Меню

Ночь начинается с заходом солнца

ВОПРОС-ОТВЕТ

Вопросы об Исламе

  • Непрочитанные сообщения
  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Пользователи
  • Наша команда

Войти используя аккаунт социальных сетей

Треть ночи

Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/» target=»_blank

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время

Треть ночи

Re: Треть ночи

Когда же начинается и заканчивается время ночи, в которой нам нужно определить половину и последнюю треть?

Объясняет шейх Мухаммад ибн Салих Аль-Усеймин:

По единогласному мнению ученых ночь начинается с заходом солнца в соответствии со словами Всевышнего: «… а затем поститесь до ночи». (Сура «Корова», аят 187) И сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Подступает ночь отсюда — то есть с востока — проходит сюда — то есть на запад — и заходит солнце».
А когда же заканчивается ночь? В этом вопросе два мнения у ученых-языковедов:
одни сказали: она заканчивается с наступлением утренней зари (времени фаджра);
другие сказали: она заканчивается с восходом солнца.
Мы скажем:
Если в общем, то ночь заканчивается с восходом солнца , потому что восход и заход солнца — это, а не свет от солнца, то, что отделяет ночь от дня. А если сказать, что разделяющим является свет от солнца, то мы должны будем сказать: не наступит ночь, пока не исчезнет вечерняя заря. Таким образом мы говорим: если иметь ввиду ночь в общем, то она заканчивается с восходом солнца.
Если же говорить о ночи в шариате, то она заканчивается с наступлением утренней зари (времени фаджра) в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Делайте своим последним (дополнительным) намазом в ночи — витр (намаз из нечетного количества ракатов)». Так же в соответствии с его словами: «Если кто-то из вас боится наступления утра, то пусть сделает один нечетный ракат (витр)». Это указывает на то, что заканчивается ночь с наступлением времени фаджра. Так же на это указывает то, что постящийся начинает свой пост с наступлением времени фаджра.
Таким образом ночь в шариате начинается с заходом солнца и заканчивается с наступлением утренней зари (фаджра), а ночь в общем смысле начинается с заходом солнца и заканчивается с восходом солнца. О какой же из них говорится в словах пророка, мир ему и благословение Аллаха? — О ночи в шариатском смысле. Следовательно, имеется ввиду последняя треть той ночи, которая начинается с заходом солнца (магриб) и заканчивается с появлением утренней зари (фаджр).

См. «Шарх акыда ахли ас-сунна уаль-джамаа».

Вы делите время от Начала молитвы Магриб до начала молитвы Фаджр на три равных промежутка.

Источник

Как правильно делить 24 часа на утро/день/вечер/ночь?

Утро, день, вечер, ночь – существуют ли у них определенные часовые границы? Во сколько часов, с научной точки зрения, заканчивается ночь и начинается утро? Когда утро сменяет день и вечер?

Как было раньше?

До начала 1920-х годов в России существовал двенадцатичасовой формат времени. Исходя из уточняющих пометок к расписанию движения поездов, опубликованных в газетах того периода, можно сделать вывод, что раньше утро было принято начинать с 6 часов и заканчивать его в 11 часов. День длился с 12 до 5. Вечер – с 6 до 11, а ночь – с 12 до 5.

Кроме перечисленных времен суток в ходу были такие условные определения как затемно, рассвет, восход, полдень, пополудни, засветло, закат, сумерки, полночь и пополуночи.

Китайцы, японцы, корейцы и вьетнамцы, до установления европейских стандартов, делили сутки всего на 12 часов и разделяли их довольно поэтично.

Утро начиналось с 5.00 до 7.00 (в час Кролика). День – с 11.00 до 13.00 (в час Лошади). Вечер – с 17.00 до 19.00 (в час Петуха). Ночь – с 21.00 до 23.00 (в час Свиньи).

Индейцы майя делили сутки на 22 часа и только на день и ночь, день составлял 13 часов, ночь – 9 часов. В Древней Индии сутки длились 30 часов и делились на восход, сбор коров, полдень, послеполуденное время и закат.

