Неопустившегося за горизонт солнца ни золотого плеса
Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:
— правописание проверяемых безударных гласных;
— правописание непроверяемых безударных гласных;
— правописание окончаний прилагательных и причастий;
-написание сложных прилагательных;
— написание н-нн в прилагательных и причастиях;
-написание о-е после шипящих;
— написание -тся — ться в глаголах;
— написание не-ни в местоимениях.
— запятая при однородных членах предложения;
— запятые в сложных предложениях;
— запятые при обособленных членах предложения;
— запятые при сравнении.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:
— синтаксического разбора предложения;
— фонетического разбора слова;
-разбора слова по составу;
Критерии оценки знаний учащихся
• «5» – за работу, в которой нет ошибок.
• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
«5» — безошибочное выполнение всех заданий;
«4» — если учеником выполнено все задания с небольшими погрешностями;
«3» — выполнил не менее з-х заданий с негрубыми ошибками;
«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
Солнце, похожее на золотое блюдце, остановилось, одним своим краем упираясь в далёкую черту горизонта. Словно красивая ткачиха, разбросавшая золотую пряжу свою, солнце, уходя на покой, собирало тучи. От этого переменчивой и чарующей была степь. Травы катились вдаль, как морские волны, лучи заходящего солнца играли на них тысячами цветов. Тучи покрывали степь то лёгкой позолотой, то ярко-красным тончайшим шёлком, то мельчайшей пылью, то полупрозрачным сиреневым платком. Безбрежная, необъятная степь походила на океан, и казалось, что этому океану нет ни конца, ни начала. И вот уже океан стал тёмно-синим, вот он нахмурился, и волны трав, раскрашенных последними лучами солнца, стали едва заметными в густеющем тёплом мареве сумерек. Тёмно-синее море стало чернеть. Тоненький краешек солнечного диска, как дорогой расплавленный металл, засиял на тёмном рубеже горизонта. Он становился всё меньше и меньше и вдруг как-то быстро исчез. Алая заря закрыла всю западную половину неба, заиграла роскошными красками, потом улеглась, померкла, зеленоватое покрывало раскинулось на её месте, а сумерки надвинулись, и яркими чёрными силуэтами, словно нарисованные, стали выделяться деревья, горы. Пришёл тихий июльский вечер.
(170 слов) (По С. Сейфулину)
1.Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их.
2. Выполнить фонетический разбор слова:
Упираясь — 1-й вариант деревья — 2-й вариант
3. Разобрать слова по составу:
Разбросавшая, тончайшим, казалось — 1-й вариант
Заходящего, мельчайшей, упираясь — 2-й вариант
4. Сделать синтаксический разбор предложения:
Безбрежная, необъятная степь походила на океан, и казалось, что этому океану нет ни конца, ни начала. – 1-й вариант
И вот уже океан стал тёмно-синим, вот он нахмурился, и волны трав, раскрашенных последними лучами солнца, стали едва заметными в густеющем тёплом мареве сумерек. — 2-й вариант
Источник
Неопустившегося за горизонт солнца ни золотого плеса
Алексей Михайлович Ремизов
Звонит тюремный колокол. Всполыхнулось сердце, подняло на ноги. Я вскочил и одеваюсь.
Я не отдаю себе отчета: куда и зачем?
Я чувствую то же, что однажды в детстве. И я вспоминаю, как однажды ночью в наш дом привезли Иверскую — икону, я спал, и вдруг меня разбудили.
Надзиратель выводит меня на тюремный двор.
Искристо-тихая морозная ночь. Сонными желтыми огнями горит тюрьма.
Я хожу по кругу. И не могу проснуться.
Однажды ночью в наш дом привезли Иверскую — икону. Тогда я был совсем маленький, спал с зайчиком. Я прикладывался к иконе, и зайчик прикладывался. Потом игрушку куда-то закинули. И у меня нет больше игрушки.
Прищурившись, фонари следят за мною.
Бледно-оловянный свет — непробудные сумерки.
