Образ луны/месяца в произведениях
МБОУ «БОЛЬШЕНУРКЕЕВСКАЯ СОШ»
ОБРАЗ ЛУНЫ/МЕСЯЦА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. С.ПУШКИНА
Выполнила работу: Латипова
Риана Ильгизаровна, ученица
1. Введение. Образ луны/месяца в мифологии.
2. Основная часть. Образ луны/месяца в творчестве .
а) использование образа месяца в сказках Пушкина и стихотворениях разных лет;
б) раннее стихотворение «Месяц», интерпретация образа месяца;
в) образ луны в зимних пейзажах Пушкина(стихотворения «Зимнее утро» и «Зимняя дорога»);
г) образ луны в образцах «унылого пейзажа»: «Мечтатель», «Сражённый рыцарь» и «Наполеон на Эльбе»;
д) функция луны в романе «Евгений Онегин».
…Селена – богиня Луны в древнегреческой мифологии – дочь титана Гипериона и Тейи – богини света, сестра Гелиоса – Солнца. Титаны из зависти истребили всё семейство Гипериона, но боги спасли Селену и Гелиоса и превратили Селену — в Луну, а Гелиоса — в Солнце.
Каждую ночь окрылённая Селена с золотым венцом на голове мчит по небу в колеснице, заряженной парой белых коней, скрываясь по утрам в океане. Однажды она заметила на Земле прекрасного юношу – охотника Эндимиона – и страстно полюбила его. Узнав об этом, Зевс предложил юноше выбрать себе судьбу. Эндимион попросил бессмертия и вечной юности. «Это судьба богов, а ты всего лишь смертный, – ответил Зевс, но из любви к Селене я исполню твою просьбу. Одно лишь будет отличать тебя от богов – бессмертие и юность сохранишь ты в непробудном сне!» С тех пор уже много лет спит Эндимион в укромном уголке горах Карии. Каждую ночь приближается к спящему Селена и молча любуется красотой юноши… Тоскует Селена, и печален свет её, который льёт она на землю…
Это всего лишь один из мифов, посвящённых Луне, которая в символике наряду с Солнцем является наиболее значимым из всех небесных светил. Возникновение и исчезновение, а также постоянное появление в возвращающейся и в то же время новой форме — убедительная аллегория для всякой идеи об умирании и последующем возрождении.
Неудивительно, что в литературе символика лунного образа так разнообразна. Ведь она своими корнями связана с мифологией. А в мифологии луна играет очень неоднозначную роль, и отношение людей к ней было противоречивое. С одной стороны владычица ночи – колдунья, неспособная различать добро и зло. Но в то же время луна – извечный символ женского материнского начала. Так, в западной (Древнегреческая и Древнеримская) мифологии мы встречаем различные сущности лунного божества. Это и Селена – богиня женственности, и Артемида – символ девственной природы, непорочности, и Гера – богиня материнства, супружества, и Персефона, которая символизирует перерождение, магию, и Геката – богиня тьмы и призраков, покровительница иллюзий и обманов. Поэтому, например, интерпретации лунного образа в литературе как символа страсти, символа смерти восходят к мифологическому образу луны типа Гекаты, демонической богини, а как символа несчастной любви – к мифологическому образу типа Селены, которая по мифам страдала от неразделенной любви.
Необходимо помнить, что в поэзии в пейзаже главное не сама изображенная природа, а то чувство, которое хотел передать поэт. Луна, отражая бессознательное начало, не могла не использоваться романтиками.
Изучение творчества позволило сделать вывод о том, что Луна – довольно распространённый образ в стихотворениях поэта: литературоведы утверждают, что «в 85 случаях и 70 (раз) она — луна, и в 15 — месяц». Именно поэтому мы решили исследовать данную проблему, чтобы определить, какую смысловую нагрузку несёт этот образ в лирике Пушкина.
Целью работы является определение роли образа луны/месяца в творчестве .
