Меню

Не только ежедневно новое солнце

МИРОЗДАНИЕ

Мир не просто удивительнее, чем мы себе представляем, – он удивительнее, чем мы можем себе представить.

Джон Бердон Холдейн

Не только ежедневно новое солнце, но солнце постоянно обновляется.

Не считая краешка текущего мгновения, весь мир состоит из того, что не существует.

Мир не существует, а поминутно творится заново. Его непрерывность – плод нехватки воображения.

Станислав Ежи Лец

Ничего нельзя изменить в этом неизменно меняющемся мире.

Самое непостижимое в мире – то, что он постижим.

Мир не враждебен и не дружественен по отношению к нам, а просто-напросто безразличен.

Мир, в котором мы живем, может быть понят как результат неразберихи и случая; но если он является результатом сознательно избранной цели, то эта цель, видимо, принадлежит врагу рода человеческого.

Если мир материален, значит – чего нет, того нет.

Все в мире было, кроме того, что есть.

Все уже было, и все еще будет.

Не следует рассматривать вселенную вне контекста.

В секретном отделе Бог хранил тайны мироздания.

Космос, по-видимому, скорее похож на громадную мысль, чем на громадную машину.

Вселенная – это мысль Бога.

А может быть, весь окружающий мир – лишь потемкинская деревня в ожидании ревизии какого-то демиурга?

Станислав Ежи Лец

Не из одних первоэлементов построен мир. Едва ли тут обошлось без клея, ниток и проволоки.

Станислав Ежи Лец

В мироздании нет ничего случайного – таков один из моих Законов Физики, – ничего, кроме самого мироздания.

Джойс Кэрол Оутс

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 1 ИСЛАМСКОЕ МИРОЗДАНИЕ

Глава 1 ИСЛАМСКОЕ МИРОЗДАНИЕ Понятие священной истории. — Аллах. — Творение мира. — Обустройство земли и неба. — Рай и преисподняя. — Ангелы. — Джинны. — Гурии. — Ослушание Иблиса. — Харут и Марут. — Творение человека. — Адам и Хавва. — Представление о смерти. —

Мир. Мироздание

Мир. Мироздание См. также «Земля», «Конец света» Мир не просто удивительнее, чем мы себе представляем, — он удивительнее, чем мы можем себе представить. Джон Бердон Холдейн Не только ежедневно новое солнце, но солнце постоянно обновляется. Гераклит Не считая краешка

МИРОЗДАНИЕ

МИРОЗДАНИЕ Мир не просто удивительнее, чем мы себе представляем, – он удивительнее, чем мы можем себе представить. Джон Бердон Холдейн Не только ежедневно новое солнце, но солнце постоянно обновляется. Гераклит Не считая краешка текущего мгновения, весь мир состоит из

Земля См. также «Мир. Мироздание»

Земля См. также «Мир. Мироздание» Чем дальше от Земли, тем она голубей. Геннадий Малкин Трудно идти совершенно прямо по земле, которая шарообразна. Янина Ипохорская* Через пятьсот лет на Земле останутся только стоячие места. Вернер фон Браун* Согласно авторитетным

Конец света См. также «Мир. Мироздание»

Конец света См. также «Мир. Мироздание» Если мне скажут, что завтра наступит конец света, то еще сегодня я посадил бы дерево. Приписывается Мартину Лютеру* Какой у нас нынче этап конца света? Мечислав Козловский* Конец света наступил вчера. Сегодня очередной

Мир. Мироздание См. также «Земля», «Конец света»

Мир. Мироздание См. также «Земля», «Конец света» Мир не просто удивительнее, чем мы себе представляем, – он удивительнее, чем мы можем себе представить. Джон Бердон Холдейн* Не только ежедневно новое солнце, но солнце постоянно обновляется. Гераклит Не считая краешка

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Диалоги

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Платон и Аристотель

I. АПОЛОГИЯ СОКРАТА

Как подействовали мои обвинители на вас, о мужи афиняне[1], я не знаю; что же меня касается, то от их речей я чуть было и сам себя не забыл: так убедительно они говорили. Тем не менее, говоря без обиняков, верного они ничего не сказали. Но сколько они ни лгали, всего больше удивился я одному – тому, что они говорили, будто вам следует остерегаться, как бы я вас не провел своим ораторским искусством;

