«Эксклюзивная Разгадка Всего За Смешные Деньги». Вышел новый роман Виктора Пелевина — о молодой женщине в поисках вечности
Не знаю, какие вибрации улавливает Виктор Пелевин, но в чутье ему не откажешь. От него каждый год ждут литературного переосмысления новостной повестки, некой квинтэссенции сегодняшнего дня,+ завернутой в вечность. В год пандемии, которую невозможно было предсказать, Виктор Олегович сделал ход конем — написал роман о вечности и заранее продумал кульминацию, в которую, как в универсальный разъем, встраивается любой новостной сюжет. Вселенная изобретательность своего Золотого уха оценила — и, как хороший соавтор, позаботилась о развязке подходящего масштаба. (Если коронавирус — всего лишь круги на воде, представьте, каков был камень.)
«Непобедимое солнце» — роман в романе. Часть внешняя, современная, строится как спонтанное путешествие москвички Саши Орловой, подаренное ей богатым папой на тридцатилетие. Часть внутренняя — древнеримская — отправляет нас в начало третьего века нашей эры, во времена правления императора Каракаллы и взросления жреца Солнца, юноши Вария Авита, ставшего позже императором Элагабалом.
Когда-то на горе Аруначала Саша пережила счастье встречи с танцующим Шивой. Верить в него она толком не верила, но следующие пять лет, медитируя, помнила, что ей сулили «особенный путь под личным руководством бога». Так что юбилейное «путешествие, которое опирается само на себя и не нуждается ни в чем другом» довольно быстро обретает для Саши смысл и конкретную цель. В Стамбуле на экскурсии по храму Святой Софии незадолго до превращения православного собора в мечеть (это прозорливый Пелевин тоже успеет зарифмовать с сюжетом романа) Саша знакомится с умной очаровательной дамой по имени Со и попадает на яхту AUrora, где Со и ее богатый муж Тим собирают небольшие разношерстные компании довольно любопытных молодых людей.
В начале романа мир еще живет по понятным законам, так что молодые люди разрабатывают анархистские эмодзи для айфона и носят футболки с логотипом «Goolag»
Собственно, разговоры на яхте под косячок — это и есть та злободневно-развлекательная часть романа, которую так ждут любители пелевинской сатиры. Корпоративные анархисты из Штатов продвигают «дезолоджи» — идеологию вместе с дизайном — продуманный идеологический дизайн, который «будет раскрывать себе навстречу человеческое сердце, а потом закачивать в это сердце культурный код, полезный для больших корпораций». В начале романа мир еще живет по понятным законам, так что молодые люди разрабатывают анархистские эмодзи для айфона и носят футболки с логотипом «Goolag», передавая привет курившим пятилетний план героям постсоветской «Жизни насекомых». Русский историк, затевая спор, от рассуждений об общем происхождении слов slave (раб) и славянин довольно резво доходит до мысли о том, что корпоративные медиа и Голливуд — главный и единственный легитимный источник зла на планете, и бодро критикует российские СМИ. Пожилая трансгендерная архатка (не спрашивайте) рассуждает о благородных истинах буддизма, ну и так далее.
Новые гендерные отношения и новая же лингвоэтика (фразу героини my pronouns are fuck/you точно стоит взять на вооружение), жаркое обсуждение умирающего патриархата и торжество умного феминизма, сатирическая история о судьбах России, составленная из «кликбейтных заголовков» узнаваемого крупного СМИ, шуточки над Гретой Тунберг и насмешливый разбор всех воспетых просветлений и медитаций разом (ведь они действуют по одной и той же схеме — «предлагают много разных табличек с надписью «Окончательная Эксклюзивная Разгадка Всего За Смешные Деньги»», а возле таблички «стоит лопата — и инструкция «копать сто лет»») — все это в романе есть. Но роль играет по большому счету декоративную и развлекательную — остроумные и актуальные высказывания и рассуждения о насущном для писателя не самоцель.