К слову, сутки на планете не всегда составляли 24 часа. Из-за притяжения Луны, скорость вращения Земли постепенно уменьшается. В Юрский период (100 млн. лет назад) сутки составляли 23 часа, в Кембрийский период (500 млн. лет назад) – 20.5 часов, в Протерозое (1.3. млрд. лет назад) – 15 часов.

В среднем, за 100 лет сутки теряют по 2 миллисекунды времени.

Условные условности

На самом деле, чётких правил по делению суток не существует. В каждом регионе планеты, стране, культуре и даже отдельно взятой семье может быть собственный взгляд на часовые границы времени суток.

Тем не менее, существует некое общепринятое деление времени, которого придерживаются СМИ, официальные власти и большинство людей.

Так, принято считать, что утро продолжается с 4.00 до 11.00 включительно. День – с 12.00 до 16.00, вечер – с 17.00 до 23.00, ночь – с 0 до 3.00.

Источник

ШАРИАТСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЧАЛА И КОНЦА НОЧИ

Так же сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”» Аль-Бухари 1145, Муслим 785.

Когда же начинается и заканчивается время ночи, в которой нам нужно определить половину и последнюю треть?

Объясняет шейх Мухаммад ибн Салих Аль-Усеймин:

По единогласному мнению ученых ночь начинается с заходом солнца в соответствии со словами Всевышнего: «… а затем поститесь до ночи» . (Сура «Корова», аят 187)
И сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Подступает ночь отсюда — то есть с востока — проходит сюда — то есть на запад — и заходит солнце».
А когда же заканчивается ночь? В этом вопросе два мнения у ученых-языковедов:
одни сказали: она заканчивается с наступлением утренней зари (времени фаджра);
другие сказали: она заканчивается с восходом солнца.
Мы скажем:
Если в общем, то ночь заканчивается с восходом солнца, потому что восход и заход солнца — это, а не свет от солнца, то, что отделяет ночь от дня. А если сказать, что разделяющим является свет от солнца, то мы должны будем сказать: не наступит ночь, пока не исчезнет вечерняя заря. Таким образом мы говорим: если иметь ввиду ночь в общем, то она заканчивается с восходом солнца.
Если же говорить о ночи в шариате, то она заканчивается с наступлением утренней зари (времени фаджра) в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Делайте своим последним (дополнительным) намазом в ночи — витр (намаз из нечетного количества ракатов)». Так же в соответствии с его словами: «Если кто-то из вас боится наступления утра, то пусть сделает один нечетный ракат (витр)». Это указывает на то, что заканчивается ночь с наступлением времени фаджра. Так же на это указывает то, что постящийся начинает свой пост с наступлением времени фаджра.
Таким образом ночь в шариате начинается с заходом солнца и заканчивается с наступлением утренней зари (фаджра), а ночь в общем смысле начинается с заходом солнца и заканчивается с восходом солнца. О какой же из них говорится в словах пророка, мир ему и благословение Аллаха? — О ночи в шариатском смысле. Следовательно, имеется ввиду последняя треть той ночи, которая начинается с заходом солнца (магриб) и заканчивается с появлением утренней зари (фаджр).

Читайте также:  Когда солнце светит ночью

См. «Шарх акыда ахли ас-сунна уаль-джамаа».

Источник

СУМЕРКИ (ДОПОЛНЕНИЕ)

Написано в трактате Шабат (34б):

Учили мудрецы: неизвестно, к какому времени суток относятся сумерки [1] – возможно, их следует считать частью дня, возможно, частью ночи, а может быть и так, что они частично относятся ко дню, а частично – к ночи. , следует рассматривать сумерки как принадлежащие и к уходящему, и к новому дню.

То есть, в каждом конкретном случае следует склоняться в сторону устрожения. Например, при наступлении Шабата нельзя делать запрещенные в Шабат действия, начиная с заката [2] , так как сумерки могут являться субботней ночью. С другой стороны, на исходе Субботы нельзя начинать запрещенные действия до появления звезд, так как сумерки могут быть и субботним днем.

