Меню

Олег верходанов как устроена вселенная

Научная гостиная. Олег Верходанов «Как устроена Вселенная: как мы это узнали?»

Ближайшие события

Пятница, 22 апреля 2016 года, 15:00, Москва, лицей «Вторая школа».

Олег Васильевич Верходанов, доктор физико-математический наук, ведущий научный сотрудник САО РАН, лауреат программы «Выдающиеся ученые. Кандидаты и доктора наук РАН» Фонда поддержки отечественной науки.
«Как устроена Вселенная: как мы это узнали?».

О том, как же устроена наша Вселенная и о том, откуда мы об этом узнали, нам расскажет лектор.

Вход свободный
Необходима регистрация. Убедительная просьба каждому гостю регистрироваться отдельно.

Научная гостиная — совместный проект фонда «Траектория» и лицея «Вторая школа».
Проект направлен на то, чтобы дать школьникам, учителям, родителям, всем, кто интересуется наукой, возможность вживую пообщаться с учеными самых разных специальностей.
В рамках гостиных предусмотрены встречи как с корифеями науки, так и с молодыми учеными, только начинающими свою карьеру. Школьникам проект позволит вступить в диалог с ведущими учеными, узнать о последних научных открытиях, ознакомиться с информацией, выходящей за рамки школьной программы. Учителям и родителям – получить аргументированные ответы на актуальные вопросы, связанные с научными открытиями, которые порой меняют мировоззрение людей.
Ученые смогут просто и понятно рассказать о своей научной работе, развенчать мифы, бытующие в обществе, ответить на самые неожиданные вопросы аудитории.
Формат научной гостиной органично сочетает элементы как научно-популярных лекций и коротких рассказов о науке, так и неформальной дискуссии и диалога молодежной аудитории с приглашенным ученым.

Адрес: Москва, ул. Фотиевой, 18, лицей «Вторая школа».
Проезд: от метро «Октябрьская» или «Ленинский проспект» на 4, 33, 62, 84 трол. и 111 автобусе до остановки «Универмаг МОСКВА»; от станции метро «Университет» на 4 трол. или 119 автобусе; от метро «Академическая» на 119 автобусе до остановки «Университетский проспект».
Схема проезда

Источник

Удивительная вселенная: цикл лекций Олега Верходанова

Как устроена Вселенная, что мы о ней знаем и можно ли в ней найти разум? Можно ли сделать поиск других цивилизаций научной задачей и что для этого надо знать? Ответы на эти вопросы в «Сириусе» вместе с участниками направлений искал доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Специальной астрофизической обсерватории РАН Олег Верходанов.

– Ночное небо всегда завораживало людей. Кроме красоты, оно приводило
к размышлениям о происхождении всего. Я постарался как можно шире рассказать о том, как появилась Вселенная и как этому способствовали квантово-механические процессы, – говорит педагог.

Олег Верходанов – автор двух книг, научных и научно-популярных статей в области исследования радиогалактик, реликтового излучения, радиоастрономии и наблюдательной космологии. В рамках научной образовательной программы он подготовил для школьников целый цикл лекций.

– Мне понравилось приходить на встречи с Олегом Васильевичем. Он доступным языком объясняет понятия гравитационной постоянной, постоянной Планка, о том, что такое световой год, а также захватывающе рассказывает о современной космологии. По сути, он познакомил нас с краткой историей Вселенной за 13.8 миллиарда лет, – рассказывает 15–летняя художница Даша Лапшина.

Не меньшее впечатление на школьников произвела лекция «Радиоастрономия – наука с фантастическими открытиями», в которой педагог поделился наблюдениями первого радиоастронома Карла Янского и его последователей, позволившими сделать прорывные открытия при изучении последних стадий жизни звезд, активных ядер галактик и эволюции Вселенной.

Источник

«Жизнь продолжается. Главное — не болейте!»