Или на воле снег идет, или солнце больше не светит?
Надзиратель открывает форточку в моей двери.
Тихо в тюрьме. Где-то чуть слышно читают молитву: Отче наш.
Внизу против меня камера раскрыта. У двери стоит на коленях старик арестант, трясутся его старые руки.
Кто-то закашлял. Кто-то заплакал.
Да это ветер. Мой сторож-ветер.
Кончилась молитва. Захлопнули форточку. И глухо застучало по трубам. А мне все виделся старик арестант у своей раскрытой двери — тряслись его руки. И я почувствовал, как где-то под одним кровом со мною словно зверь проснулся.
Зверь проснулся. Ни света ему, ни простора. Давят стены, задыхается сердце.
Ломает зверь когти — непокорный зверь.
А мимо двери по коридору, смеясь, звенят кандалы.
«Белые голуби — мои надежды и мои мечты — не покидайте меня! В одинокие часы моих ночей вы прилетали под мою кровлю. Сдружились со мною. Наворковали мне о счастье. Шелестом крыльев отгоните тоску, огонек раздуйте, засветите мне свет. Белые голуби — мои надежды и мои мечты — не покидайте меня!»
Камера — нора. Побуревшие, перегорелые от нечистот и насекомых нары. Серая в пятнах постель. Качающийся черный столик. Качающаяся черная табуретка с чуть заметным цепляющим-ся гвоздиком. Обгрызанная, истертая ложка в углу за образком. Узенькое продолговатое окно, густо замалеванное белилами. За двойною рамой снаружи железный щит.
Под потолком жестяная, липнущая от проливаемого керосина лампочка с косящим огоньком.
От нар и ложки за образком робкая, забитая тень.
С сыростью и испарениями весеннего вечера проникают ко мне через липкие стены долгие тюремные песни.
И летит, высоко уносится песня.
И кажется мне, она вылетает на кровлю, и падает там на белую грудь облаков, и катится к черной ограде теплого неба, где родится весна, где роятся слезинки первых листочков и ткутся узорные ткани цветов.
«Песни, много в вас тайны. Когда вы несетесь, образы мчатся за вами. Я вижу тех, кого нет, и тех, кто далеко теперь, и тех, кто еще не жил на свете, но кого я желаю»
Песня волнуется, песня играет, песня горит.
«Песни, много в вас тайны. Как они близко, ваши спутники-образы! Я вижу живыми и тех, кого нет, и тех, кто далеко теперь, и тех, кто не жил на свете, но кого я желаю. Они мне протягивают руки и, как сон, убегают».
Кто-то окрикнул. И песня, как птичка, спорхнула.
Монотонно позвякивая шашками и стуча сапогами, ходят по коридору часовые, как мои тюремные дни, позвякивая шашками и стуча сапогами.
— Отчего темно так? — спросил я в первый день у моего дежурного.
— Темно,- дежурный мнется,- а потому темно, что тут днем ли, ночью одна цена: такое уж строение. Поправил дежурный лампочку и вышел. А когда в полдень я спросил его:
— Отчего не светает?
Он посмотрел на меня как-то не то сурово, не то жалеючи:
— Эх, барин, много тут греха было! Днем ли, ночью — одна цена: темно. Гимназист один на третьи сутки повесился.
И опять ушел. И стало еще темнее.
А сегодня в мое окно пробрался солнечный луч: сначала один, потом другой, потом третий.
«Золотые лучи, вы с воли, вы грели подснежник, вы горели на храмах, вы играли на улицах, вы бродили в лесу и выгоняли из норок зверей,- все, к чему прикоснетесь, все оживает. Согрейте меня!»
Но и лучи меня покидают.
По-зимнему лампа горит.
А где-то близко у тюремных каменных стен распускается первая робкая травка. А где-то там за стеною, за полем, у моего дома, перед моим окном, бузина зацветает.
Я не знаю, живу или нет?
