Тактический РК «Луна-М» с неуправляемой БР 9М21
Основное предназначение ТРК «Луна-М» — уничтожение живой силы, техники, вооружения и укрепленных сооружений, находящихся в тактической зоне обороны противника.
В 61 году Советская армия принимает на вооружение РК «Луна». Состав нового ракетного комплекса:
— СПУ 2П16;
— ракета 3Р9 – 3Р10;
— Кран К-51 для загрузки ракет;
— Транспортировочная машина 2У663 с 2-мя ракетами.
Основные характеристики:
— ядерная БЧ 3Н14;
— СПУ 2П16 гусеничного исполнения на базе танка ПТ-76Б;
— дальность действия ракет 32-45 километров;
— КВО 800-2000 метров;
— вес СПУ 18 тонн;
— вес ракеты 2150-2300 килограмм;
— скорость хода до 40 км/ч.
В ходе испытаний и дальнейшего использования был выявлен ряд недостатков, комплекс постоянно дорабатывался. В 1961 году СМ СССР принял постановление о начале работ по модернизации комплекса, с устранением выявленных недостатков и повышенной дальностью действия ракетного комплекса.
Работы по модернизации привели конструкторов к созданию нового комплекса:
— создана новая ракета 9М21;
— создана новая ПУ на колесном шасси;
— создана новая машина для транспортировки.
Модернизированный комплекс получает имя «Луна-М».
Первое испытание ракеты 9М21 модернизированного тактического комплекса «Луна» состоялось в конце 1961 года, а в массовое производство комплекс поступил в 64 году. Производство осуществлял завод «Баррикады».
Тактический РК «Луна-М» в Советском союзе стал одним из самых массовых в своем сегменте. На 86 год, данных комплексов было выпущено около 750 единиц.
Экспортный вариант данного комплекса 9К52ТС, без ракет с ядерной боевой частью, был разработан в 68 году. Основные зарубежные пользователи: Ирак, КНДР, Куба, Египет. Всего около 15 государств взяли на вооружение данный комплекс.
Первое боевое крещение комплекса состоялось за рубежом, в арабо-израильском военном конфликте 73 года. Комплекс участвовал в боевых действиях в Афганистане, ирано-иракском конфликте в 80 годах, в боевых действиях в Заливе 91 года.
Один из недостатков ТРК «Луна-М» — небольшая точность стрельбы, используя даже ядерный боеприпас не было гарантии в уничтожении бронированных и хорошо укрепленных КП противника.
Это привело в 66 году к выходу постановления СМ СССР о начале работ по созданию ракеты с КВО не более 0.5 километра. Но первые же испытания «Луна-3» показали еще большее КВО.
Работы признаются неудовлетворительными, и дальнейшая разработка прекращается.
Еще одна модернизация «Луна-МВ», начатая по решению СМ СССР в 62 году, дошла до процесса создания прототипов. Однако трудности, испытанные при реализации проекта в 65 году приводят к прекращению работ над «Луна-МВ».
ТРК «Луна-М» в зарубежных источниках носит название «FROG-7».
ТРК «Луна-М» состоит из:
— баллистической ракеты 9М21;
— пусковой установки 9П113, шасси ЗИЛ-135ЛМ;
— машины для транспортировки ракет 9Т29, шасси ЗИЛ-135ЛТМ.
Первое преимущество «Луна-М» пред «Луна» — кран для заряжания боезапаса ракет был выполнен на пусковой установке. Это дало возможность отказаться от отдельного крана.
Грузоподъемность гидромеханического собственного крана – 3000 килограмм.
Увеличилась скорость передвижения комплекса, она составила 60 км/ч, за счет колесного шасси и более устойчивого исполнения ПУ. Весь комплекс имеет очень высокую проходимость пересеченной местности.
Пусковая ТРК «Луна-М» рассчитана на выполнение 200 пусков баллистических ракет. Фиксация ПУ для выполнения пуска ракет обеспечивается четырьмя опорами с домкратами винтового исполнения. Пусковая 9П113 снабжена гидроприводным устройством для управления направляющей ракеты и обеспечена аппаратурой предстартовой подготовки.
В состав оборудования ПУ входят:
— оборудование связи;
— оборудование для ориентирования и навигации;
— оборудование для обеспечения жизнеобеспечения;
— оборудования для подачи электроэнергии;
Ракета для использования в комплексе создавалась в различных вариантах:
— 9М12Б имеющая ядерную БЧ 9Н32;
— 9М21Ф имеющая осколочно-фугасную БЧ 9Н18Ф;
— 9М21Г имеющая химическую БЧ 9Н18Г;
— 9М21Д имеющая агитационную БЧ 9Н18А.
