Список производителей космических аппаратов — List of spacecraft manufacturers
СОДЕРЖАНИЕ
История
В первые годы космических полетов только национальные государства имели ресурсы для разработки и запуска космических аппаратов . И космическая программа США, и советская космическая программа выполнялись с использованием в качестве космонавтов в основном военных пилотов . В течение этого периода частным операторам не было доступно никаких коммерческих запусков космических объектов, и ни одна частная организация не могла предлагать запуски космических объектов.
В 1980-х Европейское космическое агентство создало Arianespace , первую в мире компанию по коммерческому космическому транспорту, а после катастрофы Challenger американское правительство дерегулировало и американский рынок космических перевозок . В 1990-х годах российское правительство продало контрольный пакет акций РКК «Энергия» частным инвесторам (хотя недавно в 2013–2014 годах оно произвело ренационализацию российского космического сектора ). Эти события впервые позволили частным организациям приобретать, разрабатывать и предлагать услуги по запуску космических объектов. ; начало периода частных космических полетов в конце 1980-х — начале 1990-х годов.
Производители спутников
Есть 8 крупных компаний, которые строят большие коммерческие геосинхронные спутниковые платформы:
Компания | Место расположения | Нет запущенных спутников | Комментарии |
---|---|---|---|
Airbus Defense and Space | Европа (Франция / Германия / Испания / Великобритания) | ранее Astrium | |
OHB SE | Европа (Германия / Италия / Люксембург / Швеция / Франция / Бельгия) | ||
Boeing Defense, Space & Security | Соединенные Штаты | ранее Boeing Integrated Defense Systems | |
ИНВАП | Аргентина | 6 | INVAP разрабатывает новые спутники ARSAT-3 SAOCOM SABIA-Mar |
АО «Информационные спутниковые системы» | Россия | 1160 | ранее НПО ПМ |
Локхид Мартин Спейс | Соединенные Штаты | ||
Northrop Grumman | Соединенные Штаты | ранее Orbital ATK | |
Raytheon | Соединенные Штаты | Один из крупнейших в мире поставщиков космических датчиков. | |
Максар Спейс | Соединенные Штаты | 240 | ранее Space Systems Loral, формально SSL, дочерняя компания Maxar Technologies |
Thales Alenia Space | Европа (Франция / Италия / Великобритания / Испания / Бельгия / Германия / Польша) | ранее Alcatel Alenia Space |
В дополнение к вышеперечисленным, следующие компании успешно построили и запустили (меньшие) спутниковые платформы:
Компания | Место расположения | Нет запущенных спутников | Комментарии |
---|---|---|---|
АэроАстро, Инк. | Соединенные Штаты | Закрыто | |
British Aerospace | Великобритания | приобрела Marconi Electronic Systems , чтобы сформировать BAE Systems | |
CBERS | Бразилия Китай | 5 | |
ЭндуроСат | Европа (Болгария) | КубСат и наноспутники | |
Подразделение космоса и электроники Fairchild | Соединенные Штаты | продана компании Matra Marconi Space , затем продана Orbital Sciences Corporation | |
Fokker Space & Systems | Нидерланды | затем Dutch Space, теперь часть EADS Astrium Satellites | |
GAUSS Srl | Италия | 9 | КубСаты и малые спутники ( 8 до |
Спектр Астро | Соединенные Штаты | куплен General Dynamics | |
Surrey Satellite Technology Ltd | Великобритания | теперь часть Airbus Defense & Space | |
Swales Aerospace | Соединенные Штаты | куплен Alliant Techsystems , теперь Orbital ATK | |
TRANSPACE Technologies | Индия | Изготовление, тестирование и анализ надежности бортовых спутниковых систем | |
TRW | Соединенные Штаты | почти 200 | теперь часть Northrop Grumman Space Technology |
ЦСКБ-Прогресс | Россия | производитель Бион-М , Фотон-М , Ресурс-П и [[Персона (спутник) | Персона] | |
Ксовиан | Индия | Наносат и сервисы | |
Йорк Космические Системы | Соединенные Штаты | 1 | Услуги по производству и запуску космических аппаратов массой до 250 кг. |
Конструкторское бюро Южное | Украина |
Запускайте производителей автомобилей и поставщиков сторонних услуг
