«Человек-паук: Через вселенные»: Я гляжу, как истончается нить
В прокате с 13 декабря можно увидеть анимационный фильм «Человек-паук: Через вселенные» — супергеройскую историю, где покой города Нью-Йорка оберегает не один Спайдермен, а целых шесть — и все из разных измерений. Алексей Филиппов рассказывает, почему этот мультфильм хорошо передает суть комиксной супергероики и какие правила игры он чуть было не переворачивает (хотя давно пора).
Будущий Человек-паук (в городе еще орудует Питер Паркер) — подросток Майлз Моралес, сын строгого полицейского-афроамериканца и понимающей медсестры-латиноамериканки. Недавно его перевели в школу для одаренных детей, где нужно как следует вкалывать, чтобы пробиться в люди, — и не работать ни копом, ни медсестрой никогда. Выросший на районе Майлз, хоть и смышленый паренек, на новой территории абсолютно растерялся и начинает думать, что никакого особенного будущего он не заслужил. К счастью, вселенная подбрасывает ему пару максимально небытовых подсказок. Сначала — укус нездешнего паука. Затем амбал-антагонист Уилсон Фиск, устроив странный эксперимент с коллайдером, открывает портал в параллельные миры, откуда затягивает еще несколько Спайдерменов. Все, как водится среди супергероев, с личными драмами и необычными навыками. И повторится все, как встарь: пубертат, радиоактивный паук, погибший дядя, большая ответственность и вечно спасаемый Нью-Йорк.
В «Через вселенные» много раз прозвучит всем известная биография Человека-паука. «Ладно, давайте в последний раз», — бурчит закадровый голос, и снова знакомая пластинка. Меняются только имена, миры, эпохи. Новый мультфильм студии Sony с порога начинает бойко пересказывать хитиновые банальности, скрывающиеся за образом Человека-паука: тут и двойная жизнь подростка, который стремится ускользнуть от всевидящего родительского ока, и полноводный трагикомизм пубертата (неизменная шутка с сексуальным подтекстом про паутину — на месте). Вместе с тем это крайне молодецкая версия взросления по-супергеройски: в наушниках густой рэпчик, вокруг — шум мегаполиса, а хобби Майлза — не какое-нибудь макраме или фотография, как у Питера Паркера, а граффити. Наконец, визуально новый «Человек-паук» выглядит не как десяток других мультфильмов про «дружелюбного соседа » Перифраз, которым часто обозначают Человека-паука, но как взрыв на фантасмагорической фабрике: в изобразительной паутине мультфильма сплетаются элементы стрит-арта, компьютерных игр и комиксов — выбирай, что любо.
Однако на бойкости и борзости мультфильм ускакал бы максимум до конца первого акта: до пресловутого вызревания внутреннего конфликта Майлза Моралеса, человека и паука. И тут, окруженный многочисленными Спайдерменами здорового человека (один из них, правда, свин, другой — скорее, персонаж классического нуара, а третья — и вовсе аниме), паренек окончательно куксится. От ужаса перед большой ответственностью то и дело отказывает большая сила, которую еще только предстоит освоить. До последней трети — и эти полчаса «Через вселенные» по-настоящему очарователен — мультфильм Sony чуть-чуть отклоняется от привычного супергеройского нарратива. До последнего хочется верить, что Майлз Моралес окажется в итоге тем самым уберменшем, который испугался и реально не смог — и мир от этого не рухнет, коллайдер Фиска не расколошматит десятки измерений на миллиарды пикселей, а в извечном поединке человеческого и слишком человеческого внутри одного отдельного взятого Спайдермена вверх возьмет все-таки первое.
Фигура для этого была бы подобрана подходящая: в 2011 году назначение Майлза Моралеса на пост Человека-паука в комиксах вызвало шквал читательской критики; как же так — проклятая толерантность добралась до святого. Правда, три года спустя случилось событие еще более примечательное: удивительные способности под именем Гвен-паук обрела Гвен Стейси — ранняя возлюбленная Питера Паркера, наиболее известная благодаря трагической гибели в комиксе 1973 года Сюжетная арка «Ночь, когда умерла Гвен Стейси», состоящая из двух выпусков The Amazing Spider-Man #121-122. Во-первых, это было одним из самых сокрушительных фиаско в истории супергероики, потому как раньше персонажи комиксов не теряли кого-то настолько близкого (не считая гибели родных на старте карьеры). Во-вторых, наряду с покойным дядей Беном, Гвен стала редкой героиней комиксов, которую так и не воскресили в той же вселенной, хотя обычно оживляют всех без разбору и по три раза на дню. Этим хрустом шейных позвонков завершился так называемый Серебряный век комиксов Период приблизительно с 1956-го по 1970-й, когда на страницах комиксов зарождалось большинство известных сегодня супергероев, художники и сценаристы много экспериментировали, а сама индустрия переживала коммерческий успех.
