Вадим Нестеров: как из «Жизни на Марсе» получилась «Обратная сторона Луны»
Сериал «Обратная сторона Луны» вернул к голубым экранам 40-летних
На Первом канале закончился показ сериала «Обратная сторона Луны». Самая громкая, если судить по накалу бурлящих в СМИ и соцсетях дискуссий, телепремьера осени. Дискуссии сводятся к одному: так часто и так искусно нашего зрителя не обманывали еще никогда.
Первым обманулся зритель искушенный. «Обратная сторона Луны», как известно, является не оригинальным произведением, а отечественной версией культового британского сериала Life on Mars («Жизнь на Марсе»). «Обратная сторона Луны» стала уже четвертой адаптацией сериала (учитывая американскую и испанскую версии, а также британский же спин-офф «Прах к праху»), и каждая из этих версий давно обзавелась у нас преданными поклонниками. Все они конечно же кинулись узнать, как же заговорит младший детектив Сэм Тайлер на языке родных осин. Но сразу выяснилось, что ни о какой «смеси манчестерского с нижегородским» и речи не идет, и даже намека на чужеземный акцент у капитана милиции Соловьева заподозрить невозможно. Дело в том, что настолько глубоко «Жизнь на Марсе» еще никто не перерабатывал. От оригинального сценария в русской версии осталась только исходная посылка — сегодняшний полицейский, преследуя маньяка, проваливается на несколько десятилетий назад, в 70-е годы прошлого века, и вынужден нести службу, что опасна и трудна, в полузабытые времена своего босоногого детства. На этом все. Остальное у нас свое, доморощенное. Даже «вертикальная», сквозная сюжетная линия была переработана практически полностью — от схемы легализации в новом мире (британский полицейский оказался никому не известным новым сотрудником, переведенным из другого города, наш же переселился в тело своего отца, тоже милиционера) до, собственно, финального способа вернуться обратно. «Горизонтальные» же сюжеты — преступления в брежневской Москве, раскрываемые капитаном Соловьевым в каждой новой серии,— просто сочинялись заново и с нуля. Так поклонников обманули первый раз, подсунув вместо кавер-версии самостоятельное произведение, в лучшем случае — предельно вольную «вариацию на тему».
Более того, и в этом было второе разочарование, вариация оказалась «с противоположным знаком». «Обратная сторона Луны» не просто не следует «букве» первоисточника, она принципиально противоположна ему по духу. В исходнике детектив Тайлер, совершив скачок во времени, быстро обнаруживает, что полицейские образца 1973 года — это кошмарный сон сегодняшнего толерантного обывателя. Они ругаются матом, терроризируют всех движущихся особей женского пола сексуальными домогательствами, курят где попало и никого не спросясь, пьют как лошади прямо на рабочем месте, показания предпочитают выбивать в самом что ни на есть прямом смысле, а при особой необходимости не прочь и подбросить подозреваемому наркотики. Шокированный происходящим Тайлер весь сериал пытается доказать предтечам, что раскрывать преступления можно и без «мозговых атак» полицейской дубинкой по голове, и в итоге если и не прививает этим дичкам ростки уважения к правам человека и свободе личности, то по крайней мере изрядно расшатывает их первобытную убежденность в «праве сильного».
У нас же все происходит с точностью до наоборот. Отечественный «попаданец» не только толерантности не учит, но и учиться ей упорно не желает. Поэтому в российской версии сериала непуганые советские милиционеры только и делают, что с оторопью наблюдают за методами работы коллеги из будущего, который вместо дисциплинированного ожидания ордера пинком выносит фанерные двери и с ускорением укладывает всех присутствующих мордой в пол.
Хотя посчитать «Обратную сторону Луны» еще одним полицейским сериалом с незатейливым в общем-то месседжем «Жеглов прав, Дзержинский жив, вор должен сидеть по-любому» было бы слишком просто. Новая работа известного режиссера Александра Котта гораздо сложнее.
Начать с того, что на первый взгляд создатели явно идеализируют прошлое в плане общественной безопасности. В 70-х капитан Соловьев оказывается в самой что ни на есть утопии. Широкие незапруженные проспекты залиты солнцем, граждане предупредительны и готовы прийти на помощь по первому зову, в ходу копейки, а не рубли, и даже все встреченные девушки — исключительно модельной внешности. Не страна, а какой-то мильтоновский «Возвращенный рай». И опять хочется сказать «Ага!», заклеймить создателей обвинением в идеализации. Но не тут-то было. Хитрые авторы фильма тут же выполняют очередной кульбит. Эдем оказывается, что твой царь, ненастоящим, и чем дальше, тем больше райское сияние «России, которую мы потеряли» тускнеет.
