Исследование слова «космос»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Урок — исследование позволяет ребенку получить полную информацию о слове, научиться работать с различными источниками информации, повторить все разделы русского языка, и в целом повышает интерес к изучению предмета «русский язык».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledov._sl._kosmos.doc | 195 КБ |
Предварительный просмотр:
- Урок русского языка в 4 классе
Тема: Значение слова.
Исследование слова «Космос»
1. Проверить знания учащихся и понимание ими изученного материала, способности опознавать языковые единицы, классифицировать их, выявлять соответствие или несоответствие языковым нормам.
2. Обобщить, систематизировать и совершенствовать знания учащихся о различных разделах науки о языке: лексике, словообразовании, фонетике, орфографии, морфологии, синтаксисе; знать, что изучает каждый раздел науки; уметь производить фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический разборы.
Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, самооценку;
совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки. Воспитательные : воспитывать интерес к изучению русского языка, умение работать в коллективе, оказывать помощь одноклассникам при возникновении затруднений.
- Мультимедийное оборудование
- Листы исследования
- Словари
- Организационный момент.
- Общение на сегодняшнем уроке обещает быть очень интересным и увлекательным.
Потому что у нас сегодня будет не просто урок, а урок – исследование.
— Как вы думаете, что обозначает слово «исследовать»? (Изучать, узнавать что-то новое ).
— Ребята, а хотите ли вы сегодня на уроке стать исследователями? (Да).
Постановка темы и цели урока.
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык», — писал Константин Паустовский. И он прав, и мы не раз уже убедились в этом, работая по разделу
«Слово – главный работник в нашей речи».
— Как вы понимаете, о каком богатстве говорит автор?
-Как понимаете значение слова «богатый» в данном высказывании?
-Чем богат русский язык?
— В чем его богатство?
- Язык богат многообразием слов. Все в окружающем мире мы называем словами, ярко и точно слова отражают назначение, характеристику, качества предмета, действия или явления.
— Но мало знать как называются предметы, … Что еще важно знать о слове?
— Слово, как и человека, мы можем охарактеризовать с разных сторон. Именно этим мы сейчас и займемся.
— А что это за слово, предлагаю догадаться. И поможет нам в этом ребус .(слайд )
— Верно, ребята, это слово «Космос». И сегодня мы исследуем его с разных сторон науки о языке. Я очень надеюсь, что после наших исследований, вы еще больше убедитесь, как интересно изучать и знать русский язык! Как много в нем тайн и неожиданностей! И что нет в нем скучных и ненужных правил, а есть целая жизнь языка.
- Многие задания сегодня потребуют от вас умения думать, рассуждать, доказывать и, конечно же, отстаивать свою точку зрения.
— Но чтобы приступить к исследованиям, нам нужно вспомнить, с какими разделами науки о языке мы уже знакомы?
Исследование слова «Космос».
— Итак, I раздел науки о языке – ЛЕКСИКА .
— Скажите, пожалуйста, что изучает раздел науки лексика?
(Лексика изучает словарный состав языка).
— Почему так важно знать значение слова? В чем оно помогает?
(помогает правильно строить высказывания; формулировать мысли; решать орфографические задачи – писать грамотно; понимать друг друга)
— А что такое слово? ( Слово – это минимальная, значимая единица речи).
— Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов, слоги из звуков, а звуки на письме обозначаются буквами).
— Но как вы думаете, могут ли любые звуки, взятые вместе, быть словом? (Мнения детей.)
— Хорошо. Вот сейчас мы с вами и исследуем это.
Работа в группах по карточкам.
Первая группа исследует «калушата», вторая группа — «космос».
- Наиболее существенные признаки слова
Нет, не присутствуют
Называет предмет, признак, действие реальной действительности
Может использоваться и в предложении и вне предложения.
Мы не создаем его заново, а только вспоминаем и воспроизводим в памяти.
Имеет постоянное, неизменяемое количество и порядок звуков, которые нельзя переставлять, убирать, добавлять, заменять.
Ударение падает только на один слог.
Значит, это слово.
Значит, это не будет словом
— Итак, ребята, могут ли быть словом любые звуки, взятые вместе? (Нет)
— Верно, не любые звуки, взятые вместе, будут словом.
Как, например, можно ли одну обложку книги без внутренней ее части назвать книгой? (Нет). Почему ? (Потому что самое главное в книге не обложка, а ее внутреннее содержание.)
