ООД на тему: «ПРИ СОЛНЫШКЕ ТЕПЛО, ПРИ МАТЕРИ ДОБРО»
материал (старшая группа)
Для воспитанников старшей группы
(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 29.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРИ СОЛНЫШКЕ ТЕПЛО, ПРИ МАТЕРИ ДОБРО»
для воспитанников старшей группы
(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)
Цель : разъяснить детям, что значит слово «Мама»для каждого человека на земле. Раскрыть образ матери в поэзии и живописи. Воспитывать в детях любовь, уважение к маме. Развивать творческие способности, речь детей. Продолжать введение детей в мир традиционных духовных, культурных и семейных ценностей.
Воспитательные: воспитывать у детей нравственные чувства : послушание родителям, любовь к матери, доброго отношения к ним, ответственности и заботы. Воспитывать любовь к ближнему ( матери ) ; содействовать улучшению поведения ребенка, смягчению характера, позитивным изменениям во внутрисемейных отношениях.
Развивающие: развивать понимание и восприятие о святости, любви и доброте, соединяющих человека с Пресвятой Богородицей. Обогащать словарный запас за счет слов: Пресвятая Богородица, любовь, мама, заботится, прощает, любит, поучает, шалит, благодарит; развивать умение строить распространенные предложения. Развивать интерес к музыкальному искусству, как отражению красоты творений окружающего мира.
Обучающие задачи: познакомить детей с образом Богородицы помощи людям; учить детей понимать смысл послушания, смирения, любви. Побуждать детей размышлять по проблемно-нравственным темам рассказов и высказывать свои суждения о иллюстрации, смысле стихотворных текстов. Учить детей совместной творческой деятельности.
Репродукция иконы « Пресвятой Богородицы Владимирской », краски, кисти, салфетки, заранее нарисованные стебли цветов и солнца без лучей для коллективной работы, клей, ножницы, заготовки сердечек из цветной бумаги, буквы, вырезанные из цветного картона, диск с песнями по программе » ДОБРЫЙ МИР» №42 и № 37, шапочки, накидки для инсценировки сказки, стол, мольберт, компьютер, тексты стихотворений.
Предшествующая работа: рассматривание репродукций картин и икон с женскими ликами, прослушивание записей церковных песнопений, беседы, чтение художественной литературы, аппликация «Платье для мамы».
Использованная литература: ДОБРЫЙ МИР. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья
Звучит аудиозапись песни «Песня о маме»(№42)
Воспитатель: О ком поется в песне? Какое самое первое слово в своей жизни вы произнесли?
Ответ детей: Песня поётся о маме.
Воспитатель: Самое прекрасное слово на земле — мама. Это первое слово, которое произносит человек. У мамы самое добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце — в нём никогда не гаснет любовь. И сколько бы не было тебе лет — пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлей жизнь.
Для всех людей на Земле — слово «мама» — самое прекрасное! Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты, сочиняют про них стихи.
А что делаете вы ребята, чтобы порадовать свою маму? Как вы понимаете слово любить, быть послушным, помогать маме? (Ответ детей)
С детьми проводится игра «Правильно неправильно»
Воспитатель: Выбираем те дела, которыми вы можете порадовать свою маму:
Убирать за собой одежду. — Разбрасывать одежду по всем стульям.
Мыть свою тарелку. — Оставлять после еды свою грязную посуду на столе.
Чистить зубы. — Ходить грязнулей.
Прибирать кровать. — Оставлять кровать неприбранной.
Замечать, когда папа и мама устали. — Не замечать, когда мама и папа устали.
Воспитатель : Много мам есть на свете, а есть еще Божия мама — матерь всех мам . Она сильна тем, что всех любит, оберегает, защищает, помогает, поэтому все молятся Пресвятой Богородице (показ иконы Владимирской Богоматери)
Вглядитесь в неё: лик Богоматери печален, она скорбит о предстоящих её сыну испытаниях. Склонив голову к младенцу Иисусу, который нежно прижимается к её щеке, Богоматерь умоляющим жестом протягивает к нему левую руку, словно прося у Иисуса защиты для всех нас. Младенец же Иисус изображён не только по-детски трогательным. Взгляд его исполнен мудрости и силы. Лики Богоматери и Иисуса Христа прекрасны, потому что исполнены самых добрых чувств.
Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, не причиняйте ей боли своими словами и поступками.
Воспитатель предлагает детям выложить «Письмо-прощение»
(Дети выкладывают слова «Прости, мамочка» и украшают надпись вырезанными сердечками из цветной бумаги).
Дети рассказывают стихи о маме.
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя!
Однажды я сказал друзьям:
На свете много добрых мам,
Но не найти, ручаюсь я,
Такую маму, как моя!
Она купила для меня
На колесиках коня,
Саблю, краски и альбом…
Только разве дело в том?
Я и так ее люблю,
Маму, мамочку мою!
Мамин труд я берегу,
Помогаю, чем могу.
Нынче мама на обед
И сказала: «Слушай, выручи, покушай!»