Самое занятное, что и райские кущи, и развеивание морока сняты донельзя убедительно. «Обратная сторона Луны» вообще демонстрирует небывалый для наших сериалов уровень профессионализма. Диалоги — абсолютно живые, интрига держится, режиссерская работа просто отличная, и даже актеры как будто и не в «мыле» деньги зарабатывают, а для Вечности творят. Исполнителю главной роли Павлу Деревянко, положим, наличие таланта давно уже доказывать не надо, но здесь он явно переставил планку повыше. А «Обратная сторона Луны» — это тот действительно редкий случай, когда можно употребить словосочетание «сыгранный актерский ансамбль», не покраснев. Новые незатертые лица, убедительная игра даже у эпизодников, что уж говорить про роли второго плана, где, например, метаморфоза майора Котова в исполнении Олега Алмазова, проделавшего путь от клишированной маски «тупого начальника» до живого образа исключительной неоднозначности, просто пугает убедительностью.
Количество зашитых в «Обратной стороне Луны» культурных кодов способно насытить любого арт-гурмана. Причем — еще большая редкость — создатели все эти отсылки подают донельзя деликатно, образованностью не кичатся, не отпугивая ни один сегмент аудитории.
«Обратная сторона Луны» — едва ли не первая попытка признать-таки рекрутированных на переделку отечественных сценаристов за людей и отпустить им поводья — пусть сами выносят. Первая — и сразу очень удачная. Никому не известный Александр Щербаков, работавший раньше исключительно на сериалах масштаба «Возвращение Мухтара», не только создал очень профессиональный сценарий, цепляющий самую широкую аудиторию, но и вложил в него исподволь непростые вопросы.
Впрочем, все это слишком хорошо, чтобы быть полной правдой. Английский сериал был очень цельным и однородным — все ружья стрельнули залпом, все концы воедино сплелись в узел, а финал вышел просто оглушительным. Наш, несмотря на все достоинства, получился очень неровным, великолепные куски соседствуют с несъедобными, финал невнятно скомкан.
Произошло это, смеем предположить, исключительно из-за особенностей аудитории. Английское общество, как известно, пребывает в общественном согласии, наше — в несогласии категорическом. Англичан не надо убеждать в справедливости главного месседжа «Жизни на Марсе»: «Прав личности много не бывает», британцы вообще в массе своей не подвергают сомнению магистральное направление развития своей страны.
У нас же о пресловутом консенсусе не приходится и мечтать. А поди-ка угоди аудитории, половина из которой за Шарапова, половина — за Жеглова. Для одних Советский Союз — потерянный рай, для других — ад на земле. Социологи, может быть, когда-нибудь и объяснят — почему, но пока можно просто констатировать факт: в сегодняшней России жить неуютно, причем всем. Страна одержима эскапизмом, все хотят куда-нибудь удрать от окружающей действительности, не географически, так хоть хронологически. Хронологически даже еще лучше — в прошлом можно все исправить и вернуться в дивный новый мир. Отсюда и невиданный ранее расцвет романов о «попаданцах», путешественниках во времени, которые то Сталина перевоспитают, то Лжедмитрия спасут.
В отличие от них капитан Соловьев в прошлом ничего изменять не стал. Ни Горбачева не замочил там, где встретил, ни Ходорковскому не растолковал про его счастливое будущее. Вместо этого создатели попытались донести зрителю нехитрый в общем-то постулат о том, что история не имеет сослагательного наклонения. Что бесполезно мечтать и про «вот если бы Ельцин не пришел к власти. «, и про «вот если бы Гайдару дали довести реформы до конца». Все уже случилось, все произошло, и не вернуться ни в 70-е, ни в начало 90-х.
Капитан Соловьев в финале добивал, но конечно же не добил маньяка. Судя по всему, теперь нас ожидает сиквел.
Источник
О сериале «Обратная сторона луны»
Иван Васильевич профессию НЕ меняет, или Тот же кратер, только в профиль.
Заявлено: путешествия во времени с сериалом «Обратная сторона луны».
Я тут подумала, посоветовалась с собой, прислушалась к немногочисленным просьбам чего-нибудь написать и решила запустить в своем уютном и малопосещаемом блоге серию правдивейших и личнейших отзывов-длиннопостов о просмотренных кино- и недокинофильмах.
