Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Еккл. 1:9
Свт. Григорий Нисский
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем
См. Толкование на Еккл. 1:8
Блж. Августин
Ст. 9-10 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас
Некоторые полагают, будто бы и то, что написано в первой главе книги Соломона, называемой «Екклесиаст»: Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас (Еккл. 1:9-10) , — сказано об этих кругообращениях, возвращающих и восстанавливающих все в одном и том же виде. Но он сказал это или о том, о чем говорил выше, то есть о поколениях, из которых одни проходят, другие приходят, о круговых движениях солнца, о течениях рек или, пожалуй, о родах всех вещей, которые появляются и исчезают. Были, например, люди и прежде нас, существуют они и вместе с нами, будут и после нас; так же точно те или другие животные и деревья. Самые особенные явления, выходящие из ряда обыкновенных, хотя отличаются одни от других, и о некоторых из них рассказывается, что они были только единожды — насколько они вообще чудесны и особенны, — непременно и прежде были и будут; ничего нового и небывалого не представляет собой то, что особенные явления бывают под солнцем.
Некоторые, впрочем, толковали эти слова в том смысле, будто премудрый хотел дать понять, что совершенно все было сделано в предопределении Божьем, и потому ничто не ново под солнцем. Во всяком случае, с правою верой несовместима мысль, будто этими словами Соломон обозначил те кругообращения, которые, по мнению некоторых, повторяют те же самые времена и те же самые временные вещи; так что, например, как в известный век философ Платон учил учеников в городе Афинах в школе, называвшейся Академией, так и за несметное число веков — прежде через весьма обширные, но определенные периоды — повторялись тот же Платон, тот же город, та же школа и те же ученики, и впоследствии, по прошествии бесчисленных веков, снова должны повториться.
Чуждо, говорю, это нашей вере. Ибо Христос однажды умер за грехи наши; восстав же, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6:9); и мы по воскресении всегда с Господом будем (1 Фес. 4:17), Которому одному только мы говорим то, что внушается в священном псалме: Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек (Пс. 11:8). Вполне соответствующим этому считаю и последующее слова: …повсюду ходят нечестивые (Пс. 11:9), — не потому, что жизнь их будет проходить через воображаемые ими круги, а потому, что таков именно путь их заблуждения, то есть ложное учение.
О Гpage Божьем.
Блж. Иероним Стридонский
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем
Что есть то, что было? Тоже, что будет. И что есть то, что сделано? Тоже, что сделается. И нет ничего нового под солнцем. Мне кажется, что о том, что исчислил выше, – о прехождении родов, о стоянии земли, восходе и заходе солнца, течении рек, обширности океана и обо всем что узнаем мы мыслию, или зрением, или слухом, теперь он говорит вообще, что нет ничего в природе вещей, чего бы не было прежде. Ибо от начала мира и люди рождались и умирали, и земля стояла, повешенная на водах, и восходившее солнце заходило; и чтобы не упоминать о слишком многом, Богом Творцом давалось и птицам летать, и рыбам плавать, и животным земным ходить, и ползающим пресмыкаться. Нечто подобное сей мысли высказал и комический поэт: «Ничего не сказано, чего не было б сказано прежде» (Terent. In Prolog. Eunuchi).
Поэтому учитель мой Донат, когда объяснял этот стишок, говорил: «да погибнут те, кои прежде нас сказали наше». Если в области слова не может быть сказано ничего нового, то тем более ничего не может быть нового в порядке мира, который от начала так совершен, что Бог в день седмый почил от дел своих. В одной книге я читал: если все, что сотворено под солнцем, было в прошедшие века, прежде чем появилось теперь, а человек создан уже по сотворении солнца: то следует, что и человек был прежде чем появился под солнцем. Но это заключение не имеет места, потому что в таком случае можно сказать, что и скоты, и насекомые, и все малые и великие животные были прежде, чем создано небо. Впрочем, может быть возражатель ответит на это, что из дальнейшего видно, что у Екклезиаста речь идет не о прочих животных, а о человеке, так как он говорит: «нет ничего нового под солнцем, о чем кто-либо говорил и сказал: вот это новое.» Говорят не животные, а только человек, и если бы животные говорили, что это новое, то и уничтожалось бы положение, что нет ничего нового под солнцем.
Толкование на книгу Екклезиаст.
