Небо перед грозой
Как я уже писал в предыдущем посте, с утра у нас был необычный туман. А сейчас я хочу показать кое что другое. После утреннего тумана погода была тёплая, солнечная. Весь день на небе были необычайно красивые, пышные облака. Вот такие:
А вот ближе к вечеру небо начало затягиваться тёмными тучами, предвещая грозу и дождь. Все эти красивые облака быстро исчезли и стало заметно темнее. Однако пока тучи затягивали небо, солнце несколько раз пробивалось через отверстия в них и выглядело это очень красиво. Люблю такие лучи:
А вот тут из-за туч пробивается не просто луч, а целый сноп света:
Уже было видно что вдали идёт сильный дождь:
Это последняя фотография лучей света, дальше солнце исчезло за тучами:
Это отлично видно по следующей фотографии, которая сделана меньше чем через минуту после предыдущей, на ней виден только едва различимый лучик:
К счастью гроза была недолго, дождь тоже, но промочило неплохо. Впрочем пост не об этом, спасибо за внимание.
Источник
Небо перед грозой
Сонник Небо перед грозой приснилось, к чему снится во сне Небо перед грозой? Для выбора толкования сна введите ключевое слово из вашего сновидения в поисковую форму или нажмите на начальную букву характеризующего сон образа (если вы хотите получить онлайн толкование снов на букву бесплатно по алфавиту).
Сейчас вы можете узнать, что означает видеть во сне Небо перед грозой, прочитав ниже бесплатно толкования снов из лучших онлайн сонников Дома Солнца!
Снились ли Вам когда-нибудь вещие сны?
Сонник — Небо
Небо — образ души, картина ее жизни.
Солнце в небе — центр жизни духа, твой разум.
В серое небо улетели шары — временный крах всех надежд.
Дневное небо — всегда символизирует такие явления в жизни души, которые ты можешь ясно осознать.
Видеть ясное, чистое небо или светлые облака без солнца — предстоят тихие часы и внутренняя собранность; можно использовать для духовного развития.
Красивые облака в небе, их медленное движение и игра форм — гармоническая жизнь души.
Видеть одно светлое облако в небе — нечто хорошее.
А над головой — честь.
Стремительно бегущие по небу облака — символ помех от внешнего мира твоему духовному развитию / неприятная и стремительная смена настроения, суета, житейские неприятности и заботы.
Перистые облака — тайные, возвышающие душу печали.
Громоздящиеся на горизонте и наступающие тучи — твои опасения/страхи; ощущение тревоги.
Мрачное, закрытое тучами небо — призыв к терпению / временные трудности.
Грозы, бури высоко в небе — дисгармонии в жизни души.
Небо неестественного цвета — странные, иногда опасные состояния в жизни души.
Красное небо — ссора, разногласия.
Желтое или зеленоватое — злоба, зависть и т.д.
Возноситься в небо — жить в непрестанных трудах.
Быть в облаках — новость / новая должность.
Ночное небо — символизирует такое явление жизни души, которое находится за пределами бодрствующего сознания, которое является для него тайной.
Ночное небо, мрачное и без звезд — наступает время испытаний, предстоит жить только «высшим миром», время, неблагоприятное для спокойной духовной работы.
Небо со звездами — исполнение заветных тайных желаний, радость, знак того, что твоя душа находится в руках твоего высшего я.
Ярко горящие звезды — счастливое будущее.
Затуманенные, подернутые легкой дымкой — тайная печаль.
Яркий млечный путь видеть — надежды не силы души и помощь свыше / неразрывная связь внешней жизни с потусторонним бытием.
Сонник — Небо
Взошедшее только что солнце в безоблачном небе — великое счастье.
Видеть только что взошедшее в безоблачном небе солнце — великое счастье.
Ворота сжигает небесный огонь — траур.
Запрокинув голову, смотришь в небо — большое богатство и знатность.
Звезды рядами на небе — хозяин одарит слуг и подданных.
Небесный огонь сжигает ворота — предвещает траур.
Небесный свет нисходит на вашу супругу — рождение благородного сына.
Небо и земля соединяются — доспи нешь того, чего добиваешься.
Небо раскалывается — будет печаль в связи с разделом государства, страны.
Проплывающие по небу облака — дело, которое ты делаешь, не завершится успехом.
Проясняется небо и прекращается дождь — вскоре пройдут все печали и заботы.
Развиднеется вот-вот, на небе загорится заря — долгий срок жизни и счастливая судьба.
Свет зари разливается по небу — радостное разрешение всех дел.
Смотреть в небо, запрокинув голову — большое богатство и знатность.
Солнце и луна, которые только что появились на небе — в семье процветание и достаток.
Сын неба, законный правитель дарует тебе позволение сесть в его присутствии — будет богатство и счастье.
Сонник — Небо
(Смотрите толкование: звезды)
Чистое, голубое или ясное небо видеть во сне предвещает благополучие, душевный покой, удачную дорогу, а тем, кто что-то потерял, предсказывает, что пропажа отыщется. Такой сон также предсказывает выигрыш какого-либо трудного дела или его разрешение в вашу пользу. Мрачное и облачное небо во сне означает душевные переживания, болезни, препятствия в делах и неприятности. Беспросветный мрак во сне предсказывает вам получение известий о смерти близких или родных. Небо с белым просветом — знак трудностей, которые вам придется преодолеть, чтобы добиться успеха. Небо, освещенное луной, звездами или необыкновенно красным солнцем, предвещает получение важных и тревожных известий или несчастья, которые обрушатся на вас и ваших близких.
Багряное небо во сне — предвестье споров, ссор, раздора в семье и на работе.
Иногда такой сон предсказывает, что в стране могут быть народные волнения. Смотрите толкование: облака, ветер, крест, ангел.
Розовое или красное небо, которые нравятся вам во сне, — знак счастливой любви в преклонном возрасте. Любой сон о том, что с неба падают горящие факелы, звезды, огни, искры, предвещает болезнь, смерть близкого человека или покровителя.
