Меню

Ни солнца мне не виден свет ни для корней моих простору нет ссп

Задание 73 § 10 Виды сложносочинённых предложений 9 класс Разумовская М.М.

И опять невыполнимое для меня задание, если для кого-то эта миссия была выполнимой — сообщите как вы это сделали.
Спишите, расставляя знаки препинания и восстанавливая правописание слов.
Укажите вид сложносочинённых предложений. Подчеркните союзы и грамматические основы. Назовите, какие виды односоставных предложений здесь представлены.
1) Однозвучно гр..мит колокольчик
И дорога пыли(т, ть)ся слегка
И уныло по ровному полю
Разл..вае(т, ть)ся песнь ямщика.
(И. Макаров)
2) Ни солнца мне (н..) виден свет
Ни для корней моих простору нет.
(И. Крылов)
3) Утром горы (н..) обыкновенно хороши и (н..) вольно пережива..шь такое бодрое и хорошее чу(?)ство. Голубое небо точно выше и дыш..(т, ть)ся так легко.(Д. Мамин-Сибиряк) 4) Сквозь тучи на небе (н..) ясно просвечивало солнце и это к..залось мне хорошим предзн..менованием. Часов в восемь на западе начала сверкать молния и послышался отд..лённый гром. Иногда молнии вспыхивали в одном месте и мгновенно получались электрические р..зряды где (нибудь) в другой стороне. (В. Арсеньев)5) Все устали и надо было сделатьпривал да и погода заметно ухудшилась. 6) Проводник поставил п..латку разл..жил костёр остальные то (же)готовились к ночлегу. (В. Арсеньев)
1. Определите, какими смысловыми отношениями связаны части данных сложносочинённых предложений (одновременность событий и действий, их последовательность, значения причинно-следственного характера, присоединения).
2. Как влияет на тональность речи употребление повторяющегося союза и между частями сложносочинённого предложения (см. пример 1)?
3. Составьте схему 1-го предложения.

Источник

Запятая между частями сложносочинённого предложения

Знаки препинания в сложном предложении

Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая.

При этом между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы и, да в значении «и», ни…ни ), противительные (союзы а, но, да в значении «но», однако, же, зато, а то, впрочем ), разделительные (союзы или, либо, ли… или, ли… ли, то ли… то ли, то… то, не то… не то ), присоединительные (союзы да и, и притом, также, тоже, значит ) и пояснительные (союзы а именно, то есть, или в значении «то есть»):

а) Повествование у меня получается строго документальным, и дальше я должен идти избранной стезей (Чив.); И вновь одиноко заблещет вода, и глянет ей в око ночная звезда (Забол.); Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет, ни ветеркам вокруг меня свободы (Крыл.);

б) Мать ехала с отцом со станции Сиверской, а мы, дети, выехали им навстречу (Наб.); В окнах дома блестел ленинградский слепой свет, но для нас обоих и это место и этот свет казались священными (Пауст.); Дорого, зато хорошая вещь; Антон Семенович, разрешите проводить девчат из Пироговки, а то они боятся (Мак.); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Купр.); Все ребята хотели тебя здесь дожидаться, да я отговорил (Фад.); В этом году ему не удалось поступить в институт, впрочем все еще было впереди ;

в) Слышался ли в открытые окна трезвон городских и монастырских колоколов, кричал ли на дворе павлин, или кашлял кто-нибудь в передней, всем невольно приходило на мысль, что Михаил Ильич серьезно болен (Ч.); Блеснет ли день за синею горою, взойдет ли ночь с осеннею луною, я все тебя, далекий друг, ищу (П.); Не то дождь моросит, не то снежная крупа сыплется; То ли не нравится работа машинистки, то ли не понравился этот Филимонов (Сим.); То он собирался поступить в зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу (Кав.);

Читайте также:  Коротковолновое излучение радиоизлучение корпускулярное излучение солнца

г) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм; и притом осторожность никогда не мешает (Я.); Я собралась уезжать, брат тоже складывал вещи; От тепла и сырости его клонило в сон, да он и не старался противиться (Сим.); Тучи надвигаются, значит будет дождь ;

д) Нужно добывать именно хлеб, то есть нужно пахать, сеять, косить, молотить (Ч.); Отец всегда старался занять детей интересным делом, а именно он покупал новые книги, придумывал забавные игры.