Далее в Талмуде приводится спор между рабби Йеудой и рабби Йоси о том, когда именно начинаются сумерки и какова их продолжительность. Согласно р. Йеуде, сумерки начинаются с заходом солнца и длятся в течение времени, за которое средний человек проходит расстояние в 3/4 миль [3] . А по мнению р. Йоси сумерки начинаются только после этого и длятся всего одно мгновение. Гмара заключает, что не установлено, какое из двух мнений главное, поэтому закон предписывает устрожать, учитывая оба мнения [4] .

После этого приводится несколько признаков, по которым можно визуально определить наступление ночи. Признак, который приводится в «Шулхан Арухе» в «Орах Хаим» 235:1, 261:2 и в «Йоре Деа» 262:5 – это появление на небосклоне трех звезд [5] . (Там же в Гмаре приведена еще одна брайта, где уточняется, что нужно увидеть именно средние, а не маленькие звезды, и это тоже приведено в «Йоре Деа», там же, в 5-м законе.)

Спор геоним и рабейну Тама

Теперь нужно познакомиться с известным алахическим спором о том, какие именно «закат» и «появление звезд» имеются в виду. Это всем известный спор геоним и рабейну Тама. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, нужно ознакомиться со сказанным в трактате Псахим (93б-94а):

Сказал Раба бар Бар Хана, сказал рабби Йоханан: Сколько человек проходит за день? – 10 парсаот [6] : от зари до восхода солнца 5 миль, от заката до появления звезд 5 миль, остаются 30 миль. 15 миль с утра до полудня и 15 миль от полудня до вечера.

«рабби Йеуда говорит: Толща небосвода (имеется в виду промежуток времени между появлением/исчезновением солнца и полной тьмой) – 1/10 дня. Смотри: Сколько в среднем человек проходит за день? 10 парсаот: от зари до восхода солнца 4 миль, от заката до появления звезд 4 миль. Получается, что «толща небосвода» – 1/10 дня». … это опровергает сказанное рабби Йохананом. рабби Йоханан мог бы ответить так: «Я только сказал, что в среднем человек проходит за весь день 10 парсаот, а ученики ошиблись , думая, что люди выходят затемно и возвращаются поздно».

Из этого отрывка Гмары становятся ясными 2 факта:

  1. За день (т. е. 12 временных часов) человек проходит 10 парсаот.
  2. От заката до выхода звезд – 4 миль. Это противоречит сказанному в вышеприведенном отрывке трактата Шабат, где этот период определен как 3/4 миль.

На основании сказанного в Псахим рабейну Там разрешил это противоречие так: на самом деле существует два заката. Первый – когда солнце скрывается за горизонтом, а второй, главный с точки зрения закона – когда солнце скрывается в «толще небосвода», за 3/4 миль ходу до наступления полной темноты. Именно об этом заходе солнца говорится в трактате Шабат и многих других местах, а время до этого по Алахе считается днем. В Псахим же имелось в виду следующее: от рассвета до выхода звезд – 10 парсаот ходу, это и есть алахический день, который разбивают на 12 часов.

Виленский Гаон утверждает, что такое объяснение Гмары неубедительно: ведь слово «закат» очень обиходное. Как можно представить себе, что Гмара вдруг употребляет его в переносном значении, никак не намекнув на это? Еще спрашивает Гаон: в Гмаре написано, что речь идет о периодах нисана и тишрея, когда день и ночь равны, а если считать, что день начинается за 72 минуты до восхода солнца и заканчивается через 72 минуты после заката, то в нисане и тишрее день и ночь никогда не сравняются. Задав эти и еще несколько вопросов, Гаон объясняет Гмару иначе. Прежде всего, он утверждает, что выражение «появления звезд» может использоваться в двух значениях: одно – астрономическое, когда на небосклоне видны все звезды. А второе – алахическое – 3/4 миль после заката. В трактате Псахим говорится о первом, а в трактате Шабат – о втором. Тогда сказанное в Псахим можно понять так: алахический день начинается с восхода солнца и заканчивается закатом. Это время и делится на 12 частей (так называемые «временные часы»). И, действительно, встречаются годы, когда в нисане и тишрее такой день бывает равен ночи.

Читайте также:  Тональный крем с защитой от солнца 50 лучший для лица

По объяснению Гаона получается, что человек проходит за день 32 миль, утром и вечером – по 4, в таком случае время 1 миль равно 22.5 минутам [7] . Похоже, что так понимали Гмару Раши и некоторые другие ришоним.

