Интерактивная викторина «Знатоки космоса»
Викторина, приуроченная к Дню космонавтики
для детей старшего дошкольного возраста
(С непосредственным участием родителей)
Автор: Ваганова Евгения Владимировна, инструктор по физической культуре МАДОУ № 21 «Искорка», г.Бердск.
Описание: Данная разработка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и будет интересна педагогам, старшим воспитателям и методистам дошкольных учреждений, а также педагогам дополнительного образования и начальной школы.
Викторина проводится с использованием интерактивных технологий по мотивам интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» (командное обсуждение) и «Своя игра»(выбор вопросов (перечень вопросов в приложении 1)). После первых восьми вопросов проводится физминутка посредством подвижной игры «Космонавты» (описание игры в приложении 2), после следующих восьми вопросов проводится физминутка посредством эстафеты «Полёт сквозь чёрную дыру» (описание эстафеты в приложении 2)
Цель: Закрепление знаний детей по теме «Космос»
1. Закреплять знания детей о Дне космонавтики;
2. Закреплять знания детей о космических телах;
3. Закреплять знания детей об астрономии, истории космонавтики и Советских и Российских космонавтах.
1. Развивать связную речь, воображение;
2. Развивать внимание;
3. Развивать ловкость, скоростные качества
1. Воспитывать усидчивость, терпение, уважение к товарищам по команде и соперникам.
2. Воспитывать потребность в познавательной деятельности;
3. Воспитывать уверенность в своих силах.
· Изготовление тематических больших плакатов для оформления зала и групповых комнат;
· Изготовление штандартов с названиями команд;
· Разработка и изготовление дипломов за участие в викторине;
· Подбор музыкального сопровождения;
· Тематическая образовательная деятельность в группах, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и.т.д.
· Работа с родителями: просмотры тематических мультфильмов, изготовление поделок, лэпбуков, подготовка детей к творческому рассказыванию по теме «Космос» и.т.д.
Инструкция по работе с презентацией:
· Команды по очереди выбирают вопрос, называя сектор, в данном случае – это цвет (жёлтый, зелёный, красный, синий и оранжевый), и номер вопроса.
· Нажав на нужный вопрос, происходит переход на слайд с этим вопросом и вариантами ответов. При правильном ответе картинка увеличивается, а при неправильном – исчезает.
· Для возврата на слайд с вопросами нужно нажать на картинку с домиком.
· При возврате к вопросам, номер отгаданного вопроса исчезает, что позволяет не повторяться и не затягивать время викторины.
1. Торжественное построение.
2. Вступительное слово ведущего.
4. Ответы на 8 вопросов.
5. Физкультурная пауза (П/и «Космонавты»).
6. Ответы на 8 вопросов.
7. Физкультурная пауза (Эстафета «Полёт сквозь чёрную дыру»).
8. Ответы на 9 вопросов.
9. Торжественное закрытие.
1. Торжественное закрытие. Вручение дипломов.
Вопросы для викторины
1. Какую планету солнечной системы называют красной?
2. Назовите русского учёного основоположника космонавтики.
3. Какой позывной был у Юрия Алексеевича Гагарина?
4. Назовите самое близкое к нам космическое тело.
c) Комета Галлея
5. Астрономический прибор для наблюдения за космическими телами?
6. Название самоходного аппарата, совершившего путешествие по поверхности Луны?
7. Выберите правильный порядок расположения планет, начиная от солнца.
a) Меркурий, Марс, Земля, Венера, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
b) Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
c) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
8. Когда состоялся первый полёт человека в космос?
a) 4 октября 1957 года
b) 12 апреля 1961 года
c) 20 июля 1969 года
9. Как назывался космический корабль Ю.А. Гагарина?
10. Какому событию приурочено празднование Дня космонавтики?
a) Запуск первого искусственного спутника земли
b) Первый полёт человека в космос
c) Первая высадка человека на Луну
11. Как называется место запуска ракеты?
c) Секретная база
12. Как называется одежда космонавта?