Компания | Место расположения | Кол-во успешных запусков | Комментарии |
---|---|---|---|
Arianespace | Европа (Франция / Германия / Италия / Бельгия / Швейцария / Швеция / Испания / Нидерланды / Норвегия / Дания) | 235/247 | Ариана (ракетное семейство) |
Delft Aerospace Rocket Engineering | Нидерланды | Суборбитальные ракеты-зонды студенческой постройки | |
ISRO | Индия | 62/67 | PSLV , GSLV , GSLV III |
COSMOS International | Россия / Германия | коммерциализирует пусковую установку Космос-3М | |
Eurockot Launch Services | Европа (Германия / Франция / Великобритания / Испания / Нидерланды / Россия) | принадлежит EADS Astrium | |
Международные запуски | США Россия | 97/100 | |
Иранское космическое агентство | Иран | ||
ISC Kosmotras | Россия / Украина / Казахстан | ||
Mitsubishi Heavy Industries | Япония | 62 | |
Northrop Grumman | Соединенные Штаты | производитель Антарес , Минотавр и Пегас | |
PLD Space | Испания | производитель Miura 1 и Miura 5 | |
Rocket Crafters Inc | Соединенные Штаты | производитель Интрепид-1 | |
Ракетная лаборатория | Новая Зеландия / США | 17/20 | производитель ракеты-носителя «Электрон» |
SpaceX | Соединенные Штаты | 124/129 | Falcon 1 , Falcon 9 и Falcon Heavy |
Морской старт | США / Россия / Украина / Норвегия | 28/31 | поставщик Sea Launch и Land Launch службы |
Макеева Ракетное конструкторское бюро | Россия | коммерциализирует пусковые установки » Волна» и » Штиль». | |
НПО Машиностроения | Россия | коммерциализирует пусковую установку Стрела | |
Starsem | Европа (Германия / Франция / Великобритания / Испания / Нидерланды / Италия / Бельгия / Швейцария / Швеция / Норвегия / Дания / и Россия) | коммерциализирует ракету- носитель Союз | |
Компания космических кораблей | Соединенные Штаты | Многоразовый космический корабль, запущенный с самолета White Knight для космического туризма и экспериментов с невесомостью | |
ЦСКБ-Прогресс | Россия | производитель ракеты-носителя » Союз» | |
United Launch Alliance | Соединенные Штаты | ||
United Start Launch | США Россия | коммерциализирует пусковую установку Старт-1 | |
Virgin Galactic | Соединенные Штаты | Космический туризм с использованием космического корабля The Spaceship Company | |
Virgin Orbit | США / Соединенное Королевство | производитель ракеты-носителя LauncherOne | |
Голубое происхождение | Соединенные Штаты | производитель простых ракет. | |
Независимость-X Aerospace | Малайзия | производитель ракеты-носителя DNLV | |
Borneo SubOrbitals | Малайзия | производитель безымянной суборбитальной ракеты |
Коммерческие крылья национальных космических агентств:
Производители спускаемых аппаратов, роверов и зондов
Компания | Место расположения | Количество запущенных зондов | Комментарии |
---|---|---|---|
Браун Инжиниринговая Компания | Хантсвилл, Алабама, США | Ровер для лунной программы Apollo | |
Китайское национальное космическое управление | Китай | для программы Chang’e 3 в 2013 г. | |
Deep Space Industries | Маунтин-Вью , Калифорния, США | ||
Лавочкин | Россия | вездеходы для Лунохода 1 | |
Лаборатория реактивного движения НАСА | Соединенные Штаты | для лунных миссий ATHLETE, Mars Pathfinder, Opportunity и Spirit rover | |
ISRO | Индия | Chandrayaan-1 , Chandrayaan-2 , Миссия на орбите Марса | |
Планетарные ресурсы | Редмонд, Вашингтон, США | Аркид-100 для поиска астероидов |
Производители комплектующих для космических аппаратов
Компания | Место расположения | Производство | Заметки |
---|---|---|---|
Astro- und Feinwerktechnik Adlershof GmbH [ de ] | Берлин, Германия | Проектирование, производство, сборка, интеграция и проверка малых спутниковых автобусов (TET-1, запущен в июле 2012 г.) и компонентов. Компоненты контроля ориентации (колеса реакции, гироскоп, GPS-приемник, магнитометр) |
Поставщик космических систем и полезной нагрузки МКС NightPod
Электроника привода для Sentinel 1 и BepiColombo MTM. Стойки крепления бустера, включая функцию разделения, для Ariane 5 .
