Космос – это мы!
Файлы для скачивания: Ф.И.О. Семяшкина Ирина Васильевна Должность: учитель математики Место работы : МБОУ «Щельяюрская СОШ», п. Щельяюр, Ижемский район, Республика Коми. окружающий мир, астрономия создать условия для развития ума, эмоциональной сферы и нравственных основ характера каждого ученика через включение его в активную познавательную деятельность. Расширить знание о космосе; Воспитать патриотическое отношение к Родине; Через игру, развлекательные спортивные упражнения совершенствовать положительные качества личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества. Компьютер, проектор, экран, презентация. Актуализация знаний, целеполагание и мотивация. Итоги занятия. Рефлексия. Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения. сформировать знания учащихся по теме занятия. Регулятивные: учиться высказывать свое мнение. Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах. Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, выслушивать партнера, организовывать взаимопомощь при выполнении работы, высказывать свое мнение при обсуждении задания. испытывать чувства сострадания и ответственности. Предварительная подготовка: Звездочки с буквами Добрый день, ребята! Я рада Вас всех видеть! Предлагаю вновь посвятить время на расширение нашего кругозора! А о чём мы будем говорить, нам подскажет ребус. Как сказал Юрий Гагарин при первом полёте в космос? «Поехали!» Но сначала ознакомимся с правилами игры: Все вопросы и задания разделены на темы: животные в космосе. Разделитесь на две команды, будете отвечать по очереди. За правильный ответ Вы получите 1 очко + интересная информация о космосе + две звездочки с буквами (для чего они нужны, я скажу позже). 1. В день запуска первого искусственного спутника Земли и полет Ю. А. Гагарина его младшей дочери Галине исполнилось 36 дней. Назовите дату её рождения. (7 марта 1961 года) 2. Скорость движения Венеры по орбите – 35 км/сек. Какое расстояние пройдёт она за полчаса? (63000 км) 3. Ветра, дующие на Юпитере, имеют скорость более 160 м/сек. А на Сатурне доходит до 1800 км/час. На какой из планет скорость ветра больше? (1800 км/час = 1800х1000/3600= 500 м/с; на Сатурне) 4. Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года – это указано в его документах. Сколько лет было ему на момент первого полёта в космос? (27 лет) 1. Самая маленькая и ближе всего расположенная к Солнцу планета, получила своё название за скорость и быстроту движения. «Посланник богов» не может быть медлительным. Период его обращения по орбите 88 земных суток, а вокруг собственной оси – 58 дней 15 часов 30 минут, что составляет 2/3 меркурианского года. За это время планета приближается к Солнцу на расстояние 46 млн. км, и удаляется – на 69,8 млн. км. (Меркурий) 2. Наша ближайшая соседка, названа в честь римской богини и красоты, по многим параметрам похожа на Землю. Звезда представлялась древним наблюдателям двумя разными небесными объектами. У неё капризный характер: крутиться в обратную (относительно своих «собратьев» по звёздной системе) сторону – против часовой стрелки. Причём очень медленно: оборот вокруг своей оси (средние звёздные сутки) длится 243 дня 26 минут. В то время как год на Венере имеет продолжительность 224,7 земных суток. (Венера) 3. Красная планета носит имя римского бога войны, присвоенного ей по ассоциации с «красным» оттенком поверхности. Два спутника этой планеты получили наименование в честь сыновей другого военного бога – древнегреческого: Фобос – в переводе означает «страх», Деймос – не менее безжалостное «ужас». Продолжительность года 686,98 суток Земли. Период обращения вокруг собственной оси (звёздные сутки) составляет 24 часа 37 минут 23 секунды. Солнечные сутки планеты на 2,5 минуты длиннее суток звёздных и на 2,7 % больше земных. (Марс) 4. Самая большая планета Солнечной системы, получивший своё название в честь древнеримского верховного бога. Масса в 2,5 раза (71,16%) больше массы всех остальных планет вращающихся вокруг нашего Светила. В 318 больше массы Земли. В 1000 раз меньше массы Солнца. А габариты таковы, что Земля по сравнению с ним выглядит маленькой «крошкой». Радиус в районе экватора составляет 71,4 тыс. км, что в 11,2 раза превышает земной. Год длится 12 земных лет, а сутки продолжаются всего лишь 10 часов. Среднее расстояние до Солнца 778,6 млн. км. Интересный факт: по утверждениям астрономов, именно «старший брат» выполняет функцию защитника нашей планеты от космических ударов прилетающих небесных тел. (Юпитер) ЖИВОТНЫЕ В КОСМОСЕ: 1) 18 октября 1963 года Франция отправила ракету с «космонавтом» на борту — по одним данным, его кличка была