Меню

Облитые солнцем это метафоры

Метафора

МЕТА́ФОРА — (от греч. — перенос) – один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений; нередко используется в обыденной речи. Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении. В основе метафоры лежит сравнение предмета с другим на основании общих для обоих признаков. Будучи образным выражением, основанным на сравнении, метафора так или иначе присутствует во всяком поэтическом обороте речи. Наша бытовая речь буквально пестрит метафорами: снег идет, туман стелется, солнце заходит, кружится голова, метет поземка, торговая сеть, холодное сердце, пламенный взгляд, тонкий голос, пришла зима, трудный возраст, соленый лед и т.д. Метафорические состояния или действия выражаются в форме глагола, прилагательного, существительного. В отличие от повседневной, поэтическая метафора наполнена свежестью и новизной. Выдающимся образцом умения использовать метафорические выражения могут служить следующие строки А.С. Пушкина из седьмой главы «Евгения Онегина»:

Условно метафоры можно разделить на олицетворяющие («улыбающийся брег», «порог смиренный» у Д.В. Веневитинова) и овеществляющие («крупный разговор», «облако бури кирпичной», «плетенье мелких нервов» у Б.Л. Пастернака). Наряду с метафорой простой нередко встречается метафора развернутая, когда метафорическое выражение, заключая в себе образное подобие определенного жизненного явления, раскрывается на протяжении отрезка или всего стихотворения. Развернутая метафора применена в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Чаша жизни», где в качестве основы выступает широко употребимая метафора «пить чашу жизни»:

Иногда метафорой называют всякое иносказание, в том числе охватывающее и пространный текст.

Источник

Примеры метафоры

Метафора — это вид тропа, уподобление двух предметов или явлений на основе их сходства. Слова употребляются в переносном смысле.

Автор, который использует метафору, говорит не буквально. Он находит общие черты у двух понятий и сравнивает предметы между собой, как в примерах ниже.

В прямом смысле это означало бы, чтобы не дать штанам упасть. А в метафорическом — быть готовым к тяжёлым временам, недостатке в еде

Метафора Пояснение
Каменное сердце Сердце словно камень. Черта, которая присуща камню, — отсутствие жизни. Имеется в виду, что человек бесчувственный, не склонный испытывать эмоции
Кот наплакал Наплакал словно кот. Слёзная жидкость нужна кошкам, только чтобы защищать роговицу. От эмоций они не плачут. Метафора означает малое количество чего-то, практически отсутствие
Золотые слова Слова как золото, то есть правильные, умные
Откладывать на чёрный день День словно чернота наступила. То есть трудное, бедное время
Затянуть пояс потуже
Загнать (кого-то) в угол Не в прямом смысле, а в переносном — то есть не дать человеку выхода из ситуации
Старость — вечер жизни После вечера наступает ночь, а затем день «умирает» и приходит следующие. Поэтому старость сравнивается с вечером, т. к. жизнь близка к завершению
Выкурить трубку мира Когда индейцы курили трубку, это означало что войн между племенами больше не будет. Метафора означает пожать руки, прийти к мирному соглашению
Флагов золотые рыбки Флаги на ветру развиваются как хвосты у золотых рыбок
Язык природы Природа словно разговаривает (как человек)
Царственный жест Величественный жест, словно жест самого царя
Весомое доказательство Доказательство, которое будто бы имеет вес. Значит убедительное доказательство
Заразительный смех Смех словно зараза. Один засмеялся, и уже все смеются
Невозмутимая тишина Тишина не возмущается как будто, молчит. То есть полная тишина

Что такое метафора в литературе

Это скрытое сравнение, слова «как» или «словно» только подразумеваются и не являются частью выражения.

Так, из примеров ниже можно видеть, что перо сравнивается с коготком (по тому, как скрипит), взгляд с пчелой (жалит так же сильно), сомненье с клещом (который прицепится — не избавишься), а сердитый человек с ершом (такой же колючий) и т. д.

Примеры метафоры из литературы

«Скрипи, моё перо, мой коготок, мой посох».

«Пятая годовщина», И. А. Бродский

«И взгляда острая пчела«.

«Шаман и Венера», В. В. Хлебников

«Вы, молодняк желторотый, можно сказать, икра«.

«Баллада о рыбном промысле», Ф. А. Искандер

«Светились чуть медузы облаков».

«PAYSAGE D’ENFER», Б. Ю. Поплавский

«Надежды — радужные рыбы, снова попадают на крючки».

«Женщина — особенное море», Е. А. Евтушенко

«Наполовину прикрыв тусклые глаза воспалёнными раковинами век».

«Всходы новые», И. А. Бунин

«Проклят будь, о Рим, о лютый тигр«.

«Хлеба и зрелищ!», А. Н. Майков

«Отцепись, сомненья клещ!».

