Избранные сочинения. Том 13
THE UNIVERSE OF MY VOICE
by Bilal Laypanov
ABOUT THE AUTHOR
Bilal Laypanov. Born in 1955. After graduating from the M. Gorky Literature Institute in Moscow, worked as a journalist, high-school teacher, scientist (humanities). Published many books of poetry, including Collected Poems in 10 volumes. Three volumes of Russian translations appeared in 1993 and were later put forward for a State Prize of Russian Federation.
БИЛАЛ ЛАЙПАНОВ. ПРОСТРАНСТВО МОЕГО ГОЛОСА
БИЛАЛ ЛАЙПАНОВ РОДИЛСЯ В 1955 ГОДУ. ОКОНЧИЛ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.ГОРЬКОГО В МОСКВЕ, РАБОТАЛ ЖУРНАЛИСТОМ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ИНСТИТУТА, НАУЧНЫМ РАБОТНИКОМ. ИЗДАЛ 10 ТОМОВ СОЧИНЕНИЙ НА КАРАЧАЕВСКОМ И ТРИ ТОМА НА РУССКОМ ЯЗЫКАХ. ПОЗЖЕ КНИГА СТИХОВ «ПРОСТРАНСТВО МОЕГО МОЕГО ГОЛОСА» БЫЛA ВЫДВИНУТA СОЮЗОМ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ НА СОИСКАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ РФ В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА.
***
Poetry
is a lake
with the open eyes.
With my heart,
I drink
its reflections,
with my palm, I draw
my face out of its depth.
Nobody knows how large the lake is,
but, when I sing,
the fires go up
on the opposite side.
I am not a god,
to walk over waters
to get there.
But my life is enough
to measure
the universe of my voice.
And then
I will be a lake
with the open eyes.
***
Поэзия — озеро,
Открывшее глаза.
Сердцем пью из него
Отражения,
Ладонью черпаю
Свое лицо
Из глубины.
Велико ли озеро,
Не знаю,
Но, когда пою,
На другом берегу
Огни загораются.
Может, я не пророк,
Чтобы перейти его
Посуху,
Но за всю жизнь
Обойду без посоха
Пространство моего
Голоса.
А там – стану озером,
открывшим глаза.
Ways of salvation
One could escape
digging into the earth.
But one could just learn to fly.
***
The poet grows
from under the earth, like a tree.
After the death,
I will be a maple hailing the ships of the clouds,
wondering at the lightning,
enjoying the wings
cutting
the crystalline heights,
with my boughs cradling
the stars—
I will fall like the tears of dew,
sail through the wind
into the sky
with the centuries-old flight of
the human gaze,
into the infinite sky,
the everlasting sky.
***
You love
to look in the stars—
I drink the sky
from your eyes.
The stars have drunk all of his soul.
Можно спастись,
Зарывшись в землю,
А можно научиться летать.
***
Поэт растет из земли, словно дерево;
И после смерти
Стану тополем
Встречать корабли
Облаков,
Удивляться молниям,
Радоваться крыльям,
Рассекающим
Хрустальную высь,
Качать на ветвях
Звезды.
Осыпаться слезами росы,
Плыть сквозь ветер
В то небо,
Куда веками летел
Человеческий взгляд,—
В бесконечное небо,
В бессмертное небо.
***
Ты любишь
Смотреть в звезды.
Пью небо
Из твоих глаз.
***
Надпись на надгробии поэта:
«Звезды выпили его душу».
***
Never mind the years passing by.
Let them follow their destined way.
In the end, recollecting your life,
Love it all, with its ultimate day.
No one asked if you wanted to come.
No one cares when you are ready to part.
No eternity has ever become,
No eternally pulsating heart.
The day will burn down into the night,
Tired of the vanities of the world.
Come with it, close the door behind,
Leaving the flowers on the threshold.
The fallen beauty
The heavens gleaming in the pools of dirt.
***
Night — and his fingers black,
touching your skin so white.
Sleepless I’m lying on my back,
Passion obscures the sight.
Clenching my feelings tight –
but, after everything,
Day — and his hands of light
over your marble skin!
Flower caressed by the sun,
melt in the dark embrace—
I am your only one
Mad of that jealous chase.
Translated from Russian to English by Pavel Ivanov
***
Не считай уходящие дни —
Все свершится в положенный срок.
Ты и смерть, как сестру, полюби,
Ведь она — твоей жизни итог.
Не спросясь, ты родился на свет.
Не спросясь, тебя смерть унесет.
В этом мире бессмертия нет,
За приходом быть должен уход.
И, устав от мирской суеты,
Тихо день догорит за спиной.
На пороге оставив цветы,
Молча дверь затвори за собой.
Обломки неба в грязных лужах.
***
Черные пальцы ночи
По белым твоим плечам.
Страсть застилает мне очи,
Спать не дает по ночам!
И утром — ревности муки,
Вновь мне покоя нет —
Кладет свои белые руки
На плечи твои рассвет!
