Меню

Образы солнца м де фалья

Алекс Альгуасил: «Fantasia Baetica» Мануэля де Фальи

Профессор в Conservatori Superior del Liceu, Барселона

От редакции:

Наше издание уже рассказывало в рубрике КОНЦЕРТЫ об испанском пианисте Алексе Альгуасиле. Сотрудничество с музыкантом продолжилось: поскольку Алекс преподаёт в Conservatori Superior del Liceu в Барселоне, он предложил для ознакомления пианистам России и всего постсоветского прострарства свои недавно записанные методические видеоролики, дающие понимание особенностей исполнения одного из самых значительных произведений Мануэля де Фальи «Fantasia Baetica». Три небольших видеоролика на английском языке с субтитрами и концертное исполнение Фантазии Алексом Альгуасилом по существу является своеобразным мастер-классом пианиста, который он предлагает музыкантам-исполнителям и слушателям для более глубокого постижения испанской музыки.

Эти видео адресованы студентам-пианистам, а также любителям испанской фортепианной музыки. Они сняты на английском языке, поэтому слушатели за пределами Испании получат глубокое объяснение о музыкальном языке, испанских гармониях и прочих особенностях испанского стиля, что обычно не является доступной информацией на других языках, отличных от испанского.

Музыка фламенко специально написана для гитары и голоса и М. де Фалья пытается перенести на фортепиано многие из особенностей этого стиля. В этом случае фортепиано может звучать резко и не очень понятно для тех, кто близко не знаком с особенностями фламенко. Поэтому в этих видео я стараюсь объяснить многие грани фламенко, исполненного на фортепиано для того, чтобы сделать прослушивание более комфортным, а исполнение произведения более вдохновенным.

«Fantasia Baetica» Мануэля де Фальи — одна из его самых важных композиций и одно из важнейших испанских фортепианных произведений.

Это видео в трёх частях:

В первом видеоролике я расскажу об испанских гармониях, поскольку испанская музыка основана на очень сходной группе аккордов, диссонансов и каденций, которые иногда называют «испанскими каденциями».

Во втором — рассказывается о разных инструментах и тембрах, звучание которых де Фалья хочет перенести на фортепиано. Это звуки гитары, перкуссии, голоса и непосредственно танцевальные ритмы фламенко.

И в третьем видео вы найдете «лирическое отступление» об огне. Образ огоня в музыке де Фальи и особенно в «Fantasia Baetica» придаёт особую поэзию музыке, создаёт мощный импульс к исполнению и более сильной интерпретации.

«Fantasia Baetica» считается одним из наиболее важных произведений испанского фортепианной музыки, наряду с «Iberia» Альбениса и «Goyescas» Гранадоса. Несмотря на то, что продолжительность произведения гораздо короче упомянутых выше, многомерность и глубина этой работы наряду с оригинальностью фортепианного языка позволяет расположить её в ряду основных произведений.

«Fantasia Baetica» была написана в 1919 году, но содержание её погружает слушателя на много столетий назад. Бетика — это название, которое Римская империя дала территории, известной сегодня как Андалусия, южная часть Испании. Фалья не собирался точно определять время музыкального повествования, скорее он хотел прославить стиль фламенко.

И действительно, эта музыка передаёт дух фламенко, но в музыке ощущаются влияния и других культур — мавританской и цыганской, причём не только музыки, но и искусства в целом. И слушая «Fantasia Baetica», мы черпаем вдохновение из тех древних времён.

Более того, «Fantasia Baetica» пытается соединить слушателя с самими истоками этой музыки, древними корнями фламенко и де Фалья нашёл в cante jondo, глубокой песне, его чистейшее проявление.

Именно поэтому в «Fantasia Baetica» мы не услышим красиво гармонизованных мелодий, как у Альбениса в «Iberia», и не найдём романтического языка Гранадоса, но услышим более примитивную и прямолинейную музыку, соединённую с языком авангардного фортепиано, агрессивного по характеру и пианистически варварского по звуку, как в некоторых произведениях Белы Бартока.

Читайте также:  Как называется круг небесной сферы по которому проходит видимое годичное движение солнца

Поэтому слушателям будет сложно полностью усвоить характер и масштаб произведения. Намеренно примитивная манера письма композитора, агрессивный характер, резкие звуки и иногда отсутствие чётко различимой мелодии, которую слушатель сможет удержать в памяти и за пределами Испании — всё это особенности, которые следует учесть, чтобы постичь масштаб работы музыканта.

Но де Фалья действовал очень осознанно, особенно когда искал звук фортепьяно в процессе создания атмосферы произведения, чтобы выразить боль и страдание, которые скрываются за духом его музыки.

ОБ ИСПАНСКИХ ГАРМОНИЯХ

В испанской музыке мы обычно слышим типичную каденцию, типичную группу из четырёх аккордов, которые иногда называют «испанской каденцией». Мануэль де Фалья, испанский композитор, использовал эту каденцию всё время и другие используют очень по-разному. Используя четыре аккорда, иногда композиторы подчёркивают последовательность только из двух аккордов. Иногда они придают им разный ритмический рисунок или же фригийскую ладовую окраску.