Для наиболее полного раскрытия темы и соответствия поставленной цели при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
— изучить произведения поэта;
— изучить имеющуюся научную литературу по данной теме;
— определить функцию образа луны/месяца;
— сопоставить полученные данные и сделать вывод.
У поэта из светил на особом месте образ луны/месяца. Как любое описание природы, лунный пейзаж всегда чем-то мотивирован.
Изучая произведения поэта, а именно его сказки, мы заметили, что использование слова «месяц» связано с фольклорными мотивами. «Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает — Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит», — читаем мы в «Сказке о царе Салтане». Кроме того, Царевич Елисей из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» тоже обращается за помощью к месяцу: «Только месяц показался, Он за ним с мольбой погнался. «Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя». Месяц трактуется в народном творчестве как «повелитель» ночи, но в словах Елисея не только обращение к магическим возможностям, но и поэтическое восхищение: «мой дружок, позолоченный рожок», «круглолицый, светлоокий, и, обычай твой любя, звёзды смотрят на тебя».
Лунный пейзаж является составляющей романтического пейзажа, потому что мотив ночи окутан тайной, мистикой. Среди пейзажных стихотворений выделяются «Бесы». В «Бесах» мы встречаем употребление сразу двух образов – месяца и луны. «Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна…» Это четверостишие рисует нам картину зимней ночи, создаёт жуткую картину бурана, сильнейшей вьюги, которая рождает в душе лирического героя беспокойство, тревогу. Даже луна не освещает пути, «невидимкою» скользит по небу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Здесь идёт пояснение времени и места событий – лунный пейзаж определяет ночное время суток действия. По мере развития стихотворения это описание погодного ненастья перерастает в мистическую картину: «Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре. » Как нам кажется, в первом случае луна предмет пейзажа, придающий лирическому сюжету печальное, унылое настроение, а во втором – действует как бы вместе с бесами. То есть образ месяца максимально приближен к фольклору, и может быть, поэтому назван месяцем.
То же мы наблюдаем и в стихотворении «В поле чистом серебрится…»:
«В поле чистом серебрится Снег волнистый и рябой, Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой…». Столбовая дорога, образ ямщика, русская народная песня «Лучинушка» снова заставляют обратиться к народному творчеству и объяснить причины использования понятия «месяц» в этом случае связью с теми же фольклорными мотивами.
Является исключением из этого ряда стихотворение «Месяц», которое было написано в 1816 году и посвящено, как утверждают исследователи творчества Пушкина, . Согласно мнению ряда литературоведов, Пушкин посвятил ей более двух десятков стихотворений. Образ Бакуниной время от времени появлялся в его творчестве до 1825 года. Видимо, Екатерина Павловна на чувства Александра Сергеевича не отвечала, потому что лирика, адресованная девушке, в большинстве случаев была отмечена глубокой грустью и в ней основной темой была тема неразделенной любви. Лирический герой произведения переживает «несчастную любовь», мучающую его, заставляющую страдать. В ночи он обращается к луне, которая пробуждает в душе грустные мечтания: «Зачем из облака выходишь, Уединенная луна, И на подушки, сквозь окна, Сиянье тусклое наводишь?» Примерно в середине стихотворения мы узнаём, что любовь не всегда была трагической, герой также был и счастлив. В те ночи сиянье луны было спокойным, ее лучи казались таинственными. Мы не знаем причину их разлада, да и лирический герой, как нам кажется, не может однозначно ответить на свои вопросы: «Зачем ты, месяц, укатился И в небе светлом утонул? Зачем луч утренний блеснул? Зачем я с милою простился?» Как мы видим, в этом произведении нет фольклорных мотивов, при этом присутствует образ месяца. Исследователи уверены: это связано с тем, что разделения образов луны и месяца в творчестве поэта в 1816 году не было, так как становление Пушкина как мастера слова в 1816 году только начиналось.