Однако можно понять данную Гмару и по-другому. А именно, что алахический день длится от восхода солнца до заката, и за это время человек проходит 10 парсаот. А р. Йеуда, говоря о «толще небосвода», имел в виду, что время между появлением/исчезновением солнца и полной тьмой – 1/10 дня, однако считается оно отдельно от общей продолжительности дня. По этому объяснению, алахический день по-прежнему считается от восхода до заката, но за это время человек проходит 40 миль – т. е., миль равен 18 минутам. Такое объяснение дает Виленский Гаон в «Шнот Элияу» на 1-ю мишну трактата Брахот, где разъясняет комментарий Рамбама. Очевидно, так же объяснит эту Гмару и р. Саадья Гаон, который в своем сидуре написал, что тот, кто чувствует нужду, имеет право молиться только в случае, если он еще способен сдерживаться в течение времени, за которое проходят парсу, т. е. 1 и 1/5 часа.

Виленский Гаон добавляет еще одно, очень важное замечание: все вышесказанное справедливо только для широт Израиля и Вавилона – мест, где жили мудрецы Мишны и Талмуда. Однако в других местах продолжительность сумерек меняется в зависимости от широты.

Краткое резюме

Мнение рабейну Тама принято многими ришоним: Рамбаном, Рашбо, Рошем, Раном, Ритво и Трумат а-дешен.

Большинство из них считает, что ночь наступает через 72 минуты после заката (в обычном понимании этого слова), а сумерки начинаются за 13.5 минут до ночи. По этому мнению алахический день начинается с зари и заканчивается с появлением звезд. Именно этот период делится на 12 равных частей, считающихся временными часами. Время миль по этому мнению – 18 минут.

Есть, правда, среди ришоним мнение, что даже согласно рабейну Таму, день начинается с восходом солнца и заканчивается закатом. Расчет по этому мнению совпадает с тем, который мы привели выше от имени геоним.

По мнению геоним, Рамбама, Рабейну Йоны, Раши и Виленского Гаона, день заканчивается с заходом солнца, сумерки длятся 3/4 миль, а затем начинается ночь. По этому мнению, алахический день начинается с первым лучом солнца и заканчивается закатом [8]. Именно этот период делится на 12 равных частей, считающихся временными часами. Время миль по этому мнению может равняться 18 или 22.5 минутам [9] .

Какое мнение принято в качестве действующего закона – алахи?

«Шулхан Арух» в «Орах Хаим», гл.261, во 2-м законе привел мнение рабейну Тама [10] (так пишет и Рамо там же и еще во многих местах). Однако в 235-й гл., в 1-м законе, и в «Йоре Деа» 262:4, 5 он написал, что главный признак наступления ночи – это звезды, т. е. привел мнение геоним. И так же постановил там Шах, не говоря о том, что и Рамо ничего не исправил.

В Европе долгое время все евреи придерживались мнения рабейну Тама. Это видно из вышеупомянутого Рамо, из слов «Маген Авраама» и многих других комментаторов. Однако несколько сот лет назад р. Моше Альшикер обнародовал рукопись времени геоним, из которой было очевидно, что ночь начинается через 3/4 миль после обычного захода, а затем Виленский Гаон и «Бааль а-Тания» подняли вопрос о том, что нельзя нарушать Шабат после заката. После этого в некоторых местах Литвы, Польши и Белоруссии учитывали оба мнения, но большинство общин продолжали строить свою жизнь в соответствии только с мнением рабейну Тама.

