Меню

Обратная сторона луны гилмор

Обратная сторона луны гилмор

Квадрофоническое путешествие Пинк Флойд на обратную сторону луны
Журнал «Клуб и художественная самодеятельность», № 8, 1977 г.
Рок-энциклопедия

ВИА-мастерская
Штрихи к портрету популярного ансамбля

Автор: А. Троицкий
Журналист

Эта группа является сейчас одной из трех-четырех известнейших в мире. Но место, занимаемое «Пинк Флойд» в элите популярной музыки, особое. Никаких рекламных акций, скромность, достоинство. «Пинк Флойд» некоммерческая группа, эволюция которой шла по большей части вразрез с модой, ансамбль, который совершил несколько крутых стилевых поворотов на том пути, на котором он уже достиг успеха. Можно даже сказать, что «Пинк Флойд» — единственная группа, добившаяся признания не только благодаря самой себе, но во многом и вопреки себе.

Начало
Сид Барретт и Роджер Уотерс учились в одном классе. Потом оба они переехали из Кембриджа в Лондон, где Сид поступил в школу искусств, а Роджер на архитектурный факультет политехникума. Однокурсниками Роджера были Ник Мэйсон и Рик Райт. Вот вам и главные действующие лица. Оставалось придумать название. У Сида была любимая пластинка — блюзовый дуэт Пинка Андерсона и Флойда Каунсила. Имена этих певцов и стали названием квартета в составе Сида Баррета (гитара), Рика Райта (орган), Роджера Уотерса (бас-гитара, вокал) и Ника Мэйсона (ударные). Лидером ансамбля был безоговорочно признан Сид Барретт. В феврале 1966 года новый коллектив начал свои выступления. «Группа «Пинк Флойд» устроила удивительное представление, наполненное странными звучаниями, с проекцией слайдов, изображавших то эффекты открытого космоса, то доисторические пейзажи, и яркими вспышками разноцветных лампочек, сопровождающими ритм ударных. » Это из рецензии «Интернейшнл таймс» на первое выступление группы в большой аудитории. В программе «Пинк Флойд» были старые блюзы и рок-н-роллы, а также экстравагантные инструментальные пьесы, давшие простор экспериментам со звуком и длящиеся порою до часа. Сначала молодежь, а потом и критики стали называть эту музыку космической.

К тому времени, когда «Пинк Флойд» пригласили, наконец, в студию звукозаписи, она имела твердую репутацию самой невероятной группы, как в звуковом, так и в «визуальном» отношении. «Пинк Флойд» первыми в Англии применили «световое шоу» — цветомузыку, слайды, стробоскопы и пиротехнику, первыми в мире использовали квадрофоническую аппаратуру. Наконец, огромную симпатию вызвал у молодежи антикоммерческий и социальный характер деятельности группы: бесплатные концерты, выступления на политических мероприятиях — например, «Молодежь против Яна Смита» (весь сбор — в пользу движения освобождения в Зимбабве). Летом 1967 года выходит в свет первый альбом группы «Пинк Флойд» — «Трубач у врат зари». Коротенькие, довольно энергичные песни со «страшными» названиями («Люцифер Сэм», «Пугало», «Домовой») напоминали скорее фолк-музыку, чем рок. Были и две длинные композиции — «Астрономическое поместье» и «Межзвездная травля». На пресыщенного электроникой сегодняшнего слушателя они уже не производят впечатления, но для своего времени были новаторскими.

Второе дыхание
После успехов 1967 года группа попадает в отчаянную ситуацию: ее перестают приглашать на концерты, ансамбль звучит из рук вон плохо. Виной тому оказался не кто иной, как Сид Барретт, гитарист и руководитель «Пинк Флойд» и автор практически всего репертуара ансамбля. Его трагедия типична для многих рок-музыкантов шестидесятых годов — он пристрастился к наркотикам.