Что касается образа луны в творчестве , то он встречается гораздо чаще. Рассмотрим для примера стихотворения «Зимнее утро» и «Зимняя дорога», в которых функцию этого образа, по-моему, достаточно легко определить. «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела…» или «Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она». Вспомнив Селену из мифологии, можно понять, с какой целью автор включил в стихотворение «Зимнее утро» этот образ. Если учесть, что в большинстве случаев луна воплощает женское начало, не удивительно, что она используется для определения чувств собеседницы лирического героя. Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека. «Печальная» в первом стихотворении, однокоренные слова «печальные», «печально» во второй и третьей строфах «Зимней дороги» помогают понять душевное состояние лирических героев. Но во втором стихотворении смысловая нагрузка на образ намного больше. Стих написан в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, а сам поэт находился в ссылке в Михайловском. Биографы Пушкина утверждают, что стих написан о поездке поэта на дознание к псковскому губернатору. Поэтому о луне сказано, что она «пробирается». В какой-то степени луна сравнивается с путником, у которого нет свободы в пути, и лик у неё «отуманен».
В лицейских стихах образ луны тоже довольно распространён. Для анализа мы взяли стихотворения «Мечтатель», «Сражённый рыцарь» и «Наполеон на Эльбе». Все эти стихи датированы 1815-ым годом, объединяет их присутствие одного и того же образа луны. Но функции их разные. Название стихотворения «Мечтатель» не даёт указания, о ком конкретно идёт речь, но, читая, можно догадаться, что мечтатель — это условный образ поэта. Этот образ в последующие годы выльется в более конкретный и определит отношение Пушкина к проблеме назначения поэта и поэзии, а в юношеской поэзии это была попытка нарисовать человека, который призван служить музе. «По небу крадется луна, На холме тьма седеет, На воды пала тишина, С долины ветер веет…», — читаем мы. Он не просто любуется красотами окружающего мира и наслаждается тишиной – он понимает порочность цивилизованного мира по сравнению с миром природы и хочет укрыться на лоне природы от ложных идеалов. Даже луна «крадется», не желая нарушать «сладки думы… На ложе одиноком». Одинокая луна, символ тоски и печали, и одинокий мечтатель – можно провести параллель между этими двумя образами. В стихотворениях «Сражённый рыцарь» и «Наполеон на Эльбе» луна, мы считаем, выполняет уже другую функцию. Это образцы унылого пейзажа в его ранней, «мрачной» разновидности, вдохновляемой в основном романтическим мироощущением. Лунный свет причудливый, таинственный, жутковатый; луна здесь — бледное светило царства мертвых. Если в «Сражённом рыцаре» «в очах горделивых померкнул огонь», «кольчуги звучат, «погибшего грозно в них кости стучат», «скрывался в нем череп..», то в «Наполеоне на Эльбе» мотив смерти гораздо шире. Наполеон – «губитель» жизни многих – чувствует дыхание смерти: «Вокруг меня всё мертвым сном почило», «Ни гладный зверь не взвоет над могилой», «чудится мне смерти завыванье». «..трепещи … погибель над тобою…», — пишет Пушкин.
И особняком стоит образ луны в романе «Евгений Онегин». Одна из главных героинь романа — Ольга Ларина. Её портрет — типичный портрет героини сентиментальных романов, так популярных в то время. Ольга прелестна, однако автор сам замечает, что её портрет можно найти в любом романе. Ольга не способна на глубокое и сильное чувство. Объективное отношение поэта к героине мы видим в словах Онегина: «В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне». Сравнивая Ольгу с «глупой луной», Пушкин лишает её ореола возвышенности, святости.