Примечание. Союзы ли…или в сложносочиненном предложении относятся к повторяющимся союзам. Это же сочетание союзов может использоваться и в предложении со сказуемыми, отнесенными к общему подлежащему, тогда запятая перед или не ставится. Ср.: Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит (Л.). – Видит ли он это или не видит – не столь важно.

В сложносочиненном предложении с одиночными союзами и, да (в значении «и»), или, либо запятая не ставится в следующих случаях:

1) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общую придаточную часть: В ветер леса́ шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам (Пауст.); Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края (Пришв.); К полудню черные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди (Пауст.); Когда взошло солнце, роса высохла и трава позеленела ; если же придаточная часть относится только к одной из частей сложносочиненного предложения, то вторая часть его отделяется запятой: Когда я крепко двинул лыжи под гору, облако холодной снежной пыли взвилось мне навстречу, и по всему девственно-белому, пушистому косогору правильно и красиво прорезались два параллельных следа ;

2) если части сложносочиненного предложения имеют общее вводное слово, общий обособленный член или общую, поясняемую ими, часть сложного предложения: Словом, время уже истекло и пора было уходить; Вопреки предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал; Было у Анны необъяснимое ощущение : еще чуть-чуть и вся эта история кончится (Щерб.); Останавливаться было нельзя : ноги засасывало и следы наливались водой (Пауст.);

3) если части сложносочиненного предложения представляют собой номинативные предложения: Слышишь? Хриплый стон и скрежет ярый! (П.); однако если номинативных предложений больше, чем два, и союз и повторяется, то запятые ставятся – по правилу, которое действует при выделении однородных членов предложения (см. § 26): Шипенье подводного песка, неловкого краба ход, и чаек полет, и пробег бычка, и круглой медузы лед (Багр.); И голубой дымок, и первых встреч неясная тревога, и на плечи наброшенный платок, казенный дом и дальняя дорога (Сим.) (в последней части – казенный дом и дальняя дорога – запятой нет, так как эта часть воспринимается как единое целое; повторение союза и прервалось перед частью казенный дом );

Читайте также:  Сияющее солнце horizon zero dawn

4) если части сложносочиненного предложения представляют собой безличные или неопределенно-личные предложения с одинаковой формой сказуемого: С деревьев капало и вокруг пахло листвой; Зрителей разместили вокруг арены и на арену вывели участников представления ;

5) если части сложносочиненного предложения представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения; объединяющей здесь оказывается интонация, а в побудительных предложениях могут быть и общие частицы: Где будет собрание и кто его председатель? – общая вопросительная интонация; Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! – общая восклицательная интонация; Пусть светит солнце и птицы поют! – общая частица.

Источник

I. Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному.

Тетратека

I. Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному

§ 136. Запятая ставится между предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение посредством повторяющихся союзов и. и, ни. ни, или. или и т. п., например:

И все тошнит, и голова кружится, и мальчики кровавые в глазах.

Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет, ни ветеркам вокруг меня свободы.

Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид.

§ 137. Запятая ставится между предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение посредством союзов и, да (в значении «и»), да и, или, либо, а также союзов а и да (в значении «но») (о точке и о точке с запятой перед этими союзами см. §§ 127 и 131, п. 2), например:

Море глухо роптало, и волны бились о берег бешено и гневно.

Несколько в стороне от него темнел жалкий вишневый садик с плетнем, да под окнами, склонив свои тяжелые головы, стояли спавшие подсолнечники.

