Занятие в старшей группе по развитию речи «Весна»
Вера Пермякова
Занятие в старшей группе по развитию речи «Весна»
Цель: развитие лексико-грамматического строя и связной речи.
— активизировать и расширять словарь по теме;
— формировать представления о признаках весны;
— закреплять согласование прилагательных с существительными в И. п. единственного и множественного числа;
— упражнять в подборе в подборе слов-антонимов;
— учить составлять рассказ по вопросам с опорой на картинно-графический план;
— развивать внимание, память, мышление, общую моторику.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением весны; мяч;
Компьютерные средства обучения: презентация «Весна».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Упражнение «Когда это бывает?»
Солнце пригревает, снег повсюду тает.
День прибывает, ночь убывает.
Почки набухают, подснежники расцветают,
Птицы с юга прилетают.
Когда это бывает?
— Ребята, как вы думаете, в какое время года это бывает? (Это бывает весной)
— О чём мы будем говорить сегодня? (О весне)
II. Основная часть.
1. Упражнение «Послушай, подумай и ответь».
Прочитать детям стихотворение Г. Ладонщикова «Весна»:
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая И ручьями слёзы льёт.
— Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (О весне).
— После какого времени года наступает весна? (Весна наступает после зимы)
— Какие признаки весны были названы в стихотворении?
— Какие признаки весны вы ещё знаете?
— Как весной пригревает солнце? Что происходит со снегом?
— Что появляется на земле, когда растаял снег? (На земле появляются проталины) Что вырастает на проталинах?
— Что происходит с сосульками? Как называется это явление? (Капель)
— Что происходит со льдом на реках? (Лёд на реках трескается, ломается и плывёт по течению) Как называется это явление? (Ледоход)
— Что набухает на деревьях?
— Кто возвращается из тёплых краёв? Что птицы вьют (гнезда? Для чего они вьют гнезда? (Чтобы отложить яйца и вывести птенцов)
— Как люди могут помочь прилетающим птицам? (Люди строят для птиц скворечники)
— Что делают животные весной? (Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь, барсук и ёж просыпаются от зимней спячки).
— Что надевают люди? Что обувают?
2. Упражнение «Скажи наоборот».
Игра с мячом. Воспитатель называет признак зимы и бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, называет признак весны с противоположным значение и возвращает мяч воспитателю Игра продолжается.
— Ребята, скажите, а зима и весна похожи друг на друга? Давайте про это расскажем — сыграем в игру «Скажи наоборот».
— Зимой снег чистый, а весной. грязный.
— Зимой дни холодные, а весной. тёплые. 😐
— Зимой дни короткие, а весной. длинные.
— Зимой солнце тусклое, а весной. яркое.
— Зимой небо серое, а весной. голубое.
— Зимой ветер холодный, а весной. тёплый.
— Зимой солнце низко, а весной. высоко.
— Зимой похолодало, а весной. потеплело.
3. Упражнение «Слушай внимательно, выполняй старательно».
— Ребята, а теперь я прочитаю вам предложения о весне, а вы послушаете внимательно, подумаете и скажите, правильно я их сказала или нет.
— После наступает зимы весна. Правильно? А как правильно? (После зимы наступает весна / Весна наступает после зимы)
— ПОЯВЛЯЮТСЯ весной цветы первые. Правильно? А как сказать правильно? (Первые цветы появляются весной / Весной появляются первые цветы)
— Деревьях распускаются на почки. Правильно? А как правильно? (На деревьях распускаются почки/ почки распускаются на деревьях) И т. д.
4. Физминутка «Весеннее солнце».
Солнце, солнце, выходи И всю землю освети!
Чтоб весна скорей настала,
Чтобы нам теплее стало,
Чтоб капели звонко пели,
Чтоб весной ручьи звенели,
Чтоб цветочки распускались,
С юга птицы возвращались.
Солнце, солнце землю грей!
Пусть весна придёт быстрей!
