Доклад: «Отражение темы космоса в музыке».
Цель работы:показать отражение данной темы в музыке , а также рассказать о том , как она повлияла на творчество русских композиторов серебряного века и музыкальных групп 70-90-х годов 20 века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отражение темы космоса в музыке | 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Отражение темы космоса в музыке»
Введение……………………………………………………………………………. 4
Музыкальный космизм в России. 5
Музыкальные коллективы, обращающиеся к теме космоса. 8
Список использованных ресурсов. 12
Рассуждениям на космические темы в наше время уделяется пристальное внимание. Космосу посвящены научно – исследовательские труды, научно–популярные произведения, а так же художественные работы (произведения литературы, кинематографии, изобразительного искусства и музыки). Платон говорил: «Астрономия заставляет душу смотреть вверх и ведет нас из этого мира в другой». Ну, а что же, как ни музыка, заставляет человека задуматься, окунуться в нечто иное, нежели просто воспоминания?
Тема космоса – это вечная тема в музыке. В творчестве разных эпох обретает свои образы и имеет определённые средства художественной выразительности, свой музыкальный язык, понятный и востребованный в данный исторический период. Моя цель – показать отражение данной темы в музыке, а также рассказать о том, как она повлияла на творчество русских композиторов серебряного века и музыкальных групп 70-90-х годов XX века, когда начали появляться шоу – программы, наполненные спецэффектами и стилизованными костюмами на космические темы. В своей работе я обращаюсь к самым ярким примерам, а именно к творчеству А.Н.Скрябина, композитора серебряного века и проанализирую творческий путь музыкальных групп 70-90х годов.
«Музыка — самое божественное и духовное из всех искусств».
(Письма Махатм. Избранные письма 1880-1885, Письмо XXII)
Музыка. Такая земная и неземная. Музыка — словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к Солнцу, ибо Солнце — сама музыка. В час восхода оно поет Земле песню о встрече, а при заходе — мелодию разлуки.
В отдаленные от нас тысячелетиями времена люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем существующим в природе. «Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира», — так утверждали древние мудрецы.
Во Вселенной, где идет борьба Космоса и хаоса, порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии, музыка занимает особое положение: «музыка — наука о хорошей гармонии. Когда же мы совершаем несправедливость, то не сохраняем музыку. Таким же образом небо, земля и все, что движется в них всевышним повелением, не существует без науки музыки. Действительно, Пифагор свидетельствует, что этот мир основан посредством музыки и может управляться ею».
Платон, великий Учитель древности и последователь Учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Философ очень серьезно относился к подбору мелодий для прослушивания населением.
Итак, Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка — отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье. Так утверждают древние трактаты.
Музыкальный космизм в России
Вершиной музыкального выражения русского космизма является конец XIX – начало ХХ века. На общем фоне слома мировоззрения появились русские композиторы – космисты, которые своими музыкальными и научно-публицистическими произведениями утверждали идеи музыкального космоса. Эти идеи высказывались как самими композиторами, так и философами.
Проблемное поле выдающихся русских композиторов ХХ в. – Скрябина, Рахманинова, Прокофьева и др. – было задано философской мыслью, особенно философией всеединства В. С. Соловьева, которая выводила их на проблемы космизма. Идеи положительного единства, синтетический метод познания оказались близки отечественным композиторам. Пример — произведение Ивана Вышнеградского «День Бытия». Бесконечность мира, мысль о всеединстве сущего была для символико-космистов и романтической мечтой, и восторгом, и философской доктриной, духовным отцом которой был В. Соловьев. Многих творцов рубежа ХIХ-ХХ веков (В. Соловьев, Е. Трубецкой, А. Н. Скрябин) объединяла космическая тема: солнце, звезды, луна, небесная лазурь — для них есть символы божественного света, способные преодолевать время и суету. Но наряду с ренессансным ощущением в музыкальной культуре серебряного века ярко проявилась острота переживаний. Во многих сочинениях композиторов — космистов реализуется неистовый порыв и сковывающая сила молчания, небытия. Для всех художников — космистов было свойственно чувство бесконечности, таинственной непостижимости бытия.