Также они извлекают ноты из этой каденции для создания мелодий и мотивов, орнаментируя их создавая из них вариации.

ОБ ИНСТРУМЕНТАХ В «FANTASIA BAETICA»

Де Фалья пытается перенести на фортепиано тембры разных инструментов из ансамбля фламенко, таких как гитара, голос, перкуссии. Или даже воспроизвести стиль танцоров с «zapateados» или просто стильных танцоров в «Sevillanas», стиль андалузских танцев.

Легче насладиться прослушиванием произведения или даже его исполнением, если мы представим эту «Фантазию» как комплекс многих аспектов, которые формируют музыку и душу фламенко.

ОБ ОГНЕ В «FANTASIA BAETICA»

Де Фалья использовал тему Огня в другой своей работе «El Amor Brujo», и я уверен, подобные примеры могут быть ещё найдены в «Fantasia Baetica», так же как некоторые примеры из других композиций об огне. Огонь как метафора для создания поэтического образа может связать всё произведение воедино и дать мощный импульс исполнителю.

Де Фалья использует тремоло, глиссандо и трели, — это помогает создать образ огня, если сравнивать, то среди других подобных композиций об огне — скрябинская «Vers la flame» и «Фейерверк» Дебюсси.

Manuel de Falla. Fantasia Baetica. Исполняет Алекс Альгуасил

Источник

Образы солнца м де фалья

Музыкальнo-поэтическая символика огня

В начале XX в. Александр Николаевич Скрябин (1871/72—1915) — выдающийся русский композитор, пианист, педагог — создает оригинальное симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»). Оно предполагает использование цветного света во время исполнения музыки. Это было ново и необычно.

В основе поэмы лежит древнегреческий миф о Прометее, который похитил огонь у богов и подарил его людям.

По-гречески слово «прометей» означает «провидец», «смотрящий вперед». Образ Прометея — одна из вечных тем искусства. С мифом о Прометее связывали Симфонию №5 Л. Бетховена, а финал Симфонии №3 («Героической») вырос непосредственно из музыки, которая первоначально была задумана как музыка балета «Прометей».

А. Скрябина вдохновляли две идеи: выражение энергии, движения, жизни, творчества и стремление «пропеть гимн дерзновенной воле человека». Композитор так определял содержание поэмы: «Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Это — активная энергия Вселенной, творческий принцип, это — огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль». Не случайно музыкальные темы поэмы получили образные характеристики: «тема творческих устремлений», «тема воли», «тема разума», «тема наслаждения» и др.

Читайте также:  Солнце море него пляж

Во вступлении (интродукции) таинственное повествование символизирует темный, сине-лилово-серый хаос. На фоне «прометеевской гармонии» вступает мелодия — символ дерзновенной мечты самого Прометея. «Живое дыхание» космической стихии прорезывает соло трубы.

Главная тема экспозиции обозначена композитором в световой строке как ярко-синяя.

Психологически насыщенная разработка ассоциировалась у Скрябина с красным цветом. В репризе — кульминация поэмы с ее органными и колокольными звучностями. Здесь Скрябин предполагал «озарение» всего зала ослепительными лучами белого света. Неожиданно резкое завершение поэмы производит впечатление внезапно угасшего пламени грандиозного, космического пожара. Героический симфонизм «Прометея» явился вестником социальных бурь начала XX в. При жизни Скрябина не удалось реализовать световой проект, в котором композитор мечтал воплотить движущиеся линии и формы, громадные «огненные столбы», «текучую архитектуру». Однако идея зримой музыки оказалась чрезвычайно созвучной художникам русского авангарда, дала толчок опытам с движущейся абстрактной живописью и интереснейшим изобретениям. Появились цветосветовые установки, аппарат «Цветомузыка», оптический синтезатор звука, который был назван в честь Александра Николаевича Скрябина — АНС. Все эти направления позднее воплотились в современной электронной музыке (Э. Артемьев, А. Рыбников, Ж.-М. Жарр и др.).

• Послушайте симфоническую поэму Скрябина «Прометей», нарисуйте свою цветовую композицию этого сочинения.

• Какую роль играет включение в репризе хора, который исполняет «тему творческих стремлений», а в кульминации — «тему Прометея»?

• Представьте себя в роли дирижера и передайте выразительными жестами смену музыкальных образов в репризе поэмы.

• Какие жанры музыкального искусства помогли композитору создать образ Прометея (выберите из предложенных и аргументируйте свое мнение): программная симфония, концерт для фортепиано с оркестром, кантата?

• Сравните высказывания двух композиторов. Что их объединяет?

Бетховен: «Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет, не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности».

Скрябин: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи. Чтобы стать оптимистом… нужно испытать отчаяние и победить его».

Художественно-творческое задание
Выполните самостоятельную работу на тему «Образы солнца, огня в литературе, живописии музыке» (К. Бальмонт, Н. Рерих, К. Юон, И. Стравинский, М. де Фалья, Н. Паганини и др.).

Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил.

