Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
АЛИСА — история альбома «Для Тех, Кто Свалился с Луны» (1992)
«Только для сумасшедших,
плата за вход — разум.»
(Герман Гессе)
«Для тех»:
Доктор (К. Кинчев) — голос
Шатл (А. Шаталин) — гитара
Чума (И. Чумычкин) — гитара, голос
Королевич (А. Королев) — клавиши, голос
Граф П. С. Самойлов — бас, голос
Шаровая Молния (М. Нефедов) — барабаны
Н.Зайцев — скрипка (5)
Певчие православных церквей (8):
Анатолий Кулешов
Виктор Балкаров
Андрей Журавлёв
Юрий Вишняков
Записан на ВПТО «Видеофильм» (Москва) в 1992, издан фирмой «Мелодия» на MC, CD, LP и VHS (концерт-презентация альбома);
В 1997 г. альбом был переиздан фирмой «Extraphone» с дополнительным трэком — песней «Ямщик», написанной Кинчевым на стихи В. Высоцкого (трэк 6 — между «Кибиткой» и «Смутными днями»).
Звукорежиссеры — А.Худяков, Д.Канов, Ю.Шлапаков
(c) (p) 1993 Moroz Records MR 2011 [LP]
(c) (p) 1993 Moroz Records MR 93005 [CD]
(c) (p) 1994 Moroz Records MR 94013 [MC]
(c) 1997 РАЙС-ЛиС_C [MC, CD; bonus track: «Ямщик»; новая обложка].
Из интервью с К. Кинчевым, газета «Шабаш», январь 1992:
— …что с новым альбомом?
— Так вот мы сейчас все время и занимаемся тем, что готовимся к записи. Альбом будет называться «Для Тех, Кто Свалился С Луны».
— И чем он будет отличаться от предыдущих?
— Прежде всего, самой концепцией. Это, я так для себя определил, как бы черная романтика.
— Что туда войдет?
— Соответственно «Для тех, кто свалился с Луны», «Маленький, забытый всеми театр», я не знаю, как она будет называться, во пока такое название. «Плач». Она уже существует в электричестве. За последнюю пару недель на точке у КОРРОЗИИ плодотворно поработали, сделали две песни — «Камикадзе» и «Смутные дни». Остальное — «Это республика», «Наш дух» — все было уже сделано раньше, в Питере.
— И когда вы все это планируете?
— В феврале, я думаю, нет, а вот в марте наверняка засядем в студии. К лету должны закончить. Отдохнем и будем готовиться к туру. Хотелось бы все-таки проехаться по всей стране с новой пластинкой. Концерт где-то часа на два.
— Новая пластинка также, будет за свой счет, как «Шабаш»?
— Да. То есть мы хотим все делать исключительно своими силами. Как «Шабаш».
— АЛИСА-Рекордз.
— Типа того. Вов под «Шабаш» брали деньги, ссуду определенную…
— Так выплатили же ее давно.
— Выплатили. Я к тому, что так можно работать.
***
Из интервью с К. Кинчевым, газета «РК-презент», январь 1993:
— Знаю, что группа долго работала в студии. Скоро ли выйдет новая пластинка?
Кинчев. Новая пластинка выйдет по всей видимости, в начале 1993 года и будет называться «Для тех, кто свалился с Луны.» Сейчас мы зняты оформлением конверта и вкладки. Как только закончим, в течение 45 дней будет отпечатан тираж.
— Расскажи подробнее об этой работе, в чем будет заключаться ее философия?
Кинчев. «Для тех, кто свалился с Луны» — по-моему, тут все сказанно в самом названии. Другими словами, для тех, кто не от мира сего. А эпиграфом ко всей паботе мы взяли слова Германа Гессе: «Только для сумасшедших! Плата за вход — разум». Поэтому сразу предупреждаю, чтобы родители всячески препятствовали своим детям и не разрешали им покупать нашу пластинку. Потому что, не дай Бог, съедет крыша. Так что те родители, которые заботятся о будущем своих чад, должны не допустить, чтобы их дети услышали наш альбом. Помните: «Плата за вход — разум».
