Урок по русскому языку «Слитное и раздельное написание не с причастиями»
Выбранный для просмотра документ не с прич.docx
Тема урока: «Слитное и раздельное написание не с причастиями»
Дата проведения: 29. 10. 2015
Предмет, класс : русский язык, 7 класс
Цель урока: обеспечить восприятие, усвоение и осмысление правила написания не с причастиями.
1) повторение и обобщение знаний учащихся о написании не с существительными, прилагательными, глаголами;
2) отработка умения правильного написания не с причастиями;
3) закрепление навыков правописания;
обучение умению связно излагать свои мысли.
1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) овладение нормами литературного языка.
воспитание ответственности за качество своих знаний;
воспитание любви к родному русскому языку
формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, проблемно-поисковая технология, т ехнология здоровьесбережения.
Формы организации урока: индивидуальная работа, работа в группах, работа с текстом.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, презентация
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, ребята!
Я рада приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы лучше и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
II. Введение в ситуацию урока. Пунктуационный диктант
1)(Не) забываемое впечатление оставила гроза в деревне.
2) Светлая полоса, еще (не) закрытая черной тучей, озаряла нашу спальню.
3) Ошибка пилота была мною (не) замечена.
4) Лежала (не) прочитанная, а просмотренная книга.
5) Она посмотрела (не) годующим взглядом.
Ученик выходит к доске, объясняет, сколько знаков препинания он поставил и почему, выделяет причастные обороты графически.
III. Самостоятельное формулирование учащимися темы урока .
— В словах какой части речи нужно раскрыть скобки? (У причастиий)
— Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? (Нет)
— Какой будет тема нашего сегодняшнего урока? ( Слитное и раздельное написание не с причастиями). Запишите в тетрадях.
IV. Мотивация, целеполагание:
1. Частота слов на данную орфограмму
— Ребята, как вы думаете, часто ли встречаются в текстах слова на данную орфограмму? (Да. Поэтому мы должны знать слитное и раздельное написание не с причастиями)
2. Степень новизны темы:
— Раньше мы когда-нибудь знакомились с правилом написания не с причастиями? (Нет)
— Какую мы сегодня поставим перед собой цель? (Познакомиться с условиями выбора слитного и раздельного написания не с причастиями)
V. Изучение нового материала и повторение правописания не с другими частями речи. Заполнение таблицы.
— Написание не с какими частями речи мы уже изучили? Вспомним.
1.У доски и в тетрадях.
Небрежный взгляд, наступило ненастье, мне нездоровится;
Не добро, а зло, не правдивый, а лживый
2. Посмотрите на экран. Подберите к причастию зависимое слово
Неотправленное письмо – не отправленное мною письмо
Запишите словосочетания, определите главное слово и зависимое.
Непрояснившийся небосклон. Не прояснившийся после бури небосклон.
Непросохшая земля. Не просохшая после дождя земля.
3. Посмотрите на экран
Письмо не дописано, задача не решена.
— Какие это причастия? (Краткие)
Теперь сформулируем все правило полностью. Смотрим на экран.
Раздать таблицы с правилом учащимся.
Не с причастиями пишется
1. Если причастие без НЕ не употребляется:
Он обратил внимание на её негодующий взгляд.
2. Если причастие не имеет зависимых слов:
Кроме наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени:
1.Если в предложении есть противопоставление с союзом а:
Это была не законченная, а только что начатая работа.
2.Если причастие имеет зависимые слова:
На столе лежала не прочитанная мною книга.
3.Если это краткое причастие:
— Посмотрите внимательно. Что здесь появилось новое? (Есть наречия меры и степени: совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени, которые не будут считаться зависимыми словами и их надо запомнить, причастия будут писаться слитно). Что поможет запомнить? (Вопрос наречия: как? в какой степени? в какой мере?)
1.Вернемся к нашим предложениям. Раскроем скобки. У доски и в тетрадях.
1)Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне.(Нет зависимого слова).
2) Светлая полоса, еще не закрытая черной тучей, озаряла нашу спальню.(Есть зависимое слово еще) .
3) Ошибка пилота была мною не замечена.(Краткое причастие).
4) Лежала не прочитанная, а просмотренная книга.(Есть противопоставление).
5) Она посмотрела негодующим взглядом. (Причастие без не не употребляется).
Приставки выделить, частицу НЕ подчеркнуть, где нужно указать зависимые слова, то есть подчеркнуть причастный оборот.
2. Составьте предложения с парами слов. Укажите условия написания НЕ с причастиями.
1) незамеченный — не замеченный
2) непокрашенный – не покрашенный
3) нерастаявший – не растаявший
4) неизбалованный – не избалованный
Руки перед собой. Учитель говорит начало предложения, если не слитно- руки вверх, если раздельно — руки в стороны.
