Специфика философского мировоззрения. Философия – «любовь к мудрости» (от греч
Предмет философии
Философия – «любовь к мудрости» (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – возникла в YI веке до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции, — там, где в силу ряда социально-экономических причин произошло отделение умственного труда от физического, начался процесс распада мифологического миропонимания и возникновения на этой основе зачатков научной деятельности.
Впервые слово «философия», как полагают, употребил древнегреческий математик и философ Пифагор (ок. 580 – 500 гг. до н.э.), обозначив этим термином только что зародившуюся науку. Философами в древности называли людей, занятых накоплениями различных знаний, углубленных в размышления, в поиски истины, стремящихся постичь причины различных явлений, их смысл.
На протяжении длительной истории своего развития философия постепенно обретала свой собственный предмет исследования, выявляя круг специфичных для нее проблем. Часть вопросов, которыми занимались философы, вычленялась в самостоятельные области знания, и на этой основе формировались конкретные науки – математика, астрономия, медицина, механика и пр. Несмотря на то, что многие философы были одновременно и естествоиспытателями и часто включали в свои учения конкретный естественнонаучный материал, философияс самого начала складывалась какнаука о всеобщих закономерностях познания, мышления и бытия.
Любая конкретная наука – и естественная, и гуманитарная имеет в качестве основного предмета своего изучения ту или иную область объективной реальности (химия – химические процессы и закономерности, экономика – экономические и т.п.), в то время как философия ориентирована на выработку обобщенной системы взглядов на мир и место в нем человека. Поэтому предметом философии является все сущее, все смысловые обобщения частных наук, нашедших свое выражение в универсальных законах бытия и мышления.
Специфика философского мировоззрения
Мировоззрение – это система взглядов на мир в целом и на место в нем человека.Мировоззрение представляет собой самое общее понимание действительности и связано с ответами на такие вопросы как возникновение и сущность окружающего нас мира, смысл жизни и назначение человека, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, великое и низменное и т.п. Именно мировоззрение обусловливает жизненную позицию личности, ее убеждения, идеалы, ценностные ориентации.
Выделяют три основных типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.
Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип понимания природной и социальной действительности, присущий ранним стадиям развития человечества. Для него характерно образно-чувственное восприятие мира, очеловечивание окружающей природной среды, одушевление фрагментов космоса. В отличие от философии, мифологическому мышлению свойственно неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, пространственных и временных отношений и т.п. В мифологических представлениях первобытных людей отсутствовало понятие об естественных причинно-следственных связях, стирались грани между чудом и повседневностью, живым и неживым, духом и материей. В качестве нерасчлененного, синкретического единства первобытная мифология включала в себя зачатки религии, философии, нравственности, искусства, политических теорий, которые обрели самостоятельность в классовом обществе в результате распада мифологического мировосприятия. Тем не менее, окончательно мифологическое мировоззрение не исчезло. Отдельные проявления современного мифотворчества можно найти в литературе и искусстве, а также в общественном сознании в виде так называемых «социальных» или «политических» мифов.
Религиозное мировоззрение,в отличие от мифологического, удваивает мир на естественный (природный) и сверхъестественный (сверхприродный), поэтому вера в сверхъестественное рассматривается как главный признак религии. Это — вера в существование особого, чувственно не воспринимаемого мира, где не действуют законы природы, но обитающие там бессмертные и бесплотные существа (боги, ангелы, демоны и пр.) могут вмешиваться в процессы реальной действительности (феномен «чуда»). Поэтому, как считает религия, установив с ними контакт через различные культовые действия (обряды, молитвы и пр.) люди могут разрешить целый ряд своих проблем.
Представления о сверхъестественном встречаются не только в религии, но и в искусстве (фантастические образы, сказочные персонажи), и в философии («мир идей» Платона, «мировая Воля» А.Шопенгауэра и т.п.). Однако в отличие от религии, искусство не требует верить в реальность художественных образов. Что касается философского мировоззрения, то в отличие от него религиозное мировоззрение носит чувственно-образный характер и опирается на эмоциональную сферу человека. Вместе с тем, многие мировоззренческие проблемы (сущность мира, смысл жизни и назначение человека) являются для философии и религии общими, что и обеспечило в истории культуры их тесную взаимосвязь и конкурентную борьбу за умы людей. Связь религии и философии особенно ярко проявляется в существовании такого феномена, как религиозная философия, в которой религиозные представления выступают неотъемлемыми элементами философской системы.
Философское мировоззрение качественно отличается от мифологического и религиозного типов мировоззрений, прежде всего, тем, что, отвергая слепую веру, стремится к максимальной обоснованности и доказуемости всех своих выводов, базируется на рационально-логическом, теоретическом объяснении мира с использованием категориального аппарата.
