Меню

Не заслоняй мне солнца смысл

III. 4. 5. Диоген Синопский

III.4.5. Диоген Синопский

ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. «ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)». КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

Диоген Синопский (Др. Греция, 412-323 гг. до н. э.) – ученик Антисфена, один из основателей Кинической школы, самый знаменитый киник.

К окружающим относился с язвительным презрением. Говорил, что Платон отличается не красноречием, а пусторечием, смеялся над его многоречивостью. Осмеял платоновское определение человека: «Животное двуногое, лишённое перьев». Диоген ощипал петуха и выпустил его перед слушателями со словами: «Вот платоновский человек». После этого Платоном к определению было добавлено: «И с широкими ногтями». В свою очередь, Платон обзывал Диогена собакой и «Безумствующим Сократом».

Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, Диоген ответил: «Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда можешь». На вопрос, что есть в жизни горестного, он ответил: «Старость в нищете». На вопрос, какие звери опаснее всего кусаются, он ответил: «Из диких – сикофанты (ябедники), из домашних – льстецы».

Диоген говорил, что жёны должны быть общими и отрицал законный брак. Музыкой, геометрией, астрономией он пренебрегал, считая их бесполезными. Он обладал поразительной силой убеждения, и никто не мог противостоять его доводам.

Днём Диоген ходил с фонарём в руках, объясняя: «Ищу человека». Однажды он закричал: «Эй, люди!» – но когда на его зов сбежались люди, Диоген набросился на них с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

Однако афиняне его любили: когда мальчишки разбили его бочку, они их высекли, а Диогену дали новую бочку.

Однажды, когда он грелся на солнце, к нему подошёл Александр Македонский и сказал: «Проси у меня, чего хочешь». Диоген ответил: «Не заслоняй мне солнце». Александр сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном».

Диоген скончался в возрасте 90 лет в Коринфе. В этот же день в Вавилоне скончался Александр. На вопрос как его похоронить, Диоген ответил: «Лицом вниз».

По другой версии он приказал оставить своё тело без погребения, чтобы оно стало добычей зверей (см. Введение – Киническая школа).

«Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а должны предупредительно давать потребное друг другу, причем первенство принадлежит отцу».

(Попирая ногами ковер): «Вот так же попираю я гордость Платона! («С еще большей гордостью» – возразил Платон)».

(Однажды Диоген грелся на солнце и проходивший мимо Александр Великий остановился над ним и сказал: «Проси у меня что хочешь») — «Не заслоняй мне солнца».

Источник

Неординарные поступки и изречения Диогена Синопского, которые заставляют улыбнуться и задуматься

Повествуем о культуре и искусстве, мифологии и фольклоре, выражениях и терминах. Наши читатели постоянно обогащают словарный запас, узнают интересные факты и погружаются в океан вдохновения. Добро пожаловать и здравствуй!

Диоген Синопский многим известен, как философ, который жил в бочке (пифосе). Тот самый, который вооружился фонарём и средь бела дня отправился на «поиски человека».

Как-то раз Александр Македонский остановился над Диогеном и сказал: «Проси у меня, чего хочешь». «Не заслоняй мне солнца» — таковой была просьба киника.

Вышеперечисленными общеизвестными историями не ограничивается жизнь Диогена. Давайте вспомним другие неординарные поступки и изречения знаменитого философа.

Однажды Диоген рассуждал на серьёзные темы, но слушателей не привлекали его речи. Тогда принялся мыслитель верещать по-птичьему.

Вокруг него собралась толпа любопытных зевак, и Диоген пристыдил их за то, что ради пустяков они сбегаются, ради важных вещей — нет.

Бедняк уронил хлеб и постеснялся поднять с земли. Диоген стал его порицать за расточительство, показательно привязал ему на шею горшок и поволок по улицам.

На вопрос, какие звери опаснее всего кусаются, философ ответил: «Из диких — сикофант (прим. доносчик), из домашних — льстец» .

«Вот большие воры ведут мелкого» — произнёс Диоген, когда увидел храмоохранителей, ведущих в тюрьму человека, укравшего какую-то чашу.