Источник
В России есть конкуренты космическим кораблям Илона Маска. Вот они
Вопреки представлениям общества, частные космические программы и корпорации существуют не только в США. Пресловутого Илона нашего Маска пытаются догнать множество компаний, среди которых есть и российские.
Некоторые из них уже запускают собственные аппараты. И пусть заявляют о себе они не так громко, но уже сейчас приносят пользу, осваивая космические просторы.
Некоторые владеют собственными космодромами, другие разрабатывают многоразовые ракетоносители, третьи успели завершить свой славный путь. Так что гордиться и «гордиться» есть чем.
Не Маском единым и NASA, так сказать. Смотрите сами.
«Спутникс»: наноспутники для связи и навигации
Хотя многие из нас привыкли своеобразно относиться ко всем инновационным затеям правительства, ставший притчей во языцех фонд «Сколково» даёт шанс серьезным проектам и в космической сфере.
Одним из первых стартапов, запущенных благодаря отдельному космическому кластеру «Сколково» стали ООО «Спутниковые инновационные космические системы», также известные как «Спутникс».
Фонд в 2012 году профинансировал разработку подсистем для спутников нового форм-фактора «ТаблетСат» грантом в размере 29,5 млн рублей. В начале 2014 года, перед запуском «Авроры», компания ввела в эксплуатацию наземный комплекс управления спутниками.
Система входит в состав малогабаритных спутников «ТаблетСат-Аврора» массой 22 кг разработки «Спутникс», предназначенных для дистанционного зондирования земли с разрешением в 15 метров.
Первая группа аппаратов состояла из 33 штук и была запущена в 2014 году на конверсионной ракете-носителе РС-20 «Днепр». Группа проработала 2 года, отсняв значительный пул геодезических снимков.
Следующим проектом «Спутникс» стал набор-конструктор для создания наноспутников различного назначения «Орбикрафт-Про», соответствующего международному стандарту CubeSat. Первый из них был запущен с борта МКС в 2018 году.
На данный момент компания участвует в разработке новой платформы для низкоорбитальных малых космических аппаратов массой 80-200 кг по заказу фонда Национальной Технологической инициативы (НТИ).
Летные испытания космического аппарата запланированы на 2024 год, а первые продажи предполагаются в 2025 году. Таким образом результаты компании можно считать более чем удовлетворительными.
«Лин индастриал»: модульные ракеты, «Селеноход» и магнито-плазменный двигатель
Еще один резидент космического кластера «Сколково» — компания «Лин Индастриал», — работает над несколькими проектами ракет-носителей легкого и сверхлегкого класса.
Основным проектом компании с 2014 года стало семейство модульных сверхлегких ракетоносителей «Таймыр» для вывода на низкую околоземную орбиту грузов массой от 10 до 180 кг.
«Лин Индастриал» организовала вторые огневые испытания ракетного двигателя в российской частной космонавтике. Который, однако, спустя 4 секунды после начала работы взорвался.
Кроме двигателя был поврежден и стенд для проведения испытаний, пострадали люди. И компания чуть не оказалась банкротом.
Что не помешало ей представить в 2016 году проект одной из самых дешевых ракет для вывода грузов на орбиту — «Тейю», чей двигатель стал первым ракетным двигателем в Европе, распечатанным на 3D-принтере.
Им же принадлежит проект уникального лазерного средства выведения BEaM, использующего плазму и магнитные поля для вывода груза на орбиту, показанный общественности в 2018 году (с полной презентацией можно ознакомиться по ссылке).
Не удивительно, что столь плодотворный коллектив поглотил другой российский проект «Селеноход». Его команда участвовала в конкурсе Google Lunar X PRIZE между частными компаниями, которые должны были отправить на Луну собственный луноход.
Уже в «Лин Индастриал» эти люди инициировали проект российской лунной базы «Луна семь» (седьмой полет человека на Луну после программы «Апполон»), который можно реализовать с использованием уже существующих технологий.
Однако, несмотря на высокую степень готовности «Таймыра», проведение первых испытаний компонентов BEaM, и включение предложений из «Луны семь» в Федеральную космическую программу на 2016–2025 гг., большого успеха «Лин Индастриал» не сыскал.
Проект «Луна семь» перестал получать финансирование ещё в 2017 году. Первый коммерческий запуск ракеты «Таймыра» со спутником на борту планировался на I квартал 2020 года и был перенесен на неопределенный срок.
На данный момент сотрудничество стартапа со «Сколково» и НКК приостановлено, проекты существуют только за счет личных средств разработчиков.