БЧ 9Н18Ф имела 200 килограмм ТГА-40/60 и обеспечивала при подрыве образование 15 тысяч осколков. В 69 году на вооружение комплекса поступает новая БЧ 9Н18К кассетного типа. Вес БЧ 420 килограмм, 42 поражающих элемента весом по 7.5 килограмм каждый. Поражающая эффективность живой силы противника обеспечивалась не нескольких гектарах.
Ракеты с ядерной боеголовкой не имели оборудования для поддержания температурных параметров хранения, поэтому в комплексе имелись специальные термочехлы. Чехлы имели электрообогрев, с датчиком температуры, который включал или выключал электрообогрев при достижении определенных температур. Количество чехлов равнялось количеству ракет.
Для прогрева ГЧ, в комплексе имелся бензоагрегат, который располагался с левой стороны ПУ между 3-м и 4-м мостом.
9М21 имеет три твердотопливных двигателя: стартовый, маршевый и проворотный.
Различная дальность полета достигается при помощи тормозных щитков и угла направляющей при пуске ракеты.
Двигатель для производства старта ракеты расположен по диаметру сопла маршевого двигателя. Обеспечивает движение ракеты по направляющей пусковой установки. Начало работы стартового двигателя обеспечивается проникающими газами, от маршевого двигателя проходящими по спецотверстиям. Стартовый двигатель имеет заряд из пороховых шашек РСИ-60. Шашки располагаются по три в ряд, по окружности.
Маршевый двигатель обеспечивает достижение заданной дальности полета. Работает на активной траектории полета, конечную траекторию полета ракета проходит по инерции.
Маршевый двигатель имеет заряд из шашек с особым порохом НМФ-2. Торцы шашек имеют бронирование, что поддерживает во всем заряде процесс горения и дополнительно выполняют центровку ракеты.
Заряд МД поделен на две части. Каждая из них удерживается в РДТТ собственными диафрагмами. Такое размещение заряда уменьшает почти вдвое нагрузку на крепления.
На работу маршевого двигателя влияет начальные температурные характеристики заряда. Они также влияют на величину тяги маршевого двигателя. Один из способов устранения данных влияний – внесение соответствующих поправок в угол подъема направляющей ракеты.
Кроме того, имеются втулки для разных температурных характеристик: с увеличенным сечением для больших температур и с уменьшенным — для низких.
Проворотный двигатель обеспечивает компенсацию момента, который возникает при отклонении вектора тяги, расположен в точке равновесия ракеты. Также как и стартовый двигатель имеет пороховой заряд РСИ-60. Время работы проворотного двигателя 0.4 секунды. Начало работы – сход ракеты с направляющей.
Хвостовая часть 9М21 оборудована стабилизаторами для обеспечения устойчивости полета.
При проведении расчетов для запуска ракеты необходимо учитывать полевые метеоусловия: направление ветра и скорость ветра на высотах. Для получения этих данных производят вертикальный выстрел из баллистического оружия. По падению баллистических пуль определяют направление и скорость ветра.
Основные характеристики ТРК «Луна-М»:
— дальность действия до 70 километров;
— мертвая зона до 15 километров;
— масса ПУ 16400 килограмм;
— вес ракеты – 2500 килограмм;
— скорость ракеты 1.2 км/с;
— команда ПУ 5 человек;
— команда транспортной машины 2 человека.
— проходимость: подъем до 30 градусов, брод до 1.2 метра глубиной.
Дополнительная информация
Имелись средства для обеспечения безопасности применения ракет с ядерной боеголовкой. ТРК «Луна-М», способный к применению данных ракет, обеспечивался кодовыми блокирующими устройствами.
Источник
Тактический ракетный комплекс 2К6 «Луна»
С начала пятидесятых годов в нашей стране велась разработка нескольких тактических ракетных комплексов, способных применять вооружение со специальными боевыми частями. В рамках первых проектов были достигнуты определенные успехи, однако требовалось продолжать развитие имеющихся систем с целью повышения основных их характеристик. К концу пятидесятых годов одним из основных результатов работ стало появление комплекса 2К6 «Луна».