Памяти Олега Верходанова

«Троицкий вариант — Наука» № 7(301), 7 апреля 2020 года

Наталия Демина, 2 апреля 2020 года:

— Олег, привет, подскажи, как изменилась ваша работа из-за необходимости самоизолироваться? Удается ли продолжать научные исследования или всё застопорилось? Не напишешь небольшой ответ для «ТрВ-Наука»? Хотим сделать небольшую подборку. Заранее спасибо!

Олег Верходанов, ведущий научный сотрудник Специальной астрофизической обсерватории РАН (Нижний Архыз):

— Наташа, привет! Напишу. Насколько срочно? Я хотел закончить тут одну экспертизу за три дня.

— Хорошо бы до воскресенья, и можно совсем немного, два-три абзаца. (. )

5 апреля 2020 года, 16:26:

Что такое изоляция в САО? В некотором смысле обсерватория, которая находится в горах Карачаево-Черкесии в поселке с

500 жителями, всегда находится в изоляции: до районного центра — станицы Зеленчукской — 20 км, до республиканского центра — Черкесска — 90 км. Особенность нынешней ситуации: всех просят оставаться дома и по возможности реже выходить на улицу.

Плановые наблюдения на телескопах идут в соответствии с расписанием (см. расписание и приказы по обсерватории на домашней странице САО). Сотрудники, обеспечивающие жизнедеятельной института, в соответствии с приказом продолжают ходить на работу. Остальные работают дома — есть такая удобная опция в вынесенном научном поселке.

Интернет есть. Доступ к базам данных и наблюдениям есть. Так что для многих из нас жизнь почти не изменилась. На 5 апреля в КЧР (согласно официальной статистике) ноль зараженных. Республика закрыта на въезд и выезд, кроме доставки продуктов и необходимых товаров.

Количество туристов резко сократилось на радость интровертам. Так как поездки все отменены, можно заниматься планами и долгами по статьям, что, в общем, неплохо. Из необычных явлений: подскочило количество электронных писем и сообщений в соцсетях с просьбами прокомментировать то или иное астрономическое событие.

Жизнь продолжается. Главное — не болейте!

Это был последний комментарий Олега Верходанова для нашей газеты и, наверное, последний в его жизни.

Памяти Олега Васильевича Верходанова (17.03.1965–05.04.2020)

Специальная астрофизическая обсерватория Российской академии наук с прискорбием сообщает: 5 апреля 2020 года скоропостижно на 56-м году жизни от сердечного приступа оборвалась жизнь известного радиоастронома, доктора физико-математических наук Олега Васильевича Верходанова.

Олег Верходанов работал в обсерватории более 30 лет и занимал активную жизненную позицию. Это был блестящий ученый и популяризатор науки — систематически читал лекции студентам и школьникам, организовывал школы и конференции, успешно готовил аспирантов и выводил их в самостоятельную научную жизнь. Олег был одним из основных организаторов астрофизических школ на базе САО РАН и в 2016–2019 годах — астрофизической школы «Траектория».

Читайте также:  Цефеиды маяки вселенной кратко

За время работы в обсерватории им было опубликовано более 200 научных работ по актуальным направлениям наблюдательной радиоастрономии и космологии. Автор и научный редактор нескольких книг, научных и научно-популярных статей в области исследования радиогалатик, реликтового излучения и радиоастрономии. В последние годы Олег Верходанов проводил более 50 публичных лекций и выступлений по актуальным темам современной астрономии ежегодно.

Его вклад в радиоастрономические исследования неоценим. Наблюдатель, теоретик, математик, программист и педагог. Им было создано несколько уникальных программных пакетов для работы с радиоастрономическими данными, которые эффективно используются астрономами-наблюдателями и теоретиками. При его непосредственном участии создана и развивается система поддержки астрофизических каталогов CATS, которая активно используется мировым научным астрономическим сообществом.