И еще. По канту альбома будет написано пожелание, которое звучит примерно так:
«Тем, кому полнолуние наполняет сердца тоской о потерянной Родине и гонит из сонных домов в ночь, чистую, трепетную, вечно юную ночь. Вам цветы — не от мира сего. Вам, упавшие с луны братья и сестры, обращаю я слово свое! Я проведу вас тропою тайны, где на лесных полянах из трав заповедных готовят напиток любви седые колдуны; где берегами рек блестят костры и звенит смех простоволосых девушек; где раз в году, налитой соком, лопается красным всполохом цветок папоротника; где ветер, разгорясенный бешеной пляской, срывает с хороводов одежды и делает танец простым и свободным; где любовь — это только воздух, воздух — верхушки деревьев, да сабли рек где-то там далеко-далеко внизу; где ты — это я. Я — это ты. Там, и только там, — мы вместе!»
— Здорово! И все это на обложке уместится?
Кинчев. Все уместится. Да еще и луна, лешии, Баба-Яга, избушка на курьих ножках, ну и мы сами, конечно.
***
Рассказ К. Кинчева, его жены и басиста АЛИСЫ П. Самойлова о записи альбома:
Кинчев: Я по этому альбому ничего припомнить не могу. Всё, как один день. О! Помнишь, Петруха, как мы с тобой в Гжель собирались? Мы репетировали тогда «Плач», вот это место: «Где на рассвете звездой я встал».
Саша: А Вера тогда маленькая была совсем, ей полгода было. И пока они репетировали восемь раз подряд вот это место, она все тужилась в кровати, пытаясь встать. И вот ровно на этих словах она в первый раз в жизни и встала.
Пётр Сергеевич: «Для тех, кто свалился с Луны» — серьёзнейшая была работа, там тоже попарились. Мы тогда катались по всей стране, зарабатывали деньги и половину всего дохода отправляли в этот альбом. И так: полгода катались — полгода работали на студию.
Кинчев: А запись происходила также на «Видеофильме». Петь, расскажи.
Пётр Сергеевич: Я не помню.
Кинчев: Ладно, я сам расскажу. Запись альбома происходила на территории бывшего особняка баронессы фон Мекк. Чем ценна эта женщина, она безвозмездно, поскольку Пётр Ильич определённой ориентации был человек, финансировала все проекты Чайковского. А потом этот особняк перешёл во владение небезызвестной личности по фамилии Берия, где он пытал людей, насиловал женщин и делал всяческие гадости. Поэтому эта студия обладала некой нехорошей энергетикой.
…Пётр Сергеевич: Альбом хороший записали.
Кинчев: В этот момент, когда мы его писали, а писали дико долго, всю весну и лето, и вот в это время мы впервые поехали в Иерусалим. Вот это очень важно, потому что это был поворотный момент. Иерусалим меня вставил очень сильно. Я приехал и после этого крестился.
***
Интервью с К. Кинчевым, «Музыкальный Олимп», октябрь 1994 г.:
— Почему предыдущий альбом был таким мягким, я бы даже сказал лиричным?
— Я сам человек нежесткий, решил немного приоткрыть свой внутренний мир. Послание это предназначалось не всем — прежде всего людям не от мира сего, поэтому и называлось «Для тех, кто свалился с Луны».
А.Худяков: — Следующим альбомом стал «Для тех, кто свалился с луны» (одна сторона — для тех, а другая — о тех). Вся драматургия альбома от первой до последней песни очень четко выстроена с расчетом на театрализацию.
…Что же касается аппаратуры — то это был первый альбом Алисы, где использовались сэмплерные пачки, из которых мы собирали многоголосье. Кроме того, здесь было много работы с секвенциями: клавишник Андрей Королев, очень самобытный музыкант, провел практически всю сессию записи в аппаратной и многое из того, что он там сделал, присутствует на пленке. Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что «Для тех, кто свалился с луны» стал альбомом, на котором Алиса испробовала многие модные фишки, связанные с новыми технологиями. Кроме того, это был последний альбом, который не мастерился.
К. Кинчев: — Делали его там же, на Видеофильме, но в отличие от «Шабаша» аранжировки создавались непосредственно в студии.
А.Худяков: — Альбом чисто студийный. И только после студии, уже в отработанном виде он пошел на концертной площадке.
— Сколько времени заняла студийная работа, ведь за плечами уже имелся опыт?
