Меню

Она укрывала всех от палящих лучей солнца

Доклад на научно-методический совет «Исследовательский поиск на уроках русского языка как одно из условий раскрытия одаренности ребенка»
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Материал предназначен для учителей работающих по теме самообразования, связанной с исследовательской деятельностью

Скачать:

Вложение Размер
doklad_na_nms.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, направленным на развитие творческой личности школьника. По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знания в синтезе с творческими способностями.

Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся применяются современные педагогические технологии, направленные на активизацию и интенсификацию деятельности учащихся. Использование на уроке проблемных ситуаций, применение заданий поискового характера востребованы в сегодняшней школе, так как вся «система рассуждений в процессе выполнения заданий поискового характера – творческий процесс, путь поиска и находок» (Т.В. Напольнова)

В отличие от традиционного обучения, где используется, как правило, р е п р о д у к т и в н ы й метод (работа по образцу), обучение в условиях организованной поисковой деятельности начинается не с усвоения учащимися способов решения частных задач, а с овладения общими способами решения задач определенного класса. В этом случае, сталкиваясь с каждой новой задачей, учащиеся могут определенным образом перестроить известные им способы действия или найти новые (продуктивный метод), соответствующие условиям задачи. Школьники учатся исследовать условия задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможными способами его преобразования. При решении поисковых задач, когда нужно проанализировать новые языковые явления, учащиеся самостоятельно определяют проблему, сами намечают ход решения, подбирают дополнительные языковые факты, выбирают способ решения проблемы, т.е. осуществляют поиск.

Процесс выполнения заданий поискового характера, безусловно, творческий – это своеобразное лингвистическое исследование, рассуждение на лингвистическую тему.

Например, учащимся предлагается поисковая задача.

В чем своеобразие употребления местоимения свой в следующих выражениях: в свое время, в своем роде, на своем месте, не своим голосом, поставить на свое место, мастер своего дела, идти своей дорогой?

В данном случаен вопрос, являясь инструментом самостоятельного анализа языковых явлений, играет существенную роль в процессе решения задачи: он направляет деятельность учащихся.

Прежде чем ответить на вопрос, школьники вспоминают сведения о значении, грамматических признаках и роли местоимения свой в речи, затем выявляют своеобразие приведенных примеров с точки зрения употребления в них этого местоимения.

В процессе решения поисковой задачи учащийся создает текст-рассуждение, что способствует не только выработке навыков анализа, исследования языковых явлений, но и развитию связной речи.

Следует учитывать, что самостоятельный анализ языковых явлений, т. Е . поисковая деятельность, осуществляется именно в ходе решения поисковой задачи. Таким образом, применительно к русскому языку определение поисковой задачи можно сформулировать как задачу, в процессе решения которой учащиеся, самостоятельно анализируя языковые явления, «открывают» новые знания и способы их добывания.

Специально сконструированные задания поискового характера включают проблемные задачи и задания частично поискового характера. Иногда в процессе решения поисковой задачи учащемуся требуется незначительная подсказка учителя. Такую «полусамостоятельную» деятельность можно назвать частично поисковой. Собственно же поисковая деятельность предполагает полню самостоятельность школьника в решении проблемных задач и лежит в основе не только проблемного обучения, но и абсолютного большинства современных педагогических технологий в качестве «сквозного» метода.

Покажем на примере, чем отличается традиционное задание от поисковой задачи.

Извилистая дорожка привела к саду. Вокруг сада шла живая изгородь из орешника. К изгороди часто подлетали птицы. Далеко разносились их голоса. В самом центре сада цвел розовый куст. Он был весь усыпан чудными бутонами. Бутоны каждый день распускались.. Розы цвели. Воздух освежал их. Куст пил живую утреннюю росу и обильный дождь. В глубине сада тянулась тенистая аллея. Она укрывала всех от палящих лучей солнца. Звонко гудел мохнатый шмель. За ним гнался маленький котенок.