«Непобедимое солнце» — размышление о том, как создан мир, как дух и материя соединены друг с другом, как воспринимают нашу жизнь боги и что способны постичь люди
«Непобедимое солнце» не просто роман идей, как это обычно бывает у Пелевина, а скорее историко-философский роман одной Идеи об устройстве этого мира. Как только Саша Орлова встретит среди собранной на яхте молодежи парня, глубоко погруженного в римскую историю и в руках у героини окажутся две древние маски — Луны и Солнца — произойдет самое интересное. В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой (зачеркнуто), шагом воина и избранника богов войдет в роман будущий император Каракалла и начнется блестящая книга, которую Пелевин, судя по всему писал не год и не два. (Перекличка с Булгаковым только подчеркивает идею эха, которую Пелевин последовательно развивает в романе).
«Непобедимое солнце» — размышление о том, как создан мир, как дух и материя соединены друг с другом, как воспринимают нашу жизнь боги и что способны постичь люди. Идеи, которые Пелевин так или иначе обкатывал во всех предыдущих книгах, приобрели новую законченную форму и пришли к изящному общему знаменателю.
Историческое погружение в эпоху, а точнее, то, что сам Пелевин называет в романе некроэмпатией — когда «пытаешься понять какого-нибудь очень давно умершего человека, принимая его форму», ему тоже удалось. Римские сцены видишь так, будто героиня, надевая одной рукой древнюю маску, другой предлагает читателю VR-очки. Словом, философские и исторические части «Непобедимого солнца» подогнаны друг к другу плотно, как пролеты мраморной лестницы, по которой танцующий для богов мальчик сходит в Аид в одной из самых ярких сцен. И вообще роман так ладно устроен, так не по-пелевински сюжетен и динамичен, что уже упомянутую авторскую цитату «Окончательная Эксклюзивная Разгадка Всего За Смешные Деньги» можно смело выносить на обложку, причем без всякой иронии.
Возникает закономерный вопрос: что же, Пелевину удалось написать свой новый лучший роман? Почти.
Грабли, на которые он наступает практически каждый год, все-таки привязаны к его писательским ногам теми же прочными нитями, что и великие идеи. Пелевина опять подводит главный герой. Хотя в «Непобедимом солнце» впервые появляется главная героиня, причем не карикатурная, а весьма обаятельная, искренняя, вскормленная, видимо, тем сочувствием к феминизму, которое проскакивало в «iPhuck10», — одного сочувствия недостаточно, чтобы превратить персонажа в героя. Возникшая из ниоткуда Саша Орлова, о бойфрендах которой мы знаем больше, чем о ней самой, частенько бывает схематична и неправдоподобна. Давно ли вы встречали обеспеченную тридцатилетнюю москвичку без особых занятий, которая направо и налево цитирует Гребенщикова, «Сплин» и Земфиру, к месту и не к месту поминает Сталина, ностальгирует по запахам пионерлагерной столовки, а чтобы организовать поездку в Стамбул, звонит в «знакомую турфирму».
Жаль, что Виктор Олегович, добровольно-принудительно отрезанный от своей аудитории, не может спросить на страничке в фейсбуке, станет ли героиня, попивая зеленый чай, думать о своем месте в мире словами Саши Васильева: «Какой-то старик спит и видит таблицу, и в этой таблице я между бором и литием». Ему бы тут же накидали в комментариях песен, фильмов и книг, из которых на самом деле складывается культурный код поколения девяностых, и Саша Орлова стала бы ближе к реальности. А так роман, будто бы написанный тридцатилетней обеспеченной блондинкой, думающей, что она Пелевин-буддист-философ, все равно оборачивается текстом 58-летнего Пелевина, решившего, что он разбирается в молодых женщинах.
Давно ли вы встречали обеспеченную тридцатилетнюю москвичку без особых занятий, которая направо и налево цитирует Гребенщикова, «Сплин» и Земфиру?
