Вадим Нестеров: как из «Жизни на Марсе» получилась «Обратная сторона Луны»
Сериал «Обратная сторона Луны» вернул к голубым экранам 40-летних
На Первом канале закончился показ сериала «Обратная сторона Луны». Самая громкая, если судить по накалу бурлящих в СМИ и соцсетях дискуссий, телепремьера осени. Дискуссии сводятся к одному: так часто и так искусно нашего зрителя не обманывали еще никогда.
Первым обманулся зритель искушенный. «Обратная сторона Луны», как известно, является не оригинальным произведением, а отечественной версией культового британского сериала Life on Mars («Жизнь на Марсе»). «Обратная сторона Луны» стала уже четвертой адаптацией сериала (учитывая американскую и испанскую версии, а также британский же спин-офф «Прах к праху»), и каждая из этих версий давно обзавелась у нас преданными поклонниками. Все они конечно же кинулись узнать, как же заговорит младший детектив Сэм Тайлер на языке родных осин. Но сразу выяснилось, что ни о какой «смеси манчестерского с нижегородским» и речи не идет, и даже намека на чужеземный акцент у капитана милиции Соловьева заподозрить невозможно. Дело в том, что настолько глубоко «Жизнь на Марсе» еще никто не перерабатывал. От оригинального сценария в русской версии осталась только исходная посылка — сегодняшний полицейский, преследуя маньяка, проваливается на несколько десятилетий назад, в 70-е годы прошлого века, и вынужден нести службу, что опасна и трудна, в полузабытые времена своего босоногого детства. На этом все. Остальное у нас свое, доморощенное. Даже «вертикальная», сквозная сюжетная линия была переработана практически полностью — от схемы легализации в новом мире (британский полицейский оказался никому не известным новым сотрудником, переведенным из другого города, наш же переселился в тело своего отца, тоже милиционера) до, собственно, финального способа вернуться обратно. «Горизонтальные» же сюжеты — преступления в брежневской Москве, раскрываемые капитаном Соловьевым в каждой новой серии,— просто сочинялись заново и с нуля. Так поклонников обманули первый раз, подсунув вместо кавер-версии самостоятельное произведение, в лучшем случае — предельно вольную «вариацию на тему».
Более того, и в этом было второе разочарование, вариация оказалась «с противоположным знаком». «Обратная сторона Луны» не просто не следует «букве» первоисточника, она принципиально противоположна ему по духу. В исходнике детектив Тайлер, совершив скачок во времени, быстро обнаруживает, что полицейские образца 1973 года — это кошмарный сон сегодняшнего толерантного обывателя. Они ругаются матом, терроризируют всех движущихся особей женского пола сексуальными домогательствами, курят где попало и никого не спросясь, пьют как лошади прямо на рабочем месте, показания предпочитают выбивать в самом что ни на есть прямом смысле, а при особой необходимости не прочь и подбросить подозреваемому наркотики. Шокированный происходящим Тайлер весь сериал пытается доказать предтечам, что раскрывать преступления можно и без «мозговых атак» полицейской дубинкой по голове, и в итоге если и не прививает этим дичкам ростки уважения к правам человека и свободе личности, то по крайней мере изрядно расшатывает их первобытную убежденность в «праве сильного».
У нас же все происходит с точностью до наоборот. Отечественный «попаданец» не только толерантности не учит, но и учиться ей упорно не желает. Поэтому в российской версии сериала непуганые советские милиционеры только и делают, что с оторопью наблюдают за методами работы коллеги из будущего, который вместо дисциплинированного ожидания ордера пинком выносит фанерные двери и с ускорением укладывает всех присутствующих мордой в пол.
Хотя посчитать «Обратную сторону Луны» еще одним полицейским сериалом с незатейливым в общем-то месседжем «Жеглов прав, Дзержинский жив, вор должен сидеть по-любому» было бы слишком просто. Новая работа известного режиссера Александра Котта гораздо сложнее.
Начать с того, что на первый взгляд создатели явно идеализируют прошлое в плане общественной безопасности. В 70-х капитан Соловьев оказывается в самой что ни на есть утопии. Широкие незапруженные проспекты залиты солнцем, граждане предупредительны и готовы прийти на помощь по первому зову, в ходу копейки, а не рубли, и даже все встреченные девушки — исключительно модельной внешности. Не страна, а какой-то мильтоновский «Возвращенный рай». И опять хочется сказать «Ага!», заклеймить создателей обвинением в идеализации. Но не тут-то было. Хитрые авторы фильма тут же выполняют очередной кульбит. Эдем оказывается, что твой царь, ненастоящим, и чем дальше, тем больше райское сияние «России, которую мы потеряли» тускнеет.