Таким образом, рубеж ХХ столетия был отмечен как период активной художественно — эстетической деятельности: поэты и музыканты, философы и живописцы, единые в своем устремлении поиска иной реальности. Диапазон воплощения тенденций эпохи «простирался» от тончайшей нюансировки в миниатюрных формах (романсы С. Рахманинова опус 38) до космической масштабности в крупных сочинениях (кантата С. Прокофьев «Семеро их»). Космический такт объемлет в себе все, от биения сердца до космической музыки сфер. Космос человеческой души — уподобляется Космосу Вселенной. Символ пронизывает эпоху. Поскольку именно музыка наиболее полно выражает символ, все композиторы — космисты явились выразителями идей, укладывающихся в рамки космизма: образы бесконечности (девятая соната А. Скрябина), образы Космоса (Четвертая соната А. Скрябина).
У русских космистов, представителем которых был также и А. Н. Скрябин, возникает новый взгляд на человека как на субъект космической эволюции. Вершин ее достигает не отдельный человек, а соборная совокупность сознательных существ, всего человечества, в единстве всех поколений. Космический процесс представляется композитору неповторимым, когда Вселенная совершает лишь один цикл: она родилась из Ничто и стремится к своей последней цели — Абсолютному бытию. Искусство звуков в скрябинском понимании представляет собой не просто «новое описание» мира, а некую глобальную Реальность, в объеме которой физическая вселенная занимает только часть. При этом музыкальное произведение является своего рода «тоннелем» в космическое пространство звездных миров. Во многих сочинениях Скрябина, сочетание миниатюрной формы, стремительного темпа создает впечатление полета, самоутверждения духа, а выставленные в конце произведения паузы, предоставляют возможность домыслить образ, почувствовать его бесконечную перспективу. Таким образом, осуществляется выход за рамки реального, физического времени; паузы воспринимаются как «шлейф» от пролетевшей кометы. Четвертая соната композитора являет нам посредством музыкальных структур Вечный Космос, бесконечную Вселенную, которые запечатлены в неизменности главной темы — темы Звезды.
Ярким примером космизма в музыке служит творчество великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. В своей четырнадцатой опере «Сказание о невидимом граде Китеже» (1904), он вновь творит глобальную картину мира, основой которой выступает мифологическая поэтика. Любимый инструмент композитора — хор, как лучшее самораскрытие Соборной Души, когда она осуществляет высшую форму творчества — духовное делание. Таким образом, через хоровое воплощение соборного «мы».
Давайте рассмотрим примеры творческого пути музыкальных коллективов, особенно популярных в этот период, которые обращались к теме космоса.
Источник
«Вперед, к звездам!» Восемь главных песен о космосе
Мария Трошенкова
52 года назад советский космонавт Юрий Гагарин облетел нашу планету на корабле «Восток». Исторический полет длился 108 минут. «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!» — рассказ Гагарина о полете разлетелся на цитаты, как и знаменитое «Поехали!» перед стартом.
В честь праздника мы решили вспомнить самые известные и проникновенные песни, посвященные покорению космоса.
«ГИМН КОСМОНАВТОВ» (Заправлены в планшеты космические карты)
Музыка: О.Фельцман, слова: В.Войнович
Песня, которую после 12 апреля 1961 года распевала вся страна, была написана по заказу партии за год до эпохального полета Юрия Гагарина. Осенью 1960 года поэтическому сообществу было поручено написать космический гимн – и отведено на это было всего две недели. Единственным, кто не побоялся взяться за такое ответственно и срочное задание, стал молодой поэт Владимир Войнович. Причем, на написание стихотворения у него ушел всего день.
[OBJ Гимн космонавтов]
Заправлены в планшеты
Космические карты,
И штурман уточняет
В последний раз маршрут.
Давайте-ка, ребята,
Споёмте перед стартом,
У нас ещё в запасе
Четырнадцать минут.
Припев: Я верю, друзья,
Караваны ракет,
Помчат нас вперёд,
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках
Далёких планет,
Останутся наши следы.,
На пыльных тропинках,
Далёких планет,
Останутся наши следы!
