Меню

Незнайка луне цветные иллюстрации

247. Иллюстрированный Незнайка: откат к старому облику (пост-советские иллюстрации)

Вопрос о пост-советских иллюстрациях — это вопрос об иллюстрациях художников Борисенко и Валька. Этот вопрос рассматривается как битва подражателя с оригиналом. Главная интрига: что общего?

Я уже касался кратко этой ситуации, но понял, что необходимо провести более полный сравнительный анализ. Кое в чем придётся повториться.

Г.Вальк иллюстрировал первое книжное издание третьей части трилогии «Незнайка на Луне» в 1965 году (иллюстратор двух первых частей А.Лаптев к тому времени умер). Чёрно-белые рисунки были в тексте. В 1967 году текстовые ч/б рисунки были дополнены страничными цветными иллюстрациями на вклейках (8 штук).

Худ. Г.Вальк. «Незнайка на Луне» (1965, ч/б) Худ. Г.Вальк. «Незнайка на Луне» (1967, ч/б+8 цв.)

В 1993 году издательством «Библиополис» была выпущена первая книга трилогии с цветными рисунками А.Борисенко. Вскоре с цветными рисунками А.Борисенко последовали и две другие части трилогии. В 1994 году вышел «Незнайка в Солнечном городе». В 1995 году — «Незнайка на Луне» в двух томах (по данным РГБ, Фантлаб как самое раннее отмечает только издание от «Оникса» 1999 года).

Худ. А.Борисенко. «Приключения Незнайки» (1993) Худ. А.Борисенко. «Незнайка в Солнечном городе» (1994)

Худ. А.Борисенко. «Незнайка на Луне», т. 1 (1995) Худ. А.Борисенко. «Незнайка на Луне», т. 2 (1995)

Всеобщее мнение таково, что иллюстрации А.Борисенко сделаны «под Валька». Но в момент издания этих иллюстраций (1993-1995 гг.) в заблуждение пока никто не вводился: первые две книги трилогии Вальк вообще не иллюстрировал. Даже и «Незнайку на Луне» можно было отличить: у Борисенко иллюстрации все цветные, а у Валька — чёрно-белые (издание с восемью цветными вклейками было редкостью, я, например, про него в детстве и не слыхивал).

И тут случилось. В 1997 году вышла вся трилогия с цветными иллюстрациями 80-летнего Г.Валька! Это, конечно, событие. Но теперь цветных персонажей Борисенко и цветных персонажей Валька, действительно, стали путать.

Худ. Г.Вальк. «Приключения Незнайки» (1997, цв.) Худ. Г.Вальк. «Незнайка в Солнечном городе» (1997, цв.)

Худ. Г.Вальк. «Незнайка на Луне», т. 1 (1997, цв.) Худ. Г.Вальк. «Незнайка на Луне», т. 2 (1997, цв.)

Повторюсь. Мне кажется, Борисенко делал постмодернистский проект: какими были бы иллюстрации ко всем трём книгам о Незнайке, если бы их делал обожаемый Вальк и делал бы в цвете. То есть это фанфик. В чём отличие от обычного фанфика? Борисенко очень хорошо рисует. Поэтому иллюстрации Борисенко к «Незнайке» — не раскрашенная копия, а авторский проект.

Посмотрим, что произошло с первой книгой трилогии. Здесь хронология такова: 1) существовали канонические иллюстрации А.Лаптева 1954 года, 2) Борисенко сделал свои иллюстрации «под Валька» в 1993 году, 3) Вальк впервые создал цветные иллюстрации в 1997 году.

1) Сопоставимые персонажи

Худ. Борисенко Худ. Вальк

2) Заготовка грибов

Худ. Борисенко 1 Худ. Борисенко2

3) Сбор яблок

Худ. Лаптев Худ. Борисенко Худ. Вальк

Для первой книги трилогии интересно то, что в этом случае Борисенко действовал «под Валька» без имеющегося образца. А Вальк был догоняющим. Кое-какие закономерности видны уже по илюстрациям к первой книге, но выводы пока делать рано.

А вот делая «Незнайку на Луне», Борисенко уже не мог игнорировать предшествующий цикл Валька (1965-67 гг.), да, кажется, и не стремился к оригинальности. Он часто брал за основу чёрно-белые композиции Валька. А Вальку на этот раз пришлось в цвете переосмысливать свои собственные рисунки тридцатилетней давности.