Однако мудрецы Талмуда говорили о широтах Израиля и Вавилона, где и составлялись Мишна и Гмара. Те, кто находятся в Земле Израиля, могут убедиться воочию, что ночь, точнее говоря – появление звезд, наступает явно раньше времени, указанного рабейну Тамом. А в Иерусалимском Талмуде, который приводят ришоним (см., например, комментарий Рашбо на трактат Брахот 3а, начиная со слова «Йерушалми»), сказано, что это признак ночи, даже если солнце посреди небосклона. И так написано в книге «Каф а-Хаим» (гл. 261), что у египетских, сирийских и израильских евреев принято на исходе Субботы делать запрещенные в Шабат работы уже через 40 минут после заката, и не учитывать мнение рабейну Тама. Поэтому в последних поколениях большинство крупнейших раввинов в Земле Израиля постановили, что мнение геоним принимается в качестве Закона, и подавляющее большинство религиозных евреев Израиля на исходе Субботы уже через 35-40 минут [11] после заката делают запрещенные в Субботу работы. А это значит, что сегодня нельзя полагаться на мнение рабейну Тама, и сразу после захода солнца мы должны опасаться, что началась ночь. То есть, не только накануне Субботы и Праздников нельзя делать никаких запрещенных действий после заката, как говорили Гаон, «Бааль а-Тания» и «Мишна Брура», но и в обычные дни нельзя молиться Минху [12] и делать проверки семи чистых дней[13] сразу после захода солнца [14] .

Кроме того получается, что в качестве Закона принято мнение, согласно которому алахический день начинается с восхода солнца и кончается на закате, и соответственно высчитываются 12 временных часов, так как по-другому объяснить Гмару в Псахим невозможно, согласно геоним.

По поводу времени миль «Шулхан Арух» [15] и Рамо [16] постановили, что оно равняется 18 минутам, однако они придерживаются мнения рабейну Тама, а для нас этот спор – 18 или 22.5 минуты, остался неразрешенным.

Как принято поступать в общинах Европы?

На самом деле, среди законоучителей существует еще несколько мнений относительно обсуждаемого нами вопроса. Большинство раввинов считает, что наступление ночи определяется по звездам, а именно – если мы видим достаточное количество звезд [17] , то считаем, что ночь уже наступила. Получается, что в широтах Европы время реального появления звезд, по мнению большинства раввинов, почти не отличается от 72-х минут после заката, указанных рабейну Тамом. А касательно конца дня все, написанное выше, справедливо и за границей: сразу после заката нужно опасаться, что началась ночь, и с этого времени нельзя нарушать Шабат и праздники, молиться Минху и делать проверки семи чистых дней.

Читайте также:  Солнце вращается вокруг земли тест

[1] Этим словом мы в дальнейшем будем обозначать время между закатом и появлением звезд, Гмара называет это время бейн а-шмашот.

[2] На самом деле чуть раньше, так как есть мицва прибавить к Субботе немного времени за счет будней (ША 261:2).

[3] Миль – это мера длины, равная 2000 локтям, т. е. приблизительно километру.

[4] «Шаар а-Циюн» 233:21, обсуждая, до которого часа можно молиться Минху, пишет, ссылаясь на трактат Брахот (2б), что мы берем за основу мнение рабби Йоси. Однако это невозможно по мнению геоним, как будет объяснено в 55-й и 59-й сносках.

Кроме того, «Шаар а-Циюн» проводит параллель между этим вопросом и тем, что говорится в Трактате Брахот 9а: тот, кто не прочитал вечернюю молитву Шма Исраэль до рассвета, может это сделать позже – вплоть до восхода солнца, так как на рабби Шимона, который разрешает так поступать, можно положиться в чрезвычайной ситуации. Однако сравнение совершенно непонятно, ведь, читая Шма невовремя, человек ничего не теряет, и хотя повернуть время вспять и прочитать Шма вовремя он уже не сможет – в худшем случае он просто прочитает слова Торы. А когда мы говорим о Минхе, речь идет о 19 благословениях, произнесенных впустую, что является нарушением серьезного запрета.

По этим причинам законоучители последующих поколений (мы привели их в 59-й сноске) не полагаются на этот «Шаар а-Циюн» и, как уже было сказано, считают сумерки начавшимися сразу после заката. Да и сам автор «Мишна Брура» (там же) не положился на собственное замечание.

[5] Этот признак выбран как основной не случайно. В трактатах Брахот и Псахим приводится только он. А в Иерусалимском Талмуде, который упоминается в комментарии Рашбо на трактат Брахот (3а, начиная со слова «Йерушалми») говорится, что появление 3-х звезд означает наступление ночи, даже если солнце еще на небосклоне.

[6] Парса – это мера длины, равная 4 миль.