Если ему говорили: «Ты стар, отдохни от трудов», он отвечал: « Как, если бы я бежал дальним бегом и уже приближался к цели, разве не следовало бы мне скорее напрячь все силы, вместо того, чтобы уйти отдыхать? ».

Читайте также:  Как она смеется когда плачет солнце

« Ты был бы вполне счастлив, если бы он заодно и нос тебе утирал; отруби же себе руки, тогда так оно и будет » — данную фразу знаменитый философ адресовал человеку, которого обувал раб.

И в заключение нельзя не вспомнить мысль Диогена об образовании. О нём философ сказал, что оно: «сдерживает юношей, утешает стариков, бедных обогащает, богатых украшает» .

Подготовил Виталий Котобород. Исп. и рек. лит./ист.: О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Диоген Лаэртский (пер.: Гаспаров М. Л.).

Источник

Тот самый Диоген: бочка, фонарь и эпатаж

Диогенов всяких в Греции вообще-то было много. Ну, имя такое, видно, популярное было. Был и Диоген Аполлонийский — философ, Диоген Лаэртский — тот историк. Диоген Вавилонский — опять философ. Антоний Диоген — этот писатель. И даже византийский епископ был такой — Диоген. В общем, модное имя было. Как какой мальчик народится в древнегреческой семье, так родители бегом его Диогеном называть. Но тот, который в бочке жил — тот Диоген Синопский.

Диоген Синопский был человеком препротивным. Прямо сказать, хам и асоциальная личность. К людям относился крайне презрительно, ни во что не ставил. Прямо оскорблял словом и действием.

Выйдет, к примеру, на площадь — и ест. А это считалось крайне неприличным. Хотя как — крайне. Диоген ещё и чего похуже мог отмочить. Вот, скажем, прилюдное рукоблудие. За такое в наше время можно и в полицию угодить, а то и в больничку. А у древних греков таких мер пресечения не было предусмотрено, приходилось беднягам терпеть и отворачиваться.

Или вот ещё: возьмёт этот самый Диоген и захочет сказать народу речь. Просветить неразумных и пролить, так сказать, свет истины. Выйдет на площадь. А там идут себе люди по своим делам: кто, например, в храм, а кто и к гетерам. Разные ведь у людей могут быть дела. И никто свет истины впитывать не желает.

Идут и на Диогена внимания не обращают. То есть совсем. Тогда Диоген поднатужится и крикнет по-птичьи. Люди, конечно, оглядываются: что это такое? Откуда в публичном месте птица? А Диоген им ехидно так: вот, дескать, афиняне, цена вашего ума! Умные вещи вам говоришь — не слушаете, а как неразумной птицей защебечешь — так пожалуйста!

Или вот по рынку с фонарём днём гулял. Афиняне, люди любопытные и сердобольные, спрашивают: что же ты, Диогенчик, с фонарём-то? Или с глазами что случилось? А он им: человека ищу. В смысле, нет среди вас, дорогие мои, никого, кто был бы достоин такого названия. Шах и мат вам, афиняне.

И ведь на редкость терпеливые люди были эти самые древние греки! Не иначе, понимали своё значение для развития мировой философии и культуры. Это мы, люди невыдержанные, эгоистичные и о мировой философии особенно не переживающие, этому самому Диогену по шее бы на раз отвесили за этакие провокации и общественные оскорбления.

А древний грек, видно, как рассуждал: вот Диоген — на площади прилюдно еду вкушает и всякими другими непотребствами занимается, после идёт всех афинян скопом оскорблять и доказывать им, какие они есть глупцы. А вдруг это значит, что он пропагандирует относительность общепринятых норм морали и вообще философ-киник, что имеет большую важность для культуры?

Авторитетов там разных Диоген опять-таки ни во что не ставил. Вот Платон глубокомысленно изрёк, что человек есть животное на двух ногах, лишённое перьев — и греки задумались: и правда! А Диоген взял и ощипал петуха. Вот вам, греки, платоновский человек! На двух ногах, и, что характерно, без перьев. Пришлось Платону добавлять к своему изречению: и с плоскими ногтями.