Читайте также:  Трактор ехал по луне

1) Борисенко использует композицию Валька.

1.1) Детали изменены, но персонаж — тот же и композиция очень узнаваема (у Валька это, к тому же, одна из немногих полностраничных цветных иллюстраций из первых изданий — для «цветного» издания, кстати, он её перерисовал, незначительно изменив).

Худ. Борисенко Худ. Вальк

1.2) Здесь персонажи у обоих художников за столиком, хотя и зеркально расположены. В них уже можно запутаться — Борисенко кое-кого надписывает.

Худ. Борисенко Худ. Вальк

1.3) Эту картинку Борисенко делает на разворот. Но композицию сохраняет (опять зеркальную).

Худ. Борисенко 1 Худ. Худ. Борисенко 2

2) Борисенко упрощает композицию Валька.

2.1) Убирает болотную растительность. Но само шествие Скуперфильда по болоту сохраняет.

Худ. Борисенко Худ. Вальк

2.2) Более сложный пример упрощения: делает фокус в одном месте, чтобы глаза не разбегались по многочисленным центрам картинки.

Худ. Борисенко Худ. Вальк

2.3) Упрощает — не значит примитивизирует. Иногда упрощение приводит к большей динамичности.

Худ. Борисенко Худ. Вальк

3) Борисенко усложняет и укрупняет композицию Валька.

3.1) Иногда Борисенко вводит в картинку Валька дополнительных персонажей. Получаются многоцентровые композиции, которые даже странно видеть у Борисенко.

Худ. Борисенко Худ. Вальк

3.2) Укрупнение — это когда Борисенко берёт картинки Валька в тексте (тогда ещё чёрно-белые) и делает из них страничные иллюстрации, добавляя фон.

Худ. Борисенко Худ. Вальк

4) Борисенко переносит акценты.

А вот это случаи особые: Борисенко не сказать, что упрощает — он решительно отказывается видеть самостоятельность второстепенных персонажей. Вот Селёдочка и Фуксия — женщины-исследовательницы, которые совместно со Знайкой осуществляют его научные замыслы. Они частенько всплывают в тексте третьей книги. Вальк пытался их индивидуализировать (головные уборы на них — согласно их именам). Но ярких персонажей их них всё равно не получается. Борисенко этих дам решительно обезличивает и уводит на второй план. Теперь это красивая подпевка для солиста Знайки.

Худ. Борисенко Худ. Вальк

Нельзя сказать, что Борисенко в этом вопросе не прав.

У Борисенко Незнайка такой, каким в представлении наивного советского человека его мог бы нарисовать американский художник (тот, который «Чип-и-Дейла» нарисовал). Незнайка плотный, но подтянутый (у Валька он несколько одуловат). Незнайка избавился от рефлексий, стал мужественнее и увереннее — хотя Знайка его за вихры, по-прежнему, таскает (ну так и Знайка американизировался — теперь точно стал «яйцеголовым»).

За основу рисунков Борисенко взяты персонажи Валька — это бесспорно. Вальковский Незнайка — это бренд. Ну, тогда Борисенко произвёл ребрендинг. В 1993 году ещё казалось, что уничтожить надо только коммунистическую идеологию, а всё полезное советское нужно просто привести в соответствие с американским стандартом — и будет нам счастье. Ребрендинг Незнайки — один из немногих удачных опытов.

Линия рисунка у Борисенко твёрже; цвета яркие, без оттенков; фигуры укрупнены; композиции избавлены от мелких деталей. Всё это сделано уверенной рукой и, надо признать, осовременило вальковского Незнайку. Но сильно упростило иллюстрации как целостное явление. У Валька была «сюита», у Борисенко — чередование кадров.

Источник

248. Иллюстрированный Незнайка: первые иллюстраторы «Незнайки на Луне».

«Семья и школа». 1964. N 9

Сюрприз всё же случился. Правда, из-за моей невнимательности хронология иллюстрирования «Незнайки» будет нарушена.

Читайте также:  Горизонтальный параллакс луны формула

Все первые журнальные публикации частей трилогии иллюстрировали совсем не те художники, которые иллюстрировали первые книжные издания. Про первую журнальную публикацию «Незнайки на Луне» я узнал только на страничке Фантлаба . Удивился, что повесть печаталась в таком журнале как «Семья и школа» (1964-1966). А журнал был специфический, я его с детства помню: мама-учительница выписывала. На обложке всегда фотографии, никаких рисунков. Содержание младшекласснику казалось скучным. При подборе материалов к своим статьям нигде ничего не встречал про иллюстрации к первому журнальному изданию «Незнайки на Луне». Ну и решил, что иллюстраций там не было. Непростительная самоуверенность для человека, который посвятил себя незнайковедению.