В начале 1968 года Сид покидает группу, уступив свое место гитаристу Дэйву Гилмору. Замена оказалась на редкость удачной, и «Пинк Флойд» словно обретает второе дыхание. Очередной альбом — «Полное блюдце секретов» — не имел почти ничего общего с ранним барреттовским стилем. Правда, было в нем и «пространственное звучание», и «космический» колорит, но выражено все это было по-другому. Вместо искаженных гитарных звуков — мощное дыхание большого органа, хоральность. Вообще фактура стала прозрачность, зато каждая нота отчетливо различалась и длилась порою по несколько тактов. Вокал тоже сделался подчеркнуто спокойным. Гармоничность и монументальность — вот первые элементы, которые приходят на ум в адрес этого альбома. Несомненно, на «Пинк Флойд» нового образца повлияли такие композиторы, как Бах, Монтеверди, Гендель. Но влияние это глубинное — ни одной цитаты из композиторов-классиков заимствовано не было. «Блюдце» уже содержало в себе все то, чем группа впоследствии прославилась. Но подлинный успех приносит ей не этот диск, а следующий — «Аммагамма» (1969 год).

Этот двойной альбом был составлен так, чтобы показать индивидуальные устремления всех членов ансамбля.

Несмотря на разнообразие выразительных средств, легко было выделить то общее, что присутствовало в музыке всех участников «Пинк Флойд». Это статичность. Пьесы представляют собой какие-то коллажи без начала и ясного конца, последовательности внутренних состояний, безболезненно переходящих одно в другое, чтобы затем вновь вернуться к исходной точке. Пассивная музыка, направленная в область раздумий, размышлений.

И вот такая именно углубленная само созерцательная лирика становится, по выражению одного критика, «краеугольным камнем наиболее передовой рок-музыки». Французская академия музыки присуждает «Аммагамме»» титул «Лучшая пластинка года в области современной музыки», а кинорежиссеры Барбет Шредер и Микеланджело Антониони пригласили «Пинк Флойд»» писать музыку для своих фильмов.

В сентябре 1970 г. выходит четвертый альбом «Пинк Флойд» — «Атомное сердце матери». В установившемся облике группы заметны некоторые изменения. Вместе с квартетом звучит теперь хор и симфонический оркестр. Музыка по-прежнему статична и монументальна, но теперь это гимн природе, ее простоте и величию. Мы слышим звук удаляющегося мотоцикла и затем почти на полчаса остаемся наедине с полями, небом, птицами, травой, ветром. (Для контраста на второй стороне пластинки слушателя угощают как раз разного рода «индустриальными» звучаниями). Этот наивный руссоизм очень симпатичен. Но достаточно ли этого? Не слишком ли мало одного пассивного восхищения природой и отвлеченной проповеди космической гармонии? Ведь в то время, пока «Пинк Флойд» воспевали это гармонию, в реальной действительности продолжалась «грязная война» во Вьетнаме, по приказу чикагского мэра Дэйли полиция избивала молодых демонстрантов. В такой обстановке ансамбль рисковал потерять контакт с молодежью. И «Пинк Флойд» чувствует настоятельную потребность стать ближе к жизни и в то же время свое бессилие сделать это. В балладе «Если бы» (на второй стороне «Атомного сердца матери») Роджер Уотерс поет:

Если бы я был лебедем, я бы уплыл,
Если бы я был поездом, то опоздал бы,
А если бы я был добрым человеком,
То говорил бы с тобой больше, чем сейчас.

«Вмешайтесь!»
Альбом под этим названием появился осенью 1971 года. Его выход знаменует собой еще один крутой поворот в судьбе группы. Музыкантам словно стало холодно в своей башни из слоновой кости, башне интеллектуальной замкнутости и умозрительности. Тема новой пластинки — одиночество, ее лейтмотив — поиски теплоты и человечности: «Вмешайтесь, избавьте людей от ужаса одиночества!». Новая тема диктует и новые выразительные средства — появляются трогательный деревенский блюз «Симус», медленный фокстрот «Сан Тропез». Настоящий шедевр пластинки — сюита «Эхо». Она длится примерно столько же, сколько «Атомное сердце матери» с предыдущей пластинки, но насколько они отличаются друг от друга! Вместо жизнеутверждающих симфонических аккордов — странные, щемящие синтезированные звучания, «печальная электроника».

