Земля, Солнце и Луна
Если говорить с нашей позиции, то это три важнейших объекта для жизни человека. Земля – наш родной дом, Солнце гарантирует тепло, а Луна – обеспечивает приливы.
Луна вращается вокруг Земли, а планета облетает по орбите вокруг Солнца. Пространство рассматривается нами с подвижной платформы, смещающейся по орбитальному пути. Осевое вращение приводит к тому, что Солнце проделывает свой путь по небу, а Луна тратит на проход 29 дней.
Дистанция Луна-Земля охватывает 384403 км, а Земля-Солнце – 149 597 887 км. Если разделить их, выйдем на 389. А теперь поделим также солнечный (1.4 млн. км) и лунный (3474 км) диаметры. Получаем 403. Вы можете заметить, что они практически совпадают.
Схема лунного затмения
В небе небесные тела кажутся одинаковыми по величине, благодаря чему мы способны наслаждаться солнечным и лунным затмениями. Кажется, что спутник полностью перекрывает звезду и отбрасывает тень. Мы не можем увидеть этого каждый месяц, потому что лунная орбита немного наклонена от земной вокруг Солнца. Иногда они совпадают или же Луна оказывается ниже.
Также звезда и спутник сотрудничают для формирования приливов. Большая часть обусловливается лунной гравитацией, но небольшая принадлежит Солнцу. Пик приливов наступает, если оба объекта расположились на одной стороне, а минимум – на противоположных.
Схема солнечного затмения
Ярчайший объект для Земли – Солнце с кажущейся величиной -26.73 (в 449000 раз ярче полнолуния). Лунная яркость достигает -12.6, но это отраженный солнечный свет. На нашем сайте можете полюбоваться этими объектами в онлайн телескоп в режиме реального времени или на фото. Также есть 3D-модели, отображающие движение Земли, Солнца и Луны в пространстве и вокруг друг друга.
Источник
Как вращаются Земля, Луна и Солнце
Луна, Земля, Солнце — три важнейших небесных тела, определяющих существование человечества. Первое поддерживает стабильность вращения нашей планеты, влияет на приливы и отливы, второе — наш родной дом, а третье обеспечивает поступление к нам тепла и света.
Размеры Солнца и Луны
Для понимания природы солнечных затмений нужно знать, во сколько раз Луна меньше Солнца. Диаметр центральной звезды нашей системы составляет 1,4 млн км, аналогичный параметр земного спутника — почти 3,5 тыс. км, разница составляет примерно 400 раз.
В то же время Луна находится ближе к Земле, почти в те же 400 раз (при нахождении этих объектов в некоторых точках относительно планеты): на расстоянии около 385 тыс. км, в то время как дистанция от нас до центра Солнечной системы равна 150 млн км.
И хотя светило расположено от нас намного дальше, чем спутник, земному наблюдателю они часто кажутся на небе равными по величине.
Это и есть объяснение солнечных затмений: спутник полностью или частично перекрывает собой Солнце.
Смена лунных фаз
В разных положениях Солнца, Земли и Луны относительно друг друга светлую часть нашего спутника мы видим по-разному.
Части, освещенные светом центральной звезды, называются лунными фазами, это:
- новолуние;
- первая четверть;
- полнолуние;
- последняя четверть.
Иногда выделяют 2 промежуточные фазы: растущую (молодую) и убывающую (стареющую) луну.
Во время новолуния спутник земному наблюдателю не виден, потому что находится между планетой и Солнцем, и к планете обращена его темная сторона, не освещенная звездой. Некоторое свечение лунного диска в этот период все же можно заметить, оно имеет характерный пепельный оттенок, который небесному телу придает солнечный свет, отраженный от Земли.
Через два дня наступает фаза растущей луны, или неомения — это первое после новолуния появление объекта на небе, когда он имеет вид узкого серпа. С каждым днем он увеличивается в размерах и через 7 суток принимает вид полукруга, появляющегося вскоре после заката на западе или юго-западе.
