«Призрак Вселенной: в поисках тёмной материи»
Залы планетария: 10:00 — 21:00
«Ретро-кафе»: 10:00 — 20:00
Выходной день: вторник
Музей Лунариум временно закрыт.
Ознакомьтесь с правилами посещения.
+7 (495) 221-76-90
АО «Планетарий» © 2017 г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Темная материя составляет 95% массы Вселенной, но до сих пор ученые пытаются приоткрыть завесу этого загадочного «нечто».
С самого момента Большого Взрыва роль темной материи обнаруживается в ее влиянии на формирование и движение звезд и галактик. Чтобы разгадать тайну Вселенной, команда ученых в Европейской лаборатории физических исследований ЦЕРН с помощью сверхчувствительной аппаратуры проводит эксперименты, которые позволят зафиксировать крайне редкое взаимодействие частиц темной и обычной материй.
Зрители полнокупольного шоу станут свидетелями захватывающего путешествия под землю, где на глубине более 100 метров расположен мощный ускорительный комплекс, в котором пучки протонов с почти световой скоростью сталкиваются друг с другом. Смогут ли ученые с помощью нового эксперимента «поймать» темную материю?
Тег video не поддерживается вашим браузером. Скачайте видео
СЕАНС СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ЧАСТЕЙ
Перед показом полнокупольного фильма демонстрируется звездная программа – яркая, максимально близкая к естественной картина звездного неба, которую создает главный аппарат Планетария – Универсариум М9 — самый совершенный, единственный в России оптоволоконный проектор звездного неба.
Новая программа станет вашей “путеводной звездой” в мир астронавигации. Как распознать путеводные светила и запомнить звездные маршруты? Какие сокровища таит сияющее мириадами звезд ночное небо? Где и зачем искать Полярную звезду? Как легко и быстро находить самые известные созвездия? Ответам на эти вопросы и посвящается новая увлекательная звездная программа о секретах астронавигации. Это новая гибридная программа Московского Планетария, сочетающая в себе проекцию звёздного неба и компьютерную графику.
Источник
«Разноцветная Вселенная»
Залы планетария: 10:00 — 21:00
«Ретро-кафе»: 10:00 — 20:00
Выходной день: вторник
Музей Лунариум временно закрыт.
Ознакомьтесь с правилами посещения.
+7 (495) 221-76-90
АО «Планетарий» © 2017 г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Фильм расскажет о всеволновой астрономии, которая позволила увидеть небо в инфракрасном, ультрафиолетовом, рентгеновском и гамма-диапазонах. Освоение каждого из них стало научным прорывом, который позволил человечеству изучить новые объекты и явления во Вселенной.
Вы сможете собственными глазами увидеть мир в невидимом излучении, побывать внутри звездной туманности, открыть множество новых светил и встретиться с самыми мощными объектами во всем Космосе.
Вселенная раскроется перед вами словно гигантская картина и поразит вас богатством оттенков и удивительных деталей. На этом полотне запечатлена вся история мироздания.
Приглашаем вас за границы видимого мира, где вы убедитесь в невероятной красоте нашей разноцветной Вселенной!
Фильм создан студией Московского Планетария и удостоен специальной награды Директора Минского полнокупольного фестиваля и фонда «Добра» в 2019 году. Также «Разноцветная Вселенная» стала лауреатом VI Всероссийской премии «За верность науке», получив дипломом II степени в номинации «Лучший научно-популярный проект года», а в 2021 году на V Международном фестивале полнокупольных программ «Отражение Вселенной» удостоен награды «Лучший фильм».
СЕАНС СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ЧАСТЕЙ
Перед показом полнокупольного фильма демонстрируется звездная программа – яркая, максимально близкая к естественной картина звездного неба, которую создает главный аппарат Планетария – Универсариум М9 — самый совершенный, единственный в России оптоволоконный проектор звездного неба.
Новая программа станет вашей “путеводной звездой” в мир астронавигации. Как распознать путеводные светила и запомнить звездные маршруты? Какие сокровища таит сияющее мириадами звезд ночное небо? Где и зачем искать Полярную звезду? Как легко и быстро находить самые известные созвездия? Ответам на эти вопросы и посвящается новая увлекательная звездная программа о секретах астронавигации. Это новая гибридная программа Московского Планетария, сочетающая в себе проекцию звёздного неба и компьютерную графику.
