Нил де Грасс Тайсон объяснил, почему нам не стоит бояться космоса
Когда речь заходит о призвании, мы обычно думаем о людях, выбравших религиозный или военный путь. Но если вы спросите Нила де Грасс Тайсона о том, как он стал астрофизиком, он ответит так:
«Я думаю, Вселенная призвала меня. Я чувствую, что не мог ответить иначе».
Тайсон, директор Хейденского планетария в Музее естественной истории в Нью-Йорке, является плодовитым писателем и часто цитируемым авторитетом в астрономии в СМИ. Также он появлялся в самых разных телевизионных шоу, а также многие шоу он ведет самостоятельно.
Этой весной Тайсон выпускает новый сериал под названием «Космос: одиссея пространства-времени». Это обновление влиятельного сериала «Космос» 1980 года. Тайсон тогда поступил в аспирантуру астрофизики и помнит оригинальный «Космос» Карла Сагана.
Это было «доказательством того, что ученый может общаться с публикой таким образом, который сильно отличается от прогулок по классной комнате или вещаний свысока», — говорит Тайсон. «Его стиль был разговорным и домашним. Он был на экране, но на самом деле он был с вами в гостиной».
Тайсон работал с Энн Друян, вдовой Сагана, разрабатывая новый сериал, который вышел на экраны 9-10 марта на телеканалах Fox и National Geographic.
Если вы из тех людей, кто не любит думать об астрономии, потому что она пытается объять необъятное, Тайсон думает иначе:
«Наши молекулы появились из звезд, которые взорвались и разлетелись по всей галактике. Взгляните на Вселенную глазами участников этого события — и я думаю, вы почувствуете себя огромными, а не маленькими песчинками в космосе. Любой астрофизик, глядящий в космос, чувствует себя большим».
О гармонии науки и шоу-бизнеса
Я не думаю, что одно из двух должно идти на компромисс, чтобы оба были успешными; я не соглашусь с этим. Я думаю, если вы не будете погружаться достаточно глубоко в науку, вы окажетесь в тупике и скажете: «Так, я в тупике. Мне нужно быть интересным, но не содержательным». Но если вы глубже задумаетесь над визуализацией и содержанием, вы получите и то и другое в лучшем представлении.
В чем ошиблась «Гравитация»
Космос — это в первую очередь сфера действия науки, и мы можем рассказывать о нем истории только с точки зрения науки. Что касается Голливуда… Я думаю, они допускают упущения, либо по незнанию, либо потому что им так хочется, будто бы это ограничивает их гибкость повествования.
В фильме «Гравитация» я насчитал около 10 ляпов в надежде на то, что их оправдают, но нет. Например, я не понял, почему Сандра Буллок, доктор по призванию, ремонтирует космический телескоп Хаббла. Уберите ее от моего телескопа! Я же не захожу в ее операционную как астрофизик и не говорю ей, что делать. Много таких ляпов.
Или ее волосы — ее волосы должны были плавать в невесомости — но нет. Они были похожи на тяжелый мусс или что-то типа того. Мы видели космонавтов в космосе, и с уверенностью говорим, что их волосы торчат во все стороны, и это выглядит забавно и весело.
О Плутоне
Тайсон обсуждал противоречивую планету в 2009 году с Мелиссой Блок.
Плутон не только самая маленькая планета, одно это не повредило бы ему, но дело в том, что половину от ее объема занимает лед. Ни у одной другой планеты такого нет. Поэтому если вы запустите Плутон в Землю прямо сейчас, нагрев Солнца растопит лед и образует планете хвост. А планеты так себя не ведут.
Орбита Плутона удлиняется настолько сильно, что пересекает орбиту Нептуна. А у нас есть название для объектов, которые пересекают орбиты других планет и сделаны по большей части изо льда: мы зовем их кометами. Кроме того, есть шесть лун в Солнечной системе, которые больше Плутона, в том числе и земная Луна — она в пять раз тяжелее Плутона. По сути, Плутон никогда не был девятой планетой. Он был первым из класса объектов, который мы не могли обнаружить до начала 90-х.