Самое занятное, что и райские кущи, и развеивание морока сняты донельзя убедительно. «Обратная сторона Луны» вообще демонстрирует небывалый для наших сериалов уровень профессионализма. Диалоги — абсолютно живые, интрига держится, режиссерская работа просто отличная, и даже актеры как будто и не в «мыле» деньги зарабатывают, а для Вечности творят. Исполнителю главной роли Павлу Деревянко, положим, наличие таланта давно уже доказывать не надо, но здесь он явно переставил планку повыше. А «Обратная сторона Луны» — это тот действительно редкий случай, когда можно употребить словосочетание «сыгранный актерский ансамбль», не покраснев. Новые незатертые лица, убедительная игра даже у эпизодников, что уж говорить про роли второго плана, где, например, метаморфоза майора Котова в исполнении Олега Алмазова, проделавшего путь от клишированной маски «тупого начальника» до живого образа исключительной неоднозначности, просто пугает убедительностью.
Количество зашитых в «Обратной стороне Луны» культурных кодов способно насытить любого арт-гурмана. Причем — еще большая редкость — создатели все эти отсылки подают донельзя деликатно, образованностью не кичатся, не отпугивая ни один сегмент аудитории.
«Обратная сторона Луны» — едва ли не первая попытка признать-таки рекрутированных на переделку отечественных сценаристов за людей и отпустить им поводья — пусть сами выносят. Первая — и сразу очень удачная. Никому не известный Александр Щербаков, работавший раньше исключительно на сериалах масштаба «Возвращение Мухтара», не только создал очень профессиональный сценарий, цепляющий самую широкую аудиторию, но и вложил в него исподволь непростые вопросы.
Впрочем, все это слишком хорошо, чтобы быть полной правдой. Английский сериал был очень цельным и однородным — все ружья стрельнули залпом, все концы воедино сплелись в узел, а финал вышел просто оглушительным. Наш, несмотря на все достоинства, получился очень неровным, великолепные куски соседствуют с несъедобными, финал невнятно скомкан.
Произошло это, смеем предположить, исключительно из-за особенностей аудитории. Английское общество, как известно, пребывает в общественном согласии, наше — в несогласии категорическом. Англичан не надо убеждать в справедливости главного месседжа «Жизни на Марсе»: «Прав личности много не бывает», британцы вообще в массе своей не подвергают сомнению магистральное направление развития своей страны.
У нас же о пресловутом консенсусе не приходится и мечтать. А поди-ка угоди аудитории, половина из которой за Шарапова, половина — за Жеглова. Для одних Советский Союз — потерянный рай, для других — ад на земле. Социологи, может быть, когда-нибудь и объяснят — почему, но пока можно просто констатировать факт: в сегодняшней России жить неуютно, причем всем. Страна одержима эскапизмом, все хотят куда-нибудь удрать от окружающей действительности, не географически, так хоть хронологически. Хронологически даже еще лучше — в прошлом можно все исправить и вернуться в дивный новый мир. Отсюда и невиданный ранее расцвет романов о «попаданцах», путешественниках во времени, которые то Сталина перевоспитают, то Лжедмитрия спасут.
В отличие от них капитан Соловьев в прошлом ничего изменять не стал. Ни Горбачева не замочил там, где встретил, ни Ходорковскому не растолковал про его счастливое будущее. Вместо этого создатели попытались донести зрителю нехитрый в общем-то постулат о том, что история не имеет сослагательного наклонения. Что бесполезно мечтать и про «вот если бы Ельцин не пришел к власти. «, и про «вот если бы Гайдару дали довести реформы до конца». Все уже случилось, все произошло, и не вернуться ни в 70-е, ни в начало 90-х.
Капитан Соловьев в финале добивал, но конечно же не добил маньяка. Судя по всему, теперь нас ожидает сиквел.
Источник
Что скрывает «Обратная сторона Луны»? О сериале и не только
Что общего у Терминатора и Вовки из Тридевятого царства? Оба оказались в чуждой им обстановке, где и происходит основное действие. Конечно, кроме того, что оба вступали в конфликты с «аборигенами» и в итоге не достигли своей цели.