не смутиться перед тем, что они тотчас же будут опровергнуты мною на деле, как только окажется, что я вовсе не силен в красноречии, это с их стороны показалось мне всего бесстыднее, конечно, если только они не считают сильным в красноречии того, кто говорит правду; а если это они разумеют, то я готов согласиться, что я – оратор, только не на их образец. Они, повторяю, не сказали ни слова правды, а от меня вы услышите ее всю. Только уж, клянусь Зевсом, афиняне, вы не услышите речи с разнаряженной, украшенной, как у этих людей, изысканными выражениями,

а услышите речь простую, состоящую из первых попавшихся слов. Ибо я верю, что то, что я буду говорить, – правда, и пусть никто из вас не ждет ничего другого; да и неприлично было бы мне в моем возрасте выступать перед вами, о мужи, наподобие юноши с придуманною речью.

Так вот я и прошу вас убедительно и умоляю, о мужи афиняне: услыхавши, что я защищаюсь теми же словами, какими привык говорить и на площади у меняльных лавок[2], где многие из вас слыхали меня, и в других местах,

Читайте также:  Утомленная солнцем тихо с морем прощалась

не удивляйтесь и не поднимайте из-за этого шума. Дело-то вот в чем: в первый раз пришел я теперь в суд, будучи семидесяти лет от роду[3]; так ведь здешний-то язык просто оказывается для меня чужим, и как вы извинили бы меня, если бы я, будучи в самом деле чужеземцем,

говорил на том языке и тем складом речи, к которым привык с детства, так и теперь я прошу у вас не более, чем справедливости, как мне кажется, – позволить мне говорить по моему обычаю, хорош он или нехорош – все равно, и смотреть только на то, буду ли я говорить правду или нет; в этом ведь и заключается долг судьи, долг же оратора – говорить правду.

И вот правильно будет, о мужи афиняне, если сначала я буду защищаться против обвинений, которым подвергался раньше, и против первых моих обвинителей[4], а уж потом против теперешних обвинений и против теперешних обвинителей.

Ведь у меня много было обвинителей перед вами и раньше, много уже лет, и все-таки ничего истинного они не сказали; их-то опасаюсь я больше, чем Анита с товарищами. И эти тоже страшны, но те еще страшнее, о мужи! Большинство из вас они восстановляли против меня, когда вы были детьми, и внушали вам против меня обвинение, в котором не было ни слова правды, говоря, что существует некий Сократ, мудрый муж, который испытует и исследует все, что над землею, и все, что под землею[5], и выдает ложь за правду.

Вот эти-то люди, о мужи афиняне, пустившие эту молву, и суть страшные мои обвинители, потому что слушающие их думают, что тот, кто исследует подобные вещи, тот и богов не признает. Кроми гого, обвинителей этих много и обвиняют они уже давно, да и говорили они с вами в том возрасте, когда вы больше всего верили на слово, будучи детьми, некоторые же юношами, словом – обвиняли заочно, в отсутствие обвиняемого.

Но всего нелепее то, что и по имени-то их никак не узнаешь и не назовешь, разве вот только сочинителей комедий[6]. Ну а все те, которые восстановляли вас против меня по зависти и злобе или потому, что сами были восстановлены другими, те всего неудобнее, потому что никого из них нельзя ни привести сюда, ни опровергнуть, а просто приходится как бы сражаться с тенями, защищаться и опровергать, когда никто не возражает. Так уж и вы тоже согласитесь, что у меня, как я сказал, два рода обвинителей: одни – обвинившие меня теперь,

а другие – давнишние, о которых я сейчас говорил, и признайте, что сначала я должен защищаться против давнишних, потому что и они обвиняли меня перед вами раньше и гораздо больше, чем теперешние. Хорошо.

Итак, о мужи афиняне, следует защищаться и постараться в малое время опровергнуть клевету, которая уже много времени держится между вами. Желал бы я, разумеется, чтобы так оно и случилось и чтобы защита моя была успешной, конечно, если это к лучшему и для вас, и для меня. Только я думаю, что это трудно, и для меня вовсе не тайна, какое это предприятие. Ну да уж относительно этого пусть будет, как угодно богу[7], а закон следует исполнять и защищаться.