5. Упражнение «Расскажи-ка».
Прочитать детям рассказ, получившийся из ответов на задание «Послушай, подумай и ответь», попросить придумать ему название. Предложить детям пересказать текст сначала по цепочке, а затем полностью (2—3 ребёнка) с опорой на картиннографический план-схему.
Примерный вариант рассказ «Долгожданная весна»
После зимы наступила долгожданная весна. Солнце пригревает, становится тепло. Начинает таять снег. На земле появляются проталины. На проталинах вырастает молодая зелёная травка. С крыш капают сосульки — это звенит весенняя капель. На реках трескается и ломается лед. Начинается ледоход. На деревьях набухают почки. Из теплых краев возвращаются перелетные птицы. Люди делают для птиц скворечники. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь, барсук и ёж просыпаются от зимней спячки. Люди надевают пальто, куртки, береты, обувают сапоги и ботинки. Так к нам приходит весна.
III. Итог занятия.
Повторить, О чём говорили, что учились делать. Оценка работы детей.
Зима в природе. Занятие по развитию речи в старшей группе Занятие по развитию речи детей старшей группы комбинированной направленности № 12 по теме «Зима в природе». Составила воспитатель Павлова.
Комплексное занятие по развитию речи в старшей группе «Четыре желания» Образовательная область: Чтение художественной литературы, коммуникация, познание, художественное творчество. Детская деятельность: Игровая.
Конспект итоговой обязательной образовательной деятельности по развитию речи «Весна» в старшей группе Конспект итоговой обязательной образовательной деятельности по развитию речи «Весна» в старшей группе. Основная образовательная область.
Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему «Весна идет» Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему «Весна идет» Программное содержание. — учить понимать смысл образных.
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Весна-красна» Конспект открытого занятия по развитию речи В старшей группе Тема: «Весна — красна» Цель: развитие связной речи у детей.
Занятие по развитию речи в старшей группе «КВН» Расширять и активизировать словарь детей. Продолжать использовать в речи детей антонимы. Совершенствовать фонематический слух: называть.
Занятие по развитию речи в старшей группе «Спасти заколдованную принцессу» ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «СПАСТИ ЗАКОЛДОВАННУЮ ПРИНЦЕССУ» Игнатьева Раиса Богдановна Абайский район, с. Жартас, Коммунальное Государственное.
Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в космос» Тема: «Путешествие в космос» Цель: Расширить представления детей о космосе. Задачи: • Содействовать развитию устной речи, памяти, мышления,.
Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Весна пришла» с применением технологии ТРИЗ Задачи: Образовательные: • Расширить словарь по теме «Весна»; • Совершенствовать грамматический строй речи • Упражнять детей в умении рассказывать.
Занятие в старшей логопедической группе по художественно-эстетическому развитию «Ранняя весна» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Тема: «Ранняя весна». Цель: создание картины ранней весны в смешанной.
Источник
О месяцах года продолжение
В феврале мороз трескучий,
Щиплет за уши и нос.
И сугробов снежных кучи
Дядька нам февраль принёс.
В марте тает снег и лёд,
Праздник мамы настаёт.
Тают льдинки на стекле
День становится светлей.
Дарим маме сундучок,
Мимозы веточек пучок.
Настежь окна раскрываем,
Солнце в гости зазываем.
Распахнём пошире дверь
Снова к нам пришел апрель.
Побежал апрель ручьями,
Ну и первыми скворцами
Удивил,запел,взыграл.
Следом в гости май позвал.
Солнце-солнце. Майский день
Распускается сирень!
В этот месяц наши деды
Дарят всем нам — День Победы.
Надевают ордена.
Давно окончена война.
Встанем все мы утром рано,
И поздравим ветеранов!
Вот и наступил июнь.
Всё звонче поют птицы
Вот одуванчик, ты лишь дунь —
Он тут же разлетится.
А в июле гром гремит,
Нам он громко говорит:
«Дружно сено всё скосите,
А скосив, вмиг уберите.