Вознесение на небо наблюдать во сне — знак того, что ваше дело будет трудноосуществимым. Самому возноситься в небо — знак победы в рискованном деле. Влюбленным такой сон предвещает удовольствия, и близкие будут говорить о них, что они на седьмом небе от счастья. Летать в небе во сне и видеть вокруг себя мир, полный чудес, означает: ждите неожиданного потрясения. Возможно, вы узнаете о предательстве близкого человека. Фигуры или предметы на небе предвещают вам перемены. Смотрите толкование: по названиям фигур и предметов. Смотрите толкование: летать, лестница.
Сонник — Небо
Ясное голубое небо во сне предвещает вам успех в предприятии, почести и деньги, которые вы сможете тратить не скупясь. Пасмурное, затянутое низкими облаками небо – знак серьезных препятствий в любви и нелепых обид.
Грозовое небо со вспышками молний в черных тучах – предвестие большой радости и торжественного сбора гостей по этому поводу. Если с неба не переставая льет дождь – это сулит вам надежную защиту в лице верных и преданных друзей, если же сыплет снег или сечет град – это предвещает смутные времена и вероятность лишиться состояния.
Ночной небосвод, усыпанный яркими звездами с месяцем посередине – перед вами откроется перспектива достигнуть всего, чего пожелаете, если пожертвуете кое-чем дорогим для вас. Темная, совершенно беспросветная бездна ночного неба – получите неожиданное наследство от невесть откуда объявившегося родственника. Огненные сполохи в небе предвещают милые семейные радости и любовные утехи на супружеском ложе. Небосклон, ярко освещенный среди ночи вспышкой падающего большого метеорита, – такой сон говорит о предстоящей вылазке на лоно природы в веселой компании друзей.
Если во сне вы летаете в небе, взмахивая руками, как крыльями, – это означает, что вас ожидает безмерное счастье, которого вы так долго добивались. Видеть порхающих в небе птиц, насекомых или животных – добьетесь защиты своих законных прав при дележе имущества или наследства.
Подниматься в небо на самолете или ином транспортном воздушном средстве означает неудачную попытку добиться успеха противозаконными средствами. Подниматься в небо по свисающей оттуда бесконечной лестнице сулит вам успешную карьеру и отлаженную семейную жизнь.
Сонник — Небо
Сонник — Небо
Видеть во сне высокое, синее небо с плывущими по нему белыми облаками — вас ждут почести и увлекательное путешествие. Если небо было абсолютно безоблачным — вас ждет безоблачная жизнь, полная радости и удовольствий. Затянутое облаками серое небо предвещает унылую беспросветную жизнь, рутинные заботы и постоянную усталость. Если вы видите, что чистое синее небо вдруг потемнело и на вас надвигается черная туча — ваши надежды разобьются о непреодолимое препятствие. Если вы видите ночное небо, залитое светом луны и сиянием звезд, — перед вами откроются великолепные возможности для реализации любой цели. Парить в небе высоко над землей — будете возвышены. Однако если вы упали с неба, такой сон означает, что вы слишком заноситесь и скоро это может стать причиной вашего провала. Если девушке снится дневное небо, на котором видна тонкая полоска месяца, у нее скоро появится жених. Юноше, увидевшему диск луны на дневном небосклоне, сон сулит скорый брак.
Представьте, что небо абсолютно чистое. Если дневное — то ярко-синее, огромное, высокое. Если ночное — то залитое сиянием миллионов звезд.
Сонник — Небо
Ясное и чистое небо — знак того, что вам будут оказывать всяческие почести или вы отправитесь в увлекательное путешествие.
Голубое небо — предвестие ваших успехов, знак преодоления трудностей.
Звездное небо — к радости красное небо — к ссоре.
Небо с молнией увидеть — к счастливому случаю.
Мрачное, закрытое тучами небо — служит призывом к терпению, преодолению временных трудностей.
Облачное небо — к получению новости, новой должности.
Запрокинув голову, смотреть в небо — предвестие богатства и знатности.
Проясняется небо после дождя — знак того, что пройдут все печали и заботы.
Сонник — Небо
Сны о небе характеризуют состояние души.
Дневное небо символизирует простые, ясные чувства.
Голубое небо и светлые облака — покой.
Ослепительно синее, безоблачное небо — радость.
Одинокое светлое облако над головой — честь.
Перистые облака — тайная светлая грусть.
Лететь в небо — радостные труды, счастливые хлопоты.
Витать в облаках — стремление видеть жизнь в розовом цвете.
Громоздящиеся вдали тучи — твои опасения, тревога.
Ночное небо во сне рассказывает о тайных ощущениях твоей души.
Мрачное, беззвездное ночное небо — ты предчувствуешь время испытаний.
Ночное небо, по которому низко мчатся снежные тучи — ты будешь бороться за свои взгляды.
Ясное тихое ночное небо — умиротворенность: ты чувствуешь во сне, что твои усилия увенчаются успехом.
Вот это да! Сколько ты всего видишь и знаешь! Может, в астрологи подашься?
Сонник — Небо
Сон о небе обещает исключительные почести и увлекательное путешествие в самом изысканном обществе, если небо в Вашем сновидении ясное и чистое. В противном случае этот сон означает разбитые надежды и женские обиды.
Если Вам снится, что Вы летите по небу в окружении причудливых ликов и фантастических животных и изумляетесь происходящему или во сне, или когда очнетесь ото сна, то это означает, что все горе, вся та мучительная боль, трогающая даже грубые неразвитые души, истечет каплей ревности, которую вместит Ваша несчастная любовь, а неверность будет развенчана.
Видеть во сне багровеющее небо — знак мятежей и общественных волнений.
Небо звездное означает, что Вы вступаете на путь настоящей борьбы за право воплотиться в этой жизни, но борьба эта будет успешной для Вас.
Если Вы видите освещенное небо с небесными светилами — сон сулит предстоящую Вам огромную работу духа, возвращение к природе, которая даст Вам мудрость и утешение.
Если Вы видите себя вознесенным на небеса — то этот сон предвещает Вам неудачную попытку воспользоваться открывшимися перед Вами прекрасными возможностями и достичь успеха в своей работе.
Если же Вы во сне взбираетесь на небо по лестнице — сон сулит Вам быстрое возвышение в обществе, которое, однако, не принесет Вам желанного удовлетворения, так как Вы не заплатите за него никакими усилиями.