Разве не подмога?
Из цветной бумаги вырежу кусочек,
Из него я сделаю маленький цветочек
Мамочке подарок приготовлю я!
Самая красивая мама у меня!
Мама и сама все сможет.
Делать для семьи своей
Но когда ей кто поможет-
Легче и приятней ей!
Наша мама без труда
Не бывает никогда:
Все б ей шить да мыть посуду
Вырасту такай же буду!
Инсценировка сказки «Цветочек и Деревце».
Жили-были Цветочек и Деревце.
Однажды Цветочек спросил у Деревца:
— Кто лучше всех на свете: мама или солнышко?
— Не знаю (Ответило Деревцо)
А возле пня рос Грибок, который тихонько шепнул:
Для вас – солнце, для меня – дождь, а для детей – мама.
Интервью «Мама — самый близкий человек»
Воспитатель: Кто хочет рассказать о своей маме?
Рассказ ребёнка : Самый дорогой человек — мама. Мама очень хорошая, добрая и красивая. Иногда нас мама ругает, но это справедливо. Я никогда не обижаюсь на неё. Когда я болею, мама всегда старается меня вылечить: говорит нам ласковые слова и от этого мне легче, я выздоравливаю. Мама хороший друг, понимает и всегда поможет в трудную минуту. Она ласковая, добрая и внимательная. Моя мама красивая, справедливая и умная. Я люблю свою маму!
Поощряются все рассказы детей. Выделить самые эмоциональные, наиболее полно раскрывающие интересы и увлечения мам. Воспитатель обобщает ответы детей, делает выводы.
Воспитатель с детьми повторяют пословицы о маме:
• При солнце тепло, а при матери добро.
• Мать кормит детей, а земля людей.
• Мать праведна — ограда каменна.
• Материнская ласка конца не знает.
• Родную мать никем не заменишь.
• Куда матушка, туда и дитятко.
Маму я свою люблю (изображают руками сердце и подносят его к груди)
Я всегда ей помогу!
Я стираю, полоскаю (далее движения по тексту)
Воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету,
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать ,
Маме хочется поспать ,
Я на цыпочках хожу,
И ни разу, и ни разу,
Ни словечка не скажу.
Воспитатель проводит викторину: «Что ты знаешь о своих родителях».
1. Какой у мамы цвет глаз?
2. Какие цветы любит мама?
3. Какое время года маме нравится больше всего, почему?
4. Чем любит заниматься мама в свободное от работы и домашних дел время?
5. Что создает твоей маме хорошее настроение?
6. Что ценит в тебе мама?
1. Какая профессия у твоего папы?
2. Какое у папы любимое занятие, увлечение?
3. В каких случаях папа рад за тебя?
4. Что ценит в тебе папа больше всего?
5. В чем бы ты хотел быть похожим на своего папу?
Воспитатель: Библейская заповедь гласит : «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле». Любовь к отцу и матери была у всех народов законом жизни, слова «отец» и «мать» — священны».
-Иисус Христос тоже, как и вы, любил свою маму. Она была для Него самой доброй, самой красивой. Он старался больше радовать Её, чтобы печальные глаза Матери излучали счастье. А что можете делать вы, ребята, чтобы глаза ваших мам искрились от любви и счастья? (ответы детей) . Да, ребята, маму нужно чаще радовать приятными сюрпризами и подарками. Предлагаю вам нарисовать в подарок маме красивые цветы. А рисовать с вами мы будем необычным способом, мы будем рисовать ладошками. Дай Бог, чтобы вы смогли вложить всё тепло своей души и любви к маме (звучит песня «Доброта».) , дети выполняют коллективную работу
Воспитатель: О ком сегодня мы с вами говорили на занятии?
(Мы говорили о Матери Божией, о Богородице, о наших мамах).
Воспитатель: Мы поговорили о наших мамах. Мы любим их за заботу, доброту, ласку, потому что наши мамы – самые лучшие.
Источник
НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «При солнышке тепло, при матушке — добро»
Шамина Нинель
НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «При солнышке тепло, при матушке — добро»
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»; «познавательное развитие».
— формировать представления детей о крестьянском быте на Руси;
— расширить словарь (кут, посудник, стряпать);
— закрепить знания названий детёнышей животных;
— закрепить знание пословиц о матери;
— развивать умение подбирать прилагательные (ласковая, заботливая, нежная, добрая, и т. д.);
-познакомить детей с произведением русского классика – В. А. Сухомлинского «Седьмая дочь»;
-развивать умение детей анализировать литературное произведение, высказывать свое мнение о поступках героев.
-воспитывать любовь и уважение к матери, стремление помогать и заботиться о ней.
Предварительная работа. Заучивание пословиц о маме. Пение песен. Чтение сказки В. А. Сухомлинского «Моя мама самая красивая».