Припомним же сначала, в чем состоит обвинение, от которого пошла обо мне дурная молва,

полагаясь на которую Мелет и подал на меня жалобу. Хорошо. В каких именно выражениях клеветали на меня клеветники? Следует привести их показание, как показание настоящих обвинителей: Сократ

Источник

Гераклиту

Геракли;т Эфе;сский (др.-греч. родился около 544 года до н. э., Эфес, Азия — умер около 483 года до н. э., там же.
Единственное сочинение Гераклита «О природе» не сохранилось до наших дней, однако у более поздних авторов сохранились многочисленные цитаты и перифразы из его труда. Стиль Гераклита отличается поэтической образностью. Многозначная символика его фрагментов делает подчас загадочным их внутренний смысл, вследствие чего Гераклит ещё в древности был прозван «тёмным».

О, Гераклит, тебя
Склоняют кто как может,
Приписывая то, что не было и нет.
Прости им. Суть огня
Коль не сжигает, гложет,
Ты жив им, а они.. лишь ищут Солнца свет.

О, Гераклит, твой ум
Векам звездой сияет,
Земному не дано вне времени светить,
Прости нас, жизни шум
О мудрости не знает,
Лишь избранным дано о Вечности грустить.

Но не коря, а так, как Вечности угодно,
Не восхваляя то, что тайной для ума,
Позволь им осознать путь мысли благородной
Твоей, о, Гераклит, открой же закрома.

«Один есть миллион,
Когда он наилучший!»
Ему лишь доверял ты лучшее души.
Невежество кричит и образует тучи,
Божественны дела восходят из тиши.

Суть Вечности Огнём и Логосом великим
Дано воспринимать немногим, кто постиг,
Что символы вокруг не отражают лики,
А тьма и хаос там, где суета и крик.

«Общее мнение всех, это то, что Гераклит учил, в основном, о становлении, о текучести вещей. Вот у элеатов, говорят, движение отрицается, а у Гераклита все обязательно движется. Оставим пока в стороне элеатов, посмотрим, насколько учение о чистом становлении специфично для Гераклита.

Читайте также:  Солнце соединение восходящий узел синастрия

Во-первых, образ реки проскальзывает у Гераклита только в одном фрагменте. Это маловато для 139 фрагментов дильсовского собрания.
Во-вторых, фрагмент этот (В91), как мы видели, вызывает большие сомнения, его автентичность далеко не очевидна, не говоря уже о прочих двух, являющихся не словами самого Гераклита, а произвольным пересказом их другими.

