Меню

Обратная сторона луны отсылки

Вадим Нестеров: как из «Жизни на Марсе» получилась «Обратная сторона Луны»

Сериал «Обратная сторона Луны» вернул к голубым экранам 40-летних

На Первом канале закончился показ сериала «Обратная сторона Луны». Самая громкая, если судить по накалу бурлящих в СМИ и соцсетях дискуссий, телепремьера осени. Дискуссии сводятся к одному: так часто и так искусно нашего зрителя не обманывали еще никогда.

Первым обманулся зритель искушенный. «Обратная сторона Луны», как известно, является не оригинальным произведением, а отечественной версией культового британского сериала Life on Mars («Жизнь на Марсе»). «Обратная сторона Луны» стала уже четвертой адаптацией сериала (учитывая американскую и испанскую версии, а также британский же спин-офф «Прах к праху»), и каждая из этих версий давно обзавелась у нас преданными поклонниками. Все они конечно же кинулись узнать, как же заговорит младший детектив Сэм Тайлер на языке родных осин. Но сразу выяснилось, что ни о какой «смеси манчестерского с нижегородским» и речи не идет, и даже намека на чужеземный акцент у капитана милиции Соловьева заподозрить невозможно. Дело в том, что настолько глубоко «Жизнь на Марсе» еще никто не перерабатывал. От оригинального сценария в русской версии осталась только исходная посылка — сегодняшний полицейский, преследуя маньяка, проваливается на несколько десятилетий назад, в 70-е годы прошлого века, и вынужден нести службу, что опасна и трудна, в полузабытые времена своего босоногого детства. На этом все. Остальное у нас свое, доморощенное. Даже «вертикальная», сквозная сюжетная линия была переработана практически полностью — от схемы легализации в новом мире (британский полицейский оказался никому не известным новым сотрудником, переведенным из другого города, наш же переселился в тело своего отца, тоже милиционера) до, собственно, финального способа вернуться обратно. «Горизонтальные» же сюжеты — преступления в брежневской Москве, раскрываемые капитаном Соловьевым в каждой новой серии,— просто сочинялись заново и с нуля. Так поклонников обманули первый раз, подсунув вместо кавер-версии самостоятельное произведение, в лучшем случае — предельно вольную «вариацию на тему».

Более того, и в этом было второе разочарование, вариация оказалась «с противоположным знаком». «Обратная сторона Луны» не просто не следует «букве» первоисточника, она принципиально противоположна ему по духу. В исходнике детектив Тайлер, совершив скачок во времени, быстро обнаруживает, что полицейские образца 1973 года — это кошмарный сон сегодняшнего толерантного обывателя. Они ругаются матом, терроризируют всех движущихся особей женского пола сексуальными домогательствами, курят где попало и никого не спросясь, пьют как лошади прямо на рабочем месте, показания предпочитают выбивать в самом что ни на есть прямом смысле, а при особой необходимости не прочь и подбросить подозреваемому наркотики. Шокированный происходящим Тайлер весь сериал пытается доказать предтечам, что раскрывать преступления можно и без «мозговых атак» полицейской дубинкой по голове, и в итоге если и не прививает этим дичкам ростки уважения к правам человека и свободе личности, то по крайней мере изрядно расшатывает их первобытную убежденность в «праве сильного».

У нас же все происходит с точностью до наоборот. Отечественный «попаданец» не только толерантности не учит, но и учиться ей упорно не желает. Поэтому в российской версии сериала непуганые советские милиционеры только и делают, что с оторопью наблюдают за методами работы коллеги из будущего, который вместо дисциплинированного ожидания ордера пинком выносит фанерные двери и с ускорением укладывает всех присутствующих мордой в пол.

Хотя посчитать «Обратную сторону Луны» еще одним полицейским сериалом с незатейливым в общем-то месседжем «Жеглов прав, Дзержинский жив, вор должен сидеть по-любому» было бы слишком просто. Новая работа известного режиссера Александра Котта гораздо сложнее.

Начать с того, что на первый взгляд создатели явно идеализируют прошлое в плане общественной безопасности. В 70-х капитан Соловьев оказывается в самой что ни на есть утопии. Широкие незапруженные проспекты залиты солнцем, граждане предупредительны и готовы прийти на помощь по первому зову, в ходу копейки, а не рубли, и даже все встреченные девушки — исключительно модельной внешности. Не страна, а какой-то мильтоновский «Возвращенный рай». И опять хочется сказать «Ага!», заклеймить создателей обвинением в идеализации. Но не тут-то было. Хитрые авторы фильма тут же выполняют очередной кульбит. Эдем оказывается, что твой царь, ненастоящим, и чем дальше, тем больше райское сияние «России, которую мы потеряли» тускнеет.

