Меню

Обстоятельство место поднималось солнце

Обстоятельство место поднималось солнце

Вопрос по русскому языку:

Добавьте в данные предложения обстоятельства.

1) Вадим отстал от своих товарищей . (обстоятельство причины). 2) Мы отправились в лес . (обстоятельство цели). 3) Ребята поспешили на речку . (обстоятельство цели). 4) (Обстоятельство места) . поднималось солнце. 5) (Обстоятельство времени) . над лесом занялся пожар.

Ответы и объяснения 1

1) Вадим отстал от своих товарищей из-за травмы(обстоятельство причины).
2) Мы отправились в лес за грибами. (обстоятельство цели).
3) Ребята поспешили на речку купаться. (обстоятельство цели).
4) (Обстоятельство места) Над полем поднималось солнце.
5) (Обстоятельство времени) Вечером над лесом занялся пожар.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Источник

Упражнения по теме «Обстоятельство»

Упражнение 1.

Запишите предложения, подчеркните грамматические основы; найдите обстоятельства, определите, чем они выражены. Над обстоятельствами поставьте вопросы, на которые они отвечают.

I. 1) Громадные тучи нависли широко над морем и скрыли блистательный день. 2) Как щит, в бою окровавленный, восходит полная луна. 3) Видом моря любоваться собралась толпа гостей. 4) Здесь горы с двух сторон стоят, как две стены. 5) И звуки полетят, красуясь и играя.

II. 1) Она ходила без цели по набережной, пряча лицо от ветра. (К. Паустовский.) 2) Вдали в море через равные промежутки времени зажигался свет маяка. (Ю. Олеша.) 3) Шорох гравия никогда не прекращался здесь под стеной. (Ю. О л е ш а.) 4) Я с бабушкой пришел в гимназию держать экзамен в приготовительный класс. (Ю. Олеша.)

Упражнение 2.

Добавьте в данные предложения обстоятельства.

1) Вадим отстал от своих товарищей . (обстоятельство причины). 2) Мы отправились в лес . (обстоятельство цели). 3) Ребята поспешили на речку . (обстоятельство цели). 4) (Обстоятельство места) . поднималось солнце. 5) (Обстоятельство времени) . над лесом занялся пожар.

Упражнение 3.

Запишите предложения, объясните орфограммы; подчеркните члены предложения, определите, какими частями речи выражены обстоятельства.

1) Неисчислима армия врагов человека в лесу, в поле, в садах и огородах. 2) Отправиться в дальнюю дорогу — значит подвергнуть испытанию свои силы. 3) Из дупла выглянула белка и юркнула обратно.

Упражнение 4.

Запишите предложения, подчеркните обстоятельства, сверху надпишите их вид.

Из темноты сверкнуло созвездие огней и вода под этими огнями заметалась острыми быстрыми вспышками. Долго бродила Олёнка по лесу, болоту в березняках. В ольховых зарослях ручьёв и в низинах появились первые стайки зарянок и запели свои несложные песенки. Под пеньком в хвое и листьях шныряют муравьи, букашки, личинки.

Упражнение 5.

Подчеркните обстоятельства, сверху надпишите, какими частями речи они выражены.

1) Он встряхнул кудрями и самоуверенно глянул вверх. 2) Мы пошли на вал — возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. 3) Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами, мелькнул огонёк. 4) За фабрикой тянулось обширное болото, поросшее ельником и берёзой. 5) В 1812 г. в России бушевала народная война. 6) Чук и Гек говорили долго, размахивая руками. 7) Мятежники скрылись и через час показались из-за горы.

Упражнение 6.

Подберите к глаголам бежать, затянуть обстоятельства разных видов. Укажите вид каждого обстоятельства. Отдельно запишите предложения с этими глаголами, при которых обстоятельства уступки и выраженные деепричастным и сравнительным оборотом выделялись бы запятыми.

Упражнение 7.

Спишите предложение, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обстоятельства, укажите их вид.

1) На горизонте как бисерные нити тянулись журавлиные стаи. (М. Пришвин.) 2) Возле выходной стрелки станции стояла уцелевшая будка стрелочного поста. (А. Платонов.) 3) Пластинка перестала играть остановилась скрипнув иглой. (Ю. Бондарев.)

Упражнение 8.