«НСТР Космические Системы»: доступные двигатели и орбитальные телескопы в онлайн
Счет «Лин индастриал» можно было бы пополнить результатами другой компании — ООО «НСТР Космические Системы» – стартап, основанный выходцем из первого коллектива вышеописанной компании.
Именно на счету их отделения «НСТР Ракетные Технологии» числится первый в российской частной космонавтике двигатель и первые же испытания, которые прошли ещё раньше, чем у «Лин Индастриал».
Успешные испытания привлекли внимание инвесторов. Тем не менее, последние сообщения от компании датируются 2019 годом, а домен неактивен.
Последние сообщения, доступные в сети, говорят о том, что команда разрабатывала (или продолжает это) сразу два проекта: AstroNYX и Errai. Первый представляет собой сеть автоматизированных телескопов с онлайн-доступом из любой точки Земли.
Второй решает задачи вывода этих телескопов, объединяя разработку жидкостных ракетных двигателей, метеоракет, а также сверхлегких ракет-носителей для запуска малых спутников.
«Даурия»: коммерчески успешная платформа наноспутников
Куда лучше шли дела другого производителя малых спутников — Dauria Aerospace, созданной бывшим владельцем «Техносилы» в 2011 году Михаилом Кокоричем.
До 2014 года компания имела несколько филиалов за рубежом, однако после сконцентрировала все работы — офис и производство, — в России. Кроме того, владельцам удалось привлечь «Сколково» и ряд зарубежных венчурных фондов.
Это позволило уже в 2015 году продать свои первые спутники Perseus-M1 и Perseus-M2 для дистанционного зондирования Земли американской компании Aquila Space. Аппараты уже находились на орбите.
За ними последовал космический аппарат DX1 на основе малой спутниковой платформы DX, созданной специалистами компании. Выведенный в космос, он позволил провести отработку экспериментальных технологий, которые должны были лечь в основу широкой линейки спутников Dauria.
Один из них — проект Pyxis для создания сети телекоммуникационных спутников высокоэллиптических орбит, способных обеспечить связь даже в приполярных регионах Земли.
Ещё одна платформа, АТОМ, для создания геостационарных космических аппаратов рабочей массы до тонны. Высокая эффективность аппаратов позволяет выводить их с минимальными затратами, обеспечив высокую конкурентноспособность.
Однако с Dauria Aerospace связана самая серьезная экономическая катастрофа частной российской космонавтики: в 2017 году заказанные Роскосмосом спутники МКА-Н производства Dauria не вышли на связь после старта.
Многомиллионный иск и отказ госкорпорации от расследования ситуации фактически обанкротил компанию, которая в декабре 2018 года прекратила даже информационную деятельность.
Momentus Space: орбитальный буксир
С 2017 года Кокорич успешно занимается развитием сервиса доставки грузов на околоземную орбиту Momentus Space в США и больше не связан с российским космосом.
Его текущая идея — эдакое космическое такси: большая ракета выводит на орбиту множество маленьких аппаратов, а буксиры Momentus Space будут растаскивать их на необходимые орбиты.
Проект включает 3 типа буксиров: малый Vigoride, средний Vigoride Extended и тяжелый Ardoride. Благодаря полученным 25,5 миллионам валютных инвестиций, запуски запланированы в конце 2020.
S7 Space: частный плавучий космодром и ремонтная база из МКС
Наиболее «тяжелым» и продвинутым стоило бы назвать проект S7 Space авиакомпании S7, созданный как дочерняя организация в 2016 году.
На счету компании 2 основных направления — «Морской старт» и «Наземный старт», а так же ряд «бумажных» проектов — «Орбитальный космодром», производство средних ракетоносителей и собственный космический многоразовый аппарат.
Наиболее известен «Морской старт»: с него S7 Space началась в 2016 году. Плавучий космодром позволил бы компании использовать дешёвые, доступные ракетоносители «Союз», существенно увеличив их грузоподъемность за счет базирования возле экватора.
К сожалению, сделка по приобретению морской платформы для запуска ракетоносителей была завершена только в 2018 году.
После этого компанию подвергли санкциям, и доступ к платформе был получен только в 2019 году. На данный момент плавучий космодром без ряда ответственного оборудования американского производства базируется на Дальнем Востоке, разоряя владельца.
На данный момент «Морской старт» ожидает поставки более современных ракет «Ангара» из-за северного размещения.
