«Случились вместе два Астронома в пиру…» М. Ломоносов
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»
Дата создания: конец мая или июнь 1761 г.
Анализ стихотворения Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»
Стихотворение написано М. В. Ломоносовым, ученым, литератором, популяризатором науки и великим гражданином России, в 1761 году, когда он уже получил научное признание и активно занимался изучением астрономии и космических явлений. Делая анализ произведения, надо знать реалии времени, в котором было написано стихотворение.
Называя спорщиков именами известных ученых, Михаил Васильевич мастерски использует перифраз. Дело в том, что Клавдий Птолемей – античный римский астроном, а Николай Коперник – ученый эпохи Возрождения: во времени их разделяют почти полтора тысячелетия, и они никак не могли оказаться на одном пиру. Революционная гелиоцентрическая теория строения Солнечной системы Коперника с большим трудом пробивала себе дорогу в научном мире. И разговор собеседников отражает многовековую научную дискуссию, столкновение диаметрально противоположных мнений об устройстве мира.
Русский ученый, невзирая на энциклопедические знания, до конца жизни сохранил чувство юмора и богатство языка, что хорошо видно из текста произведения. Здесь яркие метафоры – «решил усмешкою», «звезд теченье» (в значении «законы движения»), инверсия почти в каждой строке – «спорили весьма между собой», «повар спор решил», «ты звезд теченье знаешь?», «что в том Коперник прав…»
В стихотворении отмечается частотность устаревших слов и выражений – «в пиру» в значении «на пиру», «случились» (в значении «встретились, оказались вместе»), «о сем», «весьма (очень)», усеченный отыменный предлог «кругом, круг (вокруг)», усеченная глагольная форма «бывав» (в значении «побывав»), указательное местоимение «такова», которое рифмуется со словом «жаркова». Особое место занимает и эллипсис – «другой, что Солнце все с собой планеты водит». Он позволяет избежать ненужных повторов, придает речи своеобразие. Олицетворения, как настоящие учебные пособия, используются для обеспечения наглядности – «Солнце водит», «земля ходит».
И если два первых вопросительных предложения оформляют реальный вопрос к повару, то последнее имеет риторический характер, то есть не требует ответа.
По ходу развития сюжета высокий стиль речи астрономов сменяет просторечие повара. Его остроумный ответ иллюстрирует природную смекалку, здравомыслие простого народа. Мораль этого скорее занимательного, чем назидательного произведения – призыв к логике, житейской мудрости и целесообразности. Находчивость простого человека «разбивает» показную ученость.
Источник
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
21.10.2019
Ломоносов М. «Два астронома в пиру»
Главные герои стихотворения «Два астронома в пиру» и их характеристика
- Коперник. Астроном, сторонник гелиоцентрической системы
- Птолемей. Астроном, сторонник геоцентрической системы.
- Повар. Умный и находчивый.
План пересказа стихотворения «Два астронома в пиру»
- Два астронома
- Земля вокруг солнца
- Солнце вокруг земли
- Вопрос к повару
- Очаг вокруг жаркого
Главная мысль стихотворения «Два астронома в пиру»
Практический опыт может дать ответы на самые сложные вопросы мироздания.
Чему учит стихотворение «Два астронома в пиру»
Стихотворение учит не искать сложных ответов там, где есть простые. Учит руководствоваться доводами здравого смысла, не быть заумным.
Отзыв на стихотворение «Два астронома в пиру»
Это очень красивое и смешное стихотворение. Автор в нем нашел очень убедительный и понятный даже простым людям довод в пользу системы Коперника. Иногда юмор может решить самый сложный спор.
Анализ стихотворения «Два астронома в пиру»
Стихотворение было написано в 1761 году и является попыткой доходчиво объяснить, почему система мира Коперника правильная, а система мира Птолемея нет. Ломоносов использует юмор для подтверждения своих мыслей.
По жанру это стихотворение-притча.
Стихотворный размер — ямб, рифмовка параллельная.
Лексическое значение устаревших слов в стихотворении «Два астронома в пиру»
Случились — встретились.
В жару — пылко.
Слыл — звался, носил имя.
Сей — этот.
Простак — глупец, бесхитростный человек.
Очаг — печь с открытым огнем, мангал.
Жаркое — жареное мясо, шашлык.
Пословицы к стихотворению «Два астронома в пиру»
Что хитро, то и просто.
Не ищи мудрости, ищи простоты.
А ларчик просто открывался.
Народная мудрость учит преодолевать трудность.
Опыт — лучший учитель.
Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Два астронома в пиру»
На пиру встретились два астронома и стали спорить.
Первый утверждал, что земля крутится вокруг солнца, но второй возражал, что наоборот, все планеты ходят вокруг солнца. Одного астронома звали Коперник, второго Птолемей.
Они спорили долго, но их спор решил повар. Его спросили, что он знает о звездах, и как бы он рассудил спор.
Повар усмехнулся и сказал, что прав Коперник, потому что нет среди поваров таких простаков, что вращали бы очаг вокруг жаркого.
Источник
М.В. Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
Рождённый под хладным небом северной России, с пламенным воображением, сын бедного рыбака сделался отцом российского красноречия и вдохновенного стихотворства.
Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в Архангельской губернии в семье государственного крестьянина. В декабре 1730 года без ведома отца он ушёл в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. После её окончания в числе лучших учеников был послан в Германию для изучения механики, физики, химии. В 1745 году становится профессором химии. Позднее его научные открытия следуют одно за другим. По глубокому и верному замечанию А. С. Пушкина, Ломоносов был «первым нашим университетом». Он является автором стихотворений и од. Писал Ломоносов и стихотворения о научных открытиях, спорах. Одно из таких стихотворений — «Случились вместе два Астронома в пиру. ».
