Интегрированный урок (окружающий мир + музыка) на тему «Звуки весны: апрель». 1-й класс
Класс: 1
Презентация к уроку
Обучающие:
- сформировать представление учащихся о характерных признаках весны в неживой природе;
- выявить изменения в живой и неживой природе, происходящие в апреле на основе имеющихся у детей представлений;
Воспитывающие:
- с помощью поэтического слова, произведений известных русских художников и музыкальных произведений показать красоту весны, разнообразие сезонных явлений;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Развивающие:
- развивать речь учащихся, творческое воображение через слово, музыку, живопись;
Оборудование.
1. Организация класса.
Музыкально-пластическая деятельность на музыку Грига «Утро»
Ранним утром солнце встало, и лучи свои послало,
Дети тоже все проснулись, потянулись, улыбнулись.
Руки вверх и руки вниз, на носочки поднялись,
Повернулись вправо дружно, влево тоже всем нам нужно.
Словно бабочки порхаем, над цветами мы летаем.2. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.
Ребята! Сегодня у нас необычный урок, совместный урок окружающего мира и музыки. И я приглашаю вас в гости к : Отгадайте, к кому?
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит, в полях сверкая, —
Значит, к нам пришла. (весна)Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая,-
Значит, к нам пришла . (весна)Если солнце разрумянит
Наши щёки докрасна,
Нам ещё приятней станет, —
Значит, к нам пришла . (весна)
(А.Некрасов)
Итак, сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Будем слушать её песню, всматриваться в её краски.
Ребята, а по каким приметам можно определить, что наступила весна?
А ещё я хочу у вас спросить: «Те приметы весны, которые вы назвали, мы только видим или ещё и слышим?» С помощью каких звуков мы узнаём весну? (Журчание ручья, звон капели, пение птиц и т.д.)
3. Арт-терапевтическая деятельность:
Релаксация: минута тишины (давайте послушаем тишину, закройте глаза)
— Какие весенние звуки вы услышали? Но разве летом мы не слышим пение птиц, журчание ручья? Так почему же мы связываем эти звуки именно с приходом весны? Почему именно весной мы рады этим звукам больше, чем летом? (Звуков этих не было всю зиму. Природа спала, а тут проснулась. Эти особые звуки напоминают человеку о том, что длинная зима вновь сменяется весной, что скоро всё будет зелёным).
4. Элементарное музицирование:
— Давайте и мы попробуем воспроизвести звуки весны. Для этого нам понадобятся музыкальные инструменты: пение птиц — свистулька, капель — треугольник, журчание ручья — колокольчик (дети играют на музыкальных инструментах под минусовку песни «Солнечная капель», слова И. Вахрушевой, музыка С. Соснина).
— И все эти весенние звуки рождают у человека много разных настроений, которые хочется выразить в стихах, песнях, в прозе, картинах.
5. Беседа по картинам Исаака Ильича Левитана.
— Сейчас я вам покажу 3 репродукции картин известного русского художника Исаака Ильича Левитана.
— Определите, какое время года изобразил художник? Правильно, время года одно — весна, а явления этого времени — разные. Они имеют свой строгий порядок, сменяя постепенно друг друга. Какие же три весны изобразил художник на своих картинах? (Весну света — март, весну воды — апрель, весну зелени — май).
— Угадайте, о каком весеннем месяце идёт речь в моей загадке?
В тёплых солнечных сапожках,
С огонёчком на застёжках,
По снегам бежит мальчишка
Снег пугает, шалунишка:
Только ступит — стаял снег,
Раскололся лёд у рек.
Охватил его азарт.
А мальчишка этот — . (март)
— По каким приметам можно отличить март от других весенних месяцев?
(Март — протальник, капельник, зимобор, грачевник).
— А по каким приметам можно определить, что художник Левитан изобразил на своей картине месяц март?
6. Изучение нового материала.
— Сегодня на уроке речь пойдёт о другом весеннем месяце. Угадайте, о каком?