И все-таки, по сравнению с картонными хипстерами из «Любви к трем цукербринам» и схематичными представителями офисного планктона из прошлогоднего «Искусства легких касаний», которых четверокурсники журфака на семинарах заклеймили дружным «не верю», девушка Саша вполне себе живая и чувственная. Пелевин даже проявляет по отношению к ней несвойственную для себя чуткость и прячет романтику и нежность между фигурами умолчания и вербальными описаниями эмодзи. Эта едва уловимая деликатность, разлитая, благодаря Саше, по всему тексту, смягчает и очеловечивает весь роман.
Ну и главное про тридцатилетних Пелевин, пожалуй, понял: повзрослело поколение, которое не боится спрашивать. Саша не стесняется не знать. Столкнувшись с чем-то впервые, она пожмет плечами и спросит у того, кто, по ее мнению, может разбираться, — от «гугла» до бога. Это естественное право задавать вопросы и получать ответы, доступное прежде только жрецам и цезарям, дает колоссальную свободу. И позволяет менять этот мир, разрушая старый порядок и создавая мир заново.
Источник
Роман Виктора Пелевина «Непобедимое солнце» поступил в продажу в трех форматах
МОСКВА, 27 августа. /ТАСС/. Новый роман Виктора Пелевина «Непобедимое солнце» о девушке, которая на пороге тридцатилетия отправляется путешествовать в поисках себя, поступил в продажу в бумажном, электронном и аудиоформате. Об этом сообщает в четверг издательство «Эксмо».
«В издательстве «Эксмо» и крупнейшем сервисе электронных и аудиокниг в России и странах СНГ «ЛитРес» выходит новый роман Виктора Пелевина «Непобедимое солнце». Это многослойная история о сущности окружающего, мимолетности времени и его условности, о влиянии прошлого на настоящее и о том, что будущее формируется здесь и сейчас», — рассказали в пресс-службе.
Героиней романа становится дочь московского макаронного олигарха, которая в честь своего тридцатилетия отправляется путешествовать. Она побывает в Турции и на Кубе, в древних храмах, а также своими глазами увидит закат и восход Sol Invictus (непобедимое солнце) — последнего дохристианского божества Римской империи.
«Изначально «Непобедимое солнце» должно было выйти в двух томах, но постковидная экономическая реальность внесла свои коррективы. Любители бумажных книг поставят на полку один том. А поклонники цифровых форматов увидят роман в двух книгах», — отметили в издательстве.
Аудиоверсию книги озвучили актер Никита Ефремов, официальный диктор «Радио России», телеканала «Культура» Татьяна Бондаренко, актер дубляжа Дмитрий Филимонов, озвучивший более 600 фильмов, в том числе «Гарри Поттер и Тайная комната», «Властелин колец: Две крепости» и многие другие.
Источник
Непобедимое солнце. Книга 1 Текст
Перейти к аудиокниге
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
- Объем: 250 стр. 21 иллюстрация
- Жанр:с овременная русская литература
- Теги:д уховные поиски, п остмодернизм, с овременное искусство, т айна, ф илософская прозаРедактировать
- Продолжение:Непобедимое солнце. Книга 2
Перед вами первая часть романа «Непобедимое солнце» культового российского писателя Виктора Пелевина.
Sol Invictus. Древний римский культ поклонения богу солнца, бытовавший в начале нашей эры. Сиятельные императоры с коронами из солнечных лучей. Гелиогабал, Аврелиан, Каракалла, Митра и Сол. Какое отношение они имеют к реалиям XXI века: пандемии коронавируса, борьбе с расизмом, виртуальной реальности, феминизму и другим злободневным темам? Искать ответ на этот вопрос, как ни странно, предстоит тридцатилетней столичной хипстерше по имени Саша.
Ее путешествие к границам реальности начинается весьма прозаично: получив от отца солидный подарок в размере тридцати тысяч евро, Саша отправляется в большое турне по святым местам. Несколько лет назад, желая разгадать секреты мироздания, она уже посетила Индию, где получила нечто вроде знака от верховного божества Шивы. Теперь этот таинственный знак, подобно компасу, приводит молодую женщину в стамбульский храм Святой Софии, где она получит дальнейшие указания и станет человеком, от которого зависит дальнейшая судьба нашей Вселенной.