Относительно светила Луна в этой фазе расположена на 90° в восточном направлении, ее видно только вечером и в первой половине ночи.
Через 2 недели после начала лунного цикла наступает полнолуние: Луна расположена в противостоянии с нашей звездой, в сторону Земли обращено все ее освещенное полушарие. Она восходит в момент захода солнца, видна всю ночь и заходит на рассвете.
Еще через неделю начинается фаза последней четверти: спутник имеет вид полукруга, видимого в восточной части неба во второй половине ночи и перед восходом.
Он будет постепенно уменьшаться в размерах и в последние дни примет вид тонкой буквы «С».
Все указанное справедливо для наблюдения из северного полушария Земли. В южном полушарии положения серпа и полукруга противоположные: букву «С» напоминает не убывающий, а растущий месяц.
Совсем иной вид спутник в разных фазах имеет на экваторе, там положение его освещенной части не вертикальное, а горизонтальное. Например, стареющая луна имеет вид узкой лодки, расположенной в нижней половине диска.
Для расчетов принята продолжительность каждой из 4 основных лунных фаз в 7,38 земных дней, но их фактическая длительность постоянно немного меняется из-за вытянутости орбиты спутника и непостоянства его орбитальной скорости.
Так как лунный месяц короче большинства земных (29,5 дней вместо 30 или 31), 1 раз в год в календарном месяце может случиться второе полнолуние. Это явление получило название «Голубая Луна».
Такое наименование обусловлено не изменением оттенка земного спутника, а происхождением из английского фразеологизма «Однажды при голубой луне», смысл которого можно трактовать как «После дождичка в четверг», т. е. никогда. Голубой цвет сателлит может принимать, но это явление крайне редкое и объясняется оптическим эффектом.
Орбитальные характеристики Луны, Земли и Солнца, схема взаимного вращения
Луна совершает 3 вида движений:
- вращается вокруг своей оси, совершая полный оборот примерно за 27,3 земных дней;
- обращается вокруг нашей планеты по эллиптической орбите с точно таким же (27,3 суток) периодом;
- обращается вокруг Солнца в связке «Земля-Луна».
Равенство периодов собственного вращения и обращения Луны вокруг Земли объясняет, почему она всегда повернута к нам одной стороной.
Земля совершает 2 вида движения: вокруг своей оси и вокруг Солнца. В первом случае движение происходит в направлении с запада на восток, и это явление объясняет смену времени суток. На освещенной половине земного шара наблюдается день, а на обратном — ночь.
Каждый такой оборот называется сутками, он длится 23 часа 56 минут и несколько секунд, но для расчетов длительность этого периода принята равной 24 часа.
Вращение планеты вокруг Солнца происходит по эллиптической орбите, среднее расстояние от центральной звезды — около 149,6 млн км, орбитальная скорость — в среднем 29,8 км/с. При этом в перигелии (ближайшей к светилу точке) Земля движется быстрее, со скоростью более 30 км/с, а в самой удаленной позиции (афелии) — медленнее 29,3 км/с.
За время 1 полного витка вокруг Солнца планета делает 365,25 собственных оборотов — это количество дней в 1 астрономическом году. Календарный аналогичный период, в котором сутки приняты равными 24 часам, длится 365 дней, но через каждые 3 годовых срока в календарь добавляется четвертый особый — високосный, с дополнительным 366-м днем.
Солнце неподвижно относительно Земли, но оно также не стоит на месте, а вращается вокруг центра галактики, и 1 такой оборот занимает 220-230 млн лет.
За время своего существования светило успело совершить только 20 полных витков вокруг Млечного Пути.
Ученые отводят нашей звезде срок жизни от сегодняшнего дня 7 млрд лет, за которые она сделает еще примерно 30 таких оборотов.
Линейная скорость движения Солнца в пространстве — 200-220 км/с. Направление его пути называется апекс, оно перемещается в направлении созвездия Геркулес.