Кто, как не подросток-афроамериканец, мог повторить за Бараком Обамой: «Yes we can» и просто дать слабину. Этим отчаянным жестом новый «Человек-паук» мог бы перевернуть игру и, возможно, закончить сегодняшний век супергероики (каким бы он ни был — Серебряным, Бронзовым, Медным), но этого сценария в итоге избегают.
Источник
Человек-паук: Через вселенные
Spider- Man: Into the Spider-Verse
Общая информация
Жанр
Мультфильм
Страна производства
США
Киностудия
Columbia Pictures, Sony Pictures Animation
Режиссёр
Боб Персикетти Питер Рамзи
Автор сценария
Родни Ротман Фил Лорд
Когда вышел
2018
Продолжительность
117 минут
В главных ролях:
Шамик Мур
Майлз Моралес
Джейк Джонсон
Питер Б. Паркер
Махершала Али
Аарон Дэвис
Хейли Стейнфелд
Гвен Стейси
Брайан Тайри Генри
Джефферсон Дэвис
Человек-паук: Через вселенные (англ. Spider-Man: Into the Spider-Verse) — американский полнометражный анимационный фильм 2018 года от Sony Pictures Animation, рассказывающий про Ultimate-версию Человека-паука, чернокожего подростка Майлза Моралеса.
Мультфильм запомнился зрителям необычным и уникальным визуальным стилем, напоминающим 2D-комиксы. После выхода он получил очень положительные отзывы как от критиков, так и от обычных людей, и выиграл множество наград, в том числе и «Оскар» за лучший анимационный фильм.
Содержание
Сюжет [ править ]
Майлз Моралес – обычный подросток, которому приходится мириться с переводом в новую школу и непониманием своих родителей; поддержку он находит только у своего дяди Аарона. Когда главный герой со своим дядей разрисовывают стену тоннеля метро, Майлза кусает сбежавший радиоактивный паук, из-за чего у парня начинают проявляться суперспособности.
Майлз возвращается на то место, где его укусил паук, и обнаруживает тайную лабораторию Уилсона Фиска, в которой работает машина, открывающая проход в параллельные миры. Там он становится свидетелем битвы Человека-паука Питера Паркера с приспешниками Кингпина. Паучок узнаёт в подростке родственную душу и обещает обучить его геройскому ремеслу, но лаборатория рушится, и Человек-паук, будучи при смерти, передаёт Майлзу ключ, с помощью которого можно отключить машину. Испуганный подросток сбегает, а израненного супергероя убивает подошедший Кингпин.
После похорон Человека-Паука Майлз, чувствуя свою ответственность за оставшийся без защитника город, пытается с горем пополам совладать со своими способностями. Но неожиданно для себя у могилы супергероя он встречает человека, как две капли воды похожего на Питера Паркера…
Источник
Пасхалки и отсылки в «Человеке-пауке: Через вселенные»: от Looney Tunes до трилогии Сэма Рэйми
Осторожно, спойлеры!
«Зомби по имени Шон»
Один из сценаристов мультфильма Родни Ротман рассказал, что при создании Нью-Йорка в «Человеке-пауке» они обращались к различным людям с предложением разместить пасхалки к их творчеству в итоговой картине. Например, на Times Square можно увидеть постер фильма Эдгара Райта «Зомби по имени Шон».
Как рассказывает Ротман:
Действие «Через вселенные» происходит во вселенной, похожей на нашу, но не в ней. Так что мы попросили разных режиссеров, музыкантов, авторов и других рассказать нам, что бы они хотели сделать в альтернативной вселенной. Мы поместили все эти вещи в мире Майлза. Очень много всего. Удачной охоты.
Сет Роген
В одном из эпизодов на Times Square можно заметить постер фильма Hold Your Horses с Сетом Рогеном. Потому что фильмы с комиком существуют в любой вселенной.
Обложки альбомов и афиши фильмов
Например, обложка альбома The Weeknd — The Starboy здесь озаглавлена настоящим именем музыканта — Эйбел Тесфайе. Причем название подписано другим альбомом — Kiss Land.
Также в мультфильме несколько раз можно заметить афиши Chance The Rapper с альбомом Coloring Book. А на его кепке вместо тройки красуется четверка. А вот постер группы Red Man Group — отсылка к коллективу Blue Man Group.