О больших загадках астрономии
Мы можем измерить влияние вещицы, которую мы зовем темной энергии, она заставляет Вселенную расширяться все быстрее и быстрее. Мы не знаем, что это, мы о ней ничего не знаем, кроме того, что она делает для Вселенной.
Около 85 % гравитации Вселенной имеет точку происхождения, о которой мы не знаем ничегошеньки. Мы считаем всю материю и энергию, которую знаем, измеряем их гравитационное поле — и оно оказывается в шесть раз меньше гравитации, присутствующей во Вселенной. Мы зовем это темной материей, но на самом деле нам стоит называть это «темной гравитацией». И что это такое, мы не знаем.
Мы не знаем, как неодушевленные органические молекулы на Земле стали самовоспроизводящейся жизнью. Над этим вопросом работают умнейшие люди.
Мы не знаем, что было до зарождения Вселенной. Мы не знаем, что находится в центре черной дыры. Мы не знаем, действительно ли наша Вселенная одна из многих. Мы хотим узнать, процветает ли жизнь в подледных океанах спутника Юпитера Европы.
Но мой любимый вопрос — это тот, который еще не был задан, потому что это вопрос, который возник после нахождения ответов на все вышеперечисленные ответы. Если вы ученый и у вас есть ответы даже в отсутствии данных, вы не станете хорошим ученых.
Как стать «инновационной нацией»
Когда вы увидите, что к нам летит астероид, о чем вы подумаете? «Бежать!» или «где мой запас туалетной бумаги»? Нет. Если вы подумаете об этом, вы точно не из инновационной нации. Инноваторы спросят себя: «Как бы обезопасить нас от астероида? Как нам его уничтожить? Сколько из него можно извлечь полезных ископаемых?». Я не думаю, что США сегодня — часть такой культуры.
О «космических перспективах»
Вы никогда не найдете людей, которые на самом деле понимают космическую перспективу и ведут государства к войне. Этого не произойдет. Когда вы всмотритесь в космическую перспективу, вы увидите маленькую песчинку под названием Земля и зададите себе вопрос: «Зачем вы убиваете людей? Ради чего? Ах, чтобы качать нефть из земли… Что? ЧТО?». Не думаю, что на этой планете сейчас достаточно людей, понимающих перспективы освоения космоса. Это изменит нашу жизнь.
Источник
Космос: Пространство и время
С тех самых пор, как у меня лет в семь появилась тонкая иллюстрированная энциклопедия от Росмэн с многозначительными названием Астрономия, тема пространства вне Земли была персонально интересной. Сегодня благодаря свободному доступу в интернет мы можем смотреть, в том числе озвученные студиями и энтузиастами, лекции Докинса и Краусса, интервью с Нилом Деграссом Тайсоном на шоу Ларри Кинга, разнообразные выпуски таких западных каналов, как TED, философию науки от Ричарда Фейнмана. И хотя документальных фильмов выходит все больше, едва ли малая их часть заслуживает уважения или восхищения. И вот «Космос: Пространство и время», часто именуемое негласно персональным путешествием, мне советовали все, кто хоть краем глаза его смотрел, в том числе люди, не увлекающиеся наукой. Известный популяризатор науки Нил Тайсон выдал по-настоящему качественный, интересный в каждом отдельном эпизоде проект, тем самым почтив память своего наставника Карла Сагана. И если проект Cosmos 1980 года последнего видели немногие, Space time Odyssey набирает обороты и активно распространяется по сети. Великолепное качество постановки, обилие интересной и небанальной информации к размышлению – фактически эталон образовательного кино в чистом виде.
Вначале я хотел подробно остановиться на всех ключевых особенностях сериала, но по мере написания, переформатировал текст под обзор каждой серии. Надеюсь, и уже смотревшим и еще нет, будет интересно. Делитесь мыслями в комментариях.
