Художественные средства выразительности в «Зимнее утро» Пушкина
В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» используются различные художественные средства и литературные приемы выразительности.
Тропы
1. Метафоры
- навстречу северной Авроры — навстречу зимнему утру
- звездою севера — так автор называет свою подругу самой прекрасной девушкой
- снег лежит коврами — снег все покрыл
- берег милый для меня — любимое место
2. Метонимия
- звездою севера — самой прекрасной девушкой (звездой) этих мест
- лес чернеет — темнеют деревья леса вдалеке
- речка блестит — блестит лед на реке, а не сама река
- трещит затопленная печь — трещат дрова в печи, а не сама печь
- скользя по снегу — скользя не буквально, а в санях по заснеженной дороге
3. Эпитеты
- чудесный день
- прелестный друг
- северной Авроры
- на мутном небе
- тучи мрачные
- ты печальная
- голубыми небесами
- великолепными коврами
- прозрачный лес
- янтарным блеском
- веселым треском
- утреннему снегу
- нетерпеливого коня
- поля пустые
- леса густые
- берег милый
4. Гипербола
- звездою севера — он называет «красавицу», своего «друга» звездой, превозносит ее красоту относительно всего остального пейзажа.
5. Олицетворения
6. Сравнения
- звездою севера — автор сравнивает свою возлюбленную со звездой, то есть самой яркой и красивой из всех.
- луна, как бледное пятно
Фигуры
1. Риторическое обращение
- друг прелестный
- красавица
- друг милый
2. Анафора
- «…И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…»
3. Лексический повтор
- повторяются однокоренные слова: «блестя на солнце», «речка подо льдом блестит», «янтарным блеском».
4. Антитеза
- «Мороз и солнце» — противопоставление холодного и горячего
- «Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись«
- «Открой сомкнуты» — открыть закрытые
- «мутное небо» и «голубые небеса» — противопоставление мрачного и ясного пейзажа
Кроме того, в стихотворении используется противопоставление ясного зимнего утра и мрачной вечерней зимней бури — это тоже антитеза.
5. Инверсия
- день чудесный — обычный порядок слов «чудесный день»
- друг прелестный — обычный порядок слов «прелестный друг»
- сквозь тучи мрачные желтела — обычный порядок слов «желтела сквозь мрачные тучи»
- вся комната янтарным блеском озарена — обычный порядок слов «вся комната озарена янтарным блеском»
- не велеть ли в санки кобылку бурую запречь — обычный порядок слов «не велеть ли запречь бурую кобылку в санки»
Звукопись
1. Повтор фонетически близких звуков «з», «с» и «ц» чтобы создать ощущение снежной и морозной зимы:
«Мороз и солнце; день чудесный. »
2. Такой же прием с повторением близких по звучанию звуков «с» и «ц» используется в строке:
«…Блестя на солнце, снег лежит;..»
3. Аллитерация, повторение согласной буквы «т»:
«… Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»
Это помогает передать треск горящих в печи дров.
4. Ассонанс, повторение гласной буквы «е» и «ё«, чтобы усилить настроение растянутости, расслабленности, неторопливости:
«…Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»
5. Ассонанс: повторение буквы «о«, чтобы усилить настроение:
«…Открой сомкнуты негой взоры…»
6. Ассонанс, частое повторение гласной буквы «е», чтобы передать настроение расслабленности и спокойствия:
«… Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…»
7. Ассонанс, заключающийся в повторении гласной «е» при описании комнаты:
«… Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»
Источник
Какие выразительные средства языка используются в следующих примерах: Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печальный свет она. [А. Пушкин] Вот дождик брызнул, пыль летит. Повисли перлы золотые. [Ф. Тютчев] Однажды медник, таз куя, сказал жене тоскуя: задам же детям таску я и разгоню тоску я. [Минаев]
Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печальный свет она. [А. Пушкин] — волнистые туманы — эпитет; пробирается луна — олицетворение; печальный свет — эпитет; она льет — олицетворение.
