Основные движения Земли
Наша Земля, как и другие планеты Солнечной системы, совершает 2 основных движения: вокруг собственной оси и вокруг Солнца. С древнейших времён именно на этих двух регулярных движениях основывались расчёты времени и способность составлять календари.
Сутки – это время вращения вокруг собственной оси. Год – обращения вокруг Солнца. Деление на месяцы также находится в прямой связи с астрономическими феноменами – их продолжительность связана с фазами Луны.
Вращение Земли вокруг собственной оси
Наша планета вращается вокруг собственной оси с запада на восток, то есть против часовой стрелки (если смотреть со стороны Северного полюса.) Ось – это виртуальная прямая линия, пересекающая земной шар в районе Северного и Южного полюсов, т.е. полюса имеют фиксированное положение и не участвуют во вращательном движении, в то время как все другие точки расположения на земной поверхности вращаются, причём скорость вращения не идентична и зависит от их положения по отношению к экватору – чем ближе к экватору, тем скорость вращения выше.
Например, в районе Италии скорость вращения составляет примерно 1200 км\ч. Следствиями вращения Земли вокруг своей оси являются смена дня и ночи и видимое движение небесной сферы.
Действительно, создаётся впечатление, что звёзды и другие небесные тела ночного неба движутся в противоположном нашему с планетой движению направлении (то есть с востока на запад).
Кажется, что звёзды находятся вокруг Полярной звезды, которая расположена на воображаемой линии – продолжении земной оси в северном направлении. Движение звёзд не является доказательством того, что Земля вращается вокруг своей оси, ведь это движение могло бы быть следствием вращения небесной сферы, если считать, что планета занимает фиксированное, неподвижное положение в пространстве.
Маятник Фуко
Неопровержимое доказательство того, что Земля вращается вокруг собственной оси, было представлено в 1851 г. Фуко, который провёл известнейший эксперимент с маятником.
Представим, что, находясь на Северном полюсе, мы привели в колебательное движение маятник. Силой извне, действующей на маятник, является гравитация, при этом она не влияет на изменение направления колебаний. Если подготовить виртуальный маятник, оставляющий следы на поверхности, мы сможем удостоверится, что через некоторое время следы переместятся в направлении часовой стрелки.
Это вращение может быть связано с двумя факторами: или с вращением плоскости, на которой совершает колебательные движения маятник, или с вращением всей поверхности.
Первую гипотезу можно отбросить, принимая во внимание, что на маятнике нет сил, способных изменить плоскость колебательных движений. Отсюда следует, что вращается именно Земля, причём она совершает движения вокруг собственной оси. Этот эксперимент был проведён в Париже Фуко, он использовал огромный маятник в виде сферы из бронзы весом около 30 кг, подвешенный к 67-метровому тросу. На поверхности пола Пантеона была зафиксирована отправная точка колебательных движений.
Итак, вращается именно Земля, а не небесная сфера. Люди, ведущие с нашей планеты наблюдение за небом, фиксируют движение и Солнца, и планет, т.е. во Вселенной движутся все объекты.
Критерий времени – сутки
Сутки – это отрезок времени, за который Земля совершает полный оборот вокруг собственной оси. Существует два определения понятия “сутки”. “Солнечный сутки” – это промежуток времени вращения Земли, при котором за отправную точку берётся Солнце. Другое понятие – “сидерические сутки” – подразумевает другую отправную точку – любую звезду. Продолжительность двух видов суток неидентична. Долгота сидерических суток составляет 23 ч 56 мин 4 с, долгота же солнечных суток равна 24 часам.
Различная продолжительность связана с тем, что Земля, вращаясь вокруг собственной оси, совершает и орбитальное вращение вокруг Солнца.
В принципе, продолжительность солнечных суток (хотя и принимается за 24 часа) – величина непостоянная. Это связано с тем, что движение Земли по орбите происходит с переменной скоростью. Когда Земля находится ближе к Солнцу, скорость её движения по орбите выше, по мере удаления от светила скорость понижается. В связи с этим введено такое понятие, как “средние солнечные сутки”, именно их продолжительность 24 часа.
Обращение вокруг Солнца со скоростью 107 000 км/ч
Скорость обращения Земли вокруг Солнца – второе основное движение нашей планеты. Земля движется по эллиптической орбите, т.е. орбита имеет форму эллипса. Когда Луна находится в непосредственной близости от Земли и попадает в её тень, случаются затмения. Среднее расстояние между Землёй и Солнцем составляет примерно 150 миллионов километров. В астрономии используется единица измерения расстояний внутри Солнечной системы; её называют “астрономическая единица” (а.е.).
Скорость с которой Земля движется по орбите, равна примерно 107 000 км/ч.
Угол, образованный земной осью и плоскостью эллипса, составляет примерно 66°33’, это величина постоянная.
Если наблюдать за Солнцем с Земли, создаётся впечатление, что именно оно движется по небосклону в течении года, проходя через звёзды и созвездия, составляющие Зодиак. На самом деле Солнце также проходит и через созвездие Змееносца, но оно не относится к Зодиакальному кругу.
Источник
Контрольно-оценочные средства по астрономии
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Россошанский техникум сельскохозяйственного
и строительного транспорта»
замдиректора по ППО Директор ГБПОУ ВО «РТСиСТ»
__________И.В. Половинкина ___________________В.А. СилакоВ «______»________________2017 «______»________________2017
ОДБ. 13 Астрономия
для специальностей среднего профессионального образования
по программе подготовки специалистов среднего звена
35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Рабочая программа рассмотрена
на заседании предметно – цикловой комиссии
и рекомендована к утверждению.