Ломоносов: сподвижник просвещения
Славная биография Ломоносова хорошо известна каждому школьнику. Круг научных открытий учёного необычайно широк: химия и физика, навигация и мореплавание, астрономия, история, право, филология. Нет, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. Столь же известны его заслуги на почве народного просвещения. Горячий патриот России, Ломоносов выступал за расцвет русской науки. По его инициативе был открыт в 1755 году Московский университет. Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины.
«Случились вместе два Астронома в пиру»
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник 1 был, другой слыл Птолемей 2 .
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»
1 Коперник (1473—1543) — польский астроном, объяснил видимые движения небесных тел, обращение планет и Земли вокруг Солнца.
2 Птолемей (ок. 90 — ок. 160) — древнегреческий астроном, разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли.
Размышляем о прочитанном
1. О чём спорили знаменитые учёные Коперник и Птолемей? Как решил этот спор повар? Что хотел сказать своим произведением автор?
2. В чём проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру. »?
3. Что сообщили вам энциклопедические справки о Копернике и Птолемее?
Учимся читать выразительно
Подготовьте выразительное чтение текста стихотворения, постарайтесь при чтении диалога передать характеры персонажей.
Источник
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
Рождённый под хладным небом северной России, с пламенным воображением, сын бедного рыбака сделался отцом российского красноречия и вдохновенного стихотворства.
Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в Архангельской губернии в семье государственного крестьянина. В декабре 1730 года без ведома отца он ушёл в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. После её окончания в числе лучших учеников был послан в Германию для изучения механики, физики, химии. В 1745 году становится профессором химии. Позднее его научные открытия следуют одно за другим. По глубокому и верному замечанию А. С. Пушкина, Ломоносов был «первым нашим университетом». Он является автором стихотворений и од. Писал Ломоносов и стихотворения о научных открытиях, спорах. Одно из таких стихотворений — «Случились вместе два Астронома в пиру. ».
Ломоносов: сподвижник просвещения
Славная биография Ломоносова хорошо известна каждому школьнику. Круг научных открытий учёного необычайно широк: химия и физика, навигация и мореплавание, астрономия, история, право, филология. Нет, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. Столь же известны его заслуги на почве народного просвещения. Горячий патриот России, Ломоносов выступал за расцвет русской науки. По его инициативе был открыт в 1755 году Московский университет. Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины.
«Случились вместе два Астронома в пиру»
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник 1 был, другой слыл Птолемей 2 .
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»
1 Коперник (1473—1543) — польский астроном, объяснил видимые движения небесных тел, обращение планет и Земли вокруг Солнца.
2 Птолемей (ок. 90 — ок. 160) — древнегреческий астроном, разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли.
Размышляем о прочитанном
1. О чём спорили знаменитые учёные Коперник и Птолемей? Как решил этот спор повар? Что хотел сказать своим произведением автор?
2. В чём проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру. »?
3. Что сообщили вам энциклопедические справки о Копернике и Птолемее?
Учимся читать выразительно
Подготовьте выразительное чтение текста стихотворения, постарайтесь при чтении диалога передать характеры персонажей.
Источник
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
Содержание сайта
21.10.2019
Ломоносов М. «Два астронома в пиру»
Главные герои стихотворения «Два астронома в пиру» и их характеристика
- Коперник. Астроном, сторонник гелиоцентрической системы
- Птолемей. Астроном, сторонник геоцентрической системы.
- Повар. Умный и находчивый.
План пересказа стихотворения «Два астронома в пиру»
- Два астронома
- Земля вокруг солнца
- Солнце вокруг земли
- Вопрос к повару
- Очаг вокруг жаркого
Главная мысль стихотворения «Два астронома в пиру»
Практический опыт может дать ответы на самые сложные вопросы мироздания.
Чему учит стихотворение «Два астронома в пиру»
Стихотворение учит не искать сложных ответов там, где есть простые. Учит руководствоваться доводами здравого смысла, не быть заумным.
Отзыв на стихотворение «Два астронома в пиру»
Это очень красивое и смешное стихотворение. Автор в нем нашел очень убедительный и понятный даже простым людям довод в пользу системы Коперника. Иногда юмор может решить самый сложный спор.
Анализ стихотворения «Два астронома в пиру»
Стихотворение было написано в 1761 году и является попыткой доходчиво объяснить, почему система мира Коперника правильная, а система мира Птолемея нет. Ломоносов использует юмор для подтверждения своих мыслей.
По жанру это стихотворение-притча.
Стихотворный размер — ямб, рифмовка параллельная.
Лексическое значение устаревших слов в стихотворении «Два астронома в пиру»
Случились — встретились.
В жару — пылко.
Слыл — звался, носил имя.
Сей — этот.
Простак — глупец, бесхитростный человек.
Очаг — печь с открытым огнем, мангал.
Жаркое — жареное мясо, шашлык.
Пословицы к стихотворению «Два астронома в пиру»
Что хитро, то и просто.
Не ищи мудрости, ищи простоты.
А ларчик просто открывался.
Народная мудрость учит преодолевать трудность.
Опыт — лучший учитель.
Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Два астронома в пиру»
На пиру встретились два астронома и стали спорить.
Первый утверждал, что земля крутится вокруг солнца, но второй возражал, что наоборот, все планеты ходят вокруг солнца. Одного астронома звали Коперник, второго Птолемей.
Они спорили долго, но их спор решил повар. Его спросили, что он знает о звездах, и как бы он рассудил спор.
Повар усмехнулся и сказал, что прав Коперник, потому что нет среди поваров таких простаков, что вращали бы очаг вокруг жаркого.
Источник