В-третьих, навязывание Гераклиту исключительно идеи становления, потока, вечного движения меньше всего обусловлено объективно-историческими материалами. Это – результат субъективных симпатий и антипатий исследователей и историков, гипноз, идущий еще со времен Платона. Если объективно рассмотреть оставшиеся от Гераклита фрагменты, то получается обратное впечатление: Гераклит всячески подчеркивает пребывание в смене, постоянство в изменении, тождество (tayton) в перемене (metapiptein), меру (metron) в становлении (metaballein), единство в раздвоении, вечность в преходящем. Если он говорит о превращении всего в огонь, то превращение это не чисто алогическое становление, а всегда «определяется мерами» (В30,31; А8,10). Говоря о совпадении делимого и неделимого, рожденного и нерожденного и т.д., Гераклит не погружает эти противоположности в безразличную текучесть, но тут же прибавляет: «»Выслушав не меня, но Логос, мудро согласиться, что все едино» (В 50). Историки философии решают бессмысленную для самого Гераклита проблему: понимать ли в этом фрагменте Логос как объективно-божественный разум или как «мои доводы» (Шустер), или как «смысл излагаемого мною» (Пфлейдерер). При этом мало кому приходит в голову та несомненная истина, что безразличная текучесть противоположностей трактуется Гераклитом именно как нетекучий Логос (как бы ни понимать здесь этот последний). Сторонники гераклитовой текучести и становления любят приводить известные слова Гераклита (В6) о том, что «не только ежедневно новое солнце, но солнце постоянно непрерывно обновляется». Однако, они не приводят других слов философа (В94) о том, что «солнце не преступит [положенной] меры», и «в противном случае его нaстигнут Эринии, блюстительницы Правды». Приводят слова, что «день и ночь одно» (В57) или что «одно и то же зима и лето» (В67), но не приводят слов того же Гераклита, что (В108) «солнце – блюститель и страж [времен]», что оно «определяет, руководит, выявляет и открывает перемены и времена года». Желая растворить все во всеобщей текучести, с особенным удовольствием цитируют (В67): «Бог есть день и ночь, зима и лето, война и мир, насыщение и голод». Однако, очень мало цитируют продолжение этого фрагмента у Ипполита: «Он [т.е. бог] видоизменяется как огонь, который, смешавшись с курениями, получает название по благовонию каждого»71. Что все течет, это приводят, а что это всеобщее течение происходит на основе неизменяемой божественно-мировой сущности, – этого не приводят. Что, по Гераклиту (В 80), «война всеобща», это знают все; но что в этой борьбе и войне «все возникает по необходимости», об этом почти не говорят. Ставят ударение на словах, что (В 102) «люди считают одно справедливым, другое – несправедливым» и что (В 58) «добро и зло – одно и то же», так что тут же делают релятивистские выводы. Однако, у Гераклита в том же В102: «У бога все прекрасно, хорошо и справедливо». Часто подчеркивают понятие «война» и «раздор», приводят несуществующее у Гераклита «все течет», но замалчивают подлинные слова самого Гераклита о «прекраснейшем строе мира» (В124) и о том, что «этот мировой порядок тождествен для всего» (В30). Гераклиту приписывается безразличный круговорот стихий, но обыкновенно не подчеркивается, что это не просто чистое становление и движение, а еще и периодическое, и совершается оно в одном и том же, вечном и единственном существующем мире (А1): «Вселенная конечна и мир один. Он рождается из огня и вновь обращается в огонь; (и эта смена совершается) периодически в течение всей вечности»; о мерах вспыхивания и погасания огня говорится также и в В30. Часто цитируют подозрительного Аэция, употребляющего совершенно негераклитовские термины и понятия (А6): «Гераклит устранил из вселенной покой и неподвижность», но игнорируют слова того же отвлеченного излагателя Гераклита, что (А8) «субстанцию вселенной пронизывает «логос», от которого возникает и «мера» назначенного круга времени». На каждом шагу Гераклит выдвигает понятия «ум», «мера», «порядок», «закон», «гармония», «единство», «»общность», «возвращение к исходному пункту», тождество» – и все это совершенно подавляет и отстраняет всякую слепую, безраздельную текучесть и снятие всяких противоположностей в чистом становлении: (В113) «мышление обще у всех»; (В2) «должно следовать общему», (В114) надо «опираться на это всеобщее»; (В89) «у бодрствующих единый общий мир»; (В106) «один день таков, как все остальные»; (В 51) «расходящееся согласуется с собою»; (В10) «из всего одно, и из одного все», (В41) даже самая «мудрость заключается в одном; познавать мысль в качестве того, что правит всем через все».

В-четвертых, Дильс много поработал над собиранием и изданием фрагментов Гераклита, и весь ученый мир пользуется его трудом почти без всякой критики. Но и этот почтенный ученый, как и все, оказался под гипнозом псевдогераклитовской идеи становления и не поместил в свое собрание такие тексты, которые явно говорят о противоположном».

Читайте также:  Молочко для защиты от солнца гарньер

Когда древние греки каждый по-своему давали философски символические определения сущности мира, то Фалес говорил: «Всё на свете создалось из воды», а его ученик Анаксимандр уже так излагал эту же мысль: «Всё на свете создалось из неопределенности». Ученик Анаксимандра Анаксимен как бы не соглашался с этим, говоря: «Всё на свете создалось из воздуха», а Гераклит Эфесский откликался по-своему: «Всё на свете создалось из огня».

Но вся мудрая суть их выражений оставалась единой. Они прекрасно понимали друг друга и без слов, но объясняли для своих учеников так, чтобы было понятно. Фалес говорил о текучем качестве единого потока Сознания, Гераклит Эфесский говорил о природе огненного духа в материи, Анаксимандр о недоступности умственному нахождению вещественности первоисточника и т.д. Размышляющий о мире человек мог выбрать наиболее понятное ему определение или представление основы мира.