Олег Васильевич в 2008–2009 годах стал лауреатом программы «Выдающиеся ученые. Кандидаты и доктора наук РАН» Фонда поддержки отечественной науки, в 2010–2012 годах — лауреатом Фонда Дмитрия Зимина «Династия» по программе поддержки молодых физиков — докторов наук. В 2016 году Олег Васильевич стал победителем конкурса «Лучшие обзоры УФН — 2016» с обзором «Космологические результаты космической миссии „Планк“. Сравнение с данными экспериментов WMAP и BICEP2».

Его уход — большая потеря для родных и близких, друзей и коллег, учеников и слушателей. Однажды Олег сказал: «Все люди в детстве смотрят на звездное небо и восхищаются, но не все остаются. Я остался. » И это действительно так — он остался, и останется светлая память о нем в наших сердцах навсегда.

Коллектив САО РАН

«Рядом с ним хотелось улыбаться»

Мы публикуем первые отклики, пришедшие в редакцию после горького известия о смерти Олега Верходанова.

Юрий Ковалев, астрофизик, член-корреспондент РАН, завлаб в ФИАН и МФТИ:

Познакомился я с Олегом году в 1984-м. Он стоял у подоконника гостиницы РАТАНа (РАТАН-600 — радиоастрономический телескоп РАН в Карачаево-Черкесии. — Ред.) и спорил с моим папой о том, какой язык программирования лучше, C или Fortran. Жуткий трудоголик, качество работы которого полноценно осознаешь спустя годы. Его давние программы, помогающие с наблюдениями на РАТАНе, до сих пор успешно работают у меня на компьютере.

Без рожденной Олегом с коллегами базы данных CATS просто не могу представить наших исследований по активным галактикам в последние лет двадцать. У многих стоит на полке книга Олега, написанная в соавторстве с Ю. Н. Парийским «Радиогалактики и космология». Пытливый ум позволял ему получать большое удовольствие от копания в данных WMAP, а нам — от его рассказов о негауссовости карт реликта. И всем известен его талант — говорить простыми словами об очень сложном, восхищаясь красотой науки * .

У меня в офисе глядят на Москву из окна два странных и сильных растения — мои самые любимые. Оба выросли из небольших кусочков, бережно переданных Олегом. А совсем недавно мы вместе с ним глядели на уже выросших участников первой школы по астрофизике фонда «Траектория». Такие же сильные, крепко стоящие на ногах благодаря его энергии и любви. Олег нес свет, оптимизм и силу. Олег — один из тех редких людей, рядом с которыми хотелось улыбаться. Без причины. Просто так.

Борис Штерн, астрофизик, ведущий научный сотрудник ИЯИ РАН, главред «ТрВ-Наука»:

Каждую весну я с нетерпением ждал в гости Олега Верходанова. Он приезжал либо на конференцию, либо оппонировать на защите какой-нибудь диссертации (в этом качестве он был нарасхват), заодно выступал с популярными лекциями. Рассказывал про то, что происходит в космологии, про жизнь — мы с женой каждый раз ждали его приезда как праздника. Он из тех единомышленников, которых понимаешь с полуслова, с которыми возникает ощущение, что мир на месте и не всё в нем напрасно.

Олег — один из непосредственных участников решающего штурма в современной космологии — обработки и осмысления данных космических микроволновых телескопов WMAP и «Планк». Основная часть его докторской посвящена данным WMAP по реликтовому излучению. Он был великолепным рассказчиком и экспертом во всем, что касается современной наблюдательной космологии. Если есть вопросы про расхождение между значениями постоянной Хаббла — это к нему. Если жаждешь квалифицированного комментария по поводу сомнительных сенсаций — «ниспровержения» темной энергии, обнаружения кривизны Вселенной — это тоже к нему, и вообще, за трезвым экспертным взглядом на космологию — к нему.

Этой весной я его не ждал из-за эпидемии, надеялся увидеть летом. За несколько часов до смерти он прислал в «ТрВ» ответ на вопрос о времяпровождении в «самоизоляции», написал, что немного приболел.

Вечером 5 апреля вся моя фейсбучная лента была в откликах об Олеге. Я и не подозревал, что столько людей знали его по лекциям или лично и очень любили — за ясность, за необыкновенное обаяние, за дружелюбие и отзывчивость. Замечательно, что такие люди появляются на свете, жаль, что иногда уходят слишком рано.