13. Какая по счёту от Солнца планета Земля?
14. Кто из космонавтов рисует картины?
a) Александр Волков
b) Алексей Леонов
15. Что не является планетой?
16. Как звали животных, которые летали в космос до людей и благополучно вернулись на землю?
a) Белка и Стрелка
b) Кукла и Чайка
c) Жучка и Лапка
17. Первая в мире женщина-космонавт?
a) Светлана Савицкая
b) Елена Кондакова
c) Валентина Терешкова
18. Как называется наша Галактика?
19. Какая Наука изучает Вселенную?
20. Как называется созвездие, по форме напоминающее ковш?
c) Большая Медведица
21. Как называется окно космического корабля?
22. Как называется человек, который летает в космос?
23. Первый человек, побывавший в космосе?
c) Александр Волков
24. Какую форму имеют звёзды?
a) Пятиконечная звезда
25. Какого созвездия не существует?
a) Созвездие Ежа
b) Созвездие Льва
c) Созвездие Малой Медведицы
Подвижная игра «Космонавты»
Цель игры: Снятие усталости и напряжения
Задачи: Закреплять (совершенствовать) технику бега, развивать внимание, ловкость и быстрот
Описание игры: Посредине зала раскладываются обручи – это места космонавтов. Дети идут в обход зала по кругу, говоря:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
С окончанием слов дети разбегаются по ракетодрому, и каждый старается занять место в любой из ракет. Мест в ракетах на 2-3 меньше, чем космонавтов.
Правила игры: Нельзя начинать движения пока не скажут слова «Опоздавшим места нет!». Нельзя выталкивать из «Ракеты». Опоздавшие считаются проигравшими и садятся на скамейку.
Примечание: С каждой новой игрой убирается 2-3 обруча.
Подвижная игра – эстафета «Полёт сквозь чёрную дыру»
Цель игры: Снятие усталости и напряжени
Задачи: Развивать внимание, ловкость и быстроту.
Описание игры: Одни команды строятся на линии старта. Дети из других команд держат вертикально обручи d = 90см. По команде, первые участники бегут с линии старта сквозь обручи, оббегают финишный конус и бегут обратно также сквозь обручи, передавая эстафету следящему участнику хлопком руки по ладони либо по плечу. Побеждает команда, первая выполнившая задание.
Затем, дети, которые держали обруч, встают на линию старта, а дети, которые участвовали в эстафете, держат обручи.
Источник
Викторина ко дню космонавтики
методическая разработка по астрономии (10, 11 класс) по теме
Викторина по астрономии «Через тернии к звездам» для студентов 1-2 курсов СПО и НПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_astronomiya.docx | 903.01 КБ |
viktorina_prezentatsiya.pptx | 2.45 МБ |
dlya_zhyuri.docx | 16.86 КБ |
zvezdy.docx | 10.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Волховский политехнический техникум»
Викторина по астрономии
«Через тернии к звездам»
Викторина по астрономии «Через тернии к звездам»
Цель викторины: закрепление и расширение знаний студентов о планетах Солнечной системы и об основных событиях и героях освоения космоса.
1. Закрепить знания студентов о строении Солнечной системы, основных событиях и героях освоения ближнего космического пространства.
2. Стимулировать интерес студентов к углублению знаний по теме, а также расширению кругозора.
3. Развивать навыки работы в команде, организации совместной деятельности.
4. Развивать коммуникативные навыки, умение приходить к единому мнению внутри команды, умение работать с различными источниками информации, находить и структурировать информацию.
Подготовка к викторине: в викторине участвуют студенты 1-2 курсов, от каждой группы участвует по 4 человека (2 участника команды и 2 болельщика). Формируются команды первого и второго курсов (по 6 человек в каждой) и команды болельщиков (по 6 человек в каждой).