— Сегодня дочку похоронил! — сказал мне, забыв инструкции, исполнительный, обыкновен-но отмалчивавшийся, надзиратель-подстарший.
Знать, сильно схватило, забыл он свои инструкции.
Молоденький такой солдатик, усы так чуть-чуть.
— Что такое? — спрашиваю растерянного солдатика.
— Мочи нет, хоть в Турцию бежать: жизнь каторжная!
Татарин один, уборщик коридора, пометет-пометет и остановится, станет как вкопанный, замрет весь: два года просидел, еще год сидеть.
— Лошадь украл, и не нарочно, а так произошло!
Цыган-кандальник все песни поет под моей дверью. Поет цыган, кандалами пристукивает, а в голосе такая тоска.
— Сахарцу, барин, пришлите с Авдеевым. Авдеев — арестант, прислуживающий в секретной. Сахар посылается.
— Цыган весь ваш сахар проиграл,- докладывает вечером Авдеев.
А на следующий день старая песня:
— Сахарцу, барин, пришлите с Авдеевым.
Есть в тюрьме дети. Отец с собою в тюрьму взял свою пятилетнюю девочку.
Глазенки печально смотрят — не улыбнется она, а личико бледненькое, зеленоватое.
Отец возьмет девочку на руки и носит по коридору, занимает ее,баюкает цепным звоном. И понесет он ее на вечную каторгу, понесет на руках, которыми зарезал чужого ребенка.
Все, что живет за моею дверью, идет ко мне, держит меня, сживается со мною, просит о помощи.
Но как помочь и чем помочь? Кто им поможет?
И в ответ только мыши скребутся, то ласково-тонко, словно понимают, то со злостью, словно готовы перегрызть тебе горло.
Все камеры заперты.
Ожидание томительное, как перед приговором.
Изредка вырвется смех и куда-то забьется.
Из конца в конец одиноко и глухо ходят часовые.
Надсаживая грудь, кто-то закашлял.
И ударили в колокол.
Тюремный колокол зазвонил к заутрене.
Гул и звон и здесь и там, и близко и далеко,- гул и звон: Христос воскрес!
Глубокий вздох и тяжелый стон идут по стенам и где-то в глубине тюрьмы вдруг рассекают камни: Христос воскрес!
Из глубины железных рам светится в тюрьму ясный взор. И чудятся легкие шаги.
Далеко за тюрьмою перезванивают к обедне.
Мне приснилось, я сидел у окна. Выходило окно в беззвездную ночь.
За стеною возились какие-то дети.
И вся моя жизнь проходила предо мною с нехорошим искаженным лицом.
Бесшумно раскрылась дверь.
Вошел высокий седой старик.
И сливались наши глаза в мучительном взгляде. И кровь в моих жилах закипала. Закипала и стыла.
Старик перебирал губами, бормотал что-то.
А я от ужаса и тоски хотел биться о стену и грызть камень.
И, тихо звякнув, упал к моим ногам короткий нож.
Я поднял нож, прижал его к сердцу, холодный.
И ждал рассвета.
За стеною возились какие-то дети.
— Вставай, дежурный! Надзиратель, вставай! Пора по камерам, дежурный! — гремя ключами, прошел старший.
И ударил тюремный колокол.
Бесцельно хожу взад и вперед.
Мне холодно и темно. А там на свободе все в зелени. По ночам долетают стуки и крики взбурлившейся жизни.
Но часто мне кажется, выжгло солнце человеческий род, и только я спасся в тюрьме.
Источник
Правописание безударных гласных в корне слова (стр. 5 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
(Не) взирая на многочисленные привилегии, он со всеми вел себя просто, без надменности.
(По) середине озера высился большой, поросший соснами остров.
Нелегко находиться (в) заключени.. несколько лет.
Хозяин дома не спеша вышел (на) встречу гостям.
(В) продолжени.. книги эти герои дважды вступают в схватку друг с другом (во второй части книги).
Пианист играл вдохновенно, закинув голову, (не) смотря на клавиши.