Читайте также:  Караганда какая сегодня луна

Не все воспринимали пластинку «Вмешайтесь!» как начало нового этапа. Однако выход в 1973 году диска «Обратная сторона луны» не оставил никаких сомнений. Если «Вмешайтесь!» — пластинка-переживание, пластинка-констатация, то на «Обратной стороне луны» отчуждение и одиночество не только показаны, но и подвергнуты анализу.

Темная сторона луны — это символ темных сторон земной реальности. Но луна — воплощенный символ астральной бесстрастности — была до сих пор также символом творчества «Пинк Флойд». Теперь это эта прежняя позиция полностью отрицается. Прочь маску мудрости и загадочности с Луны — мы покажем вам ее неприглядную сторону! Прочь завесу мистицизма с темной жизни — мы покажем вам ее явь!

Большинство номеров диска это песни-предупреждения. Предупреждение тем, кто никогда не оглядывается, не замечает других людей, кто вечно стремится «балансировать на самой высокой волне» («Дыхание»). Предупреждение тем, кто ждет в бездействии («Время»). Предупреждение верящим во всемогущество денег: «Деньги корень зла в сегодняшнем мире — так всегда говорят богачи. И потому никогда не проси у них прибавки — все равно не получишь» («Деньги»). Правда, никакого выхода из подобной ситуации не предлагается; это становится ясно из заключительной песни «Затмение» с ее апокалиптическими откровениями: все, что было, есть и будет под Солнцем, «находится в согласии, но Солнце затемнено Луной».

Успех «Обратной стороны луны» превзошел все ожидания. Возможно, это еще и сейчас наиболее популярная пластинка в мире. Однако после ее записи «Пинк Флойд» замолкает на два с половиной года…

«Вам бы здесь побывать».
1975 год принес новый альбом группы — «Вам бы здесь побывать». Еще один стилистический «сдвиг». Звучание стало грубее и острее, музыкальные мазки более широкими, в то же время исчезла характерная массивность, связанная с постоянным мощным электронным фоном.

«Вам бы здесь побывать» (Wish You Were Here) — характерное английское «почтовое» выражение, имеющее обычно прямо противоположный смысл. Название горькое, ироничное, подчеркнуто приземленное. Оно полностью соответствует содержанию альбома. От абстрактной схематичности «Обратной стороны луны» не осталось и следа, разговор идёт уже не об отвлеченных общечеловеческих явлениях, а только о том, что пережили и перечувствовали сами музыканты. Это автобиографическая пластинка. Рассказ о начале их путешествия по отвратительному миру шоу-бизнеса, очень искренний и правдивый.

«Сияй, безумный алмаз!» — роковой эпос, посвященный Сиду Баррету. Спустя девять лет группа вернулась к периоду своего старта, к бурной середине шестидесятых годов. В песне выражается боль за Сида, «слишком рано познавшего секреты» и «попавшего под перекрестный огонь детства и славы», «окруженного ночными тенями и стремящегося к свету». В ней слышен страстный призыв: «вернись, забияка и фантазер, художник, трубач и невольник, и — засияй!». Музыка безумного алмаза — блюз, иногда традиционно гитарный, иногда превращающийся в изумительную электронную элегию. Но в ней нет теперь и следа былой «космической» холодности — музыка насквозь человечна и эмоциональна.