Вот дождик брызнул, пыль летит. Повисли перлы золотые. [Ф. Тютчев] — перлы золотые — эпитет; повисли перлы — инверсия;
Однажды медник, таз куя, сказал жене тоскуя: задам же детям таску я и разгоню тоску я. [Минаев] — таз куя, тоскуя, таску я, тоску я — каламбур
Матрешка выполнена из мягкого, теплого, приятного на ощупь материала – дерева, который делится изломом на две части.Игрушка несет в себе образ девочки из народа. Она и одета в русский народный костюм, и раскрашена в соответствии с канонами русского живописного искусства.Игра с матрешкой – это, своего рода, игра в прятки. Малыш приходит в восторг, обнаружив, что в одной кукле спрятана другая, а во второй – третья. Доставая кукол одну за другой наружу, он чувствует себя, по меньшей мере, фокусником, по большей мере – волшебником.
Источник
Анализ стихотворения «Зимняя дорога» Пушкина
Пейзажная лирика А.С. Пушкина – это не только воплощение образов природы, но и выражение собственных переживаний поэта. В стихотворении «Зимняя дорога» описывается долгий зимний путь, в котором есть отражение состояния лирического героя. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Зимняя дорога», который поможет подготовиться к уроку литературы в 4 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимняя дорога.
История создания – произведение было написано в 1826 г., впервые появилось в печати в журнале «Московский вестник» за 1828 г.
Тема стихотворения – печальное очарование зимней природы и «сердечная тоска».
Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Стихотворение состоит из семи строф.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка перекрёстная АВАВ.
Метафоры – «сквозь туманы пробирается луна», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик».
Эпитеты – «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «чёрная хата», «вёрсты полосаты».
История создания
Стихотворение появилось из-под пера Александра Сергеевича в 1826 г. Оно имеет автобиографическую основу. Существуют две версии истории создания произведения. Одни исследователи считают, что оно посвящено дальней родственнице автора – Софии Пушкиной. Немногие знают, что поэт собирался жениться на ней. Зимой 1826 г. он сделал девушке предложение. Согласно этой гипотезе под образом таинственной Нины скрывается София.
Другие ученые утверждают, что произведение было написано после поездки в Москву. В сентябре 1826 г. Пушкина, находившегося в ссылке в селе Михайловское, уведомили, что в Москве его ожидает Николай I. Император пообещал поэту своё покровительство и освобождение от контроля со стороны цензуры. Известно, что разговор с императором был напряжённым.
Впервые «Зимний вечер» появился в печати в 1828 г. в журнале «Московский вестник».
Как у многих поэтов, пишущих пейзажную лирику, стихотворения Пушкина тесно связаны с душевными переживаниями человека. Автор раскрывает две темы – красота зимней природы и «сердечная тоска».
Лирический герой едет по зимней дороге. Уже начальные пейзажные зарисовки дают читателю понять, что настроение у главного героя грустное. Он замечает, как луна бросает печальный свет на печальные поляны. Дорога кажется герою скучной, и даже колокольчик на борзой тройке не звенит, а гремит, утомляя слух.
Лирический герой стихотворения прислушивается к песням ямщика. Напевы вызывают у него смешанные чувства веселья и тоски. По пути ничто не радует глаз, вокруг пустынно: ни огня, ни «хаты» , только верстовые столбы попадаются и ещё больше угнетают героя.
Скука немного развеивается, когда он вспоминает о скорой встрече с Ниной. Воображение начинает рисовать прекрасные минуты в обществе девушки. Заметно, что герой влюблён, ведь он говорит: «Я забудусь у камина, загляжусь не наглядясь» . Героя радует то, что полночный час не разлучит его с возлюбленной.
В последней строфе путник оставляет грёзы и возвращается в реальность. Ему снова становится грустно. Мысленно обращаясь к Нине, он рассказывает о скучном пути и дремлющем ямщике.
После прочтения произведения становится понятно, какова его главная мысль: печальные, однообразные заснеженные равнины наводят на героя тоску, и он мечтает о встрече с любимой.
Композиция
Композиция анализируемого стихотворения простая. По смыслу стихотворение условно делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Картины зимней природы обрамляют обращение к девушке. Стихотворение состоит из семи строф по четыре строки в каждой. Разбор формальной и смысловой организации стиха помогает проследить, как автор реализует идею произведения.
