Одиннадцать друзей: рецензия на новую мелодраму «Двое во вселенной» с Ольгой Куриленко
Известный и многими любимый итальянский режиссер Джузеппе Торнаторе снял насколько странное, настолько и пространное кино — сама идея о его широком прокате представляется дурацкой, что ли. В оригинале фильм носит название «Переписка», которой, по сути своей, и является. А вот этих двоих во вселенной придумали российские локализаторы, не досмотревшие ленту до даже до середины. Впрочем, их сложно винить: как раз после первого часа хронометража зритель понимает, что постановщик заманил его в ловушку: расставил везде атрибуты мистики, научной фантастики и прочей интерстелларовщины, чтобы внезапно выкрутить на полную тумблер, подписанный «Романтичность» и еще час терзать зрителя пейзажами, разбитыми сердцами и актерской игрой Ольги Куриленко.
С тех пор, как молодой итальянец Торнаторе получил премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, прошло 26 лет. Четверть века не потрачены впустую: достаточно вспомнить о «Малене» и «Легенде о пианисте», чтобы убедиться, что это так. В послужном списке Торнаторе есть даже фильм «Незнакомка», в котором вместе играют российская актриса Ксения Раппопорт и незабвенный «Коррадо Каттани» Микеле Плачидо. В новом проекте постановщик привычно задействует голливудских актеров — на этот раз главные роли получили Куриленко и Джереми Айронс, которого в этом году непривычно много на больших экранах. И если с Айронсом, успешно изображающим бодрящегося из последних сил ракового больного, все понятно, то с украинской актрисой Торнаторе затеял сомнительный эксперимент, который вполне ожидаемо провалился. Её достаточно престарелая для студентки героиня по имени Эми на досуге подрабатывает каскадером, хотя на самом деле — неким подсобным материалом для творческих нужд. Режиссер пытается сказать нам, что за всеми этими бах-бабах скрывается тонкая и ранимая натура, но каждый страдательный монолог актрисы становится истинным мучением для зрителя.
Обработав йодом царапины после очередного дубля, Эми бежит либо дописывать дипломную работу по теории струн, либо спать с женатым профессором Эдом, который на протяжении шести лет развлекается созданием из банального адюльтера увлекательного романа с письмами, цветочками и видеопосланиями. Трейлер и начальная часть сюжета вроде как обещают нам загадочную трагедию, замешанную на смелых научных теориях о параллельных вселенных и 11 двойниках, которые есть у каждого. Эд внезапно исчезает как осязаемый объект, но продолжает присылать цветики, видеозаписи, бумажные письма и SMS-сообщения. Встревоженная отсутствием физической близости девушка отправляется на поиски, но ей на каждом углу говорят, что профессор скончался от опухоли мозга (похожей на Крабовидную туманность), выражают соболезнования и машут перед лицом влюбленной Эми справками о кремировании. Перетерпев несколько сцен, в которых актриса Куриленко демонстрирует нечеловеческую скорбь при помощи ненатуральной бледности, уместных слез и лежания на асфальте, зритель готовится к детективу о путешествиях по параллельным мирам, но не тут-то было.
Торнаторе внезапно начинает демонстрировать аудитории сильно деформированный ремейк известной американской мелодрамы 2007 года «P.S. Я люблю тебя», основанной на не менее известной книге Сесилии Ахерн. Европейскому режиссеру, конечно, в рамках такого сюжета тесно, поэтому он старательно усиливает фланги самыми разными фигурами: влюбленные становятся любовниками, вынужденными врать всем вокруг, каждый из них отягощен прошлым до предела, да и сама идея с письмами умершего человека приобретает зловещий характер. Постепенно выясняется, что перед смертью профессор развил кипучую деятельность, достойную маньяка из киносериала «Пила» (и столь же мало похожую на правду). В итоге покойник не только оказывается в состоянии круглосуточно терзать убитую горем возлюбленную сообщениями и видеозаписями своих монологов, но и оставляет за собой право капризничать, дуться и бросать трубку. Собственно, именно на этом Торнаторе и построил вторую половину фильма: Эми всеми силами старается заслужить прощение человека, прах которого давно развеяли над подходящим для этого водоемом, а когда ей это удается, наступает всеобщее счастье и новая жизнь.