Источник
Новости
Залы планетария: 10:00 — 21:00
«Ретро-кафе»: 10:00 — 20:00
Выходной день: вторник
Музей Лунариум временно закрыт.
Ознакомьтесь с правилами посещения.
+7 (495) 221-76-90
АО «Планетарий» © 2017 г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
«Темная Вселенная» на куполе Московского Планетария
Сможет ли человек когда-нибудь побывать за пределами нашей галактики Млечный путь? Благодаря современным возможностям визуализации глубокого Космоса, сделанной на основе новейших научных данных, зрители полнокупольного шоу «Темная Вселенная» оказываются на расстоянии 100 миллионов световых лет от Земли.
Вселенная представляет собой нечто любопытное – гораздо более любопытное, чем мы могли вообразить. По мере того, как ученые постигают загадки космоса, их открытия обнаруживают все новые границы исследований. Создатели пересмотрели способ, которым планетарии преподносят науку общественности, они использовали погружение через визуализацию данных. Это самый дорогостоящий и сложный способ создания полнокупольных фильмов, но и результат максимально приближен к реальности. Шоу «Темная Вселенная» приглашает вас в путешествие, во время которого вы познакомитесь с известными фактами и тайнами, которые до сих пор не удалось постичь:
- Планеты, звезды, составляют меньше 5% Вселенной. На что приходятся другие 95?
- Наше место в Космосе — место Млечного Пути в пределах видимой Вселенной.
- Большой взрыв — что это? И каков космический микроволновый фон?
- Расширение Вселенной ускоряется, а не замедляется, как полагали когда-то.
- Темная материя и Темная энергия — невидимый космический океан Вселенной.
Расписание сеансов в июле:
16:40 — 17:35 Пн, Чт, Сб, Вс
19:10 — 20:00 Вс
20:25 — 21:15 Ср, Пт
Возрастные ограничения: 12+.
Фильм доступен на китайском, испанском, немецком, японском, английском, французском, русском, итальянском языках.
По билету в Большой Звездный зал за 1 час до сеанса можно посетить музей Урании с экскурсией.
Билеты можно приобрести в кассах или на сайте Московского Планетария в разделе «Купить билет».
Полнокупольный фильм «Темная Вселенная» произведен Американским музеем естественной истории, Нью-Йорк ( www.amnh.org ), в сотрудничестве с Калифорнийской академией наук, Сан-Франциско и GOTO INC, Токио, Япония.
Обладатель наград Awards Include: Best Producer Choice at IPS-Macao International Fulldome Festival, Best Science Visualization at FullDome Festival in Jena, Germany, Best Immersive Cinema (Fulldome) at Jackson Hole Science Media Awards.
Источник
Томас Краупе: «Планетарий — театр разума, где создаётся мысль о людях и Вселенной»
Над идеей создания реалистичного изображения звездного неба задумывались с древних времен. Первый планетарий был создан Архимедом во II веке до нашей эры. Согласно данным МИД Германии, в стране насчитывается около 100 планетариев. Первый планетарий был открыт 18 июля 1926 года. В числе неизменно лучших следует назвать планетарий Гамбурга. Жители Германии прекрасно знают, что смотреть на звезды — это намного лучше, чем изучать их в атласе. Поэтому они так любят посещать планетарии. Директор планетария Гамбурга Томас Краупе рассказал «Хайтеку», что представляет собой современный планетарий, о возрастных аудиториях и программах, а также технологиях, благодаря которым планетарии будут развиваться в будущем.
Томас Краупе — с 2000 года директор планетария Гамбурга, астрофизик, дважды президент Международного союза планетариев (IPS, International Planetarium Society), консультант по иммерсивным представлениям.
Планетарий Гамбурга — туристическая достопримечательность в Гамбурге, функционирующая с 1930 года. Благодаря проектору Zeiss Universarium 9 посетители планетария могут видеть 9 тыс. звезд. Ежегодно его посещают свыше 300 тыс. зрителей разного возраста. Для них предусмотрены различные образовательные программы.