Серия 1: Стоя на Млечном Пути / Standing Up in the Milky Way
Как и первая серия любого другого продолжительного проекта, вступление обновленного Космоса старается всячески заинтриговать зрителя не только темами потенциальных дискуссий, но и разнообразием того, что ждет нас на протяжении часов вдумчивого просмотра. Нил Деграсс Тайсон встречает нас на том самом берегу, с видом на бушующее море, где тридцать с лишним лет назад стоял легендарный Карл Саган , точно также открывавший эпизоды своего одноименного проекта. Рассказчик не перетягивает лишнее внимание на свою персону и предлагает по-новому посмотреть на окружающий нас мир и место человека в нем. После коротенького словесного пролога, нашему вниманию, в первый раз, предстает качественная и на удивление не скучная заставка. Даже учитывая невероятный интерес ко всему дальнейшему, эти двухминутные титры не хочется пропустить, так как они красиво и ненавязчиво настраивают на научно-популярные темы.
В первом эпизоде Тайсон предлагает определить наше с вами место во вселенной – это лейтмотив серии и отличная почва для начальных размышлений. Действительно трудно проецировать в сознании далекие миры, когда мировоззрение большинства людей ограничивается городом или одной улицей. Тут же обращаешь внимание, что проект визуально выполнен очень качественно. Вместе с рассказчиком мы, как пассажиры воображаемого космического судна, преодолеваем пространство и время в считанные секунды и в лучших проявлениях теории относительности Эйнштейна , становимся сторонним наблюдателем за окружающим миром. Мы определяем наши координаты в пространстве, начиная с планеты и двигаемся дальше понятиями, которые сегодня предлагает современная наука. Автор играет с двумя противоположными суждениями: что мы несоизмеримо малы в этом мире и, в тоже время, сам факт нашей жизни – удивительное явление, которое нужно ценить.
В первом эпизоде проявляются черты разнообразия сериала. Здесь и просто монолог ведущего в разных тональностях. И футуристические путешествия между мирами и во времени. И мультипликационные зарисовки, почти что целый мультфильм, об истории астрономии в руках человека (возможность в интересной манере узнать историю небезызвестного Джордано Бруно). Компьютерная графика, которая выглядит не хуже прошлогоднего «Интерстеллара» Кристофера Нолана, красиво сочетается с реальными снимками и передним фоном рассказчика. Пожалуй, одним из самых красивых и запоминающихся моментов можно назвать визуализацию знаменитого пятна на поверхности Юпитера, которое в таком объемном виде мы ранее не лицезрели. Первые 45 минут времени проходят незаметно, базово вводя нас в курс дела и маленькими иголочками фактов и предположений прощупывая наш интерес.
Серия 2: Молекулы / Some of the Things That Molecules Do
В начале второй серии нас ждет еще один приятный виток повествовательного разнообразия и качественного подхода к подаче информации. Мы встречаем ведущего возле костра, посреди уголка дикой природы и на простом примере с волками, он в доходчивой манере объясняет основы естественного отбора. Сразу в голове возникает небезызвестная мысль о том, что будь все преподаватели такими, а материал излагался с таким же энтузиазмом, я бы с удовольствием углубился сразу в несколько наук и направлений. Конечно, нам предлагают лишь начальные основы школьной программы, но, тысяча чертей, как же это интересно оформлено. Не обязательно обрушивать на читателя скопище фактов и научных терминов, чтобы показать многогранность рассматриваемой темы .
Второй эпизод почти полностью посвящен возникновению и течению жизни на Земле, от первых, совсем еще неуверенных, форм до нас с вами. Эта часть напомнила мне лекции другого видного и любимого мной докладчика и популяризатора науки – Ричарда Докинза . Все на том же межпространственном судне мы отправимся в прошлое и визуализируем появление первой жизни в океанах, а после выход ее на сушу тогда еще одного единого континента. Тайсон все за тем же костром, приводит очень важную параллель между искусственной селекцией, например, собак и естественным ходом эволюции, которая за сотни миллионов лет способна на невероятные преображения. Если за двести лет человек вывел сотни видов животных, казалось бы, очень разных, то на что способен естественный ход событий под правящей рукой матери-природы.