Чтоб прошёл грядущий год,
Без изъянов и хлопот.
Чтоб у ваших у коров
Была еда и был бы кров.
Август месяц наступает,
Всех людей он награждает.
За посильные труды,
Он даёт всем нам плоды.
Собираем урожай.
Лето-красно провожай.
Листья жёлтые кружат
И к нам под ноги летят.
Летят они как птички.
В класс бегут Лисички.
И у той и у другой
Рюкзак с «Азбукой лесной».
В октябре мокра погода,
Хмурится дождём природа.
С каждым днём темней-темней,
Дождик капает с ветвей.
В ноябре и дождь и снег,
Лес стоит весь мрачный.
Знает каждый человек,
Что ноябрь — невзрачный.
В ноябре деревья спят
Прибит дождём осенний сад.
Дождик кончится. Потом,
Покроет снег своим ковром.
Этот месяц год кончает,
Зиму нашу начинает,
Реки льдом он покрывает
Ну и Рождество справляет.
В месяц этот дни короче,
А длинней конечно ночи.
В декабре лежат снега
На полях и на лугах.
Только наш декабрь пройдет,
Народ встречает Новый год.
Источник
«Март и снегом сеет, и солнцем греет»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mart.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское Государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Детский санаторий «Пионер» (Психоневрологический)
Открытого интегрированного занятия по социально – коммуникативному развитию (группа детей старшего дошкольного возраста).
«Март и снегом сеет, и солнцем греет»
Воспитатель СПБ ГБУЗ «Детский санаторий «Пионер»
Чавычалова Анна Владимировна
Цель: Уточнить знание детей о последовательности весенних изменений в природе, учить устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе.
Образовательные: создать условия для получения знаний о времени года весна
— Дети знают и называют основные признаки весны.
— Знают и могут объяснить приметы весны
— Наблюдение за природой
Общеразвивающие: -создать условия для активизации словаря детей
— умения устанавливать разнообразные связи в природе
Дети знают и употребляют в контексте речи слова: март, утро весны, солнечник, капельник, разнопогодник, зимобор, катышь, перепутье, весеннее равноденствие.
Могут объяснить и установить причинно-временные связи в природе.
— Объясняем народные приметы
— Игра «Солнечные зайчики»
создать условия для поднятия настроеия от красоты природы весной.
Формировать нравственно-ценностное отношение к обитателям природного мира.
Прививаем любовь к творчеству
Положительные эмоции и хорошее настроение.
— Игра: «Ты-дрозд, я- дрозд»
— Игра: «Солнечные зайчики»
— Хороводная игра «Прйди в воротца»
— Изготовление букетиков весенних цветов и корабликов
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Материалы и оборудование: Цветные мелки, бумага, иллюстрации и картины с изображением ранней весны, предметные картинки с изображением птиц (ласточка, журавль, жаворонок), заготовки из бумаги для изготовления корабликов.
Предварительная работа: Наблюдение признаков наступления весны в природе; чтение рассказов: «Три весны», В. Бианки, «Приметы весны» А. Леонова; Стихов «Весна» Ф. Тютчева, «Уж тает снег, бегут ручьи…» А. Плещеева.
Воспитатель приглашает детей в групповую комнату.
Дети входят в группу под песню В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам»
Дружат солнце и весна,
Дружат звезды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей земли!
Психологический этюд на сближение и раскрепощение участников группы «Ты-дрозд, я- дрозд»
Воспитатель: (Приглашает детей к окну).
Какие изменения произошли в природе?
Какая сегодня погода?
Что интересного вы видите за окном?
Воспитатель: Отгадайте мои загадки!
*Приходит с добром,
Светом солнечным красна.
А зовут её … (Весна)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт …. (Сосулька)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с загадками. А теперь кто сможет объяснить народную примету «В марте сзади и спереди зима»?
В группу «входит» Март месяц.
