Меню

Нет другого имени под солнцем

Деяния святых апостолов, глава 4 Деяния, гл 4

Когда они говорили к народу, к ним приступили священники, и начальники стражи при храме, и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; и наложили на них руки, и отдали их под стражу до утра, ибо уже был вечер. Многие же из слушавших слово уверовали; и стало число таковых людей около пяти тысяч. На другой день собрались в Иерусалим начальники их, и старейшины, и книжники, и Анна, первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического; и, поставив их посередине, спрашивали: «Какою силою или каким именем вы сделали это?» Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им: «Начальники народа и старейшины израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, – Им поставлен он перед вами здоровым. Он есть камень, пренебреженный вами, строителями, но сделавшийся главой угла, – и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы нам спастись». Видя смелость Петра и Иоанна и заметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись; между тем узнавали их, что они были с Иисусом; видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать против. И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собой, говоря: «Что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем опровергнуть это; но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозой запретим им, чтобы не говорили об имени этом никому из людей». И, призвав их, приказали им совсем не говорить и не учить во имя Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали». Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их из-за народа, потому что все прославляли Бога за происшедшее. Ибо лет более сорока было тому человеку, с которым произошло это чудо исцеления. Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины. Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: «Владыка Боже, сотворивший небо, и землю, и море, и всё, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: „Что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князья собрались вместе против Господа и Христа Его“. Ибо поистине собрались в городе этом на святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобой, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. И ныне, Господи, воззри на угрозы их и дай рабам Твоим со всей смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на совершение знамений и чудес именем святого Сына Твоего Иисуса». И по молитве их поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее.

Апостолы же с великой силой свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа, и великая благодать была на всех них. Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Так, Иосия, прозванный апостолами Варнавой, что значит «сын утешения», левит, родом киприот, у которого была своя земля, продал ее, принес деньги и положил к ногам апостолов.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Деян. 4:12

Свт. Иоанн Златоуст

ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись

См. Толкование на Деян. 4:11

Блж. Августин

ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1 Тим. 2:5), ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись, и Бог установил для всех веру в Него, воскресив Его из мертвых (Деян 17:31). Итак, без этой веры, то есть веры в одного посредника между Богом и людьми — человека Иисуса Христа, без веры в Его воскресение, которое Бог определил для всех, в которое в любом случае невозможно действительно поверить без Его воплощения и смерти — значит, христианская истина не сомневается, что без веры в воплощение, смерть и воскресение Христа древние святые, хотя они и были святы, не могли очиститься от греха и оправдаться милостью Божией. Или среди тех святых, о которых упоминает Святое Писание, или среди тех, о которых там даже и не упоминается, но, однако, есть верующие в то, что они были, или до потопа, или после потопа до дачи закона, или во время самого закона не только у сынов Израилевых, как, например, пророки, но даже за пределами этого народа, как, например, Иов. Ведь их сердца очищались той самой верой в Посредника, и в них излилась любовь через Святого Духа (Рим. 5:5), Который дышит, где хочет (Ин. 3:8), не ищет благодеяний, но творит благодеяния. Ведь милость Божия никаким образом не будет милостью Божией, если не будет полностью бескорыстной.

О благодати Христа и первородном грехе.

Блж. Феофилакт Болгарский

ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись

См. Толкование на Деян. 4:11

Беда Достопочтенный

ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись

Если ни в ком другом, но только в одном Христе спасение мира, то и ветхозаветные отцы спасены воплощением и страданием Того же Самого Искупителя, которыми, как мы веруем и надеемся, спасены и мы. Ведь хотя таинства различаются в зависимости от времени, в которое они происходят, одна и та же вера приводит к согласию всех; как мы научились тому, что через апостолов совершилось Домостроительство Христа, так и они от пророков научены были тому, что совершится это же самое Домостроительство. Ибо человек искуплен от плена не иным чем, как Кровью предавшего Себя для искупления всех (1 Тим 2:6).

Изложение Деяний Апостолов.

Лопухин А.П.

ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Деян. 4:11

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 11-14 Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом; видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки

«Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла» (ст. 11) . Напомнил им и о слове, которого достаточно было, чтоб устрашить их, так как ска­зано: «и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21:44). «И нет ни в ком ином спасения» (ст. 11) . Какие, думаешь, раны получили они от этих слов? «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (ст. 12). Здесь возвещается и (нечто) возвышенное. Когда не было нужды чего-либо достигнуть, а надлежало только показать дерзновение, тогда (апостол) не ща­дит, потому что не боялся поразить их. И не сказал просто: чрез другого, но: «и нет ни в ком ином спасения», – этим показывая, что Он может спасти нас, а в то же время желая и устрашить их. «Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом» (ст. 13). Но каким же, скажешь, образом люди неученые победили красноречием и их, и пер­восвященников? Это – потому, что не они говорили, а чрез них – благодать Духа. «Видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки» (ст. 14). Велика смелость этого человека, как видно из того, что он не оставил апостолов в самом суде. Следовательно, если бы они сказали, что (дело) не так было, он обличил бы их.

Читайте также:  Значение карты таро уэйта солнце

Гомилии на Деяния Апостолов.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 11-12 Сей есть камень укореный от вас зиждущих, бывый во главу угла: и несть ни о едином же ином спасения: Несть бо иного имене под небесем даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам

Таков, то есть, тщательно испробован — тот камень, который стал главою этих двух, сплоченных чрез него в одно здание Церкви, народов, то есть, уверовавшего народа иудейского и всего уверовавшего язычества. И несть ни о едином же ином спасения. Здесь возвещаются уже и высокие истины. Да, как только настал час научить, то и пророчества обходят апостолы; и когда наступало время говорить с дерзновением, тогда они излагали уже одни свои мысли; потому что когда не было ничего такого, чем бы можно было подействовать на слушателей с целию исправления их, но когда следовало смело возвестить истину, тогда они (апостолы) уже не щадят. Да теперь Петр и не боялся того, как бы не запугать их; и потому поступает не так, как поступает в других случаях, направляя свою речь приноровительно к ним, ради спасения их. Известно, говорит, всем, что не нам одним даровано это имя, но и всем; так как и иудеи признавали воскресение, но поверхностно и детски.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Беда Достопочтенный

Сей есть камень укореный от вас зиждущих, бывый во главу угла: и несть ни о едином же ином спасения

Строителями (Пс. 117:22) были иудеи, которые одни ежедневно читали закон и пророков для назидания народа, в то время как все остальные народы пребывали в пустыне идолопоклонства. Они, когда строили, достигли краеугольного камня, принадлежащего сразу двум стенам. Это означает, что они прочли в пророческих писаниях о том, что Христос придет во плоти и учредит в Самом Себе два народа, и, сами предпочитая находиться в одной стене, то есть быть единственными спасенными, отвергли камень, приспособленный не для одного народа, а для двух. Однако Бог, вопреки их нежеланию, Сам Своим решением сделал Его главою угла, чтобы из двух заветов и из двух народов возвести здание одной и той же веры.

Изложение Деяний Апостолов.

Лопухин А.П.

Ст. 11-12 Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись

В объяснение значения и силы имени Иисусова Апостол приводит изречение псалма, которое однажды Сам Господь приложил к Себе пред начальниками иудейскими (Пс. 117:22 ср. Мф. 21:12). По смыслу этого изречения, Мессия представляется основным краеугольным камнем, которым пренебрегли строители здания. Распятый Христос и был этим именно Камнем, который они, зиждущие, руководители религиозно-нравственной жизни народа, пренебрегли при устроении теократической жизни народа, но — несмотря на все — этот Камень, по воле Божией, все-таки сделался главою и основою нового здания Царства Божия на земле. Смело применяя этот смысл приведенного изречения к современным начальникам народа, распявшим Иисуса, Апостол заключает свою речь величественным исповеданием Иисуса истинным Мессиею, Имя Которого — и только одно оно — заключает в своей силе спасение всей поднебесной — не только временное (вроде исцеления больного), но — что еще важнее — вечное и всеобщее (спасение от грехов со всеми последствиями их, включая и самую смерть).