Самое занятное, что и райские кущи, и развеивание морока сняты донельзя убедительно. «Обратная сторона Луны» вообще демонстрирует небывалый для наших сериалов уровень профессионализма. Диалоги — абсолютно живые, интрига держится, режиссерская работа просто отличная, и даже актеры как будто и не в «мыле» деньги зарабатывают, а для Вечности творят. Исполнителю главной роли Павлу Деревянко, положим, наличие таланта давно уже доказывать не надо, но здесь он явно переставил планку повыше. А «Обратная сторона Луны» — это тот действительно редкий случай, когда можно употребить словосочетание «сыгранный актерский ансамбль», не покраснев. Новые незатертые лица, убедительная игра даже у эпизодников, что уж говорить про роли второго плана, где, например, метаморфоза майора Котова в исполнении Олега Алмазова, проделавшего путь от клишированной маски «тупого начальника» до живого образа исключительной неоднозначности, просто пугает убедительностью.

Читайте также:  Луна этой ночью прекрасна

Количество зашитых в «Обратной стороне Луны» культурных кодов способно насытить любого арт-гурмана. Причем — еще большая редкость — создатели все эти отсылки подают донельзя деликатно, образованностью не кичатся, не отпугивая ни один сегмент аудитории.

«Обратная сторона Луны» — едва ли не первая попытка признать-таки рекрутированных на переделку отечественных сценаристов за людей и отпустить им поводья — пусть сами выносят. Первая — и сразу очень удачная. Никому не известный Александр Щербаков, работавший раньше исключительно на сериалах масштаба «Возвращение Мухтара», не только создал очень профессиональный сценарий, цепляющий самую широкую аудиторию, но и вложил в него исподволь непростые вопросы.

Впрочем, все это слишком хорошо, чтобы быть полной правдой. Английский сериал был очень цельным и однородным — все ружья стрельнули залпом, все концы воедино сплелись в узел, а финал вышел просто оглушительным. Наш, несмотря на все достоинства, получился очень неровным, великолепные куски соседствуют с несъедобными, финал невнятно скомкан.

Произошло это, смеем предположить, исключительно из-за особенностей аудитории. Английское общество, как известно, пребывает в общественном согласии, наше — в несогласии категорическом. Англичан не надо убеждать в справедливости главного месседжа «Жизни на Марсе»: «Прав личности много не бывает», британцы вообще в массе своей не подвергают сомнению магистральное направление развития своей страны.

У нас же о пресловутом консенсусе не приходится и мечтать. А поди-ка угоди аудитории, половина из которой за Шарапова, половина — за Жеглова. Для одних Советский Союз — потерянный рай, для других — ад на земле. Социологи, может быть, когда-нибудь и объяснят — почему, но пока можно просто констатировать факт: в сегодняшней России жить неуютно, причем всем. Страна одержима эскапизмом, все хотят куда-нибудь удрать от окружающей действительности, не географически, так хоть хронологически. Хронологически даже еще лучше — в прошлом можно все исправить и вернуться в дивный новый мир. Отсюда и невиданный ранее расцвет романов о «попаданцах», путешественниках во времени, которые то Сталина перевоспитают, то Лжедмитрия спасут.

В отличие от них капитан Соловьев в прошлом ничего изменять не стал. Ни Горбачева не замочил там, где встретил, ни Ходорковскому не растолковал про его счастливое будущее. Вместо этого создатели попытались донести зрителю нехитрый в общем-то постулат о том, что история не имеет сослагательного наклонения. Что бесполезно мечтать и про «вот если бы Ельцин не пришел к власти. «, и про «вот если бы Гайдару дали довести реформы до конца». Все уже случилось, все произошло, и не вернуться ни в 70-е, ни в начало 90-х.

Капитан Соловьев в финале добивал, но конечно же не добил маньяка. Судя по всему, теперь нас ожидает сиквел.

Источник

Что скрывает «Обратная сторона Луны»? О сериале и не только

Что общего у Терминатора и Вовки из Тридевятого царства? Оба оказались в чуждой им обстановке, где и происходит основное действие. Конечно, кроме того, что оба вступали в конфликты с «аборигенами» и в итоге не достигли своей цели.

Для такого типа сюжетов, когда герой попадает в другое время (вселенную, измерение), меняя ее/его своими действиями, придуман свой неофициальный термин — «попаданцы». Название мне самому не нравится, однако в Интернете уже много сайтов про них — от коллекций произведений до практических советов для выживания в чужом мире потенциальным «попаданцам».

Уверен, что статья, объединяющая Алису Селезневу, безымянного янки из Коннектикута, Владимира Николаевича со скрипачом и Мартина Макфлая, обязательно будет. Я же хочу обратить ваше внимание на российский сериал «Обратная сторона Луны» (год выпуска: 2011, продолжительность: 16 серий-часов).