Месяц Март: Я, Март-первый весенний месяц, я стою на перепутье между зимой и весной. Поэтому почти во всех народных приметах есть боязнь слишком раннего тепла в марте, преждевременного наступления весны, за которым неизбежно следует возврат холодов. Меня называют «утром весны», «утром года», «солнечником». Солнце поднимется выше и светит ярче, дни становятся длиннее, а небо синим-синим. В лесу на сугробах лежат голубые тени от деревьев. (После рассказа садится в группе на подготовленное для него место).
На сугроб ложится голубая тень,
Тенькают синицы; — Синий – синий день!
Скачет как мячик, солнечный зайчик,
Вверх- вниз, со стола – на карниз.
Зеркальцем взмахну – побежит к окну
И зигзагом по стене – возвращается ко мне.
(Воспитатель обращает внимание детей на то, что в окно светит яркое солнце, легко можно пускать солнечных зайчиков).
Игра с зеркалами: «Солнечные зайчики».
Месяц Март: От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поёт звонкую песенку мартовскую капель, поэтому другое моё название – капельник. В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнёзд. А серые вороны строят гнёзда и откладывают в них яйца.
Воспитатель: Какая птица прилетает в конце марта?
Червякам – враг….. (Грач)
Воспитатель: Действительно, в конце марта прилетают грачи-вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает». Есть ещё и такая пословица: «Если грач на горе, то весна во дворе». А медведь всё ещё спит в своей берлоге, лапу посасывает. «Медведь одну лапу сосёт, да всю зиму живёт» — так говорят в народе. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц – под кустами, «ведь родной куст и зайцу дорог».
Как вы думаете, почему говорят «Март и снегом сеет, и солнцем греет?»
Мы гуляем, мы гуляем в садике-садочке
Собираем, собираем в садике цветочке
Вот какой у нас букет,
Лучше в целом мире нет!
(Дети гуляют по группе
Наклоны с продвижением вперед
Потянуться («показать» букет)).
Воспитатель: Март-месяц переменчивый, разнопогодник, не верен и коварен, как капризная девушка, — то заплачет, то засмеётся, то снегом сеет, то солнцем греет. Хотя с крыш в марте и капает, «за нос мороз ещё крепко цапает». Недаром этот месяц назвали наследником февраля, его младшим братом – зимобродом: он с зимой борется. Он же катыш, детворе утеха: «Зима на исходе, торопись на санках покататься вволю».
Хороводная игра «Пройди в воротца»
Под русскую народную мелодию «Сударушка» воспитатель водит по кругу детей «восьмёркой», выполняются движения «ниточка с иголочкой». По окончании музыки ведущий останавливается перед любой парой детей и указывает на них рукой. Эти дети берутся за руки и образуют «воротца». С концом музыки «воротца» захлопываются, и внутри них остаётся ребёнок, который под русскую народную мелодию исполняют свободную пляску. Игра повторяется 3-4 раза.
Месяц Март: 22 марта – день весеннего равноденствия, день равен ночи по продолжительности. В старину крестьяне заметили, что в этот день света прибавилось, говорили: «С ночью день меряется». В этот день отмечали народный праздник Сороки, посвящённый возвращению птиц. Вспомните какие птицы возвращаются к нам из жарких стран? (ответы детей).
(Март уходит из группы, предварительно попращавшись)
Воспитатель: В марте мы отмечаем Международный женский день – 8 марта. Не забудьте поздравить своих мам, бабушек, сестёр и подготовить им подарки. Лучше всего, если подарок будет изготовлен своими руками и подарен от души, или, как ещё говорят, от всего сердца.
Встану утром рано,
Подарю цветов букет.
Лучше мамы друга нет!
Воспитатель предлагает девочкам нарисовать цветными мелками и раскрасить букетики весенних цветов, а мальчики в это время делают из бумаги кораблики по типу оригами.
На прогулке дети наблюдают за таянием снега, слушают журчание ручейков. Пускают по ним кораблики.
Источник