Предварительные работы по перспективному ракетному комплексу с улучшенными характеристиками начались в 1953 году. Новым проектом занимались специалисты НИИ-1 (ныне Московский институт теплотехники) под руководством Н.П. Мазурова, уже имевшие определенный опыт создания тактических ракетных комплексов. В перспективном проекте планировалось использовать имеющийся опыт, а также некоторые новые идеи. С их помощью предполагалось повысить основные характеристики, в первую очередь дальность стрельбы. Параллельно с НИИ-1 новую проблематику изучали создатели ядерных вооружений. Их исследования показали, что при текущем уровне технологий можно создать ядерный боезаряд тактического предназначения, который уместится в корпус ракеты диаметром не более 415 мм.
В 1956 году в соответствии с постановлением Совета министра СССР стартовала полноценная разработка нового проекта. Перспективный ракетный комплекс получил обозначение 2К6 «Луна». В самое ближайшее время требовалось выполнить проектирование новой системы, и затем представить опытные образцы различных компонентов комплекса. Благодаря широкому использованию существующих изделий и имеющегося опыта проект был разработан и защищен к маю 1957 года.
В составе перспективного ракетного комплекса предлагалось использовать набор различных изделий и компонентов. Основной машиной комплекса «Луна» должна была стать самоходная пусковая установка С-125А «Пион». В дальнейшем она получила дополнительное обозначение 2П16. Также предлагалось использование самоходной заряжающей установки С-124А. Две эти машины должны были строиться на базе гусеничного шасси легкого плавающего танка ПТ-76 и отличаться составом специального оборудования. Также вместе с гусеничными бронемашинами должны были эксплуатироваться несколько типов колесной техники: транспортировщики, краны и т.д.
Разработка самоходной пусковой установки и транспортно-заряжающей машины была поручена ЦНИИ-58. В качестве основы для этой техники предлагалось использовать шасси танка ПТ-76. Оно представляло собой гусеничную бронемашину с легким противопульным и противоосколочным бронированием, построенным по классической компоновке. В связи с тактической ролью базового танка шасси оснащалось не только гусеничным движителем, но и кормовыми водометами для перемещения по воде. В ходе перестройки по новым проектам шасси должно было получать набор необходимых агрегатов.
В кормовом отсеке шасси располагался дизельный двигатель В-6 мощностью 240 л.с. При помощи механической трансмиссии крутящий момент мог передаваться на ведущие колеса гусениц или на водометные движители. В составе ходовой части имелось по шесть опорных катков на каждом борту. Использовалась индивидуальная торсионная подвеска. Силовая установка и ходовая часть позволяли плавающему танку развивать скорость до 44 км/ч на суше и до 10 км/ч на воде. В роли самоходной пусковой установки гусеничное шасси отличалось немного меньшей подвижностью, что было связано с необходимостью сокращения негативных воздействий на перевозимую ракету.
В ходе переоборудования по новому проекту имеющееся шасси лишалось исходного боевого отделения, на месте которого помещались некоторые новые агрегаты, в том числе места некоторых членов экипажа. Пусковая установка 2П16 могла перевозить экипаж из пяти человек, управлявших ею. Основная масса новых агрегатов монтировалась на крыше и кормовом листе корпуса. Так, на наклонном лобовом листе располагались шарнирные крепления для поддерживающего устройства пусковой установки, а на корме имелись домкраты для удержания машины в нужном положении во время стрельбы.
Конструкция пусковой установки машины С-125А основывалась на идеях, ранее использовавшихся в проекте 2К1 «Марс». На погоне крыши помещалась поворотная платформа, доходившая до кормовой части корпуса. В кормовой ее части находились опоры для шарнирной установки пусковой направляющей, а в передней имелись приводы вертикального наведения. Приводы пусковой установки позволяли осуществлять наведение в пределах горизонтального сектора шириной 10°. Максимальный угол возвышения составлял 60°.
На поворотной платформе устанавливалась качающаяся направляющая для ракеты. Она была выполнена в виде основной балки длиной 7,71 м, соединенной с дополнительными боковыми удерживающими устройствами. Для соединения трех балок пусковой направляющей использовались детали сложной формы, при помощи которых обеспечивалось свободное прохождение стабилизаторов ракеты. Подобная конструкция направляющей, как и в случае с комплексом «Марс», придавала пусковой установке характерный внешний вид.