Сонник — Небо
Небо является символом чистоты и недосягаемости. В народе небо считается местом, где живет Бог и откуда он смотрит на грехи человеческие. Когда резко портилась погода и на небе появлялись грозовые тучи, считалось, что это гнев Бога, который недоволен поведением и мыслями людей. В молитвах и покаяниях люди обращают лицо и руки к небу, прося прощения и помощи у Всевышнего. Райская жизнь, о которой мечтают все верующие, это жизнь на небесах, отсюда пошло выражение «счастлив, как на седьмом небе».
Видеть сон, в котором Вы беззаботно парите в небе, – предвестие благополучного разрешения сложных вопросов; к удаче; к признанию Вас невиновным.
Видеть небо, полное тяжелых грозовых туч, которые буквально лопаются от осадков, но все же не разродятся дождем – этот сон предупреждает об опасности, которая нависла над Вами; не предпринимайте рискованных шагов; не доверяйте незнакомцам, потому что это может кончиться очень плохо; к запутанным делам и не прояснённым проблемам.
Видеть во сне, что Вы собираетесь помолиться, но разные дела постоянно отвлекают, и Вы с огорчением откладываете желаемое – к неверию, сомнениям и разочарованию; чтобы осуществить задуманное, придется хорошенько постараться; к долгим и нудным делам.
Источник
gbdou95.ru
Описание природы в произведения Г. Колесникова: [подборка] // Донской временник. Год 2012-й. URL: http://www..aspx?art_id=1075
Явления природы. Гроза, молния, дождь, туман
Стремительно и напористо из-за горизонта надвинулась темная туча и как-то разом заволокла небо. Накрепко заточила яркое солнце в свою темницу. Стало хмуро. На какой-то миг все притихло, но только на миг. Словно спохватившись, задул резкий холодный ветер и поднял на реке злые черные волны. Ослепительная молния вспорола небо. И сейчас же, резко и пугающе, как выстрел, прогремел гром. На Дон с неба обрушилась лавина дождя. Он хлестал по волнам толстыми плетями. А волны, огрызаясь, били навстречу тугим дождевым нитям. И в борт теплохода волны колотили шумно и угрожающе.
Молнии вспыхивали почти непрерывно одна за другой. Не утихая, гремела в тучах гулкая небесная канонада. И от этого блистания и грохотания трепетно сжималось сердце… Гроза бушевала долго, по меньшей мере минут тридцать. И оборвалась она так же разом, как и началась. Тучи разбежались и исчезли за горизонтом. Еще ярче засияло солнце, переливаясь мириадами радуг в каплях, повисших на листьях деревьев. Постепенно успокаиваясь, как после отбитой атаки, угомонился и рассвирепевший было Дон.
Колесников Г. Гроза // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 330
Все мне кажется, что молния в ночную грозу пытается вырваться из какого то плена: вспорет черноту неба, обдаст землю могучей волной света, но небо мгновенно захлопывает створки, и молния яростно рычит где-то за непроницаемой стеной своей темницы, чтобы снова — пусть на миг только — но прорваться светом сквозь ненавистную тьму.
Колесников Г. Плененная молния // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 338.
Все стало ярко-серым. Полосы дождя где-то далеко от настемнили небо под тучами. Серебристо-сизая тучка все-таки прикрывала солнце, а оно в отместку раскалило ее край, и он засверкал расплавленным серебром…
А над нашей головой замельтешили редкие капли. Вот-вот хлынет дождь при ярком солнце. Слепой дождь!
Колесников Г. Преддождье // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 336.
На стыке тепла и холода гремят поздние осенние грозы. А когда остаются еще жаркие дни и наступают уже студеные ночи, над Волгой и Доном поднимаются туманы…
На рассвете меня разбудила тишина. Машины теплохода остановились и замолчали. Я вышел на палубу. Все окрест было плотно окутано влажным и непроницаемо белым дымом тумана. Геде-то совсем рядом смутно просматривались очертания какого-то судна. Как наш теплоход, оно стояло на якоре.
Что-то из старой сказки — тревожное и загадочное — заволокло душу. Поеживаясь от холода, я ждал на палубе появления солнца. Видимо, оно уже поднялось из-за горизонта. На востоке сквозь туман проступала еле различимая розоватость. Яснее стали очертания баржи рядом с нами. Это было самоходка — теперь она обозначилась совсем ясно. Туман исчезал как-то неприметно. Прояснились берега. Желтые березы на них. Впереди замаячили белые бакены. Как-то вдруг на небе вспыхнуло горячее солнце. Перед нами раскрылась тихая просторная река. Послышалась команда, загремели цепи поднимаемого якоря.
Переждав туман, теплоход отправился в путь.
Колесников Г. Туман // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 340.
Назад Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
- учебная: помочь учащимся выявить особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева, проанализировав стихи «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь»; через коллективную и групповую исследовательскую деятельность подвести учащихся к индивидуальной исследовательской работе; научить воспринимать художественный текст и создавать свой связный текст;
- развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, речь школьников;
- воспитывающая: воспитывать любовь к русской литературе, родной природе.
“Каждое художественное слово… тем-то и отличается от нехудожественного, что вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений, объяснений”.
Л.Н.Толстой.
Краткое описание: урок направлен на развитие навыков исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, речь школьников.
Используемое оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор.
Материал к уроку: учебник-хрестоматия для 5 класса, автор-составитель А.И. Княжицкий; изображения Зевса, Гебы; Концерт «Лето» («Гроза») из цикла «Времена года» (А. Вивальди)
Раздаточный материал: стихи Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь»; названия греческих богов
1. Организация начала урока.
– Мы сегодня с вами, ребята, находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать новые знания. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тема нашего урока “Тема грозы в литературе”.
(Звучит мелодия “Гроза”.)
– Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово “Гроза”? Напишите о них. (Ребята работают индивидуально).
3. Самоконструкция. (Учащиеся называют).
– Обсудите в группе, дополните свои записи.
1. – Мы продолжаем нашу работу по теме художественного произведения. Давайте вспомним, что читали ранее? Какое впечатление произвели на вас эти произведения? (Л.Н. Толстой отрывок из повести «Отрочество» «Гроза», В.В. Набоков «Гроза», А.С. Пушкин «Тучи»).
– В ходе работы над этим произведением мы с вами пытались понять, как человеческая душа взаимодействует с огромным миром, как различные явления природы переживаются вместе с автором, его героем (или героями); почему писатель, рассказывая о каком-то одном явлении, говорит о жизни в целом, прежде всего о человеке, о его страхах и надеждах, об обновлениях души.