Мы даже уменьшимся до размеров меньше угольного ушка и отправимся в путешествие по кровеносной системе млекопитающего, на манер старых добрых фильмов, вроде «Внутреннего пространства» . Затем станем еще меньше и проникнем в структуры формирования всего живого – услышим об особенностях формирования и развития ДНК. Вы думали, что вашими предками являются обезьяны, а как на счет более глобальной мысли – как на счет наших предков, которые были примитивными формами жизни, выползшими однажды из океана. Здесь опять же качественное сочетание живых кадров, компьютерной анимации, а местами базовая информация подается посредством рисованной графики вида мультфильма.
Серия 3: Когда знание победило страх / When Knowledge Conquered Fear
В этом эпизоде ведущий продолжает развивать мысль о процессе самоопределения человека в окружающем мире с помощью простых наблюдений, а после и научной мысли. Уже по заведенной традиции, связующим звеном выступает доступная и яркая аллегория, где человечество представлено младенцем, оставленным на попечение природе – в его глазах еще полное неведение, но уже отражаются будущие открытия и страсть к своей планете и космосу. И вот мы совершаем еще одно путешествие в пространстве и времени, заглядывая за занавес истории становления нашего вида. Хорошо зарекомендовавшие по первым сериям анимационные зарисовки показывают нам первых астрономов – наших далеких предков, с трепетом изучавших окружающую их действительность. Тогда многое из увиденного, приобретало фундаментальное, часто мифическое значение. Эти предубеждения мы преодолели только спустя тысячи лет истории.
Большая часть этого эпизода посвящена значительному толчку в истории научной мысли во второй половине XVII ст. Здесь уже не затрагиваются идейные противоречия Коперника и Бруно с церковью, определение законов и математических догм, способных описать движение небесных тел и нашей Земли. Ловишь себя на мысли, что третья серия в большей степени напоминает историческую (очень похоже на проекты National Geographic), только подано все на запредельно интересном уровне. Вы узнаете о великом деятеле Галлее, вклад в науку которого не ограничивается лишь одноименной кометой. Вы узнаете о том, как один затворник-гений все же издал труд своей жизни, который навсегда изменил представление людей о пространстве. Нам поведают о зависти и недоверии, о финансовых трудностях на пути к революции научного подхода.
Серия 4: Небо, полное призраков / A Sky Full of Ghosts
На четвертой странице нашего путешествия, нас возвращают к темам более глобальным, чем появление и развитие жизни на одной третьей планете от звезды Млечного пути. Из первых четырех серий эта, пожалуй, наиболее насыщена интересными идеями и поводами подключить разум и воображение. Мы начинаем на морском побережье, почти на таком же, где два столетия назад прогуливался отец и сын по фамилии Гершель. Эти созданные анимацией беседы являются побудительным мотивом для размышлений о видимой нам вселенной, о пространстве и времени. Черта между этими понятиями, как оказывается, очень шатка, а учитывая немыслимые масштабы окружающего нас мира, все очень относительно.
В этом эпизоде начали задействовать актеров для коротких, но дополняющих общую картину происходящего, исторических миниатюр. Непродолжительные вставки по несколько секунд напоминают десятки других документальных проектов, и все же здесь ощущаются очень гармонично. Исторический экскурс объясняет нам вкратце эволюцию научной мысли XIX-XIX , итог которой мы и сегодня изучаем и принимаем как научные догмы. Отдельный интерес представляет все хорошо известная, но часто даже перенасыщенная домыслами и стереотипами, тема так называемых Черных дыр. На корабле воображения мы вместе с ведущим осуществляем путешествие, чтобы хотя бы бегло разобраться в этом диковинном явлении. Одна из сцен с преодолением немыслимой гравитации выглядит очень забавно.