Философия – это форма теоретической деятельности, направленная на постановку, анализ и решение мировоззренческих проблем. Она вырабатывает свои специфические понятия и категории, принципы и законы, исследует познавательное, ценностное, этическое, эстетическое отношение человека к миру. То обстоятельство, что философия, не только система знаний, но и особая форма мировоззрения, существенно отличает ее от частных наук. Фундаментальные философские концепции (в отличие от физических, химических, экономических и т.п. научных теорий), невозможно не только подтвердить на опыте («верифицировать»), но и опровергнуть («фальсифицировать»). Например, утверждения о том, что в основе всего существующего лежит духовное или материальное начало, что жизнь человека имеет некий смысл или бессмысленна, нельзя проверить экспериментальным путем для установления их истинности или ложности. Основные философские положения носят характер мировоззренческих постулатов (аксиом), выбор которых делается самим человеком, обусловливая, тем самым, общий характер мировоззренческой позиции личности, её жизненные цели, идеалы, поступки.
Мировоззрение, в том числе и философское, включает в себя элементы знаний о мире. В зависимости от степени наличия в нем научных представлений, мировоззрение может быть оценено как научное или ненаучное. Тем не менее, любая философская система (научная, ненаучная, религиозная) ставит основные мировоззренческие вопросы как теоретические, то есть с позиций рациональной оценки, используя понятия, категории и методы, присущие научному мышлению, систематизируя и логически обобщая всю совокупность результатов интеллектуального, эмоционального и практического постижения мира и человека.
Однако философ, в отличие от ученого, никогда не довольствуется объективной научной картиной мира, «вписывая» в нее свое, субъективное пониманиесмысла мироздания, сущности жизни человека и его назначения в мире.
Источник
Мифология как исторический тип мировоззрения. От мифологии к философии.
«Миф» в переводе с древнегреческого означает «рассказ», «предание», «слово». Мифология является исторически первой формой мировоззрения, которая характерна для первобытного общества. Мифология — это собрание мифов того или иного народа. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы.
Таким образом, миф — это фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения.
Миф нельзя назвать сказкой, потому что сказка – продукт народного творчества, она вполне сознательно придумывается с заранее намеченной целью и идеей, причем и рассказчик, и слушатель понимают сказочную выдумку и ее условность.
Миф ничего не придумывает и вполне реален, как сама жизнь. Мифические чудеса не условны, они рождены жизнью с ее наивной верой в обязательность и повседневность чуда. Небо, земля, стихии – все предстает как чудо. Миф это и не легенда, не предание, хотя последние в основе своей могут иметь элементы некогда пережитой мифологии. Легенды и предания складываются с учетом обстоятельств исторической и социально-политической жизни.
Главная функция мифа — объяснить миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения.
Исследования ученых показали, что мифы в той или иной форме представлены у всех народов мира. Мифологическому мировоззрению присущ антропоморфизм – наделение предметов природы, а затем и общественных явлений человеческим обликом и свойствами. Различают явный и неявный антропоморфизм. При явном – свойства и облик человека приписываются предметам природы, при неявном – свойства, действия человека, его мотивы приписываются природным явлениям, а облик при этом дается нечеловеческий (зверь, чудовище). Мифологическому мировоззрению присущ и социоморфизм, т. е. уподобление отношений между вымышленными существами отношениям между людьми в обществе.
Предпосылками мифологического мировоззрения служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды, эмоционально-чувственной сферы мышления. Следствием этого и было очеловечивание окружающей природной среды, одушевление фрагментов Космоса. Это были еще не развитые и специфические формы мышления, сравнимые с детской психологией, для которых характерны такие черты, как конкретность, телесность, эмоциональность, проекция человеческих качеств на предметы окружающего мира.
Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Здесь соединялись два аспекта первобытной культуры – словесный и действенный. Уже на ранних стадиях развития мифология связывается с религиозно-мистическими обрядами и входит существенной частью в состав религиозных верований.
Отличительные черты мифа:
1) неспособность отделения человека от природы;
2) мышление неотъемлемо от эмоций;
3) культурные и природные объекты сопоставляются метафорически;
4) природные формы очеловечиваются;
5) фрагменты космоса одушевляются;
6) нет четкого разделения субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и имени, пространственных и временных отношений;
7) слабо развит анализ причинности;
8) происхождение или творение объясняет происходящее;
9) время делится на ранний период, в котором находится перводействие и первопричины, а на основе событий раннего периода предсказываются события текущего, причем разница между современным и древним мало различима;
10) миф воспринимается как правда и первичная реальность;
11) миф синкретичен — в нем слиты абстрактные символы, образы, аллегории и все это нерасторжимо соединено. Гея — женщина +порождающее начало + земля; Афина — персонаж и абстрактное понятие ума и т.п.