Саша – продвинутая московская блондинка. Ей тридцатник, вируса на горизонте еще нет, и она уезжает в путешествие, обещанное ей на индийской горе Аруначале лично Шивой.
Саша встретит историков-некроэмпатов, римских принцепсов, американских корпоративных анархистов, турецких филологов-суфиев, российских шестнадцатых референтов, кубинских тихарей и секс-работниц – и других интересных людей (и не только). Но самое главное, она прикоснется к тайне тайн – и увидит, откуда и как возникает то, что Илон Маск называет компьютерной симуляцией, а Святая Церковь – Мiром Божьим.
Какой стала Саша после встречи с тайной, вы узнаете из книги. Какой стала тайна после встречи с Сашей, вы уже немного в курсе и так.
- Возрастное ограничение: 18+
- Дата выхода на ЛитРес: 27 августа 2020
- Дата написания: 2020
- Объем: 250 стр. 21 иллюстрация
- ISBN: 978-5-04-112784-8
- Правообладатель: Эксмо
- Оглавление
С этой книгой читают
Природа женщины – быть прекрасной. Мне хочется нравиться в первую очередь себе. И если мое отражение в зеркале устраивает меня саму, то с самцом проблем не будет точно.
Природа женщины – быть прекрасной. Мне хочется нравиться в первую очередь себе. И если мое отражение в зеркале устраивает меня саму, то с самцом проблем не будет точно.
– Приди в равновесие сам. Чтобы случилось то, чего ты хочешь, первое, что ты должен сделать – перестать хотеть.
– Приди в равновесие сам. Чтобы случилось то, чего ты хочешь, первое, что ты должен сделать – перестать хотеть.
Один сильно взрослый человек сказал мне в свое время интересную вещь: мужчина платит не за секс. Мужчина платит за то, чтобы после секса женщина быстро оделась и ушла.
Один сильно взрослый человек сказал мне в свое время интересную вещь: мужчина платит не за секс. Мужчина платит за то, чтобы после секса женщина быстро оделась и ушла.
Я, кстати, замечала много раз любопытную закономерность – вне зависимости от того, что я с собой беру и куда я еду, ровно половина вещей оказывается невостребованной. И это еще хороший показатель – у соратниц коэффициент в среднем составляет две трети. В смысле, две трети вещей так и не покидают сумку до возвращения домой.
Я, кстати, замечала много раз любопытную закономерность – вне зависимости от того, что я с собой беру и куда я еду, ровно половина вещей оказывается невостребованной. И это еще хороший показатель – у соратниц коэффициент в среднем составляет две трети. В смысле, две трети вещей так и не покидают сумку до возвращения домой.
– Деточка, о жизни нельзя размышлять, сидя от нее в стороне. Жизнь – это то, что ты делаешь с миром, а мир делает с тобой. Типа как секс. А если ты отходишь в сторону и начинаешь про это думать, исчезает сам предмет размышлений. На месте жизни остается пустота. Вот поэтому все эти созерцатели, которые у стены на жопе сидят, про пустоту и говорят. У них просто жизнь иссякла – а они считают, что все про нее по
– Деточка, о жизни нельзя размышлять, сидя от нее в стороне. Жизнь – это то, что ты делаешь с миром, а мир делает с тобой. Типа как секс. А если ты отходишь в сторону и начинаешь про это думать, исчезает сам предмет размышлений. На месте жизни остается пустота. Вот поэтому все эти созерцатели, которые у стены на жопе сидят, про пустоту и говорят. У них просто жизнь иссякла – а они считают, что все про нее по
Отзывы 152
Так как автор относится к числю писателей «которые всю жизнь пишут одну книгу», то не надо быть Нострадамусом, чтобы знать о чём пойдёт речь хотя бы в общих чертах. Будет про буддизм, иллюзорность мира, фундаментальную подлость и неизбывное страдание людей, засилье гомиков, глупость женщин, возможно про вампиров (но последнее не точно).
