Меню

Обратная сторона луны дипепл

Обратная сторона Луны. Pink Floyd. 1973

Александр Булынко
ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ
Альбом Pink Floyd «Dark Side Of the Moon» (1973)

«Dark Side Of the Moon» («Обратная или темная сторона Луны») – восьмой альбом группы Pink Floyd, официальный выпуск которого состоялся 10 марта 1973 года в США и 23 марта 1973 года в Великобритании.

Это один из известнейших концептуальных альбомов прогрессивного рока и самый успешный альбом группы. Общее число проданных экземпляров приближается к 50 миллионам, что позволяет считать его самым продаваемым альбом за всю историю группы. Только в Великобритании было продано более 4 миллионов копий и по британским меркам «Dark Side» входит в британскую десятку самых продаваемых альбомов в стране, занимая общее восьмое место.
Неимоверную популярность альбом получил США, оставаясь в списке «Top 200» 741 неделю, в том числе 591 неделю подряд с 1973 по 1988 годы, неоднократно попадая на первое место.

Музыкальный материал для альбома был записан на студии Abbey Road в Лондоне в период с июня 1972 года по январь 1973 года, хотя можно сказать, что работа над некоторыми фрагментами композиций велась фактически со времени выхода «A Saucerful Of Secrets».

В начале 70-ых Pink Floyd готовили релизы один за другим – альбом «Atom Heart Mother» в 1970-ом, альбом «Meddle» в 71-ом (всего 6 композиций, но одна из них – «Echoes» – длилась 23 минуты), окончательно укрепивший гитариста-вокалиста Дэвида Гилмора как одну из важных творческих сил, формирующих группу, альбом «Obscured by Clouds» в 72-ом (на основе саундтрека Pink Floyd к фильму «Долина»), фильм-концерт «Live at Pompeii», совместный проект с балетной труппой, а еще туры, туры, туры.
После выхода альбома «Meddle» в декабре 1971 года группа собралась перед намеченным туром по Великобритании, Японии и Соединённым Штатам. В ходе репетиций в Лондоне наметились контуры нового альбома. Участники Pink Floyd виделись едва ли не каждый день, будь то в студии или на концертах. Для работы над кардинально новым проектом им нужна была свежая творческая среда. Вот почему первые обсуждения грядущего шедевра проходили в домашней обстановке, на кухне у барабанщика Ника Мэйсона.

На одной из таких встреч Роджер Уотерс предложил идею – новый альбом будет связан с теми явлениями, которые «сводят людей с ума», делая акцент на давлении, которое испытывала группа в первые годы существования, а также на проблемах с психикой бывшего члена Сида Барретта.

Мэйсон вспоминает: «Нужна была связанная тема, которая помогла бы Роджеру (Уотерсу, идеологу группы) развить свои первоначальные разработки. Пока мы разговаривали, тема стресса проходила как общая нить, хотя в то время никакой особой тревоги мы не испытывали; по сути, тогда шел один из наиболее стабильных периодов нашей жизни».

Музыканты дружили семьями, жили припеваючи, но тогда, на кухне, у них завязались разговоры об алчности, аэрофобии, страхе смерти, умственном напряжении, граничащим с безумием.

Еще одним рабочим местом в этот период стал сарай в саду Уотерса. Для работы над первыми демо-записями будущего альбома, Роджер Уотерс запирался в сарае. Половину пространства его супруга использовала для своих керамических поделок, а Уотерс на своей половине установил три магнитофона «Revox» и кое-какие инструменты.

Вообще вклад Уотерса в «Dark Side Of The Moon» оказался наиболее фундаментальным. Впервые он написал все без исключения тексты к альбому, и они удались так, что Pink Floyd решили напечатать их на конверте альбома. Правда, сам Уотерс, в последствии, пренебрежительно называл эти тексты «материалом для младшего школьного возраста».