«Рождественские пожелания и подарки» (К оглавлению), В. В. Маяковский

«Да кто ж про них книжки-то писать будет, про побирох этих, руки их загребущие?».

«Обожаю настольные лампы, угловатые, прошлых времён. Как они свои круглые лапы умещают средь книг и тетрадей».

«Настольные лампы», Б. Ш. Окуджава

«Да ты не ершись, я тебе не в укор говорю. «.

А. Островский «Волки и овцы»

«Истинная красота коренится внутри человека, ложная — вовне».

Примеры метафоры в стихах

«Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
«С добрым утром».

С. А. Есенин «С добрый утром!»

«Улыбнулись сонные берёзки» — в основе этой метафоры олицетворение.

Другое очень знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Белеет парус одинокий» является объектом споров: является ли парус метонимией или метафорой?

Если воспринимать парус как корабль, т.е. существует эпитет, таким образом поэт создал метафору. Если воспринимать парус как часть корабля, то он создал метонимию (одно понятие связано с другим и заменяет его).

«Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
«Парус» (Белеет парус одинокий)».

Маяковский использует метафору сердце в железе, чтобы описать как трудно пробиться к сердцу девушки, оно будто одето в железные доспехи.

«Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День ещё —
выгонишь. «

Владимир Маяковский «Лиличка»

Блок не имеет в виду, что царевна поёт и крыльями машет. Окрылённо петь — это метафора, значит петь словно паришь в воздухе, очень воодушевлённо.

«Так окрылённо, так напевно
Царевна пела о весне».

А. Блок «Так окрыленно, так напевно. «

Автор сравнивает женский смех с игристостью, беззаботностью.

«И женский смех
Вокруг весёлый и игристый«.

Узнайте больше про Метонимию.

Как найти метафору в тексте?

Для этого нужно:

  1. Найти слова, которые автор использует в переносном значении.
  2. Подобрать к этим словам синонимы в прямом значении.
  3. Найти скрытое сравнение между этими двумя словами.
  4. Если это получилось — вы нашли метафору.

Например: у него были золотые руки

  1. Слово в переносном значении —‌ золотые.
  2. Синоним в прямом значении — бесценные.
  3. Сравнение между «золотые» и «бесценные», значит «им цены нет» или «цена им — золото».
  4. Золотые руки — метафора.

Разница между эпитетом, метафорой и олицетворением

Олицетворение — это приём в литературе, когда неживым приписываются действия/чувства людей. Например: ветер выл, туча шла, искры пляшут.

Эпитет — выразительно описывает предмет (в прямом или переносном смысле). Например: синее море, легкомысленная молодость.

Метафора — это сравнение двух терминов в необычном (в переносном) смысле, автор пользуется сходством между двумя предметами/явлениями. Например: каменное сердце, осень жизни.

«Не оторвать глаза от перекрёстка, где многоголосо остервенело лают тормоза».
«Из слез, дистиллированных зрачком. «, И. А. Бродский

«Была её душа — Дум грустных улей»
«Царская невеста», В. Хлебников

«Грубые брёвна построим над человеческим роем»
«Признание», В. Хлебников

Какие бывают виды метафор?

Существует несколько разных классификаций метафор. Здесь приводится деление на номинативную, когнитивную, образную и концептуальную.

Номинативная метафора

Это перенос названия с одного предмета/явления на другой, служит образованием новых названий предметов. Например: спинка дивана, молния (застёжка), ручки (посуды).

Когнитивная метафора

Метафора за счёт переноса признаков (предикатных слов), понимание абстрактных понятий из конкретных. Например: деревья таяли в тумане (как масло), колючий ответ (как игла).

Образная метафора

Присутствует синтаксический сдвиг: переход из дескриптивного в предикатное. Например: звезда (кино), жемчужина (поэзии).

Концептуальная метафора

Формирование новой метафоры на основе другой. Например: метафора «наши отношения зашли в тупик» (новая метафора) подразумевает идею того, что «любовные отношения — путешествие».

Источник

Стихотворение и анализ «Смотри, как роща зеленеет…»

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями

Дерев, поимых родником, –

Там, где, обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,

В полдневный зной погружены,

И лишь порою крик орлиный

До нас доходит с вышины…

Краткое содержание

И. Шишкин. Дубовая роща. 1887

Произведение начинается с обращения поэта к неведомому другу. Он приглашает его войти с ним под сень деревьев летней рощи, где всё проникнуто жизнью и цветением. Тютчев ярко и образно описывает зеленеющую рощу, которая служит для него олицетворением самой жизни. Поэт, подобно чуткому камертону, воспринимает красоту окружающего мира и делится своими эмоциями.

Сначала мы видим летнюю рощу снаружи, а затем – изнутри: таким образом создаётся ощущение объёмности происходящего в природе. Мы будто бы присутствуем рядом с поэтом, наблюдая за происходящим лично. Автор передаёт ощущение летнего зноя через описание бредящих вершин деревьев, родникового шёпота, орлиного крика. Этот громкий крик – единственный звук, нарушивший тишину зеленеющей рощи.