Серия 5: Спрятаться на свету / Hiding in the Light
Только к пятой по счету части общей истории, я действительно обратил внимание, что подзаголовки отражают содержание в определенной доле. Ведущий начинает с многозначительного утверждения, вернее перефразирует уже сказанное ранее – пространство и время тесно связаны в масштабах вселенной, а так как эквивалентом обеих величин выступает свет и его скорость, то понимание явления – первый шаг на пути к просветлению. Признаюсь честно – по прошествии сорока минут, я узнал о таком явлении как свет вещи, которые раньше и не приходили мне в голову (школьные заучивания физики без осмысления – не в счет). Это удивительно – по-новому смотреть на окружающий тебя мир и, казалось бы, привычные вещи.
Слышали ли вы в детстве о таком изобретении, как камера-обскура ? Наверняка, ведь его зарисовками пестрят разного рода детские энциклопедии о технике и науке. Это та сама коробка с небольшим отверстием, через которое солнечный свет, проникая тонкой струйкой, образует подобие видео на противоположной стенке (визуальные образы). С этого принципа Neil deGrasse Tyson начинает наше знакомство с рассматриваемой темы, как обычно, в очень доступной и наглядной манере. В голове то и дело всплывают какие-то забытые со школьной скамьи ассоциации, но ученые древности с экрана помогают разложить все по полочкам. Здесь будет интересный момент, где одно из научных предположений обыграно в художественной манере.
Серия 6: Всё глубже и глубже / Deeper, Deeper, Deeper Still
Здесь название вновь красноречиво говорит само за себя – мы углубляемся в природу всего окружающего нас мира, в природу материи, как принято говорить. Тайсон на протяжении эпизода употребляет неоднократно такие звонкие числа как миллионы и миллиарды для наглядности сравнений размера. Ведь речь идет о тех кирпичиках, из которых состоим не только мы с вами, но и вся вселенная. Это прозвучит, наверняка, наивно, но будь такими школьная физика и химия – я бы с головой уходил в эти предметы, как и в гуманитарные, которые всегда были мне ближе. Действительно у вас наверняка возникнет ощущение дежа вю по школьной скамье. Пояснение строения молекул, атомов, такие, наверняка, полузабытые понятия, как электроны и протоны. Как уже было неоднократно сказано, подано все это на новом уровне интереса – для многих занудные темы будут понятным даже ученикам начальных классов.
На этот раз корабль воображения будет погружать нас Deeper, Deeper, Deeper Still, проходя разные стадии уменьшения. Меня лично всегда будоражила мысль о том, что весь видимый мир, все твердые тела, состоят в основном из пустоты. Здесь, например, вам дадут на размышление еще такой довод – мы никогда не соприкасаемся с другими людьми, вне зависимости от, так сказать, серьезности ваших отношений. Атомы нашего тела всегда отталкиваются полем. Во второй половине сорокапятиминутки увидим вновь календарь вселенной, чтобы соразмерить этапы образования структуры всего окружающего мира. Как вам идея о том, что спустя миллиардные доли секунды после Большого взрыва, весь известный нам сегодня мир был размером с грецкий орех.
Серия 7: Чистая комната / The Clean Room
Этот эпизод отчасти выбивается из общей концепции сериала, а в качестве его названия можно было употребить одно, несомненно, знакомое всем, слово – Свинец. В этот раз мы коснемся такой интересной, еще со школьной скамьи, теме как возраст нашей матушки Земли. Среди остатков моего классического образования надежно нашла себе приют цифра 4.5 млрд. лет , а вот каким путем она была выведена – это уже другой вопрос, которым, наверняка, задаются немногие из нас. Одна из начальных сцен переносит нас в известный Большой каньон , где Тайсон вновь ярко привлечет наше внимание. С помощью визуальных эффектов, он по мановению руки расцепит слои этих горных образований, словно слои теста в пироге. Выглядит довольно наглядно и впечатляюще, как для научно-популярного сериала, созданного не для коммерческого шествия по кинотеатрам (что, к слову, могло иметь успех). Мы с самого детства сталкивались с подобными идеями – когда видели спил дерева, образующего с годами кольца, когда копали землю и наблюдали смену почвы.