«Добро пожаловать в машину». Может быть, это самая сильная вещь в истории «Пинк Флойд». Машина — это машина шоу бизнеса. «Добро пожаловать в машину! Где ты был раньше! О, мы знаем — среди игрушек и бойскаутов, затем купил гитару, чтобы досадить маме. Школу ты не любил и считал, что нечего тебя дурачить. Что же, добро пожаловать в машину! О чем ты мечтал! Все в порядке, мы сами сказали тебе, о чем мечтать. Итак, ты мечтаешь стать «большой звездой», а большие звезды (кстати, сынок!) посредственно играют на гитарах. Зато они разъезжают на собственных «ягуарах». Так что, добро пожаловать в нашу машину!». К этим словам, идущим от добрых папаш музыкальной индустрии, добавить нечего. Накаленная, бьющая по нервам композиция. Яростное обвинение в адрес новых мифотворцев — коммерсантов, играющих на самолюбии молодых музыкантов и выжимающих из них все соки. Следующая песня — «Возьмите сигару» — о том же самом, только она уже не яростная, а издевательская. В ней дословно приведен разговор начинающих участников «Пинк Флойд» с предпринимателями: «Войди-ка, милый мальчик, возьми сигару. Ты пойдешь далеко. Достигнешь всего — если постараешься. Ансамбль прекрасный! Да-да, я так считаю. Кстати, кто из вас этот самый Пинк? Мы потрясены! — говорят, на ваших концертах не бывает свободных мест! Скоро у нас выйдет ваш альбом, и вы нам будете кое-чем обязаны. Впрочем, мы так рады, так рады. Остальные рок-группы еще зелены, так что вам обеспечен удачный старт. Это будет просто чудо, если мы с вами сработаемся». Для усиления сатирического эффекта ансамбль «Пинк Флойд» пригласил спеть эту песню Роя Харпера, поэта и музыканта, известного своим абсолютно отрицательным отношением к шоу-бизнесу и слывущего в коммерческих кругах неудачником.

Что дальше?
Чего можно ожидать от «Пинк Флойд» в будущем? Трудно сказать. Группа отличается последовательным конформизмом и активностью социальной позиции. Известно, что ее новая пластинка «Животные», намечаемая к выпуску на 1977 год, будет посвящена теме насилия в современном западном обществе. Планируется и музыка к новому фильму «Дюны» (стоит вспомнить две предыдущие киноработы «Флойда» — музыка к фильмам режиссера Шредера «Больше» и «Долина», а также четыре композиции «Пинк Флойд», использованные в фильме Антониони «Забриски поинт». Одна из них — «Осторожнее с этой палкой, Юджин!» — звучит в самом сильном заключительном эпизоде фильма, когда героиня мысленно, раз за разом взрывает ухоженные американские виллы и в воздух взлетают все символы буржуазного процветания — от роскошных автомобилей и холодильников до книжных томов в богатых кожаных переплетах!).

Вообще, как уже говорилось, группа «Пинк Флойд» занимает в истории рок-музыки особое место. Она не принадлежит ни одному из признанных течений, и сама тоже не создала своей школы. Ее музыка слишком многогранна. Как виртуозы участники ансамбля уступают многим другим исполнителям («Да, мы не в первых рядах. Индивидуальное музицирование ниже наших интересов», — говорит Дэйв Гилмор).

Можно сказать, что «Пинк Флойд» принадлежит к разряду уникальных групп-маяков типа «Битлс» или ансамбль Джимми Хендрикса. Ее влияние не сразу заметно, но оно велико.

И последнее, что хотелось бы сказать — это, наверное, единственная известная сейчас на Западе группа, сохранившая искру творчества и энергии с тех дней, когда «новый рок» был молодым.

Источник

Обратная сторона Луны. Pink Floyd. 1973

Александр Булынко
ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ
Альбом Pink Floyd «Dark Side Of the Moon» (1973)

«Dark Side Of the Moon» («Обратная или темная сторона Луны») – восьмой альбом группы Pink Floyd, официальный выпуск которого состоялся 10 марта 1973 года в США и 23 марта 1973 года в Великобритании.