Источник

Ближе к звездам. Интервью с руководителем группы изучения галактик и космологии Олегом Верходановым

В Адыгее прошел астрономический фестиваль для школьников. Ученикам и педагогам лекции о космосе и Вселенной прочитали ведущие научные сотрудники Специальной астрофизической обсерватории Российской академии наук (САО РАН). Об основных открытиях в астрономии в XXI веке и эволюции Вселенной в свете последних открытий рассказал известный популяризатор науки, доктор физико-математических наук, руководитель группы изучения галактик и космологии, ведущий научный сотрудник лаборатории радиоастрофизики САО РАН Олег Верходанов. Мы пообщались с выдающимся ученым и расспросили его о тайнах Вселенной, конце света, современном образовании и многом другом.

Читайте также:  Самая яркая звезда во вселенной сообщение

— Олег Васильевич, как вы пришли в астрономию?

Это очень просто. Все люди в детстве смотрят на звездное небо и восхищаются, но не все остаются. Я остался.

— У вас были такие хорошие преподаватели?

Не только. Я просто читал хорошие книжки, а еще мне нравилась математика. Я прочитал про то, как Гаусс (немецкий математик, физик) вычислил положение Цереры (ближайшая к Солнцу и наименьшая среди известных карликовых планет Солнечной системы). Дальше стал читать про Солнечную систему. В 7 классе я уже сам знал, каким способом вычислить положение Цереры, а в 9-м прочитал про черные дыры и уже тогда понимал, что буду астрономом.

— В годы вашего детства астрономия еще была в школьной программе, но этот предмет исчез из школы на 20 с лишним лет и только-только возвращается обратно. Как много мы упустили за этот период?

Мы не только в астрономии многое упустили, но вообще везде. В последние два десятилетия образование было разрушено, да и сейчас еще разрушено. Простое возвращение астрономии мало что даст. Так много открытий произошло не только в этой науке, но и в разных областях естествознания, что наше школьное и вузовское образование сильно отстало от них. Приведу простой пример. Вот вы, филолог, сколько состояний вещества знаете?

— Три — жидкое, газо­образное и твердое…

В школе еще знают плазму. А если я вам скажу, что их 16? (Улыбается.) Вот и школьники удивляются: «Как 16?» А кварк-глюонная плазма? Это самое ранее состояние Вселенной, или то, во что превращается массивная звезда при сжатии, перед тем как стать черной дырой. Такое же состояние было получено на Тэватрόне (синхротрон, позволявший ускорять заряженные частицы. — Прим. автора) и подтверждено на Большом адронном коллайдере. Школьники этого не знают, но это сейчас обыденная жизнь.

Мы уже знаем, что было в начале Вселенной, и это уже общее знание. Спрашиваю у школьников: «Сколько взаимодействий вы знаете?» Одиннадцатиклассники назовут электромагнитное, гравитационное, сильное и слабое. А есть еще скалярное поле, или поле Хиггса, за открытие которого дали Нобелевскую премию несколько лет назад. В учебниках этого нет. Понятно, что все нужно переписывать. Открываем учебники по биологии, а там креационизм: теория эволюции не доказана. Как не доказана?! Все уже доказано и воспроизведено. Эволюция происходит у нас на глазах. Я уже не говорю о кибернетике. Люди, насмотревшись художественных фильмов, думают, что это опасно. Но мы создаем искусственный интеллект по образу и подобию своему. Он может быть опасен только в том случае, если опасны мы сами. Мы закладываем в него те программы, которые не опасны, а если они с нами воюют, так это мы воюем, а не программы, которые мы создаем.