Вступительное слово: На рубеже двух столетий – девятнадцатого и двадцатого – наш соотечественник, основоположник современной космонавтики стал рассматривать космос как возможную среду обитания человека, исследовать условия, в которых он окажется, совершая межпланетный полет. В 1957 году впервые в мире на орбиту был выведен искусственный спутник Земли. Так началась космическая эра в истории человечества. А в 1961 году Юрий Алексеевич Гагарин проложил людям дорогу в космическое пространство, совершив первый полет в истории человечества. С того момента прошло 56 лет.
Ведущий представляет команды и их болельщиков.
Во время викторины параллельно проводятся два конкурса – для команд игроков и для болельщиков. Вопросы конкурсов для игроков отличаются большей сложностью, время на ответ ограничено. Вопросы для команд болельщиков направлены больше на сообразительность и творчество, однако также требуют наличия знаний по предмету.
Конкурсы для команд игроков
Конкурс 1. Эрудит.
Правила проведения конкурса: Текст вопроса и варианты ответа отображаются для участников на общем экране, а также зачитывается ведущим. Право отвечать на вопрос получает команда первой подавшая сигнал о готовности к ответу. Если первая команда ошибается – право ответа переходит другой команде. Процесс продолжается до тех пор, пока не будет получен верный ответ или не ответят обе команды. При необходимости можно ограничить время на размышление. За каждый правильный ответ команда получает одно очко.
Тренировочный Вопрос: Когда был совершен первый полет человека в космос?
12 апреля 1961 года
4 октября 1957 года
16 июля 1969 года
1. Вопрос: Кого считают «отцом космонавтики»?
К. Э. Циолковский
2. Вопрос: Что означает слово «космос»?
3. Вопрос: Как называется наука о строении и развитии космических тел, их систем и вселенной в целом?
4. Вопрос: Сколько планет в Солнечной системе?
5. Вопрос: Какая из планет самая большая?
6. Вопрос: Назовите самое близкое к Земле космическое тело.
7. Вопрос: Как звали собаку, которая первой полетела в космос вместе с искусственным спутником земли?
8. Вопрос: Сколько длился первый полет?
9. Вопрос: Кто был дублером первого космонавта Земли Ю. А. Гагарина?
10. Вопрос: Как назывался космический корабль, на котором стартовал Ю.А. Гагарин?
11. Вопрос: Какой позывной был у Ю. А. Гагарина?
12. Вопрос: Кто первым из космонавтов вышел в открытый космос?
Алексей Архипович Леонов (март 1965)
Эдвард Уайт (США) (июнь 1965 г.)
Джон Янг (США) (июль 1966 г.)
13. Вопрос: Кто из женщин-космонавтов впервые вышел в открытый космос?
14. Вопрос: Как назывался космический аппарат, покинувший в 1973 году Солнечную систему и сделавший цветные снимки Юпитера?
15. Вопрос: У кого из космонавтов был позывной «Чайка»?
Пономарева Валентина Леонидовна
Конкурс 2. Меткий стрелок
Командам предлагаются вопросы, предполагающие ответ в формате числа. Текст вопроса отображается на общем экране и зачитывается ведущим. На обдумывание ответа команде дается 1 минута, по прошествии которой, команды предлагают свой вариант ответа. Всем командам, ответ которых полностью совпал с правильным ответом, начисляется по 2 очка. Если точного ответа не дала ни одна из команд, одно очко начисляется команде, ответ которой был наиболее близок к правильному.