Толковая Библия.

Источник

Глава 4

Заключение Петра и Иоанна в темницу и следствие речи Петровой (1–4). Допрос Апостолов в Синедрионе и ответ их (5–12). Недоумение Синедриона и освобождение Апостолов (13 – 22). Молитва Апостолов и новое чудесное знамение (23 – 31). Внутреннее состояние первенствующей Церкви (32–37)

Деян.4:1 . Когда они говорили к народу, к ним при­ступили священ­ники и начальники стражи при храме и саддукеи,

Деян.4:2 . досадуя на то, что они учат народ и про­поведуют в Иисусе воскресе­ние из мертвых;

Деян.4:3 . и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.

«Когда они говорили» , следовательно, речь Апостолов была «прервана» священниками.

«Приступили священники и начальники стражи» , οί ιερεῖς καί ο στρατηγός τοῦ ιεροῦ . Определенные члены греческого подлинника указывают здесь на определенных священников, проходивших в ту неделю чреду служения при храме (ср. Лук. 1, 8 ). Священники вступаются здесь из досады на то, что Апостолы, не имея, по их мнению, законного уполномочения, учат народ во храме.

«Начальник стражи» , состоявшей из Левитов и наблюдавшей за благочинием, тишиной и порядком в храме, особенно во время богослужения. Это был тоже священник.

«Саддукеи» – участвуют во взятии Апостолов из досады на их учение о воскресении мертвых, коего они, как известно, не признавали.

Хотя в качестве «первой» меры против нарушения апостолами спокойствия в храме было вполне достаточно простого устранения их из храма или просто запрещения говорить, – однако, на деле видим гораздо большее. Священники и прочие, пришедшие с ними, «наложили» на Апостолов «руки» и «заключили под стражу до утра» . Это заставляет думать, что деятельность и личность Апостолов уже обратили на себя беспокойное внимание властей, и последнее событие во храме послужило лишь достаточным поводом к представлению их на высший суд.

«Уже был вечер» . Апостолы шли на молитву в час 9-ый (по нашему третий пополудни). Значительное время могло пройти между исцелением хромого и речью Петра к народу, пока разгласилось чудо и сбежался народ. Могла затянуться и самая речь Петра, быть может, изложенная дееписателем лишь в краткой своей сущности. Понятно отсюда, что и взятие апостолов произошло в такое время вечера, когда Синедрион было бы трудно собирать, да и излишня была такая спешность: достаточно было сделать то, что было сделано – заключить под стражу до утра.

Деян.4:4 . Многие же из слушав­ших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.

«Около пяти тысяч мужей» ( ανδρῶν ) – кроме, как видится, жен и детей. Число обращенных на этот раз превзошло даже первый успех дня Пятидесятницы, очевидно – потому, что, кроме силы апостольского слова и величия чуда, и сам народ уже более являлся предрасположенным к вере во Христа всем поведением верующих, вызывавших народные симпатии, и необычайными действиями Апостолов.

Хорошо объясняет успех проповеди апостольской св. Златоуста: «уверовали около пяти тысяч». Что это значить? Разве они видели Апостолов во славе? Не видели ли, напротив, что их связали? Как же уверовали? Видишь ли явную силу Божию? Ведь и тем, которые уверовали, надлежало бы сделаться от этого немощнее, но они не сделались. Речь Петра глубоко бросила семена и затронула их душу».

Деян.4:5 . На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старей­шины, и книжники,

Деян.4:6 . и Ан­на первосвящен­ник, и Каиафа, и Иоан­н, и Александр, и про­чие из рода первосвящен­нического;

Из перечисления собравшихся во Иерусалиме видно, что это было полное собрание Синедриона – в том же самом составе, как и при суде над Иисусом Христом (Анна. Каиафа).

Читайте также:  Полный оборот вокруг солнца больше всех совершает планета земля

«Иоанн и Александр и прочие» – неизвестные из истории члены рода первосвященнического, имевшие, по-видимому, тогда большую силу в Синедрионе.

Деян.4:7 . и, по­ставив их по­среди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?