Каждому ребенку надо подарить телескоп. Вывезти его за город и навести на туманность Андромеды. Это же другой мир, другая галактика, которая видна в Северном полушарии, видны различные шаровые скопления

Робототехники в школе практически нет. А в астрономии уже революция произошла. Это одна из основных наук сегодня. НАСА запускает десятки научных спутников в космос. Они не имеют военного или прикладного значения, только научное. С точки зрения современной России это выбрасывание денег на ветер. Но с точки зрения современной цивилизации это то, чем должна заниматься наука и человечество в целом — получать новые знания. Мы знаем революционные открытия НАСА — спутники планет покрыты льдом, воды очень много, потенциально там возможна жизнь. Мы исследуем Марс с такой точностью, с таким точным знанием поверхности, атмосферы, которые нельзя было представить еще лет 20 назад. Сейчас это возможно.

Три года назад открыли гравитационные волны. Считалось, что для этого нужно еще лет 50. Лазерные технологии, с помощью которых их открыли, раньше казались фантастическими и невыполнимыми. А сейчас это происходит. И открытий все больше и больше с каждым днем. Этого же нет в школе.

Программу нужно переписывать, менять в корне. Кстати, то, как работает Республиканская естественно-математическая школа, на мой взгляд, правильно. Не знаю, как конкретно это делает Дауд Казбекович Мамий (руководитель РЕМШ. — Прим. автора), но это прекрасно. Я периодически читаю лекции для учащихся этой школы. Дети очень хорошие, особенно в математике. На астрономическом фестивале общался с детьми. Хорошие ученики. Это видно по вопросам, которые они задавали. С 6 по 9 класс ребята вообще очень открытые, они не боятся чего-то не знать. Это мы, взрослые, боимся — а вдруг спросим что-то не то. А дети — нет. Именно в этом возрасте им нужно предоставлять больше возможностей.

— Как детей привлекать к астрономии? Может быть, посоветуете какие-то книги? Вы сами любите фантастику?

Обожаю. В советское время с фантастикой было сложно. Сейчас, анализируя то, что я читал, понимаю, что три четверти из этого просто барахло. Но были и великие фантасты. Это, несомненно, братья Стругацкие, Станислав Лем, Клиффорд Саймак, Айзек Азимов. Есть хорошая книга Кипа Торна, который получил Нобелевскую премию в прошлом году, — «Черные дыры и складки времени». Кип Торн, кстати, был научным консультантом фильма «Интерстеллар». Лучший научный фильм всех времен и народов. Мы показываем его школьникам, а потом я еще 1,5 часа объясняю некоторые интересные вещи: как работает гравитация, черные дыры, как все устроено.

Но чтобы привлечь детей… Я просто знаю рецепт — один во всем мире. То, что изменит цивилизацию и всех детей сразу.

­­­ Все очень просто. Каждому ребенку надо подарить телескоп. Вывезти его за город и навести на туманность Андромеды. Это же другой мир, другая галактика, которая видна в Северном полушарии, видны различные шаровые скопления. И больше ничего не надо. Мир изменится.

— А как проходит ваш рабочий день? В наблюдении за звездами?

Читайте также:  Попросить совет у вселенной

Каждый день я начинаю с чтения научных астрофизических статей, которые выкладываются на специализированном сайте. Это обязательная часть работы научного сотрудника. Во второй половине дня пишу научные статьи. За компьютером я работаю со спутниковыми данными, которые получены космической обсерваторией Европейского космического агентства «Планк». У меня терабайт наблюдательных данных. Данные очень хорошие — лучше, чем можно получить на Земле. Я наблюдаю на компьютере все небо. Для работы с данными нужно выполнять несколько сложных математических действий. Занимаюсь эффектом Сюняева — Зельдовича (изменение интенсивности радиоизлучения реликтового фона из-за обратного эффекта Комптона на горячих электронах межзвездного и межгалактического газа) при наблюдении скопления галактик. Мне помогают студенты, в том числе и один студент факультета математики и компьютерных наук Адыгейского гос­университета.

— Что нам дают такие исследования?