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель)
На доске открывается тема урока. АПРЕЛЬ: звуки весны.
— Апрель — середина весны. Родина слова «апрель» — Древний Рим. Оно означает «тёплый», «солнечный». О том, какие изменения в природе происходят в апреле месяце, нам расскажут ученики нашего класса (сообщения готовятся учениками заранее).
1 ученик. Апрель — водолей. Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик — апрель: на дню семь погод. К концу этого месяца солнце красное прогоняет последние остатки снега — поэтому апрель называют снегогоном. Куда не ступишь, куда ни посмотришь — везде вода. (Ученик вывешивает примету апреля на доску).
2 ученик. А ещё апрель называют ручейник. Апрель — это время ручьёв.
Ручеёк бежит по лесенке,
По ступенькам ледяным,
И весны живые песенки
Звонко скачут вслед за ним.
(Н. Красильников)
Хочешь, смотри, как вода играет, хочешь, слушай, как вода журчит, а хочешь, брось в ручей щепку, и она сразу превратится в корабль. (Ученик вывешивает примету апреля на доску).
3 ученик. В народе апрель называют ледоломом. Лёд на реках, прудах и озёрах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает. В конце апреля реки вскрываются, начинается ледоход.
Лёд идёт, лёд идёт!
Вышел на берег народ.
Смотрит, как река играет,
Лёд в кусочки разбивает.
Льдины прыгают, кружатся,
Друг на друга громоздятся,
Друг за другом вдаль спешат,
И грохочут, и трещат.
(В.Мирович)
4 ученик. А ещё апрель — это месяц большой воды.
Тает лёд на реке, тает снег по берегам, отовсюду в речку текут ручьи. И воды становится так много, что река выходит из берегов и затопляет низины. Это называется разлив или половодье.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
(А.С. Пушкин)
(Ученик вывешивает примету апреля на доску).
5 ученик. Но есть и другие названия апреля. Славяне называли этот месяц берёзозол. На доске появляется новая примета апреля месяца.
Как вы думаете почему? Месяц апрель для берёз очень зол, т.к. в этом месяце собирают берёзовый сок и наносят берёзкам глубокие раны.
6 ученик. Было также название соковик, потому, что в это время у деревьев и кустарников начинается сокодвижение: они пробуждаются.
7 ученик. Апрель — месяц великого переселения птиц на родину. Первыми к нам прилетают грачи и скворцы. Высоко в небе поёт жаворонок. А мимо него всё летят и летят новые гости — журавли, лебеди, аисты, гуси.
8 ученик. Апрель называют первоцветом, так как в этот период, когда еще снег не успел освободить землю, а уже на хорошо прогреваемых солнцем участках появляются первые цветы — подснежники. Это самые ранние цветы, зацветающие весной.
В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда, что это весна?»
(Поликсена Соловьева)
— Да, подснежник — это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил на создание музыкального произведения русского композитора П.И. Чайковского. С самого раннего детства Чайковский любил наблюдать и наслаждаться в русских лесах этим чудом природы.
— Сейчас вы послушаете пьесу П.И.Чайковского, которая называется: «Апрель. Подснежник». В ней композитор передаёт радостное настроение, вызванное приходом весны и расцветающей природой. Под дуновением лёгкого весеннего ветерка раскрывают лепестки первые цветы — подснежники.
— Вслушайтесь в звуки музыки и постарайтесь представить весеннюю картину. (Для лучшего восприятия детьми музыки П.И. Чайковского она прикреплена к презентации Приложение 1).
— Прозвучала музыка. Когда вы её слушали, какую картину весенней природы вы представили?
— В природе всё откликнулось на весеннее настроение, вот и дождик запел свою весёлую песенку.
— Всё живое радуется весне. Весна приносит радость и ощущение расцветающей природы. Давайте споём песню так, чтобы весна услышала, как мы любуемся ею и восхищаемся звуками весны.