Феликс, по другим — Фелисетт. Первый полёт прошёл успешно, но второй запуск 24 октября животное, увы, не пережило. (кот) 2) Эти животные в космосе бывали неоднократно. Они регулярно отправлялись на орбиту для проведения экспериментов. В 2001 году, к примеру, проводился опыт с белком остепротегерином, способным замедлить ослабление костей при старении. В будущем это может помочь решить проблемы с костными болезнями вроде остеопороза. (Грызуны) 3) Ближайшие «родственники» людей, здорово продвинули космическую программу. Первым в космосе был Хэм, полетевший в 1961 году. Запуск прошёл успешно, и Хэм провёл следующие остаток жизни в Вашингтонском зоопарке, умерев в 26 лет. Следующим был Энос — он побывал на орбите аж дважды, и оба раза удачно, но скончался от дизентерии через 11 месяцев после второго приземления. (Шимпанзе) 4) Пожалуй, они самые известные животные-астронавты. С 1951 по 1960 годы СССР проводились десятки запусков в верхние слои атмосферы на геофизических ракетах. В 1957 на орбиту на «Спутнике-2» была отправлена Лайка, которой не суждено было вернуться. 19 августа 1960 года своё знаменитое путешествие совершили Белка и Стрелка. Стрелка впоследствии дала потомство. (Собаки) 1) 25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб ДОСААФ СССР. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, окончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 мин. 2) В 1955 году Гагарин был призван в Советскую армию и направлен в г. Оренбург (в то время — город Чкалов) в 1-е военное авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова. В учёбе Юрий по всем дисциплинам имел самые высокие баллы. Не удавалось ему освоить только момент посадки — самолёт то и дело клевал носом. Руководство училища приняло решение об отчислении. Но приказ не подписывали, потому что Юрий плакал, говорил, что без неба не может жить. В последний момент начальник училища обратил внимание на маленький рост Гагарина, что влияло на угол обзора и снижало чувство земли. Гагарину подложили на кресло толстую подкладку, после чего он справился с заданием. 25 октября 1957 года Гагарин окончил училище с отличием. 3) Кандидатов в космонавты отбирала особая группа специалистов Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя. Психологи же обратили внимание на следующие особенности характера Гагарина: Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремлённость, ощущение коллектива. Любимое слово — «работать». На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Усидчив. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной. 4) Задание человеку на космический полёт: Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180—230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта. 5) Старт корабля «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени (06:07 UTC ) с космодрома Байконур. 6) Позывной Гагарина во время полёта — «Кедр». 7) До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля или испортить аппаратуру. 8) Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с математической задачей, при решении которой получался код разблокировки панели управления. 9) После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что космонавт некоторое время испытывал серьёзное затруднение с дыханием. 10) Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки — Гагарин мог опуститься в ледяную воду Волги. Космонавту помогла хорошая предполётная подготовка — управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5—2 километрах от берега. 11) Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:53 на 106-й минуте корабль завершил полёт. 12) Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе сёл Смеловка и Подгорное. 13) Ввиду обеспечения секретности первого полёта человека в космос сам факт запуска Гагарина предварительно не освещался. Широко известные кадры, где можно его узнать, были сняты не в день запуска в космос, а позднее, специально для кинохроники, где Гагарин повторил всё, что делал при реальном запуске. 14) На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полёт в космос — медаль «За освоение целинных земель» . Впоследствии такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам. 15) Перед полетом Юрий Гагарин написал прощальное письмо жене и детям на случай, если произойдёт катастрофа. Валентине Ивановне это письмо передадут позже, после трагической гибели космонавта. 