Задайте вопросы к выделенным местоимениям.

Укажите их морфологические признаки и роль в предложении.

Частично поисковая задача (содержит незначительную подсказку)

Произведите синтаксический разбор предложений: Далеко разносились их голоса. Воздух освежал их.

В одинаквой ли синтаксической роли употреблены местоимения? Обоснуйте свой ответ.

Сравните предложения: Далеко разносились их голоса. Воздух освежал их.

Что вы можете сказать о синтаксической роли изменяемых слов в этих предложениях?

Уровень сложности ( самостоятельности)

Репродуктивный (работа по образцу)

Полусамостоятельный (частичный) поиск решения

Творческий (самостоятельный) поиск решения

В задании уже содержится четкая инструкция по его выполнению:

1) задать вопросы;

2) определить морфологические признаки;

3) подчеркнуть члены поедложения

Для выполнения этого задания учащиеся вспоминают:

что такое синтаксический разбор;

определяют роль выделенных слов.

-производят операцию сравнения;

-строят устное/письменное высказывание-ответ.

Учащиеся должны самостоятельно решить, какие операции с языковым материалом и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы выполнить задание:

!) найти в предложениях неизменяемые слова и исключить их;

2) определить роль изменяемых слов в предложении;

3) выделить второстепенные члены предложения;

4) сравнить функцию местоимения;

5) сделать вывод;

6)оформить устное/письменное высказывание-ответ.

Существуют разные способы решения задач поискового характера, в том числе и универсально-обобщенные. Обобщенные способы решения поисковых задач включают целую систему логико-лингвистических операций.

МКОУ «Кизлярская гимназия № 1 им. М.В. Ломоносова»

ДОКЛАД НА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ:

Исследовательский поиск на уроках русского языка как одно из условий раскрытия творческой одаренности ребенка

Источник

СОЧИНЕНИЯ

Воды Байкала оказывают влияние на климат и природу вокруг озера. Холодное дыхание озера чувствуешь за несколько километров. По-

этому лето приходит на его берега с опозданием. Здесь можно видеть, как сразу цветут и черемуха, и яблоня.

Кругом Байкала • горы. Вековые кедры, лиственницы, сосны и ели покрывают их. Вершины деревьев смыкаются где-то высоко над головой, образуя сплошной свод. Слой мха такой толстый, что совсем не слышно шагов. Здесь тихо, сумрачно. Много рек и ручьев впадает в Байкал. Вытекает из него только одна красавица Ангара.

Тише дождь — посветлело за окнами. Струится по стеклам. Побежали по дорогам ручьи, омывая грязь и сор.

Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекой семицветная радуга. А дождь сквозь солнце — к грибам, пойдут расти грибы.

Теперь можно босиком бегать по лужам, по мокрой помолодевшей траве!

Туча дальше и дальше. Глуше и глуше гром.

О летнее, июльское утро! Как отрадно бродить на заре по кустам. Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой траве. Воздух напоен свежей горечью полыни, медом, гречихой. Стеной стоит дубовый лес. Он блестит и алеет на солнце. Еще свежо, но уже чувствует-

ся близость жары. Желтеет поспевающая рожь. Узкими полосками краснеет гречиха. Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Колючим зноем пышет воздух. Где бы тут напиться? Вот и источник.

Извилистая дорожка привела к саду. Вокруг сада шла живая изгородь из орешника. К изгороди часто подлетали птицы. Далеко разносились их голоса. В самом центре сада цвел розовый куст. Он был весь усыпан чудными бутонами. Бутоны каждый день распускались. Розы цвели. Воздух освежал их. Куст пил живую утреннюю росу и обильный дождь. В глубине сада тянулась тенистая аллея. Она укрывала всех от палящих лучей солнца. Звонко гудел мохнатый шмель. За ним гнался маленький котенок.