Для такого типа сюжетов, когда герой попадает в другое время (вселенную, измерение), меняя ее/его своими действиями, придуман свой неофициальный термин — «попаданцы». Название мне самому не нравится, однако в Интернете уже много сайтов про них — от коллекций произведений до практических советов для выживания в чужом мире потенциальным «попаданцам».
Уверен, что статья, объединяющая Алису Селезневу, безымянного янки из Коннектикута, Владимира Николаевича со скрипачом и Мартина Макфлая, обязательно будет. Я же хочу обратить ваше внимание на российский сериал «Обратная сторона Луны» (год выпуска: 2011, продолжительность: 16 серий-часов).
Как снять хороший сериал? Переснять успешный чужой!
«Обратная сторона Луны» — последователь английского сериала «Жизнь на Марсе», который до нас уже пересняли в США и Испании. От детища BBC была взята детективная завязка, замешанная на провале во времени на три десятка лет назад.
В чем изюм, как говорится? Полицейский долго и безуспешно идет по следам убийцы-маньяка, попадает в аварию и приходит в себя уже в недалеком прошлом (в 1973 году у них, в предолимпиадном 1979 году у нас). Или думает, что в прошлом, а на самом деле это игры разума. Долго разбираться с этим у главного героя не получается, потому что он в прошлом встречает того же маньяка и продолжает его преследовать.
Или не в этом изюм? Создатели довольно щепетильно подошли к воссозданию СССР эпохи позднего застоя. Уличные сцены снимались в Беларуси, для московских фрагментов потребовалась компьютерная графика — слишком много в нынешнем времени наружной рекламы и крикливых вывесок. Хотя все равно зрители замечают пластиковые окна и ошибку в транспаранте.
Вот тут, на мой взгляд, даже здорово, что многие начали искать несоответствия в мелких деталях. В каком году появился кубик имени Рубика? Насколько распространены еще были перьевые ручки? Телевизор на кухне — роскошь или нет?
Это затягивает. Нам предложили множество игрушек — полузабытых предметов из обозримого прошлого: пластинки, пивные кружки, молочную продукцию в стеклянных бутылках и пакетах-треугольниках, «Международную панораму», две копейки в таксофоне и так далее. А еще отечественные автомобили и по-своему уютные подъезды.
Пожалуй, советскую действительность даже причесали: поголовно все любят милицию и готовы всячески содействовать, никто не владеет языками. «Типичный наивный совок!» — воскликнули бы сейчас. Главному герою вообще много везет, он часто ошибается в очевидных моментах, ведет себя более агрессивно (привет современной полиции), чем его коллеги-милиционеры, за что несколько раз он мог поплатиться.
К какому жанру отнести сериал? Изначально здесь детектив, раскрытие преступлений чуть ли не каждую серию и кошки-мышки с рыжим маньяком. Ой, «маньяк» — это триллер. Но в прошлом, значит, фантастика и история. Но и без мистики не обошлось: попасть в прошлое помог некий славянский бог — раз, голоса из будущего — два. Плюс любовная линия — куда без нее.
А еще все осложнено тем, что Михаил Соловьев попадает в тело своего отца (тоже Михаила, тоже работающего в органах). С одной стороны, немного проще для гладкости сюжета, но герою приходится контактировать со своей матерью и самим собой в том времени, а для них он отец семейства — психология и эффект бабочки. С матерью вообще получается конфликт имени Эдипа. Вот и приходится Михаилу Михайловичу в исполнении Павла Деревянко большую часть времени изображать выпученными глазами изумление.
Все будет хорошо? Соловьев раскроет все преступления, используя свои знания и навыки, встретит мимоходом несколько известных людей в забавных ситуациях и разберется с маньяком. Хотя последняя серия не даст ответов на все вопросы.
Наверное, все потому, что продюсер Александр Цекало анонсировал продолжение. Будем ждать!
Источник
«Обратная сторона Луны»: секреты съемок и киноляпы в сериале
Российский сериал «Обратная сторона Луны» – фантастический детектив про путешествия во времени. Это весьма вольная адаптация британского проекта «Жизнь на Марсе». Было снято два сезона, которые вышли на телевизионный экран в 2012 и 2016 годах. Главную роль сыграл Павел Деревянко , известный к тому времени по картинам «Ехали два шофера», «Участок», «Девять жизней Нестора Махно».