В связи с этим отделение S7 параллельно ведет разработку собственных ракетоносителей на базе традиционных советских «Союзов». Для этого планируется выкупить соответствующие технологии и уже готовые компоненты у «Роскосмоса».
Это позволит наладить частной корпорации собственное масштабное производство сначала легких модификаций «Союза», снятых с производства в России, а затем выпустить доработанную версию с многоразовой нижней ступенью.
Разработка проекта «Орбитальный космодром» стартовала в 2018 году и была поддержана головным предприятием «Роскосмоса».
Проект предполагает превращение российского сегмента МКС в сборочный цех крупных космических объектов для ближнего и дальнего космоса.
Так же его планируется использовать в качестве центра технического обслуживания, ремонта и модернизации космических аппаратов непосредственно в космосе.
Третья роль проекта — перевалочная база для лунных программ.
«КосмоКурс»: доступный космический туризм
Кроме грузовых и сугубо научно-технических проектов, в России пытаются создавать бизнес и в развлекательной сфере, связанной с космосом.
Поддерживаемый Роскосмосом «КосмоКурс» разрабатывает многоразовый суборбитальный комплекс для отправки в космос туристов.
По планам создателей компании, первый туристический полет продолжительностью 15 минут должен состояться уже в 2025 году, а уже год спустя на орбиту будут выходить 120 аппаратов.
Шесть туристов и один инструктор смогут побывать на той самой орбите корабля «Восток-1», которую когда-то посетил Юрий Гагарин. Точнее, её небольшую часть.
Несмотря на высокую цену около 250 тысяч долларов, проект предполагается развивать: частично за счет привлечения бюджетных средств, выделяемых через Роскосмос и другие государственные учреждения, частично — за счет предварительных продаж.
Ещё одним достижением компании стало участие в конкурсе Роскосмоса на разработку сверхмалого двухступенчатого ракетоносителя «Амур-СПГ» на метане с возвращаемой первой ступенью.
Success Rockets: краудфандинговые ракеты с разработкой на аутсорсе
В июне 2020 года Олег Мансуров, ранее известный благодаря платформе для проведения хакатонов «Актум» объявил о запуске нового проекта Success Rockets по созданию сверхлегкой ракеты для вывода малых грузов на околоземную орбиту.
Тем же планировали заниматься большинство вышеупомянутых компаний, однако «Успешные ракеты» нашли ряд частных инвесторов.
Их ракета длиной 20 метров будет весить 13 тонн и сможет выводить на орбиту не менее 250 килограмм груза. Кроме того, проект обещает минимальную стоимость запуска в расчете на килограмм груза.
Первые запуски Success Rockets запланированы на 2024 год, хотя документы на момент освещения в СМИ ещё изучались рядом заказчиков.
Большую часть средств Мансуров планирует собрать с помощью краудфандинга, а разработку — на конкурсной основе сторонними компаниями.
Судьба российской частной космонавтики
Богата земля русская талантами, способными создавать продвинутые аэрокосмические проекты. К сожалению, многие из них ожидает традиционная судьба русских авиаконструкторов и Циолковского.
Описания программ обширны на бумаге и в СМИ. С результатами не так радужно. Фактически, коммерческого успеха добилась только Dauria Aerospace — только она смогла продать не только разработки, но и готовый проект, запущенный в космос.
Причин довольно много, однако основная — отсутствие заинтересованных заказчиков. До 2014 года российским проектам был доступен весь международный рынок. Сейчас, судя по всему, им приходится выбирать между госзаказом и рынком.
Государственная корпорация не обеспечивает доступ к существовавшим технологиям и разработкам, поэтому большая часть интересных коммерческих проектов тонет в рутинной подготовке производства.
Не удивительно, что среди всех вышеописанных компаний на плаву осталось совсем немного: американская реинкарнация Dauria Aerospace, Success Rockets Мансурова и КосмоКурс. Та же ситуация происходит и в США, где только проекты Илона Маска имеют общественный резонанс и определенный коммерческий успех.
Но на его стороне — финансирование правительства, доступ к разработкам NASA, колоссальная производственная база и достаточное число специалистов с высокой подготовкой.
У российских частных аэрокосмических компаний нет ничего, кроме желания и собственных денег. Так что многие из их разработок мы ещё увидим. Некоторые — когда Маск по собственному обыкновению выкупит чертежи и запустит производство у себя на родине.
А у нас что? Одни гитаристы программисты в стране, на заводах работать некому. Пока «Роскосмос» не решит делегировать часть работы в частные руки.
Источник
➤ Adblockdetector