Меню

Не только женскому божеству солнца

Путеводитель по приключениям солнечных божеств: Кровавый потоп, танцы на котле и бурная личная жизнь

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Гелиос

Самый «раскрученный» в европейской культуре бог. А всё потому, что долгое время Европа обожала древнегреческую мифологию и всё на свете привязывала к ней. Сын титана Гипериона и его сестры Тейи. А поскольку тот и другая были детьми Урана и Геи, то Гелиос приходится Зевсу, царю всех богов, двоюродным братом.

Гелиос передвигался по небу на огненной колеснице. А поскольку это было, по видимости, довольно скучно, с удовольствием всем на всех «стучал». Это он просветил бога-кузнеца Гефеста, что Афродита наставляет ему рога с Аресом, и он же подсказал Деметре, что Персефону украл Аид. Аид Гелиосу ничего не сделал, а вот Афродита мстила его детям и внукам.

Потомства у Гелиоса хватало, притом от самых неожиданных партнёрш. Например, вместе с богиней войны, мудрости и ремёсел Афиной он произвёл на свет корибантов, весёлых демонов, ставших прислужниками Кибелы. Веселье их понравилось бы не каждому. То они убьют собственного брата и тем самым породят сельдерей (натурально, сельдерей, съедобную траву), то унесут в корзинке пенис Диониса.

А вот о чём вспоминают реже, так это о том, что богов солнца в Древней Греции было два. Второе божество, Пандия, была богиней именно полуденного, самого яркого солнца. Она была дочерью Селены, сестры Гелиоса, и Зевса.

Вуриупранили

Северные австралийские аборигенные племена верят в то, что солнцем управляет женщина-богиня. Каждое утро она просыпается на востоке и зажигает небольшой факел. Его люди и принимают за утреннее солнце. При свете факела она украшает тело и лицо красной охрой. Немного охры уносит её дыханием – её видно на закатных облаках.

Вуриупранили пускается в путешествие по небу, и перед путешествием, конечно, берёт факел побольше. Вечером она достигает своего жилища на западе. А ночью ей приходится идти под землёй на восток, чтобы там проснуться.

Аматэрасу

Японская богиня, как считается – предок много веков занимающей трон японской императорской династии. После распространения в Японии буддизма стала также считаться буддой Вайрочаной. Это она, как считают её последователи, придумала, как возделывать рис, прясть шёлк и ткать из него ткани.

Однажды брата Аматэрасу изгнал было их общий отец. Перед изгнанием брат навестил Аматэрасу, и они стали мужем и женой. Тут же из вещей друг друга они сотворили общих детей, и на радостях новоиспечённый отец уничтожил оросительные каналы, а также нагадил в столовой, после чего ещё и разбросал то, что исторг из себя. Но это было только началом бесчинств. После очередной выходки брата-мужа Аматэрасу спряталась в пещере, и мир погрузился во тьму.

Чтобы выманить Аматэрасу, другие боги поставили перед её пещерой котёл и зеркало. На котле принялась танцевать богиня радости, попутно распуская одежду. Её нагота заставила богов смеяться. На смех выглянула Аматэрасу, и, если кратко, её вытащили. А брата всё-таки изгнали.

Шамаш

Это вавилонское, аккадское и ассирийское божество считалось слугой бога луны, Сину. Тем не менее, его довольно усердно почитали – ведь он был также богом врачевания. Вряд ли люди в те времена знали о том, что ультрафиолет солнечных лучей способен убивать микробы, так что удивительно, почему именно бог солнца получил это качество. Считалось, что силы Шамаша в исцелении так велики, что он может поднимать мёртвых.

Шамашу также молились о плодородии, освобождении пленных и праведном решении судий. А у древних йеменцев он был женщиной по имени Шамс – с тем же набором функций. Есть гипотеза, что у езидов богиня Шамс преобразилась в светоносных ангелов-шамсов. Они записывают все молитвы, которые посылают езиды к богу.

У аккадского Шамаша была и супруга, богиня света Айа. Среди семитских народов она была очень популярна и её имя использовали как составную часть женских имён. Она совместно с мужем следила за исполнением законов. Айю и Шамаша призывали божественными свидетелями, заключая вполне земные по содержанию договоры. В одном старом мифе она также пыталась совратить бога луны, того самого, слугой которого считается её муж.

Ариннити

У хеттов (живших примерно на территории сегодняшней Турции) главным богом тоже было божество не солнца, но грозы – Тешуб. А божество солнца было его женой Ариннити. Судя по некоторым мифам, в отдалённые времена именно она была главной богиней, но со временем сместилась по карьерной лестнице вниз, как и многие другие женские божества. Но при царе Мурсили II в конце XIV века её культ снова временно возвысился. Неудивительно – богиня солнца во время боя шла перед царями, а Мурсили сражался много.