– Итак, что мы знаем о грозе в литературе? Какая гроза у Толстого? Набокова? Пушкина? Вспомните, минуту на размышление (Туча Толстого страшная, ужасающая; Набокова – волшебная, как громовержец Илья; Пушкина – грозная) . Какой вывод мы можем сделать из этого? (Тема одна, а понимание ее разное) . Отчего это зависит? (От фантазии, наблюдательности, от внутреннего мира ) . Давайте вспомним текст главы II “Гроза” повести Л.Н.Толстого “Отрочество”. Особое внимание обратим на средства выражения позиции героя – повествователя и их роль в художественно-образном строе текста. Чтобы работа была интересной и творческой, вам даны вопросы.
- Определите тему текста и её отражение в название главы.
- С чьей точки зрения представлена, как это выражено грамматически.
- Как отражается развитие происходящего в тесте во времени: что было сначала, потом и наконец.
- На какие части можно разделить текст. Выделите микротему каждой части. И ключевые образы.
- Как можно представить композицию повествования.
- Выделите в тексте слова и фразы, выражающие позицию героя повествователя, его чувства и оценку происходящего. Какими средствами создаётся описание (эпитеты, сравнение, метафоры).
Анализ текста в классе
Вопрос 1. Комментарий.Тема главы – гроза – отражена в названии, однако текст представляет художественный образ грозы в соотношении с чувствами главного героя, с его восприятием и оценкой.
Вопрос 2. Комментарий.Повествование ведется с точки зрения главного героя – Николеньки и представляет собой воспоминания о своем детстве. Грамматически выражено формой первого лица, местоимений Я и Мы.
Вопрос 3. Комментарий.Гроза даётся во временном развитии: сначала – томительное ожидание грозы под палящим солнцем;
Затем – появление первых признаков грозы, её назревание и развитие, и события, случившиеся во время грозы: поломка брички и появление нищего;
Наконец – завершение грозы и радость маленького Николеньки.
Вопрос 4. Комментарий.Можно разделить на пять частей:
- 1-я часть (первый абзац) – “Предчувствие грозы”; микротема – соотношение мира и человека в ожидании грозы; ключевые образы: солнце, пыль, страх, томление.
- 2-я часть (второй абзац) – “Гроза надвигается” (гнев Божий); микротема – начало грозы, ключевые образы – туча, мрак, движение, тревога, трепет, молния, гром.
- 3-я часть (третий, четвертый, пятый абзацы) – “Бричка сломалась”, ключевые образы – бричка, остановка, страх и ожидание “общей погибели”.
- 4-я часть (от слов “Тревожные чувства тоски и страха до слов за равномерным шумом дождя” – абзацы 6, 7, 8, 9, 10) – “Гроза в разгаре”, ключевые образы – нищий, молния, гром, ветер, дождь, страх, холодный ужас.
- 5-я часть (заключительная от слов “Но вот дождь становится мельче до конца), ее микротема – конец грозы и смена чувства страха радостью. Эту часть можно озаглавить “Повеселевшая природа”, ключевые образы – солнце, свежий воздух, блеск и радость, счастье жизни, простор, лес, птицы, звуки, черёмуха.
Вопрос 5. Комментарий.В композиции выделяем завязку (часть 1), развитие действия (вторая, третья часть), кульминация (часть 4), развязка (часть 5).
Заключение. Гроза как властная, грозная стихия, в тоже время освещающая весь мир и человека. Эта динамика проявляется в передачи состояния природы настроению человека – от тоски и страха к чувству надежды и радости. Направление, развитие текста задается позицией героя; характер образа грозы отражает его восприятие, определяется его точка зрения.
Дома я вас просила выучить стихотворение А.С. Пушкина «Тучи». (1 человек рассказывает стихотворение наизусть).
– Творческое задание. Вы – туча. Что вы чувствуете? (Ребята читают тексты, стихотворения собственного сочинения о грозе).
– Перед нами стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» . Цель – выяснить, какая гроза Тютчева, как он видит мир).
– Стихотворение «Весенняя гроза» вам уже знакомо, поэтому прочитайте его самостоятельно, а затем вслух. Постарайтесь выделить в нем главное для себя, давая при чтении понять это другим. (Нужно читать весело, игриво; выделить «люблю»).
– Прочитайте последнюю строфу стихотворения
Ты скажешь; ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
– Что здесь происходит? О чем речь? (Мифическое содержание, речь идет о древнегреческом громовержце Зевсе.)
– Кто такая «ветреная Геба»? Зевс? (Зевс – верховный древнегреческий бог, громовержец, символ солнечной силы, огня, бессмертия. Стрелы молний в мифе обычно держал в когтях орел Зевса. Богиня вечной юности Геба подносила орлу кубок с нектаром. )
– Обратите внимание, что меняет Тютчев в стихотворении по отношению к мифу? (Геба поила орла нектаром в мифе, а у Тютчева – «громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила».)
– Почему Тютчев так поступает? Определите очень важное отличие в творчестве Тютчева от других писателей. (Радостное миропонимание.)
– Выясним, отступление ли это от логики? Какая гроза у Тютчева? (Первая, весенняя.)
– Обратите внимание, не похоже ли на то, что мы уже читали?
– Здесь не оригинален Тютчев. Почему же именно так заканчивается стихотворение? (Пояснение из истории, мифическое объяснение природы; гроза фантастическая и объяснение ее фантастическое). Мы пришли к выводу, что мировосприятие Тютчева радостное, и основной чертой в изображении грозы поэтом появляется культурный комментарий. Запишите его в тетрадь (Особенности стихотворения «Весенняя гроза»: радостное мировосприятие, культурный комментарий) . Прочитайте вслух стихотворение еще раз, переставив 2 и 3 строфу (чтение стихотворения учащимися)
– Что изменилось? Как скользит взгляд поэта? (Гроза – то, что слышимо, поток воды – видимо; происходит подготовка к мифологическому образу грозы.)
– Откуда и куда проходит взгляд поэта? (Нет неба и земли, есть одно между ними пространство, в котором находится душа.)
– Перечислите звуковые образы. (Гремят раскаты молодые, птичий гам.)