Самоходная пусковая установка 2П16 должна была иметь боевую массу в пределах 18 т. В дальнейшем, благодаря тем или иным доработкам, этот параметр неоднократно изменялся в сторону уменьшения. Бронемашина без ракеты весила не более 15,08 т. На артиллерийскую часть и боеприпас, в зависимости от его модификации, приходилось не более 5,55 т веса машины. Имея 240-сильный двигатель, пусковая установка могла развивать скорость до 40 км/ч на шоссе. При этом допускалась транспортировка ракеты. Во избежание повреждение ракеты скорость на пересеченной местности не должна была превышать 16-18 км/ч.
Заряжающая машина С-124А вместо пусковой установки должна была получать средства для перевозки двух ракет комплекса «Луна» и кран для их перегрузки на пусковую установку. Максимальная унификация по шасси позволяла без каких-либо проблем параллельно эксплуатировать бронемашины двух типов различного назначения. Кроме того, совместная работа ТЗМ и пусковой установки должна была обеспечивать боевое применение ракетного вооружения.
Для использования комплексом 2К6 «Луна» были разработаны неуправляемые баллистические ракеты двух типов – 3Р9 и 3Р10. Они имели максимально возможную унификацию, отличаясь типом боевых частей и, как следствие, назначением. Обе ракеты имели цилиндрический корпус диаметром 415 мм, внутри которого помещался двухкамерный твердотопливный двигатель типа 3Ж6. Как и в предыдущих проектах, двигатель имел две отдельные камеры, помещенные одна за другой внутри корпуса. Головная камера двигателя получила набор сопел, расположенных с наклоном и отводящих газы в стороны от корпуса, а также раскручивающих ракету, а хвостовая имела традиционный сопловой аппарат, дающий вектор тяги, параллельный оси изделия. Две камеры снаряжались зарядами твердого топлива общим весом 840 кг. Такого запаса топлива хватало на 4,3 с работы.
На хвостовой части корпуса помещались четыре трапециевидных стабилизатора. Для поддержания вращения ракеты в полете стабилизаторы устанавливались под углом и могли раскручивать изделие под напором набегающего потока. Размах стабилизатора – 1 м.
Ракета 3Р9 получила калиберную фугасную боевую часть. Внутри корпуса диаметром 410 мм с коническим головным обтекателем помещался заряд взрывчатого вещества. Общий вес такой боевой части составлял 358 кг. Длина изделия 3Р9 составляла 9,1 м, стартовый вес – 2175 кг. Ракета с фугасной боевой частью, отличаясь сравнительно малым весом, имела большую максимальную скорость, положительно сказывавшуюся на дальности стрельбы. При помощи ракеты 3Р9 можно было поражать цели на дальностях от 12 до 44,5 км. Круговое вероятное отклонение достигало 2 км.
Для ракеты 3Р10 была разработана специальная боевая часть 3Н14 с зарядом типа 901А4, созданным в КБ-11. Из-за ограничений, накладываемых ядерным боезарядом, боевая часть имела увеличенный максимальный диаметр и иную форму. В корпусе с коническим обтекателем и хвостовой частью в виде усеченного конуса, имеющем максимальный диаметр 540 мм, помещался боезаряд мощностью 10 кт. Масса изделия 3Н14 составляла 503 кг. Из-за крупной надкалиберной боевой части длина ракеты 3Р10 достигала 10,6 м, стартовый вес – 2,29 т. Для использования с ракетой, оснащенной специальной боевой части, был разработан специальный чехол с электрическим подогревом, необходимый для поддержания требуемых условий хранения боезаряда.
Увеличение массы в сравнении с неядерным изделием негативно сказалось на основных характеристиках. На активном участке длиной 2 км ракета 3Р10 набирала скорость, позволяющую поражать цели на дальностях не более 32 км. Минимальная дальность стрельбы составляла 10 км. Параметры точности обеих ракет были схожими, однако в случае с ядерной 3Р10 высокое КВО частично компенсировалось повышенной мощностью боевой части.
Ракеты не имели систем управления, из-за чего их наведение на цель осуществлялось при помощи пусковой установки. Ввиду невозможности изменения параметров работы двигателя дальность стрельбы регулировалась углом возвышения направляющей. На развертывание пусковой установки после прибытия на огневую позицию требовалось не более 7 минут.
Для обеспечения боевой работы тактических ракетных комплексов 2К6 «Луна» была разработана передвижная ремонтно-техническая база ПРТБ-1 «Степь». В состав этой базы входило несколько автомобилей с различным оснащением, которые могли перевозить ракеты и боевые части, а также осуществлять их сборку в полевых условиях. Разработка проекта «Степь» началась в СКБ-211 завода «Баррикады» весной 1958 года. В следующем году проект дошел до стадии строительства прототипов. Изначально комплекс «Степь» предлагался для использования с ракетным комплексом 2К1 «Марс», но ограниченный выпуск последних привел к тому, что передвижная база стала работать с ракетами «Луны».