На этом же кадре, кстати, есть несколько небольших отсылок к кино. Так, плакат фильма Noize Boyz пародирует фильм Bad Boys, One Small Step «Человека на Луне», а Baby showers — пародия на комедию Bridesmaids (у нас известен как «Девичник в Вегасе»).
Фил Лорд и Крис Миллер не могли не оставить в «Человеке-пауке» пасхалку, отсылающую к своим предыдущим проектам. В частности, к их дебюту — мультсериалу «Школа клонов», в котором рассказывалось о специальном учреждении, где учились только клоны известных исторических личностей: Абрахама Линкольна, Жанна ДʼАрк, Джона Кеннеди, Клеопатры и других.
Мультсериал в свое время был очень популярен, а создатели даже хотели выпустить спин-офф «Колледж клонов», постер которого можно заметить в «Человеке-пауке» в одной из сцен на Таймс-сквер.
«Человек-паук» Сэма Рэйми
В мультфильме множество отсылок к трилогии «Человек-паука» от Сэма Рэйми с Тоби Магуайром. Это и знаменитый «перевернутый» поцелуй с Мэри Джейн (только в этот раз вверх ногами Уотсон, а не Паркер), и танец Питера, пародирующий сцену из «Врага в отражении», и даже эпизод, где Человек-паук останавливает поезд точно таким же образом, как он сделал это во втором фильме Рэйми. Даже цена, где Питер спасает Уотсон от летящей в ресторан машины, есть.
Телефонная книга Майлза
В те моменты, когда Моралес звонит дяде и отцу, в телефонной книге можно заметить имена двух знаменитых комиксистов. Первый — S. Ditko, что, очевидно, отсылает к Стиву Дитко — легендарному художнику, создавшему Человека-паука и Питера Паркера вместе со Стэном Ли. Второй — B.Bendis, что отсылает уже к создателю Майлза Моралеса, сценаристу Брайану Бендису.
Ганке Ли
В «Человеке-пауке» появляется сосед Майлза, Ганке Ли. В комиксах он знал секрет Моралеса и помогал его прикрывать в школе, но в мультфильме ему пока не дали ни одной реплики — лишь в конце Майлз подружился со своим соседом. Впрочем, и образ Ганке отличается от комиксов. Нед Лидс из киновселенной гораздо больше похож на Ли, чем сам герой из «Через вселенные». Возможно, в сиквеле ему уделят больше времени.
Amazing Fantasy #15
Во вселенной Майлза существуют комиксы про Человека-паука, в частности, знаменитый Amazing Fantasy #15, в котором Дружелюбный сосед впервые появился. Этот выпуск можно заметить в комнате Моралеса в одно из эпизодов. И это не единственный комикс, который появляется в мультфильме. Также моно заметить несколько выпусков What If (в мире «Человека-паука» эта серия называется Imagine That) и Amazing Spider-Man #186.
Дизайн Зеленого гоблина
Для некоторых персонажей мультфильма придумали уникальные дизайны. Например, для Скорпиона. А вот версия Нормана Озборна из вселенной Майлза очень похожа на версию Зеленого гоблина из Ultimate-вселенной, где, испытав на себе сыворотку, Озборн не сошел с ума, а научился превращаться в зеленокожего монстра, способного пускать огонь и летать.
В версии мультфильма у него есть крылья и колпак, как у классического Зеленого гоблина. К тому же местный Норман гораздо больше Ultimate-версии, но сходство все равно очевидное.
Смерть Питера Паркера
В начале мультфильма у Майлза нет способностей, а в его вселенной уже много лет существует Человек-паук — Питер Паркер. Но он погибает на глазах Моралеса в возрасте 26 лет. Это идеальная версия супергероя: он женат на Мэри Джейн, преподает, успешный супергерой. Такая версия напоминает образ Человека-паука из комиксов Майкла Стражински, в котором уже относительно взрослый Питер преподавал в университете, совмещая это с карьерой супергероя.
В Ultimate-вселенной Питер погиб в более юном возрасте в схватке с Зеленым гоблином. Смерть Паркера отличается от той, что была в комиксах, но она, как и в первоисточнике, вдохновляет Моралеса на то, чтобы быть героем, достойным носить титул Человека-паука.
Паркер-блондин
Питер из вселенной Майлза — блондин. Это хитрая отсылка к актеру, озвучившему этого Паркера — Крису Пайну, чей оригинальный цвет волос светлый. Впрочем, часть фанатов предполагает, что это отсылка к Бену Рейли — клону Питера, у которого как раз были светлые волосы.