от « ______» ________________2017г., протокол № _______
Председатель ПЦК______________В.Н. Липницкая
Комплект контрольно оценочных средств разработан на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по астрономии (Приказа Минобрнауки России от 07.06.2017 N 506
«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089») в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ и отвечает определенным в стандарте требованиям к уровню подготовки обучающихся старших классов
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Россошанский техникум сельскохозяйственного и строительного транспорта»
Ракова Наталья Сергеевна, преподаватель физики
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке.
2.1 Знания и умения, подлежащие проверке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 -7
2.2 Формы текущего контроля и итоговой аттестации по учебной дисциплине. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
3. Оценка освоения учебной дисциплины астрономия.
3.1. Типовые задания для текущего контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9 — 26
3.2. Типовые задания для итоговой аттестации. . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 — 35
4. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 — 37
1. Паспорт контрольно – оценочных средств
1. Общие положения
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Астрономия».
КОС включает контрольные материалы для проведения текущего контроля и итоговой аттестации в форме дифференцированного зачёта.
КОС разработан на основании программы учебной дисциплины «Астрономия» для профессий среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
2.1 Знания и умения, подлежащие проверке
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Наименование элемента умений или знаний
обучающийся должен уметь:
У.1 — приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
тестирование, защита сообщений и докладов
оценка выполнения самостоятельной работы, оценка выполнения контрольной работы
2 семестр – дифференцированный зачёт
У.2- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
тестирование, защита сообщений и докладов
оценка выполнения самостоятельной работы, оценка выполнения контрольной работы
У.3 — характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
тестирование, защита сообщений и докладов
оценка выполнения самостоятельной работы, оценка выполнения контрольной работы
У.4 — находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
тестирование, защита сообщений и докладов
оценка выполнения самостоятельной работы, оценка выполнения контрольной работы
У.5 — использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
тестирование, защита докладов
оценка выполнения самостоятельной работы
Обучающийся должен знать:
З.1- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
тестирование, защита сообщений и докладов
оценка выполнения самостоятельной работы, оценка выполнения контрольной работы
З.2- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
тестирование, оценка выполнения самостоятельной работы, оценка выполнения контрольной работы
З.3- смысл физического закона Хаббла;
Оценка выполнения контрольной работы
З.4 — основные этапы освоения космического пространства;
Защита сообщений и докладов, презентации
З.5 — гипотезы происхождения Солнечной системы;
Защита сообщений и докладов, презентации
З.6 основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
Оценка выполнения контрольной работы, тестирование, Защита сообщений и докладов, презентации
З.7 размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
тестирование, оценка выполнения самостоятельной работы, контрольной работы
Источник
Назвать основные движения земли какова форма земли дайте характеристику луны по размерам ответы
К Земле обращена Луна одною стороной.
Загадка в ней заключена активности былой.
Но годы бурные прошли — силёнок ни на грош.
Лишь притяжение Земли Луну бросает в дрожь.
Сменился у нее настрой, хоть прежний разворот,
Родившись «младшею сестрой», как «старшая»
И. Галкин
Урок 12
Тема: Система Земля-Луна.
Цель: Познакомить учащихся с делением планет Солнечной системы, началом космической эры, основными движениями и формой Земли, рассмотреть общие сведения о Луне, фазах и солнечно-лунные затмения.
Задачи:
1. Обучающая: Показать деление планет на две группы, значимость космонавтики в изучении СС. Рассмотреть основные движения и формы Земли. Ввести понятия сидерический и синодический месяц, фазы Луны, терминатор, пепельный свет, солнечное затмение (полное, частное), лунное затмение (полное, частное). Объяснить, почему происходит смена лунных фаз, почему и как происходят затмения , заинтересовать учащихся наблюдениями за Луной (перемещение Луны на фоне звездного неба, смена лунных фаз).
2. Воспитывающая: Доказать несостоятельность суеверий, связанных с фазами Луны и затмениями, имеющее простое естественное объяснение. На примере точного предсказания затмений продемонстрировать силу научного предвидения, которое не имеет ничего общего с религиозными пророчествами. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся, знакомя их с картиной полного солнечного затмения. Патриотические чувства за страну, открывшую путь человечеству в космос.
3. Развивающая: Самостоятельная формулировка вывода о причинах лунных фаз и затмениях способствуют формированию мышления учащихся и навыков работы с книгой.
Ход урока:
Новый материал (20мин)
1. Деление планет на группы:
Земная группа. | Общее | Планеты- гиганты. | Общее |
1.Меркурий 2.Венера 3.Земля (двойная) 4.Марс | небольшие размеры и масса. большая ρср. медленное осевое вращение. мало (нет) спутников. твердая поверхность | 1.Юпитер 2.Сатурн 3.Уран 4.Нептун | большие размеры и масса. малая ρср (сравнима с Н2О). быстрое осевое вращение. большое число спутников. кольца. мощные Н-Не атмосфере. |
Размер и масса планеты указывают на действующую силу тяжести и способность планеты удерживать атмосферу (при Vмолек км /с)). Плотность атмосферы и ее химический состав определяют степень поглощения в ней излучений идущих от Солнца и из космоса. Вращение вокруг оси — это смена дня и ночи (сутки), выравнивание температуры. Температура на поверхности зависит от удаленности от Солнца и наличия атмосферы. | |||
Луна повернута к Земле одной стороной, светит отраженным светом, имеет пепельный цвет и вид фазы | |
Затмение — явление, при котором свет от небесного тела временно затемняется другим телом. Это может быть для нашей Солнечной системы: 1) проход планетарного спутника (например Луны), в тени планеты так, что на него не попадает свет (например Солнца); 2) затемнение всего светила (например Солнца) или его части проходящим перед ним спутником (например Луной — солнечное затмение). | |