Меню

Не для меня здесь солнце ра

Не для меня. В поисках истины

Глубоко благодарен моему другу со студенческих времён Сергею Виноградову за поднятую тему: какой текст у популярной песни, успевшей за почти два столетия несколько раз становиться то популярной, то забытой, превратившейся из авторской в народную… какой её текст считать настоящим, если у неё сотни, а, может быть, и тысячи вариантов исполнения, порой кроме мелодии по смыслу имеющих между собой очень мало общего? Не претендуя на перечисление ВСЕХ вариантов, ибо это физически невозможно (их никто не считал), приведу в пример только известные и исполняемые ныне, изначальный «молчановский», от которого в реальности остались «рожки да ножки», и популярные варианты столетней давности, которые тоже мало чем напоминают нынешние.
1. Вариант «не для ТЕБЯ», появился недавно, адаптирован для женского исполнения

Не для тебя придет весна
Не для тебя Дон разольется
И сердце девичье забьется
С восторгом чувств не для тебя
Не для тебя цветут сады
В долине роща расцветает —
Там соловей весну встречает
Он будет петь не для тебя
Не для тебя журчат ручьи
Бегут алмазными струями
Там дева с черными бровями —
Она растет не для тебя
Не для тебя придет пасха
За стол родня вся соберется
Вино по рюмочкам польется —
Такая жизнь…

2. Вариант с повтором двух строк и розой

Не для меня придёт весна,
Не для меня Дон разольется.
Там сердце девичье забьется
С восторгом чувств – не для меня
И сердце девичье забьется
С восторгом чувств не для меня.
Не для меня цветут сады,
В долине роща расцветает,
Там соловей весну встречает,
Он будет петь не для меня.
Не для меня журчат ручьи
Текут алмазными струями,
Там дева с черными бровями,
Она растет не для меня.
Не для меня цветут цветы,
Распустит роза цвет душистый
Сорвешь цветок, а он завянет,
Такая жизнь не для меня.
Не для меня придет Пасха,
За стол родня вся соберется,
Вино по рюмочкам польется
В пасхальный день не для меня.
А для меня кусок свинца,
Он в тело белое вопьется
И слезы горькие прольются
Такая жизнь, брат, ждет меня.

3. Антиалкогольный вариант без рюмочек, зато с конём

Не для меня придёт весна,
Не для меня Дон разольётся,
Там сердце девичье забьётся
С восторгом чувств – не для меня.

Не для меня цветут сады,
В долине роща расцветает,
Там соловей весну встречает,
Он будет петь не для меня.

Не для меня журчат ручьи,
Текут алмазными струями,
Там дева с чёрными бровями,
Она растет не для меня.

Не для меня куют коня,
И ветер гривою играет,
Он бьет копытом и не знает
Его куют не для меня.

Не для меня придёт Пасха,
За стол родня вся соберётся,
«Христос воскрес» из уст польётся,
Пасхальный день не для меня.

Не для меня цветут цветы
Распустит роза цвет душистый
Сорвешь цветок, а он завянет
Такая жизнь не для меня

А для меня кусок свинца,
Он в тело белое вопьётся,
И слезы горькие прольются.
Такая жизнь, брат, ждёт меня.

4. Вариант с горячей кровью в конце и протяжными гласными

Не для меня придёт весна,
Не для меня
Дон разольётся,
Там сердце девичье забьётся
С восто–оргом чувств не для меня.
Там сердце девичье забьётся
С восто–оргом чувств не для меня.
Не для меня цветут сады,
В долине роща расцветает,
Там соловей весну встречает,
Он будет петь не для меня.
Там соловей весну встречает,
Он будет петь не для меня.
Не для меня текут ручьи,
Журчат алмазными струями,
Там дева с чёрными бровями,
Она растет не для меня.
Там дева с чёрными бровями,
Она, ой, растет не для меня.
Не для меня придёт Пасха,
За стол родня вся соберётся,
Христос воскрес из уст польётся,
Пасхальный день не для меня.
Христос воскрес из уст польётся,
Пасхальный день не для меня.
Не для меня цветут цветы,
Распустит роза цвет душистый.
Сорвешь цветок, а он завянет,
Така–ая жизнь не для меня. о–о–о–о–о

А для меня кусок свинца,
Он в тело белое вопьётся.
И кровь горячая польется,
Такая жизнь, брат, ждет меня,
И слезы горькие прольются,
Такая жизнь, брат, ждет меня.