16) Психологические испытания оказались, пожалуй, тяжелее физических нагрузок, к которым организм первого космонавта был подготовлен. Когда капсула вошла в земную атмосферу, обшивка корабля загорелась, жидкий металл потек по стеклам иллюминаторов, кабина затрещала. Но Юрий Гагарин решил не пугать инструкторов на Земле и рассказал им обо всем позже. Перед подведением итогов, самое главное: из полученных букв (звездочки) составьте слово. Каждая буква приносит 1 очко, но если слово будет на космическую тему, то буквы приносят по 2 очка. Приступайте! Источник Внеклассное мероприятие » Космос-это мы»Выбранный для просмотра документ конспект занятия.docx КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «Русскоигнашкинская СОШ» Еременкова Ирина Александровна Стартуют в космос корабли – Вслед за мечтою дерзновенной! Как здорово, что мы смогли В просторы вырваться вселенной! Тема: «Космос – это мы. Гагаринский урок». — создать благоприятные условия для расширения знаний детей о космическом пространстве, космонавтах. — вспомнить знаменательные даты космической эпохи нашей страны. — формировать представления о космосе и об освоении космического пространства. — развивать любознательность, внимание, память, — развивить зрительное, слухо-зрительное воспритие. — воспитывать гордость за свою страну; — подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств космонавтов, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие. Личностные: умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы; Формирование познавательных универсальных учебных действий: умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение проговаривать последовательность действий на занятии; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действия после их завершения, на основе их оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предложения. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы, аргументировать своё предложение, находить общее решение, выражать свои мысли. Предметные: формирование знаний у обучающихся о космосе, космонавтах, космическом пространстве. 1. Мотивация к учебной деятельности. (Звучит песня «Трава у дома») Космос манит и зовет Все человечество в полет. Мечтают в космос полететь И взрослые и дети. Осуществится пусть мечта На всем огромном свете. 2.Постановка темы и цели занятия. -На сегодняшнем занятии мы поговорим об одном из самых знаменательных и замечательных событий двадцатого века – первом полёте человека в космос. -А как вы думаете, давно ли человек начал мечтать летать? — У кого люди учились летать? Знакомство с легендой о Дедале и Икаре Дедал из Афин был великим зодчим, скульптором и художником. Однажды он совершил страшное преступление — из зависти убил своего племянника Тала. Афиняне приговорили его к смерти, и тогда Дедал сбежал на остров Крит. Там у него родился сын, которого назвали Икаром. Дедал просто жил на острове, словно почетный пленник. Царь Минос никуда его не отпускал, чтобы не лишиться гениального мастера. Бежать ни по суше, ни по морю было невозможно, и тогда Дедал придумал улететь по воздуху, смастерив крылья. Мастер скрепил птичьи перья льняными нитками и воском, сделав по два крыла для себя и для Икара. Дедал объяснил: нельзя спускаться слишком низко, чтобы морские волны не намочили крылья; нельзя подниматься слишком высоко к солнцу, иначе оно растопит воск. Мой сын! мой сын! будь осторожен, После этого отец и сын взлетели и пустились в путь. Быстро неслись они по небу, и радостный Икар забыл наставления отца. Он взлетел высоко, солнце растопило воск и перья рассыпались. Икар рухнул в море и погиб в волнах. — Вот так неудачно закончился первый полёт, но люди не оставляли надежду подняться высоко над Землёй и парить как птицы и придумывали всё новые и новые летательные аппараты :воздушные шары, дирижабли, дельтопланы, стратостаты и многое другое. Изобретатели терпели неудачи и даже гибли, но всё таки изобрели самолёты, вертолёты и даже ракету, которая доставила человека в космическое пространство. — Первый человек космоса – русский. Назовите имя первого космонавта… — Кто догадался о чём и о ком будем говорить на сегодняшнем внеклассном занятии? — Что бы вы хотели узнать о первом космонавте Юрии Гагарине? О других русских космонавтах?