Ориген
Ст. 9-10 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас
Нам кажется, что именно таким способом мы, может быть, мыслим о Боге благочестиво, сообразуясь с нашей немощью, чтобы не назвать творение нерожденным и совечным Богу, или наоборот, чтобы не говорить о том, что Бог в начале не творил ничего благого, но лишь потом Он обратился к тому, чтобы его творить. Действительно, истинно суть слово Писания: Всё премудростью Ты сотворил (Пс. 103:24; LXX). И если все сотворено было через Премудрость и Бог существовал всегда с Премудростью, то в Премудрости согласно предызображению и предначертанию то, что позже обрело субстанциональное существование. Я думаю, это имеет в виду Соломон в Екклесиасте: Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас (Еккл. 1:9-10) . Итак, если единичные вещи, что суть под солнцем, уже существовали в веках, которые были прежде нас, ибо нет ничего нового под солнцем, то, без сомнения, всегда существовали роды, виды, а может быть, и единичные вещи, ведь оказывается совершенно справедливым, что Бог никогда не начинал быть творцом, будто Он не был им прежде.
…Мы скажем, что Бог впервые начал действовать не тогда, когда сотворил этот видимый мир, но мы верим, что как после разрушения этого мира будет иной мир, так и прежде существования этого мира были иные миры. То и другое мы подтвердим авторитетом божественного Писания. Что будет иной мир после этого мира, об этом учит Исаия, говоря: Новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь (Ис. 66:22). А что до этого мира были иные миры, это показывает Екклесиаст, говоря: Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас (Еккл. 1:9-10) . Эти свидетельства доказывают то и другое вместе, то есть что века были прежде [этого мира] и будут после. Однако не следует думать, что многие миры существуют вместе, но что другие миры получат начало после этого мира, о чем здесь нет нужды говорить подробно, так как мы уже сделали это выше.
О началах.
Лопухин А.П.
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем
Постоянное, однообразное движение вещей в одном и том же направлении, движение по своей окружности, конечно, не может произвести ничего нового. Результаты его всегда одни и те же.
Толковая Библия.
Источник
Ничто не ново под солнцем
Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений. — М.: Русский Язык . Н.Т. Бабичев, Я.М. Боровской . 1982 .
Смотреть что такое «Ничто не ново под солнцем» в других словарях:
Ничто не ново под луной — Из стихотворения «Опытная Соломонова мудрость, или Выбранные мысли из Екклесиаста» (1797) Николая Михайловича Карамзина (i 766 1826): Ничто не ново под луною: Что есть, то было, будет ввек. И прежде кровь лилась рекою, И прежде плакал человек. … … Словарь крылатых слов и выражений
ничто не ново под луною(солнцем) — что кажется новым, было, но уже забыто Ср. Ничто не ново под луною: Что есть, что было, будет ввек; И прежде кровь текла рекою, И прежде плакал человек. Карамзин. Ср. Alles schon dagewesen. Ср. Schon dagewesen dagewesen. K. Gutzkow. Uriel Akosta … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Ничто не ново под луною(солнцем) — Ничто не ново подъ луною (солнцемъ). Поясн. (Что кажется новымъ, было, но уже забыто.) Ср. Ничто не ново подъ луною: Что̀ есть, что̀ было, будетъ въ вѣкъ; И прежде кровь текла рѣкою, И прежде плакалъ человѣкъ. Карамзинъ. Ср. Alles schon dagewesen … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Конкурс песни Евровидение 1966 — Конкурс песни Евровидение 1966 … Википедия
Дов Ханин — Дов (Борис) Ханин (родился 10 января 1958 года), юрист, доктор политических наук, депутат Кнессета от партии Хадаш (ивр. חד ש), активист движения по охране окружающей среды и борец за равенство в социальной сфере. В ноябре 2008 года… … Википедия
Ханин, Дов — Дов Ханин דב חנין Имя при рождении: Борис Д … Википедия
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
Белинский, Виссарион Григорьевич — — родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… … Большая биографическая энциклопедия
Список звёзд и планетных систем в фантастике — Содержание 1 Ярчайшие звёзды 2 Ближайшие звёзды … Википедия
Источник
Православная Жизнь
Книгу Екклесиаста называют депрессивной. Но для христианина в ней – лишь обличение сути мира, абсолютно пустого и заблудившегося, ослепленного и отрёкшегося от Бога. Как тягостные мысли ветхозаветного Проповедника помогут нам спокойнее смотреть на вещи, поговорим сегодня.