Вопросы конкурса (правильные ответы даны в скобках):
1. Во сколько раз масса Луны меньше чем масса Земли? (81 раз)
2. Высота самой высокой горы на Марсе (Олимп, 25 км)
3. Сколько звезд в Солнечной системе? (одна – Солнце)
4. Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (0 не будет гореть)
5. Назовите дату весеннего равноденствия (21 марта)
6. Сколько спутников у планеты Юпитер? (67 спутников)
7. За какое время Земля обращается вокруг Солнца? (365 дней)
8. Во сколько раз масса Земли больше массы Луны? (81 раз)
9. Сколько выделяют зодиакальных созвездий? (12 созвездий)
Конкурс 3. Космический алфавит
На общем экране отображается буква алфавита и текст вопроса, правильный ответ на который начинается на указанную букву. Командам необходимо как можно быстрее предложить ответ на вопрос. Право отвечать на вопрос получает команда первой подавшая сигнал о готовности к ответу. Если первая команда ошибается – право ответа переходит к другой команде. Процесс продолжается до тех пор, пока не будет получен верный ответ или не ответят все команды. При необходимости можно ограничить время на размышление. За каждый правильный ответ команда получает одно очко.
Ниже представлены вопросы, варианты правильных ответов приведены в скобках.
А — созвездие (Андромеда)
В — планета, названная именем богини (Венера)
Г — создатель первого телескопа (Галилей)
Д — спутник Марса (Деймос)
Е — спутник Юпитера (Европа)
К — космическое тело (комета)
Л — естественный спутник Земли (Луна)
М — космическая станция, проработавшая на околоземной орбите более пятнадцати лет (“Мир”)
О — путь, по которому движется небесное тело (орбита)
С — ближайшая к Земле звезда (Солнце)
Т — крупнейший спутник Сатурна (Титан)
У — муза-покровительница астрономии (Урания)
Ф — «несгораемое» созвездие (Феникс)
Ц — крупнейший астероид (Церера)
Конкурс 4. Лица знакомые черты
На общем экране представлены изображения людей, чья деятельность связана с исследованием космоса, а также планет Солнечной системы. Задача команд как можно быстрее отгадать, кто изображен на экране.
Право отвечать на вопрос получает команда первой подавшая сигнал о готовности к ответу. Если первая команда ошибается – право ответа переходит другой команде. Процесс продолжается до тех пор, пока не будет получен верный ответ или не ответят все команды. При необходимости можно ограничить время на размышление. За каждый правильный ответ о том, кто изображен на экране, команда получает одно очко. Если команда может сообщить также важные подробности об изображенном объекте (для людей – даты жизни, род занятий, вклад в исследование космоса и пр., для планет – данные о расположении в Солнечной системе, особенности строения, наличие спутников, их количество и названия) – она может получить дополнительное очко.
Ниже представлены вопросы, правильные ответы приведены в подписях к рисункам.
Сергей Павлович Королев
1906 (1907) – 1966, генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР. Создатель советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно- космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, создателем практической космонавтики. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.
Юрий Алексеевич Гагарин
1934 – 1968, советский летчик-космонавт, стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.
Константин Эдуардович Циолковский
1857 – 1935, русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет.
Валентина Владимировна Терешкова
1937, советский космонавт, первая в мире женщина-космонавт. Единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку. Первая в России женщина в звании генерал-майор.
Алексей Архипович Леонов
1934, советский космонавт № 11, первый человек, вышедший в открытый космос.
Герман Степанович Титов
1935 – 2000, советский космонавт, первый человек, совершивший длительный космический полёт (более суток), второй советский человек в космосе, второй человек в мире, совершивший орбитальный космический полёт, самый молодой космонавт в истории.
Светлана Евгеньевна Савицкая
1948, советский космонавт, лётчик-испытатель, педагог. Вторая в мире женщина-космонавт после Валентины Терешковой. Первая в мире женщина- космонавт, вышедшая в открытый космос.
1930 – 2012, американский астронавт НАСА, лётчик-испытатель, космический инженер, профессор университета, военно-морской лётчик США, первый человек, ступивший на Луну (20 июля 1969 года) в ходе лунной экспедиции корабля «Аполлон-11».