То солнце тебя ласкает,
То обнимает тьма.
Просто любовь такая
Сводит меня с ума!
Перевел с карачаевского Аркадий Тюрин
Источник
Притча о Диогене, мудреце из бочки
К сидевшему у бочки Диогену
Пришел Властитель мира, Александр.
«В моих руках — сокровища вселенной!
Где я ступил — там золотой меандр.
Проси! Исполню всякое желание,
Я вместо бочки дам тебе Дворец!
Идём со мной! Богатство дам и Звание!
Не прогадай! Ну, отвечай, мудрец. «
«Уйди! Не загораживай мне Солнце!»
Сказал невозмутимый Диоген.
«Моя Душа, мой Бог — не продаётся.
Во мне — весь мир! Мой мир — благословен!».
Художник:
Giambattista Langetti, Diogenes and Alexander, c. 1650. Fondazione Querini Stampalia, Venice
Все слышали о Диогене. Это древнегреческий философ, который жил в бочке.
Умер наш Диоген из бочки, согласно его тёзке — Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским. На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:
Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.
***
Случаи из жизни Диогена
Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни».
Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
***
Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги»
***
Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие.
Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя.
Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце.
Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?»
«Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю».
«А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?»
«Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться.
На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».
По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н.э.
***
Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил.
На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».
Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.
Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.
***
Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, — спросили они мимоходом, — как там, полно народу?».
«Полно», — кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?».
«Людей — почти никого», — покачал головой Диоген.
Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало».
А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
Диоген то и дело занимался рукоблудием у всех на виду; когда афиняне по этому поводу замечали, мол, «Диоген, всё понятно, у нас демократия и можно делать что хочешь, но не перегибаешь ли палку?», он отвечал: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот».
Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!»
На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».
***
Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все.
Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»
На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».
Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется».
Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».
Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»
К надписи одного новобрачного, написавшего на своём доме: «Зевесов сын, Геракл победоносный, здесь обитает, да не внидет зло!» Диоген приписал: «Сперва война, потом союз»
***
Афоризмы Диогена:
Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.
Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.
Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.
Я — гражданин мира.
Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.
Конечная цель — это благоразумный выбор того, что соответствует природе
Однажды Диогена спросили:
— Почему люди охотно подают милостыню калекам и нищим, а мудрецам отказывают?
Философ ответил:
— Эти люди боятся стать калеками и нищими, но хорошо знают, что мудрецами им не стать никогда.
***
Диогена спросили, почему он не любит людей — ни плохих, ни хороших. Философ ответил:
— Плохих — за то, что творят зло, хороших — за то, что позволяют им это делать.
Однажды афинянин смеялся над ним в таких словах: «Почему ты, когда хвалишь лакедемонян и порицаешь афинян, не отправляешься в Спарту?» – «Врачи обыкновенно посещают больных, а не здоровых»
Увидев судачивших женщин, Диоген сказал: «Одна гадюка у другой берет яд взаймы»
Диоген, чтобы показать, что он не считает афинян достойными называться людьми, средь бела дня зажег фонарь и стал ходить по самым людным улицам города.
— Что ты делаешь?— спрашивали его.
— Ищу человека,— отвечал Диоген
Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.
Поучать старца – что лечить мертвеца
Увидев прихорашивающуюся старуху, Диоген сказал: «Если для живых – ты опоздала, если для мертвых – поторопись»
Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.
Злословец есть самый лютый из диких зверей, а льстец — самый опасный из ручных животных.
Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.
Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.
Некий софист спросил Диогена: «Я – это не ты, верно?» – «Верно», – сказал Диоген. «Я – человек». – «И это верно», – сказал Диоген. «Следовательно, ты – не человек». –
«А вот это, – сказал Диоген, – ложь, и если ты хочешь, чтобы родилась истина, начни рассуждение с меня»
Как-то на одном ужине всем наскучил своей плохой игрой арфист. Но Диоген похвалил его:
— Молодец, что, будучи плохим музыкантом, все же продолжает играть, а не идет воровать.
Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию.
Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак.
— Вот, афиняне, цена вашего ума,— сказал им Диоген.—Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот.
(http://affinity4you.ru/post129713413/)
Кинизм- самое контркультурное направление в античной философии. Одним из его выводов стало убеждение в том, что основные потребности человека — животные.
Образ жизни вне цивилизационного комфорта — бочка, в которой жил Диоген. Свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей.
Путь, ведущий к добродетели — аскеза. Удовольствия расслабляют душу и тело, мешают свободе.
Киник — вне государства, его отечество — весь мир.
Когда Александр Македонский обратился к Диогену со словами: «Проси, чего хочешь», мудрец ответил великому полководцу: «Уйди, не заслоняй мне солнца. «.
Перед лицом могущественнейшего монарха Диогену была достаточна натуральнейшая вещь, солнце, и этим он подчеркивал суетность любой власти.
Ведь счастье приходит изнутри и никогда извне.)
***
Как поёт Елена Максимова: «Счастье внутри! Его искать не надо. «
Источник