«Солнце – источник света и тепла и тень» (опытно-исследовательская деятельность на уроке)
опыты и эксперименты по окружающему миру (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_2_klass.rar | 32.22 КБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исполнитель проекта– учащиеся 2 классаСтратегический партнёр– школьная библиотека, детская библиотека, родители.Сроки реализации– 2-3 урока.
План проведения проекта Поставить цель проекта: обеспечить мотивацию учения.Постановить задачу проекта: обеспечить желание узнать больше.Создание рабочих групп: Специалисты по словарям;Специалисты по .
Основные цели проектаОбеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание представлений о Солнце, как ближайшей к Земле звезде, о его размерах и расстоянии от Земли до Солнца; показать значение С.
Урок помогает формировать у учащихся общие представления о солнечной системе, продолжать выработку целостных взглядов о небесных телах и космическом пространстве, выработ.
Урок построен по методу «Критическое мышление через чтение и письмо»Использованы стратегии: Ассоциация, ЖИГСО 2, Синквейн, чтение с пометками.Форма работы: групповая.
Цель: узнать, какое значение имеет солнце для здоровья человека.
Источник
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Свет и тень» Видео
Галина Владимировна Зданевич
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Свет и тень» Видео
Конспект занятия
Воспитатель: Зданевич Г. В., Жидкова С. А.
Расширять Знания детей об окружающем мире.
Формировать представления о свойствах света и тени.
Развивать стремление к поисково-познавательской деятельности, мыслительскую активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Дать понять о возникновении света и тени.
Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Воспитывать самостоятельность, активность.
Интеграция образовательных областей:
Оборудование: ширма теневого театра, фигурки теневого театра, настольная лампа, экран, коробка с отверстием, карточки с изображением источников света, фонарик.
Ход занятия:
— Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.
— Скажите, а какое сейчас время суток (утро, а в какое время суток вы уходите домой из детского сада? А что вы делаете ночью? Чем занимаетесь днем?
Воспитатель показывает части суток и просит их назвать.
— Как вы думаете почему день сменяется ночью? (Солнце прячется и наступает ночь)
Показ картинок на проекторе.
Дети видят большую, красивую коробку.
— Ой, ребята, посмотрите какая красивая коробка. Она не простая. Посмотрите, в ней есть отверстие. Давайте посмотрим в отверстие. Что лежит в коробке?
Дети смотрят, ничего не видят.
— Почему ничего не видно? (потому что в коробке темно)
— А как сделать, чтобы в коробке стало светло? (открыть коробку, тогда в нее попадет свет и осветить все внутри)
— А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней стало светло?
Дети сквозь отверстие рассматривают, что находится в коробке (звездное небо, луна).
— Почему мы увидели картинку?
— В коробке стало светло.
— Ребята, вы хотите еще больше узнать про свет? Я предлагаю отправиться в путешествие к профессору Всезнайке.
— Давайте скажем волшебные слова.
— Вокруг себя повернемся.
Крепко за руки возьмемся.
Громко скажем: «Раз, два, три».
В гости к профессору мы пришли.
— Добрый день! Меня зовут профессор Всезнайка. Я очень рада видеть вас в моем центре. Предлагаю провести опыты и эксперименты.
— Давайте представим, что настольная лампа это Солнце, а глобус – это наша планета Земля. Сейчас мы с вами посмотрим, как происходит смена дня и ночи.
Опыт с глобусом
Воспитатель включает лампу и направляет луч света на глобус. Поворачивает глобус разными сторонами в луче света.
— Все время освещается только та часть глобуса, на которую падает свет. Как бы ни повернули глобус, его обратная сторона всегда остается в тени. Значит, та сторона, которая освещается солнцем там день, а которая в тени там ночь.
— Что является главным источником света для нас днем? (солнце) А ночью? (луна)
— А что помогает видеть нам вечером? (лампочки, которые вкручиваются в люстры, фонари и т. д.)
— Правильно, значит, свет бывает естественным и искусственным.
— А какие источники света вы знаете? (Солнце, звезды, луна, лампочка, фонарь, свет от костра)
Всезнайка рассказывает про естественный и искусственный свет.
Игра с карточками «Свет бывает разный»
— А сейчас я вам загадаю загадку,а вы попробуйте ее отгадать:
От кого мои друзья
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами ходит (тень)
— Что такое тень?
— Когда на пути света появляется тень? (на пути света стоит препятствие и образуется тень)
Игра «Угадай животное?»