К. Кинчев: — Мы могли бы писать долго. Начали в феврале, но в конце осени Андрей стал гнать и мы быстренько все свели.
А.Худяков: — Хорошо, что успели, потому что на студии начали ругаться и нам не дали бы закончить.
***
Из интервью К.Кинчева для портала Звуки.ру, февраль 2013:
Звуки: «Для тех, кто…», возможно, единственная пластинка Алисы, в которой явно слышны фолк-роковые интонации. Что тогда побудило Вас обратиться к этим мотивам, и что вообще инспирировало запись пластинки?
КК: Есть альбом, его надо записать. Никакой «инспирированности». И никакого фолк- рока в этом альбоме, тоже, нет.
***
Этот альбом стал последним выпущенным на виниле все последующие издавались только на кассетах и CD.
_______________________________________________________________________
Источник
71 факт об альбоме “Для тех, кто свалился с Луны” группы “Алиса”
1. «Для тех, кто свалился с Луны» – шестой альбом в официальной дискографии группы «Алиса».
2. Оригинальный материал пластинки «Для тех, кто свалился с Луны» состоит из восьми композиций.
3. Альбом условно разделён на две равные части. Первая называется «Для тех», вторая – «О тех».
4. Подавляющее большинство песен с этой работы – красивые баллады.
5. Самой жёсткой композицией пластинки является песня «Смутные Дни».
6. Произведения с альбома «Для тех, кто свалился с Луны» крайне редко попадают в сет-листы концертов «Алисы». Чаще всего они звучат либо в программе «Наш-ваш выбор», которая составляется по результатам голосования поклонников на официальном сайте группы, либо на праздничных концертах, приуроченных ко дню рождения Константина Кинчева.
7. Работа над пластинкой началась в феврале 1992 года на студии ВПТО «Видеофильм». Там же «Алиса» сводила свой предыдущий альбом – «Шабаш».
8. Запись «Для тех, кто свалился с Луны» могла бы продолжаться довольно долго, если бы между работниками студии не возник конфликт, из-за которого музыкантам пришлось заканчивать работу в ускоренном темпе.
9. Над звуком пластинки трудилась звукорежиссёрская группа, в которую вошли Андрей Худяков, Денис Канов и Юрий Шлапаков.
10. Аранжировки песен создавались непосредственно в студии.
11. Именно во время работы над этим альбомом «Алиса» впервые использовала семплерные пачки.
12. Кроме того, Михаилу Нефёдову, к его неудовольствию, пришлось играть на электронных барабанах, которые, в свою очередь, добавили оригинальности общему саунду пластинки.
13. Основные партии гитары в этом альбоме придуманы и сыграны Игорем Чумычкиным.
14. Позже, вспоминая об альбоме «Для тех, кто свалился с Луны», бас-гитарист «Алисы» Пётр Сергеевич Самойлов говорил, что большая часть партий Чумычкина – импровизационная работа.
15. Также стоит отметить и работу клавишника Андрея Королёва. В «Для тех, кто свалился с Луны» есть песня, в которой не используются никакие инструменты, кроме клавишных. Кроме того, именно звуки синтезатора украшают многие произведения этого альбома, добавляя им «воздуха» и «атмосферы».
16. Открывает пластинку композиция «Театр», известная также под названием «Лунный вальс». Аранжировка песни выполнена в механическом стиле, напоминающем звучание шарманки. Она-то и задаёт тон всему последующему ходу повествования.
17. Песня «Лунный вальс» была написана Кинчевым в 1985 году и неоднократно исполнялась им на акустических квартирных концертах. В 1995 году она была включена в альбом «Jazz» в аранжировке, отличной от той, в которой она представлена на альбоме «Для тех, кто свалился с Луны».
18. Не нова и песня, давшая название всей пластинке. Она также была написана в 1985 году и время от времени исполнялась на акустических концертах.
19. Примерно то же самое можно сказать и о композиции «Республика», датированной 1984 годом.
20. «Республика Объединённых Этажей», о которой поётся в песне, является домом на проспекте Мира, в котором Константин Кинчев проживал с 70-го по 80-й годы. Список жителей этой республики опубликован во вкладыше к винилу «Для тех, кто свалился с Луны».