Слова для справок: вокруг, распускались. Приметы

Переливами цветных красок славится июнь месяц. Кругом сочная зелень. Все живое радуется теплу и солнцу. А знаешь ли ты, что по поведению животных и растений можно судить о каждом дне? Пастухи по шерсти овцы могут определить о приближении дождя. Шерсть легко вбирает воду из воздуха. Будет дождливо, если собака ест траву. К дождю лягушки вылезают из воды на берег. В ненастную погоду ду-

Источник

Диктанты 4 класс 4 четверть

Контрольные и проверочные диктанты по русскому языку для 4 четверти 4 класса — разбиты по темам, с грамматическими заданиями для школ России. Объём диктанта для 4 класса 4 четверть – 75 — 95 слов.

Диктант «Весеннее солнце»

На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.
Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.

Объём слов: 91

  1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж: 1-й вариант – в 4-м предложении (Золотые лучи солнца перелетали…);
    2-й вариант – в 5-м предложении (Капельки росы заиграли…).
  2. Разобрать по составу слово: 1-й вариант – загрустила (из 7-го предложения);
    2-й вариант – полетел (из 8-го предложения).

Диктант «Весна в лесу»

Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.
Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи.
Все рады весне!

Объём слов: 88

  1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж: 1-й вариант – во 2-м предложении (Теплые лучи…);
    2-й вариант – в 12-м предложении (На макушке…).
  2. 2. Разобрать по составу слово: 1-й вариант – пробежала;
    2-й вариант – побегут.

Диктант «Полярный день»

С юга прилетаем на самолёте в далёкий северный порт Мурманск. Скоро настанет вечер и стемнеет. Летом на Крайнем Севере темноты не бывает. Солнце днём и ночью ходит по небу кругом.

Зимой солнце совсем не встаёт из-за горизонта. Только звёзды горят на чёрном небе. Иногда полыхает полярное сияние.

Трудно человек привыкает к ночному солнцу. По ночам очень много людей гуляет по улицам. Многие сидят на скамейках. Читают газеты. Рассматривают витрины магазинов. И даже дети находятся ночью на улицах и греются на солнышке.

Объём слов: 81

Грамматическое задание:

  1. Укажите спряжение глаголов в тексте.
  2. Разберите первое предложение по частям речи и членам предложения.
  3. Выпишите три словосочетания с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Диктант «Лесные жители»

Не всякого лесного жителя ты сможешь увидеть. Очень редко мы видим, как промелькнёт рыжий хвост на лугу. Семейство лосей степенно шествует к водопою. Озорной бельчонок прыгает с ветки на ветку в парке.

И только зимой мы видим следы кабанов, зайцев, хорьков и сов. Следопыты находят следы полёвки. Попадаются поваленные деревья у реки. Это работают деловитые бобры.

Егери по следам узнают, какие животные зимой обитают в их лесах. Весной в половодье зверям бывает нужна помощь человека. Помнишь историю деда Мазая и зайцев? И сейчас лесники, охотники, егери спасают зверушек в половодье.

Объём слов: 90

Грамматическое задание:

  1. Укажите спряжение глаголов в тексте.
  2. Разберите первое предложение по частям речи и членам предложения.
  3. Выпишите три словосочетания с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Диктант «Вечер в лесу»

За вершинами леса скрылось солнце. Дышит и оживает земля. Пахнет весенними почками. Показалась из земли зелёная стрелка молодой травы. Заливаются звонкой трелью соловьи в густых деревьях. На вершине старого дуба воркует голубь. Глухо турлычат в прозрачных весенних лужах лягушки. Пролетают над лесом дикие утки.

Страшно ухнул и захохотал филин. Ниже спускается весенняя прохладная ночь.

Объём слов: 54

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста пять глаголов, разберите их по составу, рядом запишите их в неопределённой форме.
  2. Проведите морфологический разбор глаголов дышит, пахнет.
  3. Последнее предложение текста диктанта разберите по частям речи, членам предложения, выпишите словосочетания с вопросами.

