четверть версты, указывает ему на брата Данилку. Ее брат, маленький, восьмилетний мальчик с рыжей, как охра, головой и бледным, болезненным лицом, стоит, прислонившись к дереву, и, склонив голову набок, косится на небо. Одна рука его придерживает поношенную шапчонку, другая спрятана в дупле старой липы. Мальчик всматривается в гремящее небо и, по-видимому, не замечает своей беды. Заслышав шаги и увидев сапожника, он болезненно улыбается и говорит:

— Страсть какой гром, Терентий! Отродясь такого грома не было…

— А рука твоя где?

— В дупле… Вынь, сделай милость, Терентий!

Край дупла надломился и ущемил руку Данилы: дальше просунуть можно, а двинуть назад никак нельзя. Терентий надламывает отломок, и рука мальчика, красная и помятая, освобождается.

— Страсть как гремит! — повторяет мальчик, почесывая руку. — А отчего это гремит, Терентий?

— Туча на тучу надвигается… — говорит сапожник.

Путники выходят из рощи и идут по опушке к чернеющей дороге. Гром мало-помалу утихает, и раскаты его слышатся уже издалека, со стороны деревни.

— Тут, Терентий, намедни утки пролетели… — говорит Данилка, всё еще почесывая руку. — Должно, в Гнилых Займищах на болотах сядут. Фекла, хочешь, я тебе соловьиное гнездо покажу?

— Не трогай, потревожишь… — говорит Терентий, выжимая из своей шапки воду. — Соловей птица певчая, безгрешная… Ему голос такой в горле даден, чтоб бога хвалить и человека увеселять. Грешно его тревожить.

— Воробья можно. Злая птица, ехидная. Мысли у него в голове, словно у жулика. Не любит, чтоб человеку было хорошо. Когда Христа распинали, он жидам гвозди носил и кричал: «жив! жив!»…

На небе показывается светло-голубое пятно.

— Погляди-кось! — говорит Терентий. — Муравейник разрыло! Затопило шельмов этаких!

Путники нагибаются над муравейником. Ливень размыл жилище муравьев; насекомые встревоженно снуют по грязи и хлопочут около своих утонувших сожителей.

— Ништо вам, не околеете! — ухмыляется сапожник. — Как только солнышко пригреет, и придете в чувство… Это вам, дуракам, наука. В другой раз не будете селиться на низком месте…

— А вот и пчелы! — вскрикивает Данилка, указывая на ветку молодого дуба.

На этой ветке, тесно прижавшись друг к другу, сидят измокшие и озябшие пчелы. Их так много, что из-за них не видно ни коры, ни листьев. Многие сидят друг на друге.

— Это пчелиный рой, — учит Терентий. — Он летал и искал себе жилья, а как дождь-то брызнул на него, он и присел. Ежели рой летит, то нужно только водой на него брызнуть, чтоб он сел. Таперя, скажем, ежели захочешь их забрать, то опусти ветку с ними в мешок, потряси, они все и попадают.

Маленькая Фекла вдруг морщится и сильно чешет себе шею. Брат глядит на ее шею и видит на ней большой волдырь.

— Ге-ге! — смеется сапожник. — Знаешь ты, брат Фекла, откеда у тебя эта напасть? В роще где-нибудь на дереве сидят шпанские мухи. Вода текла с них и капнула тебе на шею — оттого и волдырь.

Солнце показывается из-за облаков и заливает лес, поле и наших путников греющим светом. Темная, грозная туча ушла уже далеко и унесла с собою грозу. Воздух становится тепел и пахуч. Пахнет черемухой, медовой кашкой и ландышами.

— Это зелье дают, когда из носа кровь идет, — говорит Терентий, указывая на мохнатый цветок. — Помогает…

Слышится свист и гром, но не тот гром, который только что унесли с собой тучи. Перед глазами Терентия, Данилы и Феклы мчится товарный поезд. Локомотив, пыхтя и дыша черным дымом, тащит за собой больше двадцати вагонов. Сила у него необыкновенная. Детям интересно бы знать, как это локомотив, неживой и без помощи лошадей, может двигаться и тащить такую тяжесть, и Терентий берется объяснить им это:

— Тут, ребята, вся штука в паре… Пар действует… Он, стало быть, прет под энту штуку, что около колес, а оно и тово… этого… и действует…

Путники проходят через полотно железной дороги и затем, спустившись с насыпи, идут к реке. Идут они не за делом, а куда глаза глядят, и всю дорогу разговаривают. Данила спрашивает, Терентий отвечает…

Терентий отвечает на все вопросы, и нет в природе той тайны, которая могла бы поставить его в тупик. Он знает всё. Так, он знает названия всех полевых трав, животных и камней. Он знает, какими травами лечат болезни, не затруднится узнать, сколько лошади или корове лет. Глядя на заход солнца, на луну, на птиц, он может сказать, какая завтра будет погода. Да и не один Терентий так разумен. Силантий Силыч, кабатчик, огородник, пастух, вообще вся деревня, знают столько же, сколько и он. Учились эти люди не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их сами птицы, когда пели им песни, солнце, когда, заходя, оставляло после себя багровую зарю, сами деревья и травы.