— Правильно, ребята, так и слово, помимо внешней звуковой оболочки, должно иметь внутреннее содержание. А внутренним содержанием слова является его лексическое значение.
А раскрыть лексическое значение нашего исследуемого слова вы уже попытались в своих сочинениях – рассуждениях на тему: «Что такое космос?». Давайте послушаем некоторые отрывки из них. ( Чтение отрывков из нескольких сочинений).
Исследование лексического значения слова «Космос».
Представление учащимися своих творческих работ .
— Спасибо, ребята. Вы высказали свое мнение.
- Но как же узнать, правы вы или нет? Где мы можем найти точное определение этого слова и узнать его лексическое значение? (Ответы детей). Правильно, в толковых словарях.
Работа с научной литературой .
- Значение слова КОСМОС в словарях
м. греч. мир, вселенная и мироздание.
космоса, м. (греч. kosmos) (книжн.). Мир, Вселенная. Греческая философия противополагала космосу хаос.
а, м. Вселенная, мир
Космос (греч. KosmoV) — первоначально синоним «порядка, гармонии,красоты», со временем стало обозначать «мир или вселенную». По преданию,впервые назвал мир этим именем Пифагор, в виду пропорциональности и гармонии его частей.
- Итак, ребята, сумели ли вы раскрыть лексическое значение слова «Космос» и понять его? (Да).
- А можно ли к нашему слову «космос» подобрать синонимы и антонимы?
- Но сначала вспомните, пожалуйста, что такое синонимы? ( Синонимы – это слова близкие по значению).
- Что такое антонимы? (Антонимы – это слова противоположные по смыслу).
- Итак, какие же синонимы и антонимы можно подобрать к нашему слову?
(Синонимы -вселенная, ан тоним – хаос). Молодцы!
— Ребята, что же показали наши исследования в разделе лексики ?
1. Не любые звуки, взятые вместе, являются словом. 2. «Космос» — это слово;
— оно имеет лексическое значение, — к нему можно подобрать синонимы и антонимы,
— с ним можно составить любые предложения.
- Имеет смысл
- Обозначает предмет
- Может использоваться в словосочетаниях и предложениях
- Имеет синонимы
- Имеет антонимы
- — Переходим к следующему разделу науки о языке ФОНЕТИКЕ.
— Что изучает раздел науки ФОНЕТИКА?
(Раздел науки фонетика изучает звуки нашей речи, слоги, ударение, интонацию).
— Что могут обозначать эти числа в русском языке: 33, 21, 10, 6, 9, 4, 2?
(В русском алфавите 33 буквы, 21согласная буква, 10 гласных букв, 6 гласных звуков, 4 гласные буквы, обозначающие по два звука.)
— А как вы думаете, всегда ( написание и произношение ) ли звуки и буквы в словах совпадают ? (Ответы детей).
— Ребята, вот и постараемся мы сейчас это выяснить.
— Запишите несколько слов под диктовку с объяснением:
Вселенная, солнце, комета, звезда, луч, Гагарин.
— Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков.
— Назовите слово, в котором написание совпадает с произношением.
— Назовите слово, в котором все звуки твердые.
- Теперь исследуем наше слово «космос» и выясним, все ли звуки и буквы в нем совпадают?
З вуко – буквенный анализ слова « космос ».
Космос [к о с м а с] – 2 слога,, 4 согласных, 2 гласных).
- 6 букв
- 2 гласных звука и 4 согласных
- 2 слога
— А какой же раздел науки о языке подскажет нам правильное написание этого слова?
— Ребята, значит, что же изучает орфография? (Правильное написание слов).
- Как же мы проверим написание безударной гласной в нашем слове ? (Нужно знать правило). Напомните, пожалуйста, это правило. (Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы, эта безударная была бы под ударением).
— Прочитайте предложение. Исправьте ошибки и объясните . (слайд)
Двинадцатае апреля 1961 года был начят отщет касмической эры чиловечества – на каробле «восток» стортовал первый космонафт Юрий алексеевичь гагарин.
- Словарное слово, иностранного происхождения
— Следующий раздел науки о языке – МОРФЕМИКА или СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
— Ребята, а что изучает этот раздел науки? ( Раздел науки морфемика изучает состав слова).
— Из каких частей может состоять слово? (Слово может состоять из корня, приставки, суффикса, окончания ).
— Подберите несколько однокоренных слов к слову «космос».
— Как вы думаете, могут ли слова КОСМОС и КОСМЕТИКА быть однокоренными?