Диктант «Волга – кормилица»

Диктант по теме «Правописание личных окончаний глаголов»

Близка река Волга всем россиянам. На Волге в давние времена русские люди вставали на борьбу со своими врагами. Под Сталинградом разбили фашистов.

Называют Волгу рекой – красавицей и рекой-кормилицей. Знаешь почему?

На Волге я Ярославле и Тольятти машины выпускают. Вниз по реке плывут пароходы, проносятся суда на подводных крыльях.

На самоходных баржах везут вниз по Волге легковые и грузовые машины, пшеницу, нефть, сборные дома, станки и рыбу.

Перегородили Волгу большие плотины. Волга даёт электрический ток нашей стране.

Объём слов: 76

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста пять глаголов, разберите их по составу, рядом запишите их в неопределённой форме.
  2. Последнее предложение текста диктанта разберите по частям речи, членам предложения, выпишите словосочетания с вопросами.

Диктант «Рассвет в лесу»

Диктант по теме «Правописание глаголов с -тся, -ться. Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа»

Если ночуешь в лесу, то всегда просыпаешься раньше. Но не потому, что спишь не на мягкой постели. Удивительный мир начинается рядом с твоей палаткой. Вот по лесной тропинке бежит ёжик. Вот краснеет ягодка душистой земляники, и солнечный луч играет на её влажном от росы пушке. Мотылёк проснулся и уже завтракает, погружает в сладкий сон свои губы.

Сидишь у палатки, смотришь вокруг, дышишь и не надышишься лёгким, свежим воздухом. Свежесть росистой травы наполняет бодростью ваше тело.

Объём слов: 75

Грамматические задания:

  1. Выписать из текста глагол, в котором имеется такой состав:
    I вариант – приставка, корень, окончание, суффикс;
    II вариант – приставка, корень, суффикс, окончание.
  2. Обозначить графически однородные сказуемые во всех предложениях.
  3. ВВыписать из текста 2 глагола, в которых:
    I вариант – звуков больше, чем букв;
    II вариант – букв больше, чем звуков.

Диктант «Дуб»

Между березками рос могучий дуб. Кабаны часто питались его плодами. В его ветвях соловей напевал свои песни. Дуб защищал птичку от палящего солнца, листьями укрывал в ненастные дни. Лишь бы не кончалась соловьиная песня!

Только с дятлом не дружил дуб, не любил его стука. Скоро у дерева от червяков и жучков опала листва, кора испортилась.

Доброе сердце было у дятла. Пожалел он горемыку, очистил долгожителя от вредителей.

Объём слов: 67

Грамматические задания:

  1. Разобрать предложения.
  2. Выполнить фонетический разбор.

Диктант «Гроза»

Утро. Я открываю глаза и прислушиваюсь к звукам за окном. Слышны близкие раскаты грома. По стеклу стучат редкие капли дождя. Через открытое окно в комнату проникает лёгкий ветерок и играет с занавеской. Вдруг небо разрезает молния. Всё вокруг озаряется ярким светом. Словно выстрел пушки, ударяет гром. Я вздрагиваю и прячусь под одеяло.

Неожиданно всё смолкает, но это только затишье перед бурей. Дождь вновь барабанит по стеклу, но уже более настойчиво. Я выглядываю из-под одеяла — за окном ливень. В комнате пахнет свежестью.

Вдруг всё прекратилось так же внезапно, как началось. Тучи растянуло, и на небе показалось солнце.

Объём слов: 96

Слова для справок: прислушиваюсь, прекратилось

Грамматические задания:

  1. Выпишите из второго абзаца глаголы. Укажите спряжение, время, число, род, лицо (где возможно).
  2. Выполните синтаксический разбор второго предложения. Выпишите словосочетания.
  3. Выпишите из текста:
    I вариант — сущ. в форме 1-го скл. ж. р. ед. ч. Т. п.;
    II вариант — прил. в форме ед. ч. м. р. Т. п.