Несмотря на то, что всё как бы ясно уже сейчас, жду книгу с нетерпением, куплю её утром 27-го и с превеликим удовольствием прочту. Пелевин, – один из тех редких людей, которые говорят о современности точно, смачно, цинично и очень смешно. Пелевин умный, а умного человека приятно почитать даже если он дурачится или нарочно пудрит тебе мозги 🙂
Так как автор относится к числю писателей «которые всю жизнь пишут одну книгу», то не надо быть Нострадамусом, чтобы знать о чём пойдёт речь хотя бы в общих чертах. Будет про буддизм, иллюзорность мира, фундаментальную подлость и неизбывное страдание людей, засилье гомиков, глупость женщин, возможно про вампиров (но последнее не точно).
Несмотря на то, что всё как бы ясно уже сейчас, жду книгу с нетерпением, куплю её утром 27-го и с превеликим удовольствием прочту. Пелевин, – один из тех редких людей, которые говорят о современности точно, смачно, цинично и очень смешно. Пелевин умный, а умного человека приятно почитать даже если он дурачится или нарочно пудрит тебе мозги 🙂
Александр Маринеско, разделяю любовь к Пелевину, но заочно ставить 5 звезд, это, конечно, не очень честно, мне кажется 🙂
Александр Маринеско, разделяю любовь к Пелевину, но заочно ставить 5 звезд, это, конечно, не очень честно, мне кажется 🙂
pr0kopenko, ну почему же не честно, очень даже честно, если вы, к примеру, любите пельмени, то явно купите или сделаете их ещё не раз, потому что знаете каковы они на вкус и ожидания с реальностью вряд ли будут сильно разниться
pr0kopenko, ну почему же не честно, очень даже честно, если вы, к примеру, любите пельмени, то явно купите или сделаете их ещё не раз, потому что знаете каковы они на вкус и ожидания с реальностью вряд ли будут сильно разниться
autoreg1095282156, Пелевин – наш пельмень!
autoreg1095282156, Пелевин – наш пельмень!
Александр Маринеско, Вам удалось прочитать до конца? Ведь как манная каша 🙁
Александр Маринеско, Вам удалось прочитать до конца? Ведь как манная каша 🙁
Зацепила.Рекомендую к прочтению,не пожалеете.
Зацепила.Рекомендую к прочтению,не пожалеете.
Я ставлю три звезды именно потому что высоко ценю творчество Виктора, прочитал все его работы, которые удалось найти в магазинах и сети. И мне неприятно глядеть на то, во что превращается творчество автора. Конвейер сырых текстов с размытой сюжетной линией… Игра словами и смыслами, но теперь в какой-то недостроенной вселенной… Очень напоминает заготовки внезапно умершего автора… Заготовки, которые его родственники спешат повыгодней продать с помощью издательства София (не знаю живо ли оно нынче)))
Эти литературные диптихи от Пелевина не обоснованы ничем, кроме возможности продать одно произведение, разбив его на две книги? Только я чувствую себя почти обманутым? И тексты… как бережно и уютно проводил читателя прошлый Пелевин по лабиринтам своих психоделически-сюрреалистических сюжетов… Мне этого не хватает. Теперь Витя бросает меня в котел с изящными и яркими неологизмами, меткими фразами о четырех смыслах, но я не испытываю восторг катарсиса… Увы!
Я ставлю три, чтобы издатели и Виктор заметили… Чтобы наконец увидели что не в количестве счастье… Пусть будет реже, я терпелив… Пусть будет немного, я не требователен… Но мне нужна не тень Пелевина, не его прижизненная маска… Я хочу того автора, что поднимал из глубин души, шутя и играя смыслами необычные мысли, странные ощущения и несвойственные мне ассоциации )))
Источник