21. Одной из самых красивых песен альбома можно с уверенностью назвать «Кибитку». В разное время она исполнялась в различных аранжировках, в том числе и под аккомпанемент группы «Бригада С» с использованием саксофона.
22. Ремикс «Кибитки» вошел в совместный альбом Кинчева и Рикошета «Геополитика», записанный в 1998 году, но изданный двумя годами позже.
23. Песня «Плач» посвящена лидеру группы «Калинов Мост» Дмитрию Ревякину. Об этом свидетельствует соответствующая ремарка, сделанная в сборнике текстов Кинчева «Солнцеворот».
24. Между некоторыми песнями первой части альбома можно услышать «рабочие разговоры» музыкантов.
25. Помимо основных участников группы «Алиса», к записи альбома «Для тех, кто свалился с Луны» были привлечены сессионные музыканты.
26. В частности, в песне «Кибитка» замечательное соло на скрипке сыграл музыкант группы «ДДТ» Никита Зайцев.
27. А в записи финального номера пластинки, композиции «Пасынок звёзд», приняли участие Певчие Церквей Православных: Анатолий Кулешов, Виктор Балкаров, Андрей Журавлёв и Юрий Вишняков.
28. Есть сведения, что в альбом «Для тех, кто свалился с Луны» планировалось включить и песню «Танцевать», студийного воплощения которой алисаманы ждали вплоть до появления одноимённого альбома в 2001 году. В 1993 году она так и не была издана. Комментируя отсутствие этой песни в трек-листе альбома, Константин Кинчев в интервью Нине Александровне Барановской сказал, что ему не понравилось, как она звучит в электричестве.
29. Первое издание альбома «Для тех, кто свалился с Луны» появилось в феврале 1993 года.
30. Альбом был издан на виниловых пластинках в красочном оформлении.
31. Эпиграфом к нему были взяты слова Германа Гессе «Только для сумасшедших. Плата за вход – разум» из его книги «Степной волк».
32. Этот же эпиграф был озвучен в рекламном ролике альбома, а комментируя его Константин Кинчев всячески призывал родителей препятствовать приобретению новой пластинки группы их детям.
33. Эпиграф был указан на цветном вкладыше к виниловому изданию альбома.
34. На лицевой стороне обложки был размещен профиль фронтмена группы на фоне сказочного леса с мифическими персонажами.
35. Оборот конверта украшала фотография музыкантов «Алисы», образы которых были несколько изменены.
36. Идея «пририсовать» что-нибудь участникам группы принадлежала супруге Константина Александре Панфиловой.
37. В итоге, у Михаила Нефёдова появился хвост и то ли лапа, то ли копыто вместо одной руки, у Андрея Шаталина выросли когти, Андрей Королёв получил лебединое крыло, Игорь Чумычкин – клыки, а Пётр Самойлов – рога. Константину Кинчеву же были «вставлены» кошачьи глаза.
38. Стоит отметить, что именно в оформлении альбома «Для тех, кто свалился с Луны» была впервые использована свастика. Впрочем, тогда древний символ истерии не вызвал и многими остался не замечен.
39. Помимо свастик обложку альбома украшают чудо-грибы.
40. По канту лицевой стороны обложки размещено обращение к слушателям, звучащее следующим образом:
«Всем, кому полнолунье наполняет сердца тоской о потерянной Родине и гонит из сонных домов в ночь, чистую, трепетную, вечно юную ночь, к вам, цветы не от мира сего, к вам, упавшие с луны братья и сестры, обращаю я слово свое: я проведу вас тропой тайны, где на полянах лесных из трав заповедных готовят напиток любви седые колдуны, где берегами рек блестят костры и звенит смех простоволосых девушек , где раз в году, налитой соком , цветок папоротника лопается красным сполохом, где ветер, разгорячённый бешеной пляской, срывает с хороводов одежды и делает танец простым и свободным; где любовь – это только воздух, воздух – верхушки деревьев, да сабли рек где-то там далеко-далеко внизу; где ты – это я. Я – это ты. Там, и только там, – мы вместе!”
41. Слова, выделенные в предыдущем пункте красным цветом на обложку альбома в конечном итоге не попали. Но именно так по первоначальной задумке Константина Кинчева должно было звучать обращение к алисаманам. Озвучено полностью оно было в промо-фильме к альбому.