Адаптированный оригинальный текст романса «Не для тебя» 1838 года. Тот самый, который относится к авторству морского офицера А. Молчанова. Сравните сами с тем, что поют сейчас, и с тем, что пели сто лет назад. Сугубо моё мнение: реальный текст Молчанова вообще нигде и НИКОГДА никем не пелся. И, кстати, никакого Дона там не было, стихи были про Буг. Ещё там была девушка Алина, которая исчезла из текста у всех других.

Не для меня придёт весна,
Не для меня Буг разойдётся,
И сердце радостно забьётся
В восторге чувств не для меня!

Не для меня, красой цветя,
Алина встретит в поле лето;
Не слышать мне её привета,
Она вздохнёт — не для меня!

Не для меня реки струя
Брега родные омывает,
Плеск кротких волн других прельщает;
Она течёт — не для меня!

Не для меня луна, блестя,
Родную рощу осребряет;
И соловей, что май встречает,
Там будет петь — не для меня!

Не для меня, в саду растя,
Распустит роза цвет прелестный;
Погибнет труд мой безызвестный:
Цветок сорвут – не для меня!

Не для меня дни бытия
Текут алмазными струями,
И дева с чёрными очами
Живёт, увы! не для меня!

Читайте также:  Карты таро аркан солнце значение

Не для меня весной родня
В кругу домашнем соберётся,
Христос воскрес!— из уст польётся
В день Пасхи там — не для меня!

Не для меня придёт весна!
Я поплыву к брегам абхазским,
Сражусь с народом закавказским…
Там пуля ждёт давно меня!

В 1900—1910-х годах романс вошёл в репертуар известной певицы Анастасии Вяльцевой. Для этого исполнения музыка Девитте была обработана пианистом Я.Ф. Пригожим, аккомпаниатором цыганского хора московского ресторана «Яр», руководившего в 1870—1880-х годах различными русскими и цыганскими хорами, для которых создал целый ряд обработок популярных городских песен и романсов. Вяльцева исполняла романс во время публичных концертов во время русско-японской войны. Для этой аранжировки Я. Ф. Пригожий произвольно изменил слова Молчанова, убрав из романса лирическое содержание, оставив гражданственное, и сменив название реки «Буг» на слово «песнь»:

Не для меня придёт весна,
Не для меня песнь разольётся,
И сердце радостно забьётся
В восторге чувств не для меня.

Не для меня река, шумя,
Брега родные омывает,
Плеск кротких волн душу ласкает:
Она течёт не для меня.

Не для меня в стране родной
Семья вкруг Пасхи соберётся,
«Христос воскрес» — из уст польётся,
День Пасхи, нет, не для меня.

Не для меня луна, блеща,
Родную рощу осребряет,
И соловей её встречает:
Он будет петь не для меня.

Но для меня придёт весна,
Я поплыву к брегам абхазским,
Сражусь с народом закавказским,
Там пуля ждёт давно меня

Оставшись в предреволюционной эстетике, романс приобрёл во время гражданской войны новый «протестный», ностальгический тон. Существует две его версии, созданные в это время, отличающиеся друг от друга и от подлинника. Среди белых эмигрантов романс исполнялся и в такой «антибольшевистской версии»

Не для меня реки текут,
Текут привольными ручьями.
Там дева с чёрными очами
Но дева та не для меня.

Уж скоро зацветёт наш сад,
Слетятся щебетуньи-птахи.
Сорвёшь цветок — Ай, он не пахнет,
Такую жизнь тащи назад…

Не для меня придёт весна:
Родные в храме соберутся.
«Христос воскресе» пропоют,
Но Пасха та не для меня.