Со всеми людьми: Человек – за облаками, Человек над небесами. Человек залетел в космический мир. Не легенда, не миф… Только в сказках вчера А сегодня – вот он, На лице его улыбка, И отныне всем людям земли дорогая. Кто он – вестник из космоса, Как его фамилия? Он русский – Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» первый в истории Земли полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Весь мир всколыхнула ошеломляющая весть: человек в космосе. Полёт продолжался сто восемь минут. Корабль «Восток» поднялся на высоту триста двадцать семь километров и сделал полный оборот вокруг Земли. Очень сложный был этот первый полёт. Множество опасностей подстерегало космонавта на каждом шагу. Ещё совсем мало информации было о таких явлениях, как невесомость, перегрузки при торможении и выведении корабля на орбиту. Но Гагарин благополучно вернулся на родную Землю, чтобы рассказать, как выглядит космос. Первый шаг в космос был сделан, а за ним последовали всё новые – смелые и удивительные. Например, выход в открытый космос. Это очень сложная операция, но она может понадобиться для разных нужд – для устранения неисправностей, для осмотра космической станции и ремонта, для сборки больших конструкций. Ведь если конструкции очень велики, их можно доставить с Земли на космическую станцию только по частям. 18 марта 1965 года впервые в мире был осуществлен выход человека в открытое космическое пространство. Его совершил летчик-космонавт Алексей Леонов во время полета на космическом корабле «Восход-2» (18-19 марта 1965 года), на котором он был вторым пилотом, а Павел Беляев – командиром. — Как вы думаете, космонавт — это только мужская профессия? — Космос покоряется и женщинам. Через 2 года в 1963 г совершила первый в мире полёт в космос женщина-космонавта — Валентина Терешкова на космическом корабле Восток-6. Много и других космонавтов побывали в космосе. Это Валентина Терешкова, Герман Титов, Алексей Леонов, Георгий Гречко и многие другие. Просмотр видеоролика «Первые космонавты». Беседа «Так кто же такой Юрий Алексеевич Гагарин?» – первый космонавт планеты Земля? Где родился? Как рос, учился? Почему выбрал такую трудную и прекрасную профессию? Почему Родина доверила ему такое опасное и ответственное дело? Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года, в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (ныне Гагаринский район Смоленской области). В детстве Юра любил играть в мяч, в прятки, лазать по деревьям. 1 сентября 1941 года мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы, и его учёба прервалась. Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немецкими войсками . 9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась. Учиться было трудно: не хватало учебников, тетради шили из старых газет, в школе было очень холодно. Школу Юра окончил на одни пятёрки и пошёл учиться в техникум. Тут же он посещал аэроклуб, где учился водить самолёты и прыгать с парашютом. Юрий Гагарин был трудолюбивый, выносливый, дисциплинированный, здоровый, не ленивый, добрый. 27 марта 1968 года Юрий Алексеевич Гагарин, первый человек планеты Земля, побывавший в космосе, погиб в авиационной катастрофе, выполняя учебный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под контролем лётчика-инструктора В . С. Серёгина, вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Чтение стихов о космосе Я хотел бы слетать на Луну, Долететь до далёких орбит, На планетах других побывать, Мчатся ракеты к дальним мирам, К подвигам сердце рвется… Кто верит крылатым, как песня, мечтам, Тот цели свой добьется! 1. Шарик золотой заглянул в оконце, и танцуют зайчики. Что же это? (Солнце). 2.Ночью на небе видна бледнолицая … (Луна). 3.Летит вокруг Солнца планета, в леса и горы одета. Мелькают моря и поля. Зовется она … (Земля). 4.Быстрая, словно комета, в космос взлетает… (Ракета) 5.У ракеты есть водитель, невесомости любитель. По-английски: «астронавт», а по-русски … (космонавт) 6.Как называется снаряжение космонавтов? (Скафандр) 7.Какого числа отмечается день космонавтики? (12 апреля 1961 год) 8.Почему этот день так назвали? (В этот день впервые в космос полетел человек) 9.Какие звери летали в космос до людей и благополучно вернулись? (Белка и Стрелка) 10.Самый первый в космосе, летел с огромной скоростью отважный русский парень, наш космонавт … (Гагарин) 11.Как звали человека, который первый вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов) 12.Как звали первую женщину, летавшую в космос? (Валентина Терешкова) 13.А как люди передвигаются в космосе? (в невесомости) 14.Какие планеты вы знаете? (Юпитер, Сатурн, Венера, Марс, Уран, Меркурий, Земля, Нептун) 15.Какими чертами характера должен обладать космонавт? (сильный, смелый, выносливый, храбрый, талантливый, умный, быстрый) 5.Итог занятия. Рефлексия. (звучит мелодия на тему космоса) — Вот и вы, надеюсь, будете первыми в учёбе, в работе, первыми в развитии технологий, внесёте большой вклад в развитие и процветание нашей прекрасной Родины — России. — Наш урок был посвящён истории покорения космоса человеком, истории развития космонавтики. И закончить урок хочу словами Ю.А. Гагарина, которые он написал после возращения на Землю : «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!» Источник ➤ Adblockdetector |