Или вот пришёл Диоген на лекцию к философу Анаксимену. То есть слушать-то он и не собирался. Сел на заднем ряду, из мешка рыбу достал и ну ей махать. Понятное дело, люди оборачиваются: что такое? Тут лекция Анаксимена, а не рынок! И Анаксимену это, понятно, не понравилось: зачем рыбой машешь и лекцию срываешь? А Диоген ему: чего стоит эта твоя лекция, когда солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?

Читайте также:  Шезлонг с козырьком от солнца для дачи

Ну вот что с таким будешь делать? Отобрать бы у него имущество, чтоб неповадно было! Но, как назло, у Диогена и отбирать-то нечего было. Аскетизм проповедовал! Поселился он в пифосе — глиняном кувшине (а вовсе не в бочке, бочек-то у древних греков и не было). А из вещей у него было — плащ (на котором он спал), посох и сума. Поначалу Диоген был не чужд некоторой роскоши: ел из миски и пил из чашки. Но как-то попались ему на глаза мальчишки: один ел с листа, другой пил из горсти. Диоген тут же миску и чашку выбросил, чтобы все знали, что он аскет, а не древнегреческий мещанин какой-нибудь.

Понятное дело, что при таком характере и образе жизни частенько приходилось Диогену просить милостыню. Он это делал очень даже оригинально. Никаких вам «Подайте на операцию!» или там «Помогите беженцу из Синопа!». Во-первых, сначала Диоген тренировался на кошках. То есть на статуях. Подойдёт к статуе и милостыню просит. Статуе, понятно, Диоген совершенно не интересен. Вот и тренировка. Таким образом, Диоген приучил себя к отказам. А у людей он просил так: подай мне, говорит, мои деньги! Не поймёшь, то ли нищий, то ли разбойник. Подавали, что делать. А то — мировая философия пострадает.

Однажды довелось Диогену беседовать с самим Александром Филипповичем Македонским. Тот человек был просвещённый и не чуждый философии — у самого Аристотеля обучался. И решил Александр поглядеть на этого странного Диогена: интересно же! Дома-2 тогда ещё не придумали, зато вот Диоген есть. Велел передать Диогену, что хотел бы с ним встретиться и побеседовать. Долго ждал, но Диоген так и не появился. И отправился Александр сам Диогена искать, и нашёл. Лежит себе Диоген и на солнышке греется.

Решил Александр Македонский, как человек приличный и вежливый, представиться. « Я, -говорит,- великий царь Александр» . «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. Вот такая была содержательная беседа. Но язык у Диогена был подвешен, надо признать, отлично.

Прожил Диоген на удивление много: почти 90 лет, и умер в один день с Александром Македонским.

А благодарные за его вклад в мировую философию греки поставили Диогену памятник в виде собаки с надписью:

Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас научил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.

Подпишитесь на канал, чтобы читать все интересные истории! Ставьте «лайк» — это большая мотивация для нас!

Источник

Философия за 5 минут: что придумал основатель цинизма Диоген

Философия цинизма оказала огромное влияние на человеческую культуру. Она стала предтечей стоиков и современной сатиры. В ее основе — любовь к природе и отрицание морали. Этому учил Диоген — основоположник философской школы киников (или, по-нашему, циников).

Цинизм у нас вызывает только негативный окрас – это пренебрежение нормами морали. Циники – люди, которые делают все для достижения своих эгоистичных целей. Но ведь философия циников учила совсем другому! Давайте разбираться.

На днях встретился со своим давним приятелем и как-то в разговоре всплыло имя Диогена. «А, Диоген, это который жил в бочке и его собаки съели?». Вот всё, что, собственно, помнил о нем мой приятель – человек с двумя высшими образованиями и кандидат филологических наук!

И, действительно, про Диогена мало кто что помнит, а если и всплывает что-то из памяти, то в негативном ключе. Ведь Диоген – основатель философии цинизма, а циники – это плохо!