Все это, вне всякого сомнения, забавно, но слишком уж вторично и наигранно. Итальянец не изменяет себе, насыщая действие разнообразными метафорами, но сама история настолько скучна, что их не хочется замечать. Наконец, «Двое во вселенной» испытывают острейший дефицит юмора, пусть даже грустного в силу обстоятельств непреодолимой силы: возникает ощущение, что создатели фильма опасаются лишней шуткой раньше времени разрушить гипсовый панцирь, в который помещено сознание несчастной Эми. Чтобы совсем уж буквализировать замысел, Торнаторе действительно делает полный слепок тела Куриленко — но в соседней сцене он не менее натуралистично ее вешает и в потоке иносказаний и высказываний печально тонет вся задумка. Мертвый профессор, кстати сказать, проявляет себя и как талантливый психоаналитик, так что плачущего гадкого утенка ждет и примирение с близкими, и домик на острове, и прочие атрибуты превращения в прекрасного лебедя ближе к сорока. Но к этому моменту зрителю станет окончательно неинтересно: ему как будто рассказывают долгую, полную громоздких деталей историю из жизни незнакомых людей, конец которой слишком быстро становится предсказуемым.
И не скажешь, что Торнаторе даром тратил свое и чужое время: в сюжете «Двоих во вселенной» предостаточно, например, советов для начинающих романтиков и для того, чтобы ими воспользоваться, совсем не обязательно скоропостижно умирать. Однако убедить нас в том, что тягость бытия для главной героини в конце концов превратилась в легкость, режиссеру так и не удается: в этом есть и доля заслуги главной актрисы, которая слишком увлекается построением признаков глубокой депрессии на отдельно взятом лице. Может сложиться и так, что Ольга Куриленко получит за эту роль пару наград, побросает пистолеты и кожаные костюмы, перестанет касаться темы «вы были девушкой Бонда» в интервью, а там и за режиссуру возьмется. Всякое бывает: в конце концов, у каждого из нас действительно может оказаться больше десяти двойников, блуждающих по соседним реальностям. Глупо быть против этого: в конце концов, тут и в одной-то реальности преспокойно умещаются фильмы-двойники, отличающиеся друг от друга разве что бутафорскими париками и приклеенными усами. И «Двое во вселенной» в этом плане не самый ужасающий пример.
Возрастная категория материалов: 18+
Источник
Рецензия: «Двое во вселенной» с Ольгой Куриленко и Джереми Айронсом
Долгий поцелуй в темноте, скрывающей лица. Едва свет озарит черты, как мы разглядим в целующихся старика и девушку. Страстно вздыхая, пожилой любовник прошепчет что-то про «жаль, нам нельзя быть вместе сколько захочется» и нырнет в со-седний номер отеля. То, что поначалу кажется банальным адюльтером, получит небанальное сюжетное развитие.
Следующие два часа мы будем читать и слушать сообщения, которыми профессор Эд Ферум (Джереми Айронс) бомбардирует возлюбленную студентку Эми Райан (Ольга Куриленко). Звонит ей на площадку, где она выполняет каскадерские трюки. Пишет эсэмэски в университет на экзамен по астрофизике. Всплывает в окне скайпа, чтобы поздравить с успешной сдачей. Вручает дубликат потерянных ключей — тоже не лично, через курьера.
Личных встреч больше не будет, как и самого профессора: в аудитории, куда Эми однажды приедет послушать лекцию о космической гармонии и параллельных вселенных, зачитают некролог. Письма и сообщения при этом продолжат атаковать Эми вопреки возможностям умершего физического тела их посылать — великая любовь, как известно, бессмертна и творит чудеса.
Фильм La corrispondenza, выходящий в российский прокат под названием «Двое во вселенной», можно было бы маркировать как претенциозную мелодраму, если бы драма местами уверенно не перевешивала любовную линию. Сначала интрига и вовсе напоминает детективную: шокированная героиня едет в Эдинбург искать след возлюбленного, обрывающийся в крематории. Затем разгадывает тайну поступления писем.
Чуть позже, словно наркоман к дозе, она привыкает к виртуально-загробному роману, вершащемуся где-то на небесах посредством мобильных сигналов из прошлого. А вскоре и прежде испытывавшая сложности с социализацией Эми окончательно выпадет из общественной жизни. Подобно Эвридике героиня будет бродить как тень с мобильником в руках, ожидая посланий от возлюбленного с того света.
Романтический контекст на глазах зрителя становится обсессивным: старик-профессор умер и тащит следом живую девушку, с которой не смог расстаться. Одержимость — тема, давно волнующая режиссера Джузеппе Торнаторе: он касался ее и в «Незнакомке», и в «Лучшем предложении». «Двое во вселенной» тоже продолжают эту линию, но немного под другим углом.