— Если причастие без НЕ не употребляется, то оно пишется (руки вверх);
— Если в предложении есть противопоставление с союзом а, то причастие пишется (руки в стороны);
-Краткое причастие пишется (руки в стороны);
— Если причастие не имеет зависимых слов, кроме наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени, то оно пишется (руки вверх);
— Если причастие имеет зависимые слова, то оно пишется (руки в стороны).
4 . Задание с использованием регионального компонента
А теперь выразительно прочитайте пейзажные зарисовки из произведений И. А. Бунина. Объясните написание.
1.Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке, и, казалось, зорко охранял равнины. Курган был дикий, ещё ни разу (не) тронутый плугом.
2.Усадьба была небольшая, хозяйство несложное, (не) требующее большой дворни.
3.Места становились всё беднее и глуше. Лошади пошли шагом и спустились в какие-то ещё (не) скошенные луга.
4.Он спал с (не) занавешенными окнами, и сад, и луна всю ночь смотрели в них.
5. Игра «Дай задание», работа у доски.
Учитель: Один ученик выходит к доске и записывает свой собственный пример на правило, выделяет орфограмму, например, НЕ с краткими причастиями. Затем передает мел следующему ученику, задав другое правило, например, НЕ с противопоставлением и т.д., пока весь класс не поработает у доски. Одних и тех же учащихся вызывать нельзя, а вот правила могут повторяться, ребята должны сами придумать словосочетания. (Развивается речь и сообразительность, ребята взаимопроверяют друг друга. Те, кто не у доски, записывают примеры в тетрадь).
Пример: НЕ с одиночным причастием — Невыдуманная история, НЕ с противопоставлением — Не рассказанный анекдот, а прочитанный, НЕ с причастием, не употребляющимся без НЕ — негодующий человек, НЕ с кратким причастием — задание не выполнено, НЕ с причастным оборотом — не растаявший от солнца снег и т.д.
6. Занимательный материал. Г. Остер предлагает вашему вниманию детские приметы и суеверия.
Прочитайте предложения. Объясните орфограммы, встречающиеся в данных предложениях. Выпишите два – три понравившихся предложения, проверьте по образцу.
Вопрос: Чем интересны эти «детские примеры»? Чем они интересны для вас?
(В юмористической форме автор говорит о правилах поведения, нормах жизни)
Григорий Остер — русский писатель, сценарист, драматург, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2007).
Автор многих популярных произведений для детей, таких как: «Сказка с подробностями», «Папамамалогия», «Воспитание взрослых», «Бабушка удава», «Вредные советы», «Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее».
Он так же является автором сценария мультфильмов «38 попугаев», «Попался, который кусался», «Котёнок по имени Гав», «Обезьянки» и др., художественного фильма «До первой крови».
Г.Остер «Детские приметы и суеверия». Прочитайте. Чем интересны эти «детские приметы»? ( В юмористической форме говорит о правилах поведения, нормахжизни). Объясните написание. Спишите 2-3 понравившихся предложения.
Съевшего не мытые овощи постигнет тяжкая участь.
Не стриженные ногти пр и водят к царапинам на друзьях.
Не завязанные, а болтающиеся шнурки – предвес т ники разбитого носа.
Не выученные уроки — к огорчению.
5)Не сказанная тобой глупость не уронит тебя в глазах товарищей.
7. Работа с текстом. Прочитайте. Определите стиль текста, тип речи.
Спишите, раскрывая скобки, расставьте знаки препинания.
Горы ещё (не) освещённые солнцем выделялись на посветлевшем небе. На тёмном фоне гор покрытых (не) проходимыми лесами проносились клочья тумана а внизу стояли (не) проницаемые сумерки. Река Лена ещё (не) скованная льдом мрачно катила свинцовые воды. Холодный ветер (не) прогнавший остатки ночного тумана забирался под одежду. Вдруг на вершине утёса вспыхнули и засветились верхушки ещё (не) потерявших игл лиственниц. Первый луч ещё (не) взошедшего для нас солнца коснулся утёса.
(По И. Соколову-Микитову)
Горы, ещё не освещённые солнцем, выделялись на посветлевшем небе. На тёмном фоне гор, покрытых непроходимыми лесами, проносились клочья тумана, а внизу стояли непроницаемые сумерки. Река Лена, ещё не скованная льдом, мрачно катила свинцовые воды. Холодный ветер, не прогнавший остатки ночного тумана, забирался под одежду. Вдруг на вершине утёса вспыхнули и засветились верхушки ещё не потерявших игл лиственниц. Первый луч ещё не взошедшего для нас солнца коснулся утёса.