(имя, фамилия) (класс)
39-40. Правописание союзов. Раскройте скобки.
Что (бы) Плюшкин ни находил, он все тащил к себе.
Кукушка хвалит петуха за (то), что хвалит он кукушку.
Он пришел вовремя; я то (же) не опоздал.
Железная дорога находилась далеко от (того) места, где они начинали свой путь.
Ты очень громко разговариваешь, от (того) и не слышишь других.
То (же) самое случилось и с нами.
Почтальон принес газеты, а так (же) письма.
Заячьи следы заворачивали за (то) дерево.
Что (бы) мне сделать, что (бы) они помирились.
Он то (же) приедет вечером.
Что (бы) она ни делала – все выходило у нее красиво.
Павел исчез за дверью так (же) внезапно, как появился.
Прибыл он за (тем), что (бы) продать леса.
Она то (же) подошла к Павлу.
Разные цветы раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру.
В то (же) мгновенье из-под куста выскочил заяц.
Мы ехали два часа, при (том) по хорошей дороге.
Он очень устал, (за) то окончил работу вовремя.
То (же) самое наблюдали и мы.
Что (бы) они ни говорили, мы сделаем по-своему.
Он то (же) выполнил это задание.
Он показал хорошие результаты на олимпиаде. Так (же) удачно он выступил и на чемпионате мира.
Мышка спряталась за (то) растение.
И (так), она звалась Татьяной.
Я все сделал так (же), как и он.
Что (бы) написать ему в письме
Они высадились на берег, что (бы) облегчить лодку.
Днем, так (же) как и ночью, было полно комаров.
В кухне громко разговаривали. Так (же) громко звучала музыка из гостиной.
Что (бы) ни случилось, он всегда придет на помощь.
Мне рассказали то (же) самое.
Официант принес две чашки, так (же) он принес несколько ложек.
Я выполнил лабораторную работу, за (то) не успел сделать уроки.
Чужой человек стал Ниловне (так) же близок и дорог, как ее родной сын, он (то) же стал ей родной – по духу.
Поэт сам противопоставляет себя толпе, и (по) этому он одинок.
Родина для Блока связана с образом жены, возлюбленной, суженой, но в (то) же время это и неукротимая цыганка.
Замятин предсказал развитие тоталитаризма в мире, но предвидел он (так) же и то, что лучшая часть человечества никогда не смирится с попранием человеческого естества.
Что (бы) ни делала, что (бы) ни читала Саша, тотчас же ему рассказала.
Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел.
Выступление содержательное и при (том) интересное по форме.
Сегодня то (же), что вчера.
По (чему) ты на меня сердишься?
От (чего) помогает это лекарство, от боли в горле или от насморка?
От (того), что ты прочтешь в этом объявлении, все равно ничего не зависит.
Эксперимент был проведен удачно, при (чем) впервые.
При (том) издательстве имеется небольшая типография.
При (чем) здесь он со своими претензиями?