Читайте также:  Планета носящая имя бога солнца

Запишите, комментируя предложения. Укажите грамматическую основу и виды обстоятельств.

1) В октябре за туманами где-то затерялось недав..е лето. 2) На другой день, в воскресенье ко мне пришли ребята и позвали играть в бабки. 3) В самый разгар игры меня зачем (то) позвали домой. 4) Скамейка почернела от времени в саду. 5) Едет парень верхом. 6) Промелькнул, гремя, Чонгарский мост. 7) Струя воды сияет на стекле, как след звезды. 8) Катает ядра гром с небесной светлой кручи. Подуло холодком от подступившей тучи. 9) Зам..рли в ш..ренге, как солдаты, восемь к..парисов у дворца. 10) (Не)быстро сбежав со ступенек, шла женщина мимо беседок. 11) долго мы на берегу стояли. (С. Щипачев.)

Упражнение 9.

На месте скобок вставьте подходящие по смыслу слова или сочетания «предлог + существительное».

1. (Обстоятельство времени) ехала (обстоятельство места). 2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места). 3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали. 4. (Обстоятельство образа действия) кукушка (обстоятельство) куковала. 5. (Обстоятельство условия) вы сможете добиться успехов. 6. Он (обстоятельство причины) на месяц освобожден от занятий физкультурой. 7. Мы пойдем (обстоятельство места) (обстоятельство цели).


Упражнение 10.

Замените фразеологизмы наречиями. Сделайте вывод о синтаксической роли фразеологизмов в данных предложениях.

1. Мальчик бежал во все лопатки. 2. Он сказал не в бровь, а в глаз. 3. Девочка выучила задание назубок. 4. Она пришла ни свет ни заря. 5. Работу он знал как свои пять пальцев. 6. Сергей выполнил задание из рук вон плохо. 7. До деревни рукой подать. 8. Она работает не покладая рук.


Упражнение 11.

Прочитайте. В каждом предложении (простом и сложном) найдите грамматическую основу (основы) и второстепенные члены предложения. Укажите, чем они выражены. Перепишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания.

Рядом с домом Пушкина под сенью большого двухвекового клена среди кустов сирени акации и жасмина стоит маленький деревянный флигелек. Здесь в светелке жила няня Арина Родионовна. Сюда Пушкин шел отдохнуть душою послушать ее чудесные сказки. Старинные сундуки лавки стол в красном углу покрытый холщовой домотканой скатертью жужжащее веретено все здесь было простое русское деревенское уютное. Тут же русская печь с лежанкой с пучками душистых трав.

Поэт Языков приехав в гости к Пушкину часто навещал няню. Ему здесь нравилось все и природа и соседи в Тригорском и Пушкин и няня. Она привлекала его своей душевной привязанностью к поэту материнской заботой о нем замечательной народной речью пленительными рассказами про старину про бывальщину. Перед отъездом Языкова из Михайловского няня подарила ему шкатулку. В шкатулке он хранил свои сувениры письма и подаренный ему Пушкиным автограф стихов «У лукоморья дуб зеленый. ». Это единственная подлинная вещь Арины Родионовны дошедшая до наших дней и хранящаяся в музее в Михайловском.

(По С. С. Гейченко.)

Тест по теме «Обстоятельство»

1. Второстепенные члены предложения, которые обозначают место, время, причину, образ действия, меру и степень, цель, называются

1) приложениями.
2) определениями.
3) обстоятельствами.
4) косвенными дополнениями.

2. На вопросы где? куда? откуда? отвечают обстоятельства

1) места.
2) условия.
3) причины.
4) образа действия.

3. Обстоятельства цели отвечают на вопросы

1) почему? отчего?
2) зачем? для чего?
3) где? куда? откуда?
4) когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

4. Обстоятельства времени отвечают на вопросы

1) зачем? для чего?
2) где? куда? откуда?
3) как? каким образом?
4) когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

5. М. Ю. Лермонтов родился в Москве в 1814 году. В этом предложении есть обстоятельства

1) места и цели.
2) цели и причины.
3) места и времени.
4) образа действия и времени.

6. В 1820 году А. С. Пушкин был отправлен в ссылку на юг. В этом предложении есть обстоятельства

1) места и цели.
2) времени и места.
3) времени и меры и степени.
4) времени и образа действия.

7. Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов) В этом предложении есть обстоятельства

1) цели и причины.
2) времени и места.
3) меры и степени и места.
4) образа действия и места.

Читайте также:  Мир прокофьева певцы родной природы шествие солнца с прокофьев

8. Два обстоятельства места и обстоятельство образа действия есть в предложении

1) Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов)
2) Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин)
3) Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. (И. С. Тургенев)
4) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов)

9. Обстоятельство образа действия есть в предложении

1) А зори здесь тихие… (Б. Васильев)
2) Все смешалось в доме Облонских. (Л. Н. Толстой)
3) Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин)
4) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов)

10. Два разных по значению обстоятельства есть в предложении

1) А зори здесь тихие… (Б. Васильев)
2) Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин)
3) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов)
4) Хозяйский глаз повсюду нужен: он вмиг заметит что-нибудь. (А. С. Пушкин)

11. Обстоятельство меры и степени есть в предложении

1) А зори здесь тихие… (Б. Васильев)
2) Все смешалось в доме Облонских. (Л. Н. Толстой)
3) Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин)
4) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов)

12. Обстоятельство меры и степени есть в предложении

1) Я приехал повидать тебя.
2) Дует очень холодный ветер.
3) На перевале караван задержался. (Г. Федосеев)
4) Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов)

13. Обстоятельство цели есть в предложении

1) Я приехал повидать тебя.
2) Дует очень холодный ветер.
3) На перевале караван задержался. (Г. Федосеев)
4) Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов)

14. Обстоятельство места есть в предложении

1) Я приехал повидать тебя.
2) Дует очень холодный ветер.
3) На перевале караван задержался. (Г. Федосеев)
4) Волчица сжалась как пружина. (Ч. Айтматов)

15. Обстоятельство условия есть в предложении

1) Дует очень холодный ветер.
2) На перевале караван задержался. (Г. Федосеев)
3) Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов)
4) В случае нападения запирайте ворота да выводите солдат. (А. С. Пушкин)

16. Обстоятельство уступки есть в предложении

1) Он работал не покладая рук. (М. Горький)
2) Несмотря на поздний час, было душно. (С. Антонов)
3) Внук-шофер из-за руля кланяется деду. (А. Твардовский.)
4) Из-за шума падающего дождя ничего не было слышно. (И. С. Тургенев)

17. Предложение с двумя обстоятельствами:

1) С шумом катятся грозные валы.
2) Семен Иванов служил сторожем на железной дороге.
3) Бегут, играя на солнце, шумные ручьи. (А. Серафимович)
4) Заяц выскочил из лесу и побежал полем. (А. С. Пушкин)

18. Сгоряча он не обратил внимания на ушиб. Это предложение с обстоятельством

1) цели.
2) условия.
3) времени.
4) причины.

19. Сравнительным оборотом обстоятельство выражено в предложении

1) Я стою у дороги, прислонившись к иве. (С. Есенин)
2) Бегут, играя на солнце, шумные ручьи. (А. Серафимович)
3) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф. Тютчев)
4) Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьет. (Н. А Некрасов)

20. Выйдя за ворота, мы повернули вправо и побрели не спеша по мягкой, пыльной дороге. (А. П. Чехов) Словосочетание выйдя за ворота в данном предложении является обстоятельством

1) цели.
2) места.
3) времени.
4) причины.

Источник

Сборник упражнений по русскому языку «Обстоятельство как второстепенный член предложения»

Упражнение 1.

Прочитайте предложения. Укажите словосочетания в который входят выделенные слова. Какой частью речи являются эти слова? А каким членом предложения?

Щуки и судаки рядками дремлют в тёмных ложбинках. Прожорливой щуке плохо спится. Узкая, с хищными глазами, с огромной пастью, нет-нет и прогуляется она по реке, поглотает сонной рыбы. Но движется она медленно , не то, что летом, когда она молнией бросалась на добычу. И только один налим всю зиму живо и весело разгуливает по реке. Проворно ходит хитрец между спящими рыбьими стадами, ищет и глотает сонных рыбёшек.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает, место, время, причину, цель, способ действия. Отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? с какой целью? с какого момента времени? до какого момента времени? и другие. Подчёркивается _._._._._._._ Обстоятельство может быть выражено наречием, именем существительным с предлогом, словосочетанием.