Главное, что принимали единым основанием все мудрецы – духовная основа единого мира, божественное происхождение жизни человека, подлинно мифическая, невыразимая обычными словами и образами Суть бытия.

Гераклит говорит о себе как о том, кто имеет доступ к важнейшей истине об устройстве мира, частью которого является человек, знает, как эту истину установить. Главная способность человека — распознать истину, которая есть «общее».

.. Гераклит не ассоциировал Бога (Единство мира) с необходимостью культа или служения, а богов называл смертными. Бог сущностно не отличен от Логоса и Логос среди других вещей собирает вещи и делает их противоположностями, отношения между ними пропорциональны и сбалансированы.

«Бог — общий соединяющий элемент для всех противоположных концов любых оппозиций».

«Добродетельные души не становятся водой после смерти тела, напротив живут, соединяясь с космическим огнём».

«Поклонение традиционной религии — глупость, хотя случайно может указывать на истину» (фр. 5, 14, 15, 93 DK).
«Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерами разгорающимся и мерами погасающим»
И не случайно он сохранил свой труд в святилище Артемиды

Так о каком «атеизме» или «безбожии» мудрецов можно вести речь? Теперь уже вам, наверное, понятно, что ни один из настоящих мудрецов, ни Гермес Трисмегист, ни Соломон не расходились в понимании духовности единого мира, хотя все говорили на своём языке, в своём времени, странах, являясь на Земле проводниками сил божественных. И мысли, которые питали и продолжают питать людей знания, не просто созвучны, а имеют одну и ту же первооснову. божественную.

Адресую читателей к замечательному труду выдающегося философа А.Ф.Лосева: «История античной эстетики. Ранняя классика». Гераклит А.Лосева видится мне очень живым и истинно отражающим саму суть философии мудреца.
При этом Гераклит в моём восприятии отличается от «каждого Гераклита» в ином восприятии, в ином описании, точно так же Гераклит Аристотеля и Гераклит Платона – разные образы Единого. Единая личность для самой себя, как мне видится, остаётся тайной, ибо человек – становление Бога в мире временных форм, а суть человека – божественный образ подобия творцу.
«Бессмертные, — утверждает Гераклит, — смертны, смертные — бессмертны: жизнь одних есть смерть других и смерть одних есть жизнь других».
«По какой бы дороге ни шёл, не найдёшь границ души: настолько глубока её основа».
Общий для всех людей закон, о котором здесь идёт речь, Гераклит характеризует как «божественный»: «Ибо все человеческие законы питаются единым божественным. Ибо последний господствует насколько ему угодно, довлеет всему и всё побеждает». Этот правящий миром закон есть, по Гераклиту, «слово», или «логос» (logoV), и люди имеют с ним постоянное общение.

О, если бы слова нашлись такие,
Что смогут передать значенье Слова,
Того, что в душах – суть первооснова,
Раскрылись бы златые кладовые…
Но в них живут не умные потомки
Великих мудрецов, а только сами
Мудрейшие, что правят небесами,
Пируя на невидимой нам кромке
Того, что… бытием зовём по-детски…
Не ведая, где истина бытует…

Она — царица Вечности – танцует
На звёздах, сотворяя мир гротеска,

И ум людей цепляется за платье,
Что в танце разметалось звёздным светом,
Одаривая каждого сюжетом
Судьбы:
от смертной жизни до зачатья.

Она танцует танец с Пифагором,
Когда мы говорим о Пифагоре,
Невольно подражая в разговоре
Её движеньям в солнечном просторе.

Она танцует танец с Гераклитом,
Чья мудрость недоступна для познанья,
Она с великим духом мирозданья,
Её движеньем все частицы слиты…

И только сердцем можно прикоснуться
К древнейшему Учению о мире,
Где слово мудрецов звучит в эфире
Единым хором!
Все границы рвутся…

Пределов нет сиянию сердец,
Лишь с Нею счастье, радости венец.

А самый горький плач средь палачей
Царицы – недосказанность речей…
о Ней!
Бессмертной сути бытия!

. далее в эл. книге «Семь мудрецов о Тайне» —
Библиотека Семи Морей.

Источник

Adblock
detector