Первым в категориях # гдебылимоиглаза и # зачемяэтопосмотрела выступает отечественный сериал «Обратная сторона луны». Купившись на многочисленные хвалебные отзывы, я как истинный, горячий и даже фанатичный поклонник всего, что только связано с хроноклазмами, времяворотами, альтернативными реальностями и т.д., добралась наконец до просмотра. Не испугалась даже хронометража — 16 серий по часу. Решительно включила и начала смотреть. И вот.
Господамы! Никогда, слышите? Никогда не пытайтесь досмотреть до конца унылый российский сериал в надежде на неожиданную и все исправляющую, объясняющую и переворачивающую сознание развязку на манер «Мира дикого запада». Даже если вы ее себе насочиняли и ждете. Чуда не будет. Не рассчитаны российские сериалы на такой тип зрителя и на подобные ожидания.
Кстати говоря, краткое описание сюжета дает некую надежду и даже претендует на качественный мистический триллер с элементами ностальгической слезы по ушедшим временам, когда газировка из автоматов, а пломбир из сливок.
Полиционер Мишка из 2011 года во время яростной битвы с гнусным маньяком Рыжиком ударяется головой об московскую мостовую и разлагается на две составные. Бренное тельце остается в современной больничке, а мятежный и ищущий справедливости дух отправляется в 1979 год, чтобы на корню пресечь все гадские гадости, творимые беззаконниками и преступными элементами. Он, дух этот, выбирает для вселения тельце Мишкиного папаши (очевидно, абсолютно бездушного, иначе с чего бы?).
Папаша тоже Мишаня, тоже «мельтон» (ох, и порадовало это словечко, вот чесслово) и тоже невообразимо похож на грустного и немного пучеглазого Деревянко.
В общем, новое тело особых проблем вызывать не должно, это ж не в пионерку из Туркменистана вселиться. А посему можно спокойно преследовать маньячищу, которого тоже в 79-й занесло.
Вот, собственно, и все хорошее, что можно сказать об этом. кхм. кинофильме. Жаль, что такая чУдная завязка (хоть и бессовестно содранная с британского первоисточника, но все же) уместилась в полчаса экранного времени, а остальные 15,5 серий Мишка пытался поймать негодяя.
Но бесит даже не эта затянутость — все-таки я отношусь к поколению, которое пережило все комы СиСи Кэпвелла и дождалось свадьбы Круза и Иден. Нас лишней сотней серий не испугать.
Хуже всего жуть жуткая, которая начинается с первых же мгновений «попаданства» и продолжается до самого конца, изредка перемежаясь интересными, но до пюре разжеванными моментами и шутками.
И я сейчас не о несоответствии деталей эпохе — судить не могу, т.к. застала только конец 80-х, да и то не в особенно осознанном возрасте.
Человек, выросший в СССР (а главный герой по сюжету примерно 1970 г.р.), не знает, как звонить по автомату, не может заправить ручку чернилами и т.п. И на механике ездить не может, да.
А еще он не смотрел эффекты бабочки, терминаторов и назадывбудущее, иначе как можно так тупить-то, а?
Мишаня наш о последствиях поступков не задумывается, а походя меняет события как ему хочется. Кстати, вопреки логике некоторые из поступков влияния на будущее не оказывают. В общем, столько сбоев пространственно-временного континуума должно было разрушить мир до основанья, ан нет. Все ОК, все живы-здоровы.
Даже Мишаня, который постоянно рассказывает коллегам-мельтонам и даже бравым кгбистам, сколько стоят в магазинах джинсы, говорит на английском, разбирается в запрещенной зарубежной эстраде, требует мобильный телефон, а спьяну вещает о сором распаде СССР — и тот невредим.
Серии на третьей-пятой бы и закончить.
Но я упорная, я смотрела. И увидела съемки фильма (несуществующего в реальности, сразу говорю) «Плацдарм бессмертных».
Про Малую Землю, да.
В воспаленном мозгу создателей сериала Малая Земля находится на равнинном участке, без единого намека на близость водоемов или мало-мальские горы.
Ну хоть холмики и озерцо бы для реалистичности, а?
Малая Земля очень напоминает среднерусскую деревню.
Даже не знаю, куда (и, главное, откуда) там морской десант высаживался. Полковник Брежнев не сопровождает корабли — за неимением моря он сидит себе в окопе возле хатки средь полей и постреливает по немцам. Такие дела.
Новороссийцы мое негодование поймут.
И во эта серия уничтожила мои робкие попытки обнаружить в КЕнЕ положительные моменты. Напрочь. Ибо съемки в 1979 году фильма по мемуарам действующего генсека, действие в котором противоречит тем самым мемуарам — это за гранью понимания.