«Весенняя песенка» (индивидуальное и хоровое исполнение) Бегут ручейки, звенят ручейки, и ожил задумчивый лес
Природа цветет, и птицы поют, и солнышко светит с небес.
Припев:
Ах, как весело нам с песенкой этой дружить,
Ах, как весело нам, с весеннею песенкой жить.
Всё в ярких цветах, поля и луга, и пчёлки звучат там и тут,
И дарит весна, и дарит весна много чудесных минут.
Под тёплым дождём на ветках берез растёт, улыбаясь, листва,
Природа растёт, природа цветёт, поёт на все голоса.
9. Подведение итогов.
— Наш урок подошел к концу. Мы сегодня с вами открыли секрет: звучание весны передаётся не только словами, но и красками, и музыкой.
— Давайте ещё раз вспомним: что происходит в неживой природе в апреле месяце?
— Наш урок подошёл к концу, но путешествие в весенний мир природы не закончилось. Слушайте и смотрите весну. И о своих необычных наблюдениях вы расскажете на следующих уроках.
10. Домашнее задание.
Дома вспомните, пожалуйста, все приметы апреля и нарисуйте первый весенний цветок — подснежник.
Вы все очень хорошо работали. А сейчас определим, с каким настроением вы уйдёте с урока. Если сейчас у вас хорошее, весеннее, солнечное настроение, то ваша весёлая нотка взлетит на самую высокую ступеньку нотного стана. Если, у вас что-то не получилось сегодня, не огорчайтесь, свою нотку вы можете по полному праву поместить чуть-чуть пониже. А если вы уходите с урока с грустным настроением, вам совсем не понравилось, то поместите грустную нотку на самую нижнюю ступеньку нотного стана.
Как много высоких нот, значит, наша песня весны — звонкая, весёлая.
Источник
Непостоянен апрель солнце снег дождь
Книга Дм. Зуева «Времена года» — о родном Подмосковье и о простой и милой нашему сердцу среднерусской природе. Книга эта представляет собой ценное, на мой взгляд, собрание тонких фенологических заметок, несущих радость всякому любителю лесов и лугов наших, сделанных отменным мастером зарисовок и обладателем зоркого глаза. Так приятно иной раз — не имея возможности выехать на часок из черты города — ощутить дыхание весны, почувствовать хруст ледка под ногой или полюбоваться на осенний убор леса! Тут и придет на помощь книга Дм. Зуева.
Она раскрывает глаза людям на окружающий их родной край, на его потаенные и незамечаемые красоты. Она учит понимать и любить живой и скрытный «язык» природы — смену фенологических явлений, примет…
Эта книга — обо всем: о лесах и водах; о падающих листьях и облаках; о птицах и зверях; об охоте, о рыбной ловле… Это сердечный разговор о чем-то очень важном для всех нас — чтоб жить, работать и делать великое дело.
Дм. Зуев — страстный любитель природы, исходивший вдоль и поперек все Подмосковье. Он уверенно ведет своего читателя глухими тропами в луховицкие или завидовские леса, в таежные уголки Высоковской поймы, на заливные луга Протвы или Оки, на просторы Московского моря…
Вместе с тем он прекрасный охотник, опытный рыболов, неутомимый грибник, который с каждым читателем найдет общий язык, любимую тему: с лыжником — он спортсмен, с цветоводом — ботаник, с пчеловодом — пасечник…
А сверх всего он одаренный художник, и это художественное, поэтическое восприятие природы составляет основу и сущность его книги.
У Зуева палитра живописца, умело разбирающегося в колорите и красках пейзажа, а это помогает ему находить порою просто удивительные реалистические детали.
Надо иметь тоже особый, очень тренированный слух, чтобы различать все голоса в подмосковном оркестре пернатых музыкантов. Надо быть опытным следопытом Подмосковья, чтобы с таким знанием поведать читателю о тайнах леса, о звериных хитростях и повадках. Зуев просто читает лесные шепоты и, кажется, понимает птичьи разговоры, — во всяком случае, его «переводы с птичьего» не только забавляют, но и радуют своей познавательностью и народной поэтичностью.