Планетарий: модель Вселенной или шоу?
— Современный планетарий может быть иммерсивным шоу, похожим на театр? Как сочетаются эти противоположности?
— Планетарий всегда был несколько театральным, ведь он представляет собой комнату без стен. Стоит свету погаснуть, как исчезает мебель и появляется «комната бесконечности». Первые планетарии были не просто музеями ночного звездного неба, а имели более глубокий замысел. Фон Миллер, основатель Немецкого музея в Мюнхене, планировал создать комнаты для зрителей, чтобы продемонстрировать не просто модели космоса и мира, а именно геоцентрическую и гелиоцентрическую модель Вселенной.
Развитие цифровых технологий позволяет в данный момент разрешить задачу при помощи всего одной комнаты. Наземные ракурсы без резких переходов сменяются космическими. Планетарий — театр разума, где создается мысль о людях и Вселенной. Мы словно рассказываем истории и размышляем над вопросами бытия: это могут быть люди, Вселенная, мифология или современная наука.
— В вашем планетарии впервые стали применять стереоскопическое изображение с разрешением 8K и 3D-звучанием. Во сколько обошлась подобная идея и кто финансировал модернизацию?
— Оборудование, установленное в планетарии, включая механический звездный проектор, стоит приблизительно 8 млн евро. Частично затраты компенсируются посетителями. Другую часть оплачивает городской департамент культуры.
— Какие технические новшества появились в планетарии?
— Нам пришлось перейти на современную цифровую систему. Установлены мощные компьютеры повышенной производительности с графическим устройством вывода. Мы получили доступ к крупнейшему цифровому 3D-атласу и базам данных о Вселенной в режиме реального времени. Возможности цифровой технологии, которая позволяет охватить изображением пространство всего купола, настолько велики, что атмосфера Вселенной, в которую погружаются посетители, максимально приближена к реальной.
— Раньше в центре зала в Московском планетарии находился странный агрегат с многочисленными отверстиями и деталями, вращающийся по множеству осей. В современных планетариях уже везде используется цифровая проекция?
— Несмотря на то, что многое изменилось, подобная картина встречается до сих пор. В ряде планетариев, наподобие Гамбургского, мы видим «гибриды», объединяющие классические механические звездные проекторы и цифровую на полном куполе.
В музее Урании (Московский планетарий) выставлены фрагменты проекционных аппаратов предыдущих поколений. Первый из них имел заводской номер 13 (1929 год). Второй — 313 (1977-й). Новый аппарат — Universarium 9 — получил номер 613. Все три произвела компания Carl Zeiss.
В старых оптико-механических аппаратах свет проекционной лампы использовался неэффективно. Изображение звезд формировалось при прохождении света через маску — кусочек фольги с мелкими отверстиями.
В Universarium 9 маска имеет вид непрозрачного покрытия на тыльной стороне проекционной линзы. В покрытии лазером сделаны отверстия, соответствующие звездам, и к каждому отверстию припаяна нить оптоволокна.
Волокна собираются в пучок и подсвечиваются проекционной лампой, свет которой используется полностью. В результате на куполе появляются яркие и четкие изображения 9 тыс. звезд — такое небо видно лишь из высокогорья.
Благодаря такому объединению получаются реалистичные образы ночного неба с мощной имитацией космоса. В течение следующих лет из-за активных самосветящихся LED-куполов нынешние проекторы попросту устареют. Машины и проекторы могут быть довольно популярными и культовыми, но, в конце концов, когда в комнате становится темно, значение имеют уже не технологии, а реалистичность и качество иллюзии аудиовизуального погружения, поскольку именно это вовлекает публику в рассказываемую историю.
Почему возраст не важен, а шоу может чему-то научить
— В планетариях свыше 50% посетителей до 18 лет. Чем вызвано возрастное ограничение в 12 лет, которое у вас существует?
— В нашем планетарии предусмотрено около 30 программ для разных возрастов и даже для малышей от 3 лет. Самое большое количество программ для детей пяти-шести лет. Более сложные программы с терминами и специальным сюжетом предлагаются подросткам старше 12 лет. В общем, у нас найдутся программы для любого возраста. По выходным предпочитают приходить семьями, состоящими из людей различных возрастных категорий. Для тех, кто перешагнул 12–16-летний рубеж, предлагаются захватывающие ночные шоу.