42. Впервые к студийному альбому «Алисы» прилагался вкладыш с текстами всех песен с него, а также список лиц, которым музыканты выражают благодарность.
43. Однако, не обошлось и без ляпов.
44. Так, например, в выходных данных винила не указан клавишник группы Андрей «Королевич» Королёв».
45. Кроме того, на яблоке винила допущена опечатка, благодаря которой песня «Плач» превратилась в «Палач».
46. Релиз осуществила компания Moroz records.
47. Альбом «Для тех, кто свалился с Луны» стал последним винилом «Алисы» и оставался таковым вплоть до наступления эпохи новодела (когда в 2012 году компанией «Мирумир» на виниловых пластинках был издан альбом «Пульс Хранителя Дверей Лабиринта»).
48. Выходу альбома сопутствовало появление одноимённого комикса.
49. Вслед за виниловым изданием появилась и CD-версия альбома «Для тех, кто свалился с Луны».
50. Компакт-диск был выпущен небольшим тиражом и к сегодняшнему дню стал мега-раритетом, за который на интернет-аукционах просят несколько сотен долларов.
51. Также альбом был издан и на аудиокассетах, часть из которых имела весьма странный порядок песен.
52. Кроме того, компания Moroz records выпустила на видеокассетах московский концерт-презентацию альбома, который на других носителях так и не был издан.
53. Одним из сюрпризов сет-листа презентации новой пластинки стала песня Виктора Цоя «Транквилизатор», которая довольно быстро исчезла из репертуара «Алисы».
54. В 1997 году права на издание альбома «Для тех, кто свалился с Луны» перешли к компании Extrаphone.
55. Альбом был издан в другом оформлении и с наличием бонус-трека, нарушившим целостность полотна.
56. В качестве бонуса была использована песня «Ямщик» («Я дышал синевой»), записанная «Алисой» для сборника «Странные Скачки», посвящённого памяти Владимира Семёновича Высоцкого.
57. Кроме того, ряд песен оригинального материала был подвергнут кастрации.
58. На несколько секунд сократилось звучание песен «Для тех, кто свалился с Луны» (с 5:52 до 5:37), «Кибитка» (с 6:50 до 5:46), «Смутные дни» (с 3:51 до 3:44), «Плач» (с 6:05 до 5:45) и «Пасынок звёзд» (с 8:07 до 7:17).
59. Кроме того, благодаря произведённому мастерингу, оригинальный материал альбома стал звучать громче.
60. Не указан в переиздании и эпиграф к работе, что в корне нарушает её концепцию.
61. В 2009 году издательство Real records выпустило коллекционный бокс, в который вошли все изданные на тот момент альбомы «Алисы», в том числе и «Для тех, кто свалился с Луны». Однако и здесь была использована т.н. «экстрафоновская» версия, что только увеличило ценность «морозовского» CD-издания этого музыкального полотна.
62. «Для тех, кто свалился с Луны» – последний альбом т.н. «золотого» состава группы (Кинчев-Чумычкин-Шаталин-Самойлов-Королёв-Нефёдов).
63. Спустя несколько месяцев после его официального издания трагически погиб гитарист «Алисы» Игорь Чумычкин.
64. В то же время из коллектива ушёл клавишник Андрей Королёв, решив таким образом «что-то изменить».
65. Из-за трагических событий группа на долгое время была выбита из колеи.
66. Рассказывая об альбоме «Для тех, кто свалился с Луны» в документальном фильме «Рок-н-ролл – это не работа», Константин Кинчев констатировал: «Наркотический угар присутствовал в этом альбоме. Поэтому адекватно его оценивать очень сложно».
67. Тем не менее, альбом любим алисаманами, хотя непосредственно после его выхода, по традиции, был встречен не очень дружелюбно.
68. В 2013 году группа «Алиса» отпразднует 20-летие с момента выхода этой пластинки.
69. Несмотря на то, что этот альбом для коллектива не считается этапным, он, вне всяких сомнений – знаковый.
70. Что бы там кто ни говорил, а альбомом «Для тех, кто свалился с Луны» закончился один из лучших этапов существования коллектива под названием «Алиса».
71. Однако история группы на этом не закончилась, а наоборот, получила новый вектор развития.
Источник