Это один из известнейших концептуальных альбомов прогрессивного рока и самый успешный альбом группы. Общее число проданных экземпляров приближается к 50 миллионам, что позволяет считать его самым продаваемым альбом за всю историю группы. Только в Великобритании было продано более 4 миллионов копий и по британским меркам «Dark Side» входит в британскую десятку самых продаваемых альбомов в стране, занимая общее восьмое место.
Неимоверную популярность альбом получил США, оставаясь в списке «Top 200» 741 неделю, в том числе 591 неделю подряд с 1973 по 1988 годы, неоднократно попадая на первое место.

Читайте также:  Луна причина не летаем

Музыкальный материал для альбома был записан на студии Abbey Road в Лондоне в период с июня 1972 года по январь 1973 года, хотя можно сказать, что работа над некоторыми фрагментами композиций велась фактически со времени выхода «A Saucerful Of Secrets».

В начале 70-ых Pink Floyd готовили релизы один за другим – альбом «Atom Heart Mother» в 1970-ом, альбом «Meddle» в 71-ом (всего 6 композиций, но одна из них – «Echoes» – длилась 23 минуты), окончательно укрепивший гитариста-вокалиста Дэвида Гилмора как одну из важных творческих сил, формирующих группу, альбом «Obscured by Clouds» в 72-ом (на основе саундтрека Pink Floyd к фильму «Долина»), фильм-концерт «Live at Pompeii», совместный проект с балетной труппой, а еще туры, туры, туры.
После выхода альбома «Meddle» в декабре 1971 года группа собралась перед намеченным туром по Великобритании, Японии и Соединённым Штатам. В ходе репетиций в Лондоне наметились контуры нового альбома. Участники Pink Floyd виделись едва ли не каждый день, будь то в студии или на концертах. Для работы над кардинально новым проектом им нужна была свежая творческая среда. Вот почему первые обсуждения грядущего шедевра проходили в домашней обстановке, на кухне у барабанщика Ника Мэйсона.

На одной из таких встреч Роджер Уотерс предложил идею – новый альбом будет связан с теми явлениями, которые «сводят людей с ума», делая акцент на давлении, которое испытывала группа в первые годы существования, а также на проблемах с психикой бывшего члена Сида Барретта.

Мэйсон вспоминает: «Нужна была связанная тема, которая помогла бы Роджеру (Уотерсу, идеологу группы) развить свои первоначальные разработки. Пока мы разговаривали, тема стресса проходила как общая нить, хотя в то время никакой особой тревоги мы не испытывали; по сути, тогда шел один из наиболее стабильных периодов нашей жизни».

Музыканты дружили семьями, жили припеваючи, но тогда, на кухне, у них завязались разговоры об алчности, аэрофобии, страхе смерти, умственном напряжении, граничащим с безумием.

Еще одним рабочим местом в этот период стал сарай в саду Уотерса. Для работы над первыми демо-записями будущего альбома, Роджер Уотерс запирался в сарае. Половину пространства его супруга использовала для своих керамических поделок, а Уотерс на своей половине установил три магнитофона «Revox» и кое-какие инструменты.

Вообще вклад Уотерса в «Dark Side Of The Moon» оказался наиболее фундаментальным. Впервые он написал все без исключения тексты к альбому, и они удались так, что Pink Floyd решили напечатать их на конверте альбома. Правда, сам Уотерс, в последствии, пренебрежительно называл эти тексты «материалом для младшего школьного возраста».

В тот период, когда только рождался замысел концепции нового альбома, Роджер Уотерс в интервью Майклу Уэйлу объяснял: «…мы можем сделать цельную вещь о том давлении, которое, как мы почувствовали на собственной шкуре, доводит человека до предела; о прессинге, заставляющем зарабатывать кучу денег; о понятии времени, которое бежит слишком быстро; о структурах власти – таких, как церковь или государство; о насилии; об агрессивности».