Совсем иное отношение у поэта к своей любимой героине — Татьяне. Татьяна для Пушкина не просто любимая героиня, она героиня-мечта, которой поэт бесконечно предан, в которую безумно влюблен. Уже в первых описаниях Татьяны замечаем ее близость к русской природе и России вообще. В эпитетах «дика, печальна, молчалива» угадывается еще один образ, везде и всюду сопровождающий Татьяну и связывающий ее с природой, — луна: «Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод. . при отуманенной луне. » В романе Татьяна озарена «лучом Дианы» — античная богиня олицетворяет собой луну; Татьяна пишет свое письмо Онегину при «вдохновительной луне» и заканчивает, когда «лунного луча сиянье гаснет», звездное небо и луна отражаются в зеркале Татьяны в час гадания: «Но в темном зеркале одна Дрожит печальная луна. ». Можно с уверенностью сказать, что душа Татьяны сравнивается с чистой луной, на которой нет ни одного пятна. «Дикость» и «печальность» Татьяны тоже сближают её с одинокой луной. Кроме того в последних главах романа мы видим Татьяну в Москве и читаем: «Но та, которую не смею Тревожить лирою моею, Как величавая луна, Средь жен и дев блестит одна. С какою гордостью небесной Земли касается она!» Если вспомнить, что луна у Пушкина — это еще и повелительница небесных светил, затмевающая своим чистым сиянием все вокруг, то становится понятно, почему Татьяна сравнивается с луной: прежде всего беспредельной искренностью и чистотой души затмила она всех. Один и тот же образ, использованный в отношении двух героинь – и столько различий в трактовке.
Изучив вышеперечисленные произведения , мы пришли к следующим выводам о функции образа луны:
1. Лунный пейзаж указывает на ночное время суток действия.
2. Поясняет состояние, настроение героя с помощью психологической параллели или противопоставления.
3. Создаёт элегический эмоциональный тон – с помощью лунного пейзажа автору удается погрузить читателя в мир тоски, печали, грез, тайны.
4. Выражает философские, этические идеи автора.
5. Выполняет символическую функцию – луна может быть символом смерти.
6. «Месяц» используется в стилизациях под фольклор, в речи персонажей, которые относятся к простому народу.
Разумеется, трудно в рамках одной работы полностью раскрыть данную тему. Мы считаем, что её изучение представляет большой интерес и предполагает кропотливый труд.
Список использованной литературы:
1. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Под редакцией . Москва. «Просвещение». 1990.
2. . Собрание сочинений в десяти томах. Москва. Издательство «Правда». 1981.
3. . «Евгений Онегин». Издательство «Детская литература». 1967.
4. Введение в литературоведение / под редакцией . – М.: Просвещение, 1999.
5. Анализ произведений русской классики: Школьный курс: Книга для учителя, старшеклассника, абитуриента. – М.: Новая школа, 1997.
Источник
Образ Луны в поэзии
статья по литературе
Предметом исследования является лунный пейзаж в произведениях русских поэтов.
Целью данной работы является определение роли лунного пейзажа в художественном произведении на материале русской поэзии XIX — XX вв. Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- изучить имеющуюся научную литературу по данной теме;
- определить понятие лунного пейзажа;
- найти примеры использования лунного пейзажа в русской литературе и проанализировать их с точки зрения цели их включения в текст произведения;
- сопоставить полученные данные и сделать вывод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_luny_v_poezii.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Образ Луны в поэзии
Луна богата силою внушенья,
Вокруг нее всегда витает тайна.
Жуковский — один из самых «лунных» русских поэтов, воспевший ночное светило более чем в 10 стихотворениях и создавший в своем «Подробном отчете о луне. » (1820) своеобразнейшую стихотворную энциклопедию лунных мотивов в собственном творчестве.
Луны ущербной лик встает из-за холмов…
О тихое небес задумчивых светило,
Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!
Как бледно брег ты озлатило!
Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем…
О дней моих весна, как быстро скрылась ты
С твоих блаженством и страданьем!