12) в мире нет противопоставления верующего и объекта веры, миф исключает рефлексию — носитель мифологического сознания исключает возможность другой точки зрения;
13) Отношения людей представляются в виде совокупности полуфантастических существ, созидающих свои отношения.
Возникновение философии относится к VI в. до нашей эры. В это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и в Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к философскому.
Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.
«Философия – это попытка заменить утраченную магическую веру рациональной верой». Философия имеет дело с теми же вечными проблемами, что и мифология, но рассматривает их по-своему.
Существенное различие между мифологией и философией состояло в том, что миф повествовал, кто родил все сущее, а философ спрашивал, из чего оно произошло.
Отличие философии от мифологии и религии заключается в следующем:
— Мифология воссоздает образную картину мира. В религии представления о мироздании формируются на основе веры. Содержанием философии являются научно обоснованные мировоззренческие концепции.
— В центре внимания мифологии и религии – боги. Внимание философии сосредоточено на человеке.
— В мифологии и религии игнорируется способность человека к познанию. Суть философии – в познании и объяснении жизни во всех ее проявлениях.
— Мифология – коллективное народное творчество. Религия – система взглядов и форма управления человеческим сознанием. Философия – гуманитарная наука.
Сохраняются ли некоторые особенности мифологического мышления в массовом сознании сегодня?
В XIX – нач. XX в. наблюдается сознательное обращение некоторых направлений искусства и литературы к мифам. Миф в искусстве призван вернуть человеку чувство эмоционального и интеллектуального комфорта и утешения. Он становится способом обретения целостности сознания.
При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для распространения социального или политического мифа. Так, нацизм возрождал и использовал древнегерманский языческий миф о расовом превосходстве арийской нации и др. В отличие от архаичного мифа, политический миф XX в. – это, как правило, не только иллюзия, но и обман, ибо всегда есть люди, откровенно заинтересованные в мифологизации социума. Известный американский ученый Е. Анчел в своей книге «Мифы потрясенного сознания» пишет, что мифология в социуме – «оправдание, оговорка и лазейка для утверждения собственной бездеятельности», однако мифология в искусстве – импульс к действию, мобилизация возможностей творческого духа.
Дата добавления: 2015-10-21 ; просмотров: 242 | Нарушение авторских прав
Источник
Специфика философского мировоззрения
Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:18, реферат
Описание работы
Человек всегда стремился составить себе обобщенное представление о мире в целом и о своем месте в нем. Именно мировоззренческие взгляды дают человеку путеводную нить в его духовной и практической деятельности, формируют его ценностные установки.
Мировоззрение — система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов.
Работа содержит 1 файл
2специфика фил-ого мир-ния отличие от мифологического.rtf
Человек всегда стремился составить себе обобщенное представление о мире в целом и о своем месте в нем. Именно мировоззренческие взгляды дают человеку путеводную нить в его духовной и практической деятельности, формируют его ценностные установки.
Мировоззрение — система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов.
В зависимости от того, какие взгляды преобладают в той или иной совокупности представлений о мире в целом, а также в зависимости от способа включения соответствующих взглядов и представлений в структуру мировоззрения и способа их обоснования, можно говорить о разных типах мировоззрения. В разных обществах, у разных классов господствуют разные типы мировоззрения, которые отличаются своеобразной трактовкой явлений внешнего мира и самого человека.
Различают следующие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Исторически первым был мифологический взгляд на мир.
1. Мифологическое мировоззрение
философия мифология религия мировоззренческий
Мифологическое мировоззрение формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира.
Мифологическое мировоззрение было древнейшей формой познания мира, космоса, общества и человека. Миф по необходимости возник из потребности индивида, его семьи, рода и социума в целом, в осознании окружающей природной и социальной стихии, сущности человека и передачи их единства через различные символические системы. В мифологических системах человек и социум, как правило, не выделяют себя из окружающего мира. Космос, природа, общество и человек — различные проявления одного и того же божественного закона, передаваемого через символическую или символико-мифологическую системы. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное и единое, однако сами они внутри неоднородны и уже авторитарны, авторитаризм общества перенесён на всю природу.
Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, бог, культурный герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Это возможно потому, что в мифологическом мировоззрении существует постоянная и неразрывная связь между «однотипными» явлениями и объектами в социуме, личности, природе и космосе.