Эта идея стала мощным катализатором творчества группы, её участники составили совместно список тем для композиций альбома: «On the Run» («Бегство») описывает стресс от современных средств передвижения, в частности, страх перед авиаполётами, по мнению А. Маббетта и Н. Шэфнера, в «On the Run» передана квинтэссенция состояния паранойи; в «Time» («Время») отражены опасения приближения старости и того факта, что жизнь проходит мимо; «The Great Gig in the Sky» («Великое шоу на небесах»), первоначально называвшаяся «Mortality Sequence» («Смертная череда») и «Religious Theme» («Духовная тема»), построенная на вокализе в исполнении Клэр Торри, повествует о смерти; начинающаяся со звуков открываемого кассового аппарата и звона монет «Money» («Деньги») высмеивает человеческую жадность (по иронии судьбы, песня была издана в США в формате сингла, занявшего 13-е место в хит-параде и ставшего сравнительно успешным); «Us and Them» («Мы и они») с помощью простых дихотомических делений повествует об изоляции и депрессии; «Brain Damage» описывает психическое расстройство на почве огромной популярности и успешности; «Eclipse» говорит о более общих вещах, завершая альбом не на столь мрачной ноте.

Все члены группы принимали участие как в написании материала, так и в записи альбома. В альбоме был использован ранее записанный, но неизданный материал: текст «Breathe» берёт начало от одноимённой песни Уотерса для документального фильма «The Body», а основной мотив «Us and Them» составила мелодия Райта, записанный для фильма Микеланджело Антониони «Zabriskie Point».
В ходе репетиций альбом решили назвать «Dark Side of the Moon», однако затем обнаружили, что альбом с таким же названием выпустила группа «Medicine Head», в связи с чем решили поменять название на «Eclipse». Однако позднее группа всё же вернулась к первоначальному варианту. 1 июня 1972 года была записана первая композиция – «Us and Them», а шесть дней спустя вторая – «Money».

При записи и микшировании песен пластинки были использованы самые новейшие на тот момент достижения звукозаписывающей техники, включая мультитрекинг, аналоговый синтезатор, а также различные эффекты с магнитными записями.
Благодаря использованию нового 16-дорожечного звукозаписывающего оборудования на студии «Abbey Road» и вкладу инженера звукозаписи Алана Парсонса, альбом установил новые стандарты для безукоризненного воспроизведения звука. Он сразу микшировался и в квадрофонической версии. До сих пор «The Dark Side of the Moon» является одним из самых известных образцов 4-х канального сведения. В 2003 году, к 30-летию выхода альбома, было выпущено переиздание на SACD, содержащее новый мастеринг стереофонической версии и современный микс, сделанный по мотивам оригинальной квадрофонической версии.
И не удивительно, что позднее альбом получил премию Грэмми «За лучшую технику записи альбома».

Сессии в стенах студии Abbey Road растянулись на долгие восемь месяцев кропотливой работы над каждым звуком. Вместе с музыкантами этим трудоемким процессом занимался звукооператор Алан Парсонс. У него был определенный опыт, полученный во время работы помощником звукоинженера в записи альбомов Pink Floyd «Atom Heart Mother», The Beatles «Abbey Road» и «Let It Be». Теперь он ставил звук самостоятельно.
Отменный слух, навыки игры на инструментах, революционные методы записи – кто знает, удался бы «Dark Side Of The Moon» без Парсонса? Не зря его наградили статуэткой «Грэмми» за инженерный вклад в альбом.
Алан получил массу удовольствия и множество навыков, работая с Pink Floyd. Но когда группа предложила ему продюсировать и последующий релиз, Парсонс отказался. В то время он прославился с хитовой пластинкой собственной банды «Alan Parsons Project».

