Смысл рассказа «Кладовая солнца» Пришвина
М.М. Пришвин сам определил жанр своего произведения «Кладовая солнца» — сказка-быль. Это произведение наполнено душевной теплотой, чистотой и нежностью. Именно М.М. Пришвин выделяется среди авторов своим особенным отношением к природе. Но что означает понятие «кладовая солнца»? Попробуем разобраться, какой истинный глубокий смысл заложил автор в своё произведение.
Смысл названия рассказа «Кладовая солнца»
Заглавие книги «Кладовая солнца» метафорично. Это своеобразный отсыл читателей к чудесным сказкам и волшебному устному народному творчеству. Кладовая солнца в одноименном рассказе символизирует огромные залежи торфа, найденные детьми. Для жителей того сложного времени это были невероятные богатства.
Однако кладовая солнца говорит не только об источнике света и тепла. Это собирательный образ внутреннего богатства человека. Простые люди имели чувство сострадания к ближнему, они не завидовали успехам другого. Персонажи стремились жить в согласии не только со всем обществом, но и с самим собой. Смысл заглавия рассказа «Кладовая солнца» в том, чтобы показать добрые помыслы и душевное отношение к каждому.
Смысл произведения «Кладовая солнца»
События рассказа «Кладовая солнца» разворачиваются недалеко от городка Переяславль-Залесского. В книге описан тяжёлый период Второй мировой войны. Главные персонажи произведения — дети с их чистыми помыслами и большими ясными глазами. Герои решили сходить недалёко в лес за клюквой. Именно там они и наткнулись на залежи торфа огромных размеров. В те сложные времена торф являлся источником тепла. Находка маленьких персонажей была очень важной и ценной. Теперь в посёлке можно было не волноваться по поводу тепла. Торф был отличным средством для добывания огня.
Однако эта сказка-быль не только рассказывает об удивительной и полезной находке. В произведение включено несколько невероятных историй, представляющих определённую значимость. Из рассказа старого охотника мы узнаем вопрос, который его больше всего волнует. «Что есть правда?» Действительно, эта тема остается актуальной и в наше время.
Смысл произведения «Кладовая солнца» заключается в раскрытии понятий «любовь к ближнему» и «любовь к природе». Автор считал, что мы живет в чудесном мире, который таит в себе огромные богатства. Важно только научиться правильно ими пользоваться. Нельзя пренебрегать предупреждающими об опасности знаками природы. Нужно прислушиваться к дуновению ветра, внимательно следить за капельками росы и с уважением относиться в животному миру.
Смысл книги «Кладовая солнца»в том, чтобы показаться читателю, что природа является нашим другом. Только при условии любви к окружающему миру мы можем построить доброе искреннее общество, которое будет чтить свои корни. Человек не может существовать вне природы. Несмотря на новейшие технологии, прогресс и последние разработки мы тесно связаны с окружающим миром. Эту связь никогда нельзя обрывать. Иначе мы погубим источник всей нашей жизни.
Это произведение раскрывает истинные ценности, которые актуальны во все времена. Автор чётко описывает человеческие качества, которые помогают людям оставаться людьми. Доброта, взаимопомощь, участие, сострадание. В душе человека не должно остаться места для равнодушия, недоверия, неприязни, зависти.
Смысл финала произведения «Кладовая солнца»
Книга «Кладовая солнца» насквозь пронизана любовью к природному миру. М.М. Пришвин — автор, который не оставляет без внимание ни одно явление. Он холит, уважает природу. Автор рассчитывает, что с помощью своих рассказов он заставит людей пересмотреть свои взгляды на жизнь и на окружающий мир.
В финале произведения маленькие герои нашли несметные богатства в виде залежей торфа. Кажется, это просто топливо. Но для жителей военного времени торф являлся кусочком солнца. Топливо было источником жизни. Люди очень трепетно и бережно относились к природе, и она отвечала им тем же. Смысл финала произведения «Кладовая солнца» заключается в том, чтобы научить людей верить в чудеса. Иногда для счастья необходимо так мало, а мы упорно этого не замечаем. Людям нужно быть ближе к природе, ценить то, что она нам преподносит. Именно в этом случае наше существование будет обречено на радость и успех.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 2.7 / 5. Количество оценок: 3
Источник
объясните смысл названия кладовая солнца пришвина. плиз оч оч оч надо, срочно.
Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека» .
Если бы Пришвин назвал рассказ «Друг человека» , то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее.
С одной стороны, это сказочное место, где под ногами трясина, растут ёлочки-старушки, летает ворон, говорящий на своём языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото “со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца”.
“Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство”.
В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Вновь вспомним о том, что Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В «Кладовой солнца» он выступил не просто как писатель, но и как просветитель. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.
Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека» .
Если бы Пришвин назвал рассказ «Друг человека» , то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее.
С одной стороны, это сказочное место, где под ногами трясина, растут ёлочки-старушки, летает ворон, говорящий на своём языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото “со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца”.
“Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство”.
В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Вновь вспомним о том, что Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В «Кладовой солнца» он выступил не просто как писатель, но и как просветитель. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.
Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека» .
Если бы Пришвин назвал рассказ «Друг человека» , то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее.