Дальним референсом к ленте можно назвать картину «Она» Спайка Джонса о любви писателя к бесплотной операционной системе с сексуальным голосом Скарлетт Йоханссон. Фильм, получивший «Оскар» за оригинальный сценарий, содержал довольно простой месседж: человек влюбляется в совокупность черт характера и личностных особенностей, по
отношению к которым физическое тело вторично. Его может и не существовать вовсе.
В ленте Торнаторе главный герой умирает, но слово его живет, удерживая на орбите те спутники, что были рядом при жизни.
От окончательного падения в пучину банальности работу Торнаторе удерживает только саспенс, поддерживаемый музыкой Эннио Морриконе. Сентиментальность, граничащая с дурным вкусом, пропитывает картину насквозь. Дочь главного героя Ферума всерьез произносит сентенцию «Как я хотела бы, чтобы меня так любили». Лист бьется в оконное стекло. Сокол летит за поездом…
59-летний режиссер и раньше не стеснялся примитивной образности, но здесь решил переплюнуть самого себя. Актриса Ольга Куриленко будет много и часто плакать — «Двое во вселенной» стали ее драматическим бенефисом, как когда-то «Малена» для Моники Беллуччи. Красивые люди страдают в красивых декорациях под грустную музыку — Торнаторе знает, что на товар подобного рода всегда найдется купец. Получив в 1989-м «Оскар» и кучу упреков в приторности, он сыплет столько сахара, сколько хочет, и, кажется, нисколько не боится умереть от диабета. Смерть не проблема, если даже мертвый профессор способен писать красивые любовные письма.
«Двое во вселенной» (La corrispondenza) / Италия, 2016 г., 116 мин. Режиссер: Джузеппе Торнаторе. В ролях: Джереми Айронс, Ольга Куриленко, Шона МакДональд, Даррен Уитфилд, Саймон Микок, Анна Савва, Джеймс Блур. В прокате с 5 мая ( «Экспонента» )
Источник
Вопреки названию фильма «Двое во Вселенной» Ольга Куриленко там одна
Ольга Куриленко ходит и тоскует. Сидит и тоскует. Лежит и тоскует. Стоит и тоскует. Тоска монотонна, поэтому за кадром непрерывно звучат два скорбных аккорда. Может быть, три. Зато сочинил их классик Эннио Морриконе.
Между тем скоро сессия, а героиня Куриленко – студентка.
Ее зовут Эми, она изучает астрофизику и очень любит женатого профессора в исполнении Джереми Айронса. Профессор тоже ее очень любит. Но вскоре умирает, практически в самом начале фильма.
Поэтому Ольга Куриленко тоскует. Больше в общем-то ничего не происходит, если говорить о кино: красивая Ольга Куриленко тоскует в красивых пейзажах и интерьерах. Она меланхолически бродит с чемоданом по Эдинбургу, где живет семья профессора. Или меланхолически бродит по деревне Вентозо, расположенной на живописном острове неподалеку от Венеции (вместо просмотра фильма можно погуглить «курорты Сан-Марино»). Там у профессора дом, в котором влюбленные провели много счастливых часов, разговаривая о теории струн, параллельных мирах и двойниках, которых у каждого из них может быть по десять. Теперь Эми смотрит на воду и на огонь в камине. Как известно, на огонь и воду можно смотреть бесконечно.
Одна. Сама
После роли Бонд-герл в «Кванте милосердия» Ольга Куриленко играла в паре с такими звездами, как Том Круз («Обливион»), Пирс Броснан («Человек ноября»), Рассел Кроу («Искатель воды»), Бен Аффлек («К чуду» американского классика Терренса Малика). «Двое во Вселенной», при том что здесь есть Джереми Айронс, – из тех редких случаев, когда роль Куриленко главная. Недавно актрисе доверили боевик (она была главной звездой фильма «Ускорение»), теперь – мелодраму.
Между тем профессор шлет ей sms, бумажные письма, подарки и компакт-диски. Эми вставляет их в старый ноутбук, который нужно стукнуть, чтобы заработал. И смотрит на любимого, который разговаривает с ней как по скайпу, только ответить невозможно. Оригинальное название фильма – La corrispondenza, т. е. «Корреспонденция», «Переписка».
Некоторое время теплится надежда, что скоро начнется фантастический триллер в духе недавнего «Превосходства», где смертельно раненный ученый в исполнении Джонни Деппа перекачал свое сознание в суперкомпьютер и неизбежно пришел к идее мирового господства. Но фильм итальянца Джузеппе Торнаторе – не фантастический триллер, а мелодрама. Поэтому ничего, кроме тоски Ольги Куриленко, ждать не приходится. Даже вопрос о том, не переместился ли профессор в параллельную реальность, быстро перестает быть двигателем сюжета. Потому что не все ли равно, из какой пространственно-временной дыры изливается это уныние под музыку Морриконе.