— Если все-таки определять планетарий однозначно, — это шоу, научный инструмент или образовательный центр?
— Многое зависит от целей. Планетарий можно воспринимать как виртуальный телескоп, микроскоп или машину времени для погружения в большие данные и большие открытия. Планетарий в целом — нечто большее, «комната бесконечности», уникальное место, где люди собираются, чтобы узнать о взаимоотношениях со Вселенной. Одних цифр и фактов недостаточно. Театр должен иметь отклик в душах и сердцах, затрагивать интеллект и эмоции. Мне не нравится термин «шоу». Планетарий намного глубже: он обучает воображение, дает ощущение масштаба и ответственности, помогая изменить мышление ради лучшего будущего.
— В России в последние годы планетарии массово закрываются, а освобожденные помещения передаются церкви. Как вы к этому относитесь?
— Надеюсь, что произойдут изменения. Есть несколько ярких примеров. Например, «Планетарий № 1» в Петербурге. Цифровые медиатехнологии обеспечивают широкие возможности не только для астрономии, но и для всех отраслей науки и видов искусства. Теперь можно взаимодействовать со зрителями в театрах с эффектом погружения, которые мы назвали планетариями.
Для России характерны не только поразительное наследие и гордая история превосходства во многих областях науки и технологии. Ваша история знает великих героев из космических программ СССР. Я встречал в России множество умных и образованных молодых людей. Я верю, что они создадут новые формы современных планетариев. Помимо фантастических театров оперы, балета и концертных залов, каждому из городов необходим современный планетарий для лучшего будущего. Чтобы претворить идею в жизнь, необходима поддержка на уровне города и правительства.
Главный вызов для планетариев — маркетинг
— Зачем вы применяете реальное музыкальное сопровождение с привлечением известных артистов?
— Да, музыкальная и звуковая среда — это не видеоряд. Они вызывают физический и эмоциональный отклик, определяя место в окружающей среде и в космосе.
Погружение в тщательно подобранный звук и музыку зачастую важнее даже самого качественного видеоряда, поскольку открывает разум. Мы прилагаем все усилия, чтобы уделять внимание качеству звука и звуковому оформлению. Многие музыкальные исполнители в восторге от возможности работать с нами, используя пространственную звуковую систему с 64 динамиками и 3D-изображениями.
Обеспечивается полный творческий контроль при погружении в аудиовизуальные миры. Мы гордимся тем, что работали с мировыми знаменитостями. Одним из них стал прославленный Жан-Мишель Жарр — «крёстный отец» электронной музыки. С нами работали Эния и Майк Бэтт, а также местные диджеи, композиторы и художники.
— Потрясающая идея — использовать планетарий как площадку для выступления артистов. Звезды и зрители остались довольны новым форматом?
— Разумеется, довольны, ведь посещаемость выросла в три раза. Многие приходили повторно, а фанатов стало еще больше. В планетарий приходило много новых зрителей — взрослых, молодых и студентов. Прежние посетители были в недоумении, поскольку они не видели анонс программ и ожидали увидеть «тот же самый старый планетарий», показывающий планеты и созвездия на сверкающем небе. Зрителям нужно было узнать, что теперь у них есть больший выбор — не просто статичный вид характерных узоров ночного неба, но и разнообразных ракурсов. Это и наука, и искусство, как и многое, связывающее людей со Вселенной.
Маркетинг и донесение художественной программы в новом формате до потенциальных посетителей — главнейший вызов. Есть много людей, которые думают, что планетарий — просто обсерватория, где вы смотрите на звёзды в телескоп.
— Вы хотели бы оставить Землю и устремиться к звездам?
— Безусловно, я бы хотел увидеть Землю красивой, какой видели ее астронавты программы «Аполлон» с Луны. Но я думаю, что наша Земля — лучшее из мест во Вселенной. Я хочу прожить жизнь здесь, на острове Земля, встретить собратьев-землян, пользоваться планетарием для полета к звездам и помогать людям узнавать о драгоценном мире, который мы делим вместе.
Источник