Нас познакомят с человеком по имени Клэр Паттерсон – американским ученым, который, как еще предстоит узнать до конца эпизода, сделал грандиозный вклад в науку и защиту экологии. Вновь довольно доступно объяснят физику и химию, необходимую для понимания рассказанной истории – метода уран-свинцовых изотопов для определения возраста пород. После идеи об остатках метеорита, ваша фантазия наверняка пойдет еще дальше – захочет самостоятельно приобрести в домашнюю коллекцию такой осколок, провести над ним опыты в домашних условиях. История этого ученого вдохновляет увлеченностью, энтузиазмом, невероятной уверенностью в свою теорию. Кроме того, вторая часть 45-минутки неожиданно заговорит на языке понятий, куда более приземленных и понятных нам – речь пойдет о загрязнении окружающей среды свинцов, как следствие промышленной революции. Не хочу портить впечатления, лишь намекну, что после титров вы, как и я, обратитесь к интернету, ведомые интересом об услышанном.
Серия 8: Сестры Солнца / Sisters of the Sun
Хотя тема рождения звезд и других небесных тел уже была в солидной степени затронута в предыдущих эпизодах, здесь этому уделено важное значение. Как вам мысль, о том, что все мы состоим из звездной пыли, ведь атомы всего окружающего вещества, в том числе и наши бренные тела, миллиарды лет назад зарождались в пожарище космических пожаров и преображений. Как вам дополнение к мысли, гласящее, что наши тела, вполне вероятно, состоят из частиц разных галактик, которые сегодня разбросаны по небосводу – сестры атомов вашей левой руки сегодня находятся в тысячах световых лет от Земли, а сестры правой – вращаются где-нибудь вокруг другой, возможно очень похожей на нашу, звезды. Лично меня подобные идеи окрыляют, в том смысле, что окружающий нас мир настолько интересен и многогранен, что его изучению стоит посвящать свое время. Не каждому человеку суждено стать астрофизиком, но это не должно мешать нам восхищаться бесконечной вселенной и нашим горизонтом событий. Во время просмотра серии просто посмотрите на свою руку и визуализируйте написанное выше.
В исторической части нам расскажут о самоотверженных женщинах, которые во времена неравных прав с мужчинами, сумели сделать важные научные открытия, выдвинуть постулаты, которыми вот уже почти столетиями пользуются самые светлые умы. Ведущий, после краткого объяснения этих теорий строения звездных тел, проведет нас по удивительной истории рождения и смерти звезд. Мы все, еще в школьные годы, слышали общие фразы о том, сколько еще будет пылать наше светило и поддерживать жизнь на планете. В качестве несменного пассажира корабля воображения, вы увидите визуализированный вариант того, как Солнце будет меняться на протяжении следующих, без малого, миллиардов лет. Как превратится в красного гиганта, поглощая расположенные в относительной близости планеты, как от него останется лишь белый карлик. После этой серии лично я стал, если так можно сказать, с большим уважением относиться к нашему светилу. Оно не как-то там фигурально влияет на жизнь на планете и на нас, а вполне себе наглядно материя, исторгаемая из него каждый день, достигает Земли и участвует в принципиальных процессах.
Серия 9: Затерянные миры планеты Земля / The Lost Worlds of Planet Earth
По мере развития сезона и охвата разнообразных тем, авторы активно аппелируют к разным областям науки, тем самым подчеркивая неразрывную связь между ними. Вот и эта конкретная страница проекта почти наверняка порадует людей, увлекающихся географией и геологией. После того, как мы выяснили возраст Земли и особенности ее формирования, Тайсон уводит нас в увлекательное путешествие по целым эпохам. А начинаем мы его с первых представителей животного мира на планете, которая до этого, на протяжении четырех миллиардов лет, представляла собой неприветливую безжизненную пустыню. Пора освежить в памяти школьную программу о Триасовом, Юрском и Меловом периодах, о формировании современного облика континента на карте, о Великом вымирании. Как вам вполне интересная мысль, о том, что нашими давними предками были млекопитающие, пережившие в норах неблагоприятные условия вокруг, и что их внешний вид был похож на современную породу собак такса.