С благодарной улыбкой, с живым любопытством читаешь у Дм. Зуева эти маленькие новеллы. А многие рассказанные им лесные были из жизни зверей — своими меткими психологическими характеристиками животных, своим хорошим мягким юмором — как они сродни русской народной сказке!
Да, «Времена года» — книжка не только занимательная, она имеет и несомненное познавательное значение. Автор стремится не только увлечь читателя своей лесной романтикой, но и делится с ним множеством полезнейших естественнонаучных сведений.
Отсюда любопытные цифровые выкладки об аппетите певчих птиц, истребляющих вредителей сельского хозяйства; отсюда разговор об освоении наших лесных кладов — ягод и грибов; отсюда забота о привлечении птиц в московские парки, сады, бульвары и другие практические советы.
Все это добыто не кабинетным изучением, а личным опытом, многолетними, в любую погоду странствиями, непосредственным общением с природой. Следовательно, все это — плод подлинной, жаркой, патриотической любви к родной природе Подмосковья.
Вот почему для горожанина-москвича эта книга — словно окно, распахнутое настежь, прямо в чащу подмосковного леса.
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит…
Март — утро года. Улыбается ясное солнце. Раньше рассветает, позднее смеркается.
Весна… Сыреет, мякнет под ногой податливый снег. В тени — неприкосновенная зима, а на солнцепеке — капель, лужи и первые проталины. Ярче свет, выше солнце, длиннее дни…
И в этой нарастающей светлыни дня слух все чаще улавливает разноголосые «птичьи разговоры». Поутру неугомонно чирикают воробьи, будто стараются перекричать синиц.
В голубую высоту игриво взвиваются птицы-зимники. Наступает пора покидать зимовку, перелетать в лес… Парами летают лесные сплетницы — сороки. Вон они, болтуньи, застрекотали над овражными кустами ивняка, будто дивятся ранним серебристым барашкам. Заглядывают под кусты… Что-то заприметили. Там орехово-голубой русак. Трусливо покосился он на белобоких доказчиц, плотнее прижал уши, съежился в снежной норке под кустом: «Летите, мол, своей дорогой, пустомели, не разглашайте тайну заячьей лежки».
Сорокам и самим недосуг задерживаться над запуганным косым. Полетели дальше, прямо и гордо, по-фазаньи несут свои чопорно вытянутые ступенчатые хвосты.
Над ольховником что-то непонятное вдруг приключилось с сороками, вроде как на лету повздорили, — и ну кувыркаться в небесной бирюзе. Забавен этот своеобразный сорочий ток в воздухе.
С высоты птичьего полета заметили зимние завсегдатаи города новость в природе. Волнуется легкая рябь на освободившейся от льда полынье. Вековая ива распростерла над первой живой водой развесистый шатер узорных ветвей.
Потешно, бочком-бочком запрыгала серая ворона к самой кромке снега, хитрым глазком уставилась на струю, словно сомневаясь: вода ли это? Потом прильнула клювом, тряхнула утвердительно головой и каркнула: «Да!» И мгновенно слетели на неожиданный водопой вороны, галки, сороки и галдели без умолку: вот невидаль — зимой вода течет! Напились и расселись по деревьям.
А в выси новая пара. Уже первый весенний ток затевает игривая чета воронов. Реют и парят в голубом просторе угольно-черные птицы. Пришла пора подумать и о потомстве птичьего рода. А красные и желтые клесты уже вывели птенцов, и они напоминают своим писком о приближении чарующей весенней поры.
Пока еще морозят ночи, снежат порой метельные дни. Но какие бы сюрпризы ни преподносил март, все звонче мартовская капель и все сильнее аромат сочно-смолистых набухающих почек.
Источник