(имя, фамилия) (класс)
41-43. Правописание частиц НЕ, НИ (впишите верную букву)
Дожди шли, (н.. ) прекращаясь (н.. ) днем (н.. ) ночью. В поле (н.. ) колоска. В кинотеатре я был (н.. ) один. Какие только мысли (н.. ) одолевали меня! Как (н.. ) трудно, дело выполни. (Н.. ) раз ему становилось страшно. Как (н.. ) напрягал Алеша слух, он (н.. ) мог разобрать (н.. ) одного слова. (Н.. ) ведал он хорошенько (н.. ) дохода, (н.. ) расхода своего. Можно было пройти по всему дому и (н.. ) встретить (н.. ) души. Кто (н.. ) знает роман Пушкина «Евгений Онегин»! (Н.. ) один Печорин любовался хорошенькой княжной. Предрассудки (н.. ) истребят (н.. ) годы, (н.. ) моды, (н.. ) пожары. Как ты (н.. ) вертись, я тебя одолею. Кто только (н.. ) бывал в доме Горького! Он (н.. ) мог (н.. ) пойти туда. (Н.. ) петухи, (н.. ) лай собаки, (н.. ) скрип ворот (н.. ) могли вывести его из столбняка. Куда только (н.. ) заходит наш брат охотник! Как (н.. ) старались крестьяне, а всё дело (н.. ) клеилось. Он (н.. ) разу (н.. ) помог мне. (Н.. ) опустившегося за горизонт солнца, (н.. ) золотого плеса (н.. ) замечал юный охотник. Откуда (н.. ) возьмись, налетел ветер. Как (н.. ) удивительно, она все-таки справилась с этим. Меня (н.. ) раз спрашивали об этом. Куда мы только (н.. ) заезжали! Какие только мысли (н.. ) одолевают! В поле (н.. ) былинки. Куда (н.. ) посмотри, всюду разруха. Он (н.. ) мог (н.. ) слышать этот крик. Мы шли, пока окончательно (н.. ) устали. В кинотеатре я был (н.. ) один. Какие только мысли (н.. ) одолевали меня! Какие бы мысли (н.. ) одолевали, я был спокоен. У меня (н.. ) было одежды, которую было бы (н.. ) жалко трепать в непогоду. Нельзя (н.. ) восхищаться плачем Ярославны, его красотой и глубоким смыслом. Какая бы (н.. ) была среда, человек несет ответственность за свои поступки. Нет у Аркадия (н.. ) высоких идеалов, (н.. ) убеждений. Как только мы (н.. ) уговаривали наших друзей! Беликов против всего нового, он боится, как бы чего (н.. ) вышло, как бы (н.. ) дошло до начальства!
(имя, фамилия) (класс)
44-50-1. Правописание НЕ с различными частями речи. Раскройте скобки.
(Не) обладающий тактом, (не) ожиданность, (не) слушая докладчика, полы (не) покрашены, (не) смотря на обиду, вовсе (не) продуманное решение, никому (не) нужная встреча, знак (не) равенства, афиши (не) расклеены, (не) высокий забор, (не) смотря по сторонам, идти (не) спеша, вовсе (не) трудовые доходы, (не) дающий ответа, (не) мощеная дорога, (не) заметно отошли, далеко (не) легкое дело; дорога (не) ровная, но короткая; (не) проверенные тетради, (не) долюбливать, (не) вступивший в силу закон, вовсе (не) случайный промах, (не) быстрый темп, (не) задумываясь, дефекты (не) устранены, трава (не) скошена, никем (не) замеченные изменения, он (не) должен и (не) обязан, (не) выспавшийся ребенок, (не) большой участок, шел (не) торопясь, проявить (не) терпеливость, кони (не) напоены, был он (не) блондин и (не) брюнет, никем (не) решенная задача, (не) умеющий читать, (не) образованные люди; вопрос (не) решен; (не) громкий, а тихий зов; (не) заглядывая в будущее; (не) вернувшиеся с поля боя; (не) интересный тип; гордо и (не) спеша, (не) слушая оппонентов; (не) глубокая, но широкая река; ничем (не) оправданный поступок; (не) хоженные с давних пор тропы; известие (не) получено; (не) пойманная птица, (не) вышитый вовремя узор, (не) прикосновенная личность, (не) распечатанное письмо; (не) пожаренная хозяйкой рыба; (не) опознанный объект; (не) дающий ответа, всякие (не) ожиданности, (не) вспоминая о прошлом, выполнять (не) спеша, (не) долгое время, вовсе (не) трудовые доходы.
(имя, фамилия) (класс)
44-50-2. Правописание НЕ с различными частями речи. Раскройте скобки.
