тест в формате ОГЭ «Синтаксический анализ текста»
тест по русскому языку (9 класс)
В данной разработке представлен в форме теста тренировочный материал, позволяющий учащимся закрепить умения и навыки по определению грамматической основы предложения, умения видеть строение сложного предложения, которые проверяет ОГЭ по русскому языку (задание № 1 КИМ ОГЭ ). Формулировка заданий дается с учетом демоверсии 2020 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В данной разработке представлен в форме теста тренировочный материал, позволяющий учащимся з | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Синтаксический анализ предложений
(1) Вопросы, которые обычно называются вечными, встают перед человеком в подростковом возрасте, когда он начинает осознавать своё «я» как нечто отдельное от окружающего мира. (2)Именно в это время молодой человек задаётся вопросом о том, как наилучшим для себя образом построить отношения с миром. (З) Здесь, как и в остальном, нужна ясность, определённость: мы не любим половинчатые, расплывчатые ответы. (4)И один из главных вопросов, который возникает перед человеком, — вопрос о смысле жизни: зачем я живу? (5)Далеко не всякий человек бьётся над этим вопросом. (6)Одним словом, значимость этого вопроса для человека свидетельствует о том, что он достиг определённого уровня зрелости духовного развития.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) вопросы называются вечными (предложение 1)
2) как построить отношения (предложение 2)
3) мы не любим ответы (предложение 3)
4) который возникает (предложение 4)
5) которые называются вечными (предложение 1)
(1)Как космический объект Земля обладает различными физическими полями. (2) Нам прежде всего заметно её гравитационное поле, объединяющее вещество, придающее ей шарообразную форму и удерживающее предметы на поверхности. (3) Земля и ряд планет Солнечной системы имеют магнитное поле, которое мы обычно замечаем по движению стрелки компаса, стремящейся указать на один из магнитных полюсов. (4) Есть у Земли и электрическое поле, положительный заряд которого сосредоточен в нижних слоях атмосферы, а отрицательный — в верхней части земной коры. (5) Разогретые распадом радиоактивных элементов недра испускают энергию вовне в виде так называемого теплового потока — это главное проявление теплового поля Земли. (6) Кроме того, Земля обладает сейсмическим и радиационным физическими полями.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) как космический объект Земля обладает (предложение 1)
2) заметно её поле (предложение 2)
3) мы замечаем (предложение 3)
4) есть заряд (предложение 4)
5) недра испускают (предложение 5)
(1)Обнаружено, что Солнце вращается вокруг своей оси медленнее, чем другие звёзды того же возраста и той же температуры.(2)Астрофизики, проанализировав спектры семнадцати звёзд, подобных нашему Солнцу, установили периоды их вращения. (3) Оказалось, что время полного оборота этих звёзд вокруг оси составляет десять суток. (4) У Солнца же оно равно 26 суткам. (5) Учёные полагают, что вращение Солнца тормозится планетной системой. (6 )Кроме того, они делают вывод, что планетные системы есть у значительно меньшего числа звёзд типа нашего Солнца, чем предполагалось ранее.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) обнаружено (предложение 1)
2) установили периоды (предложение 2)
3) оказалось (предложение 3)
4) вращение Солнца тормозится (предложение 5)
5) есть (предложение 6)
(1)Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме. (2) Вся другая информация — как звуки, так и изображения — для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3) Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4) Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5 ) Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6) Иными словами, компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) компьютер может (предложение 1)
2) информация должна быть преобразована (предложение 2)
3) обрабатывается и текстовая информация (предложение 3)
4) соответствие называется кодировкой (предложение 4)
5) компьютеры обычно работают (предложение 6)
(1)В зависимости от степени участия в запоминании того или иного органа чувств выделяют различные типы памяти. (2) Одни люди лучше запоминают то, что они прочли или увидели (зрительный тип памяти), другие должны обязательно выслушать (слуховой тип), третьи лучше запоминают, если записали или произнесли вслух (двигательный тип). (3 ) Смешанный тип памяти отмечается, если память сочетает особенности всех трёх типов. (4) Для совершенствования памяти нужно в первую очередь проследить за собой и определить, какой именно вид памяти у вас преобладает. (5) И в дальнейшем лучше тренировать не ту особенность памяти, которая хорошо развита, а другую. (6) Кроме того, если человек хорошо запоминает прочитанное, то нужно, чтобы он ещё и воспринимал материал на слух или записывал его.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) выделяют различные типы (предложение 1)
2) записали и произнесли (предложение 2)
3) память сочетает особенности всех трёх типов (предложение 3)
4) нужно в первую очередь проследить (предложение 4)
5) которая развита (предложение 5)
(1)В течение миллиардов лет существования нашей планеты с ней происходили большие изменения. (2)Она подвергалась бомбардировке метеоритами и астероидами, заливалась раскалённой магмой и покрывалась вулканическим пеплом. (3)Материки и океаны многократно меняли своё положение, климат становился то теплее, то холоднее. (4)Жизнь, зародившаяся в воде, вышла на сушу и освоила нижние слои атмосферы. (5)Газовая оболочка насытилась живительным кислородом и приобрела состав, позволяющий называть эту смесь воздухом. (6) Все эти изменения нашли отражение в земной коре, которая и поведала об истории нашей планеты.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера этих ответов.