Едва ли члены Синедриона не знали, «каким именем» и «какою силою» Апостолы совершили чудо, приведшее их на высший суд. Если же они задают все-таки такой вопрос, то или для того, чтобы на собственном сознании Апостолов основать обвинение их в богохульстве, или же – по толкованию Златоуста – «они предполагали, что Апостолы, убоясь множества, отрекутся, и думали, что они этим все исправят».

Деян.4:8 . Тогда Петр, исполнив­шись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старей­шины Израиль­ские!

«Исполнив­шись Духа Святаго» – особым образом, для защиты правого дела, согласно обетованию Христову ( Матф. 10:19–20 и др.).

Деян.4:9 . Если от нас сегодня требуют ответа в бла­го­деянии человеку немощному, как он исцелен,

Условная форма ответа Апостолов на вопрос Синедриона содержит прежде всего в себе тонкое и сильное указание на несправедливость суда над Апостолами за их помощь болящему.

«За это, конечно, надлежало бы увенчать нас – как бы так говорят Апостолы (Златоуст) и провозгласить благодетелями, а вместо того нас судят за благодеяние человеку немощному, небогатому, несильному и неравному».

Деян.4:10 . то да будет извест­но всем вам и всему народу Израиль­скому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им по­ставлен он перед­ вами здрав.

Апостол указывает на непререкаемость чуда исцеления и ту силу, которою оно совершено. Это – сила и имя Иисусовы.

Деян.4:11 . Он есть камень, пре­небрежен­ный вами зиждущими, но сделав­шийся главою угла, и нет ни в ком ином спасе­ния,

Деян.4:12 . ибо нет другого име­ни под небом, дан­ного человекам, которым надлежало бы нам спастись.

В объяснение значения и силы имени Иисусова, Апостол приводит изречение псалма, которое однажды Сам Господь приложил к Себе пред начальниками иудейскими ( Пс. 117:22 ; ср. Матф. 21:42 ). По смыслу этого изречения, Мессия представляется основным краеугольным камнем, которым пренебрегли строители здания. Распятый Христос и был этим именно Камнем, которым они, зиждущие, руководители религиозно-нравственной жизни народа, пренебрегли при устроении теократической жизни народа, но – не смотря на все – этот Камень, по воле Божией, все-таки сделался главою и основою нового здания Царства Божия на земле. Смело применяя этот смысл приведенного изречения к современным начальникам народа, распявшим Иисуса, Апостол заключает свою речь величественным исповеданием Иисуса истинным Mecсиею, Имя Которого – и только одно оно – заключает, в своей силе, спасение всей поднебесной – не только временное (вроде исцеления больного), но – что еще важнее – вечное и всеобщее (спасение от грехов со всеми последствиями их, включая и самую смерть).

Деян.4:13 . Видя смелость Петра и Иоан­на и при­метив, что они люди некнижные и про­стые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;

«Смелость Петра и Иоанна» , которые из положения обвиняемых перешли в положение основательных обвинителей полного состава Синедриона, приобретала силу в их известной всем некнижности и простоте и вызывала понятное удивление и смущение. «Возможно быть и некнижным и непростым, и простым и некнижным, но тут совпадало и то и другое. Потому и удивлялись, когда Петр и Иоанн говорили и ораторствовали» (Феофил.).

Деян.4:14 . видя же исцелен­ного человека, стоящего с ними, ничего не могли ска­за­ть вопреки.

Признание в Апостолах постоянных спутников Иисуса уверяло всех, что эти люди действительно продолжали дело Учителя своего, столь ненавистное всему Синедриону, только что предавшему Господа на смерть. Это служило, по-видимому, к неизбежному осуждению Апостолов на ту же участь, путем обвинения в религиозном или политическом преступлении. Но присутствие при сем и самого исцеленного сковывало на сей раз всякую решимость Синедриона, который ничего не мог сказать вопреки представленному Апостолами истинному объяснению чуда.

Каким образом попал в Синедрион исцеленный? Вероятно, по распоряжению самих властей, который надеялись вынудить у него отрицание чудесности исцеления, как некогда при исцелении Господом слепорожденного ( Иоан. 9 ). Но как тогда, так и теперь, Синедрион ошибся в расчетах и лишь усугубил свое посрамление и несправедливость.

