Меню

Образ природы кладовая солнца урок

Образ природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца». 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6

Цель урока: показать единство человека и природы, раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя.

Задачи урока: создать атмосферу сотворчества в общении с учащимися, пробудить в них личную заинтересованность в изучении темы, вести совместный поиск.

Оборудование: презентация в программе Power Point .

Эпиграф:
Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях и думаю.
М.М.Пришвин

Михаил Михайлович Пришвин — это тот писатель, для которого природа была жизнью, без неё не сформировался бы его талант, его самобытность и он сам как человек. Он своим творчеством утверждал идею единства человека с миром природы. Мне кажется, что прозу Пришвина можно с полным правом назвать «природной мозаикой русского языка».

(Слайд №3 Приложение 1) Недаром К.Г.Паустовский говорил: «Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то ложатся в нашей памяти медлительным строем».

Давайте же посмотрим, как автору удалось передать это всё нам так, что мы сами видим себя в лесу вместе с Митрашей и Настей, можем наблюдать то, что они наблюдали, слышать то, что они слышали, переживать с ними и за них. Я не зря разделила вас на две группы: «Знатоки природы» и «Знатоки слова». Но цель у вас едина: раскрыть мастерство Пришвина как писателя.

«Знатоки слова» — Как назвать одним словом тех, кто действует в произведении? Можно ли сказать, что природа тоже герой, персонаж произведения?

«Знатоки природы» — Кто же первый герой из мира природы? (Ветер-сеятель) А каких героев вы назовёте ещё?

«Знатоки слова» — Какие изобразительные средства помогают автору нарисовать зримую, очень выразительную картину?

(Эпитеты — «злой ветер», метафоры — «ветер-сеятель», олицетворения — «деревья стонали и выли», сравнения — «как живые существа»)

— Какую роль играют в тексте эти изобразительные средства?

(Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчёркивают восприятие автором природы как живого существа.)

3. Работа с рисунком Ждановой Насти. (Слайд №4 Приложение 1)

— Что изображено на рисунке?

— Какие слова определяют взаимоотношения ели и сосны?

— Каков символический смысл истории жизни «несчастных деревьев»?

(Причина несчастья деревьев в их разобщённости. Отрывок — миф, отражающий народный взгляд на мир. Пришвин писал в дневнике: «:великое солнце любит все ветки, все лапки, все иголочки:» В этом смысле все люди и все существа составляют одно дерево. Оно счастливо, если счастлива его каждая веточка.)

4. Продолжение беседы.

«Знатоки слова» — Почему автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? О чём это говорит? (Лисичка, ёлочки, берёзки:О любви к природе, о том, что он относится к ней ласково, с уважением.)

«Знатоки природы» Автор не просто любит природу, но и очень хорошо её знает. Сколько видов растений и животных он упоминает в произведении?

(Животных — 24, растений — 17)

— В каком эпизоде их встречается наибольшее количество?

5. Работа с рисунком Карташовой Лены. (Слайд №5 Приложение 1)

— Почему автор, описывая Настю на палестинке, говорит о ней: «прежняя Золотая Курочка»?

— Когда Настя вспомнила о брате?

(Настю охватила жадность, она забыла о брате, потеряла человеческий облик. Пень, змея, лось — это часть живой природы, и именно природа вернула Насте человеческий облик.)

«Знатоки природы» — Какова роль Травки в сюжете сказки-были? (Травка — связующее звено между жизнью природы и человека, напоминание о любви и верности, о правде жизни.)

(Слайд №6 Приложение 1)

— Какими средствами автор развивает мысль о единстве жизни всего живого и о самоценности существования каждого отдельного живого существа?

(Наполняет мир голосами, движением, радостью, тревогой и объединяет всё образом солнца. Писатель считал, что, чем богаче внутренний мир человека, тем ему дано больше видеть в природе. Пришвин назвал это «родственным вниманием».)

(Слайд №7 Приложение 1)

— Обладают ли дети «родственным вниманием» к миру? Что видят, слышат и понимают они в лесной жизни? А вы?

— Как называется изображение природы в художественном произведении? (пейзаж)

— Куда попал Митраша? (елань)

— Что » в лесу добрее матери бывает»? (компас)

— Как называется лес, в котором растут сосны и ели? (бор)

— Как называется спасительная трава? (белоус)

— Травка и лисичка охотятся; как называется преследование дичи или зверя? (гон)

Давайте обобщим, каковы особенности описания мира природы в сказке-были Пришвина? (Слайд №8 Приложение 1)

— В чём смысл названия сказки-были? Как человек должен распоряжаться наследством, которое ему оставила природа?