А еще Мишаня с Высоцким встречался лично, кстати. Ну тут понятно, кто бы не встретился. Но Миша круче терминатора! Он не просто наслаждается концертом и афтапати, но даже подсказывает владимсеменычу крылатое «вор должен сидеть в тюрьме!». А тот впечатляется и берет фразу на заметку, чтобы использовать в своей роли.
Вот только Высоцкий-то тоже тот еще макфлай, оказывается, ибо съемки «Места встречи. » закончились где-то за полгода до описываемых событий.
Слетал в прошлое и фразочку вставил куда надо, ага.
Вся эта катавасия, полная ляпов и нестыковок, приводит к абсолютно нелогичному, скомканному, но такому долгожданному финалу.
И для меня неприятному.
Да просто еще с середины первой серии хотелось, чтобы маньяк перестал играть в злобного гения и добил главного героя. И чтоб титры пошли. Прямо сейчас же.
Источник
Сериал «Обратная сторона Луны» порадует хорошей актерской игрой
Ранее в 2012 году на российских экранах стартовал сериал под названием «Обратная сторона Луны», который очень полюбился множеству зрителей. Позднее, уже в 2016 году, режиссеры решили продолжить его и выпустили 2 сезон захватывающей истории, снятой по концепции проекта телеканала BBC. Название первоисточника звучит, как «Жизнь на Марсе». Сюжет сериала представляет собой фантастическое путешествие во времени.
Александр Цекало, который выступил в лице исполнительного продюсер, заявил о том, что 2 сезон будет показан в жанре антиутопии. Если ранее главной герой переместился на несколько десятилетий назад, а именно во времена СССР, то теперь он попадает в параллельное измерение. Конечного же главного персонажа повествования сыграл Павел Деревянко, как и в первом сезоне.
Сюжетная линия сериала Обратная сторона Луны 2
В то время, как главный герой сериала «обратная сторона Луны» находится в России во времена СССР, он случайна наступает на бабочек. Эта неосторожность переносит его в некий таинственный мир, в котором все совершенно наоборот. Оказывается, что Михаил Соловьев попадает в параллельное измерение, где Россия процветает полным ходом и все жители мира мечтаю попасть в эту восхитительную страну.
По сюжету оказывается, что российские футболисты являются одними из лучших в мире, а доктора сумели найти лекарство, которое может спасти от рака миллионы жизней. В остальных странах тоже произошли масштабные изменения. Принцесса Диана стала английской королевой, а Японские власти не хотя забрать себе Курильские острова. Космические полеты стали ежедневной рутиной для жителей Земли. Они спокойно летают на Марс для путешествий.
Идиллию нарушает маньяк, который в прошлом сумел выжить и пройти через портал вместе с Михаилом Соловьевым. Он бы хотел остаться в этом идеальном мире, но перед ним стоит задача, согласно которой Михаил должен поймать нарушителя. Однако тот уже задумал план мести, а родные Соловьева находятся в опасности.
Как проходили съемки 2 сезона Обратной стороны Луны и актерский состав
Детектив с элементами фантастики под названием «Обратная сторона Луны», а именно его 2 сезон, снимался с лета 2014 года. Как и первый сезон, новые серии были отсняты в городе Минске.
Отличительной чертой российского сериала от иностранного аналога выступает то, что герой путешествует во времени по разным странам. В сериале от BBC, сюжет проходит в одном временном отрезке и на одной территории. Режиссер проекта, а именно Александр Котт, изначально не хотел работать дальше над сериалом. Его убедило лишь то, что сценаристы создали такую вселенную, которая «взрывает мозг», по его словам.
Среди актером сериала «Обратная сторона Луны» можно заметить все того же главного героя, а именно Павла Деревянко. Он предстал в роли Михаила Соловьева. Вместе с ним участие в сериале приняла Светлана Смирнова и Карина Разумовская. Не обошлось и без Ивана Шибанова, а также Олега Алмазова и многих других.
Сериал Обратная сторона Луны был снят по мотивам проекта от BBC
Телеканал BBC по сей день остается той компанией, которая задает тренды в сериалах. Проект «Жизнь на Марсе», стал той отправной точкой, которая дала российским режиссерам зацепку для создания своего сериала. Так и появился на экранах многосерийный сюжет работы «Обратная сторона Луны».
Оригинальная концепция вышла еще в 2008 году. В главных ролях сериала «Жизнь на Марсе» снялись такие актеры, как Джейсон О Мара, а также Харви Кейт.
Источник