(По И. Соколову-Микитову)
Выполним морфологический разбор причастия прогнавший
Ветер (какой?) прогнавший.
Н. ф. – прогнавший
Пост. – дейст., прош. вр., сов. вид; непост. – в им. пад, ед. ч., м. р.
Ветер (какой?) прогнавший.
8. Контрольный тест. Самопроверка.
А1. В каком примере НЕ пишется раздельно?
А) (не)лепый поступок
Б) (не)опасное существо
В) (не) зависеть от родителей
Г) (не)выполненное задание
А 2. В каком примере НЕ пишется раздельно?
А) (не)замерзающий пруд
Б) (не)изученный материал
В) (не)годующий взгляд
Г) ещё (не)изученный материал
А 3. В каком примере НЕ пишется слитно?
А) стены были (не)окрашены
Б) (не)объяснимое явление
В) ещё (не) просохшая земля
Г) план до конца (не) продуман
А4. В каком примере НЕ пишется слитно?
А) (не)удачный день
Б) (не) успевающий по математике
В) давно (не)чищенные ботинки
Г) птица (не) поймана
А 5. В каком примере НЕ пишется раздельно?
А) (не)убранные игрушки
Б ) (не) написанное письмо
В) (не)написанное, а напечатанное письмо
Г) (не)утихающий дождь
В1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1) М. Врубель создал сказочно-символический образ девичьей красоты, (НЕ)МЕРКНУЩЕЙ с годами свежести, таинственности и величавости.
2) Дон в месте переправы далеко (НЕ)ШИРОКИЙ, всего около сорока метров.
3) По мнению Базарова, роль общества важнее, чем влияние отдельной личности: «Исправьте общество, и болезней (НЕ)БУДЕТ».
4) (НЕ)ПРЕКРАЩАВШИЙСЯ сильный восточный ветер поднял большие волны.
5) Бунин рисует в рассказе(НЕ)ОПРЕДЕЛЁННУЮ личность, а устоявшийся социальный тип.
VII . Подведение итогов урока
— Достигли мы поставленной в начале урока цели?
VIII . Дифференцированное домашнее задание.
Выучить правило по таблице.
Карточки. Продолжить текст, используя причастия с НЕ. (сильный уровень)
Спишите, раскрывая скобки, объясняя условия написания
Солнце (не)видимое уже за г..ризонтом освещает кусоч..к неба. Вот в небе заг..релись бл..стящие звёздочки. Их (не)унывающие глаза вызовут у вас восхищение. Полюбуйтесь ими!
Учитель дает ученику лист с напечатанным текстом (лучше на цветном А-4). Нужно продолжить фразы.
Сегодня на уроке мы изучили тему…….
Для меня было сложным………
Самоанализ открытого урока русского языка по теме: «Слитное и раздельное написание не с причастием» (проведен 29.10.2015года в 7 классе)
Количество учащихся 4. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
На уроке использовалась технология дифференцированного обучения, проблемно-поисковая технология, т ехнология здоровьесбережения.
1. Анализ цели урока. Данный урок проводится по плану в соответствии с тематическим планированием. Цель урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, обеспечить восприятие, усвоение и осмысление правила написания не с причастиями.
На данном уроке я применила ИКТ и элементы проблемного обучения, что способствовало активизации учащихся на уроке, позволило чередовать письменную работу с устной.
При подготовке к уроку я учитывала возраст, пол и индивидуальные особенности учащихся. В соответствии с этим подбирала задания, время показа презентации также соответствовало санитарно-гигиенической норме. В данном классе необходимо придерживаться высокого темпа подачи материала с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации. Для поддержания внимания и интереса учащихся к уроку был использован занимательный материал, кластер для самостоятельного заполнения, взаимопроверка и самопроверка.
2. Анализ структуры и организации урока.
Структура урока соответствует целям урока и его типу. Этапы урока логически связаны. Время урока распределено рационально по этапам. Для обеспечения экономичного использования времени на уроке учащиеся отвечали на некоторые вопросы с места.
Перед началом урока была подготовлена доска, мультимедийная установка. В начале урока был использован прием целеполагания: проанализировав предложения, учащиеся сами определили тему и цель урока.
На уроке удалось вовлечь в активную работу всех учащихся, сочетались фронтальные и индивидуальные формы работ. Перегрузки и переутомления не было, на учебном материале проводилась физкультминутка. В классе есть сильные ученики, средние и слабые, поэтому домашнее задание получили дифференцированное. У всех учащихся дома есть Интернет, по ссылке они выполнят тест.
Настроение у учащихся было хорошее, контрольный тест показал, что все учащиеся к концу урока научились правильно делать выбор слитного и раздельного написания не с причастием.
Так как это первый урок по данной теме, думаю, что план урока выполнен, цели достигнуты.
Источник