– Как соотносятся звуковые образы, почему они находятся в пространстве? (Происходит перекличка, эхо: сначала гроза (на небе), а потом откликается ей то, что на земле).
– Мы с вами увидели действительно необычную грозу. Ведь в других произведениях рассказ о грозе начинался с набухающих дождем туч, с низкого неба, у нас было чувство страха, ужаса. Здесь же все по-другому. Найдите в стихотворении и прочитайте строки, доказывающие легкость, радость в описании грозы. (Резвяся и играя, в небе голубом, раскаты молодые, дождик брызнул).
– Действительно, гром не страшный: эта гроза как бы репетиция перед бушующими летними грозами. И поэтому гром гремит, как бы «резвяся и играя». После «молодых раскатов» «дождик брызнул». Не ливень обрушился, не потоки низвергнулись, просто «дождик брызнул», «пыль летит». Вся картина удивительная прозрачная и светлая.
– Если бы вы эти положили на музыку, какой бы она была? Какие инструменты вы бы использовали? (Фортепиано, барабаны, тарелки). Характер? Медленная или быстрая ? Легкая или тяжелая? Лад – мажор или минор? Короткое или длинное произведение вы бы написали?
– Прослушайте музыку и определите, какая гроза: весенняя или летняя? Почему? (Звучит музыка А. Вивальди.)
– Действительно, это летняя гроза: стремительная музыка, тяжелая. Ее автором является Вивальди. Он изобразил грозу в цикле «Времена года». Какие инструменты использует автор? Какая музыка по характеру? Почему исполняется быстро? Судя по произведению, какие события происходят, что видит композитор? Чем отличается летняя гроза от весенней?
– Ф.И. Тютчев обращается тоже к летней грозе. В другом своем стихотворении «Как весел грохот летних бурь» поэт говорит совсем о другой грозе. Настроение этого стихотворения отличается от настроения «Весенней грозы». Но в то же время многое напоминает нам его (стихотворение читает учитель)
Постановка проблемного вопроса:
Может быть, человеку необходимо время от времени, хотя бы раз в год, переживать грозу, чтобы проверить, что самые мрачные, грозные, наполняющие душу тревогой события нашей жизни неизбежно завершаются умиротворением, душевным покоем и радостью.
а) Запишите в тетради ваше мнение по этому вопросу.
б) Выявление мнения учащихся. (Зачитывают вслух.)
Работа в группах
в) Объединение в группы с одинаковым мнением: придумать аргументы – 5 мин. Выбрать аналитиков.
г) Обсуждение и заслушивание аргументов. Подведение итогов дискуссии. (Выступление представителя от группы аналитиков).
– Прочитать рассказы А.П. Чехов “Степь”, В.П. Астафьев “Летняя гроза”, А.И. Солженицын “Молния”.
– Какие чувства, какое настроение в душе каждого рассказчика вызывает гроза? Какого писателя больше интересуют события, какого – переживания, а какого – возможность подумать о жизни, о том, какие явления встречаются в ней, как они преобразуются воображением человека?
А.П. Чехов “Степь” (… Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром… Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева, звуки…).
Учитель. Ребята, эта глава имеет важное значение в содержании повести. В ней автор выразил гнетущую атмосферу, тягость, тоску до отчаяния не только в создании образа грозы, но и состоянии нашего героя.
– Какие контрастные краски использует писатель в описании этого природного явления? (Черный и белый цвета.)
– Каково состояние героя во время грозы?
– Какие метафоры использует автор в описании этого природного явления?
Вывод учащихся и учителя. Звукопись, используемая Чеховым совместно с цветовыми эпитетами делает выразительным описание грозы, заставляя нас услышать и своими глазами увидеть происходящее, почувствовать напряженность момента. Итак, цветовая гамма и пятна играют особую роль в восприятии читателя: они помогают отразить душевное состояние героя Егорушки, раскрыть его внутренний мир.
Ученик. Стихотворение “Молния” также построено на сравнении: удар молнии во время грозы сравнивается с “ударом кары-совести”. Однажды автор увидел после грозы, что “среди высочайших сосен избрала молния и не самую высокую липу – а за что? …Прошла через её живое и в себе уверенное нутро”. Дерево погибло. Рассказ об этом событии, очевидцем которого стал автор, завершается размышлением писателя о том, что удар молнии, погубивший липу, подобен удару “кары-совести”, который неизбежно настигнет человека за содеянное зло.
Учитель. Итак, стихотворения в прозе Солженицына различны по настроению. Одни из них наполнены светлыми, оптимистичными чувствами, другие – печальными, пессимистическими; третьи же соединяют в себе одновременно два противоположных настроения: жизнерадостное и драматическое, радостное и грустное. Поэтическое и прозаическое начала тесно переплетаются в каждой миниатюре Солженицына. Это своего рода лирический дневник, и во многом он созвучен рассказам К.Паустовского М. Пришвина. Познание человеком окружающего мира помогает человеку понять истинные ценности и смысл жизни человека.
А теперь попробуем обобщить понятие и полученную информацию при помощи синквейна. Это творческая работа, которая состоит из 5 строк (пятистрочная строфа) .
Синквейн учит определять своё отношение к рассматриваемой проблеме.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – 3 глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Способность излагать сложные идеи, представления, чувства в нескольких словах – важное умение.
Гроза
Первая, весенняя
Гремит, надвигается, пугает
Люблю грозу в начале мая
Свежесть.
Учащиеся на основе собранной лексики создают Синквейн, записывают его на листе ватмана, вывешивают на доску. Защита синквейна.
– Познакомьтесь с материалом с.120. Как он соотносится с темой урока?
Работа со справочным материалом.
Гроза́ – атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды – молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра.
Гроза относится к одним из самых опасных для человека природных явлений, по количеству зарегистрированных смертных случаев только наводнения приводят к бо́льшим людским потерям.
9. Завершение урока.
– Наш урок мне хочется закончить поэтическим напутствием вам.
В жизни можно
По-разному жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить
И вовремя делать гадости.
А можно и так:
Поутру встать
И, не помышляя о чуде,
Рукой обнажённое солнце достать
И подарить его людям.
– Я очень хочу, чтобы после грозы, после всех наших страхов и неудач, всегда светило СОЛНЦЕ!