— Ребята! Профессор Всезнайка предлагает нам посмотреть мультфильм про тень.
Мультфильм «Тень»
Всезнайка предлагает детям показать теневой театр сказка «Репка».
— Замечательно! Вы настоящие артисты, а артисты благодарят зрителей за то, что они смотрели и слушали их — поклоном.
Проф. Всезнайка дарит детям подарок.
— Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова и вернемся в детский сад.
— Ребята вам понравилось путешествие? А что вам больше всего понравилось?
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Земля в опасности!» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» села Тербуны Тербунского муниципального.
Конспект НОД по ознакомлению с фольклором во второй младшей группе. Потешка «Тень-тень-потетень» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация).
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в лес» Организационный момент. 1. Воспитатель. Утром встали малыши, В детский садик все пришли. Вам мы рады как всегда. Гости здесь у нас с утра,.
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным»(старший дошкольный возраст 5-6 лет) Цель:.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» Познавательно-исследовательская деятельность Тема «Волшебница вода». Цель: — учить детей определять физические свойства воды (запах, вкус,.
Презентация к познавательно-исследовательской деятельности «Откуда свет пришёл» Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду. Говоря о познавательно- исследовательской деятельности мы имеем в виду активность.
План проекта по ознакомлению старших дошкольников с явлениями неживой природы «Свет и тень» ПЛАН ПРОЕКТА по ознакомлению старших дошкольников с явлениями неживой природы «СВЕТ И ТЕНЬ» Цель: Дать ребенку элементарные знания о.
Познавательно-исследовательский проект «Свет и тень» Цель: Формировать представления детей о свойствах света и тени. Задачи: — познакомить детей со свойствами света и тени; — познакомить детей.
Проектно-исследовательская работа на тему «Свет и тень» Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста. Я хочу представить мини – проект по теме «Свет и тень». Данная.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница-вода» Занятие по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Волшебница- вода» Воспитатель: Шепелева Татьяна Владимировна Цель: расширить.
Источник
Конспект НОД «Знакомство со светом и тенью»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svet_i_ten.docx | 59.16 КБ |
Предварительный просмотр:
с детьми подготовительной группы «А»
«Знакомство со светом и тенью»
(образовательная область «Познавательное развитие»)
Автор: Сердюк Оксана Валерьевна
Тема: Познавательное развитие «Знакомство со светом и тенью».
Возрастная группа: подготовительная группа.
Цель: формирование представлений детей о свойствах света и тени .
1. Познакомить детей со свойствами света и тени.
2. Развивать стремление к поисково — познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
3. Способствовать воспитанию интереса детей к деятельности сверстников, развивать умение детей взаимодействовать в парах.
Материалы и оборудование: ноутбук, смарт доска, фонарики (по количеству детей), карточки – подсказки с изображением схем положения рук, для показа животных при помощи тени.
Осуществляемая деятельность детей
Предпосылки учебной деятельности
Контроль результатов деятельности
Введение в ситуацию
Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности (помочь)
Воспитатель собирает детей около себя.
— Ребята, сегодня у нас в саду на первом этаже будут отключать свет, надо будет проверить электрическую проводку. У нас на втором этаже свет будет, а на первом нет.
— У вас была такая ситуация, когда выключали свет?
— А что вы делали в такой ситуации?
— Воспитательница из младшей группы просит вас помочь, рассказать, чем можно заняться, когда нет света. Ведь дети маленькие, они могут испугаться, им может стать скучно.
— Хотите помочь воспитательнице? Расскажете, чем можно заняться, когда темно?
Постановка детской цели
Фиксация затруднения в деятельности
Обдумывание и планирование своих действий
Актуализация знаний (5-6 мин.)
Актуализация мыслительных операций, необходимые для открытия новых знаний
— Ребята, какие источники света вы знаете? (Свет от солнца, свет от луны, от звёзд, от лампочки, от свечи, от костра, от падающей кометы, от жука Светлячка, от молнии, от извергающего вулкана, от фонарика)
— Ребята, источники света бывают естественные, созданные природой и искусственные, которые придумал человек.
— Например, солнце и луна, это какой источник света? (естественный), а лампочка, какой? (искусственный)
Игра на смарт доске «Свет бывает разный»
— Нужно распределить картинки на две группы: естественный и искусственный источник света. (игра из сборника «Совушка»)
— А что мы обычно делаем, когда в квартире отключают свет? (включаем фонарик)
Выключить незаметно экран.