Но для меня придёт борьба.
Умчусь я в степи Приамурья.
Сражусь там с бандой большевистской,
Победа ждёт (вар. там пуля ждёт) давно меня.

После революции, в 1920-х годах появилась «блатная» версия романса Н. Девитте

Не для меня весна придёт
Не для меня Дон разольётся.
И сердце жалобно забьётся
С восторгом чувств — не для меня (повтор).

Не для меня луна зайдёт
в лесу тропинки освещая
там соловей весну встречает
он будет петь не для меня.

Не для меня ручьи бегут
Бегут алмазными струями,
Ах дева с чёрными бровями,
Она растёт не для меня.

Не для меня церковный звон,
Кругом родня вся соберётся
Вино по рюмочкам польётся-
день Пасхи тот не для меня.

Не для меня сады цветут,
Распустит роза цвет душистый
Сорвёшь цветок, а он завянет.
Такая жизнь не для меня.

А для меня народный суд
Осудят сроком на три года,
Возьмёт конвой меня жестоко
и поведёт меня в тюрьму.

А из тюрьмы сошлют в Сибирь,
сошлют на дальнюю сторонку.
Сольют с народом арестантским,
побег и пуля ждёт меня.

А для меня кусок свинца
Он в тело белое вопьётся,
И кровь горячая польётся.
Такая жизнь для меня.

И так пройдут мои года
в разлуке с милой семьёю
Семью я больше не увижу,
Родных не встречу никогда.

Романс вновь вернулся в 1970-е годы. В 1978 году вышел фильм «Пять вечеров» режиссёра Никиты Михалкова, по одноимённой пьесе Александра Володина. В фильме этот романс напевает Александр Ильин (в исполнении Станислава Любшина). Со времени выхода на экран этого фильма романс Девитте-Молчанова постепенно возвращает утраченную популярность.
В начале XXI века романс Девитте-Молчанова входит в репертуар многих исполнителей разных жанров, в том числе в репертуар казачьих хоров. В этих случаях дворянский романс (написанный аристократом голландского происхождения и русским морским офицером) ошибочно называется «казачьей народной песней».

Итак, мы имели возможность вместе пронаблюдать во что превращается авторский текст произведения в течение 150 лет в связи со своей популярностью. Ничего необычного в этом не усматриваю. Более того, на мой взгляд, подобные изменения характерны ДЛЯ АБСОЛЮТНО ЛЮБОГО ПОПУЛЯРНОГО ТЕКСТА. Каждое время, каждый народ, каждый человек имеют свои пристрастия и свой особенный слух, который усиливает одно и «гасит» другое. И время, и местность, и привычки, и многое другое, о чём мы, может быть, и понятия не имеем, всё в совокупности влияет на текст произведения. ЛЮБОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Даже, казалось бы, всего лишь переписанного сто тысяч раз. Даже одинарная переписка меняет смысл, ибо каждое поколение пишет по-разному и истину воспринимает по-разному…
И Библия, и Коран, и Тора – не являются неискаженными текстами. Всё, к чему прикасались руки человеческие, искажено, и не обладает авторством в первой инстанции. Пример с текстом «Не для меня» — один из миллиардов подобных примеров. Именно по этой причине мы не имеем права утверждать, что Бог говорил именно то, что мы, люди, ему приписываем. Поймите это раз и навсегда и не морочьте головы никому. Любая разовая переписка длинного текста несёт угрозу искажения первоначального варианта. А ручная переписка, производившаяся тысячелетиями, прошедшая через руки миллионов священников… тем более. Причём, гипотетический изначальный вариант может быть настолько непохожим ни на что привычное нам, что мы, даже обнаружив его, рискуем не узнать и не признать.

Читайте также:  Планета схожая с землей за солнцем

Источник

Кто на самом деле сочинил песню «Не для меня»?

Песня «Не для меня придёт весна» давно считается народной казачьей песней.

На самом деле это романс на стихотворение «Не для меня», написанное в 1838 году морским офицером А. Молчановым. Музыка была создана композитором Н. Девитте.