[7] См. «Биур Агра» на «Орах Хаим» 459:2.

[8] Так выходит из того, что в трактате «Брахот» 27а и еще в нескольких местах видно – в середине алахического дня солнце находится в зените, а этого не будет, если день заканчивается с выходом звезд, т. е. 3/4 миль после шкии, ведь началом дня может быть либо заря, либо восход. А по мнению р. Тама день, вероятно, начинается с алот а-шахар (4 миль до рассвета) и заканчивается с выходом звезд (4 миль после заката). Кроме того, там же видно, что жертву «Минха» можно приносить до окончания 12-го часа, и это не может быть после выхода звезд, т. е. 3/4 миль после шкии по мнению геоним, так как ее обязательно нужно принести днем. Следовательно, чтобы солнце было в зените по окончании 6-го часа, день должен закончиться со шкией. См. дополнительно в с. 59.

[9] Это зависит от двух вышеупомянутых подходов к трактовке данной Гмары.

[10] Правда, надо заметить: в 3-м законе он написал, что тот, кто не ориентируется точно во времени, должен зажечь субботние свечи и принять Субботу, когда солнце еще находится над верхушками деревьев. В Израиле тяжело понять этот закон по мнению рабейну Тама. Приведем пример:

28 Кислева 5772 года в Иерусалиме алот а-шахар (72 минут до восхода) был в 5.19, а время рабейну Тама (72 минуты после заката) было в 5.58. Соответственно, временной час был 1 час и 3.3 минут, т. е. плаг Минха наступила приблизительно за 76 минут до появления звезд. Следовательно, «Шулхан Арух» говорит, что тот, кто не знает, когда закат, может принять Шабат на 4 минуты раньше, тогда точно не ошибется?! И нельзя сказать, что «Шулхан Арух» считает день от восхода до заката, ведь во 2-м законе гл. 459 он постановил, что миль равняется 18 минутам, а это возможно по мнению рабейну Тама только, если считать днем время от зари до появления звезд, как мы объясняли выше (и так написал «Биур алаха» 262:2 «Леакдим…»). То есть, очевидно, что речь идет о более раннем времени, а это возможно, только если принять точку зрения геоним. Это не вопрос самому рабейну Таму, так как эту Гмару можно объяснить, сказав, что в ней имеются в виду лучи солнца, а не его диск целиком, однако сказанное в «Шулхан Арухе» так объяснить нельзя.

[11] Мы добавляем в качестве устрожения несколько минут, чтобы не нарушить по ошибке святость Шабата, по букве закона можно совершать запрещенные действия чуть раньше. Если у кого-то есть такая необходимость, стоит посоветоваться с раввином, с какого времени можно совершать запрещенные в Шабат действия.

[12] Рамо (233:1) написал, что можно молиться Минху до появления звезд. Однако это логично, только если день начинается с зари и заканчивается появлением звезд, (что сочетается с трактовкой гмары рабейну Тама) и бейн а-шмашот входят в алахический день, даже если по Торе уже наступила ночь. Но по мнению геоним алахический день заканчивается с закатом, ведь если предположить, что день закончится только с появлением звезд, то полдень окажется позже 6 временных часов, как мы писали в с. 55. Поэтому очевидно, что после заката молиться Минху нельзя. И это написано прямым текстом в Рамбаме («Илхот несиат капаим» 3:9) , у учеников рабейну Йоны (Брахот 18а) и в «Биур Агра» (261:2 и еще в нескольких местах), так постановили Хазон Иш (приведен в конце книги «Имрей Йошер» на «Незикин», п. 94), рав Ш. З. Оербах, рав И. Я. Фишер и рав Й. Ш. Эльяшив – после заката молиться Минху уже нельзя. А в книге «Зманим ке-илхатам» (стр. 458-459, 467-469) в подтверждение вышесказанного приводятся еще рав Нисим-гаон из ответа р. М. Альшикера, рав Саадья-гаон, процитированный в Мордехае, «Сэфер а-Батим», Зоар и Аризаль.

[13] См. примечание б* в конце раздела «Времена суток».

[14] Понятно, что я привел только самые актуальные примеры.

Источник

Adblock
detector