— Ребята, у нас сегодня тоже есть фонарики.
− А вы знаете, правила пользования фонариками. (Не светить друг другу в глаза, не ронять фонарик, не играть выключателем . ).
− Я предлагаю всем взять фонарики и включить их. − Что изменилось в зале? (Стало светлее).
— Посветите на экран фонариком, что вы видите? (световое пятно)
— Отойдите подальше от экрана , что происходит со световым пятном? (оно уменьшается)
— А если мы приближаемся? (световое пятно увеличивается)
Предполагают варианты решения проблемы, опираясь свой на опыт и знания
Затруднение в ситуации
Моделирование ситуации, сталкивание детей с затруднением
(на экране появляется тень от руки).
— Ребята, а что появилось на экране? (Тень)
— А вы знаете, как образуется тень? (нет)
— А что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но хочешь узнать?
— А хотите узнать путем эксперимента?
Анализ возникшей ситуации
Работа по показу
Обдумывание и планирование своих действий
Открытие нового знания
Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера
Помещаем предметы по очереди напротив экрана (книга, лист бумаги, прозрачный лист пластика, картон черного цвета, фонарик). Светим на каждый предмет фонариком.
— Ребята, за всеми предметами образуется тень? (Нет, за листом пластика тени нет, только расплывчатое пятно, а за другими предметами есть).
— А пластик какой прозрачный или нет? (Прозрачный)
— А остальные предметы какие? (непрозрачные)
— Значит, какой можно сделать вывод? (Непрозрачные предметы являются преградой для света фонарика, свет через них пройти не может, а падает на сам предмет и за предметом образуется тень. А пластик прозрачный, свет через него проходит и тени за ним нет).
— Так как образуется тень? ( Когда на пути света появляется преграда, образуется тень)
— Ребята, а давайте проверим, что будет происходить с тенью, если светить фонариком с разного расстояния? (проверяют)
— Какой сделаем вывод? (Тень, как и световое пятно, с близкого расстояния увеличивается, а с дальнего уменьшается.)
Формирование успешного преодоления затруднения
Контроль и корректировка
Включение нового знания в систему знаний.
Создание ситуации для использования новых знаний
— Ребята, а хотите превратиться в фокусников, которые умеют изображать при помощи луча света и тени различные фигуры?
− Раз, два, три, повернись и в фокусника превратись.
− Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай животное». (Воспитатель показывает тень животного на экране, а дети отгадывают, какое это животное: заяц, кошечка, краб)
— Ребята, хотите сами загадать теневые загадки друг другу?
— Для этого нам нужно разбиться на пары. Выберите для себя пару. Договоритесь, кто из вас будет показывать тень, а кто будет светить фонариком. А как изобразить животное на экране вам подскажут карточки — подсказки. Только вы другим парам карточки свои не показывайте. (Дети выбирают по одной карточке со схематичным изображением положения рук для показа животного.) По очереди каждая пара показывает животное на экране, а другие дети отгадывают, какое это животное.
— Ребята, а вы знаете, что с помощью света и тени, можно показывать спектакли. Такой театр называется театр теней.
(слайды на экране )
Практическое выполнение задания
Выполнение действий по правилам игры
Обдумывание своих действий
Соблюдение правил игры
Осмысление (3 мин)
Побуждение детей к осмыслению своей деятельности
Воспитатель собирает детей около себя.
— Ой, ребята, мы с вами заговорились, а через пять минут уже выключат свет на первом этаже.
— Вы готовы сказать, чем можно заняться детям без света?
— Говорите, я за вами записываю в блокнот.
— Я все записала, сейчас, попрошу няню и она отнесет, отдаст наши записи воспитательнице младшей группы.
— Вам понравилось сегодня?
— А что вам больше всего понравилось?
— А почему мы смогли загадывать теневые загадки?
(Узнали, как образуется тень)
— Так как же образуется тень?
Осмысление деятельности, рефлексия (личная оценка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
данный методический материал будет полезен родителям и воспитателям детских садов.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова.
Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка.Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа).Форма НОД: занятиеФорма организации (групповая)Задачи:1. познако.
Задачи: формирование познавательных действий ребёнка через его включение в проектно-исследовательскую деятельность, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.
Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача с.
Презентация содержит демонстрационный материал.
Предлагаю вам конспект СОД по экспериментированию в средней группе ДОУ. Здесь дети помогают сказочному герою Патрику узнать, что такое тень и как она появляется.
Источник