Туча, почти (не) двигающаяся с самого горизонта; работать (не) хуже других; (не) медля ни минуты; эта задача ему (не) под силу; (не) другу никто (не) рад; картофель (не) доварили и (не) досолили; новый друг (не) надежен; птица поворачивала, (не) долетая до земли нескольких метров; (не) подалеку от поселка; отец постоянно (не) доедал; повинуясь ничем (не) победимому зову природы; проснулась она (не) поздно и (не) рано; совершенно (не) заинтересованный взгляд; кажется нисколько (не) разнообразной; (не) ярко, но отчетливо отражаться; едва ли (не) сто лет пробыл на чужбине; человек (не) многословный и простой; это было (не) избежно (не) счастьем для корабля.
(имя, фамилия) (класс)
51-54-1. Правописание сложных слов. Слитно, раздельно, дефис.
(Авиа) билет, (ракето) строение, (агро) мелиоратор, (жил) управление, (электр..) фикация, (втор) сырье, (капитан) лейтенант, (экс) рекордсмен, (держи) морда, (любишь) (не) (любишь), (виц) мундир, (вице) канцлер, (био) (теле) метрия, (микро) флора, (ампер) метр, ( мульти) вибратор, (мини) юбка, (авто) база, (миро)ощущение, (дно) очиститель, (музей) квартира, (картофеле) заготовки, (аэр..) (фото) съемка, (авто) и (мото) пробег, (авиа) линия, (гидро) механика, (зоо) психология, (аэр..) порт, (кино) (фото) ателье, (миро) воззрение, (радио) волны, (контр) пропаганда, (нео) дарвинизм, (свето) и (водо) лечебница, (перекати) поле, (гос) страх, (врем..) провождение, (тысяч..) летие, (дет) ясли, блок (пост), (кресс) салат, (вакуум) насос, (дизель) мотор, (пресс) папье, (пресс) центр, (грамм) молекула, (сем..) борье, (тонно) километр, (труд. ) час, (социал) демократ, (культ) товары, (обер) кондуктор, (сорок..) ножка, (хлеб) соль, (контр) адмирал, (премьер) министр, (штаб) офицер, (рок) музыка, (чудо) рыба, (сем..) (десят..) (пят..) летие, (электр. ) станция, (северо) запад, (экстра)класс, (гряз..) лечебница, (кров..) творение, (сем. ) ножка, (контр) агитация, (дальн. ) зоркость, (книг..) хранилище, (велик..) мученик, (бронх..) пневмония, (норд) вест, (блок) схема, (гипер) функция, (гори)цвет, (кресло) кроватъ, (лже) наука, (ультра) фиолет, (супер) тариф, (школа) интернат, (физкульт) привет, (экстра) класс, (траги) комедия.
(имя, фамилия) (класс)
51-54-2. Правописание сложных слов. Слитно, раздельно, дефис.
(вагоно) строительный, (газетно) журнальный, (светло) желтый, (желто) глазый, (горно) добывающий, (физико) математический, (радио) любительский, (экстра) ординарный, (глубоко) уважаемый, (древне) греческий, (быстро) растворимый продукт, (вечно) зеленые растения, (общественно) политический, (водно) солевой, (дико) растущий, (мало) интересный фильм, (крупно) калиберный, (национал) демократический, (ослепительно) яркий, (легко) раненый боец, (садово) огородный, (бело) каменный, (научно) обоснованный, (стале) литейный, (медико) биологический, (научно) исследовательский, (особо) точный прибор, (промышленно) развитый, (научно) популярный, (народно) хозяйственный, (бледно) лицый, (молочно) кислый, (вечно) зеленые в этой местности кустарники, (латино) американский, (кредитно) денежный, (общественно) полезный, (ниже) изложенный материал, (кроваво) красный, (быстро) растворимые в воде вещества, (мало) исследованная область, (стале) литейный, (морально) устойчивый, (конно) гвардейский, (бело) снежный, (мясо) молочный, (низко) калорийный продукт, (первобытно) общинный, (слабо) устойчивый к вирусам, (ясно) видящий, (ясно) выраженный, (северо) кавказские народы, (Северо) Казахстанская область, (западно) европейская культура, (полутор..) годовой, (сорок..) ведерный, (тысяч..) головый, (Западно) Сибирская возвышенность.
Источник