Диктант «Родина»

Люблю я тёплым летним деньком прогуляться по окрестностям. Выйдешь в поле, и сердце замирает от красоты. Тёплый ветерок пробегает по бескрайнему жёлтому морю ржи. Созревшие колосья склоняются до самой земли. На обочинах дороги приютились васильки, ромашки. Поднимаешь голову, по небу плывут лёгкие пушистые облака. В голубой выси резвятся шустрые ласточки, по округе разносится их щебет. Смотришь и радуешься, что это твоя Родина!

Объём слов: 62

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста три слова с орфограммой «Безударные личные окончания глаголов». Выделите окончания и определите спряжение.
  2. Выпишите пятое предложение, подчеркните грамматическую основу. Укажите части речи. Выпишите словосочетания.
  3. Разберите по составу слова: бескрайнему, разносится, замирает.

Контрольный диктант «Лесной голосок»

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.

Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка!

Объём слов: 110

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.
  2. Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки:
    Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.

Контрольный диктант «Последние денечки»

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдернуло оно легкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около березки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лед и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал веселый говорливый ручеек. Он бежал и пел свою песенку о весне.

Объём слов: 76

Грамматические задания:

  1. Синтаксический разбор 2 предложения.
  2. Морфологический разбор:
    I вариант – солнце(1 предложение) ,
    II вариант – березки (4 предложение).

Контрольный диктант «Цветёт черёмуха»

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера.

Объём слов: 66

Слова для справок: аромат, замер, боятся.

Грамматическое задание:

1. Указать время глаголов.
2. Выписать из текста глагол в неопределённой форме.
3. Выписать глагол из последнего предложения. Выполнить морфологический разбор.

Контрольный диктант «Вечерняя прогулка»

Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.

Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.

При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид.

Объём слов: 79 слов

Грамматическое задание:

1. Подчеркнуть глаголы в неопределённой форме.
2. Сделать морфологический разбор глагола из последнего предложения.

Итоговый диктант «Летняя прогулка»

Цель диктанта: проверить знания и умения учащихся по изученному материалу курса русского языка в 4 классе.

Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берез. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.

На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенек у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле!

Объём слов: 80

Грамматическое задание:

  1. Сделайте морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола, местоимения.
  2. Разберите по членам предложения любое предложение.
  3. Разберите по составу (по частям слова) любое существительное, прилагательное, глагол, наречие.
  4. Выполните фонетический разбор слов: солнце, мягкого, деревья.

Итоговый диктант «Последние денёчки»

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно бегут ребятишки по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

Объём слов: 76

Грамматическое задание:

  1. В последнем предложении выдели основу, выпиши словосочетания, над каждым словом укажи части речи.
  2. Разбери по составу слова природа, пришкольный, приветливый.

Итоговый диктант «Весенний звон»

Рубежный контрольный диктант объемом в 76 слов проводится с целью выявления прочности знаний у учащихся по русскому языку, а также умений использовать навык безошибочного воспроизведения слуховой информации.

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зеленого тумана по широкому лугу. Стоят теплые и тихие вечера. Я прислушался к вечерней тишине. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывет звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с березовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда.

Возвратились из теплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

Объём слов: 76

Слова для справок: поверхность, прислушался.

Грамматическое задание:

  1. Первое предложение разобрать по членам.
  2. В 9 предложении определить склонение, падеж и число существительных.
  3. Выписать глаголы настоящего времени, определить спряжение.

Словарные диктанты

Словарный диктант

Район, революция, решать, сверкать, свитер, секрет, совсем, аккуратно, биография, искусство, правительство, памятник, портрет, минута, сочинение. (15 слов)

Словарный диктант

Памятник, похожий, охотник, надежда, пассажир, портрет, обида, отечество, оборона, печаль, пейзаж, огонь, перрон, одиннадцать, болото. (15 слов)

Источник

Читайте также:  Не получается что открываешь солнце
Adblock
detector