Видео по искусству скачать, домашнее задание, учителям и школьникам на помощь онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • живопись (1572)
  • музыка (1100)
  • кулинария (1037)
  • Здоровье (626)
  • кино (389)
  • Биографии (386)
  • акварель, гравюра; графика; батик (366)
  • Города и страны — большие и не очень (304)
  • музеи и галереи (283)
  • ландшафты (275)
  • архитектура (195)
  • фотоработы (188)
  • литература и философия (181)
  • Японское (177)
  • немного обо всем (176)
  • Прикладное искусство. Поделки (167)
  • Китайское (161)
  • традиции (144)
  • Стиль (143)
  • история (143)
  • Москва в живописи, архитектуре и. (117)
  • век живи — век учись (109)
  • династии (105)
  • религия (105)
  • фарфор (94)
  • ювелирные изделия (87)
  • Антиквариат (81)
  • цветы и растения (80)
  • тайные знания (80)
  • скульптура (79)
  • монастыри, храмы, соборы, замки (77)
  • Город над вольной Невой (74)
  • Древние государства и цивилизации (72)
  • дизайн (65)
  • Кошки (61)
  • мифы и легенды (58)
  • театр (55)
  • Здесь русский дух. (47)
  • Танец (42)
  • Индия (40)
  • Я люблю тебя, Россия! (38)
  • на воде и под водой (32)
  • открытки (31)
  • Живопись 2-й половины ХХ века (30)
  • Мосты (29)
  • Что делать? (29)
  • ИКОНЫ (24)
  • Орган и клавесин (21)
  • нации и народы (20)
  • старинные книги и фолианты (19)
  • камни, камешки, каменья. (18)
  • Куклы (17)
  • шпалеры, гобелены, витражи (14)
  • Олимпиада в Сочи (12)
  • народные промыслы (12)
  • наука (12)
  • Фашизм не пройдет! (10)
  • даже не знаю. (8)
  • Лошади — какие они. (6)
  • хоровое пение (3)
  • Службы Православной Церкви (2)
Читайте также:  Спряталось солнце за степью

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Постоянные читатели

Трансляции

Статистика

«Огонь Испании». Мануэль де Фалья -испанский композитор

Понедельник, 14 Ноября 2011 г. 10:35 + в цитатник

«Огонь Испании». Мануэль де Фалья -испанский композитор День памяти

Тангейзер: Сегодня день памяти выдающегося испанского композитора Мануэля де Фалья. Возможно,что вы мало о нём что знаете.Но при первых же звуках его знаменитого Танца огня,сразу её узнаете.Я предложил её вам в двух вариантах. танцевальном и ф-ом в исполнении всемирно-известного пианиста Артура Рубинштейна. До встречи. )

Фалья Мануэль де

Рождение
23 ноября 1876

Кончина
14 ноября 1946

Manuel de Falla

Испанский композитор Мануэль де Фалья принадлежит к числу талантливейших мастеров первой половины ХХ века. В его творчестве — синтез достижений западноевропейского музыкального искусства начала ХХ века с национальными испанскими музыкальными традициями, характером и духом испанского творчества.

Мануэль де Фалья родился в андалуском городе Кадисе.

Родной город композитора Кадис

Его первым учителем была мать — одаренная пианистка. Музыкальное образование Фалья получил в Мадридской консерватории под руководством Х.Траго (фортепиано) и Ф.Педреля (композиция).

Первый крупный успех принесла композитору двухактная опера «Короткая жизнь» (1905), получившая первую премию на конкурсе, объявленном Академией изящных искусств в Мадриде.

С 1907 г. Фалья жил в Париже, где провел около семи лет, совершенствуя свое композиторское мастерство под руководством П.Дюка, встречаясь с К.Дебюсси, М.Равелем и другими выдающимися французскими музыкантами. В 1914 году композитор создал одно из прославленных своих сочинений — «Семь испанских народных песен».

Всеобщее увлечение русским балетом, которое охватило в те годы Париж, новаторство в области балетной музыки И.Стравинского, а также М.Равеля сказались на творчестве де Фалья. Он создал один из своих шедевров — балет «Любовь-волшебница» (1915), мастерски претворив характерные особенности андалусийской музыки.

Вернувшись в 1914 года на родину, де Фалья закончил произведения, задуманные еще в Париже. Среди них — «Ночи в садах Испании» (1915) и балет «Треуголка» (1919), с лондонской премьерой которого к композитору пришло и европейское признание. В том же году появилась «Бетическая фантазия» (» Fantasia betica «) для фортепиано, сочиненная по просьбе Артура Рубинштейна.

Среди произведений, написанных композитором в 20-ые годы, наиболее известна опера «Балаганчик маэстро Педро» (1922) на сюжет из «Дон Кихота» Сервантеса. Одно из последних, крупных сочинений Фальи — Концерт для клавесина в сопровождении флейты, гобоя, кларнета, скрипки и виолончели (1923-1926), посвященный знаменитой Ванде Ландовской.

С 1933 по 1939 годы де Фалья жил на острове Майорка, а после прихода к власти франкистов (1939) эмигрировал в Аргентину. Там Мануэль де Фалья скончался 14 ноября 1946 года.

Источник

Adblock
detector