Деян.4:15 . И, при­ка­за­в им выйти вон из синедриона, рас­суждали между собою,

Деян.4:16 . говоря: чтó нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, извест­но, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;

Деян.4:17 . но, чтобы более не раз­гласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об име­ни сем никому из людей.

Деян.4:18 . И, при­звав их, при­ка­за­ли им отнюдь не говорить и не учить о име­ни Иисуса.

Решение, какое предпринимает Синедрион по делу Апостолов, представляет собою решение людей растерявшихся. Сами они говорят, что всем живущим в Иерусалиме известно явное чудо Апостолов, и в то же время делают распоряжение, чтобы оно не разглашалось в народе. Впрочем, мысль решения, по-видимому, направлена более на характер объяснения чуда, нежели на самое чудо, как факт, запрещать разглашение которого было уже поздно и наивно. Синедрион запрещает именно говорить Об «имени» Иисуса, силою Которого Апостолы объясняли совершение чуда. «Какое безумие! – восклицает по сему поводу Златоуст: зная, что Христос воскрес и имея в этом доказательство Его Божества, они надеялись своими кознями утаить славу Того, Кто не удержан был смертью. Что сравнится с этим безумием? И не удивляйся, что они опять замышляют дело несбыточное. Таково уже свойство злобы: она ни на что не смотрит, но везде бывает в замешательстве».

«Отнюдь не говорить никому из людей и не учить о имени Иисуса» – не говорить даже частным образом и не учить публично.

Деян.4:19 . Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: суди́те, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?

«Справедливо ли. слушать вас более, нежели Бога» . Свое дело Апостолы делают по повелению Божию, очевидным и достаточным знаком чего служат чудеса. Это повеление тем для них обязательнее и властнее, что оно заповедывает им проповедовать не какие-либо далекие отвлеченные, не проверенные истины, а то, что они сами видели и слышали. Отказаться от права говорить об этом «невозможно» , ибо это было бы равносильно разумного человека сделать бессловесным. Этим дается понять также и то, что повеление Синедриона само вышло из рамок согласия с требованиями здравого разума и законов совести и, как такое, само справедливее заслужило той участи, на какую теперь дерзает обрекать Божественные повеления.

Деян.4:21 . Они же, при­грозив, отпустили их, не находя воз­можности нака­за­ть их, по причине народа; по­тому что все про­славляли Бога за про­исшедшее.

«Не находя возможным наказать их» , греч. μηδέν ευρίσκοντες τό πῶς κοκάσωνται αντούς , точнее слав.: «ничтоже обретше, како мучить их» , то есть: не находя того, как, на каком основании наказать их.

«По причине народа» , (срв. Матф. 21и др. под.), из боязни пред ним, в виду такого массового сочувствия и расположения к Апостолам.

Деян.4:23 . Быв отпущены, они при­шли к сво­им и пере­сказали, что говорили им первосвящен­ники и старей­шины.

«Они пришли к своим» . Свои в это время были в общем собрании (ст. 31), вероятно, молясь об освобождении Апостолов и благополучном исходе их дела. (срв. Деян.12:5 ).

Деян.4:24 . Они же, выслушав, единодушно воз­высили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворив­ший небо и землю и море и всё, что в них!

Деян.4:25 . Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятут­ся язычники, и народы замышляют тщетное?

Деян.4:26 . Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Го­с­по­да и на Христа Его.

Деян.4:27 . Ибо по­истине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, по­мазан­ного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израиль­ским,

«Единодушно. сказали» . Вероятно, один кто-либо из присутствовавших может быть, Петр, был выразителем молитвенных чувств верующих, которые, повторяя в себе слова его молитвы, делали ее, таким образом, единодушною молитвою целого общества (срв. Деян.1:24 ).