Эми тоскует даже тогда, когда работает каскадером. Это нелепое занятие хочется объяснить заботой режиссера о том, чтобы Ольга Куриленко, снимаясь в артхаусном проекте, не теряла формы и имиджа героини боевиков. Но Торнаторе скучно объясняет его давней психологической травмой Эми.
Не понятно, кстати, когда она учится. Но профессор подарил ей перстень, который на экзамене помогает. А еще шлет sms с подсказками, какой ей вопрос зададут. И работой над дипломом словно бы продолжает руководить. Он ведь как далекая звезда, свет от которой доходит до нас даже после ее смерти. Вот какое кино романтическое.
Источник
Двое во вселенной. Рецензия
Сонливый сказ о любви
Человек получает письмо из будущего. Или на самом деле из прошлого. А может быть, из настоящего. Для романтической драмы нет ничего лучше, чем трогательная фантазия о любви на расстоянии, да ещё и со сказочным путешествием в пространственно-временном континууме. Нет, речь не о «Доме у озера», а об англо-итальянской мелодраме «Двое во вселенной» Джузеппе Торнаторе, который превращает письма и компьютерные диски в машину времени. Его работа – это слащавый брак романтического прошлого и технологического настоящего.
В «Двоих во вселенной» Торнаторе рассказывает о романе, который охватывает внушительное время жизни двух людей, но показывает лишь несколько поцелуев. Идея переписки двух влюблённых, о которой знают только они – стара как мир. Несколько десятков лет подобный сюжет был научно-фантастическим детищем, однако сегодня рассказ об Эде (Джереми Айронс) и Эми (Ольга Куриленко) – реален, ощутим, сентиментален, но парадоксально неправдоподобен. И давайте разбираться что к чему.
История любви стареющего учёного и молодой студентки ломает границы пространства и времени. Герой Айронса, который вскоре умирает, остаётся для тоскующей Эми и памятью, и наставником, и светящейся звездой, которая греет её в ночи. Джереми Айронс выступает в амплуа блестящего профессора астрофизики, а Ольга Куриленко – в роли его смышленой подопечной. Во вступлении поразительной красоты зрителя знакомят со взаимной страстью Эда и Эми. Они возбуждённо обнимаются, поражённые запалом телесной и духовной нежности. Начало фильма – в гостиничном номере – первый и последний раз, когда мы видим их вместе. Они называют друг друга ласковыми, но странными прозвищами: Эд зовет её «Камикадзе», потому что она работает каскадёром в кино, а Эми называет его «Волшебником», потому что он – умнейший преподаватель.
Взволнованные персонажи сохраняют длительные отношения на расстоянии при помощи текстовых сообщений, электронной почты и видеозвонков. Их телефоны и компьютеры не умолкают ни на минуту. Звонки и уведомления, звонки и уведомления. Вдруг Эд таинственным образом исчезает, но его милые, любовные текстовые сообщения продолжают поступать. Почему? Зачем? И что должна делать Эми? Девушка должна отвечать или молчать? Так начинаются её поиски истины, построенной на технологиях и магии.
Связь между мудрым профессором и молодой выпускницей – тема не первой свежести, но этически всегда противоречива и достойна внимания. А понимание того, что у Эда есть семья, даёт публике причину остаться и следить за дилеммой персонажей. Тем не менее, постепенно мы понимаем, что самодовольство автора не ставит нас на путь моральных нюансов сюжетной экспозиции. Да и зрителю сразу показывают, что вполне нормально, что якобы благоразумная, культурная девушка тратит всё время на лекциях и в библиотеке на чтение и ответы возлюбленному. Такая привычка – суть истории и инструмент повествования. Способна ли подобная экспозиция подтолкнуть зрителя идентифицировать себя с главными героями – большой вопрос.
Итак, любезность и обходительность героя Айронса кажется мнимой. Уж слишком мало времени мы видели вместе эти два милых, почти родных сердца, чтобы поверить в правдивость их любви и окружения. Естественно, смерть Эда – фатальный удар и для зрителя, и для Эми. Тут Торнаторе цепляет всех на крючок. Поистине крутой поворот почти в начале фильма вызывает интеллектуальное и эмоциональное любопытство, но в то же время знаменует начало утомительного пути Эми с надуманной чередой случайностей и рядом сочинённых оказий.