Кроме того, светило вращается вокруг собственной оси, ученые определили это по изменению положения пятен на нем. Передвигается оно не как твердая модель: вращение на экваторе быстрее, по направлению к полюсам движение замедляется. Это касается лишь поверхности и массы, близкой к ней.
Внутренние слои и солнечное ядро при вращении ведут себя как классическое твердое тело. Похоже вращаются газовые гиганты Сатурн и Юпитер. Один полный виток вокруг оси Солнце совершает за 25,4 земных дней, его ось не вертикальная, а наклонена на 7°.
Источник
Познавательная раскраска «Солнечная система»
Астрономия – древнейшая наука о Вселенной предметом изучения которой являются космические объекты, а также связанные с ними процессы и явления.
Солнце
Солнце – это массивный раскалённый газовый шар, самая близкая к Земле звезда.
Солнце дает нам тепло, формирует центр нашей Солнечной системы.
Мы видим свет от Солнца с опозданием на 8,3 минуты, именно столько времени свет от Солнца идет до нас. Teмпepaтуpa видимoй чacти нaгpeвaeтcя дo 5500°C. Его ядpo мoжeт нaкaлятьcя дo 15 миллиoнoв °C.
В пpeдeлax coлнeчнoгo oбъeмa мoжнo paзмecтить пpимepнo миллиoн тaкиx жe плaнeт кaк нaшa.
Если рассматривать Солнечную систему со стороны ее массы, то на Солнце приходится 99.8% от всей массы Солнечной системы. Остальные 2% поделили между собой 8 планет нашей системы, в том числе и Земля.
Если рассматривать Солнце на фоне других звезд, то оно не такое уж и большое. Например, крупнейшая звезда UY Scuti обладает радиусом в 1708 раз больше, чем радиус Солнца, а объемом в 5 млрд раз больше.
Самые яркие среди всех звезд на небе – это Полярная звезда и Сириус.
Наша планета
Земля находится от Солнца на третьем месте. И является единственной планетой, на которой живут люди, животные, птицы, рыбы и другие живые организмы.
Планету окружает атмосфера. Это такой защитный слой, который спасает обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения, а также от большинства метеоритов. Его можно сравнить с воздушным покрывалом.
Вращается Земля вокруг Солнца по эллиптической орбите, то удаляясь от него, то приближаясь. Поэтому на Земле меняются времена года. Одновременно планета вращается вокруг своей оси, и у нас происходит смена дня и ночи.
Поверхность планеты состоит примерно из 70% воды и только 30% составляет суша, которая состоит из 6 материков (Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америки, Антарктида), и большого количества островов.
На экваторе самые высокие температуры доходят до + 70, а холоднее всего в Антарктиде – до -85.
Земля – единственная планета, названная не в честь бога.
Земля весит примерно 600 триллионов тонн.
Каждые сутки на Землю падает порядка 200 тысяч метеоритов.
Наша планета имеет спутник – Луну. Луна, благодаря своему магнитному полю, вызывает на Земле отливы и приливы в океанах и морях.
Единственный объект в космосе, где высаживался человек.
Атмосферы пригодной для жизни нет, поэтому жить на ней мы не сможем.
Вокруг Земли Луна вращается по эллиптической орбите с периодом в 27 суток (Земля же оборачивается вокруг Солнца за 1 год (365.24 суток).
Также Луна вращается вокруг своей оси, но к Земле обращена только одной стороной.
С Земли мы видим только освещённую Солнцем часть поверхности Луны. Сама Луна не светит. То свечение Луны, которое мы наблюдаем по ночам – это отражённый свет Солнца.
Самая низкая температура на Луне -164 градуса Цельсия, самая – +117 градусов Цельсия.
А еще Луна перехватывает метеориты, летящие в сторону Земли.
Солнечная система
Coлнeчнaя cиcтeмa пpeдcтaвлeнa Coлнцeм и oбъeктaми, вpaщaющимиcя вoкpуг нeгo: плaнeты, acтepoиды, мeтeopиты, кoмeты и cпутники.