Когда-нибудь с годами,
Припомним мы с друзьями,
Как по дорогам звёздным,
Вели мы первый путь,
Как первыми сумели,
Достичь заветной цели,
И на родную Землю,
Со стороны взглянуть.
Припев: Я верю, друзья,
Караваны ракет,
Помчат нас вперёд,
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках,
Далёких планет,
Останутся наши следы.
На пыльных тропинках,
Далёких планет,
Останутся наши следы!
Давно нас ожидают
Далёкие планеты,
Холодные планеты,
Безмолвные поля.
Но ни одна планета
Не ждёт нас так, как эта,
Планета дорогая
По имени Земля.
Припев: Я верю, друзья,
Караваны ракет,
Помчат нас вперёд,
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках,
Далёких планет,
Останутся наши следы.
На пыльных тропинках,
Далёких планет,
Останутся наши следы!
Припев: Я верю, друзья,
Караваны ракет,
Помчат нас вперёд,
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках,
Далёких планет,
Останутся наши следы.
На пыльных тропинках,
Далёких планет,
Останутся наши следы!
«НАДЕЖДА»
Слова: Н. Добронравов, музыка: А. Пахмутова
Эта песня, написанная Алексанрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым в 1971 году, стала музыкальным талисманом советскихи российских космонавтов.Перед стартом на полет экипажи настраивает серебристый голос Анны Герман. А ведь первому «Надежду» предложили исполнить Иосифу Кобзону, но он отказался.
[OBJ Анна Герман «Надежда»]
Светит незнакомая звезда,
Снова мы оторваны от дома,
Снова между нами — города,
Взлетные огни аэродромов.
Здесь у нас туманы и дожди,
Здесь у нас холодные рассветы,
Здесь на неизведанном пути
Ждут замысловатые сюжеты.
Надежда — мой компас земной,
А удача — награда за смелость.
А песни довольно одной,
Чтоб только о доме в ней пелось.
Ты поверь, что здесь, издалека,
Многое теряется из виду,
Тают грозовые облака,
Кажутся нелепыми обиды.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым,
Чтоб порой от жизни получать
Радости скупые телеграммы.
Надежда — мой компас земной,
А удача — награда за смелость.
А песни довольно одной,
Чтоб только о доме в ней пелось.
И забыть по-прежнему нельзя
Все, что мы когда-то не допели,
Милые усталые глаза,
Синие московские метели.
Снова между нами города,
Жизнь нас разлучает, как и прежде.
В небе незнакомая звезда
Светит, словно памятник надежде.
Надежда — мой компас земной,
А удача — награда за смелость.
А песни довольно одной,
Чтоб только о доме в ней пелось.
ЗАПЕВАЛА ЗВЕЗДНЫХ ДОРОГ
Музыка: А.Пахмутова, слова: Н.Добронравов
«Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. » — сказал Юрий Гагарин перед стартом.В песне из цикла «Совездие Гагарина» 1971 годаНиколай Добронравов сравнивает полет первого советского космонавта с революцией. Что и говорить, сколько отваги нужно было, чтобы протоптать звездную дорожку человечеству.
Первый путь по Вселенной пролёг,
К звёздам мы вырвались, страх презрев.
В песне самых трудных дорог —
Комсомольский лихой запев!
Пылает небосвод
Зарёй гагаринской весны.
И продолжается полет
В бессмертном подвиге страны!
Сто веков ждал Героя народ,
Главный конструктор сказал: «Рискни!»
Тот мятежный, яростный взлёт
Революции был сродни!
Пусть живет в дни надежд и тревог
Песней рассвета в сердцах у нас
Запевала звёздных дорог,
Комсомолец небесных трасс
«ПРИТЯЖЕНЬЕ ЗЕМЛИ»
Слова: Р.Рождественский, слова: Д.Тухманов
Песня, великолепно исполненная Львом Лещенко, рождалась непросто. Композитору Давиду Тухманову не вполне нравилось, как текст стихотворения Роберта Рождественского ложится на музыку. Тухманов каждый день звонил Рождественскому в Юрмалу, требуя переделать то одну, то другую строчку.Бесспорно, усилия того стоили – произведение получилось потрясающе пронзительным.