10. Домашнее задание: Написать этюд на тему “Гроза”.
Да, мы зависим от природы. Но ведь и она зависит от нас. Если бы не было человека, если бы не было созданного человеком искусства – удивительного зеркала, в котором она, природа, отражается, то она не узнала бы себя, не поняла, насколько она прекрасна.
Описание грозы следует начать с её определения. Чтобы не было совсем скучно, в энциклопедии мы не полезем, сами как-нибудь справимся!
Итак, гроза – это явление природы или, как будет правильнее – атмосферное явление. Дальше, если всё-таки залезть в умные книжки, описание грозы связано с какими-то там электрическими разрядами в атмосфере, со сталкивающимися тучами и прочее, прочее.
Тучи, значит, сталкиваются своими раздутыми серыми боками, от этого в наэлектризованной атмосфере, попросту говоря – в небе, проскакивают молнии. Молнии, получается – это те самые электрические разряды.
Помимо молний, есть ещё и громовые раскаты, они тоже как-то связаны с той самой наэлектризованной атмосферой.
Н-да, слабоватое получается описание грозы, правда? Надо, наверное, добавить немного красок, литературных оборотов, в общем – расцветить как-то этот скучный текст.
Описание грозы. Начало. Что там у нас в начале? Вначале, как правило, тучи. Огромные, тяжёлые, свинцово-серые тучи. Они собираются, подтягиваются издалека с таким серьёзным видом, как будто планируют проводить саммит ООН … А если ещё ветер поднимется, то впечатление ещё сильнее – иногда даже на конец света похоже …
Молнии, конечно же, сверкать принимаются. Сперва чуть заметно, потихоньку, потом расходятся, их разряды уже заставляют приседать не успевших разбежаться прохожих. А в старых домах начинают мигать лампочки – проводка-то сто лет не ремонтирована …
Ну, и, само собой, никуда без грома. А как же? Сначала сверкает, потом громыхает. И многие честно начинают считать секунды между разрядом молнии и раскатом грома. Как будто что-то изменится, если ты узнаешь, что гроза, скажем … в пяти километрах!
А вообще может быть любым! Ведь она для всех разная, и для каждого своя. Для кого-то это досадная помеха на пути к важным делам – приходится прятаться, останавливаться, пережидать, а потом ещё вокруг мокро и грязно …
Для кого-то гроза – повод для воспоминаний детства, как бегали под дождём и кричали: «Дождик, дождик, пуще!», как шлёпали по лужам, не боясь ни заразы, ни простуд. А для кого-то гроза … ну, просто гроза! Ну, гремит, да, сверкает – и что? Пошумит и перестанет, делов-то! Слишком незначительное событие, чтобы обращать на его своё внимание. Своё драгоценное внимание … Оно ведь необходимо для того, чтобы решать важные-преважные дела …
Но, разве есть в природе что-то, менее важное, чем сила стихии? Что более прекрасное и завораживающее, чем потоки дождя, прорезываемые всполохами молний? Что-то более трепетное и чудесно-неземное, чем радуга? Никакие деньги и дела не смогут заменить красоты того, что создано высшими силами, поверьте!
Поэтому стоит иногда потратить совсем немного времени, подключить капельку фантазии, оживить в памяти детские воспоминания. И всё лишь для того, чтобы создать своё описание грозы, не похожее ни на чьё больше.
Придумать его только для себя, чтобы каждая гроза была для вас особенной, не такой, как для всех. Чтобы каждая гроза была ВАША, особенная. А не просто громовые раскаты, раскисшие дороги и прерванные планы.
Просто вспомните детство, когда каждая гроза была чем-то необыкновенным! Вспомните, каким тогда было описание грозы? Вспомнили? «Мааам, ты представляешь, так громыхало, что стёкла дрожали! А ветер такой дул, что деревья прямо до земли гнулись!
И молния как сверкнула, так прямо всё вокруг осветила! И дождь, дождь лил прямо как в джунглях, как будто тропический ливень!!»
Такого описания достойна не каждая гроза, а только особенная, настоящая … Так что каждый опишет грозу по-своему, сколько человек ни спроси. Только вот каждый ли захочет искать нужные слова?
Как грозу воспринимали творческие люди? Это люди необыкновенные и, скорее всего, воспринимали грозу особенно….пытались понять, как человеческая душа взаимодействует с огромным миром, как различные явления природы переживаются вместе с автором, его героем (или героями); почему писатель, рассказывая о каком-то одном явлении, говорит о жизни в целом, прежде всего о человеке, о его страхах и надеждах, об обновлениях души: —
Цель моей исследовательской работы — выявить особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева, проанализировав стихи «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь», «Неохотно и несмело…», сопоставив их со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Гроза», рассказом И.С. Тургенева «Бирюк», В. Набокова «Гроза».
Объект исследования: картина К. Маковского
«Дети, бегущие от грозы», стихотворение М. Ю. Лермонтова «Гроза», В. Набокова «Гроза», стихи Ф. И.Тютчева «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело…», «Как весел грохот летних бурь»).
Проанализировать стихотворения Ф.И.Тютчева о весенней природе
Найти отличительные черты образа грозы в поэзии Тютчева, Лермонтова, рассказе И.С.Тургенева.
Выделить основные средства художественной выразительности для раскрытия исследуемого образа;
Выяснить, какое значение имеет образ грозы для поэтов и прозаиков.
Предмет изучения: поэтический образ грозы в лирике Ф. Тютчева, стихотворении М.Ю.Лермонтова «Гроза», рассказе И.С.Тургенева «Бирюк».
Материал для исследования: лирические сборники Ф. Тютчева, сборник И.С.Тургенева «Записки охотника», а также исследовательские работы, указанные в списке использованной литературы.
Гипотеза: Изображение грозы в поэзии Ф. И. Тютчева и М. Ю. Лермнтова и в прозе И. С. Тургенева и В. Набокова.