Вокруг Солнца по эллиптическим (слегка вытянутым кольцевым) орбитам вращается восемь планет, в том числе наша Земля. Еще семь – это Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Венера, Марс и Меркурий. Оборот каждой из планет длится по-разному, от 88 суток до 165 лет.
Чтобы запомнить названия всех планет солнечной системы, можно выучить небольшой стишок:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Звезды
Самая близкая к нам звезда – это солнце.
В космосе есть огромное количество звезд, которое невозможно сосчитать.
Все звезды – огромные огненные шары. Но температура у этих раскаленных шаров разная, поэтому и цвет у них разный.
Самые горячие звезды – белые, чуть менее горячие – голубые, затем следуют желтые, а замыкают ряд – красные.
Звезды находятся от нас бесконечно далеко. Свет от далеких звезд приходит на Землю спустя сотни и даже тысячи лет.
Скопление звезд образует созвездия.
Человеческий глаз может видеть на всём ночном небе до 5 тысяч звёзд.
Источник
Конспект непосредственно — образовательной деятельности по окружающему миру «Земля. Солнце. Луна» для детей старшей группы
Казанцева Наталья
Конспект непосредственно — образовательной деятельности по окружающему миру «Земля. Солнце. Луна» для детей старшей группы
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по окружающему миру для детей старшей группы по теме: «Земля. Солнце. Луна.»
Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи, утра от положения Земли по отношению к Солнцу.
Закрепить понятие «Солнечная система».
Познакомить детей с историей появления и использования глобуса.
1. Познакомить детей с глобусом, как моделью Земли;
2. Обратить внимание, что Земля имеет форму шара, а так же форму шара имеют все планеты солнечной системы;
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к нашей планете.
Беседа по теме «Солнечная система», рассматривание иллюстраций с изображениями планет, чтение «Астрономической считалки» А. Усачева.
Материалы и оборудование:
глобус; плакат Солнечной системы; картинка с изображением дня, вечера, ночи, утра; настольная лампа; маски (планеты солнечной системы, земля, луна).
Ход НОД:
Воспитатель: Давайте посмотрим на модель нашей планеты. Кто знает, как она называется? Правильно, глобус.
Это маленькая копия Земли.
Наша планета – это огромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Прежде всего, на Земле есть два полюса. Покажите мне на глобусе полюса. А что вы еще увидели?
Дети: Моря, океаны, материки.
Воспитатель: А какого цвета моря, леса, горы, пустыни?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас давайте вспомним, почему происходит смена дня и ночи. Днем светло, а ночью темно. Почему так происходит? Почему день сменяется ночью?
Дети: Земля, вращаясь, отворачивается от Солнца.
Воспитатель: Но прежде, чем начать новую тему, нужно вспомнить нашу предыдущую беседу, на которой мы говорили о Солнечной системе. Рассмотрим изображение Солнечной системы. Кто знает названия этих планет?
Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Воспитатель: А запомнить названия и очередность планет вам лучше поможет «астрономическая считалка»:
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий — раз, Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон.
Кто не видит — выйди вон.
Воспитатель: А на какой из планет Солнечной системы живем мы? Какую из девяти мы (люди) знаем лучше всех?
Дети: Земля.
Воспитатель:А сейчас я вам предлагаю отгадать загадку:
Ни начала, ни конца;
Ни затылка, ни лица;
Знают все, и млад и стар,
Что она большущий шар.
Дети: Земля.
Воспитатель: А как вы думаете, влияет ли Солнце на нашу жизнь на земле?
Воспитатель: Как влияет?
Дети: Оно греет Землю.
Воспитатель: Солнце когда-нибудь отдыхает?
Дети: Не отдыхает.
Воспитатель: Что делает Солнце ночью? (ведь мы его невидим)
Дети: Оно также греет Землю, но с другой стороны, с той которую мы не видим.