«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета!» (Еккл. 1:2). Наверняка вы не раз слышали эту фразу. Навеяло депрессию? Но от чего же? Автор в очередной раз срывает маску с ряженого в ветхие одежды мира. Жизнь человека здесь имеет ограниченный лимит, и глупо думать, что вся соль существования в том, чтобы «прожить на все 100 и умереть молодым».
Любопытство и страх, эффект толпы и чувство собственной важности выступают главными инструментами князя мира сего и его приспешников в человеческом обличии. Задачей дьявола всегда была гибель людей. Вечная, а не физическая. Именно поэтому он успешно обманывает миллиарды ежесекундно, подкидывая им внешние события в качестве приманки. Тренды и знаменитости, новые философские течения и жуткие новости, политические потрясения и бесконечные ток-шоу лишь заставляют людей испытывать эмоции и отравлять себе душу ошибочными выводами и последующими действиями.
На наших глазах за последние 30-50 лет произошло такое количество исторических событий! И каждый раз мы с замиранием сердца думаем: «Что же дальше…». А дальше все как-то утихает и жизнь продолжается. Да, потрясения, безусловно, могут уносить людские жизни и сеять горе. Важно, как в этих обстоятельствах поведем себя мы, будучи либо непосредственными участниками, либо далекими зрителями.
«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9). История идет по спирали. Каждое поколение переживает по природе примерно одни и те же испытания, в которых человек и делает свой свободный выбор в сторону добра или зла. Круг символичен для христианства. Утро сменяется днем, день вечером, а затем ночью. Недели, месяцы, времена года и 365 дней, которые вновь повторяются в своем круговороте. Человек лишь наполняет творческой энергией содержание, но время циклично. Вспомните, может быть, то, с чем вы уже сталкивались 10-15 лет назад, имеет свое повторение в личной жизни или жизни всего общества?
Пусть события дня сегодняшнего не беспокоят излишне. У нас есть время, которое мы должны потратить на подготовку к вечности. А мы… часто стремимся к тому, чтобы стать наследниками земного царства, а не Небесного. Но вот слова Екклесиаста могут помочь нам, дать мудрость, «приземлить» от излишних мирских стремлений: «Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме; и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все – суета и томление духа!» (Еккл. 1:12–14).
Эти слова написаны царем, человеком, который имел максимум (ну, почти) из возможного. Слава, богатство, истинное и лицемерное уважение людей сопровождали правителя Израиля на всем жизненном пути. И что же? Он счастлив? Нет. Имея все, Проповедник понял, что оно обратится в прах, стоит ему навсегда закрыть глаза. И даже больше: еще будучи в силах, царь израильский тяготится тем, что имеет.
А мы сжигаем тонны нервов в погоне за наживой и лучшей жизнью, тратим время молитвы, духовного самообразования и дел милосердия на службу миру, теряем связь с Богом и удивляемся, почему в один момент наша жизнь-гонка внезапно летит под откос. Давайте остановимся, перестанем грустить из-за происходящего и поблагодарим Бога за все, прекратим вестись на манипуляции и СМИ, начнем молиться о мире во всем мире и выдохнем. Все будет хорошо, если мы будем с Богом. И чем больше нас, людей, будет с Богом, тем будет лучше. Для всех. Остальное – суета сует.
Источник
Екклесиаст 1 глава
Книга Екклезиаста, или Проповедника
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда
I. Bступление: все суета под солнцем (1:1-11) 1:1.
Автор представляется как Екклесиаст, сын Давидов, царь в Иерусалиме. Интересно слово «Екклесиаст». Еврейский его эквивалент — Koheleth, что значит «созывающий» или «собирающий». Греческое слово ekklesiastes значит «созывающий собрание». Поэтому это слово по-разному переводили как «созывающий, собирающий, выступающий, оратор, проповедник».
Екклесиаст — сын Давидов. В то время как слово «сын» может означать внука или более позднего потомка, вероятно, следует понимать его в первом значении. Соломон был единственным потомком Давида, правившим Израилем в Иерусалиме (ст. 12). Все остальные цари правили Иудеей. Представители других династий, бывшие царями Израиля, имели столицы в Сихеме (3 Цар. 12:25) и Самарии (3 Цар. 16:24), а не в Иерусалиме.
1:2 Соломон сразу же приступает к делу; нам не нужно ждать до последней главы. В результате всех исследований Соломона под солнцем он установил, что все суета. Жизнь преходяща, коротка, бесполезна, пуста и тщетна. Она бессмысленна. Ничто на земле нельзя считать целью существования.