Читайте также:  Отталкивает ли фольга солнце

Помогала Ариннити не только в сражении, но и в родах. Впрочем, кто сказал, что роды не были сражением? Проливалась кровь, и так же велика была вероятность смерти. Ариннити не только помогала роженицам – молитва каждой, кто мучилась в родах, могла быть ею услышана и исполнена, каковой бы эта молитва ни была.

Уицилопочтли

Объединял в себе функции бога солнца и войны и ацтекский бог Уицилопочтли. Его родила богиня Коатликуэ – вдова предыдущего бога Солнца, от мячика из перьев колибри. Уицилопочтли появился из утробы своей матери как раз вовремя, чтобы убить старшую сестру, которая пыталась совершить убийство чести: ведь её мать забеременела без мужа!

После того, как Уицилопочтли закинул отсечённую голову сестры в небо, та стала Луной. Так что, глядя на луну в небе, ацтеки видели совсем не зайчика. Уицилопочтли постоянно сражался с тьмой, наползающей на мир. И, чтобы поддержать свои силы, постоянно требовал человеческих жертвоприношений.

Сурья

В ведический период своей истории индийцы почитали как одного из главных богов солнце-Сурью. Как и Гелиос, он ездил на пылающей колеснице, только в его колесницу были впряжены семь лошадей. Жену Сурьи звали Санджи. Она была дочерью бога-творца и страдала от света и жара своего мужа. Так что неудивительно, что, родив Сурье троих детей, Санджи сбежала. Удивительнее, что она не сделала этого раньше.

Чтобы бегство обнаружилось не слишком быстро, Санджи подложила в постель мужу свою служанку. Очень не сразу Сурья понял, что женщина, с которой он делит ложе, вообще другая. Тогда он обратился жеребцом и отыскал Санджи в образе кобылы. Но… воссоединились они только после того, как отец Санджи уменьшил его свет и жар в восемь раз. Иначе Санджи отказывалась.

Кроме Санджи и её служанки, у Сурьи были ещё женщины. Например, богиня Притха выбрала его одним из своих пяти возлюбленных. Сурья способен избавить не только от тьмы и злых духов, но также от проказы и нищеты. Молились ему и об исцелении от других болезней. В виде животного он изображался не только как жеребец, но также летящим орлом или козлом. Козлом не летящим.

Отец бога ярости и разрушений Сета, богини радости, материнства и опьянения Хатхор и богини истины Маат, бог Ра проявлял себя сразу в нескольких солнечных богах. Но главным оставался именно Ра, то есть просто «солнце». Удивительно, но Ра породил также богиню дождя и бога воздуха – вот уж что слабо ассоциируется с палящим египетским солнцем!

Все фараоны считались воплощениями Ра, который и сам был фараоном среди богов. Когда Ра состарился и его кости превратились в золото, хитрая Исида, его правнучка, выманила его тайное имя. А утратив власть над тайным именем, Ра утратил и абсолютную власть над человечеством. Люди перестали соблюдать его законы. Тогда Ра решил их уничтожить. Для этого он использовал свою дочь, богиню веселья. Её обратили во львицу, и она убила так много людей, что начался настоящий кровавый потоп и люди стали тонуть в крови. Тогда Ра людей стало жалко. Он опоил дочь пивом, и она заснула. Так бойня прекратилась.

Сауле

Латышская и прусская своенравная богиня солнца. Она посылает плодородие пашням, помогает страждущим, карает грешников и покровительствует сиротам, как всеобщая мать. Слово «мир» в латышском языке буквально означает «место под солнцем» или «место под Сауле». Время от времени она дерётся с главным богом, Диевсом. Днём, как и многие другие солярные божества, она разъезжает на колеснице, в которую запряжены огненные кони. Вечером она купает коней в море и возвращается в свой яблоневый сад.

Мужем богини стал бог луны. Но они развелись из-за его измены. Оба хотели по-прежнему видеться со своей дочерью-землёй, но не хотели больше видеть друг друга. Вот почему солнце и луна светят над землёй по очереди. А пятна на лице луны – это, собственно говоря, синяки, оставленные разгневанной Сауле.

У кельтов древности широко почиталось божество солнца и хитрости в одном лице. Цезарь называл его по римскому образцу «Меркурием», но скорее всего, имелся в виду континентальный аналог ирландского бога Луга, вечного юноши. Считается, что к имени этого бога, только в континентальном варианте, восходят названия городов Лион, Лейден и Лигниц.