Добыл случайно электронный конволют с вырезками про Незнайку из «Семьи и школы», лениво начал листать — и ахнул. Картинки есть, да к тому же всенародно любимой художницы — Л.Филипповой. А ведь на Фантлабе все номера «Семьи и школы» с «Незнайкой на Луне» приведены, художница везде указана, а для 1964 года ещё и все иллюстрации приложены.

Рисунки Филипповой узнаваемы с первого взгляда — без них в советское время не обходился ни один номер «Весёлых картинок». Поразительно, что самую взрослую часть трилогии иллюстрировала самая детская художница. Вот для примера разворот из «Весёлых картинок» — типичный для Филипповой. Она любила рисовать собственные фантазии: подробные, многофигурные.

Так же она и «Незнайку на Луне» начинает — никто и не догадается, что эта иллюстрация оттуда. Начало мощное и очень шестидесятническое. Тогда в такой манере и для взрослых рисовали. Здесь Филиппова рисует собственные вариации на тему жизни внутри Луны (лифты в центр спутника, выгул пташек в скафандрах на поверхности и т.п.).

Филлипова была мастером одиночной журнальной иллюстрации. Книг с её иллюстрациями я не помню. Рисовать циклы, «сюиты» — это было не для неё. Наверное, иллюстрации в «Семье и школе» не стали вершиной творчества Филипповой. Но ведь «Незнайка на Луне» — произведение культовое, всякие иллюстрации к нему имеют свою, особенную, ценность.

«Незнайка на Луне» с иллюстрациями Л.Филипповой печатался в журнальных выпусках с июля 1964 года по февраль 1966 года. В 1964 году были позволены по одной страничной двухцветной иллюстрации в каждом номере журнала, позже — только маленькие картинки в тексте.

В 1965 году, ещё до завершения журнальной публикации, вышло книжное издание с иллюстрациями Г.Валька. Разница в манере художников очевидна, тем забавнее сравнить схожие сюжеты.

а) Состояние невесомости в коммуне коротышек. Незнайка парит.

Худ. Л.Филиппова Худ. Г.Вальк

б) Строительство ракеты. Незнайка интересуется. Кстати, у Филипповой руководят строительством ракеты только малышки Фуксия и Селёдочка, Знайки на стройплощадке не видать. У Валька он входит в число руководителей и что-то обсуждает с Фуксией (Селёдочка куда-то запропостилась). А через 30 лет, в цветном варианте, у Валька один Знайка управлять строительством будет.

Худ. Л.Филиппова Худ. Г.Вальк

в) Знайка прекратил состояние невесомости и грохнулся.

Худ. Л.Филиппова Худ. Г.Вальк

На картинке у Филипповой Знайка дерётся с Незнайкой. Странно. У Валька Знайка в одностороннем порядке доминирует над Незнайкой. Это важное психологическое различие, влияющее на отношение к Знайке. Я с детства воспринял интерпретацию Валька.

Худ. Л.Филиппова Худ. Г.Вальк

Решил уточнить. Перечёл этот фрагмент.

Права Филиппова: дерутся на равных. Знайка не такой уж и альфа-самец. Хотя, теперь я у него новый грешок нашёл: первооткрывателями в полётах на Луну были Фуксия и Селёдочка. Но Знайка как-то оттёр их на задний план. Видать, пиарился лучше. Хорошо хоть, Незнайка время от времени напоминал ему о равенстве недоросля и академика.

Читайте также:  Диск луны во время полного лунного затмения

а) Незнайка и Пончик у иллюминатора в момент прилунения.

Худ. Л.Филиппова Худ. Г.Вальк

б) Незнайка и Пончик выходят в скафандрах на поверхность Луны. Нечастый для обоих художников случай страничной цветной иллюстрации (у Валька она появилась в издании 1967 года).

Худ. Л.Филиппова Худ. Г.Вальк

а) Заседание Большого Бредлама

Худ. Л.Филиппова Худ. Г.Вальк

б) Скуперфильда привязывают к дереву в лесу.

Худ. Л.Филиппова Худ. Г.Вальк

б) Скуперфильд освобождается.