Читайте также:  Крупные хосты для солнца

Лично мне этот философ очень симпатичен – своим нетривиальным взглядом на мир и неповторимым юмором. Попробуем восстановить справедливость. Давайте посмотрим, кем же был Диоген и что именно он придумал. Начнем с интересных фактов про жизнь и характер философа.

Диоген был сыном менялы. В Древней Греции они отвечали за обмен валют и часто сочетали это с ремеслом ювелира. Но Диогену были абсолютно неинтересны мирские экономические вопросы.

Диоген не жил в бочке! В то время бочки только изобрели, а популярны они стали только во 2-3 вв до н. э. в Древнем Риме. Жил Диоген в большом глиняном сосуде – пифосе. В таких сосудах греки хранили зерно. Это была жизненная позиция философа, чтобы быт не затягивал и не мешал предаваться размышлениям.

Диоген любил эпатировать и провоцировать публику. Он выходил на площадь и начинал философствовать, но его никто не слушал. Тогда он начинал привлекать внимание дикими криками. На крики сбегалась аудитория и его начинали слушать. Тогда Диоген начинал их оскорблять, говоря, что только такая чепуха и крики им интересны, а мудрые мысли – нет.

Диоген нарушал общепринятые нормы морали и этикета. Но это было частью его философии, о чем подробнее поговорим в следующей главе.

Однажды Александр Македонский приехал в гости к Диогену. Слава о философе-панке с парадоксальным взглядом на мир гремела на всю Грецию. Македонский пообщался с Диогеном, удивился его логике и сказал: «Проси у меня, что хочешь!». На что Диоген ответил свое знаменитое: «Отойди, ты заслоняешь мне солнце!».

Все эти странности и эпатаж были глубоко продуманы. Они были в русле философии Диогена и должны привлечь внимание к важным вопросам человеческого бытия. Итак, давайте посмотрим на основы философии киников.

Три идеи философии Диогена

Все эпатажные поступки Диогена напрямую связаны с его философией. Давайте разберем их подробнее.

Люди созданы равными. Все проблемы в человеческом обществе – из-за иерархии и желании власти одних над другими. Жажда власти и богатства пробуждает в людях все самое плохое. Без этого люди бы мыслили и поступали логично и заботясь друг о друге.

Именно поэтому Диоген не трепетал перед Александром Македонским и другими царственными особами. При этом сам, спокойно, на равных, мог пообщаться с любым крестьянином или нищим.

Главное в этом мире — не богатство и статус, а человек и его внутренний мир, уверен Диоген.

Следовать природе. Диоген называл это «жить подобно собаке». Не самая, конечно, привлекательная ассоциация. Но киники считали, что жить нужно подобно животным. И радоваться жизни, быть благодарным природе и окружающим. И не нужно придумывать новые сложные сущности.

Поэтому надо презирать условности, которые выдумали люди и, тем самым, усложнили себе жизнь. А добродетели — это простота, храбрость и верность!

Естественность. Зачем нам столько золота, роскоши, мебели? Человеку для спокойной и свободной жизни нужно совсем чуть-чуть! И пища полезна простая, а от изысканных блюд — болезни и вредные привычки. Тут и не поспоришь — человечество своей любовью к чревоугодию само загнало себя в тупик. А ожирение стало одной из главных угроз для здоровья человека.

Ну что ж, теперь вы, надеюсь, поняли, что не так уж плохи циники. Равноправие, естественность и природная простота — вот главные столпы этой философии. Но люди часто склонны запоминать плохое и эпатажное. Поэтому и до нас они дошли совсем в другой версии. Пренебрежение условностями и этикетом запомнились людям, а смысл, который они несли — потерян. Вот и считают сейчас циников аморальными.

Киники в целом и Диоген в частности оставили заметный след в культуре человека. Из философии киников выросло новое движение — стоицизм. По сути, стоики полностью разделяли идеи киников о братстве, но, в отличие от Диогена, уважали культуру.

Также киники задали импульс сатире. Из парадоксальных фраз Диогена в принципе сатира и юмор родились, как важная часть нашей культуры.

Источник

Adblock
detector