В тот период, когда только рождался замысел концепции нового альбома, Роджер Уотерс в интервью Майклу Уэйлу объяснял: «…мы можем сделать цельную вещь о том давлении, которое, как мы почувствовали на собственной шкуре, доводит человека до предела; о прессинге, заставляющем зарабатывать кучу денег; о понятии времени, которое бежит слишком быстро; о структурах власти – таких, как церковь или государство; о насилии; об агрессивности».

Читайте также:  Эрт 2 луны 2

Эта идея стала мощным катализатором творчества группы, её участники составили совместно список тем для композиций альбома: «On the Run» («Бегство») описывает стресс от современных средств передвижения, в частности, страх перед авиаполётами, по мнению А. Маббетта и Н. Шэфнера, в «On the Run» передана квинтэссенция состояния паранойи; в «Time» («Время») отражены опасения приближения старости и того факта, что жизнь проходит мимо; «The Great Gig in the Sky» («Великое шоу на небесах»), первоначально называвшаяся «Mortality Sequence» («Смертная череда») и «Religious Theme» («Духовная тема»), построенная на вокализе в исполнении Клэр Торри, повествует о смерти; начинающаяся со звуков открываемого кассового аппарата и звона монет «Money» («Деньги») высмеивает человеческую жадность (по иронии судьбы, песня была издана в США в формате сингла, занявшего 13-е место в хит-параде и ставшего сравнительно успешным); «Us and Them» («Мы и они») с помощью простых дихотомических делений повествует об изоляции и депрессии; «Brain Damage» описывает психическое расстройство на почве огромной популярности и успешности; «Eclipse» говорит о более общих вещах, завершая альбом не на столь мрачной ноте.

Все члены группы принимали участие как в написании материала, так и в записи альбома. В альбоме был использован ранее записанный, но неизданный материал: текст «Breathe» берёт начало от одноимённой песни Уотерса для документального фильма «The Body», а основной мотив «Us and Them» составила мелодия Райта, записанный для фильма Микеланджело Антониони «Zabriskie Point».
В ходе репетиций альбом решили назвать «Dark Side of the Moon», однако затем обнаружили, что альбом с таким же названием выпустила группа «Medicine Head», в связи с чем решили поменять название на «Eclipse». Однако позднее группа всё же вернулась к первоначальному варианту. 1 июня 1972 года была записана первая композиция – «Us and Them», а шесть дней спустя вторая – «Money».

При записи и микшировании песен пластинки были использованы самые новейшие на тот момент достижения звукозаписывающей техники, включая мультитрекинг, аналоговый синтезатор, а также различные эффекты с магнитными записями.
Благодаря использованию нового 16-дорожечного звукозаписывающего оборудования на студии «Abbey Road» и вкладу инженера звукозаписи Алана Парсонса, альбом установил новые стандарты для безукоризненного воспроизведения звука. Он сразу микшировался и в квадрофонической версии. До сих пор «The Dark Side of the Moon» является одним из самых известных образцов 4-х канального сведения. В 2003 году, к 30-летию выхода альбома, было выпущено переиздание на SACD, содержащее новый мастеринг стереофонической версии и современный микс, сделанный по мотивам оригинальной квадрофонической версии.
И не удивительно, что позднее альбом получил премию Грэмми «За лучшую технику записи альбома».

Сессии в стенах студии Abbey Road растянулись на долгие восемь месяцев кропотливой работы над каждым звуком. Вместе с музыкантами этим трудоемким процессом занимался звукооператор Алан Парсонс. У него был определенный опыт, полученный во время работы помощником звукоинженера в записи альбомов Pink Floyd «Atom Heart Mother», The Beatles «Abbey Road» и «Let It Be». Теперь он ставил звук самостоятельно.
Отменный слух, навыки игры на инструментах, революционные методы записи – кто знает, удался бы «Dark Side Of The Moon» без Парсонса? Не зря его наградили статуэткой «Грэмми» за инженерный вклад в альбом.
Алан получил массу удовольствия и множество навыков, работая с Pink Floyd. Но когда группа предложила ему продюсировать и последующий релиз, Парсонс отказался. В то время он прославился с хитовой пластинкой собственной банды «Alan Parsons Project».