Читайте также:  Вывод движения земли вокруг солнца

В основу молитвы положено изречение II псалма Давидова ( Пс.2:1–2 ), в котором с евангельскою наглядностью изображается восстание царей и князей народных против Мессии и Самого Пославшего Его, что и случилось при осуждении и распятии Иисуса. Так как апостолы продолжали дело Мессии, то и настоящее восстание на них являлось точно также восстанием «на Господа и на Христа Его» , почему и вызывало молитву об их защите и укреплении. «Они приводят пророчество, как бы требуя от Бога исполнения обещания и вместе утешая себя тем, что враги их замышляют все тщетное. Таким образом, слова их значат: приведи все это к концу и покажи, что они замышляли тщетное». (Златоуст, срв. Феофилакт).

Принадлежность приводимого псалма Давиду не видна из надписания самого псалма, но, вероятно, указывается здесь Апостолами в силу предания.

«Помазанного Тобою» , όν έχρισας , точнее слав. «которого ты помазал» . Это последовало в крещении Его, при сошествии на Него Св. Духа.

Деян.4:28 . чтобы сделать то, чему быть пре­до­пределила рука Твоя и совет Твой.

«Сделать то» . Враги Христовы хотели сделать совсем другое – убить Иисуса, как непризнанного Мессию, но в действительности, сами того не ведая, сделали то, чему предопределила быть рука Божия всемогущества – смертью Мессии искупить все человечество и восстановить в прежнее достоинство и славу (ср. Златоуст и Феофилакт).

Деян.4:30 . тогда как Ты про­стираешь руку Твою на исцеле­ния и на соделание знаме­ний и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.

«Тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеление» , греч. εν τῶ τήν χειρά σου εκτείνειν σε ειτ ίασιν , точнее слав. «внегда руку Твою прострети Ти во исцеления» . Здесь выражается не простое указание на сопровождающие дело Апостолов знамения, как недостаточно оттеняет русский перевод, а обусловливающая успех этого дела необходимость, составляющая посему тоже предмет их молитвы. «Дай смело говорить слово Твое, в то время ( εν τῶ т.е. χρόνω ) как Ты будешь помогать (помогай!) с Своей стороны чудесными исцелениями и знамениями» – вот мысль Апостолов, искаженная русским переводом.

Деян.4:31 . И, по молитве их, по­колебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзнове­нием.

«Поколебалось место» – это было не естественное землетрясение, но чудесное (уже по тому, что поколебалось лишь «место собрания»), означавшее услышание молитвы их Богом, а вместе явившееся предвестием другого дальнейшего чудесного происшествия – исполнения верующих дерзновенною силою Духа Святого. Оно было также символом Божия всемогущества, уверявшим Апостолов, что им нечего страшиться угроз Синедриона, что защитить их силен колеблющий место их молитвенного собрания (Злат., Феофил.). Таким образом, в ободрение собравшихся верующих Господь сейчас же исполнил их молитву и даровал, чего они просили: говорить со смелостью и поддерживать их слово знамениями и чудесами. Вот они и говорили так, и место собрания «поколебалось» .

Деян.4:32 . У множества же уверовав­ших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из име­ния своего не называл сво­им, но всё у них было общее.

Деян.4:33 . Апостолы же с великою силою свиде­тель­ствовали о воскресе­нии Го­с­по­да Иисуса Христа; и великая бла­го­дать была на всех их.

Чудо исцеления хромого и великая нравственная победа Апостолов над Синедрионом при первом его восстании на новое общество – были великим событием в первохристианской Церкви. С этих пор общество христиан умножилось почти втрое сравнительно с уверовавшими первого дня Пятидесятницы. Поэтому, дееписатель опять находит нужным сделать общие замечания о внутреннем состоянии этого умножившегося общества (32–37 ст.). Как главную характеристическую черту этого общества, он указывает то, что у множества этого было полное единодушие и братская любовь: «одно сердце и одна душа» – совершенное единение в мысли, в чувстве, в воле, в вере, во всем строе духовной жизни. Подлинно, дивное явление в грешном, самолюбивом мире. Другая характерная черта, естественно истекавшая из первой – полное общение имуществ, не по принуждении и какому либо обязательному для всех закону, а совершенно добровольно, в силу одушевлявшей всех братской любви и нравственного единения.