В работе использовались следующие методы: метод наблюдения, сравнения, анализа, сопоставления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ХII школьная конференция исследовательских работ обучающихся
Особенности образа грозы в поэзии Ф.И.Тютчева
Научный руководитель: Краснобаева Валентина Михайловна,
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Как грозу воспринимали творческие люди? Это люди необыкновенные и, скорее всего, воспринимали грозу особенно….пытались понять, как человеческая душа взаимодействует с огромным миром, как различные явления природы переживаются вместе с автором, его героем (или героями); почему писатель, рассказывая о каком-то одном явлении, говорит о жизни в целом, прежде всего о человеке, о его страхах и надеждах, об обновлениях души: —
Цель моей исследовательской работы — выявить особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева, проанализировав стихи «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь», «Неохотно и несмело…», сопоставив их со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Гроза», рассказом И.С. Тургенева «Бирюк», В. Набокова «Гроза».
Объект исследования: картина К. Маковского
«Дети, бегущие от грозы», стихотворение М. Ю. Лермонтова «Гроза», В. Набокова «Гроза», стихи Ф. И.Тютчева «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело…», «Как весел грохот летних бурь»).
Найти отличительные черты образа грозы в поэзии Тютчева, Лермонтова, рассказе И.С.Тургенева.
Предмет изучения: поэтический образ грозы в лирике Ф. Тютчева, стихотворении М.Ю.Лермонтова «Гроза», рассказе И.С.Тургенева «Бирюк».
Материал для исследования: лирические сборники Ф. Тютчева, сборник И.С.Тургенева «Записки охотника», а также исследовательские работы, указанные в списке использованной литературы.
В работе использовались следующие методы: метод наблюдения, сравнения, анализа, сопоставления.
Гроза, грохот, гром, ужас, страх, испуг — слова близкие по значению, но воспринимает их каждый человек по-разному. Кого-то пугает слово гром, кто-то, услышав это слово, испытывает необыкновенное чувство. Гроза… кто-то с наслаждением бежит на улицу, постоять под дождем, послушать этот звук, рёв. А кто-то с испугом мчится домой, закрывая за собой плотно дверь.
А вот как интересно грозу воспринимали творческие люди, поэты например? Это люди необыкновенные и, скорее всего, воспринимали грозу особенно….пытались понять, как человеческая душа взаимодействует с огромным миром, как различные явления природы переживаются вместе с автором, его героем (или героями); почему писатель, рассказывая о каком-то одном явлении, говорит о жизни в целом, прежде всего о человеке, о его страхах и надеждах, об обновлениях души.
Цель моей исследовательской работы — выявление особенностей образа грозы в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева, проанализировав стихи «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь», «Неохотно и несмело…», сопоставив их со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Гроза», рассказом И.С. Тургенева «Бирюк», рассказом В. Набокова «Гроза».
Объект исследования : стихотворение М. Ю. Лермонтова «Гроза», рассказ В.Набокова «Гроза», рассказ И.Тургенева «Бирюк», стихи Ф. И.Тютчева «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело…», «Как весел грохот летних бурь…»
- Проанализировать стихотворения Ф.И.Тютчева о весенней природе
- Найти отличительные черты образа грозы в поэзии Тютчева, Лермонтова, рассказе И.С.Тургенева и рассказе Набокова
- Выделить основные средства художественной выразительности для раскрытия исследуемого образа;
- Выяснить, какое значение имеет образ грозы для поэтов и прозаиков.
Предмет изучения : поэтический образ грозы в лирике Ф. Тютчева, стихотворении М.Ю.Лермонтова «Гроза», рассказе И.С.Тургенева «Бирюк», рассказе В.Набокова «Гроза».
Материал для исследования : лирические сборники Ф. Тютчева, сборник И.С.Тургенева «Записки охотника», а также исследовательские работы, указанные в списке использованной литературы.
Гипотеза: Изображение грозы в поэзии Ф. И. Тютчева и М. Ю. Лермнтова и в прозе И. С. Тургенева и В. Набокова.
Нет, моего к тебе пристрастья
Я скрыть не в силах, мать-земля!
Ф.И.Тютчев
Гроза-гром и молния
С чем часто у нас ассоциируется слово «гроза»? Я задавала этот вопрос родителям, одноклассникам. В их ответах были такие слова: это гром, молния, страх, явление природы иногда с тяжёлыми последствиями.
Я решила обратиться к толковому словарю Даля и узнать, какое значение имеет
слово «гроза». Гроза – гром и молния, а также опасность, беда, бедствие.
В научной литературе гроза́ – атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды – молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра.
Гроза относится к одним из самых опасных для человека природных явлений, по количеству зарегистрированных смертных случаев только наводнения приводят к бо́льшим людским потерям.
Образ грозы неоднократно встречается в произведениях различных
поэтов и писателей, живших в разное время. Наиболее яркое описание грозы мы встречаем в произведениях М. Ю Лермонтова, В. В. Набокова, А. П. Чехова, И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева.
Прочитав внимательно «Записки охотника» Тургенева, рассказ «Гроза» Набокова, стихотворения Лермонтова, я пришла к выводу, что понимание грозы у всех разное.
Это зависит от фантазии, наблюдательности, от внутреннего мира писателя.
Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихи Тютчева о пленительной русской природе. Природа в его стихах всегда одухотоворена:
Не то, что мните вы, природа —
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
«Душу» природы, ее жизнь поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях С удивительной художественной наблюдательностью и любовью очеловечивая жизнь природы, Тютчев создал незабываемые поэтические картины осени первоначальной, весенней грозы, летнего вечера, утра в горах. Прекрасным образом такого глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури:
Как весел грохот леших бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь.
И опрометчиво-бездумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава, задрожит
Широколиственно и шумно.
Все в природе представляется поэту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним «понятным сердцу языком».
С самого детства в нашу жизнь входит удивительная, завораживающая чистотой чувства, ясностью и красотой образов поэзия Федора Ивановича Тютчева
С детских лет с нами стихи Федора Ивановича Тютчева. Я еще не умела читать, но уже знала наизусть:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
В России все — от мала до велика — знают это стихотворение. Строки стихотворения “Весенняя гроза”, его образы и его звучание слились для меня с образом и звучанием весенней грозы, стали ее выражением. Оно давно стало наиболее емким и поэтически точным выражением грозы над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России.
Я пришла к выводу, что мировосприятие Тютчева радостное, и основной чертой в изображении грозы поэтом появляется культурный комментарий.