Читайте также:  Когда начнет убывающая луна

Как снять хороший сериал? Переснять успешный чужой!

«Обратная сторона Луны» — последователь английского сериала «Жизнь на Марсе», который до нас уже пересняли в США и Испании. От детища BBC была взята детективная завязка, замешанная на провале во времени на три десятка лет назад.

В чем изюм, как говорится? Полицейский долго и безуспешно идет по следам убийцы-маньяка, попадает в аварию и приходит в себя уже в недалеком прошлом (в 1973 году у них, в предолимпиадном 1979 году у нас). Или думает, что в прошлом, а на самом деле это игры разума. Долго разбираться с этим у главного героя не получается, потому что он в прошлом встречает того же маньяка и продолжает его преследовать.

Или не в этом изюм? Создатели довольно щепетильно подошли к воссозданию СССР эпохи позднего застоя. Уличные сцены снимались в Беларуси, для московских фрагментов потребовалась компьютерная графика — слишком много в нынешнем времени наружной рекламы и крикливых вывесок. Хотя все равно зрители замечают пластиковые окна и ошибку в транспаранте.

Вот тут, на мой взгляд, даже здорово, что многие начали искать несоответствия в мелких деталях. В каком году появился кубик имени Рубика? Насколько распространены еще были перьевые ручки? Телевизор на кухне — роскошь или нет?

Это затягивает. Нам предложили множество игрушек — полузабытых предметов из обозримого прошлого: пластинки, пивные кружки, молочную продукцию в стеклянных бутылках и пакетах-треугольниках, «Международную панораму», две копейки в таксофоне и так далее. А еще отечественные автомобили и по-своему уютные подъезды.

Пожалуй, советскую действительность даже причесали: поголовно все любят милицию и готовы всячески содействовать, никто не владеет языками. «Типичный наивный совок!» — воскликнули бы сейчас. Главному герою вообще много везет, он часто ошибается в очевидных моментах, ведет себя более агрессивно (привет современной полиции), чем его коллеги-милиционеры, за что несколько раз он мог поплатиться.

К какому жанру отнести сериал? Изначально здесь детектив, раскрытие преступлений чуть ли не каждую серию и кошки-мышки с рыжим маньяком. Ой, «маньяк» — это триллер. Но в прошлом, значит, фантастика и история. Но и без мистики не обошлось: попасть в прошлое помог некий славянский бог — раз, голоса из будущего — два. Плюс любовная линия — куда без нее.

А еще все осложнено тем, что Михаил Соловьев попадает в тело своего отца (тоже Михаила, тоже работающего в органах). С одной стороны, немного проще для гладкости сюжета, но герою приходится контактировать со своей матерью и самим собой в том времени, а для них он отец семейства — психология и эффект бабочки. С матерью вообще получается конфликт имени Эдипа. Вот и приходится Михаилу Михайловичу в исполнении Павла Деревянко большую часть времени изображать выпученными глазами изумление.

Все будет хорошо? Соловьев раскроет все преступления, используя свои знания и навыки, встретит мимоходом несколько известных людей в забавных ситуациях и разберется с маньяком. Хотя последняя серия не даст ответов на все вопросы.

Наверное, все потому, что продюсер Александр Цекало анонсировал продолжение. Будем ждать!

Источник

О сериале «Обратная сторона луны»

Иван Васильевич профессию НЕ меняет, или Тот же кратер, только в профиль.

Заявлено: путешествия во времени с сериалом «Обратная сторона луны».

Я тут подумала, посоветовалась с собой, прислушалась к немногочисленным просьбам чего-нибудь написать и решила запустить в своем уютном и малопосещаемом блоге серию правдивейших и личнейших отзывов-длиннопостов о просмотренных кино- и недокинофильмах.

Первым в категориях # гдебылимоиглаза и # зачемяэтопосмотрела выступает отечественный сериал «Обратная сторона луны». Купившись на многочисленные хвалебные отзывы, я как истинный, горячий и даже фанатичный поклонник всего, что только связано с хроноклазмами, времяворотами, альтернативными реальностями и т.д., добралась наконец до просмотра. Не испугалась даже хронометража — 16 серий по часу. Решительно включила и начала смотреть. И вот.

Господамы! Никогда, слышите? Никогда не пытайтесь досмотреть до конца унылый российский сериал в надежде на неожиданную и все исправляющую, объясняющую и переворачивающую сознание развязку на манер «Мира дикого запада». Даже если вы ее себе насочиняли и ждете. Чуда не будет. Не рассчитаны российские сериалы на такой тип зрителя и на подобные ожидания.

Кстати говоря, краткое описание сюжета дает некую надежду и даже претендует на качественный мистический триллер с элементами ностальгической слезы по ушедшим временам, когда газировка из автоматов, а пломбир из сливок.