Читайте также:  Оппозиция луна плутон астрология

Но это было чуть позднее. А тогда, в 1972, на новом 16-дорожечном звукозаписывающем оборудовании в студии Abbey Road рождался беспрецедентный в рок музыкальный материал, которому вскоре предстояло войти в сокровищницу звукозаписи всех времён.

Микшировать альбом взялся Крис Томас, работавший над битловским Белым Альбомом, и ему потребовались железные нервы, чтобы выдержать амбиции Pink Floyd. Музыканты то и дело спорили по поводу сведения вокала, звуковых эффектов, гитар, ритм-секции.
Гилмор и Райт делали акцент на музыкальных решениях и «грязном», сыром звучании. Уотерс и Мэйсон настаивали на экспериментах с балансом, неожиданных звуках. Гилмор хотел больше эха. Уотерс, вдохновленный первым альбомом Леннона и «Plastic Ono Band», желал иметь максимально «сухой» саунд.
В какой-то момент музыканты решились на компромисс – доверить все Томасу и оставить его за работой у микшера одного. Но на следующий же день Уотерс тайком пробрался в студию. Узнав об этом, через день Гилмор поступил так же. Так Томас и работал, с двумя спорящими фронтменами за своей спиной.
С тех пор творческие разногласия внутри Pink Floyd не угасали до самого распада группы.

По ходу работы черновые записи песен опробовали на публике. Ранюю версию альбома с рабочим названием «Eclipse» (или «Dark Side Of The Moon, A Piece For Assorted Lunatics») записали за пару недель и тут же испытали в полевых условиях, в феврале 1972, на четырех аншлаговых концертах в северном Лондоне.
Таким образом, лайв-версии песен уже были проработаны, но фактическая запись альбома растянулась еще на год из-за обилия параллельно разрабатываемых проектов.
И такой график оказал плохую услугу музыкантам. В марте 72-го пираты издали запись одного из лондонских концертов с новым материалом с ужасающим качеством звучания. Многие поклонники ПФ были уверены, что это их официальный релиз, благодаря чему подделка разошлась тиражом 100 тысяч копий, значительно подпортив репутацию группы.

Тем не менее работа над альбомом близилась к завершению. Дошло дело и до выбота обложки. Ее оформлением как всегда занимался Сторм Торгерсон.
На обложке наглядно представлен оптический опыт Ньютона – разложение света в спектр вследствие дисперсии при прохождении через призму. Обратная сторона обложки изображает конвергенцию спектра, что позволяет, соединив концы развёрнутых обложек вместе, достичь повторяющегося до бесконечности дизайна.
Торгерсон вспоминал: «Это мое видение сумасшедших текстов альбома. А еще я хотел заострить внимание на свете, намекнуть на световые шоу, которые делают Pink Floyd. Ну и треугольник, символ мысли, амбиций, что, как мне кажется, является важной темой текстов Роджера».
В 2011 году обложка альбома заняла первое место в списке лучших обложек альбомов всех времён по мнению читателей интернет-издания «Music Radar».
Была и альтернативная версия обложки, с фото-изображением Серебряного Серфера, персонажа комиксов «Marvel», но группа выбрала треугольник.

Перед самым выпуском альбома руководство корпорации EMI решило устроил вечеринку с пресс-конференцией для журналистов и публичным прослушиванием альбома. Место для представления альбома выбрали не самое удачное – Лондонский Планетарий. Мало того, что Pink Floyd всячески пытались откреститься от образа спейс-рок группы, но EMI решила сэкономить, и вместо квадрафонического микса, предоставленного Парсонсом, использовала обычную стерео-версию. К тому же форма зала (бетонное яйцо) не располагала к качественному звуку. Поэтому группа решила проигнорировать эту презентацию. Явился только Райт, а вместо остальных участников в зале поставили картонные силуэты в полный рост, для фотосессии.
Музыканты не прогадали. Звук действительно был ужасным, а пресса утратила интерес к музыке на первых же песнях.