Одна из оригинальных черт пушкинских пейзажей, почти отсутствующая у предшественников,— пасмурное небо, закрытое тучами и облаками, низко нависшее над землей («Наполеон на Эльбе. 1815», «Бесы», 1830; «Румяный критик мой. »). Пушкин по сравнению с такими «звездочетами» русской поэзии, как Ломоносов или Жуковский, Лермонтов или Тютчев, мало внимания уделяет небу и светилам, делая исключение лишь для луны, но и она у него, как правило, глядит на землю сквозь туман, расплывается мутным пятном.
Особым образом образ Луны у Пушкина представлен в поэме «Евгений Онегин». Луна у Пушкина – женщина, враждебно-тревожная царица ночи. Он называет луну «глупой», заставляет ее сменять «тусклые фонари». В романе «Евгений Онегин» этот образ помогает читателю глубже понять героев.
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой мадонне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
Луна меняет настроение вместе с героями. Например: «в праздной тишине при отуманенной луне. лениво почивает».
Для Лермонтова характерен пустынный пейзаж, в котором природа предстает сама по себе, без человека, во всей своей загадочности и несоизмеримости ни с чем. Природа дается обычно в самых чистых, крайних, беспримесных своих состояниях — либо «бури роковые», либо полная умиротворенность:
Все тихо — полная луна
Блестит меж ветел над прудом,
И возле берега волна
С холодным резвится лучом.
Ф. И. Тютчев — самый натурфилософский из русских поэтов: примерно пять шестых его творческого наследия (если не считать стихов на политическую злобу дня) составляют стихи, посвященные природе. Важнейшая тема, введенная поэтом в русское художественное сознание, хаос, заключенный в глубине мироздания, жуткая, непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека: «О чем ты воешь, ветр ночной…».
Тютчевская природа — не столько пейзаж, сколько космос, в ней живут и действуют не конкретные лица (лирический герой, возлюбленная, ямщик и т. п.— как у Пушкина, Вяземского), но сверхличные силы и закономерности, которые и выступают как предмет поэтического размышления. «Светлость» осенних вечеров и «певучесть» морских волн, «огневая лазурь» неба и «вещая дремота» леса — это чистые проявления природы как таковой, выделенные из конкретности пейзажа и возведенные в ранг вечных сущностей, представшие не только взору, но и мысли.
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.
Нет искр в небесной синеве,
Все стихло в бледном обаянье,
Лишь по задумчивой Неве
Струится лунное сиянье.
Во сне ль все это снится мне,
Или гляжу я в самом деле,
На что при этой же луне
С тобой живые мы глядели?
Как и Тютчев, Фет — певец ночи, но не темного хаоса, противостоящего дню, а изнутри осветленной, гармонической ночи, дрожащей мириадами огней, обнажающей светлый строй мироздания. «Сияла ночь» — типично фетовское словосочетание, его стихи полны именно трепетных ночных сияний, лунных и звездных. По ночам и по звездам, по количеству посвященных им стихотворений Фет не имеет равных в русской поэзии (каждое шестое-седьмое в его богатом лирическом наследии); по лунным образам его опережает только С. Есенин («Тихая звездная ночь. », «Благовонная ночь, благодатная ночь. », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. », «Среди звезд», «Море и звезды»). Самый частый эпитет, который прилагает Фет к явлениям природы,— «трепещущий» и «дрожащий». «Трепетно светит луна», солнце «горячим светом по листам затрепетало», «хор светил дрожал», «и листья, и звезды трепещут», «все трепещет и поет поневоле» — в этом всеобщем трепете жизни, сливаясь с ним каждой жилкой, участвует и лирический герой: «я слышу биение сердца//И трепет в руках и ногах». Степень растворения человека в природе — максимальная у Фета, причем выраженная не только как пожелание и томление (cp. с Е. Баратынским, М. Лермонтовым, поэтами романтического склада), но как захватывающее и пронзительное чувство достигнутого единства, безотчетного содрогания.
Только месяц взошел
После жаркого дня, —
Цвет в груди у меня.
Что за счастье — любя,
Этот цвет охранять!
Как я рад, что тебя
Никому не видать!