Космос и косметика
Вы никогда не задумывались над тем, почему так похожи друг на друга слова космический и косметический ? Есть ли у них какой-то, общий, единый источник, или же сходство между этими словами объясняется лишь случайным совпадением?
Прежде всего нужно сказать, что этимология обоих слов может быть выявлена только на материале греческого языка. Древнегреческий глагол kosmeö [космео] означал « строю, привожу в порядок, украшаю ». Отсюда у слова kosmos [космос] появились значения « упорядоченность, порядок », « мировой порядок, мироздание, мир » и « украшение ». Впервые слово kosmos в значении « мир, мироздание, вселенная », насколько нам известно, было употреблено знаменитым древнегреческим математиком и философом Пифагором (VI век до н. э.). Значение же « украшение, наряд » было известно у слова kosmos еще во времена Гомера, то есть, по крайней мере, за 200 — 300 лет до Пифагора.
Древнегреческое прилагательное kosmetikos [косметикос] имело значение « придающий красивый вид, украшающий », а сочетание слов kosmetikё technё [косметике техне:] или просто kosmetikё означало « искусство украшения ». Именно здесь и находятся истоки русских слов косметика и косметический .
Что же касается слова космический , то оно восходит к другому древнегреческому прилагательному — kosmikos [космикос] « мировой, вселенский, относящийся к космосу ». Следовательно, общность происхождения русских слов космос, космический и косметика, косметический может быть представлена в виде такой схемы:
греч. kosmeö ; „привожу в порядок, украшаю»
|
kosmos «мировой порядок, мироздание», «украшение»
kosmetike
«искусство украшения»
Источник
4 класс Русский язык на тему » Путешествие в космос «
Описание презентации по отдельным слайдам:
Русский язык. 4 класс Тема: Первые путешественники в космос.
Цели урока Ты бу́дешь составля́ть вопро́сы по те́ксту и переска́зывать, Испо́льзовать слова́, ука́зывающие на завершённость де́йствия. Создава́ть выска́зывания, его результат, конец действия или его начало.
Послушайте стих Задание1. Космона́вт В тёмном не́бе звёзды све́тят, Космона́вт лети́т в раке́те. День лети́т и ночь лети́т, И на зе́млю вниз гляди́т. Ви́дит све́рху он поля́, Го́ры, ре́ки и моря́. Ви́дит он весь шар земно́й, Шар земно́й – наш дом родно́й. (В. Степанов)
Задание 2. Запишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки 19 августа 1960 года с к. см. дрома (Б, б)айконура стартовал к. смический к. рабль «(В,в)осток» . На борту этого к. рабля были собаки (Б,б)елка и (С,с)трелка. Они были первыми четвероногими к. см. навтами, которые облетели вокруг Земли и вернулись. Дескрипторы: записывает текст, раскрывая скобки ; находит глаголы; формулирует вопросы.
Словарная работа Космодром- ғарыш айлағы Стартовать- басталуы Космический корабль- ғарыш кемесі Четвероногие- төрт аяқты Вокруг земли- жер айналасында
Послушайте текст и ответьте на вопросы Задание 3. Космона́вт надева́ет осо́бый косми́ческий костю́м.Э́то скафа́ндр. Он защища́ет космона́вта. В ко́смосе челове́к и окружа́ющие предме́ты теря́ют вес. Э́то состоя́ние называ́ется невесо́мостью. Плане́ты, спу́тники, косми́ческие корабли́ име́ют свой путь. Э́тот путь – орби́та. В ко́смосе есть косми́ческий дом, где рабо́тают космона́вты. Это орбита́льная ста́нция.
1. Что такое скафандр? 2. Что такое орбита? 3.Что такое орбитальная станция ?
Первый казахский космонавт Он проработал на орбитальной станции почти 8 суток. Токтар Аубакиров открыл космическую страницу независимого Казахстана
Стартовал Проработал Облетели Открыл Вернулись Надевает
Запо́мни и запиши́: скафа́ндр, невесомость, орби́та
Рефлексия Аргументируйте свой ответ, дополнив предложениями: 1. На уроке я работал(а) …. потому что …… 2. За урок я …. 3. Моё настроение …… 4. Материал урока мне был ……..
Номер материала: ДБ-1087711
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Всероссийский студенческий выпускной состоится 10 июля
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Госдума приняла закон, упрощающий выезд детей за рубеж
Время чтения: 1 минута
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
Выплаты и льготы для студентов в 2021 году
Время чтения: 14 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник