Почему именно Полнолуние так скверно действует на оборотней.
Ответить на вопрос
ЛУЧШИЙ ОТВЕТ |
Проклятье древних лет довлеет надо мной:
Как только полнолуние, я словно сам не свой!
В свете полной луны зверем я становлюсь,
Ни кола, ни ножа, ни огня не боюсь!
Свою жертву настигну в четыре прыжка.
Кровь, текущая в жилах, нужней, чем вода.
Первым упоминанием проклятого волка-оборотня считается античный миф о царе Ликаоне, который задумал развенчать божественность Зевса и подал ему блюдо из собственного сына царя. В наказание олимпиец превратил смертного в ненасытного волка.
Существовала еще одна проблема, занимавшая ученых и образованных людей: предполагаемая связь между оборотнями и полной луной.
Превращения оборотней рассматривались в XVII и XVIII веках как результат сверхъестественного воздействия растущей и убывающей луны. В XIX и XX веках это представление получило дальнейшее развитие, и зависимость превращений человека в волка от фаз луны считалась неопровержимым фактом, хотя подобные ассоциации ни разу не возникали во время процессов над вервольфами.
Почему же трансформации стали увязывать с полнолунием?
Луна уже давно напрямую связывалась с душевным равновесием. В английском языке слова lunacy (безумие, безрассудство) и lunatic (сумасшедший, душевнобольной), означающие психическую болезнь или повреждение рассудка, имеют общий корень с французским названием луны la lune, происходящим от имени римской богини Луны.
Наблюдая, как слабое гравитационное притяжение Луны влияет на морские приливы и отливы, греческие врачи пришли к выводу, что эта планета оказывает похожее воздействие на жидкость, содержащуюся в мозге, и может нарушить хрупкий «гуморальный баланс», позволяя диким и нездоровым вожделениям вырваться на свободу. «Цивилизованный человек» мог быть постепенно превращен под влиянием луны в яростное неразумное животное
Агрессивное или дикое поведение происходило якобы от избытка жидкости, скопившейся внутри черепа, часто в результате действия на индивидуума внешних сил — таких как «магнетическое притяжение» луны. Слабовольные, грешные или физически неполноценные пациенты, были особенно подвержены подобным приступам.
Церковь, которая проявляла живой интерес к обыденной медицине, поскольку многие средневековые доктора были монахами, утверждала, что это — несомненный результат греха: грешники сознательно подвергают себя пагубному воздействию луны и ведут себя как дикари и варвары, полагая, что превратились в животных.
Существовал и другой аспект лунного влияния.
Полнолуние связывали с богиней Селеной, являющейся божественным воплощением полной луны. Другим воплощением того же божества была богиня Артемида (у римлян известная как Диана), которая в античном мире была покровительницей охоты. Большая часть ее охотничьих прогулок, учитывая ее связь с луной, особенно полной, происходила по ночам, потому что именно ночью охотится целый ряд животных.
Еще в древности было замечено, что лунный свет оказывает возбуждающее действие на волков и собак (которые являются животными-охотниками), и это явление относили на счет влияния богини. Она усиливала охотничьи инстинкты животных, и они становились беспокойными. То же могло происходить и с некоторыми людьми, особенно слабовольными и много грешившими. Таким образом, убогие и грешники становились заложниками влияния лунного света, как и волки.
Однако дикое и эксцентричное поведение безумцев в полнолуние стало ассоциироваться с дикостью вервольфа, и был сделан вывод, что лунный свет может оказывать влияние на человека и инициировать превращение в оборотня. Этой волнующей идее предстояло получить дальнейшее развитие, когда писатели и голливудские режиссеры обратили внимание на образ оборотня.
Мой самый любимый «оборотень» Джек Николсон в фильме «Волк»
Источник
Мой конспект — конспекты, шпаргалки, лекции
Наши партнеры
Оборотни: тайна полнолуния
Понятие оборотня знакомо практически всем народам. Современный человек воспринимает их как элемент очередного фильма ужасов, воплощения чего-то магического. В течение длительного времени наука пыталась отнести это явление к разряду выдумок, однако выяснилось, что сделать это не так уж и просто… Факт остается фактом: рассказы о странных существ, собранные в разных уголках земного шара, не могут быть простым совпадением.
Сходство внешности, поведения, характеров и привычек оборотней в легендах и мифах разных народов не могут быть объяснены одной только случайностью. В них говорится о том, что такое существо почти мгновенно может превращаться в зверя, а затем, через некоторое время возвращать себе человеческий облик. Считают, что трансформация обычного человека в монстра часто происходит бесконтрольно, в то время, когда Луна становится полным. Оборотни сильнейшие, практически неуязвимы (преодолеть их можно разве что с помощью серебра или обсидиана), одержимые жаждой убийства. Интересно, что же реального смогли отыскать современные ученые (серьезные люди, между прочим!) В кошмарных выдумках Средневековья?
Но прежде обратимся к истории человечества: легенды об оборотнях — это явление не только распространенное, но и очень древнее. Считалось, что такой фантастической способностью наделены колдуны, которые могут вращаться в хищников. Оборотнями также называли обычных людей, получивших звериной подобия стараниями тех же колдунов. В Европе и Греции в связи с этим чаще всего фигурировала фигура волка, в Африке — леопарда, в Индии — тигра, а в Северной Америке — ягуара. Греки вообще считали, что в Аркадии, посреди глухого болота есть остров, на котором живет особая группа людей- волков, и присоединиться к ней может любой — было бы желание пройти церемонию посвящения. Жители Эллады даже приступы эпилепсии считали одним из проявлений ликантропии — одной из форм безумия, когда больной начинает считать себя животным.
Особенно много легенд об оборотнях существует в Баварии. Но они так тесно сплетаются с историями о вампирах, а «портреты» обоих вариантов нечисти так похожи, что отличить упыря от оборотня иногда очень непросто. По мнению баварцев, у людей — волков очень узкие зрачки, а еще эти существа часто внимательно присматриваются к лицам обычных людей. К тому же в северной Германии почему-то считали, что произнести слово «волк» в декабре — это спровоцировать нападение оборотня на людей.
Датчане находятся в непоколебимой уверенности по поводу того, что такое существо можно отличить, ориентируясь на форму бровей, а ирландцы верят, что способность вращаться в хищника есть какой-то болезнью, поэтому она может поражать целые семьи. Вообще, в Ирландии к существам с аномальными способностями отношение было довольно оригинальным. Одна из легенд, например, рассказывает, что оборотень с Мита пригласил к себе… священника! Падре попросили присмотреть больную жену — волчицу хозяина…
С течением времени понятие «оборотень» сузился, и так стали называть человека, умеющего кувыркаться на волка. Почему именно на это животное? Если мы с вами внимательно пересмотрим старые легенды, то выяснится, что о загадочных существ появлялись именно в то время, когда волки очень размножились и стали реальной угрозой для жизни людей.
Поскольку в Средневековье считалось, что оборотнем можно стать по воле колдуна, существовало много рецептов, как избавиться от этой напасти. Особенно тщательно истребляли «нечисть» жители Европы. Там в XV — XVII веках вели жестокое «охоты на ведьм». Бедолаг, которых подозревали в колдовстве, пытали, топили, сжигали заживо, колесовали и вешали. При этом оборотни «составляли компанию» очередной найденной ведьме. Смешно? Не очень. Особенно если обратиться к статистике. По официальным документам, в XVI веке французский парламент принял закон об уничтожении «оборотней». Вследствие этого закона с 1520 по 1630 год в стране по обвинению в колдовстве и способности превращаться в волка было уничтожено более 30 тысяч человек… Даже через триста лет ужас перед «людьми — зверями » не исчез. Французские крестьяне из отдаленных районов страны старались не выходить из дома ночью, так как боялись нападений таких существ. А жители Бретани и Нормандии верят в то, что человек может обернуться в волка, и сегодня…
Возможно, такое отношение к оборотням НЕ будет казаться странным, если перевернуть старые документы. В 1521 году путешественник, проезжавший через пограничный городок Полинья, отбил нападение ошалевшие волка. Хищник получил несколько ранений мечом и начал отступать к логову. Но путник Не отставал и, наконец, вышел в хижину одного из жителей окраине города, Михаэля Вердунга. Мужчина появился в дверях того момента, когда женщина хозяина начала перевязывать Михаэлю раны от лезвия меча… Конечно, Вердунга арестовали, и он, стараниями палача, не смог долго молчать. Оборотень признал то, что он натирался специальной мазью, благодаря которой превращался в волка, а затем нападал на людей. После суда людоеда сожгли заживо…
Чуть позже в Оверни рассматривали дело женщины- оборотня. О ней местные власти сообщил… человек «волчицы»! На счету женщины уже было несколько убитых; во время последнего «охоты» она лишилась кисти руки. Обрублену конечность передали в суд в качестве вещественного доказательства. После пытки «волчица» признала свою вину и тоже оказалась в огне. Таких свидетельств существует так много, что их нельзя просто закрыть глаза, назвав их фантазией…
В Восточной Европе, в Германии и Франции долгое время верили, что оборотень может просто менять собственную кожу, выворачивая ее наизнанку той стороной, что покрыт густым мехом. Для того же, чтобы вернуть себе человеческий облик, оборотень снова повторяет эту операцию. Дико, но тысячи людей были буквально изрезаны на куски «правдоискатели», которые пытались вывернуть кожу подозреваемых «мехом наверх».
Славяне называли оборотней вурдалаками или вовкодлакамы. Характер эти существа имели особый; здесь явно проступает смесь фольклорных черт и элементов христианской демонологии. У славян, в отличие от народов Европы, в древности оборотней считали персонажами… положительными, а факт вращения в зверя — вполне нормальным. Такие практики, если верить древним, на славянской территории были довольно распространенным явлением. Например, Геродот абсолютно без удивления описывал племя невров, что когда-то жили на территории современной Беларуси. Эти люди, по словам историка, ежегодно на несколько дней обращались в хищников и становились большой стаей волков. А древние былины показывают, что герои почти всегда оказывались оборотнями и воспринимались как существа божественного происхождения. «Диапазон» возможностей наших предков был удивительно широк: богатыри в критический момент могли перекинуться на тура, медведя, волка, рысь, чтобы помочь преодолеть большие силы противника. Вращение в куницу или горностая давало воинам возможность пробраться во вражеский стан, подслушать секреты или напакостить в чужом арсенале и испортить оружие. Могли славяне становиться и соколами — когда возникала потребность рассмотреть местность или быстро добраться в нужное место.
С принятием христианства картина изменилась. Предыдущие боги получили статус демонов. Конечно, и герои, которые имели неординарные способности, и «оборотни» — помощники или спешно потеряли свои нетипичные качества, или превратились в монстров, встреча с которыми грозит нормальному человеку муками и смертью. Несмотря на это, рассказы об оборотнях не потеряли своей популярности.
Одной из разновидностей легенд о людях — зверей есть истории о детях, воспитанных в стае животных. Такие малыши, если выживали в нетипичных условиях, перенимали привычки своих новых «родственников». К сожалению, такие рассказы создавались на реальной основе. С глубокой древности ведется перечень историй о маленьких «маугли», потерявших человеческий облик. Если дети попадали в стаю малыми и находились в ней несколько лет, дело считалось безнадежным: вернуть их к нормальной человеческой жизни было невозможно. Обычно они не могли привыкнуть к одежде, замкнутых помещений, боялись людей или проявляли агрессивность к ним; человеческую пищу «маугли» не употребляли. Разговаривать они не могли научиться, а иногда и заставить таких существ ходить на двух ногах было бесполезным делом. Практически все «дети- звери» быстро погибали в «неволе»; отпустить же их в лес никто не решался…
Существование таких «полулюдей» тоже способствовало формированию легенд об оборотнях. Внешность «маугли» могла напугать кого угодно: «дикари» были грязные, покрытые болячками и царапинами, имели длинные спутанные волосы, поломанные зубы, длинные крепкие ногти, что больше напоминали когти. Рот их часто был в крови от сырого мяса. «Маугли» копировали поведение животных, издавали звуки, характерные для хищников. Кроме того, «люди — звери», к сожалению, были особенно жестоки и ярости…
О том, что настоящие оборотни — не сказка, а мрачная реальность, парапсихологи говорили уже давно. Конечно, ученые с этим категорически не соглашались. На протяжении веков все попытки логически объяснить феномен «оборотней» среди ученых считались откровенной ерундой. Однако некоторые обстоятельства заставили специалистов серьезно заинтересоваться «сказочной» проблемой. Совсем недавно стало понятно: в основе рассказов об оборотнях может быть достаточно редкое заболевание — ликантропия.
Эта напасть получила название от имени царя Аркадии Ликаона (он упоминается в греческой мифологии). Легенда рассказывает, что ему была свойственна редкая жестокость, он приносил богам человеческие жертвы, а однажды «угостил» самого Зевса телом зарезанной ребенка… За это боги превратили Ликаона в волка. Но даже в новом образе царь сохранял некоторые приметы человека, понимал все и даже пытался говорить.
Об этой беде, когда сумасшедший начинает считать себя животным, знали еще медики глубокой древности. В Греции описывали эту напасть, назвав ее «волчьим помешательством». В 125 году до нашей эры Марцел Сикст описал человека, больного ликантропии. По свидетельству специалистов, приступы болезни сопровождаются не только волчьей свирепостью, но и чувством дикого голода…
Наконец, современные врачи решили обратить внимание на работы своих коллег из прошлого. В 1963 году в Лондонскую Королевскую медицинскую союз была представлена работа «О порфирией и происхождения оборотней». Ее автор, врач Ли Иллис с Хэмпшира, исследовал огромное количество документальных свидетельств и хроник, а также около восьмидесяти случаев ликантропии, которые были описаны и изучены дипломированными специалистами. Иллис объяснил «эпидемии» «волчьего безумие» в разных странах мира в разные времена. Он считает, что все появления оборотней имеют достоверное медицинское обоснование. Иллис говорил: большинство «вервольфов» страдали от врожденной порфирии. Доказательством может служить соотношение между реальными симптомами этой болезни и описаниями оборотней. Порфирия же является следствием редкого, к счастью, вида генетических нарушений, которые приводят к развитию особой чувствительности кожи к свету (в частности солнечного). Это явление получило название везикулярной эритемы; бедная жертва этой болезни под действием света начинает покрываться зажженными пятнами. Конечно развитие эритемы сопровождается острой болью, в результате чего люди теряют не только человеческий облик, но и ум…
Одними проблемами с кожей порфирия не ограничивается. Воспаление довольно быстро превращается в глубокие язвы, а затем охватывает хрящи и кости больного. У человека на этой стадии постепенно разрушаются веки, нос, уши и пальцы. Иногда кожа жертвы порфирии покрывается темными пятнами, а зубы из-за отложенного в эмали порфирин приобретают красный или красно — коричневого цвета. Конечно, больной не превращается в волка, но становится существом, весьма далекой от человека — как в физическом, так и в психическом смысле.
Состояние больных порфирией достаточно точно отражает состояние оборотня: жертва гормонального бунта выходит из дома только ночью, потому солнечный свет вызывает у нее мучительные боли; психическое состояние постепенно ухудшается, переходя от легкой истерии в маниакально -депрессивный психоз; воспаления на коже напоминают царапины и укусы, типичные для оборотня. Волосы в бедного длинные, потому из-за воспаления кожи его нельзя трогать, а искаженные черты лица напоминают страшную маску. Эти классические признаки «человека — зверя» зафиксированы многими средневековыми судьями.
Источник