Погляди, как спешу
Я в померкнувший сад —
Я цветка аромат.
Ни у какого другого поэта близость к природе не связана до такой степени с любовными переживаниями, дополняя друг друга в слитном восторге перед полнотой мироздания.
Н. Некрасов — создатель национального русского пейзажа как законченной и всесторонне развитой художественной системы. Через все творчество поэта проходит образ грустной, унылой земли: мутные краски, обесцвеченные дождями, протяжные звуки ветра, стонущего в полях, рыдающего в лесах. «Кочи, ухабины, ели бессменные! / / Каркает ворон над белой равниною. » («Пожарище», 1863); «Сентябрь шумел, земля моя родная / / Вся под дождем рыдала без конца. » («Возвращение», 1864); «Бесконечно унылы и жалки / / Эти пастбища, нивы, луга,//Эти мокрые, сонные галки,//Что сидят на вершине стога. » («Утро», 1874). Все в природе противится человеку, томит его печалью и безысходностью. Ветер сыр и порывист— трудно^ дышать. Земля склизкая, в кочках и ухабинах — трудно передвигаться.
Луне обращено его стихотворение, написанное в Стрельне в 1824 году.
Встал ветер с запада; седыми облаками
Покрыл небес потухший океан.
Сквозь тонкий видишь ли туман,
Как, увлекаемый волнами,
Челнок летает золотой?
Вот он исчез… блеснул… вот скрылся за волной,
Вот снова он и выплыл, и сияет,
И ангел светлых звезд кормилом управляет.
Брюсов — создатель городского пейзажа в принципиально иной, чем у Н. Некрасова, художественной функции: природа не чахнет и не болеет в городе, но приобретает в нем более могучего соперника и двойника, который делает ее излишней, вторичной: «электрические луны» затмевают звезды, а звезды червонцев в витринах «сияньем северным горят».
Брюсов возродил в русской поэзии интерес к космическим темам, планетным сферам, звездным катаклизмам, тот грандиозный масштаб восприятия природы, который был утрачен после М. Ломоносова и Г. Державина. Он — один из инициаторов «научной поэзии», вбирающей пафос естество испытательского подхода к природе, откликающейся на новейшие открытия физики.
Как всплывает алый щит над морем,
Издавна знакомый лунный щит, —
Юность жизни, с радостью и горем
Давних лет, над памятью стоит.
Море — змеи светов гибких жалят
И, сплетясь, уходят вглубь, на дно.
Память снова нежат и печалят
Дни и сны, изжитые давно.
Сколько ликов манят зноем ласки,
Сколько сцен, томящих вздохом грудь!
Словно взор склонен к страницам сказки,
И мечта с Синдбадом держит путь.
Жжет еще огонь былой отравы.
Мучит стыд неосторожных слов…
Улыбаюсь детской жажде славы,
Клеветам забытых мной врагов…
Но не жаль всех пережитых бредней,
Дерзких дум и гибельных страстей:
Все мечты приемлю до последней,-
Каждый стон и стих, как мать — детей.
Лучший жребий взял я в мире этом:
Тайн искать в познаньи и любви,
Быть мечтателем и быть поэтом,
Признавать один завет: «Живи!»
И, начнись все вновь, я вновь прошел бы
Те ж дороги, жизнь — за мигом миг:
Верил бы улыбкам, бросив колбы,
Рвался б из объятий к пыли книг!
Шел бы к мукам вновь, большим и малым,
Чтоб всегда лишь дрожью дорожить,
Чтоб стоять, как здесь я жду,- усталым,
Но готовым вновь — страдать и жить.
Бунин — один из самых «звездных» русских поэтов, причем звезды в его лирике — это прежде всего таинственные небесные письмена, предрешающие земные судьбы («Плеяды», 1898; «Ночь», 1901; «Звездопоклонники»,
Месяц задумчивый, полночь глубокая…
Хутор в степи одинок…
Дремлет в молчанье равнина широкая,
Тепел ночной ветерок.