Академическая составляющая этой серии покажет нам формирование научной мысли в отношении реального облика Земли в разные периоды. Все мы слышали о движении тектонических плит и многие наверняка визуально примеряли очертания Южной Америки и Африки, Европы и Саргассового моря. А знали ли вы, как меньше чем за год практически пустыня превратилась в современное Средиземное море? Как всегда отличная визуализация помогает лучше усвоить и без того упрощенную информацию. Возникает целый рой идей и мыслей об усовершенствовании традиционной программы обучения, для придания ей большей наглядности. Это не значит, что сорокапятиминутный The Lost Worlds of Planet Earth дает исчерпывающие ответы – отнюдь. Это вновь лишь стимул для самостоятельного погружения в понравившуюся тему.
Серия 10: Электрический мальчик / The Electric Boy
Согласитесь, довольно необычное, выбивающееся из понятий строго научного, название для эпизода. Тем не менее, речь пойдет о вполне реальном человеке, имя которого – Майкл Фарадей. У меня первое же его упоминание вызвало ассоциации с уже привычным для нас физическим явлением, прочно обосновавшемся, в той или иной форме, в каждодневной жизни – волны. Хотя эпитеты самые уже звучали от меня в разных сопровождениях, этот выпуск, пожалуй, самый биографический. Доля анимационной составляющей уверенно превалирует над современными кадрами. В этом смысле, десятую страницу сериала больше связываешь с историей науки, чем, конкретно с космосом. Ведущий дает понять, что не родись Фарадей на свет, возможно, мы до сих пор жили бы в индустриальном, но далеком от современного изобилия технологий, мире образца XIX столетия. Звучат также такие имена как Исаак Ньютон, Гемфри Дэви, Джеймс Максвелл, так или иначе повлиявших на деятельность нашего героя.
Конечно, не в привычках Cosmos: A Spacetime Odyssey поверхностно затрагивать исторические очерки. Предмет обсуждения выходит далеко за границу жизни одного человека, и за школьные эксперименты с магнитами и металлической стружкой (у нас такие были). Вся вселенная существует, основываясь на ряде закономерностей, которые применимы как в бытовых условиях, так и в масштабах, скажем, планеты. Поэтому анимационные наглядные схемы, которые призваны облегчить понимание темы, действительно, практически на пальцах дают представление о электромагнитных полях, электричестве, статике. После просмотра хочется, в буквальном смысле, самому составить карту узоров тех самых железных опилок, ощутивших влияние невидимой для нашего глаза силы.
Серия 11 Бессмертные / The Immortals
Если в довольно буквальном смысле передать название эпизода, то речь здесь пойдет о жизни и ее цепкости в масштабах вселенной. Причем тема вероятности ее зарождения среди обилия миров не затрагивается в привычном нам смысле. Начинается все с истории женщины, первой в истории оставившей записи своего имени и мыслей, представительницы древней цивилизации на территории современного Ирака. Эту акатскую принцессу, еще именуемую красноречиво первой поэтессой в истории, звали Энхедуанна. Авторы проекта проводят достаточно красочную параллель между надписями, начертанными на камне или папирусе, и письменностью жизни, алфавитом, навечно вписанным в ДНК живых существ. И, конечно, нас с вами, в том числе. Каждое насекомое, собака или человек – это уникальная летопись миллионов лет эволюции, содержащая в себе наследие многих поколений предков. Тайсон в этот раз побывает даже на поверхности Марса и вложит образец породы в механическую руку марсохода. Внутри этого камня может содержаться жизнь, микроскопические образчики чужой цивилизации.