Но всё в один день изменилось, когда оригинальный альбом появился на прилавках. Он бил все рекорды распродаж по обе стороны Атлантики. Первый тираж альбома был выпущен под названием «The Dark Side of the Moon», однако в дальнейшем определённый артикль был опущен.

Читайте также:  Яблоко луна река ромашка пшеница вулкан подосиновик белка название признак

Перед самым его появлением Гилмор и менеджер Pink Floyd заключили пари – гитарист считал, что альбом не доберется до топ-10 американского чарта Billboard. Однако «Dark Side» не только возглавил список самых продаваемых альбомов, но также, на разных позициях, продержался в топ-100 еще 736 недель (по другим данным – 741 неделю), то есть около 14 лет. Феноменальный показатель, зарегистрированный в Книге Рекордов Гиннесса.
В Британии альбом добрался только до второй строчки рейтинга продаж. Тем не менее, это главный бестселлер в карьере Pink Floyd и один из самых продаваемых альбомов в истории музыки. Он до сих пор расходится тиражом 250 тысяч копий ежегодно.

Николас Шэффнер, автор книги «Блюдце, полное чудес. Одиссея Pink Floyd», в интервью 1988 года задал вопрос Ричарду Райту, Дэвиду Гилмору и Нику Мейсону – «Почему этот альбом до сих пор так хорошо продаётся и не покидает чартов?»

Участники группы ответили примерно так.
Ричард Райт: «…после того как мы все сделали и прослушали альбом в первый раз в студии, я подумал: «Великолепный альбом. Успех обеспечен». Почему он все еще продается, я не знаю. Тогда это волновало. Казалось, что все ждали этот альбом, ждали, что явится НЕКТО и сделает его».

Дэвид Гилмор: «…она (пластинка) затронула нужную струнку, поэтому и сейчас не кажется устаревшей. Когда я ее слушаю, я нахожу, что звучит она отлично. Но если честно, я не могу сказать, почему на ее долю выпал такой длинный век по сравнению с другими великими пластинками, вышедшими в то же время.
Мы всегда знали, что она разойдется большим тиражом, чем что-либо записанное нами до того, потому что она более цельная и насыщенная. И обложка у нее лучше. Все детали концептуально связаны между собой».

Ник Мейсон:
«Думаю, какой-то определенной причины нет. Скорее всего, здесь задействован целый комплекс моментов: и пластинка сама по себе, и все ее содержание. Плюс к тому — это нужный альбом, появившийся в нужное время и породивший, в свою очередь, еще один толчок и импульс. Ведь, находясь в чартах так долго, она заставляла людей задуматься: «О, это именно тот альбом, который там так долго держится!» Мы не страдали отсутствием понимания того, что это — один из лучших когда-либо записанных альбомов…»

Роджер Уотерс прокомментировал успех альбома следующим образом:
«Альбом очень хорошо сбалансирован и выстроен – с точки зрения динамики и музыки. Думаю, привлекает и гуманность его подхода».

«Dark Side» стал звёздным часом для группы. Этот альбом был не просто собранием песен на одном диске, а завершенным в концептуальном плане музыкально-худлжественным произведением группы. В нем было достигнуто превосходное равновесие между поэтическим талантом Уотерса и музыкальным гением Гилмора. После выхода этого альбома ни творчество Pink Floyd, ни прогрессивный рок в целом уже не могли остаться такими, как были. Можно смело сказать, что «революционные» творческие идеи, воплощенные при его создании оказали сильнейшее влияние на прогрессивный рок в целом. Он оказался настолько созвучным мыслям и опасениям миллионов людей, что альбом продолжают активно покупать и спустя 40 с лишним лет после его появления.

СПИСОК КОМПОЗИЦИЙ АЛЬБОМА «DARK SIDE OF THE MOON»
(с указанием перевода, времени звучания и гиперссылок публикаций)

Британский рок.
Цикл «Весь Пинк Флойд». Dark Side Of the Moon
=====================================

Источник

Adblock
detector