Ветер повеет — и в тучку скрывается
Полного месяца круг;
Медленно в мягкую тень погружается
Ближнее поле и луг…
Весьма примечательно и другое стихотворение.
Высоко полный месяц стоит
В небесах над туманной землей,
Бледным светом луга серебрит,
Напоенные белою мглой.
Взгляд лирического героя сначала привлекает полный месяц в небесах. Потом по лунному свету опускается к стелющемуся над землей туману. Во второй строфе лирический герой уже осматривает все вокруг, замечает нарушающие линию горизонта черные штрихи камыша и плавные контуры верхушек ракит. В третьей строфе взгляд лирического героя скользит по речной глади, пытаясь рассмотреть мельницу. Герой вслушивается в тихий шум воды и констатирует, что село мирно спит. Он снова поднимает голову к небесам — последняя строчка повторяет первую.
Герой благодарит небеса за размеренный круговорот жизни и природы, за красоту и покой. В этом стихотворении нет никаких мистических намеков, связанных с полнолунием.
Нарисованная поэтом картина напоминает гравюру. Здесь только черная и белая краски в оттенках и переходах: белесость тумана, серебристый лунный свет, бледная ночь.
Серп луны под тучкой длинной
Льет полночный слабый свет.
Над безмолвною долиной —
Темной церкви силуэт.
Серп луны за тучкой тает,-
Проплывая, гаснет он.
С колокольни долетает,
Замирая, сонный звон.
Серп луны в просветы тучи
С грустью тихою глядит,
Под ветвями ив плакучих
Тускло воду золотит.
И в реке, среди глубокой
Предрассветной тишины,
Замирает одинокий
Золотой двойник луны.
Несколько по-иному раскрыт образ луны у «старшего символиста» Д. Мережковского . Луна у него выступает носителем вселенского зла. В своем стихотворении «Зимний вечер» поэт так говорит о луне: «О тусклая луна // С недобрыми очами», «Преступная луна,// Ты ужасом полна», «Луны проклятый лик // Исполнен злобной мощи». Кроме того, образ луны здесь можно также рассматривать как символ смерти, потому что под злобным взглядом ночной владычицы неба появляется образ поникшего тростника, «больного, сухого и тощего». Кроме луны символами смерти являются образы тишины и вороны:
Луны проклятый лик
Исполнен злобной мощи…
К земле поник тростник,
Больной, сухой и тощий…
Вороны хриплый крик
Из голой слышен рощи.
А в небе – тишина,
Как в оскверненном храме…
В поэзии в пейзаже главное не сама изображенная природа, а то чувство, которое хотел передать поэт. Луна чаще используется для создания настроения, для погружения читателя в мир грез, тоски, печали.
Сп исок использованной литературы
- Саводник В. Ф. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. М., 1911. С. 119.
- Холшевников В. Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение: Учеб. пособие для студ. филол. фак. вузов. — 5-е изд. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М. Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с.
- Штырлина Е. Образ луны в поэтическом творчестве К. Д. Бальмонта. ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2017. №3(49)
- Эпштейн М. Н. «Природа, мир тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии: Науч.-попул. — М.: Высш. шк. 1990. — 303 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ.
На примере высочайших образцов поэзии И.А.Бунина и музыки С.Рахманинова показана связь двух видов искусства.
На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки.
На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки.
Литературно-художественный вечер в 10 классе.
данная форма урока-семинара способствует развитию самостоятельности учащихся, ответственности за порученное дело, развитию творческих способностей каждого ученика, осуществлению индивидуального подход.
I.Кереш.Р. Миңнуллин сүзләренә язылган җырларны җырламаган, һич тә булмаса үз алдына авыз эченнән көйләмәгән берәр татар кешесе бар микән?Иҗат кешесе өчен үз моңыңны табу бер кыен булса, аны саклап ка.
Источник