Весной 1957 года завершилась разработка основных элементов перспективного ракетного комплекса. В мае вышло постановление Совмина о строительстве опытной техники и последующих ее испытаниях. В следующем году несколько предприятий, занятых в проекте «Луна», представили на испытания новые изделия различных типов. В 58-м начались испытания новых ракет и полигонные проверки новейшей техники. Основные проверки проводились на полигоне Капустин Яр.
Осенью 1958 года был пересмотрен состав техники, входящей в состав ракетного комплекса. В ходе посещения полигона первыми лицами государства поступило указание об отказе от дальнейших работ над транспортно-заряжающей машиной. Высокопоставленные чиновники посчитали этот образец излишним и приводящим к недопустимому удорожанию комплекса. Весной 59-го появилось техническое задание на разработку транспортной машины 2У663. Она представляла собой тягач ЗИЛ-157В с полуприцепом, оснащенным креплениями для перевозки двух ракет 3Р9 или 3Р10. Также создавался полуприцеп 8Т137Л, не прошедший испытания по причине недостаточной прочности. В начале шестидесятых появился улучшенный вариант транспортировщика с обозначением 2У663У.
В соответствии с новыми указаниями, обслуживание пусковых установок планировалось осуществлять при помощи вспомогательной техники на базе колесных грузовиков. На позицию для перезарядки ракеты предлагалось подвозить при помощи полуприцепов-транспортировщиков, а перегрузка должна была осуществляться автокраном. При некоторых проблемах и минусах такой подход к эксплуатации ракетного комплекса позволял сэкономить на производстве полноценных ТЗМ на гусеничном шасси.
В конце пятидесятых годов была предпринята попытка разработать новые самоходные пусковые установки на основе существующих колесных шасси. Так, в проекте Бр-226 предлагалось монтировать пусковую установку на четырехосную плавающую машину ЗИЛ-134 или на аналогичное шасси ЗИЛ-135. Оба варианта пусковой установки, получившей обозначение 2П21, представляли определенный интерес, однако не вышли из стадии испытаний. Они появились слишком поздно, чтобы заказчик мог посчитать их приемлемой заменой для оригинальной гусеничной машины. Разработка второй версии колесной пусковой установки была прекращена в связи с появлением проекта «Луна-М».
В течение 1958 года специалисты промышленности и военного ведомства провели все необходимые испытания новой техники и ракет. Проверки на полигоне Капустин Яр позволили выявить список необходимых доработок. В частности, высказывались претензии к боевой массе машин 2П16. К моменту начала серийного производства вес этой техники с ракетой удалось сократить до 17,25-17,4 т. После всех доработок ракетный комплекс вновь нуждался в некоторых проверках, в том числе в условиях, приближенных к реальным.
В начале 1959 года появилось распоряжение об отправке нескольких тактических ракетных комплексов 2К1 «Марс» и 2К6 «Луна» на Агинский полигон Забайкальского военного округа. Во время таких проверок самоходные машины двух типов показали свои возможности на имеющихся трассах, а также провели запуски ракет. Комплекс «Луна» израсходовал шесть ракет, доказав возможность работы в сложных метеоусловиях и при низких температурах. В то же время, по результатам испытаний появился новый список требований по модернизации техники и ракет.
Весной и летом того же года прошли испытания доработанных ракет 3Р9 и 3Р10, отличавшихся повышенной точностью и большей надежностью. Кроме того, параллельно велась доработка самоходной техники, используемой в составе ракетного комплекса. К концу года комплекс «Луна» достиг приемлемого состояния, что привело к появлению нового распоряжения со стороны заказчика, на этот раз о выпуске серийной техники.
В последних числах декабря 1959 года вышло постановление Совмина СССР о начале серийного производства техники нового комплекса. К середине января следующего года завод «Баррикады» должен был представить пять первых комплектов техники. Эту технику планировалось отправить на государственные испытания. В указанный срок промышленность представила необходимое количество самоходных пусковых установок, транспортных машин, автокранов и т.д.
С января по март 1960 года на нескольких полигонах Московской и Ленинградской области велись испытания перспективных систем. Одни полигоны использовались в качестве трассы для проверок, тогда как другие были задействованы в стрельбах. За время испытаний техника прошла около 3 тыс. км. Также было выполнено 73 стрельбы ракетами двух типов. По результатам государственных испытаний тактический ракетный комплекс 2К6 «Луна» был принят на вооружение ракетных войск и артиллерии.