Но это было чуть позднее. А тогда, в 1972, на новом 16-дорожечном звукозаписывающем оборудовании в студии Abbey Road рождался беспрецедентный в рок музыкальный материал, которому вскоре предстояло войти в сокровищницу звукозаписи всех времён.

Читайте также:  Луна сквозь ветки деревьев

Микшировать альбом взялся Крис Томас, работавший над битловским Белым Альбомом, и ему потребовались железные нервы, чтобы выдержать амбиции Pink Floyd. Музыканты то и дело спорили по поводу сведения вокала, звуковых эффектов, гитар, ритм-секции.
Гилмор и Райт делали акцент на музыкальных решениях и «грязном», сыром звучании. Уотерс и Мэйсон настаивали на экспериментах с балансом, неожиданных звуках. Гилмор хотел больше эха. Уотерс, вдохновленный первым альбомом Леннона и «Plastic Ono Band», желал иметь максимально «сухой» саунд.
В какой-то момент музыканты решились на компромисс – доверить все Томасу и оставить его за работой у микшера одного. Но на следующий же день Уотерс тайком пробрался в студию. Узнав об этом, через день Гилмор поступил так же. Так Томас и работал, с двумя спорящими фронтменами за своей спиной.
С тех пор творческие разногласия внутри Pink Floyd не угасали до самого распада группы.

По ходу работы черновые записи песен опробовали на публике. Ранюю версию альбома с рабочим названием «Eclipse» (или «Dark Side Of The Moon, A Piece For Assorted Lunatics») записали за пару недель и тут же испытали в полевых условиях, в феврале 1972, на четырех аншлаговых концертах в северном Лондоне.
Таким образом, лайв-версии песен уже были проработаны, но фактическая запись альбома растянулась еще на год из-за обилия параллельно разрабатываемых проектов.
И такой график оказал плохую услугу музыкантам. В марте 72-го пираты издали запись одного из лондонских концертов с новым материалом с ужасающим качеством звучания. Многие поклонники ПФ были уверены, что это их официальный релиз, благодаря чему подделка разошлась тиражом 100 тысяч копий, значительно подпортив репутацию группы.

Тем не менее работа над альбомом близилась к завершению. Дошло дело и до выбота обложки. Ее оформлением как всегда занимался Сторм Торгерсон.
На обложке наглядно представлен оптический опыт Ньютона – разложение света в спектр вследствие дисперсии при прохождении через призму. Обратная сторона обложки изображает конвергенцию спектра, что позволяет, соединив концы развёрнутых обложек вместе, достичь повторяющегося до бесконечности дизайна.
Торгерсон вспоминал: «Это мое видение сумасшедших текстов альбома. А еще я хотел заострить внимание на свете, намекнуть на световые шоу, которые делают Pink Floyd. Ну и треугольник, символ мысли, амбиций, что, как мне кажется, является важной темой текстов Роджера».
В 2011 году обложка альбома заняла первое место в списке лучших обложек альбомов всех времён по мнению читателей интернет-издания «Music Radar».
Была и альтернативная версия обложки, с фото-изображением Серебряного Серфера, персонажа комиксов «Marvel», но группа выбрала треугольник.

Перед самым выпуском альбома руководство корпорации EMI решило устроил вечеринку с пресс-конференцией для журналистов и публичным прослушиванием альбома. Место для представления альбома выбрали не самое удачное – Лондонский Планетарий. Мало того, что Pink Floyd всячески пытались откреститься от образа спейс-рок группы, но EMI решила сэкономить, и вместо квадрафонического микса, предоставленного Парсонсом, использовала обычную стерео-версию. К тому же форма зала (бетонное яйцо) не располагала к качественному звуку. Поэтому группа решила проигнорировать эту презентацию. Явился только Райт, а вместо остальных участников в зале поставили картонные силуэты в полный рост, для фотосессии.
Музыканты не прогадали. Звук действительно был ужасным, а пресса утратила интерес к музыке на первых же песнях.