Виртуальное присутствие героя Джереми Айронса ставит под угрозу весь сюжет, а инфантильная игра Ольги Куриленко заставляет пролить слезу лишь в миг потери её любимого. Заботливые сообщения и навязчивые письма становятся раздражающим принуждением и невольным якорем сюжета, чтобы рассказ работал и должным образом подзадоривал интерес Эми и публики. Иными словами, мы смотрим не потому, что сочувствуем героине Куриленко, а потому, что повествование соткано из череды удобных и благоприятных условий.
Фильм не о ней, а о нём. Если быть точнее, то «Двое во вселенной» – кино о поиске одного человека другим. Беглое появление в кадре маленького сына Эда – шаткая попытка показать противоречивость женатого мужчины, который любит и свою семью, и невинную Эми. Можно понять, почему молодая девушка увлекается взрослым мужчиной – общие интересы и сфера деятельности. Однако рассказано об их отношениях вскользь и широкими штрихами, поэтому их чувства воспринимаются как данность. Секретность их отношений – избитый лейтмотив, который совершенно очевидно используется как средство для создания принуждённой остроты и бесполезной тоски, которые никак не обыгрываются. Под конец выясняется, что в скрытности вообще нет необходимости, ибо она присутствует только для усиления мелодраматичности происходящего.
Когда мужчина покидает Эми, она забывает о работе, университете и общественной жизни. Правда, общее положение дел намекает на её успех, хотя мы лишь урывками видим её за изучением книг, а всё остальное время Эми заливается слезами и путешествует по живописной Европе: то в Шотландию, то в Италию, то в Англию. Она не космически богата, однако ей удаётся не работать и окунуться с головой в трагедию своей жизни.
Ключевой недостаток фильма – правдивость действия. У фильма два пути: детективно-приключенческий и романтически-фантазийный. Кто отправляет девушке письма и видео-послания от имени Эда? Эми, будто сыщик, связывает звенья одной цепочки событий, чтобы в конце концов добраться до передатчика-инкогнито. Джузеппе Торнаторе же идёт совершенно иной тропинкой. Вместо увлекательного расследования режиссёр увлечён серией удачно расставленных сюжетных эпизодов и вспомогательных персонажей.
Кроме того, в жизни Эми есть коллега, который, очевидно, не равнодушен к прекрасной девушке и выступает в образе героя. Когда девушка начинает рыдать, сидя перед экраном компьютера и слушая очередной монолог умершего любовника, смелый парень мгновенно подбегает к ней, чтобы остановить запись. В финале молодой человек намекает Эми на нечто большее, чем дружбу, и она, кажется, нерешительно отвечает ему взаимностью, но звёзды, которые не раз появляются над головой героини – образное присутствие духа Эда – очевидно иллюстрируют неувядаемость платонической любви. Эми уходит вдаль, улыбнувшись поклоннику, но звёзды освещают путь этой очаровательной особе. Изящная метафора унылой истории.
Вместе с тем эстетика фильма довольно привлекательна, хотя оператор Фабио Замарион не стремится к изобретательности и авангардности изображения. История заманчива, но чувствуется желание Торнаторе произвести изрядное впечатление и заявить о собственной значимости. Ряд действий видится вынужденным и невероятным, а некоторые сцены и вовсе кажутся демонстративными. Напротив, скупое, но довольно звучное музыкальное сопровождение уже оскароносного старика Эннио Морриконе душещипательно.
Торнаторе показывает, что технологическая переписка есть попытка человека продлить собственное существование. К слову, камерная испанская картина «10 000 км» – настоящее экзистенциальное путешествие и полновесное изображение тезиса Торнаторе. А вот его «Двое во вселенной» – сфантазированный, иногда безосновательный рассказ о любви, который пропитан недурной мистикой, но видится рутинной, изматывающей драмой.
Милое личико Ольги Куриленко, статный, но эпизодический образ Джереми Айронса и славная затея Джузеппе Торнаторе – всего этого не достаточно для спасения меланхолично-тоскливого корабля усопшей любви. По крайней мере, «Двое во вселенной» выглядит красиво, тут и там делаются занятные философские ссылки, а лирическое клавишно-струнное музыкальное сопровождение от Эннио Морриконе внушает наслаждение настолько, чтобы зрители отвлеклись от вялой мечтательности слабого фильма.
Вердикт: «Двое во вселенной» – сонливое кино и пустая трата времени, и, к сожалению, всё, что мы получаем, – это сентиментальный вздор и скуку. А нужна-то щепотка реализма.
Источник