Романс исполнялся в 1840-х годах, затем был почти забыт, а вновь стал популярным во время Первой мировой войны, после того как его исполнил Федор Шаляпин как «забытый солдатский романс».

Текст этого романса несколько отличается от того, к которому мы привыкли.

Не для меня придет весна,
Не для меня Буг разойдется,
И сердце радостно забьется
В восторге чувств не для меня!

Не для меня, красой цветя,
Алина встретит в поле лето;
Не слышать мне её привета,
она вздохнет — не для меня!

Не для меня реки струя
Брега родные омывает,
Плеск кротких волн других смущает;
Она течет — не для меня!

Не для меня луна, блестя,
Родную рощу осребряет;
И соловей, что май встречает,
Там будет петь — не для меня!

Не для меня дни бытия
Текут алмазными струями,
И дева с черными очами
Живёт, увы, не для меня!

Не для меня весной родня
В кругу домашнем соберется,
Христос воскрес! — из уст польется
В день Пасхи там — не для меня!

Не для меня придет весна!
Я поплыву к брегам абхазским,
Сражусь с народом закавказским…
Там пуля ждет давно меня!

Мы видим, что с годами текст претерпел изменения и стал более «народным». И, к сожалению, слегка безграмотным.

Меня всегда в нем слегка коробили «сердце девичье забьется с восторгом чувств» и «не для меня придет ПасхА» — с ударением на последний слог. В первоисточнике же все было по-другому.

Видимо, певцы из народа выбрасывали то, что им казалось непонятным, и адаптировали текст «под себя».

Источник

Не для тебя придёт весна

Крик влетел в ухо мощным ударом, сшиб с ног. Градом посыпались побои.

Он не сопротивлялся. Только закрыл руками голову и поджал к груди коленки, чтобы спрятать лицо. Боль доносилась как сквозь ватное одеяло. Тупая боль. К вечеру от неё не останется и следа – покойная бабка не зря говорила, что он толстокожий. Жаль, не видно, кто на него напал. Отбиваться вслепую – только выставлять себя на посмешище. Но подсмотреть нельзя – вдруг какой случайный прохожий окажется рядом? Лучше потерпеть. Сколько таких Саньков у них на районе? Он найдёт. По голосу, по запаху, по кислому резиновому следу подошв, топчущих сейчас его спину. А потом.

– Эй, вы что делаете? – А вот и «случайный прохожий».

Спине внезапно полегчало.

– А ну пошли вон отсюда! Сейчас полицию вызову!

Свист, удаляющийся топот.

– Ты как? – Кто-то потянул его, раскручивая как улитку. – Ой, за что они.

– Не трожь! – прохрипел и мотнул головой, не давая своей неожиданной спасительнице сдвинуть с глаз повязку.

Засопела обиженно. Девчонки!

Онемевшие пальцы не слушались, когда пытался отряхнуть одежду, всё ещё сидя на мокром асфальте. Всё ж лучше, чем бугристые шишки на голове. Пошарил вокруг себя.

– Слышь, тут это. Сумка была.

По увесистому тычку в грудь догадался – обиделась. Но не уходит. Странная.

Пошарил ладонями по мокрой телячьей коже – замки на месте. Значит, просто срывали злость. И то верно, на ком как не на убогом, что даже сдачи дать не может?

– Где твоя палочка?

– Ну, трость. Ты же. – запнулась.

Слепой? Он чуть не рассмеялся. Вовремя сообразил, неуклюже поправил повязку на глазах.

– У меня нет палки. Привык.

Осторожно поднялся, прислушиваясь к себе. Тело скрипело, как неразношенная обувь, но подчинялось. И кости целы – это радует. В прошлый раз было хуже. Впрочем, тех дураков и вовсе не соберёшь.

– Где ты живёшь? Я провожу.

Вот неугомонная! Он начал злиться.

– Сам дойду. И это. Спасибо, в общем.

Ну вот, сказал – и легче стало. Теперь он ей ничего не должен.