Правда ли это? Да, это совершенно так! Если эта жизнь — все, что у нас есть, если смерть — конец человеческого существования, то жизнь — всего лишь пар, нечто эфемерное и преходящее.
Апостол Павел напоминает нам, что все творение испытало тщету и пустоту из-за греха (Рим. 8:20). И не случайно первые люди на земле назвали своего второго сына Авелем, что значит «суета» или «пар». Соломон прав. Все суета под солнцем.
1:3 Бренная человеческая жизнь полна трудов и деятельности, но что он получает в итоге? Он крутится, как белка в колесе; это утомительное и безрезультатное движение по кругу. Вы спрашиваете человека, зачем он работает, и он отвечает: «Чтобы зарабатывать деньги, конечно же». Но зачем ему зарабатывать деньги? Чтобы покупать пищу. А зачем покупать пищу? Чтобы поддерживать свои силы. А зачем ему силы? Чтобы работать. Мы возвратились к тому, с чего начали. Человек работает, чтобы у него были деньги, чтобы покупать пищу, чтобы поддерживать свои силы для того, чтобы работать, чтобы зарабатывать деньги, чтобы покупать пищу, чтобы поддерживать силы и так далее, до бесконечности. Генри Торо отметил, что такая жизнь проходит в тихом отчаянии.
Один христианин увидел на автобусной остановке плачущую женщину спросил ее, не может ли он ей помочь. «Я просто устала, и мне все наскучило! — ответила она. — Мой муж много работает, но не зарабатывает столько, сколько нам нужно. Поэтому я тоже пошла работать. Я рано встаю каждое утро, готовлю завтрак для наших четырех детей, даю им еду с собой в школу и еду на работу на автобусе. Потом я возвращаюсь домой, делаю монотонную домашнюю работу, несколько часов сплю, и наступает следующий день, такой же, как предыдущий. Наверное я просто устала от этой бесконечной рутины!» Х. Л. Менкен сказал: «Основной факт, связанный с человеческой жизнью, заключается не в том, что она трагична, а в том, что она скучна. В основном она не болезненна, а просто лишена всяческого смысла».
1:4 Быстротечность человеческой жизни ярко контрастирует с кажущимся постоянством окружающей его природы. Род сменяет род мгновенно и неотвратимо. Такова жизнь под солнцем. Каждый мечтает о бессмертии, Но как скоро его лица не станет среди нас!
Если бы не откровение, мы думали бы, что эта земля пребывает вовеки. К такому выводу приходит Соломон. Но Петр сообщает нам, что земля и все на ней будет сожжено в грядущий День Господень (2 Пет. 3:10).
1:5 Природа движется безостановочно, в неумолимом цикле. Например, солнце восходит на востоке, движется по небесам к западу, а потом спешит по другой стороне неба, чтобы снова взойти на востоке. Это происходит бесконечно, век за веком, и помогает человеку понять, что он — всего лишь тень.
Те, у кого возникло искушение обвинить Соломона в научном заблуждении — ведь он пишет, что движется солнце, в то время как на самом деле движется земля по отношению к солнцу, — должны умерить свой пыл. Соломон пишет о том, как это выглядит для человека. Нам кажется, что солнце всходит и заходит. Даже ученые используют эти выражения, и нам это настолько понятно, что объяснений не требуется.
1:6 Соломон развивает свою мысль в стихе 6. Ветер меняет свое направление с той же регулярностью, с которой сменяются времена года. Зимой ветер дует над Израилем в сторону юга и находящейся там пустыни Негев. Когда наступает лето, ветер с юга приносит тепло на север. С почти пугающим постоянством они возвращаются на круги свои, приходят и исчезают, не обращая внимания на мир человека.
1:7 Не только земля, солнце и ветер, но и вода на протяжении столетий движется по одному и тому же маршруту. Все реки текут в море, но океан никогда не переполняется, потому что благодаря солнцу огромное количество воды испаряется. Попав в более холодный воздух, водный пар конденсируется и образует облака. Облака плывут по небу и теряют воду над сушей, в виде дождя, снега или града. Осадки питают реки, которые опять приносят эту воду в океан. Эта неустанная деятельность природы напоминает человеку о его собственном бесконечном труде. Вероятно, Кристофферсон имел в виду этот стих, когда писал: «Я — просто река, которая вечно впадает в море и никогда не растворяется в нем».