Вот у вас сотовый телефон. Вы знаете, что без астрономии он работать не будет? Там есть несколько астрономических моментов, о которых люди не задумываются. Там используются знания, которые человечество накопило за шесть тысяч лет, — квантовая механика, общая теория относительности и современная теория электромагнитизма. В вашем телефоне есть фотокамера. Это кристалл, который реагирует на падающие фотоны. Фотон падает, выбивает электрон, остается положительный заряд. Этот эффект выбивания называется фотоэффектом. Эйнштейн получил Нобелевскую премию за объяснение этого фотоэффекта. Кристалл называется прибором с зарядовой связью, или CCD–матрицей, а камера — CCD-камерой. Эти CCD–матрицы астрономы активно развивали в 1980-е годы. Сейчас уже не астроном смотрит в трубу — CCD-матрица вместо него выполняет всю работу. Она получает данные с точностью, значительно превышающей ту, которую можно получить на фотопластинах. То есть квантовая механика — это то, во что астрономы тоже внесли свой вклад. Общая теория относительности и современная теория электромагнитизма также завязаны с астрономией.

Если говорить об эффекте Сюняева — Зельдовича в скоплениях галактик, которыми я занимаюсь. Зачем это нужно? Это изучение энерговыделения. Я всех отсылаю в 1990-е годы, когда это приходилось доказывать. Сейчас ситуация в науке очень похожа на то время. Знание ценно само по себе, потому что оно поможет человечеству выжить в дальнейшем.

— На лекциях вы говорили о том, что ученые практически все знают о том, как была сформирована наша Вселенная. А какой конец нас ждет? В одном из интервью вы сказали, что Вселенная лопнет как мыльный пузырь. Неужели так?

Во-первых, не лопнет. Не мыльный. И не пузырь. В конце 1990-х годов появился термин «темная энергия», когда стало понятно, что Вселенная расширяется ускоренно. Если это так, то есть некая сила, которая ее расширяет. Вот от того, что такое темная энергия, зависит будущее нашей Вселенной. Если темная энергия — действительно сила и она действует на пространство, растягивая его, то тогда эта сила растет из-за постоянного давления, а расширение Вселенной ускоряется. И через некоторое время эта сила начнет разрушать систему — сначала скопления галактик, потом галактики, Солнечную систему, а потом протоны и нейтроны. Последнее произойдет практически мгновенно. Но примерно через 30 млрд. лет. А если это не сила, а что-то другое, ничего страшного не случится, и Вселенная будет существовать еще некоторое время (более десяти в сотой степени лет), пока черные дыры все не съедят.

— Еще вы говорили о том, что лет через двести человек сможет создавать вселенные? Зачем это?

А вы думаете, как человечество будет спасаться? Строить космические корабли? Через 4 млрд. лет надо будет куда-то перебираться. На Марс? На маленькие спутники Юпитера? Мы знаем, как раздувалась Вселенная. Мы знаем, что такие поля, с помощью которых можно раздувать, есть. Нам нужно такое поле создать. И в принципе, т.к. это эффект статистический, поля возникают сами (это происходит прямо сейчас) и уходят в другие измерения. Это естественный процесс. Нам нужно управлять этим процессом. Определенным образом мы добавляем энергию в какой-то момент времени, порождаем соответствующее поле в маленькой точке и раздуваем ее в другие измерения. Пожалуйста, у нас создаются Вселенная с определенными условиями и туннель небольшой. Его надо увеличить и перебраться туда. Мы на пальцах это знаем, это уже не сказки. Чтобы воспроизвести это в лаборатории, нам нужно лет 200. А уж через миллиард лет это будет казаться настолько тривиальным. Что делать человечеству? Создавать Вселенную, брать Землю, перебираться туда и жить там совершенно спокойно. Звезды, галактики — это все мелочи по сравнению с Вселенной.

— Какова, на ваш взгляд, миссия человечества?

Наша миссия — подготовить человечество в дальнейшем к встрече с другой цивилизацией, чтобы встреча прошла мирно, выжить в этой встрече. И спастись, когда Вселенная будет гибнуть, создать свою, перебраться туда и жить там хорошо.

Источник

Adblock
detector