Читайте также:  У меня мечта увидеть солнце

В ирландской мифологии Луг – знаток всех ремёсел, арфист, знаток законов, хронист, врачеватель и воитель. Даже его зачатие сопровождалось хитростью. Его мать, принцесса Этлин, была заточена с няньками и служанками в замке с наказом никогда не только не показывать ей мужчину, но даже не рассказывать о том, что такие существа бывают. Отец Луга решил отомстить семье его матери буквально за кражу коровы. Он переоделся женщиной и вместе с сообщницей, друидессой Бирог, попросил ночлега в замке Этлин. Гости выдали себя за жертв кораблекрушения.

В замке переодетый юноша соблазнил юную хозяйку и сбежал с ней. Позже Этлин родила сразу трёх сыновей. Её отец послал слугу, чтобы похитить их и утопить. Слуга уносил детей в большом кульке из ткани. По пути одна из булавок, скреплявших кулёк, высвободилась и на землю упал Луг, став единственным сыном Этлин, который выжил. Его подобрала друидесса и вернула отцу, а отец передал на воспитание знакомому кузнецу. Остальные приключения Луга, пожалуй, слишком кровавы, чтобы так просто их описывать.

Не только солнцу поклонялись все народы земли: Почему богини со змеями существуют во всём мире .

Текст: Лилит Мазикина

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Не только женскому божеству солнца

МИФЫ КЕЛЬТСКИХ НАРОДОВ

В античную эпоху[1] центром древней Европы и сердцем ее цивилизации были классические[2] страны средиземноморского юга – Древняя Греция и Древний Рим. Севернее, западнее и восточнее этих стран обитали племена и народы, которые греки и римляне называли варварами (от греч. «барбарос» – непонятно болтающий). На европейских территориях, граничивших с греко-римским миром, наиболее значительными варварскими народами были скифы на востоке, иберы и лигуры на западе, фракийцы, иллирийцы, германцы и кельты в центре. Современные ученые называют эти европейские регионы «варварской периферией античного мира».

Без своей варварской периферии античный мир не смог бы существовать. В изрезанной горными хребтами, не имевшей обширных равнин Греции было сравнительно немного пригодных для жительства земель. Поэтому необходимым условием успешного экономического, политического и культурного развития и процветания греческих городов-государств (полисов) были колонии, куда выплескивалось избыточное население. Тем самым в полисах сглаживались социально-политические конфликты, перераставшие в гражданские смуты и угрожавшие самому их существованию.

Античные страны вели оживленную торговлю с варварами, поставляя им готовую продукцию в обмен на сырье и рабов. Зачастую греки и римляне перенимали у других народов культурные, технические и военные достижения, а также интересные и глубокие религиозно-мифологические представления. У варваров же, благодаря античному влиянию, начинали развиваться ускоренными темпами ремесло, торговля, культура, социально-политические отношения. Таким образом, античный и варварский миры были тесно связаны друг с другом. Поэтому неудивительно, что греки и римляне с интересом наблюдали быт и нравы варваров, много размышляли о них, пытаясь сопоставить их религию и культуру с некоторыми, на их взгляд, аналогичными явлениями собственной жизни.

Из всех варварских европейских народов на античный мир наибольшее впечатление произвели кельты. Греки и римляне недаром считали их «варварами высшего порядка»: в период второго железного века (начиная приблизительно с 475 г. до н. э. ) кельты захватили в Европе обширные территории: Галлию и Богемию, Англию и Ирландию, Северную Италию и Средний Дунай.

Античные авторы считали, что центром, из которого кельты расселялись по разным направлениям, была Галлия[3]. Римский историк Тит Ливий рассказывает, что в царствование царя Амбигата Галлия была так перенаселена, что ею стало трудно управлять. На поиски мест для поселения старый царь отправил своих племянников Белловеза и Сеговеза. Им было позволено взять с собой столько людей, сколько необходимо для того, чтобы ни один народ не мог сдержать натиск пришедших. По жребию Сеговезу выпали Геркинские леса[4] и путь на восток, к долине Дуная, а Белловезу предстояло отправиться на юг – в Италию.

Более удачливым оказался отряд Белловеза. Правда, сначала кельтам пришлось совершить тяжелый переход через Альпы, вершины которых, по словам Тита Ливия, касались неба. Однако, когда они спустились вниз, перед ними открылась благословенная страна. Хлебные пашни, заливные луга, зеленеющие равнины, покрытые сетью бесчисленных каналов, густые виноградники тянулись без конца и без края.