1) происходили изменения (предложение 1)
2) она покрывалась (предложение 2)
3) меняли положение (предложение 3)
4) оболочка насытилась (предложение 5)
5) которая поведала (предложение 6)
(1)Японские исследователи разработали генетически модифицированный сорт риса, в который внедрён ген человека. (2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающего обезвреживать опасные для человека химические соединения. (3)Дело в том, что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. (4)Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам. (5)Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле. (6) Однако эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса, в результате чего возникнет суперсорняк, против которого у сельского хозяйства не будет оружия.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА в одном из пред-
ложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) сорт внедрён (предложение 1)
2) обезвреживать (предложение 2)
3) рис станет устойчивым (предложение 3)
4) достаточно (предложение 5)
5) может передаться (предложение 6)
(1)Население земного шара стремительно увеличивается, и, по мнению И. Вернадского, предела этому увеличению нет. (2) Поэтому учёный поднимал вопрос о постепенном снижении зависимости человечества от природных условий. (3) В частности, им была поставлена проблема искусственного синтеза хлорофилла, так как сейчас только зелёные растения производят первичные органические вещества. (4) Человек и животные питаются либо растениями, либо животными, вскормленными всё той же флорой. (5)А как увеличить первичную биологическую массу? (6) Так был поставлен вопрос о необходимости создания искусственного хлорофилла.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА в одном из
предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) нет (предложение 1)
2)поэтому учёный поднимал (предложение 2)
3) поставлена проблема (предложение 3)
4) животные питаются (предложение 4)
5) увеличить (предложение 5)
(1) Впервые слово «плазма» было произнесено физиологами в середине XIX века. (2) Плазма — это смесь электрически заряженных частиц, в которой суммарный отрицательный заряд равен суммарному положительному заряду. (3) Так что в целом плазма является электрически нейтральной средой, хорошо проводящей электрический ток. (4) Конечно, в какой-то момент времени может оказаться, что в небольшом объёме плазмы общий положительный заряд не равен общему отрицательному. (5) Тогда в плазме возникают очень сильные электрические поля, препятствующие дальнейшему разделению зарядов и вызывающие такие их перемещения, которые восстанавливают электрическую нейтральность этого объёма плазмы. (6) Другими словами, восстанавливают среду, в которой концентрация электронов почти не отличается от концентрации заряженных частиц.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА в одном из
предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) слово произнесено (предложение 1)
2) плазма – это заряд (предложение 2)
3) плазма является средой (предложение 3)
4) может (предложение 4)
5) которые восстанавливают (предложение 5)
(1)Спор – сложное явление. (2) Он не сводится к столкновению двух несовместимых убеждений. (3) Протекая всегда в определённом контексте, он затрагивает такие черты характера человека, как достоинство, самолюбие, гордость. (4) Манера спора, его остротá, уступки спорящих сторон, используемые ими средства определяются не только соображениями, связанными с разрешением конкретной проблемы, но и всем тем контекстом, в котором она встала. (5) Можно формально победить в споре, убедить в целесообразности своего подхода и одновременно проиграть в чём-либо ином, но не менее важном. (6) Другими словами, побочные следствия спора могут существенно ослабить эффект победы в нём или даже вообще свести его на нет.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА в одном из
предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) спор – явление (предложение 1)
2) не сводится к столкновению (предложение 2)
3) он затрагивает достоинство (предложение 3)
4) используемые средства (предложение 4)
5) следствия могут ослабить (или) свести на нет (предложение 6)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли.
Разработка теста проведена с учетом всех изменений в 2014-2015 году.
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК». УКАЗУНЫ ЦЕЛИ УРОКА И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ.
В материале изложены идеи автора относительно подготовки к написанию сочинения-рассуждения (в рамках подготовки к ОГЭ). .
Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина».
Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы.
Данная разработка содержит материал для контроля знаний у учащихся старших классов. Задания к тексту сформулированы в формате ЕГЭ.
Источник
(по демоверсии-2020 ОГЭ)
Часть 2
2. Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Обнаружено, что Солнце вращается вокруг своей оси медленнее, чем другие звёзды того же возраста и той же температуры.(2)Астрофизики, проанализировав спектры семнадцати звёзд, подобных нашему Солнцу, установили периоды их вращения. (3)Оказалось, что время полного оборота этих звёзд вокруг оси составляет десять суток. (4)У Солнца же оно равно 26 суткам. (5)Учёные полагают, что вращение Солнца тормозится планетной системой. (6)Кроме того, они делают вывод, что планетные системы есть у значительно меньшего числа звёзд типа нашего Солнца, чем предполагалось ранее.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) обнаружено (предложение 1)
2) установили периоды (предложение 2)
3) оказалось (предложение 3)
4) вращение Солнца тормозится (предложение 5)
5) есть (предложение 6)
3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Он пошел в свою комнату(1) а я отправился далее(2) не обращая внимания на досаду Савельича(3) и скоро позабыл о вчерашней вьюге(4) о своем вожатом(5) и заячьем тулупе.
4. Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «солдатские сапоги», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания
выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) МАРИНОВАННЫЕ (огурцы) — в суффиксе полного страдательного причастия времени пишется две буквы Н, потому что слово образовано от глагола совершенного вида
2) РАСТЕРЕТЬ–в корне пишется буква А, так как дальше следует сочетание СТ
3) БОРЮТСЯ–в окончании глагола первого спряжения 3 лица мн. ч. пишется буквы Ю
4) КУЦЫЙ — в окончании прилагательного после Ц пишется Ы
5) СЛОЖЕНИЕ — корневая безударная гласная проверяется ударением (слОжим)
Источник