Солнце — источник всего живого на Земле. И человек, и природа входят в «кладовую солнца». Как растения, умирая и превращаясь в удобрение, передают солнечное тепло, так и мы, люди, должны передавать опыт разумного исследования природы, жить по закону правды, т.е. любви ко всему живому. Поэтому так современно звучат слова Евгения Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Очень хочется, чтобы вы надолго запомнили образы, нарисованные Пришвиным в «Кладовой солнца», поэтому мы предлагаем заочную экскурсию на болото, по которому блуждали главные герои.

Читайте также:  Растения для синтеза органических веществ используют энергию солнца

(Группа заранее подготовленных ребят в программе Power Point или в любой другой готовит презентацию-экскурсию по болоту, описанному в сказке-были, используя фотографии, рисунки, иллюстрирующие страницы книги, подбирает к ним строки из изученного произведения Пришвина).

9. Выставление оценок за урок.

10. Домашнее задание. Написать отзыв.

Источник

Конспект урока по литературе «Природа в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Трудиловская средняя общеобразовательная школа»

Смоленского района Смоленской области

В СКАЗКЕ-БЫЛИ М.ПРИШВИНА «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»

учитель русского языка и литературы

Колкова Наталья Михайловна

2013 – 2014 уч.год

— раскрыть особенности изображения М.Пришвиным мира природы;

— познакомить со значением природы в жизни человека;

— раскрыть метафоричность и символику языка произведения;

— воспитывать в детях чувство красоты, доброты, любви к природе.

интерактивная доска, ноутбук, проектор, клюква.

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

введение в тему урока

Ребятам предлагается репродукция картины смоленского художника Н. П. Фомина «Залив озера Диво»

Задание . Посмотрите на картину и запишите 5 слов, которые у вас возникают при её просмотре

— Какие слова у вас получились? Каким одним словом их можно заменить? (природа)

— Вспомните, какое произведение мы изучаем и подумайте, о чём будет сегодня наш урок?

Работа с эпиграфом. По словам Ф. Тютчева, какая природа? В конце урока мы с вами ещё раз вернёмся к словам Ф. Тютчева

-Кто ещё является героями произведения? (Митраша, Настя)

2. Смысловая стадия (сл. 1 )

— Тема нашего урока – Природа в сказке – были М. Пришвина «Кладовая солнца».

Учитель Какова же цель нашего урока? (ответы учащихся)

Цель нашего урока – раскрыть особенности изображения М.Пришвиным мира природы;

— познакомиться со значением природы в жизни человека.

Чтобы глубже узнать природу и увидеть, как связана она с человеком, мы вместе с Митрашей и Настей отправимся в лес.

— В каком месяце отправились ребята за клюквой?

Увидеть апрельский лес нам поможет музыка П. И. Чайковского

Каким вы представили себе лес при прослушивании композиции?

Вот в такой лес и пошли ребята. Вспомним, рассказ, о чём предшествует появлению детей в лесу (сосна и ель)

1.Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня. С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород ужасно боролись между собою корнями за питание, сучьями — за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа. До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свернутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.

Какую мысль выражает писатель, рисуя эту картину? (Рисуя эту картину, писатель тем са­мым выражает мысль о жестоких законах борьбы за существо­вание, господствующих в природе.)

Какие средства выразительности использует автор при описании ели и сосны? (Олицетворение)! Назовите примеры.

Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ. Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).

Для чего автор использует этот приём? (С помощью олицетворений писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни детей. Злые силы природы стараются запугать, заставить уйти из леса. Добрая природа успокаивает детей, помогает им).

Учитель: Зачем писатель вставляет в своё повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещён в самом начале описания пути героев?

Читайте также:  Среднее расстояние от земли до солнца 149509000

Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие друг друга. Докажем это текстом.

2. Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвященное восходу великого солнца.

Что произошло потом?

(Дети поссорились, и каждый пошёл своей тропой).

Вспомним, как это произошло

3. Проверив по компасу направление троп, Митраша, указывая слабую тропу, сказал: — Нам надо по этой на север.

Это не тропа! — ответила Настя

. — Вот еще! — рассердился Митраша. — Люди шли, — значит, тропа. Нам надо на север. Идем, и не разговаривай больше.

Насте было обидно подчиниться младшему Митраше.

Вторая круто-синяя стрелка пересекла солнце, и сверху стала надвигаться серая хмарь. Золотая Курочка собралась с силами и попробовала уговорить своего друга.

Смотри, — сказала она, — какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?

Пусть ходят все люди, — решительно ответил упрямый Мужичок в мешочке.

Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке. — Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, — сказала Настя. — И, наверно, на севере вовсе и нет никакой палестинки. Очень даже будет глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.

Ну ладно, — резко повернул Митраша. — Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.

_Вспомним, что означают слова «палестинка», « елань»?

— Как природа помогает понять настроение спорящих?

Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?

4. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, елка нажала на сосну и сосна простонала. Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала. Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.

А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.

5. Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце со всеми его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали. Как, по-вашему, автор относится к происходящему?

(Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)

Чем руководствовался Митраша, когда объяснял свою позицию, по какой тропе нужно пойти?

А кто рассказал Митраше о важности компаса? что конкретно говорил отец Митраше?

Митраша идёт по болоту. Направление на север ему указывает стрелка компаса. Как вы думаете, смогли бы растения указать Митраше не только верный путь на север, но и безопасную тропу на болоте? Докажите это текстом произведения?

6. Оглядев местность, Митраша увидел прямо перед собой чистую, хорошую поляну, где кочки, постепенно снижаясь, переходили в совершенно ровное место. Но самое главное: он увидел, что совсем близко, по той стороне поляны, змеилась высокая трава белоус — неизменный спутник тропы человеческой. Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша подумал: «Зачем же я буду повертывать налево, на кочки, если тропа вон рукой подать — виднеется там, за поляной?» И он смело пошел вперед, пересекая чистую поляну. И трава белоус показывала направление обхода елани. Нет! Не знавши броду, оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую елань.

А на что еще мог обратить внимание Митраша? (слой торфа под ногами был разный).

А что же Настя, ребята? Вышла она к палестинке? Какую ягоду собирала девочка? Посмотрим, как Пришвин описывает эту ягоду?

7. Только у нас одна-единственная ягода клюква, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только уж когда очень много ее соберется на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: «Вот кто-то клюкву рассыпал». Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими клюквинками. Захочешь — и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод.

Читайте также:  Солнце вдруг как хлынет

А о каких ягодах ещё упоминается в произведении?

Ребята, я сейчас прочту описание ягод, а вы должны будете определить, о каких ягодах идет речь.

1) Ягода растет и её видишь: стебелечек тоненький тянет вверх, по стебельку как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком черные ягодки с синим пушком. (Черника.)

2) Кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом. (Брусника.)

3) Красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. (Костяника.)

4) Ягода, растущая кустиком, она голубая, более крупная. (Голубика.)

5) Кислая и очень полезная для здоровья ягода. Растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. (Клюква.)

Как же ведёт себя Настя среди такого богатства? (Настю охватывает жадность. Она забывает обо всём, даже о своём брате. Такая жадность не нравится писателю. Пришвин с упрёком спрашивает: «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?»

— Кто же заставил Настю встать на ноги?

8. Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползущую девочку, как на всякую ползущую тварь. Ничего не видя, кроме клюквы, ползет она и ползет к большому черному пню, еле передвигая за собою большую корзину, вся мокрая и грязная, прежняя Золотая Курочка на высоких ногах. Лось ее и за человека не считает: у нее все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни. Вот уже начинает вечереть, и воздух и все кругом охлаждается. Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло. .. Длинная клюквенная плеть, цепляясь за стебельки трав и неровности, оплела черный теплый пень и, сделав на самом верху несколько оборотов, спустилась по ту сторону. Ядовитые змеи-гадюки в это время года стерегут тепло, и одна, огромная, в полметра длиной, вползла на пень и свернулась колечком на клюкве. А девочка тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. И так она приползла к горелому пню и дернула за ту самую плеть, где лежала змея. Гадина подняла голову и зашипела. И Настя тоже подняла голову. Тогда-то наконец Настя очнулась, вскочила, и лось, узнав в ней человека, прыгнул из осинника и, выбрасывая вперед сильные ноги… Испуганная лосем, Настенька изумленно смотрела на змею: гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком в теплом луче солнца. Насте представилось, будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она.

— Змея, и пень, и лось.

— То есть, если обобщить, то на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком.

— А всё-таки, ребята, как вы думаете, жадная Настя? Кому она отдала ягоду?

Митраша, вы помните, тоже выходит победителем из сложной ситуации.

— Почему жители деревни говорили о Митраше: «Был мужичок…да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой»?

(Мужичок – слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок – это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.)

(Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть правда жизни.)

Чему нас учит Пришвин?

Обратимся к эпиграфу, как вы понимаете слова Тютчева?

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Обсуждение эпиграфа, разговор о языке природы.

Итак, ребята, мы приходим к выводу: соединяя реальную жизнь людей и изображённую в сказочных образах жизнь природы, писатель выражает главную мысль: человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.

Составление кластера о природе

Рефлексия учащимся предлагается на выбор жёлтые и зелёные листочки и прикрепить их к стволу дерева (жёлтые — не всё понял, были трудности , зелёные – всё было понятно, затруднений не было)

Д/З на «3»- кроссворд по тексту

На «4» и «5» — сочинение – миниатюра «Значение природы в жизни человека»

Источник

Adblock
detector