Четвёртая по удалённости от Солнца и седьмая по размерам планета Солнечной системы; масса планеты составляет 10,7 % массы Земли. Названа в честь Марса — древнеримского бога войны, соответствующего древнегреческому Аресу. Иногда Марс называют «красной планетой» из-за красноватого оттенка поверхности, придаваемого ей оксидом железа. Планета земной группы с разреженной атмосферой. Особенностями поверхностного рельефа Марса можно считать ударные кратеры наподобие лунных, а также вулканы, долины, пустыни и полярные ледниковые шапки наподобие земных.
У Марса есть два естественных спутника — Фобос и Деймос (в переводе с древнегреческого — «страх» и «ужас», имена двух сыновей Ареса, сопровождавших его в бою).
Вторая планета Солнечной системы. Названа в честь древнеримской богини любви Венеры. Её орбита очень близка к круговой. По размерам Венера довольно близка к Земле. Классифицируется как землеподобная планета, и иногда её называют «сестрой Земли», потому что обе планеты похожи размерами и составом.
Атмосфера Венеры, самая плотная среди землеподобных планет, состоит главным образом из углекислого газа. Поверхность планеты полностью скрывают облака серной кислоты, непрозрачные в видимом свете.
Пятая планета от Солнца, крупнейшая в Солнечной системе. Наряду с Сатурном, Ураном и Нептуном Юпитер классифицируется как газовый гигант. Современное название Юпитера происходит от имени древнеримского верховного бога-громовержца. Ряд атмосферных явлений на Юпитере: штормы, молнии, полярные сияния, — имеет масштабы, на порядки превосходящие земные. Примечательным образованием в атмосфере является Большое красное пятно — гигантский шторм, известный с XVII века.
Юпитер имеет, по крайней мере, 67 спутников, самые крупные из которых — Ио, Европа, Ганимед и Каллисто — были открыты Галилео Галилеем в 1610 году.
Конкурсы для команд болельщиков
Конкурс 1. Нарисуй ее портрет
Командам предлагается по памяти нарисовать портрет Солнечной системы.
Оценивание проводится по следующим критериям:
• Правильная последовательность планет
• Изображение планет с учетом их существенных признаков (размера, внешнего вида)
• Качество изображения всех элементов
Каждый из критериев оценивается максимум в 5 очков.
Конкурс 2. Загадки (личное первенство)
Пока жюри оценивают рисунки Солнечной системы и подсчитывают предварительные итоги викторины, проводится игра с болельщиками. За каждую правильно отгаданную загадку болельщик получает одну звездочку. Кто по итогу конкурса соберет больше всех звездочек, то побеждает и награждается призом. Команде, чей болельщик выиграл, присваивается один балл.
1. На планете чудеса:
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.
2. Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин.
3. В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет.
4. Это красная планета
По соседству с нами.
Он зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, —
Лед не сверху, а внутри.
5. На каком пути ни один человек не бывал?
6. От Солнца первая планета,
Похожа на Луну по цвету.
В глубокой древности ее все греки знали
И «белою звездою» называли.
Быстрее всех планет вращается,
В честь покровителя торговли называется.
7. Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт … (Ю. Гагарин)
8. Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам — тепло, хвосты -… (Кометам)
9. Бегают вкруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они.
10. «Гром! Встрепенулась тайга и затихла.
Пламя! Луч солнца ослабил свой свет,
С грохотом мчится по небу светило,
Сыплются искры, и тянется след.
Жуть. Тишина. Лишь удары несутся.
Пламя поднялось у края небес,
Там, у эвенков, олени пасутся,
Валит там воздухом девственный лес.
Мечутся звери, в смятении люди,
Рёв и проклятья. А небо гремит.
Что же виновник всех этих явлений?»
(Это Тунгусский метеорит)
4. Подведение итогов. Награждение победителей.
Подведение итогов лучше проводить поэтапно: предварительное подведение итогов после второго конкурса для команд игроков и окончательное подведение итогов после всех конкурсов, с учетом результатов команд болельщиков.
Жюри суммирует баллы команд за все конкурсы и определяет победителя. Все участники команд награждаются призами.
Источник