Воспитатель: А вы как думаете, Солнце движется?
Воспитатель: Когда Солнце просыпается, какая часть суток наступает?
Воспитатель: На самом деле Солнце никогда ни движется, оно находится на одном месте, и это видно на схематических изображениях Солнечной Системы. Оно как огромный, раскаленный шар излучает тепло и свет. Солнце никогда не отдыхает, оно вечный труженик. Всегда светит и всегда греет. На самом Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, растениям, животным.
А вот наша планета Земля не стоит на месте, а все время вертится (демонстрируется глобус).
Наша милая планета
(Ты, конечно, знаешь это)
Каждый день и каждый год
А с Земли при наблюденье
Что кружиться не она,
А все звезды и Луна.
Воспитатель: Земля имеет форму шара. Она постоянно вращается вокруг своей оси, как волчок, только очень медленно. А осью вокруг, которой вращается наша планета, называется воображаемая линия, проходящая от Северного полюса через центр Земли к Южному полюсу (показывает на глобусе). А вообще осью называется стержень, вокруг которого вращается тело. Вы можете увидеть ось в колесе велосипеда, в детской коляске, в игрушечном волчке и других предметах. Ось земли – это воображаемая линия. А у глобуса сделана настоящая металлическая ось.
Воспитатель: Земля вращается, но мы этого не замечаем, потому что, она вращается очень плавно, а вместе с ней вращаемся и мы, и все земные тела – моря, океаны, горы, леса и даже воздух окружающий землю. Полный оборот Земли вокруг своей оси происходит за сутки, или за 24 часа. Когда та часть Земли, на которой мы живем, повернута от света Солнца, у нас ночь. В то же время у людей, живущих на другой стороне Земного шара, день. И так день сменяет ночь, а ночь – день, потому что Земля вертится, поворачиваясь к Солнцу то одной, то другой стороной.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отправиться в космическое путешествие на ракете.
А сейчас мы с вами дети,
Улетаем на ракете,
На носочки поднялись.
Опустили руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
Воспитатель: Я предлагаю, чтобы мы с вами сейчас сделали из природного материала (репейника) модель нашей Земли. Какая у нас Земля? (Круглая). Значит, нам нужно сделать шар.
— С чем мы сегодня познакомились? (С глобусом)
— Что такое глобус? (Модель нашей Земли).
— Что изображено на глобусе? (Моря, океаны, горы, равнины, материки, страны).
Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами узнали очень много интересного.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по аппликации для детей старшей группы «Скворечник для скворца» Тема недели «Весна-красна» (Цветная бумага. Аппликация из вырезанных частей предметов)[/h3] Образовательная область: познавательное развитие. Цель:.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы «Путешествие с днями недели» Познавательное развитие: Продолжать знакомить детей с временными понятиями (день недели, цифрами 1-7). Совершенствовать навык порядкового.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы «Мы любим заниматься физкультурой» Педагогический замысел: воспитывать желание заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих Образовательные области: 1. Познавательное.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Мебель» для детей средней группы Педагогический замысел: Воспитывать уважение к труду людей и бережное отношение к рукотворному миру. Познавательное развитие: Совершенствовать.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения для детей старшей группы Конспект непосредственно образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения для детей старшей группы. Тема: «Мы -грамотные.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру «Времена года» Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру на тему «Времена года» Цель: закрепить представление детей об.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Удивительные свойства воздуха» Конспект непосредственно- образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Удивительные свойства воздуха». Образовательная область:.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР «В гостях у Осени» Тема:«В гостях у Осени» Цель: Расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе. Задачи: — Развивать слуховую и зрительную память,.
«Лыжники». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности детей старшей группы Вид деятельности: познавательная, изобразительная (лепка) Тема: «Лыжники» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Солнце, растения и мы с вами» Цель урока: сформировать у детей представление о связи солнца, растений и человека. Задачи: — обучающие: показ связи солнца, растений и.
Источник