Данилка глядит на Терентия и с жадностью вникает в каждое его слово. Весной, когда еще не надоели тепло и однообразная зелень полей, когда всё ново и дышит свежестью, кому не интересно слушать про золотистых майских жуков, про журавлей, про колосящийся хлеб и журчащие ручьи?

Оба, сапожник и сирота, идут по полю, говорят без умолку и не утомляются. Они без конца бы ходили по белу свету. Идут они и в разговорах про красоту земли не замечают, что за ними следом семенит маленькая, тщедушная нищенка. Она тяжело ступает и задыхается. Слезы повисли на ее глазах. Она рада бы оставить этих неутомимых странников, но куда и к кому может она уйти? У нее нет ни дома, ни родных. Хочешь не хочешь, а иди и слушай разговоры.

Перед полуднем все трое садятся на берегу реки. Данило вынимает из мешка кусок измокшего, превратившегося в кашицу хлеба, и путники начинают есть. Закусив хлебом, Терентий молится богу, потом растягивается на песчаном берегу и засыпает. Пока он спит, мальчик глядит на воду и думает. Много у него разных дум. Недавно он видел грозу, пчел, муравьев, поезд, теперь же перед его глазами суетятся рыбешки. Одни рыбки с вершок и больше, другие не длиннее ногтя. От одного берега к другому, подняв вверх голову, проплывает гадюка.

Только к вечеру наши странники возвращаются в деревню. Дети идут на ночлег в заброшенный сарай, где прежде ссыпался общественный хлеб, а Терентий, простившись с ними, направляется к кабаку. Прижавшись друг к другу, дети лежат на соломе и дремлют.

Мальчик не спит. Он смотрит в темноту, и ему кажется, что он видит всё, что видел днем: тучи, яркое солнце, птиц, рыбешек, долговязого Терентия. Изобилие впечатлений, утомление и голод берут свое. Он горит, как в огне, и ворочается с боку на бок. Ему хочется высказать кому-нибудь всё то, что теперь мерещится ему в потемках и волнует душу, но высказать некому. Фекла еще мала и не понять ей.

«Ужо завтра Терентию расскажу…» — думает мальчик.

Засыпают дети, думая о бесприютном сапожнике. А ночью приходит к ним Терентий, крестит их и кладет им под головы хлеба. И такую любовь не видит никто. Видит ее разве одна только луна, которая плывет по небу и ласково, сквозь дырявую стреху, заглядывает в заброшенный сарай.

Источник

Диктанты

Навстречу солнцу ползёт тёмная туча. По ней красными зигзагами мелькает молния. Слышатся далёкие раскаты грома. Тёплый ветер гуляет по траве, гнёт деревья, поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь, и начнётся гроза. А тучи уже заволокли солнце. Темнеет. Первые крупные и тяжёлые брызги ложатся на землю. Ветер утихает. Шумит только дождь, стучит мелкой дробью по сухой дороге. Сверкает молния. Раздаётся раскатистый удар. Вот гром утихает, и раскаты его слышатся издалека. Солнце показывается из-за облаков, заливает лес и поле солнечным светом. В тёплом воздухе пахнет черёмухой, медовой кашкой, ландышами.

(по А. Чехову).(92 слова)

Слова для справок: навстречу, зигзаг, заволокли, из-за, ложатся.

На пригорке лесной поляны стояла избушка лесника. Рядом огород. Сзади банька. У дома три поленницы. Берёзовые, еловые, сосновые дрова лесник припас для холодов. Дровами из ольхи дядя Матвей коптит рыбу и дичь. Внизу подо льдом течёт ручей. Во льду прорубь. На дне видны камешки и жёлтый песок. В воде играют три братца пескаря. Рыбки знают лесника и приплывают

на его голос. Дядя Матвей кормит пескарей кашкой, хлебцем, червячками. На водопой из лесу приходит лось Кедр. Кедр пьёт воду шумно. Прибегают лисица и куница. Прилетают попить водички весёлый рябчик и ворона.

(по В. Бочарникову). (92 слова)

Слова для справок: пескарь, поленница.

Майскую весну торжественно встречают залпы гроз и тёплые ливни. Чудесная погода стоит в этом месяце. После грозового дождя ярче сияет солнце. На голубом небе расцветает радуга. Первые листочки на сирени, берёзе, тополе сверкают, переливаются на солнышке. Ты подходишь к ручью и видишь, как он торопливо прокладывает себе дорогу. Воздух наполнен могучим запахом весны. Войдите в майский лес. Он весь в зелёном убранстве. Радуют сердце яркие краски весенних цветов. А сколько звуков услышишь в весеннем лесу! С раннего утра и до позднего вечера распевает пернатое царство. Звонкими голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды.

Слова для справок: торжественно, торопливо, наполнен, себе.