В мультфильме про Моралеса есть камео Стэна Ли. Причем пропустить его будет сложно, поскольку «Король камео» выступает в роли продавца атрибутики Человека-паука в магазине Stanʼs Collectables, и у него Майлз покупает костюм, который будет носить большую часть анимационного фильма.
Кроме того, после первых титров мультфильма есть небольшой трибьют Стэну Ли и Стиву Дитко — создателям Человека-паука. Оба автора, к сожалению, умерли в 2018 году. Сопровождается трибьют словами:
Тот человек, кто помогает другим просто потому, что они нуждаются в нем и потому, что это правильно, без всяких сомнений — настоящий супергерой.
Создатели Пауков
В мультфильме множество Людей-пауков из мультивселенной, поэтому создатели «Человека-паука» решили указать каждого, кто приложил руку к созданию той или иной версии знаменитого супергероя. Увидеть упоминание авторов можно на комикс-вставках, где персонажи рассказывают свои биографии.
Майлз Моралес — Брайан Бендис и Сара Пикелли, Гвен-Паук — Джейсон Латур и Робби Родригез, нуарный Человек-паук — Дэвид Хайн, Фабрис Саполски и Кармин Джандоменико, Пени Паркер — Джерард Уэй и Джейк Уайатт и т. д.
Спайдер-мобиль
По сюжету все Люди-пауки встречаются в тайном убежище Питера Паркера из вселенной Майлза. Там множество различных гаджетов Человека-паука, среди которых и знаменитый Спайдер-мобиль — машина, способная ездить по стенам. Он периодически появлялся в комиксах с 70-х годов.
Костюмы Паркера
В том же убежище Человека-паука можно заметить самые разные костюмы, отсылающие к комиксам, играм и другим экранизациям. Например, там есть самый известный костюм из Spider-Man от Insomniac с белыми элементами (Advanced Suit). Или стелс-костюм из сюжета Big Time тоже можно увидеть в мультфильме. Еще один — классический вариант Железного паука из оригинальной Гражданской войны.
Также там можно увидеть костюм с плащом, напоминающий образ из комиксов, когда Человек-паук ненадолго стал Верховным волшебником и получил знаменитый плащ Доктора Стрэнджа. Там же можно увидеть костюм из сюжета Secret War.
Человек-паук 2099
В сцене после титров показывают еще одного Человека-паука — Мигеля ОʼХара, супергероя из будущего, который решает попутешествовать между вселенными и попадает в мультфильм 60-х, где вместе с Питером Паркером воссоздает знаменитый мем про двух Пауков. Озвучил его персонажа, кстати, Оскар Айзек.
Кстати, компания «Алкемакс», на которую в будущем работал Мигель, играет важную роль в мультфильме, ведь именно там создали технологию перемещения между мирами. Возможно, в сиквеле одну из главных ролей сыграет именно ОʼХара.
А устройство, которым он пользуется для перемещения между вселенными, напоминает аналогичное из комикса Spider-Verse и его спин-оффа Web-Warriors. С помощью таких браслетов Пауки путешествовали между вселенными.
Номера вселенных
В мультфильме есть небольшой эпизод, где показывают номера вселенных, откуда прибыли все Люди-пауки, участвующие в сюжете. Так, вселенная Майлза — Земля-1610 (как и оригинальная Ultimate-вселенная), мир взрослого Питера Паркера — Земля-616 (классическая вселенная), мир Гвен Стейси — Земля-65 (совпадает с комиксами), мир Sp//dr — Земля-14512 (совпадает с комиксами), вселенная нуарного Человека-паука — Земля-90214 (совпадает с комиксами) и дом Свина-паука — Земля-8311 (совпадает с комиксами).
Советы Паркера
В мультфильме есть смешной момент, где Майлз просит Питера дать ему несколько советов, как быть Человеком-пауком, а Паркер начинает с совершенно практических вещей вроде «используй детскую присыпку, чтобы трико сильно не натирало».
Это отличная отсылка к финалу комикса Spider-Men, в котором Моралес впервые встретил Человека-паука из другой вселенной. Там, уходя, Питер говорил подобные вещи: «Никогда не одалживай денег Росомахе — ты их больше не увидишь», «Не встречайся более чем с одной девушкой одновременно», «Стирай костюм каждый день, а то люди будут издеваться» и т. д.
Looney Tunes
Покидая вселенную Майлза, Питер Поркер говорит Thatʼs All Folks! , что очевидно отсылает к знаменитым словам Порки Пига, персонажа Looney Tunes.
Еще один паучий мем
Еще один знаменитый мем с Пауком из 60-х можно увидеть в титрах. Когда показывают Питера Паркера, то он сидит за столом в известной позе.