С одной стороны, это сказочное место, где под ногами трясина, растут ёлочки-старушки, летает ворон, говорящий на своём языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото “со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца”.
“Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство”.
В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Вновь вспомним о том, что Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В «Кладовой солнца» он выступил не просто как писатель, но и как просветитель. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.
Источник
Смысл названия сказки — были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Смысл названия сказки — были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Цель:
— ученик научится адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное;
Задачи: (системы действий по достижению цели)
Метапредметная задача (формируемые УУД):
— коммуникативные:
-создать условия для планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в микрогруппе;
-познавательные:
-создать условия для формирования умения извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов; для самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;
— регулятивные:
— создать условия для формирования умения слушать и планировать последовательность действий по поиску информации;
— личностные:
Создать условия для нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_6_klass_.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе
Класс, система: 6 класс
Тип урока : открытие нового знания
Технология: деятельностный метод обучения
Тема: Смысл названия сказки — были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
— ученик научится адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное;
Задачи: (системы действий по достижению цели)
Метапредметная задача (формируемые УУД):
-создать условия для планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в микрогруппе;
-создать условия для формирования умения извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов; для самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;
— создать условия для формирования умения слушать и планировать последовательность действий по поиску информации;
Создать условия для нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор .
Оборудование и материалы: текст сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца», иллюстрации к повести М.Е. Рачёва, презентация с видами русской природы средней полосы России, карточки с вопросами.
Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
( Презентация с видами русской природы средней полосы России)
О, Русь! Малиновое поле!
И синь, упавшая в реку…
Люблю до радости, до боли
Твою озёрную тоску.
Так говорил в стихотворении о своей любви к родным местам, к России, великий русский поэт Сергей Есенин.
-Только ли стихами можно выразить свои чувства, своё отношение к России, родным местам?
Примерные ответы детей:
Актуализация знаний и пробное учебное действие
Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
1.Дома вы готовили художественный рассказ о Слепой елани и о Блудовом болоте из «Кладовой солнца». Предлагаю послушать, какие рассказы приготовили ребята.
2.Мы услышали художественные рассказы о тех местах, которые описал в сказке – были М.М. Пришвин, но назвал он её не «Слепая елань» и не «Блудово болото», а «Кладовая солнца».
Дети слушают два художественных рассказа одноклассников, которые сопровождаются презентацией.
Выявление места и причины затруднения.
Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.
1.Знаете ли вы, почему так называется сказка-быль М.М. Пришвина? Какой смысл вкладывает писатель в это название? С какой проблемой мы столкнулись?
Мы не знаем наверняка, почему М.М. Пришвин так назвал своё произведение.
Построение проекта выхода из затруднений.
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
Какова будет цель нашего урока?
Какова будет тема урока?
Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?
( План коротко фиксируется на доске)
Узнать, какой смысл вкложил в название сказки – были М.М. Пришвин. Почему он так назвал своё произведение?
Смысл названия сказки — были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
1.Вспомнить факты биографии писателя. Возможно, там кроется разгадка смысла названия произведения.
2. Ещё раз обратиться к тексту произведения, проанализировать эпизоды, связанные с описанием природы Мещерского края.
Реализация построенного проекта.
Цель этапа: построение и фиксация нового знания.
Какие эпизоды мы возьмём для анализа?
(Умело подводит к выбору нужных, заранее им намеченных эпизодов).
Обучающиеся предлагают эпизоды текста.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.
Решение первой задачи .
Обратимся к биографии писателя. Кем был М.М.Пришвин по профессии?
Достигли ли мы цели?
Решение второй задачи.
Групповая работа: анализ эпизодов, ответы на вопросы карточек, озвучивание результатов (Приложение).
Дети ищут или вспоминают , что М.М.Пришвин был естествоиспытателем и агрономом, а значит, он мог рассказать читателю о том, что он знает лучше всего: о полезных ископаемых, о целебных травах, грибах и ягодах. Это ли не кладовая?
Нет, ведь для чего-то автор рассказал историю о Насте и Митраше.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
Приём незаконченного предложения.
( Слова для справок и ответы для самопроверки даны на доске и слайде)
1. Щедрые места Мещёры могут принести человеку благополучие и процветание, как приносит свет и тепло………
2. Природа распахнёт перед человеком свои кладовые, если он не будет ……. и не потеряет ……….
3. Соль земли – это щедрые на добро, трудолюбивые, мудрые ……….
Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
1 .Итак, как вы думаете, мы достигли цели?
2. Ответили ли на вопрос, почему автор так назвал своё произведение? Какой смысл он вкладывает в слова «Кладовая солнца»?
3.« Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» — восклицает рассказчик. 4 .Только ли о торфе, о клюкве говорится в этой фразе? Как вы её поняли? Может ли она служить «главным выводом»?
5. Как вы поняли заключительные слова «Кладовой солнца»: «А многие до сих пор только и знают…что в них будто бы черти живут; всё это вздор и никаких нет в болоте чертей»?
Ответы детей. Обучающиеся опираются на полученные в результате собственной деятельности с текстом произведения новые знания.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
1. Составьте формулу:
2. Как вы считаете, прав ли автор, вкладывая такой смысл в название сказки – были? Отметьте ответ.
Да Возможно Нет
Создайте собственную «кладовую солнца» любыми творческими средствами.
Источник