Это была Циркумпаданская область[5], которой владели этруски[6]. Около 396 г. до н. э. кельты разрушили большой этрусский город Мельп. Переправившись на плотах через реку По, они вновь оказались на плодородных равнинных землях. Здесь под их натиском пал другой крупный город Северной Этрурии – Фельсина, охранявший переход через Апеннины и проход к Адриатике. Затем отряды кельтов прошли вдоль Апеннин до Адриатического моря и далее двинулись на юг. После каждого этапа завоевания часть кельтов закреплялась на захваченных территориях, а другие шли дальше. Кельты основали Медиолан (Милан) и ряд других городов в Северной Этрурии.

Читайте также:  Восход заход солнца долгота дня 2021

Затем кельты напали на находившийся в Средней Этрурии город Клузий, самый древний, богатый и населенный из этрусских городов. Этруски, напуганные нашествием варваров, обратились за помощью к Риму. Отправленные римлянами послы вместо того, чтобы урегулировать конфликт, вмешались в битву на стороне клузийцев. Тогда 30-тысячное кельтское войско сняло осаду города и двинулось на Рим. Римская армия перешла через Тибр и преградила им дорогу. 18 июля 390 г. до н. э. близ того места, где в Тибр впадает река Аллия, произошла знаменитая битва, закончившаяся полным поражением римлян.

Античные историки красочно описали устрашающее впечатление, которое кельты произвели на римлян: тысячи людей гигантского роста, с развевающимися волосами, танцевали и потрясали щитами и мечами, громко распевая песни на незнакомом языке. При этом их музыкальные инструменты фантастического вида завывали, как хищные звери. Раздавшийся внезапно боевой клич кельтов окончательно изгнал из душ римских воинов мужество и надежду. Даже не попытавшись вступить в бой, римляне обратились в бегство. Тит Ливий рассказывает, что большая часть охваченного паникой войска бежала во враждебный римлянам город Вейи в Южной Этрурии.

Путь на Рим был открыт. Город был взят и разграблен кельтами. Защитники города укрылись в крепости на Капитолийском холме. Кельты приступили к осаде, длившейся семь месяцев. Однажды ночью, когда римляне спали, кельты попытались проникнуть в крепость. Их приближение почуяли священные гуси, жившие при храме Юноны. Своими криками они разбудили римских воинов, и Капитолий был спасен. В конце концов среди кельтов начались повальные болезни в непривычно жарком климате и голод из-за того, что в разоренной стране они не могли пополнять запасы продовольствия. Эти обстоятельства вынудили их согласиться взять выкуп, предложенный римлянами, и снять осаду.

На этом набеги кельтов на Италию не прекратились. На протяжении IV в. они еще несколько раз появлялись в долине Тибра. Кельты стояли лагерем под стенами Рима на Альбанской горе. В 360 г. до н. э. они спускались в чудесную приморскую область Кампанию, располагавшуюся в центре Италии, доходили до Апулии на юго-востоке Апеннинского полуострова. Однако к югу от Апеннин набеги кельтов носили только спорадический характер и не были столь успешны, как поход в долину По. Кельты доходили до южной оконечности Италии, но их завоевание остановилось у Апеннин.

Между тем, пока одни кельтские отряды нарушали покой Италии, другие отправились искать счастья на восток. Восточная экспансия кельтов, начавшаяся с похода Сеговеза, второго племянника царя Амбигата, была более длительной, чем нашествие на Италию. Сеговез перешел через Рейн, пересек Геркинский лес и вышел к Дунаю. Далее его отряд начал продвигаться по течению реки. Повсюду в этих районах кельты находили богатые пастбища, плодородные равнины и густые леса. От основного отряда Сеговеза начали отделяться группы кельтов, которые обосновывались на захваченных территориях. Например, область, где расположилось племя бойев, была названа Богемией; это название было известно со времен греческого географа Страбона (конец I в. до н. э. ).

В 335 г. до н. э. на Дунае кельты встретились с Александром Македонским. Об этой встрече рассказал друг и телохранитель Александра Птолемей Лаг. Александр спросил кельтов, чего они боятся больше всего на свете. «Мы боимся только одного, – сказали они, – что небо упадет на нас». Тем не менее из страха перед Александром кельты не решились перейти через Дунай. Однако, после его смерти (323 г. до н. э. ) кельты ворвались в Грецию и опустошили ее.

Таким образом, начиная с 390-го и вплоть до 207 г. до н. э. почти каждый год кельты совершали походы в южные страны Европы, поражая местных жителей неустрашимостью и презрением к смерти. Разграбив Грецию, пройдя через Фракию, кельты переправились в Малую Азию, где основали быстро эллинизировавшееся Галатское царство. Некоторые отряды кельтов достигали Дакии, Силезии, территории современной Украины. На протяжении второй половины 1-го тыс. до н. э. кельты были одним из важнейших военных факторов древней Европы.

Источник

Adblock
detector