1:8. Таким образом, жизнь на этой земле утомительна. Человеческим языком невозможно описать монотонность, скуку и тщету всего. Человек никогда не может насытиться. Что бы он ни видел, ему всегда хочется большего. Что бы он ни слышал, ему всегда хочется услышать что-нибудь новое. Он неустанно путешествует и жадно ищет новых ощущений, новых впечатлений, зрелищ и звуков. Один американский социолог назвал это основополагающей жаждой нового опыта. Но после получения этого опыта человек возвращается пресытившимся и неудовлетворенным. Он так устроен, что ничто в мире не может дать его сердцу длительного счастья. Это не значит, что его дело безнадежно. Ему нужно лишь подняться над солнцем, к Тому, Кто «насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами» (Пс. 106:9).
Мирская радость преходяща — это сама суета;
Суетна ослепительная яркость, суетны запасы богатств;
Суетна помпа и слава; только Ты можешь дать
Мир и удовлетворение, пока мы живем на земле.
Нет ничего, Господь Иисус, нет никого, подобного Тебе,
Для жаждущей души, нет никого подобного Тебе.
1:9 Еще одна особенность разочарования Соломона — это открытие, что нет ничего нового под солнцем. История постоянно повторяется. Он жаждал новых ощущений, но вскоре обнаружил, что попал в тупик.
1:10 Действительно ли не существует ничего на самом деле нового? В каком-то смысле это так. Даже самые современные открытия — всего лишь развитие принципов, заложенных в творении с самого начала. Многие из достижений, которыми люди так хвалятся, имеют соответствия в природе. Птицы, например, умели летать задолго до того, как этому научился человек! Даже полеты в космос не новы. Енох и Илия были перенесены на небеса, и для этого им даже не понадобились скафандры! Так что рано или поздно человек, ищущий нового, разочаруется. Все уже было в веках, бывших прежде нас.
1:11 Другая горькая пилюля, которую человеку приходится проглотить: он быстро все забывает, и его забывают так же быстро. Слава — всего лишь иллюзия. Многим из нас трудно будет назвать имена своих прадедов. И еще меньшее количество людей сможет назвать имена последних четырех вице-президентов Соединенных Штатов. В своем эгоизме мы думаем, что мир без нас не обойдется; однако мы умираем, и нас быстро забывают, а жизнь на планете продолжается, как прежде.
II. ВСЕ СУЕТА (1:12 — 6:12)
А. Суетность интеллектуальных достижений (1:12-18)
1:12 На этом выводы Соломона завершаются. Теперь он рассказывает нам о паломничестве, совершенном им для поиска summum bonum — важнейшего блага в жизни. Он напоминает нам, что был царем над Израилем в Иерусалиме, то есть обладал богатством, положением в обществе и возможностями.
Когда Соломон говорит, что был царем, он не имеет в виду, что его правление закончилось. Он был и остается царем (ст. 1).
1:13 Здесь начинается поиск счастья, который Соломон предпринимает под солнцем. Сначала он решает пойти по пути интеллекта. Он думает, что будет счастлив, если приобретет много знаний. Поэтому он старается получить самое лучшее образование. Он посвящает себя исследованиям и поиску, синтезу и анализу, индукции и дедукции. Но вскоре он оказывается разочарован в познании как в самоцели. Он даже говорит, что внутреннее стремление найти смысл жизни — несчастливое занятие, которым Бог позволяет людям заниматься.
Малькольм Маджридж, современный мудрец, пришел к такому же выводу:
«Образование, этот величайший обман всех веков, якобы готовит нас к жизни и предписывается как универсальное средство от всех проблем, от подростковой преступности до преждевременного старения. По большей части оно только распространяет глупости, усиливает заблуждения, способствует легковерию и оставляет людей на милость промывающей мозги прессы, радио и телевидения». Недавно на стене университетской библиотеки появилось граффити, написанное жирными черными буквами:
ВСЕМ ЗАПРАВЛЯЕТ АПАТИЯ. Кто-то обнаружил то, что Соломон узнал за много веков до того: образование вовсе не является верной дорогой к самореализации. Напротив, оно, само по себе, — великая скука.
Это не значит, что интеллектуальные познания не играют в жизни никакой роли. Они могут быть полезны, но их место — у ног Христа. Это не самоцель, а средство прославить Его.
Упоминание о Боге в этом стихе не следует приравнивать к глубокой личной вере. Здесь используется то имя Бога, которое У. Дж. Эрдмен назвал Его природным именем — Elohim. « 31 глава Еккл Екклесиаст 1 глава SYN Синодальный MBC МакДональда 2 глава »
Источник