В базовом образовании должны хотя бы касаться разных теорий возникновения жизни на планете Земля, и вот вы наверняка вспомните предположение о внеземных источниках. Нам поведают о невероятной живучести некоторых бактерий, способных миллионы лет выдерживать холод космоса, отсутствие кислорода, повышенные уровни радиации. Такие осколки планет способны путешествовать в звездном пространстве и, быть может, колонизировать новые миры. Не стоит недооценивать то, что мы не способны увидеть и охватить своим зрением и, часто, пониманием. Ведущий приводит примеры, более знакомые и понятные нам. Настоящими колонизаторами Нового света оказались микроскопические организмы, возбудители заболеваний, к которым у тогдашних коренных американцев не могло, по объективным причинам, быть иммунитета. Без их насильственной помощи, Кортес и Писсаро навряд ли с несколькими сотнями латников смогли подчинить многосотысячные народы.
Серия 12: Освобожденный мир / The World Set Free
Вводной темой для этого эпизода станет история двух планет. Одна из них была полна жизни в благоприятных условиях, но за миллионы лет ее поверхность превратилась в удушливый ад. Речь идет о второй планете от Солнца – Венере. Извержения вулканов и сосредоточение опасных газов превратили некогда пышное место в безжизненную пустыню. Довольно сильное впечатление производят фотоснимки, сделанные советским зондом на поверхности – до того, как оборудование расплавилось. Вот прошли сотни миллионов лет и в Солнечной системе есть еще одно место, где условия благоприятствуют жизни и это наша с вами Земля. Нам дают понять, что даже опасные для нашей жизни газы и соединения, в умеренном количестве просто необходимы. Большая часть этой серии будет затрагивать такое доступное и известное, кажется всем, соединение, как углекислый газ. Его недостаток не позволил бы поверхности планеты аккумулировать тепло, а избыток – развиться какой-либо жизни.
Эту сорокаминутную часть цикла можно условно посвятить проблеме экологии, ведь если на глобальные процессы мы повлиять не можем, то осознать свое собственное влияние на окружающий нас мир – должны обязательно. Тайсон, как всегда доступно, поделиться данными о серьезных изменениях планеты, виною которых стало человечество за какие-то несколько тысяч лет. Мы сами же отравляем воздух, которым дышим и нарушаем баланс природы, который формировался сотни миллионов лет. Прозвучат такие популярные понятия, как парниковый эффект и альтернативные источники энергии. Последним будет уделено достаточно времени, чтобы осознать важность развития того направления, важность ответственности, которую человечеству необходимо на себя взять.
Серия 13: Нестрашная темнота / Unafraid of the Dark
Общая концепция сериала движется примерно вокруг одних и тех же концепций, поэтому неудивительно, что периодически фундаментальные вопросы, вроде нашего места во вселенной и масштаба окружающего мира, повторяются. Тем более, что это последний заключительный эпизод великолепнейшей документальной саги. Дело в том, что уже знакомые темы обыгрываются с неиссякаемым интересом. Например, сама ценность жизни на Земле и нашей с вами – через отдаляющуюся панораму голубого шарика, третьего от Солнца. Как напоминает нам Тайсон, на этой планете были и есть все люди, которых мы знали, растения и животные о которых слышали, все миллиарды лет истории природы, сотни миллионов лет флоры и фауны, тысячи лет нашей с вами истории. Все это умещается в невероятно крохотном, по космическим меркам, мире. Автор не призывает чувствовать себя песчинками. Скорее наоборот – стремиться к самопознанию и изучению окружающей действительности, не задирать подбородок с видом всезнаек.
Лично мне было интересно под новой перспективой взглянуть на известный космический проект Вояджер, о котором я читал еще ребенком в энциклопедии издательства Росмэн. Этот космический челнок, который является самой далеко расположенной вещью, сотворенной на Земле, созданной человеком. Который, во многом благодаря просветительскому дару Карла Сагана, несет на своем борту послание от цивилизации идей. Оно создано на языке науки – универсальном, как нам кажется. Как вам такая цифра – 1 млрд. лет. Именно столько в перспективе будет путешествовать творение наших ученых, пока, возможно, не будет найдено другой разумной цивилизацией. Будет ли нам тогда до этого дело, будет ли существовать человечество, спустя даже 100 лет. Финальные кадры серии показывают нам Корабль воображения, который самостоятельно, уже без пилота, отправляется исследовать бесконечные просторы вселенной.
Источник