«Никто ничего. не называл своим» , хотя была собственность, но она братски предоставлялась всем нуждающимся, в меру их нужды, устанавливая общее довольство и полное отсутствие нуждающихся. Это было характернейшее и грандиознейшее в истории человечества общество взаимопомощи, не лишенное умной и сложной организации, с особою общею кассою, которая с одной стороны беспрерывно пополнялась выручкою жертвуемых и продаваемых имуществ в общую пользу, с другой – также беспрерывно поддерживала полное отсутствие в обществе людей бедных и нуждающихся. И во главе этой мудрой организации стояли не какие-нибудь великие государственные умы, а простые Галилейские рыбаки, Апостолы, или, лучше сказать, обильно «разливавшаяся чрез них новая сила истинно-христианского благодатного одушевления», сила веры и любви ко Спасителю ( «великая благодать была на всех их» ).

Поясняя напряжение высокого одушевления верующих, дееписатель делает упоминание о великой силе проповеди Апостолов «о воскресении Господа» . Это воскресение есть основание всей христианской веры ( 1Кор. 15, 14 ), а потому является основанием и средоточием и всей Апостольской проповеди, конечно, составляя не исключительный, а лишь преимущественный, основной предмет этой проповеди.

Деян.4:34 . Не было между ними никого нужда­ю­щегося; ибо все, которые владели землями или домами, про­давая их, при­носили цену про­дан­ного

Деян.4:35 . и по­лагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду.

«Все, которые владели» , όσοι κτήτορες . υπῆρχον , «елицы господие. бяху» . Более точный смысл выражения: не «все, которые» , а – «те, которые». Равно, как и «продавая их» не говорит о том, что владетели «продавали все», не оставляя себе ничего. И то и другое было делом доброй воли и братской любви каждого и позволяло самые разнообразный степени, чуждые и тени стороннего понуждения (срв. Деян.5, 4 ).

«Полагали к ногам Апостолов» – в полное их распоряжение и ведение.

Деян.4:36 . Так Иосия, про­зван­ный от Апостолов Варнавою, что значит – сын утеше­ния, левит, родом Кипрянин,

В качестве примера упоминаемых добрых пожертвований, вероятно, более других поучительного, дееписатель указывает Иосию, прозванного апостолами Варнавою, что значит «сын утешения» . Этот Варнава, впоследствии столь известный спутник апостола Павла, был пророк ( Деян.13, 1 ), и прозвание его означало, вероятно, особенную утешительность его вдохновенно-пророческих речей ( 1Кор. 14:3 ). Он был также «левит» . Это тоже замечательно: доселе не видно было случая, чтобы священное колено склонялось перед Христом верою в Него. Зато вскоре выступают упоминания о многих священниках, покорившихся вере Христовой ( Деян.6:7 ).

«Кипрянин родом» – с острова Кипра, ближайшего к берегу Палестины на Средиземном море.

Деян.4:37 . у которого была своя земля, про­дав ее, при­нес деньги и по­ложил к ногам Апостолов.

Священники и левиты могли иметь недвижимое имущество, как видно еще из примера пророка Иеремии (Иерем. 32и дал.)

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва : Дар, 2009. / Т. 7. : Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. — 1296 с. / Деяния святых апостолов. 5-246 с. ISBN 978-5-485-00276-3

Вам может быть интересно:

  1. Первое Соборное послание Святого Апостола Петра – Глава V – профессор Александр Павлович Лопухин
  2. Толкование на Деяния святых Апостолов – Глава четвертая – Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский
  3. Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами – Толкование на Апостол из Деяний Апостольских, читаемый в неделю святой Пасхи (Деян.1:1–8) – архиепископ Никифор (Феотокис)
  4. Руководство к изучению Нового Завета. Апостол – КНИГА ДЕЯНИЙ СВЯТЫХ АПОСТОЛ – профессор Александр Васильевич Иванов
  5. Беседы на Деяния Апостольские – святитель Иоанн Златоуст
  6. Книга Деяний Святых Апостолов – Часть вторая. Церковь Христова среди язычников. (главы 13–28) – архиепископ Аверкий (Таушев)

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Adblock
detector