Но всё в один день изменилось, когда оригинальный альбом появился на прилавках. Он бил все рекорды распродаж по обе стороны Атлантики. Первый тираж альбома был выпущен под названием «The Dark Side of the Moon», однако в дальнейшем определённый артикль был опущен.

Перед самым его появлением Гилмор и менеджер Pink Floyd заключили пари – гитарист считал, что альбом не доберется до топ-10 американского чарта Billboard. Однако «Dark Side» не только возглавил список самых продаваемых альбомов, но также, на разных позициях, продержался в топ-100 еще 736 недель (по другим данным – 741 неделю), то есть около 14 лет. Феноменальный показатель, зарегистрированный в Книге Рекордов Гиннесса.
В Британии альбом добрался только до второй строчки рейтинга продаж. Тем не менее, это главный бестселлер в карьере Pink Floyd и один из самых продаваемых альбомов в истории музыки. Он до сих пор расходится тиражом 250 тысяч копий ежегодно.

Николас Шэффнер, автор книги «Блюдце, полное чудес. Одиссея Pink Floyd», в интервью 1988 года задал вопрос Ричарду Райту, Дэвиду Гилмору и Нику Мейсону – «Почему этот альбом до сих пор так хорошо продаётся и не покидает чартов?»

Участники группы ответили примерно так.
Ричард Райт: «…после того как мы все сделали и прослушали альбом в первый раз в студии, я подумал: «Великолепный альбом. Успех обеспечен». Почему он все еще продается, я не знаю. Тогда это волновало. Казалось, что все ждали этот альбом, ждали, что явится НЕКТО и сделает его».

Дэвид Гилмор: «…она (пластинка) затронула нужную струнку, поэтому и сейчас не кажется устаревшей. Когда я ее слушаю, я нахожу, что звучит она отлично. Но если честно, я не могу сказать, почему на ее долю выпал такой длинный век по сравнению с другими великими пластинками, вышедшими в то же время.
Мы всегда знали, что она разойдется большим тиражом, чем что-либо записанное нами до того, потому что она более цельная и насыщенная. И обложка у нее лучше. Все детали концептуально связаны между собой».

Ник Мейсон:
«Думаю, какой-то определенной причины нет. Скорее всего, здесь задействован целый комплекс моментов: и пластинка сама по себе, и все ее содержание. Плюс к тому — это нужный альбом, появившийся в нужное время и породивший, в свою очередь, еще один толчок и импульс. Ведь, находясь в чартах так долго, она заставляла людей задуматься: «О, это именно тот альбом, который там так долго держится!» Мы не страдали отсутствием понимания того, что это — один из лучших когда-либо записанных альбомов…»

Роджер Уотерс прокомментировал успех альбома следующим образом:
«Альбом очень хорошо сбалансирован и выстроен – с точки зрения динамики и музыки. Думаю, привлекает и гуманность его подхода».

«Dark Side» стал звёздным часом для группы. Этот альбом был не просто собранием песен на одном диске, а завершенным в концептуальном плане музыкально-худлжественным произведением группы. В нем было достигнуто превосходное равновесие между поэтическим талантом Уотерса и музыкальным гением Гилмора. После выхода этого альбома ни творчество Pink Floyd, ни прогрессивный рок в целом уже не могли остаться такими, как были. Можно смело сказать, что «революционные» творческие идеи, воплощенные при его создании оказали сильнейшее влияние на прогрессивный рок в целом. Он оказался настолько созвучным мыслям и опасениям миллионов людей, что альбом продолжают активно покупать и спустя 40 с лишним лет после его появления.

СПИСОК КОМПОЗИЦИЙ АЛЬБОМА «DARK SIDE OF THE MOON»
(с указанием перевода, времени звучания и гиперссылок публикаций)

Британский рок.
Цикл «Весь Пинк Флойд». Dark Side Of the Moon
=====================================

Источник

Adblock
detector