Сумка оттягивала плечо, ноги шагали как у пьяного – цеплялись за каждую выбоину, спотыкались о вспученные корнями бугры на асфальте. Дурацкие берёзы.

Он знал каждую пядь этой дороги, каждый день ходил здесь уже целый год, изучил все запахи и звуки от звонкой свежести клейких листочков до солёного звона высоких проводов. А всё равно сейчас как на ощупь. Будто оглох. Уй!

В нос запоздало ударила тяжёлая металлическая вонь. Но сперва подвернулась под ногу. Откуда выполз этот люк? Всегда ж спокойно лежал себе с краю, у самого забора. Сумка качнулась вперёд, он шатнулся следом.

– Ну что же ты? – за локоть схватились уже знакомые пальцы.

Вот смешная. Как будто бы он упал без её помощи.

Стоп. Это что же, она всё это время тащилась за ним?

Развернулся, набирая в рот слов погрубее. И замер.

От неё пахло весной.

Согретыми солнцем волосами. Веснушками на взволнованно сопящем носу. Немного какой-то приторной фигнёй и много, очень много тем, от чего внезапно перехватывает дыхание и хочется целовать эти веснушки, и гладить волосы, и.

– Отвали, – выдавил пересохшим ртом

И сразу почувствовал, как соскользнули с локтя чужие пальцы. Воздух вокруг стал прохладнее, вмиг исчезло то самое, чарующее.

Она ушла. На этот раз он знал точно и ругал себя, обзывал болваном. А толку? Чем всё это заканчивается, видел. Так что лучше уж сразу нет, чем после выдирать из сердца гранитные осколки.

Читайте также:  Внутреннее строение солнца сообщение

Домой приплёлся совсем разбитый. Тоска по несбывшемуся жгла сильнее боли в помятом теле.

Досадливо пнул разбухшую дверь, щёлкнул выключателем, скинул кроссовки и сдёрнул с головы ненавистную тёмную повязку. В левом ухе всё ещё глухо шумело. Да и чёрт с ним. Куртку, джинсы – в стирку. Быстро осмотрел ушибы, где дотянулся. Ерунда.

Сумку осторожно положил на стол. Втянул носом затхлый воздух, поморщился и пошёл открывать окно, чтоб впустить в дом хоть немного раннего мартовского тепла. Каменная хибара, доставшаяся в наследство от бабки, так и осталась холодной и неуютной норой. Зато из неё получилась отличная мастерская. Лишнюю мебель сжёг, едва переехав, оставил только стол, пару стульев и намертво встроенный в межкомнатную перегородку шкаф, слишком большой для жалкой стопки одежды нового хозяина.

Когда ванна стала напоминать кипящий котёл, а плиточные стены покрылись испариной, залез в воду. На пол обрушился водопад, и носки, подхваченные штормовой волной, вынесло в прихожую. Опять разведутся мокрицы… А, плевать. Закрыл глаза и отпустил края. Жар затопил уши, нос… Тело таяло, таяло, таяло. Интересно, а она бы ответила на поцелуй.

Новый водяной вал хлынул на пол, когда он рванулся из горячего плена. Выдернул пробку, крутанул кран с синей нашлёпкой и долго-долго дрожал под душем, выгоняя из головы сопливую дурь.

Сумка щёлкнула замками, отдавая своё сокровище. Он осторожно поставил его на стол. Отошёл, разглядывая. Вернулся. Провёл кончиками пальцев по завитушкам взлохмаченных ветром волос, по крупному, с раздутыми ноздрями носу. Известняк – не гранит, конечно… Но уж тут как повёзёт. Зато глаза всё те же – прищуренные, нагловатые. И ведь до конца не верил. Да впрочем, кто из них верит?

Поискал в шкафу подходящую драпировку, выставил свет, расчехлил камеру.

Ретушировать снимки и выкладывать в сеть закончил далеко за полночь. А под утро приснились пальцы, ласкавшие его лицо, и дыхание. Прерывистое, взволнованное. И мягкие пушистые волосы под ладонью.