Худ. Л.Филиппова Худ. Г.Вальк

Худ. Л.Филиппова Худ. Г.Вальк

Мне кажется, что забытые иллюстрации Л.Филипповой всё же хорошо передают юмор и эксцентричность третьей книги трилогии про Незнайку. В иллюстрациях Л.Филипповой больше духа того времени, когда Носов создавал своего весёлого «Незнайку на Луне».

Фантлаб сообщает о газетной публикации отрывка из «Незнайки на Луне» с иллюстрациями Л.Смехова в газете «Литературная Россия»: https://fantlab.ru/edition160615. Публикация была в ноябрьском номере, то есть художник Смехов — второй, после Филипповой (та с июля публикуют иллюстрации), иллюстратор «Незнайки на Луне»

«Литературная Россия». 27 ноября 1964 г.

Отрывок посвящён полёту на Луну — животрепещущая была тема для 1964 года. Серьёзные издания не гнушались подбавить юмора в эту тему. Никто ведь не сомневался в том, что первая высадка на Луне будет советской.

Источник

Незнайка луне цветные иллюстрации

Размер шрифта:
14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24

Цвет текста:
Установить
Цвет фона:
Установить

Глава первая
КАК ЗНАЙКА ПОБЕДИЛ ПРОФЕССОРА ЗВЁЗДОЧКИНА

Глава вторая
ЗАГАДКА ЛУННОГО КАМНЯ

Глава третья
ВВЕРХ ДНОМ

Глава четвертая
НЕОЖИДАННОЕ ОТКРЫТИЕ

Глава пятая
ГРАНДИОЗНЫЙ ЗАМЫСЕЛ ЗНАЙКИ

Глава седьмая
КАК НЕЗНАЙКА И ПОНЧИК ПРИБЫЛИ НА ЛУНУ

Глава восьмая
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НА ЛУНЕ

Глава девятая
КАК НЕЗНАЙКА ВСТРЕТИЛСЯ С ФИГЛЕМ И МИГЛЕМ

Глава десятая
В КАТАЛАЖКЕ

Глава одиннадцатая
ОСВОБОЖДЕНИЕ

Глава двенадцатая
НОЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Глава тринадцатая
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБЩЕСТВА ГИГАНТСКИХ РАСТЕНИЙ

Глава четырнадцатая
ПЕРВЫЕ ТРУДНОСТИ

Глава пятнадцатая
ДЕЛО НАЛАЖИВАЕТСЯ

Глава шестнадцатая
НА СЦЕНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ГОСПОДИН СПРУТС

Глава семнадцатая
БОЛЬШОЙ БРЕДЛАМ

Глава восемнадцатая
КАК СКУПЕРФИЛЬД ПОПАЛ В ЛОВУШКУ

Глава девятнадцатая
БЕГСТВО

Глава двадцатая
ГИБЕЛЬ ОБЩЕСТВА ГИГАНТСКИХ РАСТЕНИЙ

Глава двадцать первая
ПРИКЛЮЧЕНИЯ СКУПЕРФИЛЬДА

Глава двадцать вторая
КАК НЕЗНАЙКА И КОЗЛИК ПРИБЫЛИ В САН-КОМАРИК

Глава двадцать третья
В «ТУПИЧКЕ»

Глава двадцать четвертая
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПОНЧИКА

Глава двадцать пятая
ПАНИКА НА ДАВИЛОНСКОЙ БАРЖЕ

Глава двадцать шестая
НЕЗНАЙКА РАБОТАЕТ

Глава двадцать седьмая
ПОД МОСТОМ

Глава двадцать восьмая
КОГДА ИСЧЕЗЛА РАКЕТА

Глава двадцать девятая
ЗНАЙКА СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ

Глава тридцатая
БОРЬБА НАЧИНАЕТСЯ

Глава тридцать первая
КОЛОСОК ПОЛУЧАЕТ СЕМЕНА ГИГАНТСКИХ РАСТЕНИЙ

Глава тридцать вторая
НЕВЕСОМОСТЬ ИДЕТ В НАСТУПЛЕНИЕ

Глава тридцать третья
ПОНЧИК ПЕРЕВОСПИТЫВАЕТСЯ

Глава тридцать четвертая
НЕЗНАЙКА НА ДУРАЦКОМ ОСТРОВЕ

Глава тридцать пятая
ВРЕМЯ БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕН

Глава тридцать шестая
К ЗЕМЛЕ

Источник

Adblock
detector