Жанр произведения – элегия. Поэт описывает природу, постоянно подчеркивая свою печаль; в стихах, обращённых к Нине, вместе с радостными нотками чувствуется тоска. Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. Рифмовка в тексте перекрёстная АВАВ, чередуются мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Зимний пейзаж создаётся при помощи средств выразительности. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Преобладают в тексте эпитеты: «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «чёрная хата», «вёрсты полосаты» . Выразительности пейзажной и психологической зарисовкам придают метафоры-олицетворения: «сквозь туманы пробирается луна», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик» . Сравнения поэт не использует. Смешанные чувства лирического героя передаются при помощи антитезы, например, описывая песню ямщика, он говорит, что в ней чувствуется: « То разгулье удалое, то сердечная тоска» .
Для того чтобы передать печаль героя, А.С. Пушкин заканчивает многоточием несколько предложений.
Источник
Средства языковой выразительности
Высшее образование. Русский язык для нас
Высшее образование ⇒ Средства языковой выразительности
Сообщение keen » 27 дек 2013, 09:56
Сообщение Набеева Айгуль » 29 дек 2013, 08:45
Сообщение ALEXIN » 11 янв 2014, 01:44
Очень интересно! Через два дня всё напишу. Посмотрим, что получится.
Сообщение Марго » 11 янв 2014, 06:57
Сообщение ALEXIN » 13 янв 2014, 00:41
Тропы (-ов) – слова и выражения, употребленные в переносном значении.
Эпитет – художественное (образное) определение предмета или явления. Если мы скажем, что день солнечный (пасмурный, ветре¬ный, памятный), это будут обычные логические определения, ко¬торые выделяют данный предмет из многих, но если подберем определение, имеющее переносное значение, получим эпитет: день чудесный (безрадостный, замечательный, чарующий и т.п.). Эпитет обычно бывает выражен прилагательным, но может выражаться и наречием, числительным, глаголом, существительным:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана. (М. Ю. Лермонтов)
Сравнение – определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим:
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит. (А. С. Пушкин)
Метафора – вид тропа, слово или выражение, употреблен¬ное в переносном значении, вместо другого слова, потому что между определяемыми предметами есть сходство:
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. (М. Ю. Лермонтов)
В основе метафоры может лежать и контраст («жизни гибель¬ный пожар» (А.А. Блок).
Выделяют следующие виды метафоры:
– олицетворение («вода бежит»);
– овеществление («стальные нервы»);
– отвлечение («поле деятельности») и др.
Олицетворение (особый вид метафоры) – уподобление нежи¬вого предмета, явления природы, понятия живому существу:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась. (А. С. Пушкин)
Метонимия – вид тропа, оборот речи, замена одного слова другим, смежным по значению: перенесение содержимого на со¬держащее, замена названия произведения именем автора:
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина. (М. Ю. Лермонтов)
Я три тарелки съел. (И. А. Крылов)
Белинского и Гоголя с базара понесут. (Н. А. Некрасов)
Синекдоха (разновидность метонимии) – перенесение зна¬чения одного слова на другое на основе замены количественных отношений (часть вместо целого, целое вместо части, единствен¬ное число вместо множественного):
Белеет парус одинокий. (М. Ю. Лермонтов)
Мы все глядим в Наполеоны. (А. С. Пушкин)
Отсель грозить мы будем шведу. (А. С. Пушкин)
Гипербола – художественный прием, основанный на преуве¬личении тех или иных свойств изображаемого предмета или яв¬ления:
В сто сорок солнц закат пылал. (В.В. Маяковский)
Литота – художественное преуменьшение:
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под узцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах. а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов).
Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Говорится прямо противоположное тому, что под¬разумевается:
Откуда, умная, бредешь ты, голова? [об осле]
(И. А. Крылов)
Перифраз – замена собственного имени или названия опи¬сательным выражением:
Погиб поэт, невольник чести. (М. Ю. Лермонтов)
Друзья Людмилы и Руслана. [вместо: читатели]
(А. С. Пушкин)
Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу определений, понятий: «живой труп», «убогая роскошь наряда», «худой мир лучше доброй ссоры».
Каламбур – игра слов, основанная на их многозначности (по¬лисемии), омонимии или звуковом сходстве, с целью достижения комического эффекта:
Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. (Н. В. Гоголь)
ТРОПЫ(употребление слова в переносном значении)
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ(Обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении)
Каким терминам-тропам и терминам – стилистическим фигурам соответствуют следующие определения?
1)Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.
2)Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличье волка, коварство – в виде змеи и т.д
Каким терминам-тропам и терминам – стилистическим фигурам соответствуют следующие определения?
3) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.
4) Троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки.
5) Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.
Каким терминам-тропам и терминам – стилистическим фигурам соответствуют следующие определения?
6) Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.
7) Троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.
8) Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
Каким терминам-тропам и терминам – стилистическим фигурам соответствуют следующие определения?
9) Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи.
10) Оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось не высказанным.
Проверь себя:
– Антитеза (1). – Аллегория (2).– Гипербола (3).– Ирония (4).– Литота (5).– Оксюморон (6).– Олицетворение (персонификация) (7)– Парафраз и парафраза, перифраз и перифраза (8).– Параллелизм (9).– Умолчание (10).
1. Какие тропы использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях:
1/ Шутила зрелость, пела юность. 2/ Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льёт печально свет она. 3/ Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета. 4/ Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. 5/ Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. 6/ Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. 7/ Редкая птица долетит до середины Днепра.
2. Какие фигуры использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях:
1/ Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. 2/ Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздники горюет. 3/ Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! 4/ Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросано и нуютно в тебе. 5/ Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слёз. Сколько тут было кудрявых берёз! 6/ Милая, добрая, старая, нежная. С думами грустными ты не дружись.
МЕТОНИМИЯ И СИНЕКДОХА
Метонимия в переводе с греческого означает переименование. Метонимия – это употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.Синекдоха – разновидность метонимии, в переводе с греческого означает соподразумевание. Синекдоха – это перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними; употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот.
3. Определите вид тропа : метонимия или синекдоха.
1) Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов)2) Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин)3) Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов)4) Перо его местию дышит. (А.К. Толстой)5) Ну что ж, садись, светило. (В.Маяковский)6) Пуще всего береги копейку. (Н.Гоголь)7) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)8) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)9) Но тих был наш бивак открытый. (М.Лермонтов)10) Мы все глядим в Наполеоны. (А.Пушкин)
Проверь себя :
В примерах 1, 3, 4, 7, 9 – метонимия, в 2, 5, 6, 8, 10 – синекдоха. В примере 1 наблюдается связь между предметом и материалом, из которого предмет сделан, в примере 3 – между содержимым и содержащим, в (4) – между действием и орудием этого действия, в (7) – между автором и его произведением, в (9) – между местом и людьми, находящимися на этом месте.В (2) автор употребляет часть вместо целого (флаги в значении «корабли», в (5) – родовое название вместо видового (светило вместо солнце), в (6) – видовое название вместо родового (копейка в значении «деньги»), в (8) – ед. ч. в значении мн. ч., в (10) – мн. ч. в значении ед. ч.)
4. Определите, где союзие, а где бессоюзие.
1) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В.Короленко)2) Швед, русский колет, рубит, режет. (А.Пушкин)3) Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.Чехов)4) Волков бояться – в лес не ходить. (Пословица)5) Люди знали: где-то, очень далеко от них идет война. (В.Ажаев)
Проверь себя
Примеры 2, 4, 5 отражают явления бессоюзия, а 1, 3 – многосоюзия. Бессоюзие имеет другое название – асиндетон. Бессоюзие – это бессоюзная связь однородных членов простого предложения или предикативных частей сложного предложения; нередко используется как стилистический прием. У многосоюзия другое название – полисиндетон. Многосоюзие – это стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно используется для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи.
5. Пропуск в самом оригинале(ALEXIN)?!
6. Установите соответствие данных примеров с приведенными выше определениями.
1/ Туманный Альбион (вместо Англия). 2/ Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы.(В.Брюсов))3/ Отколе, умная, бредешь ты, голова? (В обращении к ослу.) (И.Крылов) 4/ Но слушай: если я должна тебе. кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена. (А.Пушкин) 5/ О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так суетишь безумно? 6/ Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)7/ В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)8/ Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин)9/ Сладкая скорбь. 10/Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (Пословица)
Проверь себя:
1 — 82 — 93 – 44 — 105 — 76 – 57 — 38 — 19 — 610 – 1
7. В соответствии с темой урока приведите лингвистический комментарий следующих примеров:
1) Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища.(А.Пушкин)2) . Черноглазую девицу, Черногривого коня! (М.Лермонтов)3) Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.(С.Есенин)4) Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам.(А.Пушкин)
Проверь себя:
В начале каждого параллельного ряда во всех примерах повторяются одни и те же элементы. Такая стилистическая фигура называется анафорой, или единоначатием. Анафора бывает звуковой (повторение одних и тех же сочетаний звуков) – пример 1; морфемной (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов) – пример 2; лексической (повторение одних и тех же слов) – пример 3; синтаксической (повторение одних и тех же синтаксических конструкций) – пример 4; строфической (повторение одних и тех же элементов в начале строф). Пример строфической анафоры – стихотворение М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива. ».