Читайте также:  Период вращения луны совпадает с периодом ее обращения вокруг земли

Полиционер Мишка из 2011 года во время яростной битвы с гнусным маньяком Рыжиком ударяется головой об московскую мостовую и разлагается на две составные. Бренное тельце остается в современной больничке, а мятежный и ищущий справедливости дух отправляется в 1979 год, чтобы на корню пресечь все гадские гадости, творимые беззаконниками и преступными элементами. Он, дух этот, выбирает для вселения тельце Мишкиного папаши (очевидно, абсолютно бездушного, иначе с чего бы?).

Папаша тоже Мишаня, тоже «мельтон» (ох, и порадовало это словечко, вот чесслово) и тоже невообразимо похож на грустного и немного пучеглазого Деревянко.

В общем, новое тело особых проблем вызывать не должно, это ж не в пионерку из Туркменистана вселиться. А посему можно спокойно преследовать маньячищу, которого тоже в 79-й занесло.

Вот, собственно, и все хорошее, что можно сказать об этом. кхм. кинофильме. Жаль, что такая чУдная завязка (хоть и бессовестно содранная с британского первоисточника, но все же) уместилась в полчаса экранного времени, а остальные 15,5 серий Мишка пытался поймать негодяя.

Но бесит даже не эта затянутость — все-таки я отношусь к поколению, которое пережило все комы СиСи Кэпвелла и дождалось свадьбы Круза и Иден. Нас лишней сотней серий не испугать.

Хуже всего жуть жуткая, которая начинается с первых же мгновений «попаданства» и продолжается до самого конца, изредка перемежаясь интересными, но до пюре разжеванными моментами и шутками.

И я сейчас не о несоответствии деталей эпохе — судить не могу, т.к. застала только конец 80-х, да и то не в особенно осознанном возрасте.

Человек, выросший в СССР (а главный герой по сюжету примерно 1970 г.р.), не знает, как звонить по автомату, не может заправить ручку чернилами и т.п. И на механике ездить не может, да.

А еще он не смотрел эффекты бабочки, терминаторов и назадывбудущее, иначе как можно так тупить-то, а?

Мишаня наш о последствиях поступков не задумывается, а походя меняет события как ему хочется. Кстати, вопреки логике некоторые из поступков влияния на будущее не оказывают. В общем, столько сбоев пространственно-временного континуума должно было разрушить мир до основанья, ан нет. Все ОК, все живы-здоровы.

Даже Мишаня, который постоянно рассказывает коллегам-мельтонам и даже бравым кгбистам, сколько стоят в магазинах джинсы, говорит на английском, разбирается в запрещенной зарубежной эстраде, требует мобильный телефон, а спьяну вещает о сором распаде СССР — и тот невредим.

Серии на третьей-пятой бы и закончить.

Но я упорная, я смотрела. И увидела съемки фильма (несуществующего в реальности, сразу говорю) «Плацдарм бессмертных».

Про Малую Землю, да.

В воспаленном мозгу создателей сериала Малая Земля находится на равнинном участке, без единого намека на близость водоемов или мало-мальские горы.

Ну хоть холмики и озерцо бы для реалистичности, а?

Малая Земля очень напоминает среднерусскую деревню.

Даже не знаю, куда (и, главное, откуда) там морской десант высаживался. Полковник Брежнев не сопровождает корабли — за неимением моря он сидит себе в окопе возле хатки средь полей и постреливает по немцам. Такие дела.

Новороссийцы мое негодование поймут.

И во эта серия уничтожила мои робкие попытки обнаружить в КЕнЕ положительные моменты. Напрочь. Ибо съемки в 1979 году фильма по мемуарам действующего генсека, действие в котором противоречит тем самым мемуарам — это за гранью понимания.

А еще Мишаня с Высоцким встречался лично, кстати. Ну тут понятно, кто бы не встретился. Но Миша круче терминатора! Он не просто наслаждается концертом и афтапати, но даже подсказывает владимсеменычу крылатое «вор должен сидеть в тюрьме!». А тот впечатляется и берет фразу на заметку, чтобы использовать в своей роли.

Вот только Высоцкий-то тоже тот еще макфлай, оказывается, ибо съемки «Места встречи. » закончились где-то за полгода до описываемых событий.

Слетал в прошлое и фразочку вставил куда надо, ага.

Вся эта катавасия, полная ляпов и нестыковок, приводит к абсолютно нелогичному, скомканному, но такому долгожданному финалу.

И для меня неприятному.

Да просто еще с середины первой серии хотелось, чтобы маньяк перестал играть в злобного гения и добил главного героя. И чтоб титры пошли. Прямо сейчас же.

Источник

Adblock
detector