Хорошо летом в горах! На зелёных склонах цветы цветут, птицы поют. Вдруг выползли синие тучи, спрятали солнце. Сразу закрылись цветы и умолкли птицы. Началась буря. Ветер воет, сверкают молнии, грохочет гром, сыплет снег. Снег в середине лета! Из-под снега птичья головка торчит! Носиком крутит, моргает. Горного конька засыпало! Пролетел буран. Скоро тучи рассеялись, и снова запылало солнце. Горный конёк поднялся, стряхнул со спины градины и снежинки, поправил клювом мокрые пёрышки и шмыгнул в траву. Почему конёк не спрятался от бури? Под ним было коньково гнездо. Конёк защищал маленьких птенцов.

(по Н. Сладкову). (91 слово)

Слова для справок: из-под, рассеялись, коньково.

11. Прочитайте слова. В какие группы можно объединить данные имена сущест­вительные? Запишите каждую группу слов с новой строки.

Сестра, метель, корабль, юноша, озеро, мышка, дядя, мышь, картофель, сирень, камень, земля, мысль, вихрь, дочь, поле.

13. Прочитайте слова. Найдите в каждойгруппе глаголов лишнее. Подготовьтесь объяснить, почему этот глагол лишний. Вставьте пропущенные буквы.

Купа..шься, услыш..шь, посмотр..шь.

Сверка..шь, сия..шь, держ..шь.

Посе..шь, накле..шь, запиш..шь

14. Запишите имена существительные, употребив их в форме родительного падежа множественного числа с предлогом без или со словом нет. Обозначьте в словах ударение.

Сапоги, туфли, носки, яблоки, лимоны, груши, апельсины.

16. Прочитайте слова и подчеркните в них орфограммы. Объедините слова в груп­пы по месту орфограммы в слове.

Дворник, собрал, мороз, зонтик, облил, север, родной, провёл, глазок, внучек, переплыл.

3. Выберите из слов для справок си­нонимы к слову разбить в каждом выра­жении.

Разбить чашку — . разбить врага — . разбить палатку — . разбить клумбу — .

разбить на группы — .

Слова для справок: разделить, поставить, победить, расколоть, вскопать

5. 1) Выпишите из стихотворения сло­восочетания с прилагательными. Укажите значение прилагательного в каждом слово­сочетании, подобрав синоним.

Ветерок спросил, пролетая:

— Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

— Золотые руки растят.

2) Составьте словосочетание, в котором это прилагательное будет употреблено впрямом значении.

6. Укажите, какая часть речи помогает рассказать о ветре, как о живом существе.

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше;

Пожурил за что­то

7. Составьте три предложения из слов так, чтобы получился текст.

ü на рубежах, заставы, караульную, Родины, давным-давно, несли, нашей, службу, богатырские

ü отважных, воинов, из, самых, состояли, сильных, они, и

ü встречали, богатыри, врага, бились, первыми, и, храбро, с ним

3. Прочитайте слова. Укажите значком, в каких из них второй слог начинается с гласного звука.

Паук, ёжик, салат, театр, поездка.

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветви берёз. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пёстрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на берёзах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями.

Мартовское небо голубое и чистое. Такое небо бывает только весной. Солнце светит и греет. Через стекло чувствуешь весеннее тепло. На солнечной стороне тает. На крыше висит длинная сосулька. С её конца падают капельки. Воробьи чирикают и выглядят нарядными. На ветку берёзки взлетела ворона. Она вытягивает шею и хрипло кричит. Молодая галка ищет место для гнезда. Из дальней изгороди сороки головами вертят, хвостами качают и трещат. Вот слышишь нежную песенку овсянки. Её песенка позванивает как маленький колокольчик.

Весна. Светит солнце. В саду раздаётся задорная птичья песенка. Это вернулся из далёких стран весёлый скворец. Зимовал он далеко на юге, за тёплым морем. А вернулся в родной домик. Сделали ему скворечник школьники и прикрепили на дереве. Звонкая песня скворца далеко слышна вокруг. Скворец хорошо подражает разным звукам. В его песне услышишь мальчишеский свист, деревенскую трещотку, кваканье лягушек. Не песня, а целый птичий разговор! Скворец не только распевает песни, но помогает скворчихе строить гнездо. Вот появились скворчата. Родители кормят птенцов червячками и гусеницами.

Укажите знаком слова, в каждом из которых одинаковое количество звуков и букв.

яхта якорь поёт ателье льдина земля

3. Укажите, какие слова имеют окончания. Выделите в этих словах окончания.

хорошо зеркальце вдалеке пальто озеро шоссе

6. Укажите знаком V словосочетание,

которое состоит из глагола и наречия.

7. Прочитайте предложение. Выпишите из него словосочетание с именем существительным 3-го склонения в предложном падеже.

И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.

8. Запишите имена существительные, употребив их в форме родительного падежа множественного числа. Обозначьте в словах ударение.

Учитель, шофёр, доктор, яблоко, помидор, ботинки, сапоги.

9. Прочитайте и укажите словосочетание, в котором имя прилагательное употреблено в форме женского рода в предложном падеже. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях.

Источник

Читайте также:  Главный источник нагрева атмосферы земли энергия солнца грамматическая основа предложения
Adblock
detector