8. Определите тип градации в следующих примерах
Градация – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся, реже уменьшающееся смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание, реже ослабление производимого ими впечатления. В зависимости от этого градация бывает восходящей или нисходящей. Градация восходящая – это расположение слов в порядке усиливающегося значения. Градация нисходящая – это расположение слов в порядке уменьшающегося значения.
1) Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь)2) Присягаю ленинградским ранам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам.(О.Берггольц)3) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (С.Аксаков)
9. Что такое инверсия? Найдите инверсию в следующих предложениях.
1) Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства. (А.Коптяева)2) Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (А.Неверов)3) Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили. (М.Салтыков-Щедрин)4) Сначала очень была огорчена. (А.Пушкин)5) Помогла детям чистейшая случайность.6) Не надеюсь я на его аккуратность.7) За Отчизну сражались герои-партизаны.8) Рассказ он написал замечательный.9) С радостью было воспринято это сообщение.
Проверь себя:
Это стилистическая фигура. Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок с целью усилить выразительность речи.В 1 предложении имеет место инверсия главных членов, во 2 – инверсия согласованных определений, в 3 – инверсия дополнений, в четвертом – инверсия обстоятельства меры и степени.
10. Инверсию каких членов предложения мы наблюдаем в следующих предложениях?
1) Гораздо интереснее оказались морские коньки. (В.Катаев)2) Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А.Пушкин)3) Досадно было, боя ждали. (М.Лермонтов)4) Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. (Ф.Гладков)5) Все уговорились держать себя с нею при Степане Михайловиче ласково. (С.Аксаков)6) Да, мы дружны были очень. (Л.Толстой)7) Тут сгорел мой приятель со стыда. (И.Тургенев)
11.Парцелляция – это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
1) С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. (Гл. Успенский)2) У Елены беда тут стряслась. Большая. (Ф.Панферов)3) Флёров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (М.Горький)4) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н.Ильина)
12. Что называется сравнением?
Существуют различные способы выражения сравнения. Ваша задача – определить способы выражения сравнения в данных примерах.1) Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Б.Горбатов)2) Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля. (А.Сурков)3) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.Тютчев)4) Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М.Лермонтов)5) Ее любовь к сыну была подобна безумию. (М.Горький)
Проверь себя:
Сравнение выражено в примере 1 – творительным падежом; в примере 2 – формой сравнительной степени прилагательного; в примерах 3, 4 – оборотами со сравнительными союзами; в примере 5 – лексически, при помощи слова подобна.
13. Определите, в чем различие между сравнениями в первом предложении и во втором.
1) Ее уста, как роза, рдеют. (А.Пушкин)2) Он [стих Пушкина] нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря. (В.Белинский)
14. Какая стилистическая фигура имеется в виду.
– В переводе с греческого это слово обозначает выпадение. Пропущенный элемент высказывания легко восстанавливается в данном контексте или ситуации. Писатели и поэты используют эту стилистическую фигуру для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи. 1) Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки. (А.Н. Толстой)2) Шампанского! (А.Чехов)3) Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушки. (М.Салтыков-Щедрин)
15. Решив задачу «Четвертое лишнее», вы поймете, о каком тропе пойдет речь.
1) Веселый ветер, 2) седая старина,3) деревянный дом,4) черная тоска.
РИТОРИЧЕСКИЕ
ВОПРОС
на риторический вопрос не ожидается ответа
ОБРАЩЕНИЕ
высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему
16. В каких из приведенных примеров встречаются риторические обращения?
1) Приятель дорогой, здорово! (И.Крылов)2) Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса. (А.Пушкин)3) Старик! О прежнем позабудь. (М.Лермонтов)4) Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.Пушкин)5) Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно? (И.Никитин)
17.Сравните два предложения. Какое из них представляет собой риторический вопрос?
1) Ты откуда же взялся, Андрей? (Б.Горбатов)2) На кого не действует новизна? (А.Чехов)
Источник