Сюжет
1 сезон. Лейтенант полиции Михаил Соловьев ловит жестокого маньяка по прозвищу «Рыжий». В день запланированного ареста преступника Соловьев получает известие о смерти отца. В ходе поимки Рыжего лейтенант попадает в аварию и оказывается в Москве 1979 года, причем в теле собственного отца. Но физически он находится в больнице, в настоящем времени. Оказавшись в советском прошлом, Соловьев работает милиционером. Ему необходимо понять: для чего он проживает чужую жизнь. Только тогда он сможет вернуться «назад в будущее».
В ролях: Павел Деревянко, Светлана Смирнова-Марцинкевич, Иван Шибанов, Карина Разумовская, Евгений Богомолов, Олег Алмазов, Татьяна Чердынцева.
2 сезон. В результате событий, о которых рассказывается в первом сезоне, Соловьев выходит из комы. Он возвращается в Москву 2011 года. Но это оказывается альтернативная реальность. Советский Союз не распался. Страна добилась больших успехов в медицине, спорте. Советские космонавты даже слетали на Марс. У Михаила в этой версии жизни есть жена и дочь.
В ролях: Павел Деревянко, Светлана Смирнова-Марцинкевич, Иван Шибанов, Анатолий Горячев, Михаил Грубов, Сергей Карякин, Дмитрий Горевой, Максим Виторган, Алёна Константинова.
Съемки и показ
Подготовительная работа к съемкам первого сезона длилась пять лет. Ею лично руководил режиссер картины Александр Котт . Сценарий BBC «Жизнь на Марсе» был переделан под реалии советского прошлого. Съемки московских улиц 1979 года проходили в Минске. Там не было столько рекламы и новодела, как в российской столице. Создателям фильма в реконструкции прошлого очень помогла книга Леонида Парфенова «Намедни».
Премьера картины состоялась в ноябре 2012 года на Первом канале и получила хороший зрительский отклик. Рейтинг сериала на КиноПоиске сегодня – 7,7.
Москва 2011-го во втором сезоне – это тоже Минск, только измененный с помощью компьютерной графики. Часть сцен снимали в Борисове. Жители и знатоки белорусской столицы без труда угадывают знаковые минские здания и отдельные уголки города и района. Например, Национальную библиотеку Беларуси, превращенную в московский Институт мозга альтернативного 2011 года. В сериале к зданию добавили солнечные батареи, а вместо книгохранилища в форме алмаза, «приделали» огромных размеров мозг. Получилось футуристично.
Сериал был снят в 2014 году. Премьерные показы прошли в 2016-м на финском и белорусском телевидении. 5 декабря 2016 года началась демонстрация картины на Первом канале, но она была прервана по причине низкого рейтинга просмотров. Продюсер Александр Цекало в интервью предположил, что фильм проиграл «Тайнам следствия», премьерные серии которых шли параллельно на канале Россия. Однако на телеканале «Пятница» Обратная сторона Луны 2″ заняла пятое место в рейтинге программ за март. Рейтинг сериала на КиноПоиске сейчас – 6,7.
Киноляпы
Несмотря на серьезную подготовку съемочной группы к первому сезону, зрители и критики нашли в нем немало неточностей, касающихся мелочей советской действительности. Вот несколько забавных киноляпов в завершение рассказа о сериале.
В трубке телефона-автомата после неверно набраного номера милиционер услышал: «Такого номера не существует». На самом деле тогда в этом случае раздавались длинные гудки.
На отрывном календаре в кадрах картины 1 сентября 1979 года – воскресенье, а на самом деле должна быть суббота.
У фарцовщика, который продает пластинки зарубежных исполнителей, есть пластинка группы «АББА». Но она была выпущена только в 1982 году.
Психиатр Илья Абрамович Сорокин в разговоре о Брежневе, утверждает, что для политика 67 лет – это расцвет. Однако Леонид Ильич Брежнев родился в 1906 году. Следовательно, в 1979 году ему было уже 73.
Один из сотрудников милиции собирает кубик Рубика. Но эта головоломка появилась в Советском Союзе лишь 1981 году.
Друзья, сериал «Обратная сторона Луны» на телеканале Русский Бестселлер начнется с 21 сентября. А на следующей неделе – «Обратная сторона Луны 2». Следите за программой!
Читайте и другие статьи о кино по ссылкам:
С пасибо за внимание. Подписывайтесь на канал, вместе обсудим все самое интересное!
Источник