Действительно, гром не страшный: эта гроза как бы репетиция перед бушующими летними грозами. И поэтому гром гремит, как бы «резвяся и играя». После «молодых раскатов» «дождик брызнул». Не ливень обрушился, не потоки низвергнулись, просто «дождик брызнул», «пыль летит». Вся картина удивительная прозрачная и светлая.
Гром грохочет не в сумрачном, хмуром, закрытом облаками небе, он «грохочет в небе голубом». Гром здесь не устрашает, а радует, раскаты его не грозовые, не пугающие своей сумрачностью и внутренней силой, а «молодые», раскрепощенные, обещающие. Это праздник синевы и солнца. И первое слово стихотворения – самое сильное, ласковое, обволакивающее душу надеждой и верой, самое сокровенное и желанное – «люблю». «Люблю грозу» и уточняющее – «в начале мая» – звучит не календарно, а непреднамеренно-празднично, зазывно, обещающе, зелено, светло, молодо»
Стихотворение “Весенняя гроза” по праву называют классическим. Оно выдержало труднейшее испытание временем и осталось живым произведением русской поэзии.
Позитивно и негативно окрашенные слова
Действительно, у Тютчева необычная гроза. Ведь в других произведениях рассказ о грозе начинался с набухающих дождем туч, с низкого неба, у нас было чувство страха, ужаса. Здесь же все по-другому. Строки, доказывающие легкость, радость в описании грозы (Резвяся и играя, в небе голубом, раскаты молодые, дождик брызнул:)
В стихотворении «Неохотно и несмело» Ф. И. Тютчев изображает постепенное приближение грозы с помощью олицетворения: солнце «смотрит», земля «принахмурилась». Затем поэт перечисляет явления, которые видит и чувствует: порывы тёплого ветра, гром, начинающийся дождь. Этим точным перечислением автор передаёт изменения в природе. Описание соответствует тому, как приближается гроза в природе.
Образ грозы у Ф. И. Тютчева очень оригинален и непохож на образ грозы,запечатл ё нный в творчестве М. Ю Лермонтова, В.Набокова, И.С.Тургенева, потому что лирический герой Ф. И.Тютчева воспринимает это природное явление как позитивное.
Для того чтобы понять, в чём состоит это отличие, я сделала сопоставительный анализ указанных произведений. В выбранных текстах я определила позитивно окрашенные и негативно окрашенные слова.
Позитивно окрашенные слова
Негативно окрашенные слова
М. Ю. Лермонтов «Гроза»
Ревёт, тёмная бездна, хлещет, тревожной молнии змея, тревожный рой
В. Набоков «Гроза»
Тусклой темноте, душная мгла, отдаленный гром, Громовержец, седой исполин, грозовой огонь
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»
Люблю, резвяся и играя, раскаты молодые, дождик, перлы дождевые, солнце нити золотит, поток проворный, вторит весело
Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело»
Солнце (ключевое слово, встречается 2 раза – в начале и в конце стихотворения), ветра тёплого порывы, зеленее, солнце, сиянье
Неохотно, принахмурилась, туча, пыль летит вихрем, раскаты сердитей
«Как весел грохот летних бурь»
Весел (ключевое слово, оно задаёт тон всему стихотворению)
Нахлынувшая тучей, смутит, опрометчиво-безумно, тревожно ропщут, внезапная тревога
Тревожно шевелились и лепетали, душный жар, влажным холодом; сильный ветер загудел,
У Лермонтова, Набокова, Тургенева мы можем отметить традиционно негативное восприятие грозы.
Тютчев в своих стихах выражает восторг, восхищение грозой. «Гроза у Тютчева дается во всей реальности, чувственной – зрительной и слуховой – непосредственности, и все же это не только образ грозы. Это одновременно образ молодости, весны жизни, взволнованности, обновления, бодрости творческого духа, мира озаренного, нового… Каждому человеку в каждую из весен его жизни стихотворение это скажет всякий раз новое и по-новому, вбирая в себя, в данный Тютчевым текст всю биографическую и психологическую полноту восприятия этого человека».
И, напротив, в рассказе Набокова «Гроза» герой видит дикое, бледное блистание летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц. Грохот за грохотом ломал небо.
Рассказчик во время грозы чувствует себя неуютно: «не видел ни зги», «кое-как приютился к высокому кусту», «сгорбившись: ожидал терпеливо конца ненастья».
(Читаю строки первой пейзажной зарисовки: «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели: «. (И.И.Шишкин. Перед грозой.1884г.)
«Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями «.
Рассмотрим, чем отличаются эти описания. В первой части преобладают прилагательные-эпитеты. Присутствует цветовая гамма (цветовые слова), очерчены размеры предметов. Они придают красочность, яркость. В момент перед грозой природа выглядит относительно спокойно, ярче, все краски яркие.
Во второй части описания краски цвета исчезли, главное место занимают глаголы, передающие движение, динамичность этого явления. Гроза изображена страшной и величественной: автор несколько раз повторяет слово «внезапно» , подчеркивая, что это стихия, неподвластная и непонятная человеку.
Описание после грозы : («Дождик перестал. В отдалении ещё толпились тяжёлые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где тёмно-синее небо, звёздочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождём и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака).
Какую же роль играет образ-символ грозы?
Во-первых, «гроза» произойдет в доме лесника. Во-вторых, Бирюк — гроза леса.
В-третьих, он сам похож на грозовую тучу. Если рассказчик чувствует себя неуютно, то главный герой, наоборот, чувствует себя в своей стихии: «словно привидение», при вспышке молнии появляется высокая грозовая фигура лесника, его фигура, «словно выросла из земли», из тьмы. Несмотря на усиление грозы («белая молния осветила его с головы до ног», «дождик хлынул с удвоенною силою» ), он спокоен. Он так силен, что без труда «сдернул с места» испуганную лошадь, которая, в отличие от этого могучего человека, «шлепала по грязи, скользила, спотыкалась» , а он даже в конце этого сложного пути по грозовому лесу сохраняет спокойствие. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен.
Можно сделать вывод, что у Тургенева человек приближен к природе, он как бы является её составляющей.
Цвета грома. Цветопись в поэзии
Одним из способов воздействия поэзии на нас, читателей, является цветопись. Мне удалось определить, какие цвета используют М. Ю. Лермонтов, М. А. Шолохов, М. А. Булгаков, Ф. И. Тютчев, И.С,Тургенев при описании грозы.
Источник