Ход НОД
(хозяйка) — Здравствуйте, красны девицы, да добры молодцы! Поздороваемся с вами, как на Руси-матушке здоровались! (хозяйка с детьми кланяются друг другу, приложив правую руку на сердце)
— Ребята, у меня есть волшебный сундучок. Давайте узнаем, что он нам приготовил интересного. Сундучок, сундучок разукрашенный бочок, свою крышку открывай нас скорее удивляй!
1. Загадывание загадок о маме.
Колыбель кто вам качает,
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говоpит
И игpyшки вам даpит? (мама)
Не боюсь грозы ни грамма,
Коль со мною рядом. (мама)
Хозяйка. — Дети, как вы думаете, какое слово самое лучшее, родное слово на свете? (Выслушивает ответы детей).
2. Рассказ хозяйки избы.
— Самое лучшее на свете слово «мама» или как раньше на Руси было принято говорить «Матушка». Это одно из самых древних слов на земле, оно почти одинаково звучит на языках разных народов.
-Интересно вам ребята узнать, как жила на Руси хозяйка и матушка (мама? (ответы детей).
На Руси матушка занималась воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.
-Ребята, а как вы думаете, куда матушка в русской избе клала спать маленьких деток? (рассмотреть люльку). А для того чтобы ребёнок уснул, она пела колыбельную песню.
— А ваша мама пела вам колыбельную песенку? (ответы детей). Матушка очень рано вставала, как говорили с «с петухами». Выгоняла корову на пастбище, пекла в русской печи хлеб да кормила большую семью. В русской избе угол напротив печи назывался «кут»: в нем обычно женщины готовили еду, или как говорили на Руси «стряпали». В специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. (рассмотреть с детьми и назвать предметы) А у вас дама из чего сделана посуда? (ответы детей) Из пластмассы и стекла тогда посуды не было. Центральное место в избе занимала печь.
«Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка – печка, укрась своих детушек», — говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов.
-А ваша, мама, на чём готовит еду? (ответы детей) В нашей квартире нет такой печи, ее нам заменила плита.
— Как вы думаете, почему печь называли матушкой? (ответы детей) Днём матушка убирала в избе, готовила обед, ткала материю и пряла пряжу.
В каждом крестьянском дворе обязательно были домашние животные. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь они давала много полезных продуктов для семьи. Женщины доили коров, выгоняли животных на пастбище. Вот сколько дел было у хозяек на Руси.
Игра «Мамы и детки»
А как можно ласково сказать слово «мама»?
-Как зовут ваших мам?
— Что ваши мамы умеют делать. ?
-А маме нужно помогать, Как? и т. д. (Рассказы детей)
Хозяйка. – Ребята, а мой сундучок приготовил для вас ещё что-то интересное. (Дети в мешочке на ощупь отгадывают предмет (клубочек)
4. Игра «Какая моя мама» (дети по очереди передают друг другу клубочек и подбирают прилагательные)
Хозяйка. — Молодцы! Ребята, с давних времён люди почитали «родную матушку».
— Есть такая пословица. «При солнышке – тепло, при матушке – добро».
-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)
Хозяйка. — Солнышко светит и становится тепло, светло, ясно. А при матушке – добро. Это значит, мама заботится о вас, оберегает, готовит вкусные завтраки, обеды, покупает игрушки, жалеет вас, говорит ласковые слова. И вам спокойно и хорошо. Мы с вами знаем пословицы и поговорки о матушке, которые сочинили в народе.
5. Игра «Доскажи словечко»
-А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко»
— Птица рада весне, а младенец — матери.
-Нет милее дружка, чем родная матушка.
-С матерью жить — ни горя, ни скуки не знать.
-Сердце матери лучше солнца греет.
Хозяйка. Молодцы ребята! А теперь послушаем сказку.
6. Чтение сказки В. А. Сухомлинского «Седьмая дочь».
Вопросы к детям:
-К кому поехала Мать в гости?
-Сколько у неё было дочерей?
-Какая из дочерей позаботилась по настоящему о Матери? Почему вы так думаете. (ответы детей)
Хозяйка. – Свою заботу и любовь к маме нужно выражать не только словом, но и делом. Если хотите сделать маму самым счастливым человеком, поступайте так, чтобы она радовалась и никогда не огорчалась.
— Понравилось вам ребята у меня в гостях? (ответы детей) А теперь пришла пора прощаться. До свидания!
«При солнышке светло, при матушке — тепло» (фотоотчет) Хочется порадовать маму на День матери? Конечно, хочется! Перед праздником мы с детьми работаем, не покладая рук… Подготовили поздравительную.
Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.
Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.
Конспект тематического развлечения к Дню матери с элементами фольклора «При солнышке тепло, при матушке добро» Конспект Тематического развлечения посвящённого Дню матери с элементами фольклора «При солнышке тепло, при матушке добро»Подготовила:.
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль». г. Нижний.
Лэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культуры Давно я приглядывалась к лэпбукам и надо признаться, не нравились они мне. Но увидев лэпбук Веры Петровны Шевченко, отбросила свой консерватизм.
Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.
Источник