[OBJ Лев Лещенко «Притяженье Земли»]
Как безмерно оно, притяженье земли —
Притяженье полей и печальных ракит.
Тех дорог, по которым мы в детстве прошли,
И дорог, по которым пройти предстоит.
Там горы высокие,
Там степи бескрайние,
Там ветры летят,
По просторам пылят.
Мы — дети галактики,
Но самое главное,
Мы — дети твои,
Дорогая Земля!
Притяженье полей, притяженье ракит
И закатов, и сосен в пушистом снегу.
Небольших деревень и больших городов,
И ночного костра на пустом берегу.
Там горы высокие,
Там степи бескрайние,
Там ветры летят,
По просторам пылят.
Мы — дети галактики,
Но самое главное,
Мы — дети твои,
Дорогая Земля!
Не изменится этот порядок вещей,
И настигнет меня, и припомнится мне.
Притяженье земли, притяженье полей,
Притяженье любимой в далеком окне.
А там горы высокие,
Там степи бескрайние,
Там ветры летят,
По просторам пылят.
Мы — дети галактики,
Но самое главное,
Мы — дети твои,
Дорогая Земля!
ДЕВУШКУ ЧАЙКОЙ ЗОВУТ
Музыка: А.Долуханян, слова: М.Лисянский
16 июня 1963 года в космос на аппарате «Восток-6» отправилась первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. «Эй! Небо, сними шляпу» — фразу летчицы перед полетом запомнили так же, как и гагаринское «Поехали!»
Позывной первой женщины-космонавта на время полета был «Чайка» — и именно ей в том же 1963 году Александр Долуханян и Марк Лисянский посвятили песню «Девушку Чайкой зовут».
[OBJ Муслим Магомаев «Девушку Чайкой зовут»]
В дальних просторах дорога пылает.
Пенится звёздный маршрут.
Чайка Земле свой привет посылает —
Девушку Чайкой зовут.
Где-то мелькают моря и границы,
Люди под солнцем живут.
Чайке завидуют звёзды и птицы —
Девушку Чайкой зовут.
Выбрала Чайка пути неземные:
Что ей покой и уют!
Мир принимает её позывные —
Девушку Чайкой зовут.
Чайки такой на земле не видали —
Трубы ей славу поют.
Юноши смотрят в небесные дали —
Девушку Чайкой зовут.
Дочку свою обнимает столица,
Все города её ждут.
Родина Чайкой отважной гордится —
Девушку Чайкой зовут.
ЗНАЕТЕ, КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ
Слова: Н. Добронравов, музыка: А. Пахмутова
из цикла Созвездие Гагарина
Песня была написана в 1971 году, к тридцатилетию полета Юрия Гагарина в космос и в память о легендарном летчике. Жизнь первого космонавта СССР трагически оборвалась 27 марта 1968 года. «Мне давно хотелось написать песню о Гагарине. На нашей планете нет человека, который не знал бы о нём, о его мужестве и доброте, о его удивительной улыбке, – написала Александра Пахмутова во вступительном слове к циклу «Созвездие Гагарина». — Может быть, когда-нибудь люди назовут его светлым именем новые звёзды, и не в поэтическом воображении, а наяву засияет над нашей Землёй созвездие Гагарина. О нём будут написаны книги и сложены легенды. А эти первые песни пусть будут просто воспоминанием о нём и благодарностью судьбе за то, что она познакомила нас с этим солнечным человеком.
[OBJ Юрий Гуляев «Знаете, каким он парнем был»]
Знаете, каким он
парнем был —
тот, кто тропку
звёздную открыл.
Пламень был и гром,
замер космодром,
и сказал негромко
он.
Он сказал —
поехали,
он взмахнул рукой.
Словно вдоль по
Питерской,
Питерской,
пронёсся над
Землёй.
Словно вдоль по
Питерской,
Питерской,
пронёсся над
Землёй.
Знаете, каким он
парнем был,
как поля родные он
любил.
В той степной дали
первый старт с
Земли
был признаньем ей в
любви.
Он сказал —
поехали,
он взмахнул рукой.
Словно вдоль по
Питерской,
Питерской,
пронёсся над
Землёй.