До конца 1960 года завод «Баррикады» выпустил 80 самоходных пусковых установок 2П16. Также планировался выпуск сотни транспортных машин 2У663, однако было построено лишь 33. Производство комплексов «Луна» продолжалось до середины 1964 года. За это время, согласно разным источникам, было построено от 200 до 450 пусковых установок и определенное количество вспомогательной техники. Поставки в строевые части сухопутных войск начались в 1961 году. Специально для эксплуатации комплексов «Луна» при танковых и мотострелковых дивизиях формировались ракетные дивизионы в составе двух батарей. Каждая такая батарея располагала двумя машинами 2П16 «Тюльпан», одним транспортировщиком 2У663 и одним автокраном.
В октябре 61-го ракетное подразделение из состава Прикарпатского военного округа приняло участие в учениях на Новой Земле, в ходе которого было выполнено пять стрельб ракетами 3Р10, в том числе одной со специальной боевой частью. В ходе этих учений комплекс 2К6 «Луна» использовался вместе с передвижной ремонтно-технической базой ПРТБ-1 «Степь».
Осенью 1962 года на Кубу были доставлены 12 комплексов «Луна» с боекомплектом в 60 ракет и некоторым количеством специальных боевых частей. В дальнейшем, по-видимому, эта техника была передана армии дружественного государства, которая продолжила ее эксплуатацию. Имеются сведения о доработке пусковых установок и ракет. Точный характер этих доработок неизвестен, однако сохранившиеся образцы имеют некоторые заметные отличия от оригинальных систем советского производства. Что касается специальных боевых частей, то они были вывезены с Кубы после завершения Карибского кризиса.
Вскоре после кубинских событий состоялась первая официальная публичная демонстрация комплекса «Луна». В ходе парада на Красной площади 7 ноября были показаны несколько образцов пусковой установки 2П16 с макетами ракет. В дальнейшем подобная техника неоднократно участвовала в парадах.
После выполнения заказа собственных вооруженных сил оборонная промышленность начала выпуск комплексов 2К6 «Луна» в интересах зарубежных армий. В шестидесятых и семидесятых годах некоторое количество такой техники было передано ряду дружественных государств: ГДР, Польше, Румынии и КНДР. В случае с Северной Кореей имела место поставка 9 пусковых установок с необходимой вспомогательной техникой и ракетами с конвенциональными боевыми частями. В Европе развертывались комплексы с ракетами обоих совместимых типов, однако специальные боевые части не передавались местным военным и находились в хранилищах советских баз.
Вскоре после принятия комплекса «Луна» на вооружение стартовала его модернизация. Через три года на вооружение приняли улучшенную систему 9К52 «Луна-М». Развитие ракетной техники, появление новых комплексов и освоение перспективных технологий привело к тому, что со временем система «Луна» в исходной конфигурации перестала отвечать существующим требованиям. В 1982 году было принято решение о снятии этого комплекса с вооружения. Эксплуатация подобной техники в зарубежных армиях продолжалась и позже, но тоже со временем в основном прекратилась. По некоторым данным, сейчас комплексы 2К6 «Луна» остаются на вооружении только в Северной Корее.
После снятия с вооружения и списания большинство машин «Луна» отправилось на утилизацию. Тем не менее, в нескольких отечественных и зарубежных музеях присутствуют экспонаты в виде машин 2П16 или макетов ракет 3Р9 и 3Р10. Особый интерес представляет экспонат, хранящийся в Музее военной техники Гаваны (Куба). Ранее он эксплуатировался кубинскими войсками, а также подвергся некоторой доработке силами местных специалистов. После выработки ресурса эта машина отправилась на вечную стоянку в музей.
2К6 «Луна» с пусковой установкой 2П16 «Тюльпан», а также ракетами 3Р9 и 3Р10 стал первым отечественным тактическим ракетным комплексом, дошедшим до полноценного серийного производства и массовой эксплуатации в войсках. Появление подобной техники с достаточно высокими характеристиками в требуемых количествах позволило провести полноценное развертывание с заметным влиянием на ударный потенциал войск. Проект «Луна» позволил решить имеющиеся задачи, а также создать задел для дальнейшего развития ракетных вооружений. Те или иные идеи, заложенные в нем, впоследствии использовались при создании новых ракетных комплексов тактического звена.
Источник