Важнейшим аспектом традиционной культуры и мифологического мировоззрения является и то, что мифы изначально живут в своём, особенном времени — времени «первоначала», «первотворения», к которому неприложимы линейные представления о течении времени. Подобное отношение ко времени хорошо прослеживается в народных, в частности русских сказках, где время действия определяется как «давным-давно», «в стародавние времена» и т. д.
Кроме того, миф, особенно на начальных стадиях своего развития (в долитературном виде), мыслит образами, живёт эмоциями, ему чужды доводы современной формальной логики. При этом он объясняет мир, исходя из ежедневной практики. Данный парадокс объясним тем, что социум, где преобладает мифологическое мировоззрение, напрямую соотносит особенности своего восприятия мира с реальным миром, индивидуальные психические процессы с природными и социальными явлениями, зачастую не делая различия между причиной и следствием, а часто меняя их местами.
По традиционному мифологическому мировоззрению её последователь способен подняться до уровня бога, а значит для человека, рода и социума миф о странствиях и подвигах культурного героя, в большинстве случаев, читай «бога», был практически полезен и являлся руководством к действию.
Характеристика мифологического сознания:
1. синкретичность (слитность, нерасчлененность). В любом мифе сосуществуют объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства;
2. нечувствительность к противоречиям. Основа мифа — человеческая фантазия;
3. нет причинно-следственных связей между предметами и явлениями.
В мифологическом сознании присутствуют:
а) метаморфоза (превращение, преобразование чего-либо)
б) ассоциации (дыхание душа, сон смерть)
в) телеологичность (связь не от причины к следствию, а от цели к причине)
г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными символами)
д) коллективность (миф — это всегда продукт коллективного сознания)
е) авторитарность (мифы не оставляют возможности для личного проявления индивида и не допускают критики своих положений).
Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты:
— эмоционально-образная форма (проявляется при передаче образов героев, богов, духов);
— очеловечивание природы (перенос человеческих черт на окружающий мир, олицетворение и одушевление космоса, природных сил. Мифологии свойственны нежёсткие разграничения мира, природы и человека, мысли и эмоций, художественных образов и научного знания.);
— отсутствие рефлексии (рефлексия — это работа сознания, мысли человека над собственным сознанием);
— утилитарная направленность (проявляется в том, что решаемые мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и так далее).
Для современного сознания мифологическая форма мировоззрения является наиболее ранней и архаичной.
Мифология доминировала в общественном сознании первобытного общества и была ориентирована на преодоление фундаментальных антиполий человеческого существования, на гармонизацию личности, общества и природы. Неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления служили предпосылкой мифологической «логики». Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, и одушевление фрагментов космоса.
Мифологическому мышлению свойственно отчётливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и так далее. Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом, то есть объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении.
Мифологии свойственно резкое разграничение раннего (сакрального), текущего и последующего (профанного) времени. Всё происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, то есть образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа. Мифология оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака.
Содержание мифа представлялось первобытному сознанию в высшем смысле реальным, так как воплощало коллективный «надежный» опыт осмысления действительности множества поколений. Опыт осмысления действительности служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определённые нормы поведения.
Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд в древних культурах составляли известное единство: мировоззренческое, функциональное и структурное, являя собой два аспекта первобытной культуры: словесный и действенный.
Первые мифы человечества возникли в глубокой древности и были повествованием о происхождении и судьбах мира. Гегель писал, что создание мифов есть проявление бессилия разума перед миром. В те времена человечество в форме мифов, сказаний, преданий пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как: происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, возникновение животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвящённые устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегали человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремёсел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Миф обычно совмещает в себе два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.
Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определённые нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Стабилизирующая роль мифологии этим не исчерпывается. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. Особое место в мифах принадлежит проблеме культурных достижений человека.
Мифологическое мировоззрение обеспечило социализацию человека, способствовало осуществлению перехода от биологической популяции к человеческой общности, сформировало общество и подготовило условия для его дальнейшего развития.
3. Философское мировоззрение
Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
— основано на знании (а не на вере либо вымысле);
— рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
— логично (имеет внутреннее единство и систему);
— опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
— Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и, согласно которому, все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции);
— Теоцентризм — тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы — Бога (был распространен в средневековой Европе);
— Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции. Первоначально возник материализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения. Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего — воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь. Философия рождается в полемическом диалоге с системой религиозно-мифологических взглядов на мир. Её собственные позитивные воззрения складываются непосредственно в ходе критического переосмысления и преобразования того духовного материала, который был оставлен людям в наследство их предшествующим развитием. Естественно, что на первых порах она оказывается связанной рамками этого материала, находится в сильной, хотя и негативной зависимости от него.
Источник