Словно вдоль по
Питерской,
Питерской,
пронёсся над
Землёй.
Знаете, каким он
парнем был,
на руках весь мир
его носил.
Сын Земли и звёзд
нежен был и прост,
людям свет как
Данко нёс.
Он сказал —
поехали,
он взмахнул рукой.
Словно вдоль по
Питерской,
Питерской,
пронёсся над
Землёй.
Словно вдоль по
Питерской,
Питерской,
пронёсся над
Землёй.
Знаете, каким он
парнем был,
как на лёд он с
клюшкой выходил.
Как он песни пел,
весел был и смел,
как азартно жить
хотел!
Он сказал —
поехали,
он взмахнул рукой.
Словно вдоль по
Питерской,
Питерской,
пронёсся над
Землёй.
Знаете, каким он
парнем был.
Нет, не был, и
смерть он победил!
Слышишь дальний
гром, видишь — это
он
вновь идёт на
космодром.
Говорит — поехали,
и живой звездой,
словно вдоль по
Питерской,
Питерской,
несётся над Землёй.
Словно вдоль по
Питерской,
Питерской,
несётся над Землёй!
«И НА МАРСЕ БУДУТ ЯБЛОНИ ЦВЕСТИ»
Музыка: В.Мурадели, слова: Е.Долматовский
После полета Гагарина каждый советский человек верил в то, что подчинить себе космическое пространство человек вполне способен. Трехдневная одиссея Валентины Терешковой только поддержала эту уверенность. В 1963 году Вано Мурадели и Евгений Долматовский написали песню об отважных мечтателях, рвущихся через тернии к звездам.
[OBJ Владимир Трошин «И на Марсе будут яблони цвести»]
Жить и верить — это замечательно.
Перед нами — небывалые пути:
Утверждают космонавты и мечтатели,
Что на Марсе будут яблони цвести.
Хорошо, когда с тобой товарищи,
Всю вселенную проехать и пройти.
Звёзды встретятся с Землёю расцветающей,
И на Марсе будут яблони цвести.
Я со звёздами сдружился дальними,
Не волнуйся обо мне и не грусти.
Покидая нашу Землю, обещали мы,
Что на Марсе будут яблони цвести!
«ТРАВА У ДОМА»
Слова: А.Поперечный, музыка: В.Мигуля
Песня, ставшая визитной карточкой ВИА «Земляне», появилась на свет ко Дню космонавтики 1982 года. Изначально поэт Анатолий Поперечный написал стихотворение о тоске по родному дому – оно носило то же название, но о космосе там не было ни слова. Впоследствии Поперечный передеал текст по просьбе музыканта Владимира Мигули, решившего написать песню к двадцать первой годовщине полета первого человека в космос.
Впервые песня «Трава у дома» прозвучала 12 апреля 1982 года в передаче «Притяжение Земли». Через год композиция сала лауреатом всесоюзного конкурса «Песня-83». В 2010 году Роскосмос официально присвоил песне «Трава у дома» общественный статус первого гимна российской космонавтики.
[OBJ ВИА»Земляне» «Трава у дома»]
Земля в иллюминаторе, земля в иллюминаторе,
Земля в иллюминаторе видна.
Как сын грyстит о матери, как сын грyстит о матери,
Грyстим мы о земле — она одна.
А звезды тем не менее, а звезды тем не менее чyть ближе,
Но все также холодны.
И, как в часы затмения, и, как в часы затмения ждем света
И земные видим сны.
И снится нам не рокот космодрома,
эта ледяная синева,
А снится нам трава, трава y дома,
Зеленая, зеленая трава.
А мы летим орбитами,
Пyтями неизбитыми,
Прошив метеоритами простор.
Оправдан риск и мyжество,
Космическая мyзыка
Вплывает в деловой наш разговор.
В какой-то дымке матовой,
Земля в иллюминаторе —
Вечерне-ранняя зоря.
А сын грyстит о матери,
А сын грyстит о матери,
Ждет сына мать, а сыновей — земля.
И снится нам не рокот космодрома,
эта ледяная синева,
А снится нам трава, трава y дома,
Зеленая, зеленая трава.
Источник