Читайте также:  Кольца вокруг солнца состав

Запишите предложения, подчеркните грамматические основы; найдите обстоятельства, определите, чем они выражены. Перед обстоятельствами пишите вопросы, на которые они отвечают.

Громадные тучи нависли широко над морем и скрыли блистательный день. 2) Ночью ворвался в город северный ветер. 3) Однажды в воскресенье отец с матерью собрались на ярмарку. 4) Здесь горы с двух сторон стоят, как две стены. 5) он с досадой отвернулся от окна и уставился в книгу.

Добавьте в данные предложения обстоятельства.

1) Максим отстал от своих товарищей . (обстоятельство причины).

2) Мы отправились в лес . (обстоятельство цели).

3) Ребята поспешили на речку . (обстоятельство цели).

4) (Обстоятельство места) . поднималось солнце.

5) (Обстоятельство времени) . над лесом занялся пожар.

6) Туристы отправились в поход (обстоятельство времени).

7) Белая чайка (обстоятельство образа действия) скользнула над кормой.

8) (Обстоятельство времени) хлынул ливень и затопил полоску земли.

9) На солнце нельзя (обстоятельство времени) смотреть.

10) Пингвины (обстоятельство образа действия) топают друг за другом к морю.

Запишите предложения, объясните орфограммы; подчеркните члены предложения, определите, какими частями речи выражены обстоятельства.

1) Осенью пышным цветом расцветает голубоглазая хризантема.

2) Около улья в маленьких ёлках кто-то ворочался.

3) Из дупла выглянула белка и юркнула обратно.

4) Маша стояла у окна и не оглядывалась.

5) Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке.

6) Иногда ворона сердито каркала во сне.

7) Однажды ворона застала в ларьке маленького растрёпанного воробья по имени Пашка.

Алгоритм различения дополнения и обстоятельства

Определяю, отвечает ли слово на вопрос косвенного падежа

Определяю, обозначает ли слово место, время, способ, образ действия.

член предложения — дополнение

член предложения — обстоятельство

Подчеркните обстоятельства, сверху надпишите, какими частями речи они выражены.

1) Он встряхнул кудрями и самоуверенно глянул вверх. 2) Мы пошли на вал — возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом.

3) Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами, мелькнул огонёк.

4) За фабрикой тянулось обширное болото, поросшее ельником и берёзой.

5) В 1812 г. в России бушевала народная война. 6) Чук и Гек говорили долго, размахивая руками. 7) Мятежники скрылись и через час показались из-за горы.

Подберите к глаголам бежать , заглянуть обстоятельства разных видов. Запишите предложения, укажите вид каждого обстоятельства.

Спишите предложения. Подчеркните обстоятельства, укажите их вид.

1) На горизонте клином тянулись журавлиные стаи. (М. Пришвин.) 2) русалочка испуганно остановилась, сердечко её бешено забилось от страха. (Г.-Х.Андерсен) 3) Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. 4) В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину… 5) От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту. 6) Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. 7) Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался. (Л.Н.Толстой)

На месте скобок вставьте подходящие по смыслу слова или сочетания «предлог + существительное».

(Обстоятельство времени) ехала (обстоятельство места). 2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места). 3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали. 4. (Обстоятельство образа действия) кукушка (обстоятельство) куковала. 5. (Обстоятельство условия) вы сможете добиться успехов. 6. Он (обстоятельство причины) на месяц освобожден от занятий физкультурой. 7. Мы пойдем (обстоятельство места) (обстоятельство цели).

Запишите, комментируя предложения. Укажите грамматическую основу и виды обстоятельств.

1) В октябре за туманами где-то затерялось недавнее лето. 2) На другой день, в воскресенье ко мне пришли ребята и позвали играть в бабки. 3) В самый разгар игры меня зачем-то позвали домой. 4) Скамейка в саду почернела от времени. 5) Едет парень верхом. 6) Струя воды сияет на стекле, как след звезды. 7) Катает ядра гром с небесной светлой кручи. Подуло холодком от подступившей тучи. 9) Замерли в шеренге, как солдаты, восемь кипарисов у дворца. 10) Небыстро сбежав со ступенек, шла женщина мимо беседок. 11) Долго мы на берегу стояли. (С. Щипачев.)

Замените фразеологизмы наречиями.

Источник

Adblock
detector