Соловей допел свои последние пески, да и другие певчие птицы почти все переставали петь.

Пусть перебирается в деревню, во флигель, или я переберусь отсюда.

Максим Максимыч сел за воротами на скамейку, а я ушел в свою комнату.

Видит око, да зуб неймет.

Примечание. Запятая перед союзами и, да (в значении «и»), или, либо не ставится, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение. Наличие общего второстепенного члена или общего придаточного предложений тесно связывает такие предложения в одно целое, например:

По улицам двигались грузовики и мчались легковые машины.
От пристани каждое утро отходил катер или отплывала лодка.
Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крылу домика в Васильевском.

§ 138. Запятая ставится между независимыми предложениями, объединяемыми в одно сложное без помощи союзов или посредством союзов но, однако, все же, тем не менее, лишь в тех случаях, когда такие предложения тесно связаны между собой по смыслу (о точке с запятой перед этими союзами см. § 131, п. 1), например:

Читайте также:  Как выглядит амулет солнца

Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.

Солнце зашло за горы, но было еще светло.

С утра шел дождь, однако к полудню небо прояснилось.

§ 139. Запятая ставится между придаточными предложениями, относящимися к одному главному.

Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озер, какие чудесные растут леса.

Если такие придаточные предложения соединены посредством одиночных союзов и, да (в значении «и»), то между ними никакого знака препинания не ставится, например:

Она мечтала вслух о том, как она будет жить в Дубечне и какая это будет интересная жизнь.

Вот мы сидим сиротливо и не знаем, куда поплывем и что ожидает нас в будущем.

Источник

Ни солнца мне не виден свет ни для корней моих простору нет ссп

Сочинительные союзы связывают

− однородные члены предложения;

− простые предложения в сложносочинённом предложении;

− однородные предложения в составе сложноподчинённого предложения.

Умный знает и спросит, а глупый не знает и не спрашивает.

В этом предложении союз и соединяет однородные сказуемые, а союз а— простые предложения в составе

По значению сочинительные союзы делятся на 4 разряда:

1) соединительные: И, ДА (в значении И), НИ-НИ, И — И, НЕ ТОЛЬКО — НО И, КАК — ТАК И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ

Большие белые облака плыли тихо и высоко, и жаркий летний день лежал неподвижно на безмолвной земле.

Лицо её было бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели.

Только волны плещут в бешеной скачке, да злобно ревёт перекат.

Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет .

2) противительные: А, НО, ДА (в значении НО), ЗАТО:

Не легли ещё тени вечерние, а луна уж блестит на воде.

Дома новы, но предрассудки стары.

Страна огромна, да дороги не столь часты.

3) разделительные: ИЛИ, ЛИБО, ТО — ТО, НЕ ТО — НЕ ТО, ИЛИ — ИЛИ, ТО ЛИ — ТО ЛИ:

Д а, я могу жить только так, или я не могу жить вовсе. (А. Фадеев)

То тут, то там изредка вспорхнёт вспугнутая нами птица или зацокает бекас.

То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь.

То ли от своей учёности, то ли от природной наивности Дима совсем не понимал шуток.

4) Сопоставительные (градационные) союзы: КАК. ТАК И, НЕ ТОЛЬКО. НО И, ЕСЛИ НЕ. ТО, ХОТЯ И. НО, НЕ СТОЛЬКО. СКОЛЬКО, НЕ ТО ЧТО. А, НЕ ТО ЧТОБЫ. А И др. Эти союзы всегда двойные, объединяют они два однородных члена или две части сложносочинённого предложения, которые сопоставляются друг с другом, в каком-либо отношении сравниваются, причем значение это передается часто с помощью градации: значимость второго компонента сочиненного ряда по отношению к первому усиливается, нарастает или, наоборот, ослабляется.

По утрам в нашей избе было не то что дымно, а как-то хмарно;

Утро было не столько холодное, сколько сырое и туманное.

Источник

Adblock
detector