История создания

Произведение появилось на свет в августе 1857 года. Этот год был особенно знаменательным для поэта: в апреле он получил почётный статус: «Действительный статский советник». Спустя год Тютчева назначили на должность Председателя Комитета иностранной цензуры, на которой он пробыл пятнадцать лет.

Данное стихотворение относится к периоду позднего творчества поэта. В этот период его муза была полностью подчинена государственным интересам: Тютчев создаёт множество «зарифмованных лозунгов» и «публицистических статей в стихах». Данное стихотворение в этом смысле исключительно: в нём не затрагиваются волнующие автора государственные проблемы. Произведение насквозь проникнуто эмоциями радости и счастья от встречи с природой. Поэт, словно устав от дел насущных, приглашает нас прогуляться и погрузиться в красоту летней рощи.

Жанр, направление, размер

Перед нами жанр лирического обращения. Произведение начинается с повелительного глагола, употреблённого в единственном числе: «Смотри!». Посредством его использования автор вносит в повествование интонацию живой устной речи. При этом неясно, к кому конкретно обращается автор: в роли его адресата выступает кто-то неопределённый – «ты». Именно с ним поэт делится впечатлениями от прогулки по летней роще, наполненной солнцем.

Стихотворение написано в рамках литературного направления «чистое искусство». В нём Тютчев, не касаясь острых социальных и бытовых тем, обращается к прекрасному миру летней природы, наблюдению за ней.

Композиция

Структурно произведение построено согласно кольцевой композиции: происходит постоянная смена пейзажных картин, начиная с первой строфы. Всего в стихотворении три строфы. Тютчев мастерски конструирует многомерность поэтического пространства. С точки зрения пространственного восприятия, произведение можно разделить на две части:

Первая часть – мы видим летнюю рощу целиком глазами лирического героя, но, словно бы, издалека.

Вторая часть – мы видим зеленеющую рощу фрагментарно. Лирический герой концентрирует своё внимание, как наблюдатель, исключительно на отдельных ветках и листьях, погружённых в полуденный сон.

Образы и символы

Произведение может похвастаться богатой палитрой содержательных образов, помогающих автору раскрыть основную идею:

образ зеленеющей рощи – центральный. Создаётся ощущение пространственной многомерности. Роща рассматривается лирическим героем с двух ракурсов: сначала издалека, затем взгляд героя сосредоточивается на отдельных фрагментах, таких как ветки и листья. Во втором четверостишии происходит резкая смена картины. Роща символизирует мир и покой: она расцветает под лучами щедрого солнца точно так же, как расцветает душа человека от вида прекрасного;

образы сумрака и мглы – это два важнейших образа для поэта. Они символизируют прохладу, тишину и успокоение. Лирического героя окутывает нега, исходящая «от каждой ветки и листа»;

образ родника – привычный всем родник превращается в произведении в незаменимый, драгоценный источник всего живого на земле. Это символ полноценности человеческого существования;

образ лирического героя – романтический герой оказывается внутри рощи. Он присаживается возле дерева, непрестанно наблюдая за происходящим. Смотрит вниз, пытаясь заглянуть внутрь земли, увидеть древесные корни, которые питаются родниковой водой. Затем, герой вдруг резко переключает своё внимание, устремляя взгляд ввысь, к вершинам деревьев. Таким образом, он пытается постичь сущность природы и мироздания, но сделать это человеку не под силу.

Темы и настроение

Главная тема произведения – наслаждение красотой полуденной природы. Лирического героя настолько переполняют чувства радости от встречи с цветущей, залитой солнечными лучами рощи, что он приглашает неизвестного нам собеседника разделить с ним счастливые эмоции. Стихотворный текст наполнен настроением нежной истомы, солнечного света. В нём много звука и цвета. Мастерски передана интонация радости и счастья.

Основная идея

Основная идея, которую доносит до нас автор, заключается в следующем: только в полном слиянии с природой человек может испытать истинное счастье и умиротворение. Тютчев полагает, что человек не должен быть жадным на чувства: радостью и счастьем следует щедро делиться с окружающими. Поэтому поэт приглашает неизвестного нам спутника совместно насладиться зеленеющей рощей.

Средства выразительности

Описывая красоту летней рощи, утопающей в янтарной зелени, Тютчев использует классический арсенал средств выразительности:

эпитеты – «крик орлиный», «палящим солнцем», «в сумраке ночном», «полдневный зной»;

метафоры – «солнцем облита», «негой веет», «сядем под корнями», «крик доходит»;

олицетворения – «поимых родником», «он шепчет», «бредят вершины»;

высокопарная лексика – «дерев», «поимых», «нега».

Источник

Читайте также:  Земля вращается вокруг солнца это абсолютная истина
Adblock
detector