Едва открыв глаза, он уже знал, на поиски кого отправится сегодня.

След ещё не растаял в воздухе. Тянулся по слипшимся почерневшим остаткам талого снега прерывистой ниточкой в сторону центра.

Нашёл не сразу. Долго плутал по улицам, потом в лабиринтах дворов, пока не уткнулся носом в обитую обшарпанным дерматином дверь. Остальное – дело техники.

Немного беготни по страницам соцсетей, и вот с монитора на него смотрит незнакомое девичье лицо. Робкая улыбка, взгляд слегка удивленный, будто не ожидала попасть в объектив. И веснушки россыпью.

Три дня собирался с духом. Потом ещё раз десять набирал сообщение и стирал. Наконец, отправил длинное дурацкое письмо.

Она ответила на вторые сутки, когда уже совсем извёлся. Сказала, что не сердится, а на фотке не очень похож, в жизни симпатичнее. Он выдохнул с облегчением и подмигнул каменной голове. Первый этап пройден.

Да, скульптор. В основном из глины, с камнем работаю редко. (Уж лучше создавать из мёртвого материала, чем обращать в камень живое.) Да, наощупь. А ты будущая училка? Прикольно. Очки носил раньше, неудобно – часто бьются, с повязкой проще. Как нашёл в соц.сетях? Друг помог. Ээээ. Да, он и зачитывает вслух сообщения. (Дурак, дурак, дурак!) Встретиться.

Он убрал руки с клавиатуры.

Нет, так нельзя. Надо рассказать. А если не поверит? Или хуже того – начнёт задавать дурацкие вопросы вроде «А где твой хвост?», «А ты вылупился из яйца или сразу родился человеком?», «А как ты вообще человек, если. ».

Он захлопнул ноутбук.

Глупости всё это.

До вечера мял глину, пока не понял, что вместо надменного лика известной кинозвезды получается милое личико с трогательными чуть поднятыми в удивлении бровями и робкой улыбкой. Взял зубочистку. Вот так. Теперь и веснушки на месте.

Давай завтра после обеда? В парке, у пруда.

Ветер донёс знакомый запах быстрее, чем приветствие. Сердце заколотилось, но он не сдвинулся с места, только проверил, крепко ли держится узел на затылке.

Дышит взволнованно, бежала, должно быть. С ходу защебетала:

– Лебеди на пруд прилетели! Пойдём посмотрим? Ой.

Он улыбнулся. Хотел сказать, что всё в порядке, но в руку уже ткнулись тонкие пальцы. Обнял ладонью – тёплые, нежные, а хрупкие какие! Сжал легонько и с трепетом ощутил ответное пожатие.

Сквозняком ворвалась в душу надежда. А может зря он сомневался? Она поймёт. Не может не понять!

Что? Показать мастерскую? Да, конечно, здесь недалеко. Прямо сейчас? Хорошо, пойдём.

Разбухшая дверь не хотела впускать. Он пошутил на счёт «полезем через окно» и, ободрённый ответным смехом, толкнул дверь плечом. Щёлкнул выключателем, скинул кроссовки, привычным движением сдёрнул с глаз повязку…

– Кофе будешь? – направился к стоящему на подоконнике электрочайнику.

– Буду. Но лучше чай. А где можно вымыть руки?

Обернулся не думая, машинально, протянул руку, показывая на спрятавшуюся в углу прихожей дверь в ванную.

Она так и осталась стоять, сложив руки в молитвенном жесте. На лице любопытство, губы чуть приоткрыты, в глазах вопрос. Только веснушки не сохранились. Откуда взяться веснушкам у статуи из чистейшего розового мрамора?

Он опустился на стул и заплакал. А рядом беззвучно хохотала каменная голова.

Ставьте пальцы вверх, делитесь ссылкой с друзьями, а также не забудьте подписаться. Это очень важно для канала

  • Приглашаем детей и их родителей на творческий портал«Слонёнок».
  • Публикуйте свое творчество на сайтеБумажного слона . Самые лучшие публикации попадают на этот канал.

Источник

Adblock
detector